Научная статья на тему 'РОЛЬ СКЛАДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКИ'

РОЛЬ СКЛАДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реверсивная логистика / оптимизация / обратные логистические процессы / reverse logistics / optimization / reverse logistics processes

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — К.С. Дегтярёва, Е.Н. Полешук

В статье представлена роль склада в организации движения возвратных потоков. Особое внимание уделено важности аккумулирования информации о товаре во время его движения по обратной цепи поставок. Также описаны преимущества, которые может достичь организация при реализации эффективной реверсивной логистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF WAREHOUSES IN ORGANIZATION OF REVERSE LOGISTICS

The article presents the role of the warehouse in organizing the movement of return flows. Particular attention is paid to the importance of accumulating information about a product during its movement along the reverse supply chain. It also describes the benefits that an organization can achieve by implementing effective reverse logistics.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СКЛАДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКИ»

Секция «Актуальные проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

УДК 330

РОЛЬ СКЛАДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ РЕВЕРСИВНОЙ ЛОГИСТИКИ

К.С. Дегтярёва Научный руководитель - Е.Н. Полешук

УО «Белорусский государственный экономический университет» Республика Беларусь, 220070, г. Минск, Партизанский проспект, 26 E-mail: d.chris.3610@gmail.com

В статье представлена роль склада в организации движения возвратных потоков. Особое внимание уделено важности аккумулирования информации о товаре во время его движения по обратной цепи поставок. Также описаны преимущества, которые может достичь организация при реализации эффективной реверсивной логистики.

Ключевые слова: реверсивная логистика, оптимизация, обратные логистические процессы.

ROLE OF WAREHOUSES IN ORGANIZATION OF REVERSE LOGISTICS

K.S. Degtyareva Scientific Supervisor - E.N. Poleshuk

EI "Belarusian State Economic University" 26, Partizanskiy Avenue, Minsk, 220070, Republic of Belarus E-mail: d.chris.3610@gmail.com

The article presents the role of the warehouse in organizing the movement of return flows. Particular attention is paid to the importance of accumulating information about a product during its movement along the reverse supply chain. It also describes the benefits that an organization can achieve by implementing effective reverse logistics.

Keywords: reverse logistics, optimization, reverse logistics processes.

Существует распространенное заблуждение, что реверсивная логистика - это нерентабельный и дорогостоящий процесс. Многие люди воспринимают возвращенные продукты как отходы. Для ритейлеров возврат товара происходит постоянно. Покупатели возвращают продукты или коллекции прошлого сезона снимаются с полок и направляются в аутлет.

Сегодняшние потребители чувствуют себя вправе вернуть товар, который им не нужен, поэтому распределительные центры и склады сталкиваются с необходимостью иметь хорошо оптимизированную стратегию реверсивной логистики. В противном случае они не смогут эффективно управлять возвращенными предметами [1].

В складской отрасли возвратный логистический процесс является сложным, поэтому многие компании остаются неготовыми к работе с большим объемом возвратов. Далее в статье будет представлена роль складов в реверсивной логистике.

Реверсивная логистическая система предполагает движение товаров от потребителя (точки потребления) к продавцу/производителю (точке происхождения). Цель движения -либо надлежащее удаление отходов, либо возвращение ценности.

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2021. Том 3

Затраты, связанные с возвратом продукции, могут быть до 2 раз больше, чем при обработке первоначальной прямой отгрузки. Оптимизируя возвратный логистический процесс на складе, можно снизить уровень запасов возвращенных товаров, минимизировать время и затраты, связанные с обработкой возвращенных товаров, максимизировать удовлетворенность клиентов и сократить время утилизации продукта. Если все сделано правильно, это может стать отличным способом увеличить продажи, привлечь больше лояльных клиентов и в конечном итоге получить конкурентное преимущество на рынке.

Первое, что нужно сделать при оптимизации процесса реверсивной логистики, - это выделить место для хранения возвращаемой продукции. Чтобы максимально эффективно управлять процессом возврата, менеджер склада должен рассмотреть вопрос об оптимизации или расширении складских площадей. Обратный логистический процесс обычно требует дополнительных 15% -20% пространства, необходимого для традиционных логистических процессов, из-за непредсказуемого объема возвращаемой продукции [2].

Недвижимость может быть дорогой, в то время как склады часто заполнены запасами, ожидающими обработки, продажи или перепродажи. Стремясь оптимизировать обратные логистические процессы, менеджеры складов должны помнить о том, чтобы заранее распределять персонал и пространство для обработки возвратов. Опираясь на правильные технологии и данные для оптимизации и распределения пространства на складе, менеджеры склада могут упростить последний этап обратной цепочки поставок.

Определение того, где хранить товары на складе, имеет большее значение. Очень важно иметь стратегически организованный и целенаправленный склад, потому что он дает сотрудникам возможность максимизировать пространство, имея при этом информацию о местоположении каждого товара.

После того, как были выделены области для возврата продукта, очень важно классифицировать их по мере поступления.

Оценка эффективности путем отслеживания правильных ключевых показателей эффективности - КР1 - который, по сути, является инструментом, помогающим измерить, насколько успешны инициативы по оптимизации склада. Эти ключевые показатели эффективности позволят контролировать возвратный логистический процесс и определять, как улучшить возвратные логистические операции.

Чтобы получить максимальную отдачу от КР1, необходимо сегментировать товары по причине возврата. Эта сегментация товара позволяет менеджерам склада анализировать причины более высоких возвратов в соответствии с причиной возврата. Например, когда существует высокая норма возврата из-за неправильной отправки товаров покупателям, это может быть признаком проблем в процессе комплектации склада.

Возврат клиентов будет происходить всегда. Но чтобы потенциально уменьшить объем непредсказуемых возвратов, необходимо иметь строгую политику возврата. Клиентам фулфилмент-центров и складов важно установить четкую и строгую политику возврата, чтобы иметь больший контроль над всем процессом реверсивной логистики. Такая политика обслуживания клиентов включает в себя более короткий период приема возвратов или взимание дополнительных расходов за сбор возвращенных товаров. Наличие строгой политики возврата будет свидетельствовать о доверии как к поставщику, а также поможет сократить количество возвратов в распределительном центре и на складе. Кроме того, это повысит вероятность того, что товар вернется на склад в хорошем состоянии [3].

При оптимизации складских процессов важным компонентом является такая технология, как усовершенствованная система управления складом. Использование носимых устройств и решений для мобильности складов может быть наиболее подходящим решением для оптимизации возвратного логистического процесса.

Например, использование ручных сканеров позволяет операторам складов экономить энергию и время на ручную проверку каждого возвращаемого товара. Такие технические

Секция «Актуальные ароблемы в логаатиае и управлении цепями поставок»

решения снижают вероятность человеческой ошибки. Когда дело доходит до носимых устройств, голосовые гарнитуры ценны тем, что они обеспечивают громкую связь. Это оставляет работникам склада две свободные руки для проверки и определения состояния каждого возвращенного продукта и повышает общую безопасность склада.

Возвратный логистический процесс начинается в тот момент, когда клиент решает вернуть купленный товар. Когда товар начинает свой путь к централизованному пункту возврата, сотрудники склада могут подготовить свои первоначальные оценки с помощью локального скрининга, пока товар находится в пути. Поврежден ли предмет? Можно ли его починить? Нужно ли его выбрасывать целиком или сдавать на слом по частям? Получение ответов на эти вопросы при отслеживании доставки товара, его доставки и информации о штрих-кодах обеспечит прозрачность перемещения товара по всей обратной цепочке поставок. Это помогает более эффективно направлять отправку в нужный канал возврата клиента.

Проводя немедленную оценку каждого возвращенного товара, подтверждая его состояние и обмениваясь данными в режиме реального времени, можно быстрее принимать важные решения. Чтобы оптимизировать этот процесс, сотрудники склада могут использовать мобильные компьютеры, сканеры штрих-кодов и визуальную сортировку для облегчения сбора данных в режиме реального времени. Информация, собранная в пути, может быть передана персоналу на складском этаже рядом с получением возвращенных товаров. Это сократит время пребывания товара в обратной цепочке поставок и повысит эффективность [4].

Инновационные технологии (особенно сканеры штрих-кодов) могут отслеживать каждый товар на протяжении всего его обратного пути. С информацией, записанной в режиме реального времени, производители могут быть уверены, что товар, который должен вернуться обратно в силу своих особенностей, уже в пути. Это предотвращает потерю возвращенных товаров в процессе работы, гарантируя, что они окажутся в конечном пункте назначения.

Все данные, собранные о возвращенном элементе, могут быть использованы для определения наилучшего способа восстановления его стоимости. Это также определит, куда товар будет отправлен в следующий раз для надлежащей утилизации, переработки или повторного использования. Розничные торговцы и производители могут повысить удовлетворенность клиентов, предотвращая неправильное обращение с возвращаемыми товарами.

Для некоторых организаций самой большой проблемой является нестандартное мышление. Несмотря на то, что процесс обработки возвратов все еще остается необходимым, но нежелательным вспомогательным процессом для многих организаций, который имеет тенденцию увеличивать сопротивление изменениям. Это еще одна причина, по которой любая организация, стремящаяся оптимизировать свои возвратные логистические операции, должна использовать структурированный проектный подход, который включает в себя все вышеперечисленные элементы.

Библиографические ссылки

1. Логистика и управление цепями поставок: учебное пособие / О.В. Ерчак и др., Минск: БГЭУ, 2019 -397 с.

2. Логистика. Практикум: учеб. пособие / И.И. Полещук [и др.]; под ред. И.И. Полещук. -Минск: БГЭУ, 2012. - 362 с.

3. Дроздов, П. А. Логистика: учеб. пособие / П. А. Дроздов. — Минск: Вышейшая школа, 2019. — 429 с.

4. Логистика: учеб. пособие / О.В. Верниковская [и др.]; под ред. И.И. Полещук. — 2-е изд., стер. — Минск: РИПО, 2018. — 267 с.

© Дегтярёва К.С., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.