Научная статья на тему 'Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста'

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2763
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гнусова Т.В.

Целью статьи является показать роль сказки в воспитании ребенка 3-4 летнего возраста; убедить читателя в том, что сказка призвана воспитывать в ребенке такие черты как любовь, сострадание, чуткость, отзывчивость; сказка способствует формированию нравственных представлений и нравственного опыта, сообщает детям о моральных качествах человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста

Гнусова Т. В. Воспитатель МКДОУ «Детский сад №10» г.Лиски Воронежской области, Россия tatyana.gnusowa@yandex.ru

Аннотация: Целью статьи является- показать роль сказки в воспитании ребенка 3-4 летнего возраста; убедить читателя в том, что сказка призвана воспитывать в ребенке такие черты как любовь, сострадание, чуткость, отзывчивость; сказка способствует формированию нравственных представлений и нравственного опыта, сообщает детям о моральных качествах человека.

Ключевые слова: сказка, добро и зло, любвь.

Американский психолог и психиатр Бруно Беттельхайм написал:"Детям нужны сказки" (так называется его монография), ибо они являются необходимой пищей для развития личности.

Все дети очень любят сказки, потому что в сказке добро всегда побеждает зло. Маленький человечек открывает для себя целый мир- добрую Аленушку и непослушного братца-Иванушку, злую Бабу Ягу и добрую Фею, а Кащей Бессмертный оказывается не такой уж и всемогущий каким казался на первый взгляд, потому что бессмертна только душа человеческая, и эту душу надо воспитывать- любовью, добрым словом и добрым примером, и конечно же сказкой.

Все мы знаем, как настойчиво иногда, малыш требует повторить сказку так как она рассказывалась ему в первый раз, с той же интонацией и теми же словами, которые ему приятно узнавать, запоминать, а затем и рассказывать самому.

По мнению Б. Беттельхайма, это стереотипное поведение дает ребенку уверенность, что и на этот раз все закончится хорошо. Это объясняется тем, что малыш нуждается в защите и любви, а потому все даже самые трудные испытания сказочных героев, должны закончиться хорошо. Детские страхи всегда персонализированы. Драконы, чудовища, ведьмы в сказках олицетворяют трудности и проблемы, которые нужно преодолеть. Разрешение сказочных конфликтов способствует преодолению страха. Воспитание, в основу которого положена идея — держать ребенка подальше от злого и страшного, ведет к угнетению психики, но не к преодолению опасностей и страхов.

Ребенок легко входит в непривычную для него сказочную обстановку, «становится» Королевичем Елисеем или Царевной-Лебедью, а потом также легко обычным мальчиком Ваней, или же наоборот, Зайчиком. В своих играх ребенок повторяет слова, поступки героев, переживает сказку вновь и вновь, а иногда придумывает свою. Дети интуитивно чувствуют, что сказки нереальны, но в то же время допускают, что это могло происходить и в действительности. Так проявляется двойственность литературных переживаний ребенка: ощущение сказочного в реальном, обыденном и реального в сказочном, волшебном.

Кроме детской веры в волшебство и чудеса, у детей есть еще одна потребность- они хотят быть такими же ловкими, умными, смелыми и умелыми как и их любимые сказочные герои. В жизни так получается не всегда, а в сказке возможно все. Маленький мальчик (девочка), смелый и находчивый, выходит победителем из всех испытаний. Он может перелететь за тридевять земель в тридесятое царство и победить дракона о трех головах. Большие и малые мечты ребенка осуществляются в мире сказки, которой он сопереживает, когда слушает или рассказывает свой собственный вариант. Иными словами, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, не всегда выполнимые в жизни.

Во второй младшей группе, а это дети 3-4 летнего возраста, необходимо не только читать, но и играть в сказку. Как правило, все дети хотят быть хорошими героями. Из отрицательных героев чаще всего соглашаются играть Серого Волка и Хитрую Лисичку-Сестричку, а вот Бабой Ягой и Кащеем Бессмертным не хочет быть никто. Очень часто приходиться идти на маленькую хитрость- Бабу Ягу и Кащея Бессмертного берут на перевоспитание, и они исправляются, становятся добрыми, хорошими, трудолюбивыми, перестают совершать плохие поступки. На мой взгляд, это также способствует, воспитанию души ребенка, добро становится абсолютным, оно побеждает само зло, а не злодея.

В русском языке есть замечательные слова- чуткость и милосердие. Я обратилась к толковому словарю русского языка С.И.Ожегова, и нашла следующее объяснение: милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-то из сострадания, человеколюбия, а быть чутким - это значит быть отзывчивым и сочувственным. Чуткость, милосердие, сострадание - это важные качества, которые необходимы человеку.

Преподобный Пимен Великий говорил: «Зло не уничтожает зла. Но если кто делает тебе зло, тому ты делай добро, чтобы добрым делом уничтожить злобу.»

Слова филолога С.И.Ожегова и христианского подвижника преподобного Пимена Великого необходимо положить в основу воспитания. И тогда добрые сказки будут учить наших детей не борьбе против кого-то, но борьбе вопреки всему.

В сказке С.Аксакова «Аленький цветочек» младшая купеческая дочка не отвернулась от чудовища, не опоила его колдовским ядовитым зельем, но полюбила его, и он стал прекрасным принцем. А что было бы, если на месте младшей дочери купца оказалась другая из дочерей? Здесь аленький цветочек - символ настоящей преобразующей любви. Настоящая любовь видит душу человека, его внутреннюю, скрытую от глаз, красоту. Под ее воздействием любимый человек преображается - становится красивее, лучше, добрее. Любовь, доброта и сострадание - самые главные человеческие чувства. Они могут изменить не только человека, которого мы любим, но и мир вокруг сделать лучше, чище, красивее.

Лягушка превратилась в Царевну, Спящая Красавица ожила, чудовище стало принцем, и все это благодаря всепобеждающей силе любви. Именно этому и должны научить сказки. Читайте детям как можно больше. Прививайте любовь к хорошей книге.

Воспитывайте нежную детскую душу, и тогда волшебный мир сказки будет согревать малыша, даже тогда, когда он станет взрослым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.