Научная статья на тему 'Роль сказки в понимании чувства гордости детьми дошкольного возраста'

Роль сказки в понимании чувства гордости детьми дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
700
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИЯ / ПОНИМАНИЕ ЭМОЦИЙ / ЧУВСТВО ГОРДОСТИ / СКАЗКА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / EMOTION / UNDERSTANDING EMOTIONS / PRIDE / FAIRYTALE / PRESCHOOL CHILDREN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Молчанова Ольга Николаевна, Никитина Анастасия Сергеевна

В статье обсуждается роль сказки в становлении способности детей дошкольного возраста распознавать чувство гордости у других людей. Результаты исследования обнаруживают особенности понимания детьми чувства гордости. Выявлено влияние чтения и обсуждения специально составленных сказок на уровни понимания чувства гордости по ситуации его возникновения и по фотографии. Отмечаются различия в понимании разных типов гордости, представленных в историях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of a fairytale in understanding the feelings of pride by preschool children

The article discusses the role of fairytales in the development of the ability of preschool children to recognise sense of pride in other people. The results of the study reveal a particular understanding of children’s feelings of pride. We also identified the influence of reading and discussion of specially composed tales on the levels of understanding of pride, both using case study and photos. There are differences in understanding of different types of pride, presented in stories.

Текст научной работы на тему «Роль сказки в понимании чувства гордости детьми дошкольного возраста»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.922.7

Молчанова Ольга Николаевна

кандидат психологических наук, доцент

Никитина Анастасия Сергеевна

Высшая школа экономики, г. Москва olmol@list.ru, anastasiya.portnova92@mail.ru

РОЛЬ СКАЗКИ В ПОНИМАНИИ ЧУВСТВА ГОРДОСТИ ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье обсуждается роль сказки в становлении способности детей дошкольного возраста распознавать чувство гордости у других людей. Результаты исследования обнаруживают особенности понимания детьми чувства гордости. Выявлено влияние чтения и обсуждения специально составленных сказок на уровни понимания чувства гордости по ситуации его возникновения и по фотографии. Отмечаются различия в понимании разных типов гордости, представленных в историях.

Ключевые слова: эмоция, понимание эмоций, чувство гордости, сказка, дети дошкольного возраста.

В психологической науке интерес к эмоциональной сфере человека, к вопросам возникновения и развития эмоций и чувств в онтогенезе традиционно высок. Внимание исследователей в настоящее время все больше акцентируется на проблемах эмоциональной компетентности и эмоционального интеллекта [5; 6; 11 и др.]. С точки зрения разных моделей эмоционального интеллекта, понимание своих и чужих эмоций - важнейшая его часть [см. 6; 11]. Понимание эмоций означает, что человек может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека; может идентифицировать эмоцию, т.е. определить, какую именно эмоцию он или другой человек испытывает, и вербализовать ее; а также может понять причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет [6].

Умение понять свои эмоции основывается на умении распознавать и понимать чужие эмоции. Данное умение имеет свои закономерности и этапы развития в онтогенезе. А.М. Щетининой были выделены следующие уровни понимания эмоциональных состояний детьми [9]: 1) неадекватный уровень - дети не могут вербализовать эмоцию;

2) ситуативно-конкретный уровень - дети понимают эмоцию, но не могут словесно обозначить ее; однако если им перечислить ряд эмоций, то они могут выбрать верную или похожую эмоцию;

3) уровень словесного обозначения и описания экспрессии - дети могут самостоятельно определить эмоциональное состояние другого человека или правильно выделить эмоцию из ряда предложенных, могут перечислить некоторые элементы экспрессии; 4) уровень осмысления в форме описания - дети самостоятельно определяют эмоциональное состояние другого человека, могут выделить и охарактеризовать экспрессию, а также понять и описать ситуации проявления эмоции; 5) уровень осмысления в форме истолкования и проявления эмпатии - дети самостоятельно называют эмоцию, могут проанализировать экс-

прессию, рассказать о ситуации, в которой данная эмоция возникает, и проявить сопереживание человеку, выразившему эмоцию.

Если развитие умений и способностей ребенка выделять и осознавать базовые эмоциональные состояния других людей, изучены достаточно хорошо [2; 3; 7 и др.], то развитие понимания социальных эмоций редко становится предметом эмпирических исследований. К социальным эмоциям относят эмоции смущения, стыда, вины, зависти, гордости, которые называют самоотнесенными, поскольку они связаны с представлениями о себе, и каждая из них относится к ослаблению или усилению чувства «Я» [1]. Несмотря на важность переживания этих чувств, в частности чувства гордости, в становлении личности, например, для развития самооценки, саморегуляции, мотивации достижения, исследований по развитию этого чувства у детей крайне мало.

Под чувством гордости понимается состояние удовлетворения собой за предпринятые усилия и достигнутые успехи; оно отражает «восторг по поводу собственных достижений, вследствие чего мы бываем склонны рассказывать другим о своих победах и принимать новые вызовы» [Цит. по: 1, с. 635]. Современные исследователи подразделяют гордость на «подлинную» и «высокомерную» или, иными словами, на «гордость» и «гордыню» [13]. «Подлинная» гордость основана на конкретных достижениях (Я горжусь тем, что я сделал), «высокомерная» - на глобальном положительном самоотношении (Я горжусь тем, кто Я). Соответственно гордость может проявляться за определенные достижения или за осознание себя лучше других. Изучение мимических проявлений эмоциональных переживаний выявило, что человек распознает чувство гордости по фотографиям независимо от культурной принадлежности и может отличить ее проявления от проявлений радости или счастья [12; 14].

Большинство психологов полагает, что только с 3-4-х лет ребенок способен переживать чувство гордости [см.: 2]. К 3-м годам самоотнесенные

46

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

© Молчанова О.Н., Никитина А.С., 2015

эмоции, в частности, чувство гордости, начинает связываться с самооценкой: например, дошкольники демонстрируют гораздо более выраженную гордость в тех случаях, когда преуспевают в решении сложных (а не легких) задач [1]. Распознать гордость у других людей дети способны примерно с 4-5-ти лет [10; 15].

Проникнуть в мир эмоций, познакомиться с различными эмоциональными переживаниями, научиться распознавать и понимать их ребенок может только во взаимоотношении с родителями. Особенности использования языковых средств родителями во взаимодействиях с ребенком во многом определяют высокое развитие умений и способностей ребенка выделять и осознавать эмоциональные состояния и переживания как у других людей, так и у себя [7]. Дошкольники, которые растут в семьях, где часто происходят обсуждения чувств, лучше понимают эмоции других людей. Эти обсуждения помогают им «выйти из плоскости переживания эмоций и обратиться к причинам и последствиям переживаний» [1, с. 644]. Осознание и осмысление эмоциональных переживаний может происходить при обсуждении сказок, которые ребенку читают или рассказывают взрослые. Известно, что восприятие сказки в дошкольном возрасте становится особой деятельностью ребенка, в которой он сопереживает главному герою, и пытается вместе с ним преодолеть ту или иную проблему [8]. Именно поэтому сказки могут выступать как способ развития когнитивных способностей и личностных особенностей ребенка [4], в частности способствовать развитию понимания сложных самоотнесенных эмоций.

Цель настоящего исследования состояла в изучении особенностей распознавания чувства гордости детьми дошкольного возраста и динамики понимания ими данной эмоции под воздействием чтения и обсуждения специально составленных сказок.

В исследовании приняло участие 54 дошкольника (27 мальчиков и 27 девочек) в возрасте от 4-х до 6 лет, посещающих детский сад в г. Канаш Чувашской Республики.

Для исследования понимания выражения чувства гордости были выбраны 6 фотографий (см. рис.), в которых представлены наиболее распознаваемые (типичные) мимика и пантомимика гордости (фотографии взяты из эксперимента Дж. Трейси и Р. Робинса [12]). На фотографиях (черно-белые, в формате 10х12) мужчина или женщина в белых футболках изображают типичное выражение радости и гордости: а) женщина (мужчина) демонстрирует гордость - руки подняты вверх, ладони сжаты в кулак, подбородок поднят вверх, легкая улыбка; Ь) мужчина (женщина) демонстрирует гордость - руки на бедрах, подбородок поднят вверх, легкая улыбка; с) мужчина (женщина) де-

Рисунок. Образец фотографии (фотография Ь), использованной в исследовании распознавания чувства гордости Источник: [17]

монстрирует радость - руки опущены, голова прямо, открытая улыбка. После демонстрации каждой фотографии ребенку задавались вопросы: «Как ты думаешь, что он/она чувствует?», «Как ты узнал, что чувствует ...?». Если ребенок не мог ответить на вопрос, то ему предлагались варианты ответов: радость, гордость, удивление или злость.

Были составлены восемь историй с ситуациями проявления гордости и радости, где главными героями выступали мальчик или девочка. Истории поделены на типы: А. Соответствие поступка нормам (сделал, как обещал, как подобает) и получение похвалы от одного человека; В. Соответствие поступка собственным нормам (сделал так, как пообещал себе), похвалы нет, никто не узнал о поступке; С. Соответствие поступка нормам (сделал, как обещал, лучше всех), получение награды и похвалы от большого количества человек; D. История, в которой главный герой обрадовался, потому что получил то, что очень любит, и что очень хотел получить.

После прочтения каждой истории ребенка спрашивали о чувствах и причине чувства главного героя истории. Детям последовательно задавались вопросы: «Что чувствует герой?», «Как ты думаешь, он/она чувствует радость, гордость, удивление или злость?», «Как ты узнал, что чувствует ...?».

Для воздействия на экспериментальную группу было составлено восемь сказок, в которых главный герой совершает какой-либо поступок и, в результате, переживает чувство гордости. В сказке даны названия эмоций, причины их возникновения и характер проявления эмоции. Сказки описывают разные типы гордости: две сказки касались гордости за собственное достижение или за поступок, о котором никто, кроме главного героя, не знает; три сказки были о социально одобряемом поступке, в результате которого героя хвалят; три сказки рассказывали о достижении наиболее высокого результата, после которого героя хвалят, и он получает награду.

Процедура исследования. На первом этапе для выявления уровня понимания гордости детям предъявлялись 3 фотографии и 4 истории. На ос-

новании ответов определялся уровень развития понимания гордости в соответствии с уровнями, выделенными А.М. Щетининой [9]. Затем выборка была разделена на контрольную и экспериментальную группу. В обеих группах дети были уравнены по полу, возрасту и уровням понимания гордости. В итоге, в каждую группу вошло по 27 детей: в экспериментальную группу - 14 девочек и 13 мальчиков, в контрольную - 13 девочек и 14 мальчиков. Средний возраст детей - 5 лет 7 месяцев.

На втором этапе работа проводилась с экспериментальной группой. В качестве воздействия выступали специально составленные сказки. Чтение сказок и их обсуждение проводилось 2 раза в неделю в течение месяца, т.е. дети прослушивали восемь сказок. После прочтения сказки детям задавались вопросы: «Что чувствовал ... ?» и «Почему?». Ответы детей обсуждались, корректировались и дополнялись экспериментатором.

На третьем этапе было проведено итоговое исследование. Оно повторяет первое исследование, но включает в себя другие истории и фотографии. Структура историй и вопросы остались прежними.

Результаты и обсуждение. В таблице 1 отражено распределение детей по уровням понимания чувства гордости, которые выявлялись на основе предъявления им соответствующих историй и фотографий. Из нее видно, что все дети понимают чувство гордости только на 1-ом и 2-ом уровнях.

Первичное исследование показало, что большинство детей (56%) не употребляет слово «гордость» даже после уточнения экспериментатора.

Детям 4-5-ти лет было сложно сразу ответить на вопрос: «Что чувствовал герой истории?». Чаще всего дети 4-х лет молчали в ответ, дети постарше перечисляли события, описанные в истории. Некоторые дети отвечали, что главный герой чувствует гордость, но не могли объяснить причину и меняли свое решение: «Нет, он радость чувствовал». Ген-дерных различий в уровнях понимания гордости не выявлено.

Что касается эмоции радости, то большинство детей понимают ее на уровнях 3 и 4 (табл. 2), т.е. называют эмоцию радости, указывают на причины ее возникновения, а в некоторых случаях указывают и на характерную для радости экспрессию. Этот результат соответствует данным, имеющимся в литературе, в которых, в частности, доказывается, что умение самостоятельно называть эмоцию радости при восприятии соответствующих изображений обнаруживается у детей с возраста 2,4 года и значительно увеличивается к 7,5 годам [7].

Сравнение понимания детьми разных видов гордости показывает (табл. 2), что лучше всего дети понимают чувство гордости в истории с внешним атрибутом успеха/победы, т.е. с наградой: 70% детей называли причины гордости, но обозначали, что герой радуется («Он рад, потому что ему кубок дали и он лучше всех»), некоторые из них после уточнения экспериментатора называли чувство гордости и обозначили несколько причин его возникновения. Хуже всего дети понимают истории с личным достижением: только один ребенок назвал гордость после предложения вариантов ответа, большинство же (92%) отвечало, что мальчик радуется. Историю с выполненной просьбой дети также интерпретируют в контексте радости («Она была рада, потому что старым нужно помогать»).

В исследовании были выявлены возрастные особенности в распознавании радости и гордости. Большинство детей от 4-х до 5-ти лет называли радость только после предложения вариантов ответа, указывая при этом 1-2 причины радости («Ему щенка подарили»); в то время как большинство детей 5-6 лет называли эмоцию радости сразу и перечисляли 2-3 причины ее возникновения («Он радуется, потому что с собакой теперь играет», «Мальчик подарок получил» и др.), а в некоторых случаях называли характерную экспрессию для радости («Он улыбается»); дети от 6 лет до 6 лет 11 мес. абсолютно все сразу называли радость, приводи-

Таблица 1

Уровни понимания гордости до экспериментального воздействия

Уровни понимания гордости Выборка в целом Девочки Мальчики

уровень 1 44% 44% 44%

уровень 2 56% 56% 56%

Таблица 2

Уровни понимания эмоции радости и разных видов чувства гордости до экспериментального воздействия

Виды гордости 1 уровень 2 уровень 3 уровень 4 уровень 5 уровень

Гордость(похвала) 56% 44% - - -

Гордость (личное достижение) 92% 6% 2% - -

Гордость (похвала и награда) 26% 70% 4% - -

Радость 2% 6% 31% 48% 13%

48

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

ли более развернутые причины ее возникновения («Он так давно хотел собачку себе, и вот в коробке лежал щенок») и чаще описывали элементы экспрессии. Несколько детей этой возрастной группы рассуждали о том, что радует их самих, что почувствовали бы они при получении щенка.

Что касается чувства гордости, то дети 4-х лет практически не называли гордость даже после предложения вариантов ответа; дети 5-6 лет иногда называли гордость после предъявления вариантов ответа, либо говорили, что герой истории чувствует и радость, и гордость, при этом они лучше всего понимают историю С (получение похвалы и награды); у детей старше 6-ти лет, кроме того, улучшается понимание истории А, когда герой истории совершает поступок, которым можно гордиться и за который получает только одобрение одного человека.

Похожее распределение уровней понимания эмоций можно проследить и по идентификации эмоций по фотографиям (табл. 3). Как видно из таблицы, эмоцию радости дети распознают хорошо: они самостоятельно называют ее, называют какие-либо элементы экспрессии и описывают ситуацию, в которой она может возникнуть («Он радуется. Вон улыбается как. У него, наверное, настроение хорошее. И ему хорошее что-то сделали»).

Что касается понимания экспрессии выражения чувства гордости, то в целом ответы большинства детей можно отнести к 1-му и 2-му уровням понимания эмоций. Экспрессию гордости дети чаще путали с радостью, иногда со злостью (вариант фотографии, на которой мужчина или женщина держит руки на талии).

После серии прослушивания и обсуждения специально составленных сказок было проведено повторное исследование: детям снова зачитывались истории и показывались фотографии, после предъявления которых детей просили назвать чувства, которые испытывает главный герой, причины

их возникновения и т.д. В результате обсуждения с детьми сказок и эмоциональных переживаний главных героев произошло повышение уровней понимания гордости по историям А и С, в которых главного героя хвалили после совершения поступка, а в истории С к тому же вручили награду. Уровень понимания гордости по истории В у большинства детей остался прежним, т.е. им еще трудно воспринимать гордость за собственное усилие/достижение, которое никем не было замечено. Дети дошкольного возраста склонны считать, что гордиться можно только тогда, когда тебя хвалят, если ты делаешь что-то лучше других. В истории D (истории, в которой главный герой радуется долгожданному наступлению лета) у детей 6-ти лет уровень понимания радости остался на прежнем уровне, тогда как у 50% детей 4-х - 5-ти лет произошло повышение на 1 уровень.

Различия в уровнях понимания чувства гордости экспериментальной группы до и после прослушивания сказок значимы по всем историям, тогда как в контрольной группе значимых изменений не произошло (табл. 4). Дети 4-х лет, скорее, пересказывали историю при ответе на вопрос, однако после предъявления вариантов ответа некоторые дети называли гордость, и могли назвать хотя бы одну причину ее проявления. Дети 5-ти - 6-ти лет могли самостоятельно назвать гордость и радость при ответе на вопрос об испытываемых главным героем эмоциях и называть ключевые моменты при описании причин их возникновения («Ваня обещал и полил огурцы бабушке», «Она хотела плавать и победила. Все радовались, что она за их город победила»). У некоторых детей появилось сравнение, уточнение и дополнение историй («Я вот тоже на велосипеде научилась кататься и не боюсь теперь. А девочка - вот тоже молодец - она падала много сначала и кровь у нее была»).

После обсуждения сказок повысился уровень понимания гордости и по фотографиям, при этом

Таблица 3

Уровни понимания эмоций радости и гордости по фотографиям

Эмоции/Уровни 1 2 3 4 5

Гордость (руки подняты) 28% 55% 17% - -

Гордость(руки на боках) 57% 41% 2% - -

Радость 1% 11% 25% 54% 9%

Таблица 4

Различия в понимании переживаний гордости и радости до и после экспериментального воздействия по ситуациям

Группы История А История B История C История D

Экспериментальная группа _4 594*** -4 158*** -4,623*** -2,236**

Контрольная группа -1,000 0,000 0,000 -1,000

Примечания. Уровень значимости различий: ** - р< 0,05;*** - р< 0,000; критерий Вилкоксона.

Таблица 5

Значимость различий в понимании гордости и радости по мимике и пантомимике

(по критерию Вилкоксона)

Фотография «а» Фотография «b» Фотография «с»

Экспериментальная группа -3,000** -3,771** -1,732

Контрольная группа 0,000 0,000 -1,000

Примечания. Уровень значимости различий: **

уровень понимания радости по фотографии не изменился (табл. 5).

Наблюдаются также возрастные изменения в понимании гордости: уровень распознавания гордости по фотографиям увеличился у 25% детей 4-х лет, у 55% детей 5-ти лет и у 70% детей 6-ти лет. У детей контрольной группы различий в распознавании эмоций по фотографиям до и после экспериментального воздействия не наблюдается.

Итак, в настоящем исследовании обнаружено, что дети дошкольного возраста еще не понимают чувство гордости: не употребляют это слово при ответах, не называют ключевые причины возникновения этого чувства, не могут распознать гордость по фотографиям. После прослушивания и обсуждения специально составленных сказок у детей экспериментальной группы в целом наблюдается повышение уровня понимания гордости по ситуации возникновения и по мимическим/пантомимическим выражениям данной эмоции, представленной на фотографиях. При этом уровень понимания гордости по предложенной ситуации после экспериментального воздействия составил в среднем 3-й уровень, тогда как уровень понимания гордости по фотографиям - 2-й уровень. Дети шести лет стали лучше распознавать чувство гордости по фотографиям, тогда как младшие дети улучшили распознавание гордости по фотографиям в единичных случаях. Отмечаются различия в понимании типов гордости, представленных в историях. Дети всех возрастов лучше понимают гордость, возникшую после похвалы и вручения награды, а хуже - историю с личным достижением в ситуации отсутствия похвалы и награждения. Таким образом, результаты исследования показали, что сказка, а точнее ее обсуждение, может повысить уровень понимания гордости детьми дошкольного возраста.

Библиографический список

1. Берк Л. Развитие ребенка. - СПб.: Питер, 2006. - 1056 с.

2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Академия, 2004. - 544 с.

3. Былкина Н.Д., Люсин Д.В. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 38-48.

- p< 0,05; *** - p< 0,000; критерий Вилкоксона.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2000. - 310 с.

5. Карелина И.О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. (Психолого-педагогические науки). - 2010. - № 4. - С. 241-247.

6. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С.29-36.

7. Маланов С.В. Развитие у детей в раннем детстве и дошкольном возрасте ориентировки в эмоциональных состояниях на основе овладения способами использования языковых средств // Культурно-историческая психология. - 2015. -Т. 11. - № 2. - С. 57-67.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.

9. Щетинина А.М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 6066.

10. Nelson N.L., Russell J.A. Children's Understanding of Nonverbal Expressions of Pride // Journal of Experimental Child Psychology. - 2012. -Vol. 111. - Issue 3. - P. 379-385.

11. SaloveyP., Mayer J.D. Emotional Intelligence // Imagination, Cognition, and Personality. - 1990. -Vol. 9. - P. 185-211.

12. Tracy J.L., Robins R.W. Show Your Pride: Evidence for a Discrete Emotion Expression // Psychological Science. - 2004. - Vol. 15. - № 3. -P. 194-197.

13. Tracy J.L., Robins R.W. The Psychological Structure of Pride: A Tale of Two Facets // Journal of Personality and Social Psychology. - 2007a. -Vol. 92. - № 3. - P. 506-525.

14. Tracy J.L., Robins R.W. The Prototypical Pride Expression: Development of a Nonverbal Behavioral Coding System // Emotion. - 2007b. - Vol. 7. - № 4. -P. 789-801.

15. Tracy J.L., Robins R.W., Lagattuta K.H. Can Children Recognize Pride? // Emotion. - 2005. -Vol. 5. - № 3. - P. 251-257.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

50

Вестннк КГУ им. H.А. Некрасова Jij- 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.