Научная статья на тему 'РОЛЬ СИСТЕМЫ ЗАГЛАВИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСУМЕ ЦИКЛА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ПЕРЕДЕЛКИНО»'

РОЛЬ СИСТЕМЫ ЗАГЛАВИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСУМЕ ЦИКЛА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ПЕРЕДЕЛКИНО» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
578
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Б.Л. Пастернак / А.А. Блок / заглавия стихотворений / поэтический цикл / «Переделкино» / «На ранних поездах» / «Стихотворения Юрия Живаго» / «Когда разгуляется» / Pasternak B.L. / Blok A.A. / Poems’ titles / Cycle of poems / “Peredelkino” / “On Early Trains” / “Poems of Jury Zhivago” / “When it clears up”

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Казмирчук Ольга Юрьевна

В статье предпринимается попытка проанализировать поэтику заглавий стихотворений из цикла Б.Л. Пастернака «Переделкино». Поскольку заглавия тем или иным образом позиционируют содержание текста, а внутри стихотворного цикла как некоего художественного единства играют важную, системообразующую, роль, интересным представляется проследить, как в системе заглавий «переделкинских» стихотворений воплощается общая художественная концепция этого цикла (часто выделяемого самим Пастернаком в качестве «переломного» этапа собственного творчества). Так, например, очередность заглавий в цикле «Переделкино» демонстрирует столь значимый для этого цикла мотив смены времен года («Летний день» – «Зазимки» – «Опять весна»). Это чередование природных сезонов (природный круговорот) трактуется Пастернаком как некоторая «гарантия» бессмертия: за зимой (воплощение смерти) обязательно будет весна (воскресение). Подчинив свою жизнь этому круговороту, лирический герой цикла «Переделкино» также обретает своеобразное бессмертие. Тот же «сезонный» принцип чуть позже будет реализован Пастернаком при выборе заглавий в цикле «Стихотворения Юрия Живаго» и даже в последней поэтической книге «Когда разгуляется». Так в цикле «Переделкино» (первый поэтический цикл Б. Пастернака, состоящий только из «озаглавленных» стихотворений) поэт вырабатывает некий принцип «озаглавливания», который будет применяться им и далее, что станет одной из особенностей «поздней» пастернаковской поэтики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Function of the System of Titles in the Universe of B.L. Pasternak’s Cycle “Peredelkino”

The article attempts to analyse the poetics of the titles of the from B.L. Pasternak’s cycle “Peredelkono”. As they reflect the content in general and unite the poems into one cycle, the titles are systemically important to implement the general artistic concept of the “Peredelkino” poems. Pasternak considered that “critical stage” a groundbreaking for his creative work. For instance, the priority order of the titles in the “Peredelkino” cycle demonstrates the important motif of seasonal cycle: “Summer day” – “Winter’s ending” – “Spring again”. Pasternak treats this season alternation (hic est. natural cycle) like the so-called “guarantee” of immortality: spring (the symbol of resurrection) will certainly follow winter (stands for death). In “Peredelkino”, living his life according to this cycle, the narrator gets an immortality of his own. While choosing the titles of “Poems of Jury Zhivago”, Pasternak lately uses the same seasonal principle, as well as in his last book of poems “When it clears up”. In “Peredelkino” cycle (the first poem cycle by B. Pasternak that is composed of “titled” poems only), Pasternak worked out certain principle of titling that he would use further on. Moreover, that principle became one of the features of Pasternak’s late poetry.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИСТЕМЫ ЗАГЛАВИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСУМЕ ЦИКЛА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ПЕРЕДЕЛКИНО»»

--

DOI: 10.24411/2072-9316-2021-00015

О.Ю. Казмирчук (Москва)

РОЛЬ СИСТЕМЫ ЗАГЛАВИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ УНИВЕРСУМЕ ЦИКЛА Б.Л. ПАСТЕРНАКА «ПЕРЕДЕЛКИНО»

Аннотация. В статье предпринимается попытка проанализировать поэтику заглавий стихотворений из цикла Б.Л. Пастернака «Переделкино». Поскольку заглавия тем или иным образом позиционируют содержание текста, а внутри стихотворного цикла как некоего художественного единства играют важную, системообразующую, роль, интересным представляется проследить, как в системе заглавий «переделкинских» стихотворений воплощается общая художественная концепция этого цикла (часто выделяемого самим Пастернаком в качестве «переломного» этапа собственного творчества). Так, например, очередность заглавий в цикле «Переделкино» демонстрирует столь значимый для этого цикла мотив смены времен года («Летний день» - «Зазимки» - «Опять весна»). Это чередование природных сезонов (природный круговорот) трактуется Пастернаком как некоторая «гарантия» бессмертия: за зимой (воплощение смерти) обязательно будет весна (воскресение). Подчинив свою жизнь этому круговороту, лирический герой цикла «Переделкино» также обретает своеобразное бессмертие. Тот же «сезонный» принцип чуть позже будет реализован Пастернаком при выборе заглавий в цикле «Стихотворения Юрия Живаго» и даже в последней поэтической книге «Когда разгуляется». Так в цикле «Переделкино» (первый поэтический цикл Б. Пастернака, состоящий только из «озаглавленных» стихотворений) поэт вырабатывает некий принцип «озаглавливания», который будет применяться им и далее, что станет одной из особенностей «поздней» пастернаковской поэтики.

Ключевые слова: Б.Л. Пастернак; А.А. Блок; заглавия стихотворений; поэтический цикл; «Переделкино»; «На ранних поездах»; «Стихотворения Юрия Живаго»; «Когда разгуляется».

O.Yu. Kazmirchuk (Moscow)

The Function of the System of Titles in the Universe of B.L. Pasternak's Cycle "Peredelkino"

Abstarct. The article attempts to analyse the poetics of the titles of the from B.L. Pasternak's cycle "Peredelkono". As they reflect the content in general and unite the poems into one cycle, the titles are systemically important to implement the general artistic concept of the "Peredelkino" poems. Pasternak considered that "critical stage" a groundbreaking for his creative work. For instance, the priority order of the titles in the "Peredelkino" cycle demonstrates the important motif of seasonal cycle: "Summer day" - "Winter's ending" - "Spring again". Pasternak treats this season alternation (hic est. natural cycle) like the so-called "guarantee" of immortality: spring (the symbol of resurrection) will certainly follow winter (stands for death). In "Peredelkino", living his

life according to this cycle, the narrator gets an immortality of his own. While choosing the titles of "Poems of Jury Zhivago", Pasternak lately uses the same seasonal principle, as well as in his last book of poems "When it clears up". In "Peredelkino" cycle (the first poem cycle by B. Pasternak that is composed of "titled" poems only), Pasternak worked out certain principle of titling that he would use further on. Moreover, that principle became one of the features of Pasternak's late poetry.

Key words: Pasternak B.L.; Blok A.A.; Poems' titles; Cycle of poems; "Peredelkino"; "On Early Trains"; "Poems of Jury Zhivago"; "When it clears up".

Исследователи творчества Пастернака не раз отмечали, что одной из важнейших особенностей пастернаковской лирики является ее «цикличность» [Маймескулов 1994, 13; Фоменко 1990, 79]. Действительно, Пастернак мыслил не отдельными текстами, а их совокупностью (поэтическими циклами и поэтическими книгами). Вспомним хотя бы, что, рассуждая о собственном творчестве в письмах к родным, друзьям или коллегам, Пастернак чаще писал не о каких-либо конкретных стихотворениях, а о циклах и книгах [Пастернак 1989-1992, V, 249, 497-498; Письма 1993, 128]. Предметом моих размышлений в этой статье станет система заглавий стихотворений из цикла «Переделкино» (очевидно, что соотнесенность, системность стихотворных заглавий является одним из важнейших «циклообразующих» факторов, ведь именно в заглавиях проявляется основная проблематика художественного текста [Фоменко 1992, 105-106]).

Цикл «Переделкино», завершавший книгу 1943 г. «На ранних поездах», примечателен уже тем, что это первый пастернаковский цикл, в котором все стихотворения озаглавлены. В книгу «На ранних поездах» помимо «Переделкино» входят циклы «Художник» и «Из летних записок», но ни одно стихотворение в них не имеет названия; тем интереснее феномен озаглавленных «переделкинских» стихотворений.

В «каноническом» варианте цикл «Переделкино» состоит из 11 стихотворений, большая часть которых написана в 1941 г. [Пастернак 1989-1992, II, 624-625; Пастернак Е. 1989, 446-449]. Анализируя систему заглавий стихотворений «переделкинского» цикла, нетрудно заметить, что три названия маркируют определенное время года («Летний день», «Зазимки», «Опять весна»), три названия описывают различные природные явления («Сосны», «Иней», «Дрозды»), одно название характеризует внутреннее состояние человека и одновременно дает его оценку («Ложная тревога»), одно название характеризует пространство («Город»), одно название указывает на пространственно-временные характеристики («На ранних поездах»), два стихотворения имеют жанровые названия («Вальс с чертовщиной» и «Вальс со слезой»). Теперь попробуем подробнее рассмотреть каждое название и определить роль озаглавленного таким образом текста в системе цикла, а также выделим те случаи, когда при включении в цикл или изъятии из цикла стихотворение меняло название.

В поэтическом цикле семантически выделенными, «сильными» позициями являются начало середина и конец [Фоменко 1990, 80-81]. В уни-

версуме цикла «Переделкино» в такой позиции находятся стихотворения «Летний день» (оно открывает цикл), стихотворение «Зазимки» (условная «середина») и «Опять весна» (предпоследнее стихотворение). Таким образом, уже в названиях стихотворений угадывается идея календарного движения, смены времен года (лето-осень-зима-весна) [Альфонсов 2001, 254; Маймескулов 1994, 13-15, 82-89]. Открывающее цикл стихотворение «Летний день» написано еще в 1940. В этом году была создана первая редакция, названная «Лето» (стихотворение в таком варианте было опубликовано в первом номере журнала «Молодая гвардия» за 1941 г.) [Пастернак 1989-1992, II, 625]. В 1942 г. Пастернак значительно переработал стихотворение, изменил название и включил в переделкинский цикл. Название «Летний день» более точно и емко отражает содержание, ведь в стихотворении описывается преображение лирического героя, которое начинает летний зной, а завершает ночь. В финале происходит метонимическое замещение героя распустившимся ростком [Фарыно 1989, 306-309], в стихотворении «Лето» финал был иной. Так уже в первом произведении из цикла Пастернак позиционирует принципиальную соотнесенность жизни человека с жизнью природы.

Следующее стихотворение, в названии которого обозначено время года, - это «Зазимки», четвертое стихотворение цикла (диалектизм «зазимки» означает «первые морозы», «заморозки»). Это стихотворение было написано последним и первоначально имело другое название. Так, под названием «Зимние праздники» оно было впервые опубликовано в 1944 г. в «Литературной газете» [Пастернак 1989-1992, II, 625]. Зимние праздники - это Сочельник, Рождество, Святки (в последнюю поэтическую книгу Б. Пастернака «Когда разгуляется» войдет цикл с таким названием), а при включении стихотворения в цикл «Переделкино» поэт заметно сократил текст и «переназвал» его. Однако и в «обновленном» варианте сохранились мотивы и образы, восходящие к обряду святочных гаданий, например: «Во льду река и мерзлый тальник, / А поперек, на голый лед, / Как зеркало на подзеркальник, / Поставлен черный небосвод» [Пастернак 1989-1992, I, 26]. В стихотворении, название которого указывает на момент перехода от осени к зиме (одно из значений приставки «за» - начало какого-либо процесса), формулируется важнейшая для цикла идея «повторяемости неповторимого»: «Зима, и все опять впервые...» [Пастернак 1989-1992, II, 26], - она создается благодаря парадоксальному сочетанию наречий «опять» и «впервые», объединению мотивов новизны и повторения. Та же мысль сходным образом выражена в предпоследнем стихотворении цикла, «Опять весна» [Альфонсов 2001, 254; Пастернак Е. 1989, 554]: «Это поистине новое чудо, / Это, как прежде, снова весна» [Пастернак 1989-1992, II, 37]. Идея повторения заявлена в самом названии стихотворения, посвященного очередному «переходному» моменту (конец зимы - начало весны).

Теперь обратимся к стихотворениям, в названии которых упоминаются различные явления природы, это тексты «Сосны», «Иней», «Дрозды»

(второе, пятое и последнее стихотворения цикла). Нетрудно заметить, что они тяготеют к семантически выделенным позициям цикла (начало, середина), а стихотворение «Дрозды» вообще завершает цикл.

Все три стихотворения строятся по единому принципу: вынесенные в названия явления природы позволяют лирическому герою измениться, обрести новые качества, постичь законы бытия. Так, сосны позволяют герою обрести пусть временное, но бессмертие [Жолковский 2011, 383] («И вот, бессмертные на время, / Мы к лику сосен причтены / И от болей и эпидемий / И смерти освобождены») [Пастернак 1989-1992, II, 23]), а также наделяют героя способностью преобразовывать пространство, теперь он может увидеть море в подмосковном сосновом бору [Жолковский 2011, 393]. В стихотворении «Иней» (5-е стихотворение из 11) именно образ инея [Фарыно 1989, 256] способствует актуализации пушкинского сюжета о спящей царевне (сюжета о пробуждении, о преодолении смерти): «Здесь инея сводчатый терем, / Решетчатый тес на дверях. /...Торжественное затишье, / Оправленное в резьбу, / Похоже на четверостишье / О спящей царевне в гробу» [Пастернак 1989-1992, II, 27-28]. Стоит отметить, что сюжет о спящей и пробудившейся царевне, в русской культуре связанный в первую очередь с именем Пушкина, в поэтике Серебряного века воспринимался как инвариант сюжета о спасении (пробуждении) Души Мира, а это один из важнейших мотивов для символистов, например, для В. Иванова и А. Блока [Магомедова 2004, 143-144]. Обыгрывая в стихотворении «Иней» идею внезапного «пробужденья» от спячки, Пастернак, очевидно, учитывал и «символистский» контекст. В стихотворении «Дрозды» (заключительном из цикла «Переделкино») герой Пастернака видит в птицах идеал настоящего творца, стремится подражать им: «Таков притон дроздов тенистый. / Они в неубранном бору / Живут, как жить должны артисты. / Я тоже с них пример беру» [Пастернак 1989-1992, II, 39]. Замечу в скобках, что идея уподобления человека-художника творящей природе позиционировалась и поэтами-символистами, вспомним хотя бы символ «мирового оркестра» в блоковском творчестве 1910-х гг. [Магомедова 2001, 119-120], что, несомненно, было известно Б.Л. Пастернаку.

Теперь о третьем стихотворении цикла, «Ложная тревога». Это название (одно из немногих) характеризует не мир природы, а мир человека, но именно здесь лирический герой Пастернака максимально отождествляет свою жизнь с жизнью природы. В стихотворении «Ложная тревога» совершается переход в осенне-зимний универсум, при этом осень воспринимается героем как предчувствие собственной смерти, а зима как смерть. Тем не менее, смена времен года, отразившаяся в композиции цикла, демонстрирует принципиальную преодолимость смерти, потому и тревога, испытанная героем, названа «ложной»; так идея о преодолимости смерти, о потенциальном бессмертии заложена уже в названии стихотворения.

Центральное стихотворение цикла «Переделкино» (6 из 11) носит парадоксальное название «Город», что противоречит названию самого цикла. Действительно странно: центральное стихотворение цикла о под-

московном писательском поселке (роль этого топоса в судьбе самого Пастернака трудно переоценить [Пастернак Е. 1989, 528-530; Быков 2007, 550-556]) посвящено городу. Стихотворение «Город», написанное в 1940 и переработанное в 1942 г., отнюдь не первая попытка Пастернака дать поэтическую интерпретацию этого образа. Он играл важную роль уже в первых поэтических книгах Б.Л. Пастернака [Баевский 1993, 180-182; Фоменко 1984, 171-176]. В переделкинском стихотворении «Город» противопоставляются два пространства: зимний пригород и зимний город. Зимний пригород неуютен, дисгармоничен, зимний город, напротив, воплощает гармоническое начало, но в финале герой признается, что воспринимал город подобным образом, лишь когда был ребенком [Альфонсов 2001, 261]. Образ города, вынесенный в название, трактуется как позитивный топос, а пригород - как топос негативный, однако подобная интерпретация мотивируется конкретными хронологическими параметрами (зима и детство), кроме того, в «каноническом» варианте стихотворения важную роль играет мотив «кажимости», «иллюзорности»: зима в поселке «кажется» гибелью, а город - спасением.

Если в большинстве стихотворений «переделкинского» цикла реализуется природное время (смена времен года, смена дня и ночи), то с образом города связано историческое время, и в этом город опять противоположен пригороду. Показательно, что стихотворение, заглавие которого «противопоставлено» названию стихотворного цикла, само строится на оппозициях «зима» - «не зима», «город» - «пригород», «детство» - «взрослость»

Два следующих стихотворения имеют однотипные названия, «Вальс с чертовщиной», «Вальс со слезой». Примечательно, что в заглавие вынесен жанр, но жанр музыкальный (напомню, что в юности Б. Пастернак серьезно занимался музыкой, мечтал стать композитором [Быков 2007, 26; 31-33; Пастернак 1989-1992, II, 69-74]). Схожесть названий оправдана схожестью тем: оба стихотворения посвящены новогоднему празднику, тексты объединяет и стихотворный размер, оба стихотворения написаны дольником. Их ритмическая схема напоминает разрушенный 3-х сложный размер, может быть, дактиль (на три счета танцуют и вальс).

Если предположить, что построение цикла определяется годичным кругом, то наступление нового года - это момент перелома, соединения конца и начала, и тогда мотив хаоса, предшествовавшего началу, приобретает особую значимость. Может быть, именно этим фактором объясняется выбор тонического стиха (негармонизированного, хаотичного), употребление «разнострочных» строф и само обращение к жанру «вальса». Кружение в вальсе уже в момент возникновения этого танца соотносилось с бесовским кружением, что воплотилось в названии первого пастернаков-ского вальса: «Вальс с чертовщиной».

Оба заявленных в названии понятия (и «вальс», и «чертовщина») ассоциируются с новогодним праздником: вальс напоминает о праздничном бале, а святочные недели, следующие за Рождеством, - время разгула нечистой силы, все эти мотивы отражаются в стихотворении Б.Пастернака.

Справедливости ради надо признать, что мотив нечистой силы в «Вальсе с чертовщиной» полноценно проявлен лишь в самом конце. Момент завершения праздника обозначен как «время пред третьими петухами.», по народным поверьям именно крик петуха символизирует окончание ночного могущества нечисти [Поливанов 2006, 257]. В универсуме пастернаков-ского стихотворения в этот час завершается маскарада (маскарад - тоже попытка приблизиться к другому миру) и гаснут свечи: «Свечка за свечкой явственно вслух: / Фук. Фук. Фук. Фук» [Пастернак 1989-1992, II, 32]. Вернемся к названию: при первой публикации цикла «Переделкино» стихотворение «Вальс с чертовщиной» было исключено по цензурным соображениям, оно было опубликовано в составе переделкинского цикла лишь в сборнике «Земной простор» (1945 г.), причем под другим названием, «На Рождестве» [Поливанов 2006, 255-256]; слово «чертовщина», вероятно, все еще не устраивало цензоров.

Если «Вальс с чертовщиной» завершается неким подобием смерти (догорает елка, гаснут свечи), то в «Вальсе со слезой» описывается «рождение» праздничной елки [Фарыно 1989, 256]: «Как я люблю ее в первые дни / Только что из лесу или с метели!» [Пастернак 1989-1992, II, 33] (здесь снова реализуется столь важная для цикла «Переделкино» идея преодоления смерти).

«Елочный» сюжет, обретший со временем статус архетипического, изложен в сказке Г.-Х Андерсена «Елка»: героиня сказки, елка, мечтает о том, как она попадет в богатый дом и как ее нарядят к празднику, мечты осуществляются, но в финале ненужную старую елку сжигают. Мотив «догорания» елки присутствует в завершении пастернаковского «Вальса с чертовщиной», «Вальс со слезой» устроен иначе. В этом стихотворении новогодний праздник длится вечно [Фарыно 1989, 256] («Вечер ее вековечно протянется»). Поэт «пропускает» всем известный андерсеновский финал, ситуация возвращается к началу, при этом героиня обретает точную номинацию, впервые называется елкой: «Как я люблю ее в первые дни, / Когда о елке толки одни!» [Пастернак 1989-1992, II, 34], - «печальная» семантика угадывается только в словосочетании «со слезой».

Стихотворение «Вальс со слезой» печаталось как в составе цикла, так и отдельно от него, и лишь однажды, в «Избранном» 1948 г., Пастернак изменил название. Стихотворение стало называться «Елка» [Пастернак 1989-1992, II, 626], как и сказка Андерсена, но более Пастернак не повторял такого «переназывания». Вероятно, ему важна была и поэтика вальса как такового (попытка гармонизировать хаос), и мини-цикл «вальсов» внутри цикла «Переделкино».

Осталось проанализировать заглавие девятого стихотворения «переделкинского» цикла, «На ранних поездах», оно примечательно уже тем, что дало название всей стихотворной книге. Словосочетание «На ранних поездах» одновременно характеризует и пространство, и время. Образы, связанные со временем и пространством, организуют художественный универсум данного стихотворения.

Лирический герой Пастернака описывает поездку из пригорода в Москву (тем самым снимается антитеза «город» - «пригород», заявленная в стихотворении «Город»). В стихотворении «На ранних поездах» сначала указываются вполне конкретные временные отрезки («А я шел на шесть двадцать пять» [Пастернак 1989, 35]), и это - автобиографическая деталь [Пастернак Е. 1989, 543; 546-547], потом образ времени трансформируется, «расширяется», поскольку герой размышляет о России [Альфонсов 2001, 261]: «Сквозь прошлого перипетии / И годы войн и нищеты / Я молча узнавал России / Неповторимые черты» [Пастернак 1989-1992, II, 35]. Нетрудно предположить здесь аллюзию на знаменитое стихотворение Блока «Россия» 1908 г., сравним хотя бы мотив дороги, отсылку к некоему «архаическому» времени и хрестоматийно известную блоковскую строку «Твои прекрасные черты» [Блок 1971, 162]. Метаморфозы происходят и с пространством пастернаковского стихотворения «На ранних поездах»: огромность небосвода сменяется теснотой вагона, а в финале герой поднимается снизу наверх, выходит из метро. Герой, наблюдавший изменения времени и пространства, меняется сам, сливается с попутчиками, местоимение «я» уступает местоимению «мы». В названии стихотворения об изменениях (смена пространства, изменение мироощущения) заявлены идеи начала (ранний) и перемещения (поезд).

Итак, я попыталась проанализировать названия стихотворений «переделкинского» цикла. Проведенный анализ позволил подтвердить первоначальное предположение о том, что в системе заглавий доминирует природное начало (подобный феномен отнюдь не случаен, ведь лирический герой этого цикла постоянно соотносит свою жизнь с жизнью природы). Наиболее ярко в последовательности названий «переделкинских» стихотворений проявлена идея смены времен года, годичного круговорота (весна, лето, осень, зима, весна). Смена времен года свидетельствует о бессмертии природы: за зимой (для лирического героя Пастернака зима - воплощение смерти) всегда следует весна (возрождение); подчиняясь законам природы, уподобляясь природе, лирический герой Б. Пастернака обретает доступное человеку бессмертие и превращается в «настоящего» художника.

Аналогичный принцип выбора заглавий впоследствии будет использован Пастернаком в цикле «Стихотворения Юрия Живаго». Все стихотворения «живаговского» цикла, подобно текстам из цикла «Переделкино», озаглавлены, и в перечне названий «живаговских» стихотворений опять реализуется идея смены времен года («Март», «Весенняя распутица», «Лето в городе», «Бабье лето», «Осень», «Зимняя ночь»). Но календарное чередование в «живаговском» цикле все-таки нарушается, стихотворение «Август» следует за стихотворением «Осень». Подобный «сбой» объясняется тем, что в этом цикле Пастернаку важен не только природный, но и литургический круг, цикл движется не только от весны к весне, как было в «переделкинских» стихотворениях, но и от Пасхи к Пасхе [Есаулов 2003, 239-240], что ярко проявилось и в поэтике заглавий (от стихотворения «На Страстной» к заключительному «Гефсиманскому саду»). Стремление

следовать природному кругу угадывается также в последней поэтической книге Б.Л. Пастернака «Когда разгуляется». Примечательно, что в этой книге почти нет циклов, исключение - цикл «Ветер» с подзаголовком «Четыре отрывка о Блоке» и уже упомянутый мини-цикл «Зимние праздники». Но тем тщательнее Пастернак формирует художественное единство книги [Фоменко 2003, 64], используя, в том числе, и поэтику заглавий; обратим внимание на такую последовательность: «Весна в лесу», «Июль», «Осенний лес», «Заморозки».

В цикле «Переделкино», а особая значимость этого произведения неоднократно позиционировалась автором [Гладков 1986, 135 -136; Письма 1993, 128], Б.Л. Пастернак едва ли не впервые в полном объеме использовал систему стихотворных заглавий в качестве одного из способов создания художественного единства (единства поэтического цикла). Позднее поэт применял тот же прием при создании цикла «Стихотворения Юрия Живаго» и поэтической книги «Когда разгуляется». Столь серьезное отношение к поэтике заглавий можно считать одной из особенностей художественного мышления «позднего» Пастернака.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. СПб.: Сага, 2001.

2. Баевский В.С. Б. Пастернак - лирик. Основы поэтической системы. Смоленск: Траст-имаком, 1993.

3. Блок А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. М.: Правда, 1971.

4. Быков Д.Л. Борис Пастернак. М.: Молодая гвардия, 2007. (Жизнь замечательных людей).

5. Гладков А.К. Встречи с Пастернаком (из воспоминаний) // Гладков А.К. Поздние вечера. М.: Советский писатель, 1986. С. 115-186.

6. Есаулов И.А. Литургическая основа стихотворного цикла («Стихотворения Юрия Живаго» в контексте романного целого) // Европейский лирический цикл. М.: РГГУ, 2003. С. 233-243.

7. Жолковский А.К. Поэтика и грамматика живаговского «Ветра» // Жолковский А.К. Поэтика Пастернака: инварианты, структуры, интертексты. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 369-409.

8. Магомедова Д.М. Александр Блок // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов). Кн. 2. М.: ИМЛИ РАН, 2001. С. 89-143.

9. Магомедова Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения. М.: Академия, 2004.

10. Маймескулов А. «Переделкино» Бориса Пастернака (разбор цикла). ВМ-goszcz: Wydawn. Uczelniane Wyzszej Szkoly Pedagogicznej, 1994.

11. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Художественная литература, 1989-1992.

13. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: материалы для биографии. М.: Советский писатель, 1989.

14. Письма Б.Л. Пастернака к жене З.Н. Нейгауз-Пастернак. М.: Дом, 1993.

15. Поливанов К.М. «Вальс с чертовщиной» и рождественско-святочные мотивы стихов и прозы романа «Доктор Живаго» // Поливанов К.М. Пастернак и современники. Биография. Диалоги. Параллели. Прочтения. М.: ГУ ВШЭ, 2006. С. 254-260.

16. Фарыно Е. Поэтика Пастернака («Путевые записки» - «Охранная грамота»). Wien: Gesellschaft zur Foerderung slavistischer Studien, 1989.

17. Фоменко И.В. Книга стихов: миф или реальность? // Европейский лирический цикл. М.: РГГУ, 2003. С. 64-73.

18. Фоменко И.В. Лирический цикл. Становление жанра. Поэтика. Тверь: Тверской государственный университет, 1992.

19. Фоменко И.В. Об анализе лирического цикла (на примере стихов Б. Пастернака «Петербург») // Принципы анализа литературного произведения. М.: Издательство Московского университета, 1984. С. 171-176.

20. Фоменко И.В. Циклизация как типологическая черта лирики Б.Л. Пастернака // Пастернаковские чтения. Пермь: Пермский государственный университет, 1990. С. 78-84.

REFERENCES

(Articles from Proceedings and Collections of Research Papers)

1. Esaulov I.A. Liturgicheskaya osnova stikhotvornogo tsikla ("Stihotvoreniya Yuria Zhivago" v kontekste romannogo tselogo) [The Liturgical Basis of Poetry Cycle "Poems of Jury Zhivago" Within the Context of the Novel]. Evropeyskiy liricheskiy tsicl [European Lyrical Cycle]. Moscow, RSUH Publ., 2003, pp. 233-243. (In Russian).

2. Fomenko I.V. Kniga stikhov: mif ili realnost'? [A Book of Poetry: Myth or Reality?]. Evropeyskiy liricheskiy tsicl [European Lyrical Cycle]. Moscow, RSUH Publ., 2003, pp. 64-73. (In Russian).

3. Fomenko I.V. Ob analize liricheskogo tsikla (na primere B. Pasternaka "Peterburg") [Towards the Analysis of a Lyrical Cycle on the material of Pasternak's Poems "Petersburg"]. Printsypy analiza literaturnogproizvedeniya [The Approaches to Analyzing a Work of Literature]. Moscow, Moscow State University Publ., 1984, pp. 171176. (In Russian).

4. Fomenko I.V. Tsiklizatsiya kak tipologicheskaya cherta liriki B.L. Pasternaka [The Cyclization as Typological Feature of B.L. Pasternak's Poetry]. Pasternakovskiye chteniya [Pasternak Readings]. Perm, Perm State University Publ., 1990, pp. 78-84. (In Russian).

5. Magomedova D.M. Aleksandr Blok [Alexander Blok]. Russkaya literatura ru-bezha vekov (1890-е - nachalo 1920-kh godov) [The Russian Literature at the Turn of the 20th Century, 1890s -1920s] Moscow, IWL RAS Publ., 2001, pp. 89-143. (In Russian).

6. Polivanov K.M. "Vals s chertovschinoy " i rozhdestvensko-svyatochnyye motivy stikhov i prozy romana "Doctor Zhivago" ["Waltz with Devilry" and Christmas Motifs in the Prose and Poems of "Doctor Zhivago"]. Polivanov K.M. Pasternak i sovre-menniki. Biografiya. Dialogy. Paralleli. Prochteniya [Pasternak and His Contemporaries. Dialogues. Parallels. Treatments]. Moscow, SU HSE Publ., 2006, pp. 254-260. (In Russian).

Новый филологический вестник. 2021. №1(56). ----

7. Zholkovsky A.K. Poética i grammatika zhivagovskogo "Vetra" [The Poetics and Grammar of Zhivago's "Wind"]. Zholkovskiy A.K. Poetika Pasternaka: invarianty, struktury, interteksty [The Poetics of Pasternak: Invariants, Structures, Intertexts]. Moscow, Novoye literaturnoye obozreniye Publ., 2011, pp. 369-409. (In Russian).

(Monographs)

8. Alfonsov V.N. Poeziya Borisa Pasternaka [The Poetry of Boris Pasternak]. St. Petersburg, Saga Publ., 2001. (In Russian).

9. Baevskiy V.S. B. Pasternak - lirik. Osnovy poeticheskoy sistemy [B. Pasternak as a Lyrical Poet. The Basic Principles of his Poetical System]. Smolensk, Trast-imakom Publ., 1993. (In Russian).

10. Bykov D.L. Boris Pasternak [B. Pasternak]. Series: Zhizn' zamechatel'nykh lyudey [Life of Remarkable People]. Moscow, Molodaya gvardiya Publ., 2007. (In Russian).

11. Faryno E. Poetika Pasternaka ("Putevyye zapiski" - "Okhrannaya gramota") [The Poetics of Pasternak ("Travel Notes" - "Laissez-passer")].Wien, Gesellschaft zur Foerderung slavistischer Studien Publ., 1989. (In Russian).

12. Fomenko I.V. Liricheskiy tscikl. Stanovleniye zhanra. Poetika [Lyrical Cycle. Genre Development. Poetics]. Tver, Tver State University Publ., 1992. (In Russian).

13. Magomedova D.M. Filologicheskiy analiz liricheskogo stikhotvoreniya [The Philological Analysis of a Lyrical Poem]. Moscow, Academia Publ., 2004. (In Russian).

14. Maymeskulov А. "Peredelkino" Borisa Pasternaka (razbor tsikla) [Boris Pasternak's "Peredelkino" (Analysis of the Cycle)]. Budgoszcz, Wydawn. Uczelniane Wyzszej Szkoly Pedagogicznej Publ., 1994. (In Russian).

15. Pasternak E.B. Boris Pasternak: materialy dlya biografii [Boris Pasternak: The Biography Documents]. Moscow, Sovetskiy pisatel' Publ., 1989. (In Russian).

Казмирчук Ольга Юрьевна, Московский городской педагогический университет.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики преподавания филологических дисциплин.

E-mail: kazmirchuk@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0003-1359-5931

Olga Yu. Kazmirchuk, Moscow City Pedagogical University.

Candidate of Philology, associate professor of the Department of Russian Language and Methodology of Teaching Philological Disciplines of the Humanities and Management.

E-mail: kazmirchuk@yandex.ru

ORCID ID: 0000-0003-1359-5931

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.