4. Kolodina A. A. Preemstvennost' kul'tury v obshchestve riska: filosofskii analiz [The Continuity of culture in the risk society: philosophical analysis]. Moscow, 2016. 247 p.
5. Koroleva S., Levinson A., Tsaturyan A. Children in the government custody. Institution for orphans. The Russian Public Opinion Herald. Data. Analysis. Discussions. 2013, no. 3-4 (116), pp. 70-90.
6. Kuznetsov V. N. Ideology of Russia's development. Moscow, 2010. 498 p. (In Russian)
7. Lapin N. I. Puti Rossii: sotsiokul'turnye transformatsii [The path of Russia: social and cultural transformation]. Moscow, Publishing house of Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences, 2000. 194 p.
8. Mcluhan Marshall The Gutenberg Galaxy. University of Toronto Press, 1962. (In Rus. ed.: Maklyuen M. Galak-tika Gutenberga: stanovlenie cheloveka pechataiushchego [Gutenberg's galaxy: formation of the person printing]. Moscow, Publishing house "Academic Project", 2005. 495 p.)
9. Pautova L. Protivorechivaia molodezh': kazusy obshchestvennogo mneniia [Contradictory youth: incidents of public opinion]. Available at: http://fom.ru/blogs/11747
10. Parfentyev P. A. Sem'ia, obrazovanie, prava sem'i i roditelei v proekte novogo zakona "Ob obrazovanii v RF": doklad na XX Mezhdunarodnykh Rozhdestvenskikh obrazovatel'nykh chteniiakh [Family, education, the rights of a family and parents in the draft of the new law "About Education in the Russian Federation": the report on the XX International Christmas educational readings]. Available at: http://blog.profamilia.ru/post/1563
11. Podlasyi I. P. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Humanities Publishing Center "VLADOS", 1996, 630 p.
12. Federal'nyi zakon ot 29 dekabria 2012 g. N 273-FZ "Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii" [The federal law of December 29, 2012 N 273-FZ "About education in the Russian Federation"]. Available at: https:// rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
13. Shcheglova S. N. Detstvo: metody issledovaniia [Childhood: methods of study]. Moscow, Socium Publishing House, 1999. 173 p.
14. Yamburg E. A. Liubov' k strane zakonami ne probudit' [Laws not to awaken love to the country]. Available at: http://www.ug.ru/archive/32096
оль системы образования в формировании инновационного потенциала современного российского общества
УДК 37.06 Н.А. Иванько
Московский государственный институт культуры
Автор исследует роль системы образования в становлении современного инновационного общества. Значимыми для работы стали методы системного анализа, структурно-функциональный подход, компетентностный подход, на котором основано современное моделирование условий инновационной деятельности. Автор уверен, что ключевую роль в развитии общества будущего будут играть знания. Развитие современного рынка интеллектуального труда предполагает организацию инвестиций в образование и науку, создание эффективных механизмов защиты прав в области интеллектуальной собственности. Эффективное использование образовательного потенциала науки возможно только при успешной интеграции молодого поколения иссле-
ИВАНЬКО НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА — кандидат философских наук, учёный секретарь Московского государственного института культуры, доцент кафедры политологии и политического управления школы публичной политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
IVANKO NATALYA ANATOLYEVNA - Ph.D. (Philosophy), Scientific Secretary of the Moscow State Institute of Culture, Associate Professor of the Department of Political Science and Political Administration, The School of Public Policy, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA)
e-mail: [email protected]
© Иванько Н. А., 2016 177
дователеи в научно-производственным процесс, поскольку в новых условиях основным ресурсом общества является человеческим потенциал, составляющим качество высокопрофессиональном деятельности.
Ключевые слова-, наука, общество знаний, образование, российское общество, интеллектуальные технологии управление знаниями, человеческий потенциал, система образования, образовательным потенциал науки.
N. A. Ivanko
Moscow State Institute of Culture, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, 141406, Khimki city, Moscow region, Russian Federation
the education system role
in the formation of the innovative potential of the modern russian society
The author of article researches an education system role in formation of modern innovative society. For work the applied methods of the system analysis, structurally functional approach, competence approach on which modern modeling of conditions of innovative activities is based became significant. The author is sure that the key role in development of society of the 21st century will be determined by knowledge. Development of the modern market of intellectual work assumes the organization of investments into science and education, creation of effective mechanisms of protection of the rights in the field of intellectual property. Effective use of educational potential of science is possible only in case of successful integration of the younger generation of researchers into research and production process as in new conditions the main resource of society — the human potential constituting quality of highly professional activities.
Keywords: science, society of knowledge, education, Russian society, intelligent technology, management of knowledge, human potential, education system, educational potential of science.
В условиях кардинальных изменений, происходящих в области науки и технологий во всём мире, вопрос о конкурентоспособности научного знания и промышленности России на мировом рынке высокотехнологичной продукции приобретает всё большую актуальность.
Общество знаний как этап развития общества рациональности. Революционные преобразования в информационно-коммуникативной сфере, обеспечивающие широкий доступ к информации и способствующие увеличению скорости её передачи, не гарантируют автоматического появления общества высоких технологий. Только человек способен произвести новые знания, осмысливая информацию на основе методов науки, обмениваясь ею, сопоставляя, критикуя, оценивая, выбирая ценное в информационном потоке. Без этого информация - лишь масса неопределённых данных.
Исторически длительный период знание
было уделом привилегированного круга посвящённых - будь то египетские жрецы, учёные Средневековья или учёные сообщества века ньютоновской механики.
Все они создавались как закрытые системы, технологическое знание в которых оберегалось от посягательств извне, а секреты мастерства ремесленников, если не передавались по наследству, исчезали вместе с мастерами.
Распространение идей универсальности, свободы и равенства, начавшееся с гуманитарной эпохи Просвещения,посред-ством книг, всеобщего школьного и последующего - университетского образования, дополненное принципами открытого мира и демократии, расширило возможности обмена знаниями, причём не только в узких академических кругах, что создало небывалый исторический прецедент.
С каждым новым витком истории в этот обмен втягивается всё большее количество людей, в процессе обработки и использо-
вания информации при создании новых знаний участвует весь мир - поскольку ускорение процесса обмена информацией и знаниями делает участником каждого, кто владеет компьютерной грамотностью.
Понятие «общество знания» возникло почти одновременно с понятием «экономика знаний» - в 1969 году благодаря классику менеджмента П. Друкеру [5]. Расширению общественного пространства знания в настоящее время способствует распространение новых технологий, в числе которых - Всемирная паутина. Тем не менее любые, даже самые высокие технологии - всего лишь средство.
Целью и основным ориентиром общества знания является развитие человека, посредством расширения его возможностей находить, производить, преобразовывать, использовать информацию. В последние годы именно знания (которые мы рассматриваем в узком смысле) становятся «пропуском в лидеры» для стран, регионов и организаций. Постепенно формируется рынок знаний, основанный на инновациях и распространении новых знаний. Это - рынок, опережающий в своём развитии рынок материальных товаров. И как показывает мировой экономический кризис 2008 года, этот рынок наименее подвержен рискам.
Таким образом, очевидно, что человечество вступает, а скорее, даже уже вступило, в эру знаний. Однако исследователи расходятся в том, как точнее определить эту новую эпоху, по-разному именуют данную стадию развития человечества -«постэкономической эрой», «цифровой эрой», «эрой информации» [17, с. 73].
Проблемы формирования и развития нового общества, основанного на знаниях, где интеллект становится главной производительной силой, были исследованы и обсуждены на крупных конференциях ведущими экономистами, политиками.
Так, этому вопросу был посвящён доклад Всемирного банка, впервые опубликованный в США в 2001 году, - «Формирование общества, основанного на знаниях. Новые задачи высшей школы». Эти же идеи были озвучены и в докладе Генерального директора ЮНЕСКО К. Мацуура «К обществам знания» [4], представленном 3 ноября 2005 года, в котором впервые был поставлен вопрос об «обществе, основанном на знаниях» как о новом, отличающемся от информационного общества типе.
Согласно К. Мацууре, «общества знаний» призваны способствовать не только и не столько развитию технологий, сколько росту благосостояния людей, взаимопониманию различных культур и народов на основе знаний. Тем самым знания касаются не только экономики и технологий, но и охватывают социальные, нравственные, политические аспекты жизни общества. В информационном обществе, по выражению Г. Бехманна, «основные условия воспроизводства зависят от научного знания» [2, с. 39].
Но при всей положительности знаний, за кадром остаются негативные стороны формирования общества, основанного на них. Так, современный исследователь В. А. Колпаков называет определяющей чертой общества знания доминирование роли науки в процессе производства необходимой для жизнедеятельности общества информации, которая становится источником изменений в обществе [7].
Именно обладание информацией стало условием, определяющим темпы и степень совершенствования, продвижения вперёд для региона или страны в целом. Будучи инфраструктурой бизнеса, развитая информационная инфраструктура стимулирует деловую активность и становится катализатором социально-экономического развития общества - компьютеры, сети, техника, технологии, так же как
в своё время железные дороги (XIX век), занимают место главного ресурса развития, темп которого определяется степенью зрелости технологий, становится фактором притяжения и развития деловой активности. Безусловно, сущность нового вида ресурсов - информационных - нематериальна. Ценность знаний возрастает по мере их использования - передача, тиражирование увеличивают ценность знаний, уменьшение ценности происходит в силу их невостребованности.
Сам по себе доступ к науке и технологиям не делает информацию знанием. Именно на непосредственном участии человека основана концепция общества знания, отстаиваемая ООН, а именно: общество знания представляет собой открытое демократическому выбору многообразное изменяющееся общество [6, с. 91]. Четыре важных принципа заложены в её основу:
1) свобода слова;
2)равный доступ к образованию;
3) всеобщий доступ к информации;
4) сохранение и развитие культурного разнообразия [8, с. 42].
Международное признание этих принципов в качестве основных при построении современного общества знания произошло на первом этапе Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО), проведённом в соответствии с резолюцией 56/183 Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 10-12 декабря 2003 года в Женеве.
Современная наука - основа производства высоких технологий. В постиндустриальную эпоху технологические возможности общества определяются его научным потенциалом, а материальным воплощением науки становятся высокие технологии, что предполагает ориентацию на приобретение новых зна-
ний и утверждает значимость знаний. Постепенно интеллектуальные технологии, основанные на выработке нового знания, вытесняют машинные, а наука приходит к выводу, что знание как таковое является продуктом человеческого взаимодействия, социальным продуктом. Как отмечает известный английский учёный М. Полани, знание определяется социальной потребностью людей в получении знаний о самих себе и об окружающем мире, насущной потребностью в обмене, накоплении и передаче потомкам, а это делает образование важнейшим социальным институтом в накоплении, генерировании и трансляции знаний [11, с. 43]. В современном мире человек любой профессии и сферы деятельности должен обладать достаточно высоким уровнем экономической образованности, культуры и сознания, особенно это касается тех, кто выбрал для своей профессиональной самореализации сферу предпринимательской деятельности.
Современные исследователи, говоря о трансформации соотношения науки и высшего образования в обществе, подчёркивают важность формирования новых форм производства знания и трансфера технологий, что связано в развитых странах с процессом интеграции науки и образования, с естественным ходом изменений, когда трансформация является следствием перехода общества и его социальных институтов на новый этап развития [13].
Распространение научно-технических достижений и внедрение в практику высоких технологий обеспечивают повышение производительности. Как правило, результатом исследований, проводимых в университетах и научно-исследовательских организациях, как фундаментального, так и прикладного свойства, становятся в конечном счёте новшества-
изобретения. От практического применения этих инноваций напрямую зависит уровень развития таких важных для общества областей, как сельское хозяйство, здравоохранение и экология. Повышению производительности способствует востребованный обществом более высокий уровень квалификации рабочих специальностей, а использование высоких технологий в различных отраслях производства приводит к качественным улучшениям.
Интеллектуальные технологии в образовании. Проникая во все сферы социально-экономической жизни, технологии меняют её качественно. Так, новые требования современного производства к содержанию профессиональной подготовки ведут к кардинальному расширению функционала специалистов не только высшего, но и среднего звена.
Всё более широкие слои населения получают доступ к системам образования, наличие которых - обязательный атрибут современного общества знаний, поскольку без них невозможен рост профессиональных кадров, работающих в сфере высоких технологий. Обеспечение для граждан достойного уровня непрерывного образования способствует развитию способностей человека к адаптации в условиях быстро меняющегося мира, признанию их профессиональной квалификации на международном уровне. Одновременно происходит становление новой системы социальной стратификации, основанной на различиях в интеллекте, что делает особенно острой социальные проблемы обеспечения равных прав в получении качественного образования.
Требования постоянной переквалификации стали нормой существования инновационных обществ. Нестабильность в сфере занятости и профессий не преодолевается наличием диплома, который становится лишь подтверждением социаль-
ного статуса. Только постоянное обучение в течение всей жизни даёт возможность человеку менять специальности, адаптируясь к социально-экономическим изменениям. Приоритетом в успешном развитии и человека, и общества в целом становится способность к новаторству. Поиски профессионального идеала от попыток объяснения сути, в силу особенностей изменяющейся профессиональной структуры, приводят к реформированию и модернизации системы образования в целом, что затрагивает глубинные социокультурные процессы в обществе [18].
Конкретные направления эффективного использования знаний и интеллектуальной собственности, будучи проявлением потребности общества в инновациях, оказывают стимулирующее воздействие на становление рынка интеллектуального труда, соответствие которому провоцирует модернизационные изменения системы образования, структурно и содержательно, о чём свидетельствует и состоявшееся присоединение России к Болонской конвенции об образовании.
Тем не менее основными проблемными аспектами для системы образования остаются:
1) соотнесение требований современного ускоряющегося мира на соответствие со структурами образования;
2) равенство доступа к качественному образованию всех граждан посредством обеспечения равных стартовых возможностей.
Образование в качестве приоритета развития в условиях ограниченного инвестиционного ресурса способно стать одной из главных «точек роста» России.
Низкая эффективность рынка труда во многом объясняется недостатками системы образования, вносящей несоответствие между уровнем образования в России и потребностями экономического
развития: девальвация профессионального образования и неэффективность использования рабочего ресурса происходят из-за нестыковки системы образования и рынка труда. А между тем ключевым моментом глобальной конкуренции сегодня стало развитие национальных систем образования. Необходимость реорганизации научных данных обусловливает адаптацию научных знаний применительно к целям обучения [15, с. 38].
Таким образом, насущной задачей российской системы образования становится не только её обеспечение на всех ступенях лучшими возможностями аккумуляции самых передовых знаний и технологий, но и содействие их возникновению и успешному внедрению в ответ на вызовы времени, требующие инновационного потенциала, достичь которого можно, лишь приведя систему образования в тесное сотрудничество с наукой, что, в свою очередь, становится реальным при успешной интеграции молодых исследователей в научную и инновационную среду.
Президент России В. В. Путин, говоря о будущем развитии системы образования, подчеркнул, что «развитие человека - это и основная цель, и необходимое условие прогресса современного общества. Это и сегодня, и в долгосрочной перспективе наш абсолютный национальный приоритет» [16].
Итак, в современной России есть всё, что необходимо для создания общества, основанного на знаниях, и надо только преодолеть разного рода обстоятельства, мешающие этому: позаботиться о материальном и моральном стимулировании процесса создания информационного общества.
Существенно меняется отношение к образованию как к фактору, позволяющему грамотно управлять социально-экономическими процессами в условиях нарастающего информационного потока.
Способность населения осуществлять управление информацией, знаниями на уровне государства является конкурентным преимуществом.
Риски в системе наука - технологии - образование. Современный исследователь В. А. Колпаков выделяет ряд ценностей, формирующих техногенную цивилизацию, среди которых - новое отношение человека к миру природы и обществу, связь преобразовательной активности человека с наукой, научная рациональность как основа мировоззрения; идеал суверенной, творческой личности [7].
Вышеперечисленные системообразующие ценности следует дополнить ещё и установкой на утилитарность научного знания как одну из важнейших характеристик современной эпохи. К тому же научные открытия, обусловленные появлением высоких технологий, несут в себе и определённые риски, поскольку могут быть не только созидательными, но и разрушительными. По мере усложнения используемых технологий появляются чисто технические риски. Кроме того, этику, систему ценностей и образ мышления также сопровождает группа рисков [9].
Утилитаризация знания есть во многом результат государственной установки на утилитаризацию науки, потому что государство всегда заинтересовано в росте экономики, а в государственной политике всегда присутствует идея прогресса и совершенствования всех сторон жизни.
В отношении фундаментальной науки очевидна определяющая роль протекционистской политики государства, которое способно стимулировать распространение знаний, имея в распоряжении соответствующие механизмы: охрана авторских прав и обеспечение авторских вознаграждений, целевые программы, налоговые льготы авторам открытий и изобретений интеллектуальной собственности.
Преподавательская деятельность учёных, занимающихся наукой, должна вернуть высокий уровень фундаментальной университетской подготовке, о чём и говорит академик В. А. Садовничий, отмечая, что именно в сохранении фундаментальной науки и высокого уровня университетского образования - будущее страны. Лишившись этого, мы рискуем потерять уникальную российскую систему образования, со всеми её преимуществами, накопленными не за одно столетие [14].
Образование на базе фундаментальной науки - это и мировая тенденция. Так, технологические успехи Китая связаны именно с перестройкой системы образования, сориентированной на фундаментальное университетское образование.
Продвижение в российском обществе ценностей образования, экономической образованности способно поднять престиж науки. Оплата труда работников науки и образования играет в данном случае основную стимулирующую роль. Изменение заработной платы в наукоёмком секторе, безусловно, должно идти с опережением по отношению к другим секторам экономики.
В ноябре 2011 года Правительством Российской Федерации был опубликован перечень направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики [10], призванный сориентировать научных сотрудников и абитуриентов.
Умение системно мыслить, обладание способностью к аналитике, умение видеть взаимосвязи между наукой и образованием - непременные условия преобразования образовательной системы в современную, конкурентоспособную.
Тем не менее становление рынка интеллектуального труда в России затруднено:
1) отсутствием системы третичного образования;
2) понижением общеобразовательного уровня граждан;
3) коммерциализацией всей системы высшего образования;
4) снижением престижа труда работников научной сферы.
Экономика знаний и развитие российского общества. Развитие высшего образования и в целом образования России сегодня - важнейший аспект обеспечения не только экономической конкурентоспособности, но и национальной безопасности российского государства, гарантировать которую в современном неустойчивом мире способна лишь наукоёмкая, управляемая рыночная экономика знания.
Современная наука находится на таком этапе своего развития, когда она не только приобретает всё более отчётливый междисциплинарный характер, но и сама меж-дисциплинарность трансформируется в качественно новое явление - конвергенцию исследований и технологий, подразумевающую как содержательное, так и методологическое взаимовлияние наук пост-неклассической эпохи и современных инженерно-технических возможностей [9].
Научно-технологическая политика должна уметь контекстуализировать свои принципы, учитывать контекст рассматриваемых явлений и процессов, амбивалентность подходов. Безусловно, предстоят большие изменения традиционных форм образования, открытое общество будет способствовать появлению большего числа возможностей для развития творческих способностей человека - на это ориентированы новые системы обучения, постепенно раздвигающие рамки временно-пространственного континуума.
Указом Президента России в 2011 году
приоритетными направлениями развития науки, техники и технологий в Российской Федерации были определены науки о жизни, транспортные и космические системы, информационно-коммуникативные системы, энергоэффективность, рациональное природопользование, энергосбережение, ядерная энергетика [16].
Сферы науки и общества сегодня существуют в сложном взаимном переплетении интересов, целей и реальных перспектив. Невозможность узнать пределы науки, пока не реализовано на практике научно-технологическое достижение, делает её прогнозы вероятностными и составляет проблемное поле управления наукой.
Важной частью современной инфраструктуры общества стало законодательство по вопросам интеллектуальной собственности, которое с развитием цифровых и сетевых технологий призвано обеспечить её соответствие технологическим и экономическим реалиям. Стимулирование инновационной деятельности основано на внесении согласованных системных изменений в нормативные правовые документы различных отраслей экономики, ориентированных на улучшение климата в сфере патентной активности, на увеличение присутствия в сфере науки малого и среднего бизнеса, на венчурные инвестиции в компании высокотехнологичных секторов посредством расширения масштабов деятельности их фондов, капитализации научных достижений.
Кроме того, очень важным вопросом на рынке интеллектуального труда является вопрос защиты интеллектуальной собственности, которая играет основную роль в социально-экономическом развитии государства. Не стоит забывать о том, что от четырёх до семи процентов валового сбора обеспечивает западным странам именно реализация авторских прав [3, с. 67].
Таким образом, развитие общества в XXI веке всё более и более начинают определять знания. Основными признаками становящегося общества стали: признание знания в качестве одной из ведущих ценностей в жизни общества, механизмы эффективного управления знаниями, правовая защита знаний и организация инвестиций в образование и науку, наличие рынка интеллектуального труда.
В современной России эти принципы в полной мере ещё не действуют, можно говорить только о медленном движении общества и государства к их формированию.
А между тем именно новые знания, «устремляющиеся в сферу производства из исследовательских институтов, лабораторий», преобразуют экономику, и именно потому столь важным становится не только процесс внедрения научных достижений в производство, но и уважение к знаниям [1, с. 25].
Важнейшими условиями формирования общества знания в современной России являются: совершенствование нормативно-законодательной базы по защите знаний и рынка интеллектуального труда, формирование механизмов управления знаниями на федеральном и региональном уровнях, увеличение инвестиций в образование и науку, создание эффективных механизмов защиты прав в области интеллектуальной собственности.
Эффективным использование образовательного потенциала науки будет только при условии успешной интеграции молодого поколения исследователей в научно-производственный процесс, поскольку в современных условиях основным ресурсом общества является человеческий потенциал, составляющий качество высокопрофессиональной деятельности.
На наш взгляд, крайне важной становится ориентация на систему непрерыв-
ного профессионального образования, опирающуюся на интегрированные учебные программы, разработанные в союзе образования и производства.
Именно такая ориентация способна обеспечить подготовку кадров, значительно отличающихся от предшественников в данной отрасли промышленности, - и функционально, поскольку обслуживает область высокотехнологичного производства, и интеллектуально, чего требует современное общество. Реализация данного проекта предполагает подготовку высококвалифицированных кадров для современной российской промышленности, что становится невозможным без проведения эффективной государственной политики в области высшего технического образования.
Понимание вопросов этнического, религиозного и социокультурного характера, укрепление единства общества и доверие к социальным институтам невозможны без высокого уровня образованности общества, главными факторами социально-экономического прогресса которого стали развитие и расширение сферы знаний. Создание технического и профессионального потенциала общества невозможно без формирования, распространения и применения знаний, что делает образование самым ценным ресурсом государства, призванным обеспечить воспроизводство высокоразвитого человеческого капитала, а потому особенно важно, чтобы сохранялась связь образовательных учреждений с инновационными подходами в различных областях экономики знаний.
Примечания
1. Бессонов Б. Н. Россия в XXI веке: социальные и духовные ориентиры (Часть 1: Построение гражданского общества) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2014. № 3 (11). С. 17-32.
2. Бехманн Г. Общество знания - трансформация современных обществ // Концепция «общества знания» в современной социальной теории : сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. социологии и социал. психологии ; отв. ред. Д. В. Ефременко. Москва, 2010. С. 39-66.
3. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал : Ключ к успеху в новом тысячелетии / [пер. с англ. Н. Мишакова]. Санкт-Петербург : Питер, 2001. 287 с.
4. Всемирный доклад ЮНЕСКО. К обществам знания [Электронный ресурс]. URL: http://unesdoc.unesco. org/images/0014/001418/ 141843r.pdf (дата обращения: 10.05.2016).
5. Друкер П. От капитализма к обществу знания [Электронный ресурс]. URL: http://ifuture.narod.ru/001/ drucker001.htm (дата обращения: 25.05.2016).
6. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы общества. Санкт-Петербург : Знание, 2000. 168 с.
7. Колпаков В. А. Общество знания. Опыт философско-методологического анализа // Вопросы философии. 2008. № 4. С. 26-38.
8. Мильнер Б. 3. Управление знаниями в современной экономике. Москва : Институт экономики, 2008. 87 с.
9.Миронова Н. Б., Дрозд O. А. Управление наукой в эпоху конвергентных технологий // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. Серия: Философские, социальные и естественные науки. 2013. № 2-3 (21-23). С. 185-192.
10. О перечне направлений подготовки (специальностей) в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, специальностей научных работников, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики : распоряжение Правительства РФ от 3 ноября 2011 г. N 1944-р [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55072466/ (дата обращения: 05.06.2016).
11. Полани M. Личностное знание : На пути к посткритической философии : пер. с англ. / общ. ред. В. А. Лекторского, В. И. Аршинова ; предисл. В. А. Лекторского. Москва : Прогресс, 1985. 344 с.
12. Путин B. B. О стратегии развития России до 2020 года [Электронный ресурс] // Жизнь в России: [вебсайт]. Электрон. дан. 12.08.2008. URL: www.ruslife.ru/law/Folder_497/2811.smx (дата обращения: 20.05.2016).
13. Рузанкина Е. А. Наука второго рода: новые формы производства знаний и трансфера технологий // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Философия. 2013. № 2 Т. 11. С. 49-53.
14. Садовничий В. А. О будущем российского образования // Московская правда. 2004. 28 сентября.
15. Стрельцова Е. Ю. Этнохудожественные знания в контексте современного вузовского образования // Культура и образование : научно-информационный журнал для вузов культуры и искусств. 2014. № 4 (15). С. 37-43.
16. Указ Президента Российской Федерации от 7 июля 2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Гарант.ру : [веб-сайт]. Электрон. дан. 8 июля 2011. URL: www.garant.ru/hotlaw/federal/335057 (дата обращения: 05.06.2016).
17. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М. В. Арапова и Н. В. Малыхиной ; под ред. Е. Л. Вартановой. Москва : Аспект Пресс, 2004. 400 с.
18. Ярошенко Н. Н. Профессиональный идеал в перспективе модернизации образования // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2004. № 2. С. 109-114.
References
1. Bessonov B. N. Russia in XXI Century: Social and Spiritual Guidance (Part 1: Building of Civil Society). Vestnik Moscow City Teachers' Training University. Philosophical Sciences. 2014, no. 3 (11), pp. 17-32.
2. Bekhmann G. Obshchestvo znaniia - transformatsiia sovremennykh obshchestv [Society of knowledge - transformation of modern societies]. In: Efremenko D. V., ed. Kontseptsiia "obshchestva znaniia" v sovremennoi sotsi-al'noi teorii [The concept of "society of knowledge" in the modern social theory]. Moscow, 2010. Pp. 39-66.
3. Bruking E. Intellektual'nyi kapital: Kliuch k uspekhu v novom tysiacheletii [Intellectual capital: Key to success in the new millennium]. St. Petersburg, PITER Publishing House, 2001. 287 p.
4. Vsemirnyi doklad IuNESKO. K obshchestvam znaniia [World report of UNESCO. To societies of knowledge]. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0014/001418/141843r.pdf (accessed: 10.05.2016).
5. Druker P. Ot kapitalizma k obshchestvu znaniia [rom capitalism to society of knowledge]. Available at: http:// ifuture.narod.ru/001/drucker001.htm (accessed: 25.05.2016).
6. Klimov S. M. Intellektual'nye resursy obshchestva [Intellectual resources of society]. St. Petersburg, Publishing House "Znanie", 2000. 168 p.
7. Kolpakov V. A. Obshchestvo znaniia. Opyt filosofsko-metodologicheskogo analiza [Society of knowledge. Experience of the philosophical and methodological analysis]. Voprosy Filosofii [Problems of philosophy]. 2008, no. 4, pp. 26-38.
8. Milner B. Z. Upravlenie znaniiami v sovremennoi ekonomike [Management of knowledge in modern economy]. Moscow, 2008. 87 p.
9. Mironov N. B., Drozd O. A. Science Management in the Converging Technologies Epoch. Vestnik Moskovskoi gosudarstvennoi akademii delovogo administrirovaniia. Seriia: Filosofskie, sotsial'nye i estestvennye nauki [Bulletin of the Moscow State Academy of Business Administration. Series: Philosophical, Social and Natural Sciences]. 2013, no. 2-3 (21-23), pp. 185-192.
10. O perechne napravlenii podgotovki (spetsial'nostei) v obrazovatel'nykh uchrezhdeniiakh vysshego profession-al'nogo obrazovaniia, spetsial'nostei nauchnykh rabotnikov, sootvetstvuiushchikh prioritetnym napravleniiam mod-ernizatsii i tekhnologicheskogo razvitiia rossiiskoi ekonomiki: rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 3 noiabria 2011 g. N 1944-r [About the list of the directions of preparation (specialties) in educational institutions of higher education, professions of the scientists corresponding to the priority directions of modernization and technological development of the Russian economy: the order of the Government of the Russian Federation of November 3, 2011 N 1944-p]. Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55072466/ (accessed: 05.06.2016).
11. Polanуi Michael (1958) Personal Knoweledge. (In Rus. ed.: Polani M. Lichnostnoe znanie: Na puti k postkrit-icheskoi filosofii [Personal knowledge: On the way to post-critical philosophy]. Moscow, Progress Publishers, 1985. 344 p.)
12. Putin V. V. O strategii razvitiia Rossii do 2020 goda [About the strategy of development for Russia till 2020]. Available at: www.ruslife.ru/law/Folder_497/2811.smx (accessed: 20.05.2016).
13. Ruzankina E. A. Mode-2 science: new forms of knowledge industries and technology transfer. Vestnik of Novosibirsk State University. Series: Philosophy. 2013, no. 2, vol. 11, pp. 49-53.
14. Sadovnichy V. A. O budushchem rossiiskogo obrazovaniia [About the future of Russian education]. Moskovskaia pravda [Moscow Truth]. 2004. September 28.
15. Streltsova E. Yu. Etnokhudozhestvennye znaniia v kontekste sovremennogo vuzovskogo obrazovaniia [Ethnoart knowledge in the context of modern high school education]. Cultural & Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2014, no. 4 (15), pp. 37-43.
16. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 7 iyulia 2011 g. № 899 "Ob utverzhdenii prioritetnykh naprav-lenii razvitiia nauki, tekhnologii i tekhniki v Rossiiskoi Federatsii i perechnia kriticheskikh tekhnologii Rossiiskoi Federatsii" [The decree of the President of the Russian Federation of July 7, 2011 No. 899 "About the statement of the priority directions of development of science, technologies and the equipment in the Russian Federation and the list of critical technologies of the Russian Federation"]. Available at: www.garant.ru/hotlaw/federal/335057 (accessed: 05.06.2016).
17. Webster Frank Theories of the information society. London; New York : Routledge, 2002. (In Rus. ed.: Uebster F. Teorii informatsionnogo obshchestva [Theories of information society]. Moscow, Publishing house "Aspect Press", 2004. 400 p.)
18. Yaroshenko N. N. Professional'nyi ideal v perspektive modernizatsii obrazovaniia [Professional ideal in the long term modernization of education] Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts]. 2004, no. 2, pp. 109-114.
Статья подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта
№ 26-02-50038
(^Ценностная поддержка становления специалистов на основе профессиональных стандартов
УДК 378
И. П. Гладилина
Московский городской университет управления Правительства Москвы (мгуу)
Специалист в сфере закупок — это профессионал, основные трудовые функции которого требуют развития как профессиональных, так и личностных качеств. Вступление в силу профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок» придаёт особую актуальность определению механизмов и инструментов профессионального становления заказчиков, что соответствует одному из основных принципов контрактной системы в сфере закупок. В статье рассматриваются методологические основы ценностной поддержки профессионального становления специалистов в сфере закупок, направленной на качественное кадровое обеспечение закупочной деятельности. Ключевые слова: закупки, контрактная система, кадровое обеспечение, профессиональное становление, ценностная поддержка.
I. P. Gladilina
Moscow Metropolitan Governance University, Government of Moscow City, Sretenka str., 28, 107045, Moscow, Russian Federation
value support the formation of specialists on the basis of professional standards
А specialist in the field of procurement is a professional core labor whose functions require the development of both professional and personal qualities. Entry into force professional standard "Specialist in procurement" attaches special importance defined mechanisms and instruments of professional development of customers, which is one of the basic principles of contract system in the procurement. The article considers methodological bases support the value of professional development of specialists in the area of procurement, aimed at high-quality staffing procurement. Keywords: procurement, contract system, staffing, professional development, valuable support.
ГЛАДИЛИНА ИРИНА ПЕТРОВНА — доктор педагогических наук, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками Московского городского университета управления Правительства Москвы (МГУУ)
GLADILINA IRINA PETROVNA - Full Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of state and municipal procurement, Moscow Metropolitan Governance University
e-mail: [email protected] © Гладилина И. П., 2016