Научная статья на тему 'Роль системы менеджмента качества в организации образовательного процесса'

Роль системы менеджмента качества в организации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
61
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль системы менеджмента качества в организации образовательного процесса»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Солдатов Ю.П., Горбачева Л.Ю., Овчинников Е.Н._

Симуляционное обучение в травматологии и ортопедии

ФГБУ «Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России, Курган

В работе представлен опыт симуляционного обучения чрескостному остеосинтезу в РНЦ ВТО им. акад. Г.А. Илизарова. Технологии симуляционного обучения методу чрескостного остеоситеза представлены компьютерными обучающими программами с SD-графикой. Имеются технологии преподавания чрескостного остеосинтеза на пластиковых костях с применением аппарата Илизарова. Внедрение симуляционных технологий в образовательный процесс позволяет улучшить качество обучения.

Цель - представить опыт симуляционного обучения чрескостному остеосинтезу в РНЦ ВТО им. акад. Г.А. Илизарова.

В РНЦ ВТО им. акад. Г.А. Илизарова технологии симуляционного обучения методу чрескостного остеосинтеза применяются для обучения ординаторов, интернов, врачей травматологов-ортопедов на циклах усовершенствования врачей. Данные технологии представлены в виде компьютерных обучающих программ с SD-графикой по основным методикам чрескостного остеосинтеза, которые разработаны и внедрены в РНЦ ВТО совместно с ООО «СЦИТ» (г. Курган) (лечение больных с косолапостью, вальгусной деформацией первого пальца стопы, остеоартрозами, удлинением стопы и конечностей). Имеются технологии преподавания чрескостного остеосинтеза на пластиковых костях с применением аппарата Илизарова. В настоящее время ведется разработка электронного тренажера для чрескостного остеосинтеза, позволяющего оценить правильность оперативной техники и соблюдение биомеханических принципов управления аппаратом чрескостной фиксации, а также знание топографической анатомии сосудов и нервов применительно к остеосинтезу.

Результаты и выводы. Контроль практических умений ординаторов, интернов и врачей показал, что внедрение симуляционных технологий в образовательный процесс позволяет улучшить качество обучения травматологов-ортопедов и повысить уровень хирургических навыков. Необходимо продолжить разработки симуляционных технологий для обучения травматологов-ортопедов.

Солдатов Ю.П., Овчинников Е.Н., Голобокова И.А._

Роль системы менеджмента качества в организации образовательного процесса

ФГБУ «Российский научный центр "Восстановительная травматология и ортопедия" им. акад. Г.А. Илизарова» Минздрава России, Курган

Качество медицинской помощи зависит не только от материально-технического оснащения лечебных учреждений, профессиональной подготовленности персонала, но и от системы медицинского образования работников здравоохранения и его уровня в целом, поэтому актуальными становятся вопросы, касающиеся непрерывного медицинского образования, внедрение в лечебный и образовательный процессы стандартов управления качеством услуг.

Цель - определить роль системы менеджмента качества (СМК) в повышении качества образовательных услуг в РНЦ ВТО им. акад. Г.А. Илизарова.

142

Журнал для непрерывного медицинского образования врачей

ТЕЗИСЫ III МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОРГЗДРАВ-2015. ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ» (28-29 мая 2015 г., МОСКВА)

По всем технологическим процессам СМК были разработаны регламенты, содержащие последовательность действий в процессе, входные и выходные данные, распределение ответственности и полномочий персонала на каждом этапе процесса, параметры оценки процесса, существующую нормативную документацию, регламентирующую деятельность в ходе реализации процесса. В рамках действующей политики в области качества и стратегических целей учреждения была сформулирована цель образовательного процесса: углубленная подготовка специалистов по вопросам лечения опорно-двигательной системы человека и смежным специальностям. Для обеспечения поставленной цели были разработаны основные нормативные документы по подготовке специалистов по программам дополнительного образования, научно-педагогических кадров высшей квалификации: порядок приема в аспирантуру, ординатуру, положения об аспирантуре, ординатуре, положения о промежуточной/итоговой аттестации аспирантов, ординаторов и др. Реализация образовательного процесса включает следующие этапы: прием специалистов в аспирантуру, ординатуру, на циклы усовершенствования врачей согласно сформированному плану приема; теоретическое и практическое обучение дисциплинам согласно индивидуальным планам по разработанным программам обучения и учебно-методическим комплексам; сдача промежуточных экзаменов, зачетов, квалификационных экзаменов; выдача документов об образовании (сертификат, свидетельство). Для контроля выполнения работ по процессу проводятся внутренние аудиты, целью которых является проверка соответствия предоставления образовательных услуг установленным требованиям стандарта ISO 9001:2008; назначения ответственных исполнителей СМК; установления критериев результативности процесса; наличия соответствующих нормативных документов. При анализе результатов мониторинга процесса «Образовательная деятельность» оценивали эффективность выполнения процесса и сравнивали их с установленными требованиями, а также определяли необходимость в корректирующем действии. Основные критерии результативности процесса: отчет о выполнении плана приема в аспирантуру, ординатуру, на циклы усовершенствования врачей; количество выпущенных аспирантов и ординаторов; показатели выполнения индивидуальных планов обучения, усвоения знаний (% положительных оценок), посещаемости теоретических и практических занятий. Также проводили анкетирование обучающихся, так как удовлетворенность потребителей - один из критериев оценки образовательной деятельности и эффективным инструментом повышения качества оказываемых услуг. По итогам мониторинга разрабатывали мероприятия для улучшения процесса.

Результаты и выводы. Внедрение СМК в образовательный процесс РНЦ ВТО позволило улучшить качество образовательных услуг посредством постоянных корректирующих мероприятий, направленных на повышение удовлетворенности обучающихся. СМК, соответствующая требованиям ISO 9001:2008, является признанной формой демонстрации способности медицинского учреждения обеспечивать на высоком уровне выполнение требований к качеству образовательных услуг.

Сухарева И.А., Третьякова О.С._

Вспомогательные репродуктивные технологии как одна из составляющих высокотехнологической помоши в Республике Крым

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь Медицинская академия им. С.И. Георгиевского, Симферополь

Согласно данным ВОЗ, проблема бесплодия в мире затрагивает до 15,0% супружеских пар репродуктивного возраста. В России с проблемой бесплодия сталкивается от 8,0 до 20,0% населения

ОРГЗДРАВ: новости, мнения, обучение №2 2015

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.