Научная статья на тему 'Роль системного анализа в принятии эффективных управленческих решений'

Роль системного анализа в принятии эффективных управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2043
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОВОДИТЕЛЬ / ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ / ЭТАПЫ ПРИНЯ- ТИЯ ЭФФЕКТИВНОГО УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / MANAGER / STAGES OF THE ADOPTION OF EFFECTIVE MANAGEMENT DECISION / SYSTEMS ANALYSIS / EFFECTIVE MANAGEMENT DECISIONS / MANAGERIAL RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шепетько Д.В.

В статье рассматривается вопрос принятия эффективного управленческого решения руководителем при опоре на системный анализ, научную организацию процесса управления. Автором выделяются требования, предъявляемые к управленцу, этапы принятия эффективного управ- ленческого решения и уровень его управленческой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SYSTEM ANALYSIS IN EFFECTIVE ADMINISTRATIVE DECISIONMAKING

The article discusses the problem of taking effective administrative decision by an administrator on the basis of the system analysis and scientifi c organization of administration process. The author describes the requirements to an administrator, the stages of taking effective administrative decision and the level of his administration responsibility.

Текст научной работы на тему «Роль системного анализа в принятии эффективных управленческих решений»

УДК 005.1 Д. В. ШЕПЕТЬКО

кандидат педагогических наук, преподаватель Академии ФСО России E-mail: shepetko_den@mail.ru

UDC 005.1 D. V. SHEPETKO

candidate of pedagogical sciences, teacher of Academy of

FSS of Russia E-mail: shepetko_den@mail.ru

РОЛЬ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРИНЯТИИ ЭФФЕКТИВНЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ THE ROLE OF THE SYSTEM ANALYSIS IN EFFECTIVE ADMINISTRATIVE DECISION-MAKING

В статье рассматривается вопрос принятия эффективного управленческого решения руководителем при опоре на системный анализ, научную организацию процесса управления.

Автором выделяются требования, предъявляемые к управленцу, этапы принятия эффективного управленческого решения и уровень его управленческой ответственности.

Ключевые слова: руководитель, эффективное управленческое решение, системный анализ, этапы принятия эффективного управленческого решения, управленческая ответственность.

The article discusses the problem of taking effective administrative decision by an administrator on the basis of the system analysis and scientific organization of administration process.

The author describes the requirements to an administrator, the stages of taking effective administrative decision and the level of his administration responsibility.

Keywords: manager, systems analysis, managerial responsibility, effective management decisions, stages of the adoption of effective management decision.

Вопросы эффективного руководства вызывали интерес человечества с давних времен, однако, систематическое и целенаправленное их изучение началось только во второй половине XX века. Знания в области принятия управленческих решений возникли на стыке таких наук, как этика, психология, лингвистика, социальная педагогика, менеджмент, риторика, и получили свое развитие в трудах Б.Г. Ананьева, А.Л. Журавлева, Д.Н. Завалишина, А.Ф. Иоффе, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, Д. Мартина, A.B. Филиппова и других российских и зарубежных исследователей [4]. Совокупность этих знаний и накопленного положительного и отрицательного опыта предыдущих поколений помогает начинающему руководителю овладеть навыками делового общения и добиться эффективного взаимодействия с коллегами и подчиненными.

Современное общество находится под влиянием научно-технической революции, вступило в новую фазу активного развития. Наблюдается качественный сдвиг в области технологических процессов, ускоренное использование последних достижений науки и техники, что существенно влияет на деятельность современного руководителя, базирующуюся на багаже научных знаний. Опыт руководителей прошлого в значительной мере теряет актуальность и отличается от настоящего не только в информационно-аналитическом, логическом, но и практическом смысле.

Кризисные ситуации, которые складываются в социальной, политической и экономической жизни общества, можно охарактеризовать как достаточно сложные, и мировая научная общественность как производи-

тельная сила заняла особое место в стимулировании и совершенствовании научно-технического прогресса, выдвигая на первый план концепции, объясняющие сложные явления в системе управления персоналом, вырабатывая конкретные методы и формы управления этими процессами. Перспективный руководитель настоящего, специалист в управленческой деятельности должен не только обладать знаниями, умениями и навыками, позволяющими ему оперативно и адекватно реагировать на изменения рабочих ситуаций, но и предвидеть их, строить долгосрочные прогнозы, опираясь на знания системного анализа.

Системный анализ - это особый научный подход, объединяющий совокупность определенных научных методов и практических приемов решения разнообразных проблем, возникающих во всех сферах целенаправленной деятельности общества, на основе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Характеризуется главным образом упорядоченным, логически обоснованным подходом к исследованию проблем и использованию существующих методов их решения, которые могут быть разработаны в рамках других наук [2].

Вместе с тем, в структуру профессиональной подготовки управленца будущего должно быть включено формирование как общепрофессиональных, так и специфических компетенций, диктуемых вопросами конкретной профессиональной деятельности и требованиями, предъявляемыми современным обществом.

Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рас-

© Д. В. Шепетько © D. V. Shepetko

13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 13.00.00 - PEDAGOGICAL SCIENCES

сматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи и развитии. Такой подход позволяет выявить интегратив-ные (целостные) системные свойства и качественные характеристики процесса принятия управленческого решения.

Характерной особенностью системы является то, что поиск лучшего решения проблемы начинается с определения и упорядочения целей деятельности системы, при функционировании которой возникла данная проблема. При этом устанавливается соответствие между этими целями, возможными путями решения возникшей проблемы и необходимыми для этого ресурсами.

Иными словами, системный анализ - это совокупность систематизированных методов оказания лицу, принимающему решение, помощи при выборе последовательности действий путем изучения всей проблемы в целом, определения конечных целей и различных путей их достижения с учетом возможных последствий. Используются аналитические прогнозы, предназначенные для решения в первую очередь слабоструктурированных проблем, то есть проблем, состав элементов и взаимосвязей которых установлен только частично, а также задач, возникающих, как правило, в ситуациях, характеризуемых наличием фактора неопределенности и содержащих неформализуемые элементы, непереводимые на язык математики.

Основная цель системного анализа - это полная и всесторонняя проверка различных вариантов действий с точки зрения количественного и качественного сопоставления затраченных ресурсов с получаемым эффектом. Системный анализ выступает средством установления рамок для систематизированного и более эффективного использования накопленных знаний, суждений и интуиции специалистов, склоняя их к определенной дисциплине мышления.

Ведущая задача системного анализа заключается в раскрытии содержания проблем, стоящих перед управленцем, с тем, чтобы стали очевидны все основные последствия решения и их можно было бы учитывать, в сознательном систематизированном применении всей совокупности методов анализа, уделяя наибольшее внимание вопросам неопределенности и проверки полученных результатов на чувствительность к изменению показателей и факторов, определяющих функционирование системы. Степень чувствительности системы к изменению этих показателей и факторов указывает, на какие из них следует обратить особое внимание, а какими можно пренебречь.

Данный подход в управлении персоналом позволяет более строго подойти к оценке возможных вариантов действий и выбрать наилучший из них с учетом дополнительных, неформализуемых факторов и моментов, которые могут быть неизвестны руководителю. В условиях кризисного социума управление необходимо рассматривать не в качестве набора отдельных управленческих методов и приёмов, применяемых в различных областях профессиональной деятельности, а как явление их объединяющее.

Профессиональный управленец должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной обстановке практически невозможно [3].

Разработка эффективных управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность его деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость организации в быстро изменяющемся мире.

Следовательно, принятие эффективных управленческих решений - одно из наиболее важных условий эффективного существования и развития организации [1].

Деятельность по принятию эффективных управленческих решений можно условно разделить на следующие этапы:

Во-первых, обоснование замысла, предполагающее анализ и оценку обстановки, целей деятельности, средств и ресурсов реализации таковой.

Во-вторых, принятие решения.

В-третьих, выполнение подготовительного этапа, предполагающего поступление дополнительной информации и корректировку замысла.

В-четвертых, выполнение основного этапа, в ходе которого по данным о текущей обстановке уточняются детали действий.

В-пятых, оценка результатов [6].

В процессе принятия управленческого решения выделяют следующие основные функции руководителя.

1. Управлять процессом выработки решения.

2. Выдвигать задачу для решения, участвуя в ее конкретизации и выборе оценочных критериев. При этом необходимо правильно определить и поставить задачу в чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации в кратчайшие сроки, что является существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.

3. Выполнять работу по принятию эффективного и ответственного решения.

4. Возглавлять работы на этапе реализации принятого решения.

Управленческое решение является непосредственным продуктом труда руководителя любого уровня и ранга. Формирование эффективных управленческих решений всегда предполагает проявление инициативы как руководителя, так и исполнителя. В современных условиях при принятии решений у руководителей значительно расширяются самостоятельность и возможность поиска эффективных решений, но и повышается ответственность за последствия принятых решений [2].

Управленческая ответственность - это готовность и способность руководителя нести личную ответственность за принятые решения, а также и за их последствия. Выделяют общую управленческую ответственность, которую несет руководитель за создание необходимых

условий работы, и функциональную ответственность исполнителя за конкретный результат. С увеличением количества решаемых задач, полномочий руководителя возрастает его управленческая ответственность.

Определяющим в развитии ответственности управленца выступает, с одной стороны, система социальных задач и целей, которые ставит перед собой руководитель в деятельности в различных сообществах (учебном, трудовом), а с другой стороны, обусловлено требованиями и задачами, решаемыми в обществе различными социальными институтами системы образования (обучение, воспитание, социализация человека).

Ответственность выступает как важнейшая базовая нравственная категория, она определяет моральное сознание человека, нормы его поведения в социуме с позиции существующих нравственных норм и культурных традиций, организации бытовой, трудовой, коллективной и иной сфер социальной жизнедеятельности. От конкретного содержания нравственных норм, усвоенных человеком, зависит то, в чем он будет усматривать свой долг, являющийся составной частью любого поступка личности. Долг выполняет конкретную функцию нравственного сознания и играет важнейшую роль в социальной самореализации поведения человека. Именно чувство долга помогает личности противостоять тем желаниям, которые противоречат требованиям общества, и способствует профессиональному росту

личности.

Так решение проблемы принятия эффективного управленческого решения можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений системного анализа.

Системный анализ в большей степени сосредоточен на методологии принятия и обоснования управленческих решений, знаменует переход от решения хорошо структуризованных, формализуемых проблем, когда четко определены цели, пути их реализации и критерии, что достигается на основе методов исследования операций, к решению проблем слабоструктуризован-ных, возникающих в условиях неопределенности и содержащих неформализуемые элементы. Организация работы коллектива исполнителей, разработка, принятие и реализации обоснованных эффективных управленческих решений при наличии различных мнений, лимита времени, нахождении компромисса между различными сценариями решения задач как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании - основная составляющая управленческой деятельности востребованного эффективного современного руководителя, успех выполнения всего комплекса возложенных на него задач.

Биб.шографический список

1. Башкатова Ю.И. Управленческие решения: Учебное пособие по изучению дисциплины, руководство, практикум, тесты и учебная программа. // Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2005. 184 с.

2. Величко С.В., Сергеев, Н.Е. Принятие решений: анализ процессов представление информации. Ч. 1. Таганрог, 2008.

3. ЗлобинаН.В. Управленческие решения: учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 80 с.

4. Кошелева А.О., Дрягин С.В. Управленческая компетентность военного специалиста: монография. Под общей редакцией А. О. Кошелевой. Орел: Академия ФСО России, 2010. 98 с.

5. Полякова Л.В. Модернизация двухуровневой системы подготовки управленческих кадров. Профессиональное образование. М.: Столица, 2009. № 2.

6. СуботинаИ.В. Проблема принятия управленческих решений в контексте культуры информационного общества.: авто-реф. дисс. ... канд. философ. наук. 09.00.11 / Субботина, Ирина Владимировна Тверь: ТГУ, 2005.

References

1. Bashkatova YU.I. Administrative decisions: The manual on discipline studying, the management, a practical work, tests and the training program / Yu.I.Bashkatova//the Moscow state university of economy, statistics and informatics. M: MESI, 2005. 184 pages.

2. Velichko S.V. Sergeev N.E. Decision taking: analysis of processes of information submission. P.1. [Text] / S.V. Velichko, N.E.Sergeyev. - Taganrog, 2008.

3. ZlobinaN.V. Administrative decisions: manual. Tambov: Publishing house of tambov state texnical university, 2007. 80 pages.

4. Kosheleva A.O., Dryagin S.V. Administrative competence of the military expert: monograph/ under A.O. Kosheleva's general edition. - OREL: Academy of FSS of Russia, 2010. 98 p.

5. Polyakova L.V. Modernization of two-level system of preparation of administrative shots.//Professional education. M: STOLITSA, 2009. No. 2.

6. SubotinaI.V. Problema of adoption of administrative decisions in a context of culture of information society: author's abstract, cand.Dis.., Philosophical sciences. 09.00.11 / Subbotina, Irina Vladimirovna Tver: TGU, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.