Научная статья на тему 'РОЛЬ СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРА БПЛА ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

РОЛЬ СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРА БПЛА ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
159
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЁР / СИМУЛЯТОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Будкин Евгений Георгиевич, Постников Александр Александрович, Лагутина Елизавета Игоревна

Рассмотрены некоторые особенности обучающихся, а также вопросы применения компьютерных тренажёров и симуляторов различного назначения в учебном процессе высшего военного учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Будкин Евгений Георгиевич, Постников Александр Александрович, Лагутина Елизавета Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE SIMULATOR IN THE TRAINING OF THE UAV OPERATOR THE CHALLENGE OF MODERNITY TO THE PROCESS OF STUDYING AT A MILITARY UNIVERSITY

Some features of students are considered, as well as the issues of using computer simulators and simulators for various purposes in the educational process of a higher military educational institution.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРА БПЛА ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Е.Г. БУДКИН, А.А. ПОСТНИКОВ, Е.И. ЛАГУТИНА

E.G. BUDKIN, A.A. POSTNIKOV, E.I. LAGUTINA

РОЛЬ СИМУЛЯТОРА В ПОДГОТОВКЕ ОПЕРАТОРА БПЛА

THE ROLE OF THE SIMULATOR IN THE TRAINING OF THE UAV OPERATOR

ВЫЗОВ СОВРЕМЕННОСТИ ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

THE CHALLENGE OF MODERNITY TO THE PROCESS OF STUDYING AT A MILITARY UNIVERSITY

Сведения об авторах: Будкин Евгений Георгиевич - профессор кафедры организации связи и автоматизированных систем управления Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, кандидат военных наук (г. Рязань. E-mail: beg2605@mail.ru);

Постников Александр Александрович - преподаватель кафедры применения беспилотных летательных аппаратов Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии капитан (г. Рязань. E-mail: aapostnikov@mail.ru);

Лагутина Елизавета Игоревна - докторант Рязанского гвардейского высшего воздушно-десантного командного училища, гвардии майор, кандидат технических наук (г. Рязань. E-mail: below8585@mail.ru).

Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности обучающихся, а также вопросы применения компьютерных тренажёров и симуляторов различного назначения в учебном процессе высшего военного учебного заведения.

Ключевые слова: процесс обучения, компьютерный тренажёр, симулятор.

Information about the authors: Evgeny Budkin - Professor of the Department of Communications and Automated Control Systems of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Candidate of Military Sciences (Ryazan. E-mail: beg2605@mail.ru);

Alexander Postnikov - Lecturer of the Department of the use of unmanned aerial vehicles of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Guard Captain (Ryazan. E-mail: aapostnikov@mail.ru);

Elizaveta Lagutina - Doctoral Student of the Ryazan Guards Higher Airborne Command School, Guard Major, Candidate of Technical Sciences (Ryazan. E-mail: below8585@mail.ru).

Summary. Some features of students are considered, as well as the issues of using computer simulators and simulators for various purposes in the educational process of a higher military educational institution.

Keywords: learning process, computer simulator, simulator.

В основу современных боевых действий положена концепция сетецентрических войн. Она основана на кратном увеличении боевой мощи Вооружённых сил без увеличения их численности,

только за счёт подъёма на качественно иной уровень технологии управления Вооружёнными силами посредством создания единой информационной сети, соединяющей всех участников боевых дей-

ствий в режиме реального времени (см. рис.), в том числе и с применением беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Это решение позволило изменить значение соотношения сил наступающей

и обороняющейся сторон при условии, что последняя не обладает подобной технологией.

Результатом военного противостояния в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе явилась новая тактика применения БПЛА - применение лёгких и дешёвых БПЛА массированно, группами, под прикрытием более тяжёлых разведывательных БПЛА, оборудованных средствами радиолокационной, оптико-электронной разведки и комплексами радиоэлектронного подавления.

При всём многообразии задач, которые способны решать БПЛА, в ходе Нагорно-Карабахского конфликта чётко выделились четыре основные: ведение различных видов воздушной разведки; уничтожение наземных объектов собственным ракетно-бомбовым вооружением (в ударном варианте); вскрытие и целеуказание неприятельских целей для поражения артиллерией и РСЗО; непосредственное уничтожение целей с применением в варианте барражирующих боеприпасов.

Также можно выделить несколько частных задач: дезорганизация системы ПВО путём поражения зенитных ракетных

комплексов противника, выведение из строя основных средств тяжёлого вооружения (танков, боевых бронированных машин, установок РСЗО и др.), уничтожение штабов, складов и контроль эффективности огневых ударов по противнику.

В ходе конфликта отрабатывалась тактика боевого применения БПЛА, их взаимодействие с другими родами и видами войск. Высокая эффективность их применения и живучесть при сравнительно небольшой стоимости - один из идеальных вариантов современных средств ведения вооружённой борьбы.

Одной из главных военно-технических особенностей специальной военной операции (СВО) на Украине стало массовое применение разведывательных и ударных дронов, дронов-камикадзе (см. фото 1,2), а также малых коммерческих БПЛА. Без дронов уже невозможно представить выход разведывательных групп и работу артиллерии. Это явление оказалось настолько массовым, что сегодня дроны можно встретить там, где раньше их никогда не было.

Основные типы решаемых задач коммерческими дронами: артил-

лерийская разведка и корректировка огня; разведка местности, обнаружение противника, следов его пребывания и прочих фактов, о которых должны быть предупреждены соответствующие подразделения; управление боем при помощи БПЛА в режиме реального времени.

Каждый командир, основываясь на объективной оценке быстроменяющейся обстановки, должен принимать правильные решения по управлению вверенным личным составом, вооружением и военной техникой.

Эта способность является ключевой характеристикой выпускника военного вуза и предполагает наличие собственных стойких практических навыков, знаний методик выполнения работ на технике и организации процесса обучения своих подчинённых.

Качественная подготовка специалистов по техническим военно-учётным специальностям требует изучения большого количества технических дисциплин. В то же время необходимо учитывать психологические особенности курсантов, накладывающие весомый отпечаток на процесс и качество усвоения ими материала.

Рис. Эволюционное развитие концепции ведения боевых действий

Фото 1. Дрон-камикадзе «Ланцет»

Таким образом, возникает противоречие между необходимыми к усвоению объёмами информации, используемыми формами и методами обучения и особенностями восприятия учебного материала обучающимися.

В соответствии с теорией поколений представители, родившиеся начиная с 2000 г. и по настоящее время, отнесены к поколению Ъ (так называемые «зеты»). Кратко его можно охарактеризовать следующим образом:

1. Нетерпеливость и сосредоточенность на краткосрочных целях.

2. Ориентированность на потребление и индивидуализм.

3. Многозадачность.

4. Мотивированность в том, что интересно, и игнорирование остального.

5. Запоминание только источника информации, без его содержания.

6. Кратковременное сосредоточение внимания (около 10-15 минут).

7. Порционная поверхностная обработка информации.

8. Гиперактивность.

9. Дистанцирование от внешних проблем.

На современном этапе научно-технический прогресс, информационные технологии и процесс обучения трансформировались

в некоторую систему, отличительной особенностью которой является совокупность обучающих программ различных типов: от простейшего программного обеспечения для контроля знаний до обучающих систем, базирующихся на искусственном интеллекте.

Возрастание роли современных технологий в результате широкого внедрения в процесс обучения средств вычислительной техники вызывает необходимость глубокого изучения, познания их дидактических возможностей, совершенствования методики преподавания. Этого нельзя не учитывать, если целью является получение квалифицированных специалистов. В этом случае, если и не решить полностью, то свести

к максимально возможному минимуму описанное выше противоречие, помогает применение различного рода электронных обучающих курсов, реализованных в виде программно-тренажёрных средств (симуляторов), электронных учебников или электронных учебных пособий. Именно сочетание компьютерных и традиционных технологий обучения на основе личностно-ориентированного подхода отвечает всем особенностям современных обучающихся и способно дать наилучшие результаты.

Одновременно важно учитывать, что использование компьютерной техники в обучении - не самоцель. Её применение оправдано лишь при условии повышения эффективности подготовки кадров.

Анализируя перспективы применения симуляторов в образовательном процессе военного вуза, необходимо определить задачи, которые будут ими решаться.

Программно-тренажёрные средства в учебном процессе способствуют более эффективному решению следующих задач: ознакомление обучающихся со строением вооружения, военной и специальной техникой (ВВСТ) и их элементами; формирование устойчивых навыков выполнения как отдельных операций, так и полного их цикла; изучение технологической схемы и получение представления об этапах техно-

Фото 3. Использование коммерческих дронов в ходе СВО

логического процесса; изучение инструмента и технологической оснастки, необходимых для проведения работ; ознакомление с требованиями техники безопасности; выявление дефектов в работе ВВСТ и его отдельных узлов; закрепление умений правильно оформлять документацию.

СВО на Украине показала, что навыки оператора БПЛА становятся всё более востребованными (см. фото 3). Специальные курсы предлагают несколько российских компаний. Программа обучения включает в себя теорию, виртуальные полёты на симуляторах и практику, то есть реальные самостоятельные полёты.

Сама модель обучения с применением программно-тренажёрных средств способствует формированию у обучающихся профессиональных навыков, необходимых для выполнения возложенных функциональных обязанностей. Немаловажная роль в таком случае отводится инструктору, роль которого является доминирующей при получении обратной связи от курсантов. Их действия максимально детализированы и представляют собой набор операций алгоритма принятия того или иного решения, обеспечивающего правильную работу ВВСТ или функционирование сложной технической системы.

В целом функциональные возможности и применение программно-тренажёрных средств в учебном процессе положительно оцениваются различными исследователями. Их использование позволяет приблизить процесс управления объектом ВВСТ к реальности. Важнейшим условием эффективности применения си-муляторов является самостоятельность обучающегося, его активность, способность выработать требуемые навыки, а также принятие осознанных ответственных решений в своей профессиональной деятельности. При этом ключевым достоинством данного средства обучения, позволяющим

получить максимально возможный результат за минимальное время, выступает предельная реалистичность моделируемой среды обучения и возможность создания различных условий обстановки, что называется, «здесь и сейчас», без привлечения дополнительных финансовых ресурсов и других образцов ВВСТ.

Таким образом, симулятор представляет из себя некий инструмент, позволяющий сформировать твёрдые практические навыки «методом проб и ошибок», совершённых в процессе самостоятельной познавательной деятельности, а также подготовить выпускников военных вузов к современным формам ведения боевых действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васильев, А. Первая сетецентриче-ская война. Режим доступа: https://topwar. ru/34855-pervaya-setecentricheskaya-voyna. html. Дата обращения: 22.11.2022.

2. Афонин, И. Е. Анализ опыта боевого применения групп беспилотных летательных аппаратов для поражения зенитно-ракетных комплексов системы противовоздушной обороны в военных конфликтах в Сирии, в Ливии и в Нагорном Карабахе / И. Е. Афонин, С. И. Макаренко, С. В. Петров, А. А. Привалов // Системы управления, связи и безопасности, 2020. № 4. С. 163-191.

3. Шубин, А. В. Изменение концептуальных подходов к применению авиации в войнах будущего на примере карабахского конфликта / А. В. Шубин, И. В. Кот, А. А. Кузен-кин // Военная мысль, 2021. № 9. С. 43-50.

4. Астрахань, Д. Дрон среди ясного неба: как беспилотники меняют ход СВО / Д. Астрахань // Известия. Режим доступа: https://iz. ru/1414691/dmitrii-astrakhan/ dron-sredi-iasnogo-neba-kak-bespilotniki-meniaiut-khod-svo. Дата обращения: 09.11.2022.

5. Лагутина, Е И. Применение электронного обучающего ресурса как ответ на вызовы поколения Z для педагогов / Е. И. Лагутина, А. А. Минко, С. Н. Круглов // Научный резерв, 2018. № 4 (4). С. 61-65.

6. Бизякин, С. Внедрение современных средств обучения / С. Бизякин, М. Мартынов, И. Савин // Армейский сборник, 2022. № 2. Электронный ресурс. Режим доступа: https://army. ric. mil. ru/Stati/item/379323/. Дата обращения: 03.11.2022.

7. Векслер, В. А. Интерактивные тренажёры и их значение в учебном процессе / В. А. Векслер, Л. Б. Рейдель // Novalnfo. Ru. 2016. Т. 1. № 41. С. 205-211.

8. Кучушев, В. Атака дронов. В чём уникальность российских беспилотников, принимающих участие в СВО. Режим доступа: https://tass. ru/armiya-i-opk/16406253. Дата обращения: 24.11.2022.

9. Дудырев, Ф. Ф. Симуляторы и тренажёры в профессиональном образовании: педагогические и технологические аспекты / Ф. Ф. Дудырев, О. В. Максименкова // Вопросы образования, 2020. № 3. С. 255-276.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.