Научная статья на тему 'Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников'

Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников»

Инновации в школе

более объективно относиться к незнакомым детям; куратор, изучив портфолио, будет иметь полное представление о том, с какими детьми ему предстоит работать на протяжении многих лет.

Работа по созданию портфолио оказалась совсем непростой. Но мы, получили огромное удовольствие от проделанной работы. Во-первых, установились более доверительные отношения с каждым ребёнком, во-вторых, в классном коллективе установился благоприятный психологический климат, в-третьих, у нас появилась ещё одна возможность похвалить ребёнка, поддержать

успешность (и не только) в учебном процессе и внеучебной деятельности. Многие дети раскрылись. Мы узнали о некоторых детях что-то новое.

Пусть работа была сложная, но работа такого плана делает отношения между учениками и учителем человечными и понимающими. Мы бы хотели, чтобы наши воспитанники были не послушными и безропотными, готовыми во всем повиноваться и со всем соглашаться, а своенравными, волевыми, готовыми отстаивать свои принципы, которые стали неотделимы от их личности.

Инговатова Е.Н.,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе НОУ «Школа-интернат № 19 среднего (полного) общего образования ОАО «Российские железные дороги»

Роль школы в профессиональном самоопределении воспитанников

В октябре 2006 года утверждена целевая программа «Молодежь ОАО» Российские железные дороги» (2006-2010гг.), заказчиком которой стали ОАО «РЖД» и Российских профсоюз железнодорожников и транспортных строителей. Целью программы является привлечение, закрепление, профессиональное становление и на этой основе развитие работников в Компании и формирование условий для ее устойчивого и эффективного развития. Целевая аудитория Программы - молодежь Компании, одной из групп которой является категория «Подросток» - воспитанники школ-интернатов с 7 до 17 лет. Именно на эту категорию рассчитывает руководство ОАО «РЖД», обеспечивая социальную защиту воспитанников и родителей, тоже железнодорожников.

Являясь структурным подразделением ОАО «РЖД», частью Компании, педагогический коллектив школы-интерната поставил цель: так осуществлять образовательный процесс, чтобы большее количество выпускников продолжали обучение в учебных заведениях железнодо-

рожного транспорта. Анализ программы позволил определить структуру модели управления профориентационной и предпрофильной подготовки, которая предусматривает выполнение основных управленческих функций:

- выявление проблем работы по формированию потребности воспитанников быть железнодорожником;

- формирование собственной программы по реализации профессионального заказа ОАО «РЖД»;

- планирование, организация и реализация отдельных направлений программы (проектов);

- выбор методов и средств реализации программы;

- руководство и контроль за реализацией программы в целом и ее направлений.

При построении модели управления нами решались следующие задачи:

- определение состава органов управления, которые будут реализовывать программу и ее направления;

- определение структуры действий при реализации каждой функции управления;

- распределение полномочий и ответственности за их выполнение;

- определение ответственности за руководство и контроль над выполнением управленческих решений. Данная система управления позволяет успешно реализовывать профессиональное самоопределение воспитанников на всех ступенях образования в соответствии с разработанной программой, по разным направлениям:

- просветительское;

- психодиагностическое;

- образовательное;

- консультативное;

- врачебно-профилактическое;

- исследовательское;

- информационное;

- психологоразвивающее;

- дополнительное образование.

Важная роль в профессиональной ориентации отводится учебному процессу, управляют которым заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители предметных методических объединений и учителя-предметники. Так, в программы учебных предметов заложен раздел «Профориентационная компонента», предусматривающий знакомство обучающихся с разными профессиями. Особый акцент ставится на же-

40

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

Инновации в школе

В настоящее время структура управления программой выглядит следующим образом:

лезнодорожную направленность, однако не остаются без внимания и другие профессии, ведь на железной дороге нужны экономисты, экологи, лаборанты, врачи, журналисты, менеджеры, учителя, преподаватели, артисты, компьютерщики, банкиры (так, например, собственностью ОАО «РЖД» является «Транскредитбанк»). Ни одно другое предприятие не обладает такой полипотребностью профессий, как ОАО «РЖД».

В учебном плане школы-интерната на протяжении ряда лет закладываются курсы по выбору, которые успешны среди воспитанников:

- «От паровоза до магнитоплана» (6 класс);

- «Путешествие по российским железным дорогам» (7 класс);

- «Западно-Сибирский регион: природа, экономика, инфраструктура» (8 класс);

- «Физика - юным» (9 класс);

- «Российские железные дороги: сферы профессиональной деятельности» (10-11 классы);

- «Общий курс железных дорог» (10-11 классы);

- «Техническое черчение» (10-11 классы).

Важную роль играет предпрофильная подготовка,

традиционно состоящая из трех блоков - курса «Твоя профессиональная карьера» (изучается в 8-9 классах в объеме 34 часов), курсов по выбору: «Язык программирования Паскаль, Веб-дизайн», «Физика и транспорт», «Экология на железнодорожном транспорте», «Экономика на железнодорожном транспорте», «Подвижной состав»,

«Гуманитарные науки и жизнь», «Естественные науки и жизнь» и информационного (психолого-педагогическое сопровождение, «Портфолио» -как инструмент самообразовательной деятельности обучающихся, компьютерная диагностика по определению профессии, состояния здоровья физического и психического, образовательное пространство региона с акцентом на железнодорожную направленность и др.).

Социальная практика на рабочих местах (Новокузнецкий подотдел Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги), которую проходят наши воспитанники помогает самоутвердиться в правильности выбора будущей профессии. Большое значение имеет и практика на Детской железной дороге в г.Новосибирске, а с 2009 года на ДЖД в г. Кемерово.

Формы реализации профориентационной и предпрофильной подготовки очень разнообразны. Ежеквартально Департаментом по управлению персоналом ОАО «РЖД» показатели показатели эффективности выполнения целевой программы «Молодежь ОАО «Российские железные дороги» (2006-2010гг.). Главный результат - дальнейшее обучение воспитанников школы-интерната в учебных заведениях железнодорожной направленности (данные представлены в таблице).

Таким образом, программа профессиональной и предпрофильной подготовки успешно реализует целевую программу «Молодежь ОАО» Российские железные дороги» (2006-2010 гг.).

Учебный год Процент поступления выпускников 11 классов в учебные заведения железнодорожной направленности. Примечания

2004-2005 14% Период до реализации программы

2005-2006 39%

2006-2007 39% Период реализации программы

2007-2008 67%

2008-2009 (планируют) 75%

Эксперимент и инновации в школе 2009/2

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.