РОЛЬ ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ
Е.Н. Божко
Средняя общеобразовательная школа имени В.М. Комарова Звездного городка г. Щелково, 14, Московская область, Россия, 141160
Современное образовательное пространство отличается высокой информационной насыщенностью и большим разнообразием предоставляемых путей достижения образовательных целей. В статье предложены различные точки зрения на решение данной проблемы.
Ключевые слова: современная школа, воспитательный и образовательный процессы, модель языковой личности.
Закон Российской Федерации «Об образовании» указывает, что вся воспитательная и образовательная система современной школы строится на основе гуманистического характера образования, приоритете общечеловеческих ценностей, свободного развития личности с целью формирования личности творческой, интеллектуально развитой.
Учитывая специфику школы, педагогический коллектив МОУ СОШ имени дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта В.М. Комарова с углубленным изучением английского языка Звездного городка взял за основу своей работы статью 14 Закона РФ «Об образовании», где говорится, что содержанием образования должна обеспечиваться интеграция личности в системы мировой и национальной культур, а также формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Несколько слов о специфике нашей школы, которая была создана в 1965 г. по инициативе Юрия Алексеевича Гагарина для детей космонавтов и сотрудников Центра подготовки космонавтов. Сегодня в школе обучается 671 человек, ведется преподавание трех иностранных языков (английского, немецкого и французского). В школе работают 4 заслуженных учителя России, 64% педагогов имеют высшую квалификационную категорию.
Учащиеся — неоднократные победители и призеры областных предметных олимпиад, Международного конкурса «Звездная эстафета», Всероссийской олимпиады «Созвездие», открытого турнира МГУ имени М.В. Ломоносова, олимпиад «Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «ЧИП», «Британский бульдог».
Более 70% выпускников этого года учатся на бюджетных местах в престижных российских вузах (МГУ имени М.В. Ломоносова, Российском университете дружбы народов, МГТУ имени Баумана, Академии Федеральной службы безопасности РФ и других).
В числе выпускников школы — два космонавта: Сергей Волков и Роман Романенко. В 2006 г. школа стала победителем приоритетного национального проек-
та «Образование», в 2008 г. — пилотной школой Центра качества образования ГОУ ВПО Академия социального управления Московской области.
Опираясь на богатейший опыт советской и российской школы, сохраняя лучшие традиции отечественного образования, мы вместе с тем учитываем реалии современной жизни. В частности, структуру филологического образования в школе с углубленным изучением английского языка (статус был получен в 1967 г.) мы выстраиваем на основе компетентностного подхода (рис. 1).
Рис. 1. Структура филологического образования МОУ сОш имени В.М. Комарова
Если языковая и лингвистическая компетенции находятся в центре внимания учителей русского языка и литературы и начальных классов в силу специфики преподаваемых предметов, то формированием коммуникативной компетенции активно занимаются учителя иностранных языков, а формированием культурологической компетенции — учителя общественных дисциплин, музыки, изобразительного искусства. Таким образом, мы постарались сделать так, чтобы вопросы воспитания языковой культуры учащихся во всех ее проявлениях стали предметом заботы всего педагогического коллектива, в том числе преподавателей естественноматематического цикла, физической культуры и технологии.
Можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности в условиях полилингвального образования в школе будет эффективным, если в основу
процесса обучения будет положен принцип гуманизации (созданы благоприятные условия для развития личности обучаемого, его самоопределения, самосовершенствования и самореализации) и будет обеспечена интеграция лингвистического образования, а также будет осуществляться взаимодействие сфер общения, речевого поведения и учебной деятельности.
Особую важность в современных условиях представляет вопрос воспитания языковой личности ребенка.
В современной психолингвистике языковая личность трактуется как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются: а) степенью структурно-языковой сложности; б) глубиной и точностью отражения действительности; в) определенной целевой направленностью (Ю.Н. Караулов), как «многослойный и многокомпонентный набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности» (Г.И. Богин), как «совокупность способностей человека, взаимосвязанных с уровнем овладения языком» (Н.Е. Богуславская), как «личность, свободно владеющая большим запасом языковых (лексических и грамматических) средств, правильно и эффективно использующая их в разнообразных видах общения (монолог, диалог и другие формы полилогического общения) с учетом реальной коммуникативной ситуации» (Г.И. Быкова).
В работе школы используется следующая модель языковой личности, которая включает в себя (по Н.Н. Соловьёвой и Т.В. Потёмкиной) (рис. 2):
1) вербально-семантический компонент (или практический), отражающий владение языком и знание о языке;
2) когнитивный компонент (или аксиологический), отражающий иерархию ценностей субъекта и регулирующий речевое поведение личности в деятельности и в обществе;
3) прагматический компонент (или личностно-творческий), определяющий специфический способ реализации сущностных сил человека, его целей, мотивов, интересов и установок.
Конечно, в школе языковая личность формируется прежде всего во время урочной деятельности.
Уже с первых дней пребывания первоклассников в школе учителя широко используют методы самостоятельной работы учащихся, направленные на осмысление и усвоение учебного материала (ребята выполняют аналитико-синтетиче-ские упражнения и упражнения на преобразование языкового материала, упражнения на конструирование и моделирование, осуществляют трансформацию текста, подбор синонимов, построение связного высказывания и т.д.). Так формируется вербально-семантический компонент языковой личности.
Заслуженный учитель России Г.В. Ванькова, начиная работу над формированием языковой личности учащихся младших классов, много внимания уделяет развитию коммуникативной компетенции: был разработан УМК по обучению грамоте на основе системы межпредметных связей при интегрированном подходе к обучению чтению, письму и развитию речи в разноуровневых группах. Многолетний опыт работы Галина Васильевна обобщила в своей диссертации.
Рис. 2. Модель языковой личности учащегося [1. С. 10]
Работа по формированию языковой личности продолжается в средней школе. Например, в середине II триместра мы проводим диагностическую работу по русскому языку, предлагая учащимся записать по памяти выученный наизусть текст. Список текстов определяется заранее (мы выбираем их из перечня произведений, предназначенных для заучивания на уроках литературы), утверждается на заседании и размещается на школьном сайте.
Такой вид деятельности формирует и языковую, и лингвистическую, и коммуникативную, и культурологическую компетенции учащихся, а интеграция с уроками литературы позволяет нам погружать школьников в образцовую речевую среду, создаваемую с помощью поэтических шедевров русских писателей, как в среду естественную. Ребята осознают эстетические возможности языка, приобретают умения и навыки, связанные с распознанием его культурно-ценностного содержания.
Работа по формированию языковой личности продолжается и в старшей школе. Обучение на III ступени ведется на профильном уровне по программам филологической направленности. В центре внимания учителей словесности находятся все составляющие модели языковой личности: и практический, и личностнотворческий, и аксиологический компоненты.
Cчитается, что языковая культура учащихся формируется не только на уроках, но и во время работы в научном обществе учащихся, в секциях культурно-образовательного клуба, то есть во внеурочной деятельности, направленной на приобщение к культуре, во всем ее многообразии.
Например, заметным событием в жизни школы в этом году стали две творческие встречи. Первая — с кандидатом педагогических наук, поэтом-бардом, членом Союза писателей РФ, лауреатом Чеховской премии Евгением Каруни-
ным, автором патриотической поэмы «Сказание о Невской битве». Подготовка к встрече включала знакомство с текстом поэмы, лингвистический, культурологический и исторический комментарий, создание компьютерной презентации, выразительное чтение отрывков произведения.
Мероприятие произвело глубокое впечатление на ребят — об этом они рассказали в своих отзывах.
Речевая работа осуществляется на основе системы упражнений, обусловленной интегративной технологией, и это дает возможность проводить интегрированные уроки и внеклассные мероприятия по одной теме, но на разных языках. Например, из числа учащихся 8—10-х классов подготовлены гиды для проведения экскурсий на английском, немецком, французском и русском языках по Звездному городку и школе.
Педагогический коллектив МОУ СОШ имени В.М. Комарова не забывает и о роли семьи в формировании языковой личности, поэтому перечень тем классных родительских собраний и бесед для родителей включает темы, посвященные вопросам воспитания уважения к родному языку и духовно-нравственному опыту народа, его культуре («Как развивать речь ребенка», «Как обогащать словарный запас школьника», «Как привить любовь к книге», «Как воспитать читателя», «Книга — долгожитель в нашей семье» и т.д.).
Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что в условиях гуманизации и модернизации образования формирование языковой личности будет находиться в центре внимания науки и общественности. Значит, и школа должна быть готова решать поставленные перед ней задачи.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Потёмкина Т.В., Соловьёва Н.Н. Методы и формы контроля на уроках русского языка. —
М.: Материк-Альфа, 2005. — С. 10.
SCHOOL ROLE IN FORMATION OF LANGUAGE PERSON
El. Bozhko
V.M. Komarov School of Zvezdnii gorodok Shchelkovo, 14, Moscow Region, Russia, 141160
The modern educational space differs a high information saturation and the big variety of given ways of achievement of the educational purposes. This article shows different points of view on the decision of the given problem.
Key words: modern school, educational processes, model of the language person.