Научная статья на тему 'РОЛЬ ШКОЛЫ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ'

РОЛЬ ШКОЛЫ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
604
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пронина Е. И.

В статье анализируется влияние школы и других социальных институтов на формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне. Работа подготовлена на основе исследования Российского общества социологов, проведенного в 2020 году накануне празднования 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне в форме анкетирования российских студентов и школьников. Опрос показал, что у большинства старшеклассников сохраняется интерес к событиям великого прошлого. Источниками знаний для детей о событиях тех лет являются учителя, рассказы родных, встречи с ветеранами, школьные учебники, художественные фильмы и литература. Таким образом, социальные институты семьи, образования, информации, не только информируют, образовывают, но и воспитывают личность, способствуя формированию мировоззрения, взглядов и убеждений сегодняшних подростков. Студенты демонстрировали сходное отношение к исследуемой теме. Заключается, что пример отношения к народной исторической памяти старшего поколения в лице ветеранов, учителей и родных является важнейшим элементом воспитания молодежи, залогом понимания ею смысла и значимости Великой Победы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пронина Е. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLES OF SCHOOLS AND OTHER SOCIAL INSTITUTIONS TO PRESERVE THE HISTORICAL MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

The article analyzes the influence of school and other social institutions on the formation of historical memory of the Great Patriotic War. The article is based on a study by the Russian Society of Sociologists conducted in 2020 on the eve of the celebration of the 75th anniversary of the victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. The survey showed that the majority of schoolchildren remain interested in the events of the great past. The most important sources of knowledge about the events of those years are teachers, stories from relatives, meetings with veterans, school textbooks, feature films and fiction. Thus, the social institutions of family, education, information, not only inform, educe, but also educate the individual, helping to shape the worldview, attitudes and beliefs of today's adolescents. The students showed similar attitudes towards the topic under study. One of the main conclusions of the study: the example of the attitude towards the people's historical memory of the older generation, represented by veterans, teachers and relatives, is an essential element in the education of youth, a key to their understanding of the meaning and significance of the Great Victory.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ШКОЛЫ И ДРУГИХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ В СОХРАНЕНИИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 134-139. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 12. P. 134-139.

Научная статья УДК 373.1

https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.19

Роль школы и других социальных институтов в сохранении исторической памяти

о Великой Отечественной войне

Елена Ивановна Пронина

Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, Москва, Россия, eipronina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-1784-4421

Аннотация. В статье анализируется влияние школы и других социальных институтов на формирование исторической памяти о Великой Отечественной войне. Работа подготовлена на основе исследования Российского общества социологов, проведенного в 2020 году накануне празднования 75-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне в форме анкетирования российских студентов и школьников. Опрос показал, что у большинства старшеклассников сохраняется интерес к событиям великого прошлого. Источниками знаний для детей о событиях тех лет являются учителя, рассказы родных, встречи с ветеранами, школьные учебники, художественные фильмы и литература. Таким образом, социальные институты семьи, образования, информации, не только информируют, образовывают, но и воспитывают личность, способствуя формированию мировоззрения, взглядов и убеждений сегодняшних подростков. Студенты демонстрировали сходное отношение к исследуемой теме. Заключается, что пример отношения к народной исторической памяти старшего поколения в лице ветеранов, учителей и родных является важнейшим элементом воспитания молодежи, залогом понимания ею смысла и значимости Великой Победы.

Ключевые слова: старшеклассники, школьники, семья, школа, социализация, социальные институты, историческая память, Великая Отечественная война

Для цитирования: Пронина Е.И. Роль школы и других социальных институтов в сохранении исторической памяти о Великой Отечественной войне // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 12. С. 134-139. https://doi.org/10.24158/spp.2021.12.19.

Original article

Roles of schools and other social institutions to preserve the historical memory

of the Great Patriotic War

Elena I. Pronina

Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, eipronina@yandex.ru, http://orcid.org/0000-0003-1784-4421

Abstract. The article analyzes the influence of school and other social institutions on the formation of historical memory of the Great Patriotic War. The article is based on a study by the Russian Society of Sociologists conducted in 2020 on the eve of the celebration of the 75th anniversary of the victory of the Soviet people in the Great Patriotic War. The survey showed that the majority of schoolchildren remain interested in the events of the great past. The most important sources of knowledge about the events of those years are teachers, stories from relatives, meetings with veterans, school textbooks, feature films and fiction. Thus, the social institutions of family, education, information, not only inform, educe, but also educate the individual, helping to shape the worldview, attitudes and beliefs of today's adolescents. The students showed similar attitudes towards the topic under study. One of the main conclusions of the study: the example of the attitude towards the people's historical memory of the older generation, represented by veterans, teachers and relatives, is an essential element in the education of youth, a key to their understanding of the meaning and significance of the Great Victory.

Keywords: high school students, schoolchildren, family, school, socialization, social institutions, historical memory, the Great Patriotic War

For citation: Pronina E.I. (2021) Roles of schools and other social institutions to preserve the historical memory of the Great Patriotic War. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (12), 134-139. Available from: doi:10.24158/spp.2021.12.19 (In Russian).

Сегодня, когда актуализировались вопросы защиты истории, в том числе касающиеся фактов массового героизма и самоотверженности советских людей в годы Великой Отечественной войны, важно сохранить историческую правду и сформировать на ее основе историческую память новых поколений, обеспечить понимание ими смысла и значимости Великой Победы.

© Пронина Е.И., 2021

По мнению Ж.Т. Тощенко, западные трактовки исторических фактов нацелены не на поиск истины, а на воспитание вражды к России и ее народу. Они имеют целью сплочение населения перед образом «общего врага» и переориентацию внимания граждан с неотложных социально-экономических проблем на потенциальную российскую агрессию, вызванную ее политическими амбициями. В этих условиях историческая память приобретает огромное значение: необходимо сохранить и передать следующим поколениям общечеловеческую ценность совершенного советским народом подвига (Тощенко, 2020).

Восприятие событий военного времени очевидцами и участниками военных действий, сохранение и передача информации об этом их детям и внукам, деятельность институтов социализации - все это непосредственным образом влияет на представления потомков о событиях военного прошлого, на их чувства и модели поведения в настоящем.

Институциональный подход к изучению функционирования общества является традиционным для познания законов его развития. Классики социологии О. Конт, М. Вебер, Э. Дюркгейм, Т. Парсонс положили начало познанию функционирования общества через деятельность его социальных институтов. Опираясь на их идеи, проанализируем влияние институтов социализации на сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне в сознании современных подростков.

В целях сохранения и актуализации исторической памяти Российское общество социологов (РОС) в 2020 году инициировало исследование «Современное российское студенчество о Великой Отечественной войне». Было опрошено 10 065 студентов вузов России в возрасте от 18 до 24 лет. По аналогичной анкете были опрошены также российские старшеклассники. В исследовании приняли участие 1 885 респондентов - школьники РФ с 8 по 11 класс. Возраст основного массива опрошенных - 13-17 лет.

Верно ли, что сегодня молодежь и подростки аполитичны и равнодушны к историческому прошлому? Какие социальные институты способствуют сохранению исторической правды? Какое значение победа нашего народа в Великой Отечественной войне имеет для современных молодых людей и подростков? Ответы на эти и другие вопросы можно получить в ходе анализа результатов проведенного опроса студентов и школьников.

Сегодня вопросы теории и практики духовно-нравственного воспитания молодежи интересуют многих авторов (Духовно-нравственные доминанты России: взгляд православного христианина ..., 2017), в том числе стоящих на православных позициях. Проблеме исторической памяти посвящаются социально-психологические, социологические и социально-педагогические исследования (Оплетина, Трипольский, 2016; Кутыкова, Халлисте, 2015; Колосова, 2016). Мы не в первый раз пытаемся взглянуть на нее глазами школьников (Пронина, 2011). Некоторые исследователи считают, что у современной молодежи и подростков нет сформированного собственного мнения относительно многих политических событий сегодняшней жизни, зато отмечается выраженное недоверие к государству и его институтам1. При этом результаты исследования «Российское поколение Z: установки и ценности», проведенного немецким Фондом им. Фридриха Эберта совместно с «Левада-центром», свидетельствуют о том, что есть три исключения из этого утверждения - это волонтеры (им доверяют 49 % опрошенных), армия (44 %) и президент (42 %). Проведенное исследование зафиксировало, что основания для особого отношения молодых людей к этим категориям принципиально различны. Доверие к волонтерскому движению обусловлено моральным авторитетом альтруистического поведения добровольцев. Основанием для расположения к президенту является его положение «национального лидера», «гаранта национальной безопасности и целостности страны», политика, вернувшего России статус «великой державы». Доверие к армии обусловлено представлением о ней как об опоре государства, наследнице морального авторитета победителей над фашизмом, славы во Второй мировой войне2.

Анализируя влияние социальных институтов на формирование личности и исторической памяти старшеклассников, мы имеем в виду, прежде всего, агентов первичной социализации личности - семью, школу, группу сверстников, учителей, родных, значимых взрослых. Знания об историческом прошлом несут детям и подросткам также социальные институты информации и культуры в лице СМИ, интернет-форумов, научной и художественной литературы, кинематографа.

Из чего складываются мнения и установки подростков и школьников в отношении исторического прошлого времен Великой Отечественной войны? Что транслирует современному школьнику и молодому человеку социальное окружение, окружающая среда? В какой степени влияют материальные и нематериальные носители культуры на историческую память личности? Ответы на эти и многие другие вопросы, раскрывающие особенности гражданской социализации современных старшеклассников, дает нам исследование РОС.

1 Более 80 % российской молодежи равнодушны к политике [Электронный ресурс] // Ведомости. https://www.vedomosti.ru/society/articles/2020/04/29/829352-molodezhi-ravnodushni (дата обращения: 22.11.2021).

2 Там же.

Одна из целей предпринятого анкетирования - изучение отношения старшеклассников РФ к Великой Отечественной войне. Результаты опроса свидетельствуют о том, что у большинства российских подростков сохранен интерес к событиям прошлого - они считают важными и интересными для себя лично события Великой Отечественной войны. Однако уже сегодня каждому двадцатому школьнику события Великой Отечественной войны и судьбы людей этого времени кажутся неактуальными (табл. 1).

Таблица 1 - Результаты ответов старшеклассников на вопрос

«Согласны ли вы с утверждением "Великая Отечественная война была давно,

мне это неинтересно"?» (% от числа опрошенных)_

Варианты ответов % от числа опрошенных

Не согласен 70

Не очень согласен 25

Согласен 5

Если исходить из того, что чувство - это особое эмоциональное состояние, которое может побудить к тем или иным действиям, то распределение ответов респондентов на вопрос «Приближается 75-летие Победы. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта дата?» представляется крайне важным (табл. 2).

Таблица 2 - Распределение ответов респондентов на вопрос «Приближается 75-летие

Победы. Какие мысли и чувства вызывает у вас эта дата?» (% от числа опрошенных)

Ответы школьников % от числа опрошенных

Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений 56

С годами память о войне все более стирается в сознании новых поколений, ее заслоняют иные события и проблемы 18

Память о минувшей войне сохраняется в сознании моих сверстников 18

Героизм и самопожертвование во время Великой Отечественной войны становятся чуждыми значительной части молодежи 8

Самым распространенным ответом, вне зависимости от пола и возраста опрошенных обучающихся, стал первый из возможных вариантов - «Подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине будут примером для новых поколений».

Данный вопрос предполагал обращение школьников к мнению значимых Других при формулировании ответа. Однако результаты этого и других подобных исследований говорят о том, что общение со сверстниками на тему Великой Отечественной войны в подростковом возрасте не является приоритетным, соответственно, и их ответы о мнении друзей весьма приблизительны. При этом важно отметить, что утверждения старшеклассников несут на себе отпечаток в первую очередь мнения социального окружения и референтной группы школьника.

Кем и через что передаются сегодня знания о величайшем событии XX века? Анализ выбранных нами источников получения знаний о Великой Отечественной войне не случаен. На протяжении последнего десятка лет исследователи отмечают их важность в формировании исторической памяти учащихся (Колосова, 2016; Пронина, 2011; Чудинова, 2018; Малинкин, 2020). В этом отношении интересным может оказаться сравнение результатов проведенного анкетирования на выборке студентов и школьников (табл. 3). Максимальная разница в возрасте опрошенных студентов и школьников составила 7 лет.

Сопоставление ответов респондентов старшей школьной ступени обучения и представителей студенчества позволяет сделать ряд выводов.

Основными источниками знаний о ВОВ как для учащихся вузов, так и для школьников являются учителя и родственники. Причем студентами больше ценится именно официальная версия событий, представляемая трансляцией научных знаний на уроках и в утвержденных учебниках. Преподаватель вуза реже выступает источником знаний о вОв для студентов. И это при том, что за последние 35 лет вопросы воспитания то включались в структуру школьного образования, то переставали считаться его первоочередной задачей. Семья была и остается основным источником знаний о Великой Отечественной войне для всех опрошенных. Во многих семьях по-прежнему сохраняются материальные носители прошлого - письма, награды, фотографии и другие семейные реликвии. Небольшое расхождение в уровне влияния семьи на осознание молодым поколением важности событий 1941-1945 гг. для нашей страны легко объяснить изменением социального статуса респондентов - студентов вузов ввиду того, что на них не «давит» совместное проживание с родителями, они относительно самостоятельны в своей жизни, часто учатся вдали от дома. Школьники же сохраняют тесную связь с родными.

Таблица 3 - Распределение ответов респондентов на вопрос

«Из каких источников вы получили знания о Великой Отечественной войне (ВОВ)?»

% от числа опрошенных по группам)1

Источники получения знаний о ВОВ Школьники Студенты

Учителя 73 77

Рассказы родных 71 65

Советские художественные фильмы 66 66

Школьные учебники 57 74

Встречи с ветеранами 43 43

Советские документальные фильмы 41 43

Художественная литература 38 43

Современные художественные фильмы 37 35

Современные документальные фильмы 31 28

Форумы в интернете 30 19

Ток-шоу по ТВ 12 10

Научные исследования 7 10

Мемуары полководцев, участников войны 7 9

Преподаватели вуза 2 28

Другое 2 11

Художественная литература всегда была одним из ключевых источников знаний граждан о войне. Как видно из табл. 3, студенты чаще школьников указывают художественную литературу в качестве источника знаний о героическом периоде истории нашей страны, связанном с преодолением агрессии фашистской Германии. Некоторые специалисты считают, что «современная школа, где сокращено время на преподавание литературы, мало развито внеклассное чтение, фактически не формирует культуру чтения школьников, их читательскую грамотность и не учит понимать тексты художественных произведений». Но при этом большинство из экспертов сходятся во мнении, что все-таки именно школа, «вероятно, выполняет функцию сохранения памяти об историческом прошлом» (Чудинова, 2018).

Таким образом, наряду с семьей, в которой формируются основные эмоциональные составляющие исторической памяти, школа (учителя, учебная программа, учебники, художественная литература, программы патриотического воспитания) оказывает серьезное влияние на формирование адекватной установки учеников по отношению к сохранению памяти о Великой Отечественной войне.

Ответы респондентов свидетельствуют о том, что Интернет и ток-шоу не являются приоритетными источниками знаний о Великой Отечественной войне для современной молодежи. Ни студенты, ни школьники не обращаются также к чтению мемуаров полководцев и участников войны как к источнику знаний о ВОВ. Научные исследования также находятся на одном из последних мест по популярности использования в познавательных целях.

Выявленная иерархия источников получения знаний о трагически-героическом периоде советской истории 1941-1945 гг., в которой преимущество устойчиво закреплено за учителями и преподавателями, а также старшими родственниками и родителями, подтверждается реакциями респондентов на вопрос анкеты «С кем вы разговариваете о Великой Отечественной войне чаще всего?», большинство из которых в качестве партнеров по коммуникации на тему ВОВ содержит информацию о все тех же школьных педагогах и родителях.

Нельзя не отметить, что разница в ответах студентов и школьников может объясняться как возрастными особенностями респондентов, так и изменившейся за последние годы внешней ситуацией в отношении сохранения исторической памяти, переоценкой по прошествии лет студентами влияния на формирование их личности школы и транслируемых ею установок. Эти гипотезы подлежат дальнейшему изучению.

А.Н. Малинкин, предлагая философско-социологическое понимание исторической памяти, считает, что история в школьных учебниках - это не просто набор дат, а целостное в смысловом отношении повествование. В ней описываются не «социальные действия безликих "акторов", но деяния конкретных героев и злодеев; она всегда в какой-то мере политизирована, идеологизирована, мифологизирована. Она не может и не должна быть ценностно-нейтральной, поскольку призвана не только обучать молодых людей, но и воспитывать, т.е. превращать знания во взгляды и убеждения, способствуя становлению и формированию (образованию) личности» (Малинкин, 2020). Вот почему, по мнению исследователя, так важна роль школьного учителя; его

1 При ответе отмечались все источники, из которых была получена информация. Поэтому сумма по строкам может быть больше 100 %.

личное отношение к предмету и народной исторической памяти может и должно быть образцом для подражания подрастающего поколения.

Подведем итоги наших рассуждений.

Сегодня как никогда представляется важным сохранить историческую правду для новых поколений россиян, добиться понимания ими смысла и значимости Великой Победы для нашего народа и государства.

Доверие молодых людей к российской политической власти и армии во многом обусловлено представлением о них как о гарантах национальной безопасности, целостности страны, преемниках морального авторитета победителей фашизма.

Абсолютное большинство студентов и школьников считают важными события великого прошлого. Более половины опрошенных считают, что подвиг старших поколений, их самоотверженность и любовь к Родине являются примером для новых поколений. Однако почти пятая часть респондентов отметила, что с годами память о войне все более стирается в сознании людей, ее заслоняют иные события и проблемы.

Приоритетными источниками знаний о Великой Отечественной войне, по данным проведенного исследования, являются первичные агенты социализации - семья и школа.

Институты информации, СМИ, интернет-форумы, научные исследования, мемуары полководцев и участников войны в недостаточной степени востребованы молодежью в качества источников информации о ВОВ. Интернет и СМИ, являясь важным ресурсом воспитания, могли бы в большей ступени транслировать смысл и общечеловеческую ценность совершенного советским народом подвига.

Отмечая важную роль гражданских институтов в признании в поколениях исторической значимости победы советского народа, российские ученые, исследователи и педагоги обращают внимание на важность грамотного преподавания истории в общеобразовательных учреждениях и на роль школьного учителя в передаче исторической правды следующим поколениям, его личного отношения к народной исторической памяти (Колосова, 2016; Малинкин, 2020).

Список источников:

Духовно-нравственные доминанты России: взгляд православного христианина / С.Г. Зубанова [и др.]. М., 2017. 244 с.

Колосова Е.А. Проблемы сохранения и актуализации памяти о Великой Отечественной войне у современных детей и подростков // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2016. № 2 (4). С. 99-104.

Кутыкова И.В., Халлисте О.В. Историческая память современных школьников России и Эстонии: социологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 3. С. 168-176.

Малинкин А.Н. Историческая память о Великой Отечественной войне: эпистемологические и генеалогические аспекты // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 23-34. https://doi.org/10.31857/S013216250009409-2

Оплетина Н.В., Трипольский В.Б. Великая Отечественная война в контексте формирования исторической памяти молодого поколения // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 1 (63). C. 122-126.

Пронина Е.И. Особенности воспитания гражданственности и патриотизма школьников старших классов // Социологические исследования. 2011. № 5 (325). С. 97-103.

Тощенко Ж.Т. Что происходит с исторической памятью о Великой Отечественной войне? // Альтернативы. 2020. № 2. С. 143-150.

Чудинова В.П. Чтение детей и подростков в 2017 году: мнение детских библиотекарей // Социолог и психолог в библиотеке. М., 2018. С. 93-104.

References:

Chudinova, V. P. (2018) Chtenie detei i podrostkov v 2017 godu: mnenie detskikh bibliotekarei [Children's and Adolescents' Reading in 2017: Children's Librarians' Opinion]. In: Sotsiolog ipsikholog vbiblioteke. Moscow, рр. 93-104 (in Russian).

Kolosova, E. A. (2016) Problems of the Preservation and Actualization of the Memory of the Great Patriotic War Among Modern Children and Adolescents. Vestnik RGGU. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Iskusstvovedenie. (2 (4)), 99-104 (in Russian).

Kutykova, I. V. & Halliste, O. V. (2015) Historical Memory of Modern Russian and Estonian Schoolchildren: a Comparative Analysis. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 12. Psikhologiya. Sotsiologiya. Pedagogika. (3), 168-176 (in Russian).

Malinkin A. N. (2020) Historical Memory of the Great Patriotic War: Epistemologic and Genealogic Aspects. Sotsiologicheskie issledovaniya. (5), 23-34. Available from: https://doi.org/10.31857/S013216250009409-2 (in Russian).

Opletina, N. V. & Tripol'skii, V. B. (2016) The Great Patriotic War in the Context of Forming Historical Memory of Young Generation. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie iyuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. (1 (63)), 122-126 (in Russian).

Pronlna, E. I. (2011) Civic and Patriotic Formation Specifics Among High School Students. Sotsiologicheskie issledovaniya. (5 (325)), 97-103 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Toshchenko, Zh. T. (2020) Chto proiskhodit s istoricheskoi pamyat'yu o Velikoi Otechestvennoi voine? [What Happens to the Historical Memory of the Great Patriotic War?] Al'ternativy. (2), 143-150 (in Russian).

Zubanova, S. G., Kuznetsova, N. V., Panteleev, I. V., Makhno, L .L., Makhno, L. P. & Ruzanova, N. P., ..., et. al. (2017) Spiritual and Moral Dominants of Russia: Look of the Orthodox Christian. Moscow. 244 р. (in Russian).

Информация об авторе Е.И. Пронина - старший научный сотрудник Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=137525.

Information about the author E.I. Pronina - Senior Research Fellow, Institute of Sociology, Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=137525.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 03.12.2021; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 17.12.2021 Принята к публикации / Accepted for publication 23.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.