Научная статья на тему 'Роль школьных традиций в современном образовании'

Роль школьных традиций в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2083
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / ТРАДИЦИИ / ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ / SCHOOL / TRADITION / THE YOUNGER GENERATION

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Дмитриева Г. Г.

В статье рассматривается понятие «традиция». Рассказывается о школьных традициях лицея №116.г. Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of school traditions in modern education

The article discusses the concept of "tradition " examines how the traditions of the school lyceum № 116.g. Kazan.

Текст научной работы на тему «Роль школьных традиций в современном образовании»

УДК 374.7

Г.Г. Дмитриева

РОЛЬ ШКОЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается понятие «традиция». Рассказывается о школьных традициях лицея №116.г. Казани. Ключевые слова: школа, традиции, подрастающее поколение.

Dmitrieva Galina Role of school traditions in modern education

The article discusses the concept of "tradition " examines how the traditions of the school lyceum № 116. g. Kazan. Keywords: school, tradition, the younger generation.

Начать статью хотелось бы с вопроса, а что такое школа? Для каждого это очень личный вопрос, но с другой стороны и очень общий. Мы все учились в школах, кто-то любил свою школу, кто-то - нет. Но у каждого в жизни обучение в школе -большой участок жизни. И чтобы он был интересным, запоминающимся, полезным, мы должны возрождать школьные традиции, без которых каждая школа становится «бедной» и не очень интересной как для учащихся, так и для учителей.

Понятие «традиция» генетически восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне. Традиции и обычаи созданы творческим гением народа, близки и дороги ему, веками служили и служат людям. Каждый народ имеет свои исторически сложившиеся традиции и обычаи, разные по уровню и глубине своего идейного содержания в зависимости от исторических судеб народа. К ним люди

привыкли, веками почитают их. Поэтому нелегко бывает им отрешиться даже от того, что заведомо устарело, потеряло свое

значение для новых условий жизни. В этом, собственно, трудность работы по

преодолению негативного в традиционных представлениях людей. Свое отношение к традициям они определяют не на основе теоретического анализа, а на уровне

обыденного сознания. Возникает серьезный психологический барьер, который порой

трудно бывает перешагнуть. Здесь требуется осторожность, такт выяснений того, что прогрессивно, а что устарело. Поэтому правильно, что последнее время наши печать, радио и телевидение стали уделять столько внимания традициям и обычаям, что есть даже опасность впасть в другую крайность. Написано немало статей и работ, знакомясь с которыми, невольно складывается впечатление, что отдельные авторы не прочь были бы считать себя чуть ли не первооткрывателями в этой области. Накоплен также значительный опыт в этом вопросе в советский период, но он, в основном, носят негативный характер, обусловленный тоталитарным режимом, диктаторскими методами работы партийных и советских чиновников. Традиции, традиционная — это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача так или иначе происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Традиция отражает преемственную связь в развитии, связь времен, эпох, а последняя проявляется в том, что повое всегда вырастает из старого и в противоположность ему. Но,

отрицая старое, новое вбивает, удерживает в себе и развивает дальше все положительные достижения предшествующего развития. Что же в таком случае является традиционным: то, что удерживается, сохраняется и служит основой развития нового, или то, что устарело, отвергается? Естественно, что первое. Поэтому традиционное, как правило, следует рассматривать как прогрессивное. Несколько по-иному обстоит дело с нравственной

традицией (обычаем), которая

характеризуется наличием элементов консерватизма. Освоение культурного

наследия прошлого не может происходить гладко по какой-то заранее предвзятой схеме. В процессе этого освоения могут просачиваться через сито истории, из старого в новое и вместе с ним элементы устаревшего. В этом сказывается и известный автоматизм, характерный для развития традиций. Этим, собственно, обуславливается противоречивая природа традиций. Они представляют собой единство противоположностей — и отказ от старого, и сохранение из него всего положительного как основы для развития нового.

Традиции как целостное социальное явление содержат в себе не только положительное, но и элементы старого, отжившего свой век. В непонимании этой внутренней противоречивой природы в развитии традиций и обычаев — корень нередко встречающихся ошибок,

возникающих в результате переоценки или недооценки положительных или

отрицательных моментов в традиционном.

В традициях и обычаях прошлого много умного, интересного и красочного. Воспитание у подрастающего поколения правильного отношения к культурному наследию прошлого — одно из важнейших звеньев воспитательной работы, которое содействует развитию у людей чувства любви, уважительного отношения ко всему тому, что доставляет людям радость, веселье, эстетическое наслаждение. Это трудовые традиции, мудрые народные преданья, красивые традиционные народные праздники, почтительное отношение к женщине, к старшим, к их жизненному опыту.

Традиции выполняют информационные функции. Все новое в жизни, положительный

опыт данного поколения, ставший традиционным, передается как ценное достояние следующему поколению. Традиция и культура это единое целое. Культура, как приводящая и сберегающая природу человека, направлена на происхождение. Т.е. она направлена не только на соответствие с сегодняшним днем, но и на согласование с прошлым. Вообще сохранение и формование всегда опираются на предшествующее, которое является именно формой, в которой «выплавляется» любое сущее и, в

особенности, человек. Мы уже говорили, что культура, как сохраняющее и формующее начало, представляет собой значимость для современного человека, она является ценностью. Уже указанного достаточно, чтобы можно было изначально установить сочлененность культуры и традиции.

Сочлененность настолько прочная, что

невозможно говорить об одном, этим самым не затрагивая другое. Соответственно то, что можно выявить в культуре связано с традицией и ее проясняет, а то, что можно обнаружить в существе традиции оказывается объясняющим культуру. Существует еще один вариант соотношения, а именно, традиция и культура суть одно и тоже, т.е. речь идет о синонимах, об именовании двумя словами одного явления.

Человек является причиной культуры, причем причинение здесь распадается на рубрики, наподобие схематики причинения у Аристотеля. Человек является формующей, «материальной», начальной и финальной причиной существования культуры. То же самое относится и к традиции. Именно человек выступает тем формующим, причиняющим «окружением» традиции, что приводит ее к существованию. Мы часто употребляем выражения «традиционные ценности», «традиционная религия», «традиционная культура», но редко задумываемся над тем, что лежит в основе этих понятий. И в каком-то смысле это закономерно. На долю нынешних поколений осталась лишь малая часть культурного достояния наших предков. Трагические события ХХ века почти полностью разорвали связь между историей и современностью. Большая часть культурного и социального наследия, собиравшегося веками в

сокровищницу народного опыта, утрачена. Сегодня мы в состоянии реконструировать его отдельные фрагменты, и то лишь при условии длительных усилий, кропотливой, вдумчивой работы. Однако процесс стоит результата. Только поверхностным умам может показаться, что обращение к прошлому -занятие пустое и бессмысленное. Разумный взгляд на вещи диктует нам иной подход. Возрождение традиций - вопрос выживания всего нашего общества.

Описывая интеграцию культуры и традиции, сохранение культурных традиций мы должны также использовать данную интеграцию в практике работы с подрастающим поколением. Практика является отправной точкой любой теории. И нам бы хотелось рассказать о традициях, которые используются и постоянно углубляются в лицее №116 г. Казани. История нашей школы-лицея №116 богата традициями, так как без соблюдения преемственности поколений невозможно было бы создать тот творческий потенциал, которым гордится школа. Одной из главных традиций мы считаем бережное и чуткое отношение к ветеранам ВОВ. Каждый год в нашей школе проводится рейд "Память", в рамках которого учащиеся осуществляют сбор сведений о ветеранах войны, проживающих в районе, готовят поздравительные мероприятия, которые приурочены ко Дню пожилых людей, Новому году, Дню Победы. Школа гордится и учениками, которые составляют "золотой фонд" школы - победителями и призёрами олимпиад разного уровня. Для них мы готовим поздравительный концерт, на котором чествуем победителей.

Одна из главных традиционных особенностей нашей школы - это желание наших школьников участвовать в жизни их школы, начиная от подготовки и участия в олимпиадах до организации и проведения внеклассных мероприятий: концертов, встреч, круглых столов, турниров. Для реализации в школьной практике идеи становления личности ребенка и раскрытия его индивидуальных способностей большое значение имеет принятие учителем приоритетных задач развития учащихся. Основной задачей является не только передача знаний учащимся по овладению

способами анализа и обобщению учебного материала, но и развитие творческих способностей во внеурочное время. Младший школьный возраст открыт и восприимчив к чудесам познания, к умению удивляться богатству и красоте окружающего мира. Дети от природы талантливы и любознательны. Каждый ребенок стремится к успеху, хочет показать, на что он способен. Во внеклассной работе большое место отводится коллективным формам работы с включением деловых, тренинговых игр, театрализации. Проводятся дискуссии, где учащиеся обсуждают возникающие проблемы. Они говорят о своих чувствах, потребностях, сомнениях. Такие формы работы способствуют тому, что ученики начинают внимательно выслушивать друг друга, проявлять уважение и интерес к чужим идеям, мыслям, заботиться о чувствах одноклассников. К проведению таких мероприятий подключаются родители, которые с желанием принимают участие. Три года, а это уже традиция, в нашей школе существует научное общество учащихся 1-4-х классов “Растишка” Целью общества является создание максимально благоприятных условий для самореализации учащихся раскрытия их индивидуальности. Членом общества может стать каждый ученик. Ребенок выбирает интересующую его тему и выступает в роли исследователя, открывая для себя новые знания, овладевает элементами логических действий, сравнения,

классификации, у него повышается рост познавательных интересов, реализуются способности и таланты. Эта работа проходит в сотрудничестве с учителем, привлекаются родители. В нашем лицее традиционно проводятся мероприятия, направленные на развитие личности ребенка, его самоорганизацию и самореализацию, которые стали школьными традициями. Это: День знаний, День лицеиста, День здоровья, День победы, Новогодние праздники, Мамин день, День защитников Отечества. Каждое мероприятие имеет свою изюминку, свое содержание и форму, которые год от года совершенствуются. Ребята сами планируют, разрабатывают и участвуют в реализации этих проектов.“День открытых дверей” для родителей так же стал традицией в нашей

гимназии. Учителя готовят открытые уроки в нестандартной форме, внеклассные мероприятия, спортивные соревнования,

родительские собрания. Подведение итогов проходит за круглым столом, который

собирает как учителей, так и активных детей и родителей. Ежегодно в лицее№116

проводится День лицеиста, где

пятиклассников посвящают в большое сообщество лицеистов. Этот праздник

сопровождается очень красочным зрелищем “Балом лицеистов”. Во время приготовления к балу дети разучили с хореографом танцы конца ХГХ-начала XX века. Дамы в вечерних платьях и кавалеры пришли на свой первый бал. Пары скользили по залу под вечно юную музыку вальса, навевая романтические и нежные воспоминания о прежних временах, временах офицерской галантности,

дворянской чести и неприступности

благородных дам. Дети пели, танцевали,

декламировали стихи. Не менее красочно ежегодно проходит и Бал Осени. Каждый класс составляет осенний букет, готовит театрализованное представление, в котором с удовольствием принимают участие не только дети, но и родители. Все приходят в костюмах “Осени”. Свои впечатления дети выражают в стихах, сочинениях, рисунках. По традиции Новогодний праздник в гимназии проходит в виде театрализованного путешествия в мир сказок, где все главные роли исполняют ребята 1-4-х классов и самые активные родители. Общешкольный праздник продолжается в каждом классе. Одни ребята выезжают на природу в гости к Деду Морозу, где их ждет встреча со сказочными героями, шутками, играми и, конечно, подарками. Не всегда дети узнают в этих героях своих родителей. Другие- ставят новогодние сказки с песнями, танцами в классе, заканчивается праздник чаепитием. Еще одной традицией в гимназии стали совместные выезды на природу, где помимо отдыха дети учатся ориентироваться на местности, работать с компасом, наблюдать за природой, изучают жизнь растений и животных, приобретают навыки бережного отношения к природе. Традиционными являются проведение предметных декад по экологии, русскому языку, математике. До начала проведения декад собирается инициативная группа

учителей, детей и родителей. Каждый предлагает интересное творческое дело. Таким, образом, рождается план проведения мероприятия и декады, назначаются ответственные за проведение творческого дела. Декады охватывают все параллели начальных классов. Начинаются они с торжественной линейки. Здесь же сообщается план предстоящих мероприятий. И работа закипела! В соответствии с планом, ребята в классах планируют свои коллективные творческие дела: выпускают плакаты, рисуют рисунки, сочиняют стихи, составляют сказки, разгадывают кроссворды, делают поделки. Каждый класс готовит внеклассное мероприятие для параллели по своему усмотрению, исходя из индивидуального плана класса. Это могут быть: викторины, конкурсы, блицтурниры, КВНы,

соревнования, “Поле чудес”, “Умники и умницы”. Никто не остается в стороне. Результаты работ представляются на выставке, которую с удовольствием рассматривают учителя, ученики школы и их родители. На заключительном празднике подводятся итоги декады по номинациям. Классы награждаются грамотами, памятными подарками. На этом праздники не заканчиваются, они продолжаются в классах. Долго еще ученики и родители делятся своими впечатлениями. Спортивные праздники стали одним из любимых развлечений ребят, родителей и учителей. Ежегодно проводится День здоровья среди всех учащихся гимназии. Каждый класс готовит приветствие, название команды и девиз, готовит эмблемы для всех участников соревнований. Спортивные праздники проходят несколько раз за учебный год. За это время соревнования проводятся как между классами, так и между параллелями и вовлекают в себя не только детей, но и учителей и родителей. Рассказывая о традициях конкретного лицея, мы постоянно делали акцент на сохранении в нем традиций, культуры, которая передается от педагогов к детям, от одного класса к другому. Сохранение традиций, их приумножение - это та конкретная педагогическая деятельность, которая работает на главную цель современного образования- через сохранение традиций,

культуры мы стараемся растить нравственно здоровее молодое поколение граждан нашей России.

Литература

1. Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 2 - Педагогика. Психология.

2. Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — М: 2001. — № 6. — С. 275-283.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.