УДК 374.1 371.844
О. Н. Митрохина
РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
УЧАЩИХСЯ
Статья посвящена прошлому и настоящему музея космонавтики в школе № 10 г. Кирова. Автор делится мыслями о том, каким видится музей в будущем, какие задачи он будет выполнять в патриотическом воспитании подрастающего поколения.
The article is dedicated to the past and the present of the space museum at School № 10, Kirov. The author shares her thoughts on the prospects of the museum and touches upon the question of its future part in the patriotic education of the younger generation.
Ключевые слова: краеведение, музей, патриотическое воспитание.
Keywords: local lore, museum, patriotic education.
Формируя современную личность в ребенке, необходимо стремиться, чтобы в нем был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции.
З. Васильцова
В настоящее время значение школьных краеведческих музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря музею в школе появляется возможность рассказать о достижениях и открытиях, героических подвигах наших соотечественников, на их примере прививать нравственные ценности, уважение к памяти прошлых поколений. Без этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.
В 1962 г. школе № 10 г. Кирова было присвоено имя К. Э. Циолковского. И вот уже более 52 лет наша школа носит имя этого великого ученого, изобретателя.
Центром патриотического воспитания в нашей школе на протяжении многих лет является музей космонавтики, созданный много лет назад большим энтузиастом своего дела, человеком увлеченным, учителем физики Ларисой Павловной Гавриной. У музея долгая и славная история. Однако по ряду объективных причин с 2006 г. музей находился в консервации.
2011 г. указом Президента был объявлен годом Космонавтики. Именно поэтому школьный музей имени К. Э. Циолковского получил вторую жизнь.
Время неумолимо движется вперед: на смену одному поколению приходит другое. И к сожалению, мы иногда забываем о многих значительных достижениях наших предков. А чтобы этого не происходило, обязательно должна прослеживаться тесная связь между прошлым, настоящим и будущим.
Кто был первооткрывателем космического пространства? Кто создал первый космический аппарат? Кто первый вышел в открытый космос? А с чего началась космическая эра? Как это было? На эти и многие другие вопросы часто современные школьники не всегда знают и могут дать правильный ответ. Вот мы и решили возродить музей космонавтики.
Деятельность краеведческого музея в нашей школе - это один из аспектов, позволяющих расширить аэрокосмическое образование и погрузиться в историю развития авиации и космонавтики. Школьники имеют возможность ощутить движение мысли во времени, изучить проблемы и сложности, с которыми сталкивались «пионеры» самолетостроения и ракетостроения, узнать о людях, которые умели мечтать, творить и сражаться за свои идеалы и жизненные ценности.
Работа школьного краеведческого музея ведется по трем основным направлениям:
• Пропаганда жизни и деятельности К. Э. Циолковского.
• Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.
• Краеведение.
Цель школьного краеведческого музея - создание условий для нравственно-патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.
Задачами школьного краеведческого музея сегодня являются:
1. Активизировать работу по сбору и обработке материалов по истории космонавтики.
2. Систематизировать фонды музея для подготовки экспозиционных выставок и тематических экскурсий.
3. Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий по музею для разных категорий людей: взрослых посетителей, учеников, воспитанников детских садов.
В настоящее время у музея большие планы, начиная от дизайнерского оформления и завершая выбором тематических направлений. Уже началась поисковая деятельность учителей и учащихся, связанная с восстановлением школьных архивов и летописей музея им. К. Э. Циолковского. В своей работе мы руководствуемся девизом «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно» (А. С. Пушкин).
Организацию работы осуществляет Совет музея, куда входят ученики 6-10-х классов. План работы Совета музея на этот год предусматривает не только пополнение материала о развитии космонавтики, жизни и деятельности К. Э. Циолковского, о жизни и полете Гагарина, но и подготовку экскурсоводов нового поколения, готовых представить музей космонавтики как объект, действительно представляющий интерес в экскурсионном плане. Интерес к космонавтике и желание больше знать о наших земляках, желание составить свою экскурсию и попробовать себя в экскурсоводческой деятельности, овладеть навыками показа и рассказа, поделиться своими знаниями с другими - вот главные мотивы вхождения ребят в данное объединение.
Деятельность школьного краеведческого музея строится по следующим направлениям:
• Работа с активом музея.
• Поисково-исследовательская деятельность.
• Научно-экспозиционная работа.
• Экскурсионная работа.
• Информационно-познавательная деятельность.
• Реставрационно-оформительская деятельность.
В течение года ведется активная работа по привлечению учеников к краеведческой работе.
Первый этап - ознакомительный, рассчитан на ребят 1-4-х классов. В доступной и увлекательной форме старшеклассники рассказывают о музее, приглашают на встречи, проводят экскурсии по отдельным экспозициям. Привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, изготовлению поделок.
На этом же этапе привлекаются учащиеся 5-6-х классов. Для них тоже проводятся информационные музейные уроки, экскурсии. Ребята этих классов участвуют в конкурсах не только школьного, но и городского уровня.
На втором этапе начинается обучение учащихся методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. И здесь уже привлекаются ученики 7-9-х классов. Ребята работают с архивом школьного музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данный вид деятельности требует привлечения дополнительных знаний, поэтому в прошлом году для учащихся 8-х классов была организована летняя музейная практика на базе городского музея космонавтики и авиации им. К. Э. Циолковского. Это помогает сформировать первоначальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, историческими документами.
На третьем этапе происходит привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-10-х классов становятся экскурсоводами. Ребята, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в разных формах: устный журнал, презентация проектов, театрализованные представления. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией.
Пройдя курс обучения, ребята включаются в работу по проведению экскурсий. В этом году Советом музея были подготовлены тематические экспозиции и на их основе разработаны экскурсии: «К. Э. Циолковский: страницы жизни», «В. П. Савиных - ученый и космонавт», «Гагарин - звездный сын Земли», «История школьного музея им. К. Э. Циолковского в лицах».
Четвертый этап заключается в организации непосредственно поисково-исследовательской деятельности. Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники, которые выступают руководителями исследовательских работ.
В 2011 г. для представления на школьной научно-практической конференции были подготовлены следующие работы: «Космос без вятских не космос», «Имя Циолковского на карте нашего города», «История космоса в песнях советского периода». Эти же исследовательские работы получили высокую оценку экспертов на
11-х Молодежных Циолковских чтениях. 9 учащихся нашей школы получили дипломы I и II степени.
Частыми гостями нашей школы и музея являются правнуки К. Э. Циолковского, наши земляки-космонавты, конструкторы. Самым крупным событием нашего музея стал визит в школу космонавта, Героя Советского Союза А. А. Волкова. На встрече с ребятами он рассказал о сложностях подготовки космонавтов, о нештатных ситуациях, с которыми они сталкиваются в полетах.
И как результат такой работы - достойное представление нашего музея на Всероссийском фестивале школьных музеев «Мы -дети Галактики» в г. Калуге. Члены Совета музея стали лауреатами
12-й Всероссийской конференции актива школьных музеев космонавтики, а музей был награжден дипломом за активную просветительскую работу в области развития космонавтики.
Кроме этого на базе нашей школы в 2009 г. проводились 10-е Молодежные Циолковские чтения, на которых представляли работы более 300 участников из многих городов России. Ребята смогли рассказать об альтернативных видах энергии и новых моделях строения космических кораблей. Также работали творческие секции, где участники представили рисунки, рассказы и стихи, посвященные космосу.
В октябре 2013 г. были проведены 12-е Всероссийские Молодежные Циолковские чтения. В этом направлении и сегодня тоже продолжается активная работа: объявлен школьный конкурс по 5 номинациям, ведутся научно-исследовательские работы, собираются материалы по истории Циолковских чтений, организована переписка со школьными музеями, работающими по теме космонавтики.
Воспитательная работа в школе тесно связана с деятельностью музея, ведь именно члены музея занимаются не только пропагандой уже известных исторических событий, но и поиском новых, еще не ставших достоянием общественности фактов.
Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.
Дальнейшее развитие музея планируется по следующим направлениям:
• Расширение поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся.
• Работа с населением - фиксация полученных новых знаний о космосе, об устройстве ракет, об одежде и еде космонавтов.
• Написание рефератов и создание проектов на темы, связанные с историей космонавтики.
• Более подробное изучение вятского периода жизни К. Э. Циолковского.
• Проведение экскурсий, классных часов, выпуск газет и т. д.
• Привлечение старшеклассников к улучшению оснащения музея.
• Расширение экспозиций за счет увеличения площади музея.
• Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией экспонатов, творческих работ учащихся.
Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой для серьезной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни, на которых воспитывается современное поколение. Во время поездок и экскурсий школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию, воздействует на эмоциональную сферу, вызывает чувство сопричастности и сопереживания.
«Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира».
В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками музея школы, в едином содружестве: учителя, учащиеся, их родители, бывшие выпускники, родительский совет, общественность, руководители предприятий, спонсоры.
Легко любить большую богатую страну и гордиться ею, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, свой маленький городок. И задача школьного музея и краеведения - найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.