Научная статья на тему 'Роль школьного музея космонавтики в системе патриотического воспитания учащихся'

Роль школьного музея космонавтики в системе патриотического воспитания учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРАЕВЕДЕНИЕ / МУЗЕЙ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / LOCAL LORE / MUSEUM / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрохина Ольга Николаевна

Статья посвящена прошлому и настоящему музея космонавтики в школе № 10 г. Кирова. Автор делится мыслями о том, каким видится музей в будущем, какие задачи он будет выполнять в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрохина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of the School Space Museum in the System of the Pupils'' Patriotic Education

The article is dedicated to the past and the present of the space museum at School № 10, Kirov. The author shares her thoughts on the prospects of the museum and touches upon the question of its future part in the patriotic education of the younger generation.

Текст научной работы на тему «Роль школьного музея космонавтики в системе патриотического воспитания учащихся»

УДК 374.1 371.844

О. Н. Митрохина

РОЛЬ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ КОСМОНАВТИКИ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

УЧАЩИХСЯ

Статья посвящена прошлому и настоящему музея космонавтики в школе № 10 г. Кирова. Автор делится мыслями о том, каким видится музей в будущем, какие задачи он будет выполнять в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

The article is dedicated to the past and the present of the space museum at School № 10, Kirov. The author shares her thoughts on the prospects of the museum and touches upon the question of its future part in the patriotic education of the younger generation.

Ключевые слова: краеведение, музей, патриотическое воспитание.

Keywords: local lore, museum, patriotic education.

Формируя современную личность в ребенке, необходимо стремиться, чтобы в нем был нравственный стержень, основанный на общечеловеческих и национальных ценностях. Учитывая это, школьный музей и определяет свои многочисленные цели и задачи, а также ключевые компетенции.

З. Васильцова

В настоящее время значение школьных краеведческих музеев возрастает в связи с необходимостью реализации государственной и региональной программы по патриотическому воспитанию молодежи. Благодаря музею в школе появляется возможность рассказать о достижениях и открытиях, героических подвигах наших соотечественников, на их примере прививать нравственные ценности, уважение к памяти прошлых поколений. Без этого нельзя воспитать патриотизм и чувство гордости за свою страну.

В 1962 г. школе № 10 г. Кирова было присвоено имя К. Э. Циолковского. И вот уже более 52 лет наша школа носит имя этого великого ученого, изобретателя.

Центром патриотического воспитания в нашей школе на протяжении многих лет является музей космонавтики, созданный много лет назад большим энтузиастом своего дела, человеком увлеченным, учителем физики Ларисой Павловной Гавриной. У музея долгая и славная история. Однако по ряду объективных причин с 2006 г. музей находился в консервации.

2011 г. указом Президента был объявлен годом Космонавтики. Именно поэтому школьный музей имени К. Э. Циолковского получил вторую жизнь.

Время неумолимо движется вперед: на смену одному поколению приходит другое. И к сожалению, мы иногда забываем о многих значительных достижениях наших предков. А чтобы этого не происходило, обязательно должна прослеживаться тесная связь между прошлым, настоящим и будущим.

Кто был первооткрывателем космического пространства? Кто создал первый космический аппарат? Кто первый вышел в открытый космос? А с чего началась космическая эра? Как это было? На эти и многие другие вопросы часто современные школьники не всегда знают и могут дать правильный ответ. Вот мы и решили возродить музей космонавтики.

Деятельность краеведческого музея в нашей школе - это один из аспектов, позволяющих расширить аэрокосмическое образование и погрузиться в историю развития авиации и космонавтики. Школьники имеют возможность ощутить движение мысли во времени, изучить проблемы и сложности, с которыми сталкивались «пионеры» самолетостроения и ракетостроения, узнать о людях, которые умели мечтать, творить и сражаться за свои идеалы и жизненные ценности.

Работа школьного краеведческого музея ведется по трем основным направлениям:

• Пропаганда жизни и деятельности К. Э. Циолковского.

• Пропаганда достижений российской (советской) космической науки.

• Краеведение.

Цель школьного краеведческого музея - создание условий для нравственно-патриотического воспитания, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем их вовлечения в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность.

Задачами школьного краеведческого музея сегодня являются:

1. Активизировать работу по сбору и обработке материалов по истории космонавтики.

2. Систематизировать фонды музея для подготовки экспозиционных выставок и тематических экскурсий.

3. Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий по музею для разных категорий людей: взрослых посетителей, учеников, воспитанников детских садов.

В настоящее время у музея большие планы, начиная от дизайнерского оформления и завершая выбором тематических направлений. Уже началась поисковая деятельность учителей и учащихся, связанная с восстановлением школьных архивов и летописей музея им. К. Э. Циолковского. В своей работе мы руководствуемся девизом «Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно» (А. С. Пушкин).

Организацию работы осуществляет Совет музея, куда входят ученики 6-10-х классов. План работы Совета музея на этот год предусматривает не только пополнение материала о развитии космонавтики, жизни и деятельности К. Э. Циолковского, о жизни и полете Гагарина, но и подготовку экскурсоводов нового поколения, готовых представить музей космонавтики как объект, действительно представляющий интерес в экскурсионном плане. Интерес к космонавтике и желание больше знать о наших земляках, желание составить свою экскурсию и попробовать себя в экскурсоводческой деятельности, овладеть навыками показа и рассказа, поделиться своими знаниями с другими - вот главные мотивы вхождения ребят в данное объединение.

Деятельность школьного краеведческого музея строится по следующим направлениям:

• Работа с активом музея.

• Поисково-исследовательская деятельность.

• Научно-экспозиционная работа.

• Экскурсионная работа.

• Информационно-познавательная деятельность.

• Реставрационно-оформительская деятельность.

В течение года ведется активная работа по привлечению учеников к краеведческой работе.

Первый этап - ознакомительный, рассчитан на ребят 1-4-х классов. В доступной и увлекательной форме старшеклассники рассказывают о музее, приглашают на встречи, проводят экскурсии по отдельным экспозициям. Привлекают к выполнению несложных видов работ - оформлению альбомов, изготовлению поделок.

На этом же этапе привлекаются учащиеся 5-6-х классов. Для них тоже проводятся информационные музейные уроки, экскурсии. Ребята этих классов участвуют в конкурсах не только школьного, но и городского уровня.

На втором этапе начинается обучение учащихся методам и технологии учета и хранения основного и вспомогательного фондов музея. И здесь уже привлекаются ученики 7-9-х классов. Ребята работают с архивом школьного музея, создают и пополняют базу данных, составляют картотеки и каталоги. Данный вид деятельности требует привлечения дополнительных знаний, поэтому в прошлом году для учащихся 8-х классов была организована летняя музейная практика на базе городского музея космонавтики и авиации им. К. Э. Циолковского. Это помогает сформировать первоначальные навыки исследовательской деятельности, работы с архивами, справочниками, историческими документами.

На третьем этапе происходит привитие навыков коммуникативной деятельности. Учащиеся 8-10-х классов становятся экскурсоводами. Ребята, выбирая тему, разрабатывают планы и методику проведения экскурсии. Широко приветствуются новые формы деятельности. Экскурсии могут проводиться в разных формах: устный журнал, презентация проектов, театрализованные представления. Одновременно с навыками частично-поисковой деятельности учащиеся приобретают опыт общения с аудиторией.

Пройдя курс обучения, ребята включаются в работу по проведению экскурсий. В этом году Советом музея были подготовлены тематические экспозиции и на их основе разработаны экскурсии: «К. Э. Циолковский: страницы жизни», «В. П. Савиных - ученый и космонавт», «Гагарин - звездный сын Земли», «История школьного музея им. К. Э. Циолковского в лицах».

Четвертый этап заключается в организации непосредственно поисково-исследовательской деятельности. Большую помощь в выявлении учащихся, имеющих склонность к исследовательской деятельности, оказывают учителя-предметники, которые выступают руководителями исследовательских работ.

В 2011 г. для представления на школьной научно-практической конференции были подготовлены следующие работы: «Космос без вятских не космос», «Имя Циолковского на карте нашего города», «История космоса в песнях советского периода». Эти же исследовательские работы получили высокую оценку экспертов на

11-х Молодежных Циолковских чтениях. 9 учащихся нашей школы получили дипломы I и II степени.

Частыми гостями нашей школы и музея являются правнуки К. Э. Циолковского, наши земляки-космонавты, конструкторы. Самым крупным событием нашего музея стал визит в школу космонавта, Героя Советского Союза А. А. Волкова. На встрече с ребятами он рассказал о сложностях подготовки космонавтов, о нештатных ситуациях, с которыми они сталкиваются в полетах.

И как результат такой работы - достойное представление нашего музея на Всероссийском фестивале школьных музеев «Мы -дети Галактики» в г. Калуге. Члены Совета музея стали лауреатами

12-й Всероссийской конференции актива школьных музеев космонавтики, а музей был награжден дипломом за активную просветительскую работу в области развития космонавтики.

Кроме этого на базе нашей школы в 2009 г. проводились 10-е Молодежные Циолковские чтения, на которых представляли работы более 300 участников из многих городов России. Ребята смогли рассказать об альтернативных видах энергии и новых моделях строения космических кораблей. Также работали творческие секции, где участники представили рисунки, рассказы и стихи, посвященные космосу.

В октябре 2013 г. были проведены 12-е Всероссийские Молодежные Циолковские чтения. В этом направлении и сегодня тоже продолжается активная работа: объявлен школьный конкурс по 5 номинациям, ведутся научно-исследовательские работы, собираются материалы по истории Циолковских чтений, организована переписка со школьными музеями, работающими по теме космонавтики.

Воспитательная работа в школе тесно связана с деятельностью музея, ведь именно члены музея занимаются не только пропагандой уже известных исторических событий, но и поиском новых, еще не ставших достоянием общественности фактов.

Каким бы содержательным и современным по оформлению ни был музей, он только тогда станет неотъемлемой частью общешкольного организма, если учителя будут широко использовать его экспозицию и фонды в учебно-воспитательном процессе.

Дальнейшее развитие музея планируется по следующим направлениям:

• Расширение поисковой и научно-исследовательской деятельности учащихся.

• Работа с населением - фиксация полученных новых знаний о космосе, об устройстве ракет, об одежде и еде космонавтов.

• Написание рефератов и создание проектов на темы, связанные с историей космонавтики.

• Более подробное изучение вятского периода жизни К. Э. Циолковского.

• Проведение экскурсий, классных часов, выпуск газет и т. д.

• Привлечение старшеклассников к улучшению оснащения музея.

• Расширение экспозиций за счет увеличения площади музея.

• Проведение выставок, ярмарок с демонстрацией экспонатов, творческих работ учащихся.

Школьный музей помогает воспитывать в учащихся исследовательскую активность, развивает творческое мышление, прививает навыки самостоятельного приобретения знаний. Музей является базой для серьезной воспитательной работы. Он хранит память о традициях жизни, на которых воспитывается современное поколение. Во время поездок и экскурсий школьники не только собирают новый материал для музея, но и щедро отдают приобретенные знания. Работа в музее помогает школьникам выбрать будущую профессию, воздействует на эмоциональную сферу, вызывает чувство сопричастности и сопереживания.

«Чувство настоящего времени не приходит извне, оно возникает в внутри человека тогда, когда для него важно происходящее вокруг него и когда он сам важен и значим для окружающего мира».

В этом смысле музейная педагогика станет весьма значимой, ведь встреча с прошлым открывает для учащегося его настоящее. Особую роль здесь может сыграть создание собственными руками музея школы, в едином содружестве: учителя, учащиеся, их родители, бывшие выпускники, родительский совет, общественность, руководители предприятий, спонсоры.

Легко любить большую богатую страну и гордиться ею, победами в сражениях. Труднее любить свою деревню, свой маленький городок. И задача школьного музея и краеведения - найти там, где ты живешь, то, чем можно гордиться. А это и есть патриотическое воспитание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.