Научная статья на тему 'Роль сферы услуг в снижении бедности (на примере республики Башкортостан)'

Роль сферы услуг в снижении бедности (на примере республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль сферы услуг в снижении бедности (на примере республики Башкортостан)»

9(36) - 2006

Социальная сфера

РОЛЬ СФЕРЫ УСЛУГ В СНИЖЕНИИ БЕДНОСТИ (на примере Республики Башкортостан)

Л.М. КЛИКИЧ, кандидат экономических наук, доцент Башкирский государственный аграрный университет

Экономический и социальный аспекты бедности. Общепризнано, что бедность — это социально-экономическое явление, при котором определенные группы населения испытывают трудности с удовлетворением первоочередных физиологических потребностей, связанных с реализацией права на жизнь, лишены возможности полноценно участвовать в жизни общества в рамках конституционно закрепленных прав и свобод.

В любом обществе бедность оценивается, как правило, относительно среднего сложившегося уровня жизни населения. Но проблема не сводится просто к определению дохода, очерчивающего порог бедности, и определению уровня так называемой абсолютной (экономической) бедности. Она гораздо шире и включает в себя также и социальную сторону этого массового явления. Чертой абсолютной бедности эксперты Всемирного банка считают доходы в 2,15 дол. на человека в сутки. Наибольшему риску бедности, с точки зрения экспертов, в нашей стране подвергается молодежь (особенно студенты), сельские жители и население небольших городов. Социально незащищенным в настоящее время признается население, расходы которого в сутки в среднем составляют менее 4 дол.

Экономическая бедность населения оценивается несколькими показателями, в частности: коэффициент фондов, коэффициент Джини, численность населения, денежные доходы которого ниже прожиточного минимума. В табл. 1 приведены сравнительные данные об уровне бедности в Башкортостане.

Показатели, характеризующие уровень

Официально регистрируемый уровень бедности, исчисляемый удельным весом населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения региона, хотя и имеет в республике тенденцию к снижению, но в 2000 и 2004 гг. был несколько выше среднего по России.

В табл. 2 представлены сравнительные данные о дифференциации показателей бедности в регионах России.

Как видим, регионы России имеют значительный разброс по показателю ВРП на душу населения. Максимальное его значение превышает минимальное в 36 раз. В республике Башкортостан данный показатель выше минимального значения в 1,9 раза и ниже максимального в 4,3 раза.

Коэффициент фондов, измеряемый соотношением между средним уровнем денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, в Башкортостане отклоняется от минимального по регионам РФ в 1,3 раза. Величина прожиточного минимума в РБ превышает его минимальное значение в 1,3 раза. Однако анализ, осуществленный по этим показателям, не позволяет охарактеризовать уровень и динамику бедности как социального явления.

Расширенная система показателей оценки бедности принята в конце 90-х годов ОЭСР. В этой системе предусмотрено исчисление следующих показателей: ВНП на душу населения; количества

Таблица 1

бедности в Республике Башкортостан

Показатели Уровень бедности Коэффициент фондов Коэффициент Джини

2000 2002 2003 2004 2000 2002 2003 2004 2000 2002 2003 2004

РФ 28,9 24,2 20,3 17,8 13,9 14,0 14,5 15,0 0,395 0,398 0,402 0,408

РБ 33,0 23,1 20,3 18,0 9,8 11,5 13,4 14,1 0,347 0,370 0,392 0,399

Примечание: в расчетах уровня бедности использованы данные о прожиточном минимуме, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таблица 2

Сравнение показателей социально-экономического развития регионов РФ (без учета Москвы, Санкт-Петербурга, автономных округов, 2003 г.)

Показатели Значение показателя в регионах РФ Превышение максимального значения над минимальным Значение показателя в РБ

Максимальное Минимальное

ВРП на душу населения (2002 г.), тыс. руб. 294,1 8,2 36,0 68,3

Коэффициент фондов 20,6 7,7 2,7 13,4

Коэффициент Джини 0,45 0,31 1,5 0,392

Прожиточный минимум, руб. 3887 1553 2,5 1992

Численность населения, денежные доходы которого ниже прожиточного минимума, % 83,0 13,1 6,0 20,3

голодающих детей; процента детей, получивших начальное образование; коэффициента смертности детей в возрасте до 5 лет; коэффициента смертности рожениц; процента населения, имеющего доступ к питьевой воде. Однако отметим, что эти показатели не публикуются государственной статистикой.

В отличие от экономической социальную бедность можно определить только на основе субъективной оценки. Социологический опрос жителей РБ, проведенный в ноябре-декабре 2005 г. по совместному проекту Европейского университета г. С.-Петербурга и кафедры философии и социологии нашего университета показал, что представления населения об уровне бедности существенно отличаются от официальных расчетов правительства РБ. Так, почти две трети из тысячи опрошенных жителей республики отметили среди индикаторов бедности не только низкий уровень доходов и недостаток средств для приобретения продуктов питания и предметов длительного пользования, но и недоступность традиционных услуг по обновлению и ремонту одежды, обуви, а также платных медицинских и образовательных услуг.

В настоящее время, на наш взгляд, бедным можно считать не только человека с низким уровнем доходов, но и того, кто недостаточно образован, обладает слабым здоровьем и т.п. Поэтому особую роль в снижении уровня социальной бедности призвана сыграть сфера услуг.

Место сферы услуг в экономическом развитии. Как известно, важнейшей закономерностью мирового развития за последние сорок с лишним лет стал опережающий рост сферы услуг. На смену «экономике товаров-вещей» во всех развитых странах пришла «экономика услуг». За весь период после шестидесятых годов XX в. темпы роста услуг в этих странах значительно опережали темпы роста производства товаров и даже самого ВВП. В результате чего доля услуг в ВВП США до-

стигла 69,3%, Великобритании — 70,3%, Японии — 68,8%. Бурно выросла и занятость в этой перспективной сфере экономики. К началу нового века она составила в США — 77,4%, в Великобритании — 71,7%, Японии — 59%:. Стремительный рост производства услуг принял характер экспансии и был осуществлен за счет внедрения высоких технологий, компьютеризации, информатизации и «сервисизации» экономики.

В развивающихся странах и странах с переходной экономикой производство услуг росло менее быстрыми темпами, но даже небольшое опережение темпов их роста над темпами роста производства товаров явилось эффективным инструментом содействия реструктуризации экономики, развития частного бизнеса и снижения уровня бедности населения. Так, доля услуг в ВВП стран Латинской Америки в настоящее время выросла до 74,0%, Китая — до 60,9%, Восточной Европы — до 70,3%, хотя рост производства услуг здесь осуществлялся в основном за счет увеличения числа трудоемких рутинных услуг, например, лоточной торговли.

Несмотря на то, что в бывших социалистических странах имелись крупные достижения в области здравоохранения и образования, в целом сфера услуг развивалась медленными темпами. В 90-х годах ни в странах Восточной Европы, ни в странах СНГ не наблюдалось какой-либо преобладающей тенденции в динамике развития сферы услуг в процентном отношении к ВВП (в текущих ценах). В России в 1991-2004 гг. в секторе финансовых и деловых услуг наблюдался положитель-

1 Здесь и далее приведены сравнительные данные ИМЭМО РАН, рассчитанные на основе международных сопоставлений с учетом паритета покупательной способности национальных валют, в постоянных ценах и постоянной валюте — долларах США: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. - М.: Экономиста, 2003. С. 517-538.

Таблица 3

Структура производства ВВП в текущих рыночных ценах, %2

Годы 1991 2000 2001 2002 2003 2004

ВВП 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

из него: — производство товаров 59,8 39,7 37,4 35,5 35,0 35,3

— производство услуг 36,5 48,9 50,3 53,0 52,9 51,9

— чистые налоги на продукты (за вычетом субсидий) 3,7 11,4 12,3 11,5 12,1 12,8

Таблица 4

Структура расходов населения РБ на оплату услуг, % (по материалам выборочного обследования домашних хозяйств в 2004 г.)

Все домохозяйства По децильным группам Коэф-

Виды услуг I II III IV V VI VII VIII IX X фициент фондов, раз

Всего 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 100 11,5

Жилищно-

коммунальные 34,4 66,3 61,4 55,9 54,9 53,1 42,4 37,1 28,5 35,0 17,1 3,0

услуги

Бытовые услуги 6,1 1,9 3,0 2,8 4,0 5,8 5,1 5,2 4,0 7,7 8,6 51,1

Услуги учреждений культуры 8,7 1,2 1,5 2,3 2,2 2,1 2,5 2,5 3,5 2,9 22,8 222,1

Услуги в системе образования 10,1 5,6 4,9 4,7 5,6 5,9 10,7 12,7 12,4 12,1 10,7 22,3

Медицинские услуги 6,3 2,9 1,0 1,4 2,0 2,0 3,9 11,3 10,0 10,6 4,8 19,4

Санаторно-

оздоровитель- 2,2 - 0,2 1,2 0,2 0,9 1,7 0,6 5,4 0,5 3,3 -

ные услуги

Услуги пас-

сажирского 13,1 13,0 16,0 16,2 14,4 14,0 14,6 14,3 15,7 14,2 9,4 8,3

транспорта

Услуги связи 11,1 7,9 9,5 10,4 10,5 11,8 11,8 10,9 14,8 12,1 9,2 13,4

Другие услуги 7,9 1,3 2,6 5,1 6,2 4,5 7,5 5,2 5,7 4,9 14,1 129,9

Примечание: Использованы материалы выборочного обследования домашних хозяйств республики в 2004 г. — Уровень жизни населения Республики Башкортостан: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа, 2005. С. 63.

ный рост, в секторе оптовой и розничной торговли — стагнация, а в секторе транспорта и связи — спад.

По данным Госкомстата России, доля производства услуг в ВВП выросла до 51,9% в 2004 г. при 36,5% в 1991 г. (табл. 3).

Однако анализ структуры ВВП в постоянных ценах в долларах США с учетом паритета покупательной способности рубля показывает, что доля услуг в ВВП России значительно ниже и оценивается на уровне около 45%3.

Многие крупные российские предприятия реализуют свою продукцию через торговые компании, а национальные счета России не учитывают особенности этой схемы обмена. Поэтому рост

2 Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. — М., 2005. С. 154.

3 Сайт информационного агентства «Финмаркет»: http://www.

finmarket.ru.

доли сферы услуг в ВВП России в значительной мере объясняется трансфертным ценообразованием, приводящим к существенному завышению размера добавленной стоимости в сфере услуг (в торговле) и занижению ее в промышленности (в таких отраслях, как нефтяная и газовая).

Таким образом, расширение сферы услуг в России обусловлено в меньшей степени ростом реальных объемов предоставляемых услуг и в большей степени — изменением относительных цен на услуги и трансфертным ценообразованием.

Структура расходов населения на потребление услуг. Анализ показывает, что еще одной важнейшей мировой закономерностью является рост потребления услуг населением во всех странах всеми группами населения, включая и бедных. Так, в структуре денежных расходов населения России в 2004 г. удельный вес рыночных услуг вырос до 21,2% (13,7% в 1995 г.), а в РБ - до 18,0%

(7,7% в 1991 г.). Однако разрыв в потреблении услуг бедными и богатыми в нашей республике не сократился. В 2004 г. в общем объеме расходов на конечное потребление населения первой дециль-ной группы наиболее бедных людей оплата услуг составила 2,6%, тогда как в последней группе наиболее богатых — 30,4%4.

В структуре расходов бедных наиболее значительной в настоящее время является оплата трех основных видов услуг безотлагательного характера: жилищно-коммунальных (66,3%), пассажирского транспорта (13,0%) и связи (7,9%) в ущерб бытовым, платным медицинским услугам и услугам системы образования и культуры. Заметим, что оплата рекреационных услуг (санаторно-оздоро-вительные услуги, туризм, физическая культура) вообще не присутствует в структуре расходов на услуги бедных из-за их недоступности по доходам (табл. 4).

Доля расходов по оплате услуг ЖКХ у 10% наиболее бедных в нашей республике в 3 раза превышает соответствующий показатель у 10% наиболее богатых. Кроме того, устойчивый и неуклонный рост тарифов на услуги ЖКХ приводит к дальнейшей дифференциации доходов населения и поляризации общества.

Резкий рост цен на услуги жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) напрямую связан с проводимой в отрасли реформой, а также со значительным ростом стоимости электроэнергии и газа. Естественно, что наиболее болезненно рост цен на услуги ЖКХ сказывается на бедных, чье положение усложняется отсутствием эффективно действующего механизма социальной помощи в оплате услуг ЖКХ.

Вполне понятно также и то, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги ведет к увеличению расходов населения по оплате соответствующих услуг и повышению их доли в общем объеме потребительских расходов. Таким образом, вследствие опережающего роста цен на услуги ЖКХ реальные денежные доходы бедного населения сокращаются.

Тенденции развития сферы услуг в РБ. По показателю производства ВРП на душу населения (75100% относительно среднего уровня по России) и особенностям структуры ВРП (товары — 60-70%, услуги — 30-40%) РБ входит в четвертую подгруп-

4 Материалы выборочного обследования домашних хозяйств республики в 2004 г. — Уровень жизни населения Республики Башкортостан: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. — Уфа, 2005. С.60.

пу третьей группы регионов с минимальной долей услуг в структуре ВВП. В эту же подгруппу входят Татарстан, Удмуртия, а также Липецкая, Ярославская, Вологодская, Ленинградская, Новгородская, Оренбургская и Челябинская области РФ. Республика Башкортостан занимает второе место в Приволжском федеральном округе по объему платных услуг на одного жителя; в расчете на каждого жителя республики в 2004 г. оказано услуг на 11,1 тыс. руб., или примерно на 396 дол. В целом структура платных услуг населению РБ в 2004 г. несколько отлична от среднероссийской. Здесь традиционно более устойчивы те отрасли услуг, которые являются жизненно необходимыми: жилищно-коммунальные услуги — 26%, транспорт — 25,3%; связь — 12,9%. Нужно отметить, что в структуре услуг заметно увеличился удельный вес новых, не характерных для плановой экономики, финансовых, информационных, аудиторских, риэлтерских услуг.

Исследования показывают, что рост объема рыночных услуг и его новая структура складываются в большей степени за счет опережающего роста цен на услуги, чем роста количества и качества услуг (табл. 5).

Анализируя данные, можно сделать вывод о том, что рост цен на многие виды услуг значительно опережает рост цен не только на продукты питания, но и на предметы длительного пользования. В течение всего периода перехода к рыночным отношениям также происходил существенный рост непроизводительных трансакционных издержек в сфере услуг5.

Исследования, проведенные нашими коллегами из Казани Л.В. Гусаровой и И.В. Миргали-евой, показали, что на них приходится до 6,7% вклада сферы услуг в ВВП6.

Несложные расчеты позволяют оценить непроизводительные трансакционные издержки в сфере услуг РБ на уровне 5 469 млн руб. Конечно, эти расчеты неточны, но они дают возможность увидеть, какое тяжелое бремя ложится на плечи населения республики. Вполне понятно, что по цене многие услуги просто не по карману не только бедным, но и среднему классу.

5 К непроизводительным трансакционным издержкам автор относит плату за получение доступа к ресурсам и правам собственности, за лицензирование и сертификацию услуг, а также расходы по поддержанию деловых отношений с контролирующими органами и др.

6 Гусарова Л.В., Миргалиева И.В. Непроизводительные трансакционные издержки в экономике России: http://www. tvp.ru/conferen/vsppm05s/kipso123.pdf.

Таблица 5

Динамика индексов потребительских цен (по отношению к показателям предыдущего года, %)

Показатели 1991 г. 1995 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Все товары и платные услуги 234,2 226,4 121,6 114,7 111,1 114,3

в том числе: продовольственные товары 205,9 223,5 116,9 111,5 107,1 113,5

непродовольственные товары 264,9 222,4 118,6 111,1 107,2 109,3

платные услуги 206,0 263,9 148,0 133,3 128,9 123,9

Темпы роста доходов населения, % - 184,7 538,8 179,9 132,3 123,4

Опережение темпов роста цен на платные услуги в сравнении с ростом цен на: продовольственные товары 0,1 40,4 31,1 21,8 21,8 10,4

непродовольственные товары -58,9 41,5 29,4 22,2 21,7 14,6

Опережение темпов роста потребительских цен на услуги в сравнении с темпами роста доходов населения - 79,2 -390,8 -46,6 -3,4 0,5

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заболеваемость и смертность среди бедного населения РБ, тыс. чел.

Показатели 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2005 г. к 1990 г., %

Зарегистрировано больных с диагнозом, установленным впервые в жизни 477,0 627,0 707,0 710,0 681,0 651,0 136,0

Смертность 7,6 10,3 10,7 11,6 11,6 11,6 152,0

Таблица 7

Динамика показателей развития здравоохранения

Показатели 1991 г. 1996 г. 2000 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г.

Численность врачей всех специальностей на 1 000 человек населения 3,5 3,9 4,1 4,1 4,2 4,2

Число больничных коек на 1 000 человек населения 13,4 13,2 12,1 10,7 10,2 10,1

Доступ к жизненно важным услугам бедного населения. Обеспеченность населения медицинской помощью. Совокупное воздействие психологических стрессов, неполноценного питания и экологии стали причинами увеличения заболеваемости, особенно по типам болезней, характерных для бедных слоев населения, и смертности (табл. 6).

Несмотря на позитивную тенденцию к снижению, все еще на высоком уровне находится показатель младенческой смертности (485 чел. в 2004 г.), половина беременных женщин из бедных семей страдает анемией. Женщины репродуктивного возраста подвергают опасности свое здоровье вследствие абортов.

Заболеваемость инфекционными и паразитарными болезнями в 2004 г. составила 136,2 тыс. человек и увеличилась в сравнении с предыдущим годом на 0,2%. Особенно резко она возросла среди населения с низкими доходами, не имеющего возможности приобрести значительно подорожавшие лекарственные средства. Остается высоким уровень заболеваемости вследствие употребления психотропных веществ, психических расстройств, злокачест-

венных заболеваний, болезней, передающихся половым путем.

Следует отметить также и то, что при стабилизации числа врачей на 1 000 человек населения продолжает сокращаться количество больничных коек на 1 000 человек населения (табл. 7).

В наиболее сложном положении находится сельское здравоохранение. Недостаточный уровень финансирования сельского здравоохранения с 1990 по 2000 г. и отток медицинских работников из села привели к значительному сокращению сети сельских медицинских организаций и снижению обеспеченности медицинскими кадрами.

Принятые в последние годы меры по улучшению первичной медико-санитарной помощи сельскому населению позволили наметить определенные пути улучшения в развитии сельского здравоохранения, где доля бедного населения особенно высока. Вместе с тем по-прежнему остается низким качество медицинского обслуживания, особенно в государственном секторе.

Присутствует замещение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи платными услугами из-за отсутствия четкого разграничения между гарантированным объемом и

Таблица 8

Показатели благоустройства жилищного фонда (по состоянию на 2004 г., %)7

Республика Башкортостан

Показатели РФ Город Село

(село) Весь жилищный В т.ч. частный Весь жилищный В т.ч. частный

фонд фонд

Общая площадь, оборудованная: 38 65 87 21 15

— водопроводом

— канализацией 26 58 84 8 4

— центральным отоплением 28 75 90 22 16

— газом 75 86 89 83 83

— горячим водоснабжением 15 50 74 3 1

ваннами 22 54 80 5 2

платными медицинскими услугами. Имеют место высокая стоимость платных медицинских услуг и лекарственных средств, недостаточная информированность населения о перечне гарантированных государством бесплатных медицинских услуг для населения с низким уровнем социальной защищенности.

Доступность образования. Система образования Республики Башкортостан включает в себя более 5 670 разнопрофильных учреждений, из которых 1 904 дошкольных, 3 179 общеобразовательных школ, школ-интернатов, лицеев, гимназий, 34 вечерние школы, 33 детских дома (включая семейные), 123 профессиональных училища и лицея, 293 учреждения дополнительного образования, 77 учреждений среднего и 12 учреждений высшего профессионального образования. В образовательных учреждениях всех типов и видов обучаются и воспитываются более 1,0 млн человек.

В 2004 г. введены в эксплуатацию 30 новых школ, пристроек и школ после реконструкции, в том числе 11 новых школ на 3 094 учебных мест и 3 новых детских сада на 200 мест. Среди детей и молодежи, находящихся вне школ, значительную долю составляют представители малообеспеченных и неблагополучных семей. Нестабильное материальное положение, безработица и вынужденная миграция сказываются на состоянии семейного бюджета и вынуждают отдельные семьи экономить не только на платном, но и бесплатном образовании детей.

Одной из серьезных проблем, связанных с полноценным доступом к образованию детей из малообеспеченных семей, детей-сирот и детей с

7 Гатауллин Р.Ф., Масалимов С.Г., Амирханов И.В. Развитие рынка жилья и проблемы жилищной политики на селе в Республике Башкортостан. — Уфа: Восточный университет. - 2005. - С. 47.

ослабленным здоровьем, является обеспечение горячим питанием.

Обеспеченность жильем и его благоустройство. По масштабам жилищного строительства Башкортостан опережает многие регионы страны. Ежегодно вводится в строй 1,5 млн кв. м жилья, что в расчете на душу населения на одну треть превышает среднероссийский уровень. Однако благоустройство сельских населенных пунктов (табл. 8) не отличается особой комфортностью. Так, в сельской местности благоустроенным можно признать только 21% всего жилищного фонда и 15% частного. Даже в городах республики 35% жилищного фонда не благоустроено, в том числе 87% частного жилищного фонда.

Доступ к воде является одним из основных индикаторов бедности. Уровень заболеваемости населения в немалой степени обусловлен ухудшением состояния питьевого водоснабжения. Обеспеченность жилищного фонда республики водопроводной водой составляет 65%. Увеличилась доля населения, пользующегося привозной водой.

Обеспеченность населения дорогами, транспортом, услугами связи. За последние годы снизился удельный вес сельских населенных пунктов, не имеющих связи по дорогам с твердым покрытием с общей сетью путей сообщения. Средний уровень обеспеченности в пассажирских перевозках в РБ и их стоимость не позволяют жителям труднодоступных районов республики иметь возможность широкого доступа к социальным услугам.

Высокими остаются в республике еженедельные непроизводительные затраты времени, которые вынуждены нести жители отдаленных сел и деревень из-за бездорожья, чтобы получить социально гарантированный минимум услуг.

Таким образом, анализ доступности отдельных видов жизненно необходимых для населения рес-

публики услуг показывает, что в экономической политике Правительства РБ развитие услуг и проблема снижения уровня бедности слабо взаимосвязаны. Между тем бедность делает людей менее здоровыми и более подверженными различным рискам. Но в то же время одной из причин бедности является низкий уровень образования и плохое здоровье. Улучшение состояния здоровья бедных прямо влияет на здоровье всех слоев населения, поскольку заразные заболевания распространяются обычно сначала среди бедных, а затем переходят в более благополучные группы населения. Проблема здоровья связана также и с проблемой образования. Образование, состояние окружающей среды, наличие дорог и надежное водоснабжение способствуют улучшению здоровья бедного населения.

Меры по повышению роли сферы услуг в решении проблемы бедности. Проблемы развития сферы услуг освещены в отечественной и зарубежной литературе достаточно подробно. Между тем практически отсутствуют исследования потребительских предпочтений различных групп населения в данной сфере. В регионах они или не проводятся вообще, или носят эпизодический характер, являясь, как правило, лишь одним из пространного ряда освещаемых аспектов.

В то же время широко известно, что из-за отсутствия доходов бедные слои населения вынуждены удовлетворять свои потребности в услугах в неформальном секторе. В этой связи проведение исследования, сфокусированного на выявлении особенностей потребления услуг бедными слоями населения, позволило бы определить перспективы развития и легализации данной сферы в комплексе с решением проблемы снижения бедности.

Переходный к рыночной экономике период не только вызвал легализацию форм оплаты населением предоставляемых ранее бесплатно услуг, но и сохранил неформальную оплату медицинских, образовательных и других необходимых видов услуг. Вполне понятно, что для категорий социально незащищенного населения доступность соответствующих услуг резко сократилась.

Однако россияне инерционно продолжают надеяться на широкие гарантии предоставления бесплатной медицинской помощи, образования и социальную помощь, не учитывая, что возможности государства резко сократились. Социологический опрос, проведенный Левада-Центром в мае 2005 г. в России, показал, что 60,7% россиян все еще считают, что государство должно увеличить заработную плату рабочим бюджетной сфе-

ры и размеры социальных выплат, и лишь 8,2% опрошенных считают, что люди сами должны заботиться о своем благополучии8.

Нужно сказать, что в реальности ни советское, ни российское государство не могли гарантировать бесплатное проведение всех возможных видов медицинской помощи и образования. Любое государство при этом исходит из принципа разумной достаточности.

Так, в современных условиях за счет бюджетных средств гарантировано предоставление определенного пакета лечебно-диагностических услуг и лекарственных средств (в пределах клинико-экономических стандартов по каждому заболеванию). Дополнительная медицинская помощь сверх этого обязательного пакета осуществляется за счет оплаты работодателями и самим населением. В то же время за счет государства проводятся профилактические меры по предотвращению и лечению социально опасных заболеваний.

Понятно, что существующая система не в состоянии учесть и нивелировать все многообразие факторов неравенства различных групп населения и не в силах повлиять на него. Для этого нужны специальные исследования и меры по выравниванию стартовых возможностей (состояние здоровья в разных группах населения). Тем не менее усилия государства по выравниванию качества и доступности медицинских услуг для разных слоев населения могут увенчаться успехом.

В советские времена дети из любых семей могли получать бесплатное среднее образование, а молодежь — среднее специальное и высшее образование на конкурсной основе в государственных профессиональных образовательных учреждениях. В последние годы охват населения всеми уровнями образования в возрасте 15-19 лет в России снизился. Так, по данным Полетаева А.В., Аграновича М.Л., Жаровой Л.Н., в 2000 г. он составлял 70,8% при 84,2% в Польше, 81,1% в Венгрии и 80,8% в Чехии. При этом резко снизился охват средним образованием в нашей стране — до 39,9% при 71,6% в Польше, 66,6% в Чехии, 62,5% в Венгрии. По охвату населения профессиональным образованием, наоборот, Россия лидирует в группе этих стран: 2,7% — начальное профессиональное образование на базе средней школы и 28,2% — среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское образование9.

8 Сайт Левада-Центра: http://www.levada.ru/vestnik75.html

9 Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. — М.: Аспект Пресс. 2003. С. 32.

Распределение населения с доходами ниже прожиточного минимума показывает, что более четверти бедных — это россияне в возрасте от 16 до 30 лет10, отсюда можно сделать закономерный вывод о том, что в число бедных попали не только учащиеся из многодетных и низкооплачиваемых семей, но и студенты, живущие на одну стипендию, ведь ее размер ниже прожиточного минимума. Кроме того, постепенно происходит трансформация социальной структуры бедности за счет увеличения доли трудоспособных граждан. Поэтому основными путями решения проблемы бедности, на наш взгляд, являются:

1) повышение оплаты труда и стипендии;

2) рост занятости населения;

3) адресная социальная защита бедных.

В настоящее время реализуется ряд Федеральных целевых программ развития сферы услуг, среди которых «Социальное развитие села до 2010 года», «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010 гг.), «Жилище» (2002-2010 гг.) и др. Ряд мер по развитию сферы услуг предусмотрен также и в Федеральной целевой программе «Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года». Однако эффективная политика в сфере услуг не должна исчерпываться только реализацией экономических программ общей направленности.

Следует сказать, что в этом направлении Правительством РБ достигнуты определенные успехи, в частности, принят Закон РБ «Об адресной социальной помощи в Республике Башкортостан» и ежегодно утверждаются постановлениями Правительства РБ Программы социальной поддержки населения. Но проблема заключается в том, что существующие программы социального развития имеют краткосрочный и переходный характер, создаются на основе обобщенных экономических показателей и слабо увязывают социальное развитие со снижением уровня бедности. Меры по социальной помощи населению, развитию сферы услуг и снижению бедности в них не всегда сопрягаются, не учитываются конкретные потребности отдельных слоев бедного населения, в том числе и маргиналов.

Государственная поддержка малообеспеченных семей должна осуществляться не только в рамках законов РБ и РФ за счет средств государственного бюджета всех уровней, но и из внебюджетных источников. Меры по поддержке должны

10 Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества // Общество и экономика. — 2005. № 3. С. 38-47.

проводиться дифференцированно и обоснованно в соответствии с долей бедных многодетных семей, выявленной с помощью данных от разных источников (исследования домохозяйств, социальные карты, заявления родителей).

В программах по развитию здравоохранения требуется не только уточнить государственные гарантии, установить фиксированные соплатежи пациентов, но и усилить доступность медицинской помощи для людей с разным уровнем доходов. Так, например, дополнительный пакет медицинских услуг можно финансировать за счет местных бюджетов либо за счет страховых взносов, либо за счет соплатежей. Ставки фиксированных платежей за медицинские услуги должны также быть разными для разных групп населения, кроме того, дифференцированными по видам неотложных медицинских услуг.

В программах по развитию образования необходимо усилить поддержку наиболее полного охвата бедного населения средним и средне-специальным профессиональным образованием. По опыту других стран (Австралия) необходимо привлечь льготное кредитование платного обучения для среднего класса и предусмотреть субсидии для бедных слоев населения. Можно также использовать венгерскую систему фиксированного размера обязательной ежемесячной оплаты за образование и дополнительной за счет бюджетных средств. Хорошие перспективы имеет также система ГИФО, представляющая собой государственное обязательство, полностью или частично покрывающее стоимость обучения в зависимости от результатов единого государственного экзамена (ЕГЭ). Эксперименты по ГИФО уже проводились в России в 2002-2004 гг.

Еще одним из важнейших моментов в системе мер по усилению доступности образования для широких слоев населения является реструктуризация сельских школ и создание школьных округов. Хорошие результаты может дать квотирование бюджетного приема в вузы для детей из малообеспеченных семей хотя бы сверх сумм, установленных по ГИФО, а также использование частичной оплаты образования на основе привлечения образовательных кредитов, государственных возвратных субсидий и грантов для наиболее одаренных детей.

Необходимо принять меры по выявлению неучащейся и неработающей молодежи и вовлечению их в трудовую и социальную жизнь, включая привлекательные для них сферы деятельности.

Организовать информационную и пропагандистскую работу с неучащейся и неработающей молодежью с целью предостережения их от употребления наркотиков и алкоголя, участия в преступных группировках путем привлечения их к труду, спорту и искусству.

При организации общественных работ, обучения предпринимательству, профессионального переобучения и переподготовки, проведении работы по социальной реабилитации должно отдаваться предпочтение длительно безработным.

Требуется активизировать работу по привлечению неправительственных и других организаций по уходу за одинокими пожилыми людьми. Рассмотреть возможность создания социальных служб по оказанию им помощи.

Необходимо также расширить возможности участия инвалидов в полноценной жизни за счет создания условий для вовлечения их в трудовую деятельность, совершенствования инфраструктуры, способствующей удовлетворению их потребностей.

Основными мерами, направленными на снижение бедности среди маргинальных групп, являются превентивные. В частности, необходимо усилить профилактическую работу в школах, интернатах, специальных учреждениях, центрах реабилитации и местах заключения с привлечением неправительственных организаций. Требуется разработка нормативной правовой базы, способствующей эффективной социальной адаптации лиц, относящихся к маргинальным группам. Следует провести специальные мероприятия по снижению негативного воздействия маргинальных групп на жизнь общества.

Однако следует отметить, что программы борьбы с безработицей, повышения квалификации и образования, а также программы адресной социальной помощи не смогут сыграть столь заметной роли, сколько программы экономического роста. Решающее значение должен иметь экономический рост на базе развития сферы услуг и перелива экономически активного бедного населения в эту перспективную сферу экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буздалов И. Бедность закономерна при нынешней социальной структуре российского общества // Общество и экономика. 2005. № 3. С. 38-47.

2. Гатауллин Р.Ф., Масалимов С.Г., Амирханов И.В. Развитие рынка жилья и проблемы жилищной политики на селе в Республике Башкортостан // Уфа: Восточный университет. 2005. С. 47.

3. Гусарова Л.В., Миргалиева И.В. Непроизводительные трансакционные издержки в экономике России: http://wwwtvp.ru/conferen/vsppm05s/kipso123.pdf.

4. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Под ред. И.С. Королева. — М.: Экономистъ, 2003. С. 517-538.

5. Полетаев А.В., Агранович М.Л., Жарова Л.Н. Российское образование в контексте международных показателей: Сопоставительный доклад. — М.: Аспект Пресс. 2003. С. 32.

6. Россия в цифрах. 2005: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2005. С. 154.

7. Сайт Левада-Центра: http://www.levada.ru/vestnik75. html.

8. Сайт информационного агентства «Финмаркет»: http://www.finmarket.ru/.

9. Уровень жизни населения Республики Башкортостан: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа, 2005. С. 63.

Не успели оформить

подписку на 2006 год?

Оформить подписку на журналы Издательского дома «Финансы и Кредит» можно с любого номера в редакции или в одном из агентств альтернативной подписки.

Полный список агентств альтернативной подписки можно посмотреть на сайте : www.financepress.ru.

Тел./факс: (495) 621-69-49, Http://www.financepress.ru

(495) 621-91-90 E-mail: post@financepress.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.