Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ'

РОЛЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
289
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ РОССИИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП) / ПРОЕКТ "НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ" / ПРОЕКТ "ОДИН ПОЯС-ОДИН ПУТЬ" / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Захаров А.Н., Рахимзода М.А.

Арктический регион является важным регионом для России как в стратегическом, так и геополитическом значении. На современном этапе значение ресурсного и транспортного потенциала Арктических регионов растет. В статье рассмотрены основные особенности Арктических регионов РФ и их роль в социально-экономическом развитии России. Показана инвестиционная привлекательность российской Арктики. Принимая во внимание, что морской транспорт играет важную экономическую роль в статье также анализируется значение и роль Северного морского пути (СМП) для международного судоходства. Проанализирована динамика объема перевозок по СМП с 2014 г. по настоящее время, а также план развития инфраструктуры Северного морского пути. Анализируя перспективы развития СМП, в статье рассматривается проект «Новый шелковый путь», который направлен на развитие современной глобальной транспортно-логистической системы. Кроме того, в статье подчеркивается возможность превращения России в полноценного партнера в рамках интеграционного проекта «Один пояс - один путь» и определены перспективы Северного морского пути в плане развития международной торговли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE NORTHERN SEA ROUTE IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRADE

The Arctic region is an important region for Russia, both strategically and geopolitically. Currently, the importance of the resource and transport potential of the Arctic regions is growing. The article explores the crucial characteristics if of the Russian Arctic regions and their part in the socio-economic development of Russia. The investment attractiveness of Arctic Russia is explained. Taking into account that sea transport plays an important economic role, the article also analyzes the importance and role of the Northern Sea Route (NSR) for international shipping. The performance level of traffic along the NSR since 2014 has been analyzed. Moreover, the article discusses the future rise of transport operations and the development of its infrastructure. The article emphasizes the possibility of turning Russia into a full-fledged partner within the framework of the “One Belt - One Road” integration project and defines the outlook for the NSR in terms of the development of international trade.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

УДК 339.56

АН. Захаров

доктор экономических наук, профессор, ВАВТ Минэкономразвития России, Москва

МА. Рахимзода

докторант (Ph.D) департамента Мировой экономики, Институт международных отношений и политологии Университета Корвинуса в Будапеште, Венгрия

РОЛЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

A.N. Zakharov

Doctor in Economic Sciences, Professor, Russian Foreign Trade Academy (RFTA) of the Ministry of Economic Development, Moscow

E-mail: alexandre_zaharov@yahoo.com

MA. Rahimzoda

PhD student,

World Economy Department, Institute of International Relations and Political Science,

Corvinus University of Budapest, Hungary E-mail: muhayyoi.rahimzoda@gmail.com

THE ROLE OF THE NORTHERN SEA ROUTE IN THE DEVELOPMENT OF INTERNATIONAL TRADE

Аннотация. Арктический регион является важным регионом для России как в стратегическом, так и геополитическом значении. На современном этапе значение ресурсного и транспортного потенциала Арктических регионов растет. В статье рассмотрены основные особенности Арктических регионов РФ и их роль в социально-экономическом развитии России. Показана инвестиционная привлекательность российской Арктики. Принимая во внимание, что морской транспорт играет важную экономическую роль в статье также анализируется значение и роль Северного морского пути (СМП) для международного судоходства. Проанализирована динамика объема перевозок по СМП с 2014 г. по настоящее время, а также план развития инфраструктуры Северного морского пути. Анализируя перспективы развития СМП, в статье рассматривается проект «Новый шелковый путь», который направлен на развитие современной глобальной транспортно-логистической системы. Кроме того, в статье подчеркивается возможность превращения России в полноценного партнера в рамках интеграционного проекта «Один пояс — один путь» и определены перспективы Северного морского пути в плане развития международной торговли.

Ключевые слова: арктические регионы России, Северный морской путь (СМП), проекты «Новый шелковый путь» и «Один пояс-один путь», международная торговля.

Abstract. The Arctic region is an important region for Russia, both strategically and geopolitically. Currently, the importance of the resource and transport potential of the Arctic regions is growing. The article explores the crucial characteristics if of the Russian Arctic regions and their part in the socio-economic development of Russia. The investment attractiveness of Arctic Russia is explained. Taking into account that sea transport plays an important economic role, the article also analyzes the importance and role of the Northern Sea Route (NSR) for international shipping. The performance level of traffic along the NSR since 2014 has been analyzed. Moreover, the article discusses the future rise of transport operations and the development of its infrastructure. The article emphasizes the possibility of turning Russia into a full-fledged partner within the framework of the "One Belt — One Road" integration project and defines the outlook for the NSR in terms of the development of international trade.

Key words: Arctic regions of Russia, the Northern Sea Route (NSR), the New Silk Road, One Belt-One Road Initiative, international trade.

Северный морской путь (СМП) в российской Арктике — важнейшая транспортная магистраль, которая имеет большое значение для развития международной торговли. В начале проанализируем особенности Арктических регионов России и их инвестиционную привлекательность. В Арктические регионы России входят Мурманская область, Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Саха (Якутия), Красноярский край и Архангельская область общей площадью 5 млн кв. км1. Необходимо отметить, что в соответствии с Указом Президента РФ от 12.11.21 г. № 651 «О внесении изменений в стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.» перечень Арктических регионов был скорректирован и Республики Карелия и Коми больше не входят в список Арктических регио-нов2.

Принимая во внимание все особенности данных регионов, можно считать их уникальными. Среди особенностей Арктических регионов можно выделить следующие:

— экстремальные природно-климатические условия;

— низкая плотность населения;

— относительно низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктуры;

— устойчивая связь с Северным морским путем, в том числе географически, экономически и исторически;

— неравномерное освоение отдельных территорий российской Арктики;

— ориентированность экономики региона на добычу природных ресурсов и их вывоз в другие промышленно-

развитые регионы России, а также экспорт в другие страны;

— относительно высокая ресурсоем-кость экономической деятельности;

— необходимость поставок топлива и продовольствия из других регионов России.

Арктические регионы играет значимую роль в социально-экономическом развитии России, что обусловлено следующими фактами:

— обеспечение 80% добычи природного газа и 17% нефти;

— формирование спроса на высокотехнологичную и наукоемкую продукцию за счет осуществления крупных инвестиционных проектов в Арктической зоне;

— большие запасы природного газа (85,1 трлн куб метра) и нефти (17 млрд тонн), что является стратегическим резервом минерально-сырьевой базы Российской Федерации (РФ)3;

— объекты историко-культурного наследия 19 малочисленных народов, проживающих в Арктической зоне;

— объекты стратегических сил сдерживания;

— значение судоходного маршрута — СМП для перевозки национальных и международных грузов4.

Понимая всю стратегическую важность Арктической зоны, правительство России заинтересовано в поддержке и развитии Арктики, в том числе в продвижении инвестиционной привлекательности региона и введении налоговых льгот для инвесторов. На Международном форуме «Российская энергетическая неделя» в октябре 2021 г. еще раз была подчеркнута важность использования потенциала Арктических

1 Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 18 (часть I). — Ст. 2136.

2 Указ Президента РФ от 12.11.21 г. № 651 «О внесении изменений в стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.» // Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202111120001 (дата обращения: 22.11.2021).

3 Арктика. Инфографика // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. — URL: https://minvr.gov.ru/#gallery6 (дата обращения: 05.11.2021).

4 Указ Президента РФ от 02.05.2014 № 296 (ред. от 05.03.2020) «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 18 (часть I). — Ст. 2136.

регионов России для развития международной торговли5. Главным документом, который определяет социально-экономическое развитие Арктики, является «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 г.»6.

Существенную роль в Арктической зоне играет судоходный маршрут Северный морской путь и его освоение. СМП — один из перспективных российских проектов в области транзитных грузовых перевозок, который был открыт в 1992 г. для между-

народного судоходства. Принимая во внимание климатические условия Арктики на данный период времени по СМП перевозят насыпные грузы — топливно-энергетическое сырье, которые не подвержены низким температурам. Насыпные грузы идут в основном из Азии в Европу и обратно. Объем грузовых перевозок с каждым годом увеличивается и за 2014-2020 гг. он вырос в 8 раз. Из-за повышения объемов отгрузки сжиженного природного газа рост грузооборота был особенно стремителен в последние три года (график 1).

-..■llll

График 1. Объем грузоперевозок по Северному морскому пути за 2014-2021 гг., в млн т

Источник: составлено авторами на основе ФГБУ «Администрация Северного морского пути» // Официальный сайт. URL: http://www.nsra.ru/. (дата обращения: 02.10.2021)

Значение и роль Северного морского пути можно определить в двух аспектах — для российской экономики и для мировой торговли. Позиция России по отношению к СМП определяется в трех аспектах — военный, экономический и энергетический [1, с. 78].

В силу своего географического положения Арктика является стратегически важным регионом для обеспечения национальной безопасности России и размещения подразделений вооруженных сил.

С экономической точки зрения, Северный морской путь — главный маршрут, который играет важную роль в обеспечении промышленных компаний необходимым сырьем, жизнедеятельности населения, освоении новых месторождений полезных ископаемых, стабилизации

экономики. Северный морской путь в перспективе может стать новым драйвером развития Арктики. Кроме того, освоение и развитие СМП позволит запустить механизмы долгосрочного экономического роста в прилегающих регионах. Северный морской путь — это кратчайший маршрут между европейскими странами и Дальним Востоком. При должном развитии инфраструктуры СМП может стать конкурирующим международным транспортным коридором.

Энергетический аспект заключается в том, что в этом регионе сосредоточено огромное количество неразведанных природных ресурсов, в том числе углеводородов, которые в дальнейшем могут быть использованы в других регионах России или экспортироваться на внешние рын-

5 Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин в рамках российской энергетической недели 4.10.2021 г. обсудил потенциал Арктических регионов России // https:// minenergo.gov.ru/node/12624.

6 Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года. Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. № 645 // URL: http:// static.kremlin.ru/media/events/files/ru/J8FhckYOPAQQfxN6Xlt6ti6XzpTVAv Qy.pdf (дата обращения: 20.11.2020.

ки и, прежде всего в страны Европы, такие как Венгрия, с которой у России объем международной торговли энергоресурсами постоянно растёт. Годовое потребление природного газа в Венгрии составляет 10 млрд м3. Необходимо отметить, что практически полностью спрос на природный газ покрывается за счет поставок из России. С каждым годом объем поставок увеличивается. Так в 2020 г. объемы поставок составили 8,6 млрд м3 газа, что является вторым по величине показателем за 12 лет [2, с. 66].

Европейский Союз является крупнейшим мировым импортером и экспортером и 40% его внутреннего грузооборота осуществляется через морские перевозки, также 90% нефти в страны Европейского Союза доставляются морем7. В связи с этим морской транспорт играет немаловажную роль для Европы и ее зависимость от морских поставок определяет позицию Брюсселя по отношению к Арктике.

Интерес к Арктике неуклонно растет со стороны других мировых держав, что неудивительно, учитывая огромные неразве-денные запасы природных ресурсов и стратегическое положение региона. Арктика имеет большой логистический потенциал с учетом функционирования и развития Северного морского пути. Несмотря на всю значимость и загруженность СМП, его потенциал огромен, и он может проявиться только при решении ряда задач, в том числе: расширение подходов к портам; создание базы обслуживания судов; построение ледокольного флота.

В настоящее время предпринимаются меры по решению этих задач. Так ещё в 2019 г. Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» был подго-

товлен и одобрен Правительством РФ план развития инфраструктуры СМП до 2035 г. Этот план включает ряд мероприятий в том числе:

— развитие инфраструктуры, включая морских портов и флота (ледокольного и аварийно-спасательного);

— содействие развитию грузоперевозок и международного транзитного судоходства;

— развитие авиационной и железнодорожной инфраструктуры;

— стимулирование развития кадров для проектов, связанные с инфраструктурой и оказанием медицинской помощи8.

Однако важно отметить, что главная цель рассматриваемого по развитию СМП плана — увеличить грузопоток по нему до 80 млн тонн к 2024 г., до 120 млн тонн — к 2030 г. и до 160 млн тонн — к 2035 г.9. Этот план предполагает прежде всего создание инфраструктуры и территориальное развитие арктических регионов. В перспективе СМП станет международной транспортной зоной, которая будет подконтрольна России. Еще в апреле 2021 г. Президент РФ В.В. Путин заявил, что «В ближайшие годы движение по Северному морскому пути может стать круглогодичным»10. Это обеспечит снижение стоимости перевозок и всех факторов транспортировки (страховые ставки, тарифы на ледокольную проводку и др.) [3, с. 140].

Говоря о перспективах Северного морского пути важно отметить проект «Новый шелковый путь». Этот проект направлен на развитие современной глобальной транспортно-логистической системы

и часть проекта состоит в развитии Морского шелкового пути (МШП), который

7 Гоголев Ф.В. Интересы Европейского Союза в Арктике: Северный Морской путь и СевероЗападный проход как международные проходы // URL: https://doicode.ru/doifile/regdoi/2015-2020/a-2018-163.pdf (дата обращения: 11.11.2021)/

8 Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2019 года № 3120-р // URL: http://static. government.ru/media/files/itR86nOgy9xFEvUVAgmZ3XoeruY8Bf9u.pdf (дата обращения: 02.11.2021).

9 В Росатоме заявили, что Северный морской путь к 2035 г. станет международной транспортной зоной // Нефнегаз.РУ. — URL: https://neftegaz.ru/news/transport-and-storage/550339-v-rosatome-zayavili-chto-severnyy-morskoy-put-k-2035-g-stanet-mezhdunarodnoy-transportnoy-zonoy/ (дата обращения: 03.11.2021).

10 Зачем России нужен Северный морской путь // Российская Газета. — URL: https:// rg.ru/2021/04/25/reg-szfo/zachem-rossii-nuzhen-severnyj-morskoj-put.html. (дата обращения: 03.11.2021).

соединит Китай со странами Персидского залива и Средиземного моря.

С учетом стратегического плана развития СМП в перспективе появится возможность соединить СМП с китайским Морским шелковым путем, что позволит создать мировой и конкурентный маршрут. Он будет связывать Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Европой, о чем заявил еще в 2019 г. В.В. Путин на форуме «Один пояс, один путь»11. Данный шаг может решить одновременно несколько задач как в России, так и в мире, в том числе:

— превращение России в полноценного партнера в рамках интеграционного проекта «Один пояс-один путь» посредством предоставления своего территориального пространства, а также обеспечивая бункеровку морского транспорта для международных перевозок российским топливом;

— развитие российского флота для фрахтовых перевозок, который способен также обеспечить контейнерные перевозки, что наиболее востребованные во внешнеэкономических перевозках;

— расширение и развитие экономических отношений между европейскими и азиатскими странами;

— реализация идеи Европейского Союза о переходе на газомоторное топливо во внешнеэкономических перевозках, стимулом которой является ужесточение допустимых уровней вредных выбросов на морском транспорте12.

Еще одним фактором, подтверждающим возможность развития Северного

морского пути с точки зрения судоходства, является глобальное потепление и массовое таяние арктических льдов. Глобальное потепление, как известно, приводит к уменьшению общей площади арктических льдов, что увеличивает проходимость судов по Северному морскому пути.

***

Таким образом, на наш взгляд, можно сделать вывод, что Арктика является важным стратегическим регионом не только для России, но и для многих мировых держав. Северный морской путь в российской Арктике — важная транспортная магистраль, которая имеет огромный логистический потенциал для развития международной торговли. Реализуя необходимые инвестиции и развивая инфраструктуру, Северный морской путь может превратиться в конкурирующий международный транспортный коридор, который свяжет Азию и Европу.

Список литературы

1. Липунов Н.С. Международное измерение северного морского пути// Российская Арктика. — 2021. — № 1 (12). — С. 78-84.

2. Захаров А.Н., Рахимзода МА. Поставки российского газа в Венгрию через «Турецкий поток» и перспективы поставок через «Северный поток-2» // Нефнегаз.РУ. — 2021. — № 10 (118). — С. 66-71.

3. Журавель В.П., Назаров В.П. Северный морской путь: настоящее и будущее // Вестник Московского государственного областного университета. — 2020. — № 2. — С. 140-158.

11 Путин заявил о возможности стыковки Севморпути с Морским шелковым путем // РИА Новости. — URL: https://ria.ru/20190427/1553104423.html. (дата обращения: 04.11.2021).

12 В ЕС возможно расширение спроса на газомоторное топливо // Аналитический Центр при Правительстве РФ. — URL: https://ac.gov.ru/news/page/v-es-vozmozno-rassirenie-sprosa-na-gazomotornoe-toplivo-19748. (дата обращения: 04.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.