Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ'

РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
93
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
демография / радикальные идеологии / экстремизм / терроризм / сеть Интернет. / demography / radical ideologies / extremism / terrorism / Internet.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атажанов, Ахтам Юсупович

Молодежь как социодемографическая группа является активным комуникантом информационного поля, но сегодня информационное поле становится неуправляемым. Свободный доступ к сети Интернет делает молодежь потенциальной жертвой радикальных идеологий, экстремизма и терроризма. В статье приводятся пути практического проявления и распространения экстремистских и террористических течений в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE INTERNET IN THE PRACTICAL MANIFESTATION AND DISTRIBUTION OF EXTREMIST AND TERRORIST CURRENTS

Young people as a sociodemographic group are active communicators of the information field, but today the information field is becoming uncontrollable. Free access to the Internet makes young people potential victims of radical ideologies, extremism and terrorism. The article describes ways of practical manifestation and spread of extremist and terrorist movements on the Internet.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ТЕЧЕНИЙ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

РОЛЬ СЕТИ ИНТЕРНЕТ В ПУТИ ПРАКТИЧЕСКОГО ПРОЯВЛЕНИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКИХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ

ТЕЧЕНИЙ

Атажанов Ахтам Юсупович

Старший преподаватель Кафедры гуманитарных дисциплин Чирчикского высшего командного инженерного училища

АННОТАЦИЯ

Молодежь как социодемографическая группа является активным комуникантом информационного поля, но сегодня информационное поле становится неуправляемым. Свободный доступ к сети Интернет делает молодежь потенциальной жертвой радикальных идеологий, экстремизма и терроризма. В статье приводятся пути практического проявления и распространения экстремистских и террористических течений в сети Интернет.

Ключевые слова: демография, радикальные идеологии, экстремизм, терроризм, сеть Интернет.

АННОТАЦИЯ

Ёшлар ижтимоий-демографик гуруу сифатида ахборот соуасининг фаол мулоцотчисидир, бироц бугунги кунда ахборот соуаси бошцариб булмайдиган уолга айланиб бормоцда. Интернетдан эркин фойдаланиш ёшларни радикал мафкуралар, экстремизм ва терроризмнинг салоуиятли цурбонига айлантиради. Мацолада экстремистик ва террористик оцимларнинг интернет тармозида амалий намоён булиши ва тарцалиши йуллари келтирилган.

Калит сузлар: демография, радикал мафкуралар, экстремизм, терроризм, интернет тармоги.

ВВЕДЕНИЕ

С развитием научно-технического прогресса интернет становится неотъемлемой частью жизни каждого человека.

На сегодняшний день почти 35 процентов населения земного шара (более 2 миллиардов 400 миллионов человек) имеют доступ к Интернету. Эксперты говорят, что к 2025 году этот показатель составит 65 процентов1.

1 Григорьева, Л. И. Религии «Нового века» и современное государство / Л. И. Григорьева. - Красноярск. 2002.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Согласно исследованиям, 70-75% информации в Интернете считается вредоносным для людей. К сожалению, этот показатель с каждым годом увеличивается. Крайне печально то, что большинство людей не могут отличить, что данная информация состоит из лжи и измышлений, что они направлены на отравление человеческого разума, и считают их правдой.

К числу деструктивных идей, направленных на порабощение человеческого сознания на идеологических полигонах, можно отнести религиозный экстремизм, терроризм, миссионерство, «массовую культуру» и различные информационные атаки. В конце Х1Х века и в начале ХХ века среди мировых политиков на вопрос «Кто будет править миром» отвечали примерно так: «Кому принадлежит железная дорога». Сегодня не будет преувеличением, если ответом на этот вопрос будет «Кому принадлежит информация»2.

Терроризм, который изначально был организован с целью уничтожения представителей политической власти или создания паники среди гражданского населения, со временем изменил свой облик и стал глобальным, маскируя религию, и вызывает озабоченность всего мира. По сути, террористические организации являются марионетками, которые могут играть свою роль в геополитических играх, организованных представителями «третьей руки» в политике.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Самый эффективный способ повлиять на человека — это повлиять на его убеждения. По этой причине в мире действуют более 800 религиозно-экстремистских организаций под прикрытием религии. Сегодня эти разрушительные силы овладевают человеческим разумом и широко используют СМИ и Интернет для достижения своих злонамеренных целей. По оценкам экспертов, существует более 100 000 сайтов, пропагандирующих различные формы экстремизма2.

Например, предоставляя в Интернете неприятные анализы будущего, различных неприятных событий, происходящих в мире, они воздействуют на сознание человека и внушают ему мысль о том, что «этот мир полон несправедливости и угнетения, нет смысла в том, чтобы жить в нем, и единственный способ избавиться от него — смерть». Для этой цели существуют тысячи сайтов, которые вызывают последствия убийства других людей под лозунгом «спасения других от этого угнетающего мира». Воздействие этих сайтов, созданных определенными силами для достижения

2Карр Н. Бездушность Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. 21 ноября.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

конкретных целей, можно объяснить обществом, где господствуют идеи индивидуализма, исчезновением общечеловеческих ценностей, слабостью института семьи, отсутствия сочувствия боли других, постановкой личных интересов выше других.

Среди религиозно-экстремистских организаций различные миссионерские секты также используют Интернет для захвата человеческого сознания. Они притворяются невинными и стремятся помочь людям, а на деле истинной целью является совершенно другое.

Также существует множество сайтов и каналов, осуществляющих миссионерскую деятельность в Интернете и СМИ.

Миссионерская и проповедническая деятельность ведется непрерывно, особенно на тысячах спутниковых каналов. К их числу можно отнести такие протестантские каналы, как «СНЛ», «Схурсх, Схдннел», «ТВН» и «Год ТВ». Также сегодня набирает обороты деятельность сект, основанных на зле, которые полностью противоречат гуманизму3.

Примером таких сект является организация «Церковь Сатаны», основанная Антоном Лавеем в 1966 году. Через официальные сайты этих сатанистов и интернет-страницы различных групп, следующих за ними, даются учения, пропагандирующие зло, насилие и поощряющие поклонение Сатане против любой религии и добрых идей.

Просмотр и распространение порнографических материалов, пропаганда супружеской измены и проституции, схождение с ума от рок-музыки — такие действия, ведущие к гибели человечества, являются ежедневными ритуалами и «молитвами» членов организации. Возмутительно, что организации, занимающиеся такими гнусными вещами, принимаются и регистрируются как «религия» под видом «демократии» некоторыми странами, выдающими себя за защитников прав человека во всем мире.

В связи с этим стоит отметить, что социальные сети в настоящее время широко используются различными группами и течениями для пропаганды религиозного экстремизма и фанатизма, распространения недовольства в обществе. В процессе ведения беседы в Интернете некоторые молодые люди, не имеющие понятия, неверно истолковывают понятия «земля неверия», «хиджрат», «джихад», «мученичество», «халифат», они втянуты в различные войны и конфликты.

Фанатики, озлобленные, лишенные самостоятельного мышления, превратились в зомби религиозно-экстремистскими и террористическими течениями, играющими под дудку различных сил. Сегодня общеизвестно, что

3Карр Н. Бездушность Веб 2.0 // Компьютерра. 2005. 21 ноября.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

они используют боевиков, слепо выполняющих любые приказы своих лидеров, для разжигания различных конфликтов и нестабильности в мирных регионах.

Принимая во внимание тот факт, что Интернет не знает границ, а блокировать пространственные каналы, транслируемые со спутника, невозможно, в целях защиты населения, особенно молодежи, от деструктивных идей необходимо создать моральный иммунитет в их против таких чуждых идей, через Интернет и СМИ делать обоснованные возражения этим группам, важно давать, доносить до молодежи чисто религиозное учение, воспитывать ее в духе патриотизма, верности Родине.

Сегодня необходимо осознать и помнить всегда то, что внешние факторы, негативно влияюют на развитие общества, что СМИ стали мощным инструментом манипулятивного воздействия на общественное сознание и активно используются в информационном поле разных стран для достижения их политические цели, и что эта опасность не миновала и нашу страну.

Одним из главных требований современной эпохи глобализации является сознательное реагирование на информацию зарубежных СМИ, подход и анализ ее с точки зрения нашей национальной безопасности.

Воспитывать молодежь в духе наших национальных учений и ценностей, уважения к предкам, жить болью народа, считать семью священной, питать их надеждой на будущее - актуальная задача сегодняшнего дня. В борьбе с религиозным экстремизмом, международным терроризмом и чуждыми идеями мы все должны чувствовать свой долг, осознавать и помнить, что мы в ответе за будущее нашей страны.

Мир зол для тех, кто ищет зла,

мир чужд тому, кто ищет чужеродности.

Кто что-то ищет, тот обязательно найдет.

Мир есть мудрость для того, кто ищет мудрости.

Эти мудрые слова, сказанные несколько столетий назад, сегодня как будто говорят об Интернете, оплетающем мир, как паутина.

На самом деле Интернет — это, образно говоря, один большой рынок. На этом рынке есть всё, кроме человеческой жизни. Точно так же, как покупатель ищет на рынке, пользователь Интернета обязательно найдёт то, что он искал.

Интернет, который был основан американским правительством в военных целях в 60-х годах прошлого века, сегодня служит важным фактором развития науки и развития человека.

В наше время очень сложно представить нашу жизнь без Интернета. Глобальная сеть отлично облегчает общение и обмен информацией между

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

людьми, проживающими в разных уголках мира. Сегодня узнавать новости, покупать и продавать, получать образование можно через Интернет. Итак, возможностей «паутины» много и они все глубже и глубже проникают в нашу жизнь. Такие возможности Интернета являются причиной увеличения числа его пользователей.

Согласно статистике, наибольшее количество пользователей Интернета в мире составляют молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Потому что люди в этом возрасте очень интересуются новой информацией.

Ни для кого не секрет, что число пользователей Интернета в Узбекистане растет день ото дня и в настоящее время превышает 10 миллионов человек. Как вы знаете, было бы справедливо признать многие положительные стороны Интернета для человека4 . С ростом популярности Интернета мы можем наблюдать быстрый рост мошеннического бизнеса. Отравление сознания молодежи путем распространения религиозных материалов и вербовка на различные религиозные течения. Кража конфиденциальных документов, продажа государственной тайны, торговля людьми и реклама наркотиков стали очень популярны в Интернете. В большинстве случаев дети и подростки в поисках признания, внимания или дружбы часто попадаются на удочки торговцам людьми в социальных сетях.

Идиологические угрозы и информационные атаки, направленные на овладение сознанием молодежи, растут каждым днём в Интернете, меньше не становятся. В частности, широкое распространение получают такие виды, как манипулирование общественным сознанием, разрушение национальных и духовных ценностей, пропаганда совершенно чуждых менталитету чуждых ценностей, разрушение и изменение исторической памяти людей, кибертерроризм. Эта проблема побуждает каждого здравомыслящего человека быть более осознанным.

Именно поэтому в приветствии Президента прессе и работникам средств массовой информации он сказал: "Хочу снова и снова повторить, что нам не нравится способ возведения какой-то стены в мире информации, завернуть себя в скорлупу и столкнуться с ограничениями. В то же время, если принять во внимание события, происходящие сегодня вокруг нас, в дальних и ближних регионах, злые силы, направленные на введение в заблуждение молодежи, еще не сформировавшей свое сознание и жизненные взгляды, также пытаются

4 Лученко К.В. Религиозный сегмент Инета. Основные характеристики // Журналистика в 2004 году. СМИ в многополярном мире. Сборник материалов научно-практической конференции. Часть I . - М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005, с.201-203

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

использовать возможности Интернет в своих интересах, и мы не должны игнорировать негативные последствия таких усилий".

По информации, количество страниц, пропагандирующих духовно-нравственную деградацию в Интернете, сегодня составляет несколько сотен миллионов. Еще одна информация, которая призывает людей быть начеку, заключается в том, что более 7000 веб-страниц подрывного характера в глобальной системе действуют в злонамеренных целях5.

Высока и роль религиозного фактора в завоевании сердец и умов людей с использованием огромного потенциала Интернета. Потому что Интернет считается одним из самых эффективных инструментов для искажения религиозных представлений и привлечения людей, особенно молодёжи, сознание которых еще не полностью сформировано и чьи религиозные знания очень скупы.

Здесь следует отметить, что есть и другие причины, по которым экстремистские и террористические группы используют Интернет. Включая,

- возможность легкого подключения к интернет-системе;

- невозможность юридически контролировать деятельность в Интернете;

- возможность распространения информации из любой точки мира;

- неограниченная аудитория и высокая скорость передачи информации;

- обеспечение конфиденциальности информаторов;

- Такие удобства, как размещение информации в гармонии текста, изображения и звука, не преминут привлечь террористов6.

Если мы обратим внимание на сайты самых ярых фанатов экстремистских течений, то увидим, что они религиозно оправдывают действия деструктивных людей, а себя выдают за защитников религии, провозглашая себя «султаном мученичества» и изображая их как святые, которые беспрепятственно войдут в рай.

Представители религиозно-экстремистского движения подчеркивают толкование понятий «богохульство», «джихад», «хиджрат», «шахид», которые требуют очень деликатного и чуткого подхода, опираясь на фетвы различных неграмотных людей, но в очень действенный способ. Например, экстремистские движения, пытающиеся маскировать ислам и работать от его имени, интерпретируют его так: «Джихад — это священная война мусульман против немусульман». Такая интерпретация является причиной формирования

5 Интернет и религиозные коммуникации // Медиаскоп http://www.mediascope.ru/node/32, 7 июля 2015 г . №0420800082\0003

6 Campbell H. A. Who's got the power? the question of religious authority and the Internet. J. of computer-mediated communication. 2007. 12 (3), 1043-1062.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

представления о том, что наша религия основана на зле, насилии, войне, кровопролитии, борьбе с людьми других религий.

Согласно религиозной истиле, существует три вида джихада: борьба с похотью, с дьяволом и со злом, и их содержание достаточно разъяснено в надежных источниках. Но на религиозно-экстремистских сайтах различные «хранители» пытаются придать этому понятию несвойственный смысл. Ахмад ибн Таймия, один из фанатичных ученых Средневековья, в одной из своих фетв выступал за то, что «необходимо объявить джихад тому правителю, который не управляет государством по шариату». Саид Кутб, лидер «Братьев-мусульман», в своей книге «Знаки на пути» использовал понятие «джихад» в смысле борьбы с неверующими, даже с мусульманами, которые не согласны с его интерпретацией7.

Согласно фетвам религиоведов, правильно понявших суть джихада, только лидер мусульман или глава государства, населенного мусульманами, имеет право объявлять джихад по согласованию с учеными высокого уровня этой страны. Действия безграмотных людей, совершенно несведущих в религиозных науках, но давших себе такие блестящие имена, как «солдаты-халифы», «воины Аллаха», «султан моджахедов» и именующие их Джихадом, есть не что иное, как нашествие.

По этому поводу ученые ряда исламских стран также объявили фетвы, запрещающие террористические акты. В нем говорится: «Такой поступок не оправдывается шариатом и не считается джихадом на пути Аллаха». В этой фетве говорится, что «захват самолетов и захват заложников противоречат шариату».

В то время, когда в Интернете все чаще звучат призывы к людям покинуть свою страну и эмигрировать в очаги конфликтов, ученые Королевства Саудовская Аравия в других своих фетвах призывают мусульман не выезжать за границу для участия в джихаде. Согласно ему: запрещается определять место, где проходит джихад, а также запрещается эмигрировать туда для участия в боевых действиях.

Сегодняшняя действительность показывает, что сайты, принадлежащие к экстремистским течениям, используют метод тенденциозного толкования исламских идей для ведения пропаганды против государства, подрыва устоев общества, мира и безопасности в стране, существующей системы и системы управления. В том числе и в вопросе защиты Отечества.

7 Емельяненко В. Д. Интернет и ценностно-мировоззренческие основания морали // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013. № 9 (35). С. 58-62.

SJIF 2024 = 7.404 / ASI Factor = 1.7

Известно, что в религии Ислам защита Родины возведена на уровень фарзи айн для каждого верующего. Подчеркивается, что предательство и оставление страны беззащитной во время войны - тяжкий грех. Тем не менее, тот факт, что представители религиозно-экстремистского движения объявляют людей, которые служат в государственной армии и погибают в армии за защиту страны, грешниками, чтобы лишить молодых людей статуса гражданства, погасить их патриотических чувств, показывает, что их идеи полностью противоречат учению чистого ислама.

Поэтому желательно проявлять бдительность и осторожность при использовании религиозной информации в Интернете, а также как можно больше ссылаться на сайты в домене Уз. Также необходимо не использовать сайты, которые можно скачать, но содержащие аудио, видео и электронные книги с экстремистским содержанием, безобидные на вид, но осуществляющие пропагандистскую работу против ханафитского мазхаба или отрицающие ханафитский мазхаб. Это важный фактор, позволяющий избежать электронных ловушек, расставленных экстремистами. Геополитическое поле современного мира и происходящие в нем процессы призывают к бдительности. Время, в которое мы живем, — это время, когда идеологические противоречия в мире усложнились, идеологические полигоны стали сильнее ядерных полигонов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.