Научная статья на тему 'Роль семьи в воспитании личности ребенка дошкольного возраста'

Роль семьи в воспитании личности ребенка дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4397
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ПОЗИЦИИ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ СЕМЬИ / НАРУШЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Маслова А.А.

В работе проведен социально-психологический анализ детско-родительских взаимоотношений, установлены детерминанты позитивных и негативных отношений в семье. Обосновано влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в воспитании личности ребенка дошкольного возраста»

УДК: 37.037.1

Маслова А.А.

студентка 4 курса психолого-педагогического факультета, Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Научный руководитель: Шельпова Е.В. доцент, Филиал Ставропольского государственного

педагогического института в г. Железноводске, Россия

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В работе проведен социально-психологический анализ детско-родительских взаимоотношений, установлены детерминанты позитивных и негативных отношений в семье. Обосновано влияние детско-родительских отношений на развитие личности ребенка дошкольного возраста.

Ключевые слова: внутрисемейные отношения, родительские позиции, воспитательная функция семьи, нарушения в поведении.

Уровень семейных отношений определяет меру функционирования и эффективности других компонентов воспитательного потенциала семьи. Любое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис конкретной семьи, а, следовательно, ее воспитательных возможностей. Внутрисемейные отношения обладают такими, только им присущими, относительно самостоятельными характеристиками, которые делают семейное отношение наиболее адекватной формой воспитания, т.е. формой, наиболее полно отвечающей особенностям конкретного периода развития личности.

Внутрисемейные отношения — это форма межличностных отношений, осуществляемых в процессе непосредственного общения. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности [5, с. 104]. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является высшей фундаментальной социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки действий с предметами, основы мышления и речи; познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, постепенно воплощая этот опыт в собственную деятельность.

На поведение ребенка оказывают влияние родительские позиции [3, с. 53]. Позиция отвержения формирует у ребенка такие черты, как агрессивность, непослушание, сварливость, лживость, наклонность к воровству и асоциальному поведению. Эта родительская позиция тормозит эмоциональное развитие детей, вызывает у них беспомощность.

Если родители проявляют позицию уклонения от общения со своим ребенком, то он вырастает эмоционально неустойчивым человеком. Чаще всего такие дети недоверчивы, боязливы, у них нередки конфликты с родителями и школой; они неспособны к настойчивости и сосредоточенности в учебе.

Чрезмерная требовательность родителей лишает ребенка веры в собственные силы, воспитывает у него неуверенность, робость, чрезмерную впечатлительность и покорность, мешает сосредоточенности. У него могут появиться трудности в учебе и в отношениях с окружающими людьми.

Дружеское, лояльное отношение к окружающим вырабатывается при родительской позиции «признание прав ребенка». Дети таких родителей стараются быть по возможности независимыми и больше полагаются на себя. Они более инициативны и креативны.

Позиция чрезмерного оберегания вызывает у ребенка запаздывание социальной зрелости. Зависимость от родителей, пассивность, отсутствие инициативы, податливость и поведение типа «избалованное дитя» может сформировать у ребенка, с одной стороны, чрезмерную самоуверенность, требовательность по отношению к родителям, а с другой стороны — постоянное чувство тревоги, боязнь.

Если родители дарят ребенку разумное доверие, они воспитывают в нем свободную личность, и он может прекрасно общаться с ровесниками, быть находчивым, остроумным, сообразительным, в меру самоуверенным, способным разобраться в различных жизненных ситуациях.

Правильные воспитательные позиции родителей выражаются, в первую очередь, в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного ее члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.

В современной семье все прочнее укореняется демократический стиль общения, обеспечивающий ребенку более равноправную позицию по отношению к родителям. Но в некоторых случаях демократический стиль может превратиться в попустительский, что чаще всего негативно влияет на личность ребенка и его образ жизни [1, с. 85].

Позиция ребенка в семье изменяется в зависимости от его возраста. Чем младше ребенок, тем главнее место он занимает в семье, тем сильнее его зависимость от родителей. Когда он взрослеет, его зависимость уменьшается, и, наоборот, растет его автономность, заметно уравниваются его права с другими членами семьи.

На позицию ребенка влияет также количество и порядок рождения детей в семье. Позиция единственного ребенка отличается от позиции ребенка в многодетной семье, так же как и первенца — от самого младшего. Существует и особая позиция: единственной девочки среди братьев и единственного мальчика среди сестер. В многодетной семье соперничество среди детей — явление весьма частое. К различиям, связанным с возрастом или полом, может добавляться и выделение родителями кого-то из детей. Это вызывает ревность других членов семьи [2].

В любом периоде жизни ребенка родители — пример как личность. Благодаря этому с малых лет большинство людей в своем поведении подражают родителям, которые с рождения одаривают детей одним из прекраснейших человеческих чувств — родительской любовью. Эта взаимосвязь имеет огромное значение для ребенка, так как влияет на формирование таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира [6, с. 486].

Родители формируют интересы ребенка, советуют ему выбирать спортивные занятия, друзей, помогают решать вопрос о будущей профессии, влияют на его отношение к сексуальным проблемам, на выработку социальной позиции. Имея свою, заимствованную у родителей систему ценностей, ребенок может сопоставлять ее со взглядами и поведением своих друзей и ровесников.

Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с детских лет формируют у ребенка нормы, стиль поведения, знакомят с миром человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Ребенок в процессе развития усваивает эти законы настолько, что они становятся его собственными убеждениями.

Снижение воспитательной функции семьи способствует возникновению у детей различного типа нарушений в поведении.

К тяжелым последствиям отклонений в семейном воспитании следует отнести преступность, социальный паразитизм, тунеядство, азартные игры, алкоголизм, наркоманию,

умственную недоразвитость, психические заболевания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стала среда, окружавшая ребенка в семье [4].

В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в воспитании человека — достижение душевного единства, нравственной связи родителей и ребенка. Родителям ни в коем случае не стоит пускать на самотек процесс воспитания и в наиболее старшем возрасте, оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой. Ребенок нуждается в родительской любви на протяжении всей жизни.

Литература

1. Гозман Л. Я., Алёшина Ю. Е., Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Психологический журнал. — 1991. — №4. — с.84-92.

2. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке // Семья и школа, № 10, 1997.

3. Марковская И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми // Журнал практического психолога. — 1998. — №3. — с.51-57.

4. Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2011. — 118 с.

5. Смирнова Е. О., Соколова М. В. Динамика родительского отношения в онтогенезе ребёнка // Психолог в детском саду. — 2003. — №4. — с.102-108 с.

6. Шельпова Е. В. Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами народной культуры // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XI международной научно-практической конференции (27 февраля 2015 года). — в 2-х частях. — Ч. 1 / — Прага, Чешская Республика: 2015. — 511 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.