Научная статья на тему 'Роль семьи в социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов на примере Школы сахарного диабета'

Роль семьи в социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов на примере Школы сахарного диабета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
410
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ШКОЛА САХАРНОГО ДИАБЕТА / ОТНОШЕНИЕ СЕМЬИ К БОЛЕЗНИ / ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ / DISABLED PEOPLE / SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION / SCHOOL OF DIABETES / FAMILY ATTITUDE TO THE DISEASE / THE MEANING OF THE FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Светлова Ольга Владимировна

Представлен анализ анкет по проблеме отношения семьи к болезни инвалидов, страдающих сахарным диабетом. Описана актуальность вопросов семейной сплоченности в работе Школы сахарного диабета. В качестве основных социальных параметров психологической реабилитации пациентов Школы сахарного диабета анализируются общие черты субъективной оценки отношения семьи к болезни инвалида и отдельные позитивные психологические конструкты, включающие принятие помощи, чувство юмора, общее эмоциональное состояние и мотивацию к изменению образа жизни. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что связь наличия поддержки семьи с мотивацией к изменениям специфична и требует дальнейшего исследования.An analysis of questionnaires on the problem of family attitudes to the disease of disabled people with diabetes is presented. The article describes the relevance of family cohesion issues in the work of the school of diabetes. As the main social parameters of psychological rehabilitation of patients with Diabetes mellitus, we analyze the General features of subjective assessment of the family's attitude to the disease of a disabled person and certain positive psychological constructs, including acceptance of help, a sense of humor, General emotional state and motivation to change the lifestyle. There is evidence that the relationship between family support and motivation for change is specific and requires further research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванова Елена Николаевна, Светлова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в социально-психологической реабилитации и абилитации инвалидов на примере Школы сахарного диабета»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ И АБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЫ САХАРНОГО ДИАБЕТА

Иванова Е.Н.1, Светлова О.В.2 Em ail: Ivanova687@scientifictext.ru

'Иванова Елена Николаевна — кандидат психологических наук, научный сотрудник;

2Светлова Ольга Владимировна — кандидат медицинских наук, заведующая кабинетом, отдел организационно-методических основ медико-социальной реабилитации при основных инвалидизирующих заболеваниях, Научно-методический центр по комплексной реабилитации Федеральный центр научно-методического и методологического обеспечения развития системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: представлен анализ анкет по проблеме отношения семьи к болезни инвалидов, страдающих сахарным диабетом. Описана актуальность вопросов семейной сплоченности в работе Школы сахарного диабета. В качестве основных социальных параметров психологической реабилитации пациентов Школы сахарного диабета анализируются общие черты субъективной оценки отношения семьи к болезни инвалида и отдельные позитивные психологические конструкты, включающие принятие помощи, чувство юмора, общее эмоциональное состояние и мотивацию к изменению образа жизни. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что связь наличия поддержки семьи с мотивацией к изменениям специфична и требует дальнейшего исследования.

Ключевые слова: инвалиды, социально-психологическая реабилитация, Школа сахарного диабета, отношение семьи к болезни, значение семьи.

THE ROLE OF FAMILY IN SOCIO-PSYCHOLOGICAL REHABILITATION AND HABILITATION OF PERSONS WITH DISABILITIES ON THE EXAMPLE OF SCHOOLS OF DIABETES Ivanova E.N.1, Svetlova O.V.2

'Ivanova Elena Nikolaevna - Candidate of Psychological Sciences, Research Associate; 2Svetlova Olga Vladimirovna - Candidate ofMedical Sciences, Head of the Office, DEPARTMENT OF ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL BASES OF MEDICAL AND SOCIAL REHABILITATION FOR MAJOR DISABLING DISEASES, SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CENTER FOR COMPREHENSIVE REHABILITATION FEDERAL CENTER FOR SCIENTIFIC, METHODOLOGICAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF COMPREHENSIVE REHABILITATION AND HABILITATION OF DISABLED PEOPLE AND CHILDREN WITH DISABILITIES

FEDERAL STATE BUDGET INSTITUTION FEDERAL BUREAU OF MEDICAL AND SOCIAL EXPERTISE

MINISTRY OF LABOR AND SOCIAL PROTECTION OF THE RUSSIAN FEDERATION,

MOSCOW

Abstract: an analysis of questionnaires on the problem of family attitudes to the disease of disabled people with diabetes is presented. The article describes the relevance of family cohesion issues in the work of the school of diabetes. As the main social parameters of psychological rehabilitation of patients with Diabetes mellitus, we analyze the General features of subjective assessment of the family's attitude to the disease of a disabled person and certain positive psychological constructs, including acceptance of help, a sense of humor, General emotional state and motivation to change the lifestyle. There is evidence that the relationship between family support and motivation for change is specific and requires further research.

Keywords: disabled people, socio-psychological rehabilitation, School of diabetes, family attitude to the disease, the meaning of the family.

УДК. 159.9

По данным статистики, 463 миллиона человек страдают сахарным диабетом в мире, и большая часть из них - сахарным диабетом 2 типа (около 90%). Общая численность пациентов с сахарным диабетом в Российской Федерации на 01.01.2019 г. составила 4 584 575 (3,12% населения РФ)1, значит, что в мире почти нет семей, которых бы не коснулась эта проблема. Необходимо помнить тот факт, что у каждого второго человека диабет остается не диагностированным. В каждой семье потенциально есть родственник с сахарным диабетом или предиабетом, поэтому знание симптомов, факторов риска развития диабета может помочь выявить его на ранних стадиях. Тематика Всемирного дня борьбы против диабета в 20182019гг. была - «Семья и диабет», а его лозунг: «Диабет касается каждой семьи!». Семья занимает одно из ведущих мест в обеспечении психического здоровья, хорошего самочувствия, профессионального долголетия. От качества семейных отношений зависит не только индивидуальное состояние человека, но и выполнение служебных задач, карьерный рост, состояние здоровья (Иванова Е.Н., 2008; Кон И.С., 2005; Голод С.И.,2007; Пряжников Н.С., 2012 и др.). И именно семья играет ключевую роль в отношении коррекции модифицируемых факторов риска при диабете 2 типа, так как способна формировать и поддерживать принципы здорового образа жизни [9].

Вместе с тем, имеются разноплановые тенденции, препятствующие ресурсной роли семьи для сохранения здоровья, повышения личностного реабилитационного потенциала и профилактики осложнений. Увеличилось количество разводов, вдовствующих, браки стали заключаться позднее. Для многих поиск партнера по браку представляет проблему из-за страха своего хронического заболевания. Особую проблему в медицинском, социальном и экономическом плане представляют хронические осложнения диабета (Баранов В.Л., Нагибович О.А., 2008; Дедов И.И., 2015; Демидова Т.Ю., 2009). Одно из таких осложнений -сексуальные расстройства, характеризующиеся снижением качества жизни пациента и приводящие к бесплодию и проблемам социального характера, наблюдаются более чем у 40% больных сахарным диабетом (СД)2.

Реабилитация инвалидов СД должна быть направлена на достижение определенных целей, которые включают в себя не только конкретные биомедицинские показатели, но и психосоциальные параметры, в том числе качество жизни [4]. Социально-психологическая реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов направлены, в первую очередь, на восстановление или компенсацию нарушенных психических функций, коррекцию нарушений эмоционально-личностной сферы, формирование приверженности к реабилитации, обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию инвалида в общество.

Не только пациенты и инвалиды с сахарным диабетом, но и члены их семей нуждаются в обучении, поскольку именно поддержка близких людей позволяет снять психологическое напряжение, чувство страха и разочарования, которые часто сопутствуют диагнозу «диабет», и улучшить контроль за диабетом и качество жизни [6].

Исследуя возможности достижения компенсации сахарного диабета, специалисты научно-практического сектора реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии ФГБУ ФБ МСЭ в первую очередь учитывают фактор терапевтического обучения, ставшего в последние десятилетия неотъемлемой частью лечебно-профилактической помощи при этом заболевании.

Обучение при сахарном диабете является многофакторным терапевтическим воздействием, которое выходит за пределы простого информирования больных об особенностях течения заболевания, формирования у них навыков по регулярному самоконтролю гликемии и постоянному приему предписанных медикаментозных средств (повышение приверженности к выполнению врачебных назначений) [11].

К настоящему времени накоплено достаточно данных о влиянии обучения на клинические, метаболические и психосоциальные параметры у больных сахарным диабетом (Суркова Е.В.,

1 Деперсонифицированная база данных регистра сахарного диабета. Портал Consilium Medicum: https://con-med.ru/magazines/terapevticheskiy_arkhiv_/terapevticheskiy_arkhiv_-

102019/epidemiologiya_sakhamogo_diabeta_v_rossiyskoy_federatsii_chto_izmenilos_za_poslednee_desyatiletie/

2 Prevalence of erectile dysfunction and its correlates: a population-based study in Morocco / S. Berrada, N. Kadri, S. Mechakra-Tahiri, C. Nejjari // Int J Impot Res. 2003. Vol.15, Suppl 1. P.3-7.

2002; Галстян Г.Р. 2010, Пьянкова Е.Ю. 2006, Norris S.L. 2004). Большой проблемой остается недостижение поставленных целей лечения у существенной части пациентов, так как методы лечения, эффективность которых показана в клинических исследованиях, не внедряются или снижают свою эффективность в повседневной практике.

Несмотря на развитие новых технологий в лечении сахарного диабета, главным, по-прежнему, остается групповое обучение с индивидуальным психологическим подходом к выбору методических средств [7].

В научно-практическом секторе реабилитации и профилактики инвалидности вследствие эндокринной патологии ФГБУ ФБ МСЭ во время проведения Школы сахарного диабета, эффективно внедряются новые методы обучения с психологическими аспектами, где привлечена мультидисциплинарная бригада врачей и психологов.

В новой программе Школы сахарного диабета социально-психологическая реабилитация (абилитация) реализуется в когнитивно-интеллектуальной сфере поддержанием энергетического компонента психической деятельности на занятиях (психическая активность, психический тонус) и в эмоционально-личностной сфере затрагивая эмоционально-волевые процессы и состояния: (например, способность к распределению волевого усилия по соблюдению режима питания и приему инсулина)1. Содержательные аспекты коррекционного и профилактического психологического воздействия занятий фокусируем на значимых ресурсных диспозициях, в том числе на значении семьи для личности в виде индивидуальной работы (психологического консультирования, психологической коррекции), а также групповых форм психологической работы (тренинги, работа с семьей).

Сензитивный период семейного самоопределения приходится на молодые годы, когда преимущественно возникает 1 тип диабета. В эти годы молодые люди проходят важнейший этап семейного самоопределения - добрачный. Его сложность обусловлена высокой степенью неопределенности в решении вопросов о своей будущей семье, условиях жизни, поиске смысла брака для себя в связи со своим здоровьем. В силу специфики своего возраста молодые люди не застрахованы от ошибок, вероятность которых повышена из-за недостатка опыта, рефлексии на себя и другого человека, на свои желания и цели, приоритеты, а также неумения учитывать социально-психологические факторы, влияющие на этот процесс [5].

Диабет является одной из основных причин инвалидизации среди людей старше 40 лет. Половина пациентов, страдающих СД с нарушениями потенции, имеют выраженную эмоциональную основу для развития стрессов, депрессии, тревоги, страхов, что ведет к развитию расстройств эрекции и либидо.2 В этом возрасте обычно семья уже создана, происходит адаптация к новым условиям и личностный рост в процессе развития семьи (взросление детей, смена работы, возрастные изменения, появление хронических заболеваний). Когда человек состоит в браке, самым главным источником поддержки является супруг (или супруга). В ценностной структуре представителей старшего поколения супружество занимает одно из первых мест. Доминирующей ценностью становится само наличие близкого человека, возможность совместного с ним проживания, вовлеченность в общую деятельность, практики взаимной поддержки. Отметим и такую важную, на наш взгляд, особенность пожилой семьи, как наличие опыта преодоления различного рода трудностей на длительном пути развития супружеских отношений.

Поддержка для каждого человека может означать разное. Один может чувствовать поддержку, когда кто-то из семьи предлагает подвезти его к доктору. Другой - если член семьи просто выслушал и позволил выплакаться, рассказать ему о своем плохом и подавленном настроении. Третий - если близкий человек составляет компанию в занятиях спортом. Когда человек с диабетом чувствует, что в его жизни есть люди, которые о нем заботятся, люди, с которыми он может поговорить о самых глубоких чувствах, он более склонен к проявлению большей ответственности по отношению к своему здоровью и лучше контролирует уровень глюкозы крови, так как более позитивно относится к своему заболеванию.

В исследуемую группу было включено 108 инвалидов трудоспособного возраста от 45 до 65 лет (средний возраст 57,2 ± 1,2 лет) с основным диагнозом сахарный диабет 2 типа (СД 2), которые полностью заполнили специально разработанные анкеты. Из них - 86 женщин (79,6%)

1 Иванова Е.Н., Гурьева И.В., Светлова О.В., Морозова Е.В., Порохина Ж.В. Психологические аспекты обучения больных сахарным диабетом в управлении хроническим заболеванием (принята в печать) в сборник Международного форума реабилитации.

2 Whitehead ED, Myde BJ, Zussman S, Wayne N, Shinbach K, Davis D//New York State J Med 83:1174-79, 1983.

и 22 мужчины (20,4%). II группу инвалидности имели 64 человека (59,3%), III группу инвалидности - 44 человека (40,7%), способных заполнить анкету самостоятельно, имеющие образование не ниже полного среднего.

Испытуемым до курса обучения была предложена специально разработанная автором анкета, состоящая из 13 вопросов, которые касались личностных характеристик инвалидов, способов контроля за заболеванием. В данной статье мы анализируем один из вопросов анкеты: «Как ваша семья относится к заболеванию?». Подразумевая раскрыть субъективное восприятие семьей (следовательно самого инвалида) серьезности заболевания и оценку получаемого внимания, помощи в связи с этим.

В выводах был учтен анализ элементов клинико-психологической беседы после занятий, включенного наблюдения, изученных документов, анкетирования, использование биографического метода и консультирования с целью определения эффективных тем для психологического тренинга.

Задачами исследования являлись: определение обоснованности включения в курс Школы сахарного диабета тем «Сплоченность семьи», «Формирование универсальных адаптивных навыков», «Способы саморегуляции эмоциональных состояний».

Цель анализа высказываний о значении семьи: зафиксировать субъективное отношение инвалидов к своей болезни, что позволило оценить мотивационную составляющую уровня контроля над заболеванием самостоятельно или с помощью родных, получить информацию об отношении членов семьи к их заболеванию, а также по результатам опроса - скорректировать психологические темы курса Школы сахарного диабета.

Слушатели, которые испытывали затруднения в публичном обсуждении собственных мнений, переживаний, обстоятельств жизни, были приглашены на индивидуальные консультации.

По результатам опроса, 54% инвалидов отметили, что их родные «относятся с пониманием», «заботятся», «проявляют участие», «оказывают помощь» (табл.1).

Такого рода высказывания мы отнесли к положительной субъективной позиции семьи по отношению к помощи в семье. Назвали её потенциальность - «Я хочу помочь» и «Я хочу принять помощь». Забота семьи для них выступает не каким-то эпизодом, а являются неотъемлемым компонентом их жизни.

Таблица 1. Характеристика позиций к помощи со стороны семьи

Положительная позиция к помощи со стороны семьи Нейтральная позиция к помощи со стороны семьи Отрицательная позиция к помощи со стороны семьи

54% (59 чел.) 34% (37 чел.) 12% (13 чел.)

актуализации потенциальности «Я хочу помочь» и «Я хочу принять помощь». актуализации потенциальности «Я могу помочь», «Могу дать помощь, если попросят». актуализации потенциальности «Я не хочу помогать, но надо», «Я не хочу принимать помощь».

Необходимо подчеркнуть значимость такой характеристики поведения, как регулярность. Речь идет о повторяющихся ситуациях, которые реализуются индивидом на протяжении определенного времени, в отличие, к примеру, от спонтанной помощи. 37% - опрошенных получают заботу регулярно. «Заботиться - значит вкладывать душу, эмоции и время друг для друга, разделять проблемы» (П., 64 года)1.

Вспоминает (С., 60 лет): «Мы с женой не концентрируемся вокруг болезни, вспоминаем забавные эпизоды из нашей жизни». Воссозданные памятью пережитые события функционируют в режиме жизнетворчества, конструирования проекций на будущее. Делится (О., 54 года): «И мужу, и мне по состоянию здоровья необходимо соблюдать диету, но разную: то, что мне можно, ему - нельзя. Целая проблема: готовить небольшими порциями и подавать строго по часам. Ну, и мы договорились и выбрали средний вариант: что и ему, и мне подходит. Такая диета полезна, и я меньше времени провожу на кухне».

Восприятие заботы зависит от социокультурного контекста: социальных предписаний, ценностно-нормативных рамок ситуаций, предполагающих определенный настрой участников взаимодействия, преодоления внешних предубеждений, внутренних установок, признания суверенитета личности в частной жизни, осознание дозволенного. Нередко практики заботы

1 Все высказывания, приведенные в статье, взяты из бесед во время индивидуального консультирования или семинаров с разрешения участников.

представляют собой контекст для проявлений негативного опыта, что может привести к дезорганизации поведения участников взаимодействия, стрессовые состояния, взрывные эффекты.

Почти 78% респондентов акцент делали на необходимость супружеской поддержки и помощи в ситуации болезни, хотя и не все получают её пока от семьи. Именно супружеская забота помогает человеку преодолевать период физических страданий и повышает его мотивацию бороться с болезнью: «Моя жена - это счастье, моя берегиня. Сколько ей надо сил, чтобы обо мне заботиться. После ампутации я много чего не могу делать сам. Если бы не ее забота, меня бы уже и на свете не было. Да, я считаю, что забота семьи - это самое важное» (М., 59 лет). Особенную значимость заботы человек остро ощущает, когда болезнь дает осложнения: «Я уже восемь лет как ослепла после отслойки сетчатки. Поверьте, это очень мучительно привыкать к мысли, что ты инвалид, нуждающийся в постоянной заботе. И если мне и удалось сохранить тягу к жизни, то только благодаря моему мужу. Он знает, что руки - это мои глаза, и регулярно возит меня на маникюр. Он не позволяет унынию управлять мной» (Ж., 54 года).

Очень важно в семье использовать эмпатию. Конечно, за длительный период совместной жизни супруги научаются следить за эмоциями, угадывать их, предвосхищать, однако они не всегда бывают эмоционально нейтральными, и страх, раздражение, и гнев не уходят тогда, когда их всего лишь скрывают, ориентируясь на личностные особенности другого. Необходимо стараться осознавать проживаемые эмоции, проговаривать их.

Некоторыми супружеская забота может восприниматься в качестве манипулятивного средства, инструмента доминирования, тотального контроля: «Моя жена обо мне заботится. Но для меня ее забота слишком навязчива, сковывает мои желания. Она должна всегда настоять на своем, пользуется моей слабостью и зависимостью. Никогда не спросит, а что хочу я, всегда один отвечает, что так надо» (А., 70 лет).

Иногда поддержка воспринимается с точки зрения ее дефицита, когда имеет место такая супружеская среда, в рамках которой ощущается нехватка заботы: «муж в основном заботится о внуках, занимается с ними целыми днями», «мой муж, конечно, сделает, если его об этом несколько раз попросишь, но никогда не проявит сам заботу». Супружеский пассив заботы не характеризуется нулевым итогом, забота предоставляется, но под воздействием различного рода психологических усилителей, просьб. Такого рода высказывания - 34%, мы отнесли к нейтральной субъективной позиции семьи по отношению к болезни. Назвали такую потенциальность - «Я могу помочь, если попросят», «Я хочу принять помощь, но другого качества».

Из них около 6% респондентов отметили, что их обижает открытое выражение недовольства при любых условиях оказания помощи и поддержки: «Супруг вечно недоволен, все ни так, ни этак, ворчит, а я иногда сама не могу ничего делать, плохо себя чувствую. И я уже не могу себя остановить - обижаюсь. Он и в молодости был вредным. Но тогда у меня были силы справляться с этой ситуацией. А сейчас сил становится все меньше. Думаю, накажу, не буду помогать, но потом понимаю, что нам делить, столько прожили. Обижаюсь, но продолжаю помогать, хоть в душе и не хочу» (И., 69 лет).

Супругам важно почувствовать позитивное восприятие своей заботы, являющейся способом осуществления контроля над ситуацией, особенно с годами. Ситуацию спасает юмор, который рассматривается как психологическая защита, механизм вытеснения отрицательных эмоций положительными. Говорит (М, 58 лет.): «Знаю, что муж мне в жизни изменял, ухаживал за другими женщинами. Были серьезные конфликты, уходил, возвращался. Переживала, много слез пролила. Но что я в нем ценю, так это его юмор. Так выкрутит ситуацию, что все прощаю с улыбкой».

Традиционно именно женщине приписывается роль, предполагающая глубокую вовлеченность в дела своего супруга. Но когда ситуация меняется, когда именно супруга начинает нуждаться в помощи и поддержке, супругу сложно принять ответственность за эмоциональную составляющую взаимодействия, что может привести отчуждению в паре: «Считается, что женщина должна жертвовать своими собственными интересами во имя интересов своих близких. Я на своем опыте и опыте других убедилась, что надо заботиться, но, если возможно, не жертвовать собой. Иначе можешь все потерять: и уважение, и благодарность; оказаться в изоляции. Хорошо, что хоть сейчас я это поняла» (Ж., 67 лет).

С этой группой респондентов, мы считаем, техники психологической коррекции будут наиболее эффективны, так как они уже принимают помощь со стороны, но по разным причинам считают её не адекватной, иногда избыточной. Оказывают помощь своим домашним, но в той форме, которую считают нужной, без учета желаний получателей. В любом случае коррекционная работа психолога необходима.

Следующие высказывания, в противоположность положительной позиции - 12%, мы отнесли к отрицательной субъективной позиции семьи по отношению к помощи семьи. Назвали такую потенциальность - «Я не могу помочь» и «Я не хочу принять помощь». Респонденты считают, что за помощью к семье не надо обращаться: «я вообще не говорю родным о болезни», «почему другие должны страдать, если я болею и ограничивать себя в чем-то», «справлюсь сама», «не хочу никого напрягать», «у всех свои заботы».

Среди респондентов с сахарным диабетом 2 типа много одиноких людей, особенно женщин. Те же, кто имеют пару, даже переживая страхи, возрастные изменения, стараются сохранять отношения в семье. Эта особенность требует перераспределения ресурсных запасов (материальных, энергетических, личностных) на фоне, как правило, превалирования в этом возрасте потерь над приобретениями. Одна из главных тревог пожилой супружеской пары: «Сейчас пока все терпимо. Мы на ногах, совместные доходы позволяют жить экономно, но не бедствовать. Но в нашем возрасте малейший сдвиг в сторону, и катастрофа. Мне страшно становится, когда я думаю, если кто из нас сляжет, или оба «выйдем из строя». У детей свои заботы; беспокоить не охота» (Л., 73 года).

В своем исследовании мы столкнулись с разными реакциями: во-первых, с застреванием на своем опыте, невостребованность которого рождает либо ощущение краха жизни, когда любые изменения воспринимаются как катастрофа, либо практики назидательности (позиция контролера), во-вторых, с попытками приспособиться к новым реалиям, в результате чего человек способен открыть что-то новое как вовне, так и внутри себя. Если в первом случае можно говорить о рассогласовании эмоциональной сферы, то во втором - о преобразовании чувств и эмоций. По результатам нашего исследования, фиксируется разная степень эмоционального восприятия болезни и заботы о себе. Что так же может корректироваться с помощью психологических приемов.

Таким образом, по результатам опроса можно выделить три основные субъективные позиции по отношению членов семьи инвалида к болезни:

1) 54% - позитивное восприятие и принятие, когда дают (проявляют) заботу, и не считают обузой себя и болезнь; договариваются, ищут компромиссы, используют чувство юмора в стрессовых ситуациях. В данном случае забота семьи является своего рода опорой для конструирования позитивных целевых установок в отношении трудной жизненной ситуации в виде актуализации потенциальности «Я-хочу помочь». Возникает механизм жизненной общности, которую нельзя описать или объяснить только лишь языком когнитивных процессов. Огромную роль здесь играют аффективные переживания: соучастие и эмоциональное сближение, которые модифицируют отношение к ситуации в направлении ее более позитивного восприятия. Наши респонденты подчеркивали значимость супружеской и семейной заботы и в улучшении способности преодолевать стрессовые ситуации, связанные с болезнью, и в процессе реабилитации после перенесенной болезни, и в процессе адаптации уже ресурсного человека.

2) 12% - негативное восприятие самим болеющим - такое, в котором мало дают возможности заботиться, считая, что накладывают дополнительную нагрузку на членов семьи, что характеризует непропорциональный обмен. Супружеские отношения во время болезни стали главным источником конфликтов и стресса. И эти взаимоотношения в семье оказывают влияние и на здоровье, и на управление диабетом. Высокая степень конфликтности может негативно повлиять и на иммунную систему, и на сердце, и на компенсацию сахарного диабета. Партнер может испытывать многие из тех же негативных чувств, что и сам человек с диабетом. Он может испытывать страх по поводу своего будущего, по поводу появления осложнений диабета и т.д.

Это обычные страхи, которые испытывают партнеры. Партнер может испытывать злость, особенно если диабет связан с лишним весом, или может впасть в депрессию из-за дополнительных расходов на лечение. Разные пары справляются со страхом и печалью по-разному, и то, как они с этим справляются, может привести либо к ещё большим конфликтам, либо к ещё большей близости. Если же партнеры сотрудничают друг с другом в вопросе, как справиться с этой проблемой, оба пытаются активно участвовать в вопросах управления диабетом, это способствует их большей близости и, таким образом, они готовы решать и другие проблемы, которые возникают в их семейной жизни. В данном случае забота семьи является своего рода вынужденной, в виде актуализации потенциальности «Не хочу, но надо». Поэтому, в Школе диабета мы отрабатываем способы разрешения конфликтов с партнером, формы запроса о помощи.

3) 34% - восприятие болезни нейтральное, как продолжение себя, заботы о себе или другого (если болен и супруг), взаимность как действия, которые не предполагают отдачи по формуле кто может - дает, кто нуждается - берет; такие действия обусловлены личной привязанностью и взаимными ожиданиями и поэтому редко имеют моральную модальность долженствования, хотя и не исключают ее в том случае, когда личные проблемы, усталость, скверный характер супруга/и приводят к тому, что искренняя привязанность оказывается «изношенной», и тогда в силу вступают моральные регуляторы, обусловливающие выполнение тех действий, которые ждут близкие и социальное окружение. Члены семьи «настроены» друг на друга, замечают и реагируют на сигналы о физическом и духовном состоянии друг друга. Но не забывают о себе. Здесь мы имеем дело с иным перенаправлением заботы, идущей из заботы о других, переоценкой ее значимости, ценности и влияния в контексте осознания конечности индивидуальной жизни. До сих пор бытует мнение, что забота о себе - это эгоизм. Целью заботы о себе становится не просто достижение согласия с самим собой, принятие ответственности за результаты своих действий (особенно если они имеют негативный характер), происходит как бы удвоение смысла заботы: больше заботиться о себе для того, чтобы другой мог меньше о тебе заботиться. Заботясь о себе, ты, таким образом, оказываешь услугу другому, экономя его силы и ресурсы. В данном случае забота семьи является своего рода амортизацией для поддержания баланса в отношении трудной жизненной ситуации в виде актуализации потенциальности «Я-могу помочь», «Я помогу, если попросят».

Респонденты подчеркивали тот факт, что проблемы со здоровьем для них означают изменение многих жизненных приоритетов, так как необходимым, становится формирование определенных повседневных ритуалов (измерение глюкозы, соблюдение диеты и режима регулярных физических нагрузок и др.). Сюда входят требования к их качеству, и особый дискурс пищевого поведения: количество, место, тип приема пищи, техника ее приготовления. Важным моментом выступает и упорядочение временной структуры распорядка дня «завтрак-обед-ужин». Такое членение ритмизирует повседневную жизнь семьи, придает ей особую динамику и приверженность лечению.

Таким образом, анализ высказываний о значении семьи для реабилитации инвалидов с сахарным диабетом показал, что включение психологических тем: «Сплоченность семьи», «Формирование универсальных адаптивных навыков», «Способы саморегуляции эмоциональных состояний» оправдано. Некоторые сложности в семьях можно помочь разрешить, повышая сплоченность семьи, обучая конкретным навыкам саморегуляции, разрешения конфликтов.

Основными целями управления хроническим заболеванием, психологической реабилитации лиц в работе психолога Школы диабета являются повышение приверженности реабилитации и профилактики в целом, психологического реабилитационного потенциала личности, изменение мотивации больного на развитие своих внутренних ресурсов, на своевременную коррекцию выявленных «мишеней» и возможность поддержки семьи. Выявлены три основные поведенческие реакции на болезнь пациентов Школы сахарного диабета: положительную, адекватную (нейтральную) и отрицательную и соотнесли их с 3 типами актуализации потенциальности «Я-хочу помочь», «Я могу помочь, если просят», «Не хочу, но надо помочь».

В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие три мотивационных компонента: «Я хочу», «Я могу» и «Надо».

Личного желания «я хочу» не достаточно для поддержания отношений в паре, семье. Необходимо согласование взаимных мотивов, желаний и возможностей («я могу» удовлетворить потребности другой личности). «Надо» - важнейшая детерминанта образования, развития или распада отношений - представляет собой не субъективную сторону отношений, а объективную, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений. Эти результаты позволят скорректировать перечень психологических техник, используемых в нашем тренинге.

Побочным результатом анкетирования было выявление запроса на консультирование в интимной сфере, которые мы тут не рассматривали, что дает возможность задуматься о расширении мультидисциплинарной команды Школы сахарного диабета с участием психолога-сексолога или разработки отдельной Программы для консультирования семей, семейных пар.

Наличие сахарного диабета накладывает уникальность на отношения, но это также может сблизить всех членов семьи, научит работать сообща. Принятие социальных ролей происходит не только по сознательному выбору, но и под давлением внешних обстоятельств, например хронической болезни. Так как социальные роли супругов имеют большой масштаб, поскольку охватывают широчайший диапазон отношений (интимные, эмоциональные, хозяйственно-

экономические, социальные, деторождения), то нельзя исключать фактор влияния семьи для

смены мотивации к изменению образа жизни, повышения приверженности инвалида лечению.

Этот опыт необходимо учитывать на занятиях в процессе формирования универсальных

адаптационных психологических навыков.

Список литературы / References

1. Бузиашвили И.И. Эректильная дисфункция у больных сахарным диабетом. Сахарный диабет 2000. (3): 12—22.

2. Вершинская О.Н. Адаптация людей старшего возраста к виртуальному миру // Философские науки, 2017. № 6. С. 148-159.

3. Елютина М.Э., Ивченков С.Г., Колязина Л.В. Супружеская забота как способ ведения жизни в пожилой семье // Социологические исследования, 2019. № 5. С. 55-64.

4. Есауленко Д.И., Роживанов Р.В., Калиниченко С.Ю. Эректильная дисфункция как одно из проявлений сахарного диабета. Сахарный диабет 26 2005;(1):32-3.

5. Иванова Е.Н. Социально-психологические факторы семейного самоопределения

военнослужащих [Текст]: дис.....канд. пс. наук: 19.00.05: защищена 27.04.09: утв. 15.06.09 /

Иванова Елена Николаевна. Москва, 2009. 225 с.

6. Старостина Е.Г. Биомедицинские и психосоциальные аспекты сахарного диабета и ожирения: взаимодействие врача и пациента. Москва, 2003.

7. Мотовилин О.Г., Суркова Е.В., Бабурян А.С., Ибрагимова Л.И., Майоров А.Ю. Психосоциальные аспекты применения новых технологий при сахарном диабете. Сахарный диабет, 2019. 22 (3):244-252.

8. Мюллер Г.-П. Ведение жизни: систематический очерк в контексте исследовательской программы Макса Вебера // Социологическое обозрение, 2017. Т. 16. № 3. С. 111-135.

9. Роживанов Р.В., Лепетухин А.Е., Дубский С.А. и др. Особенности коррекции сексуальной функции у мужчин, больных сахарным диабетом. Сахарный диабет, 2010 (3):30-1.

10. Скрипкина Т.П., Бандурина М.В. Особенности гендерных невербальных паттернов доверительного отношения к другому // Российский психологический журнал, 2007. Т. 4. № 4. С. 30-39.

11. Шишкова Ю.А., Мотовилин О.Г., Суркова E.B., Майоров А.Ю. Гликемический контроль, качество жизни и психологические характеристики больных сахарным диабетом 1 типа. Сахарный диабет, 2013 (4):58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.