Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Artium Magister
Ключевые слова
КРЕАТИВНОСТЬ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТИ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Борисенко Ирина Александровна

В статье рассматриваются определение понятия «креативность», роль семьи в развитии креативности детей и подростков, влияние детско-родительских отношений на познавательную потребность, творческие способности ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY IN DEVELOPING CREATIVITY OF CHILDREN AND TEENAGERS

The article discusses the definitions of the concept of creativity, the role of the family in the development of creativity in children and teenagers, the impact of parent-child relationships on the cognitive need, creative abilities of the child.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

www.volsu.ru

ВОПРОСЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Submitted: 23.08.2022 Accepted: 23.10.2022

THE ROLE OF FAMILY IN DEVELOPING CREATIVITY OF CHILDREN AND TEENAGERS

Irina A. Borisenko

Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article discusses the definitions of the concept of creativity, the role of the family in the development of creativity in children and teenagers, the impact of parent-child relationships on the cognitive need, creative abilities of the child.

Key words: creativity, creative abilities, cognitive need, family, parental relationships, children, teenagers.

УДК 37.011.33 Дата поступления статьи: 23.08.2022

ББК 74.09 Дата принятия статьи: 23.10.2022

РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ КРЕАТИВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Ирина Александровна Борисенко

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация

Аннотация. В статье рассматриваются определение понятия «креативность», роль семьи в развитии креативности детей и подростков, влияние детско-родительских отношений на познавательную потребность, творческие способности ребенка.

Ключевые слова: креативность, творческие способности, познавательная потребность, семья, родительские отношения, дети, подростки.

UDC 37.011.33 LBC 74.09

Введение

Для того чтобы разобраться в вопросе роли семьи в развитии креативности детей и подростков, необходимо понимать, что мы бу-сЗ дем иметь ввиду под термином креативность. < Для решения данной задачи обратимся к наи-К более независимым источникам.

55

Я В словарях дается различная трактов-я ка этого понятия. В педагогическом словаре

о р

° под редакцией Г.М Коджаспирова это поня-© тие трактуется как «уровень творческой ода-

ренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [6, с. 211]. Большой энциклопедический словарь дает нам следующее определение: «Креативность - (от лат. сгеайо - созидание, сотворение) - творческая, созидательная, новаторская деятельность» [3, с. 1045]. Большой психологический словарь трактует данное понятие как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах

деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности...» [2, с. 215].

Как мы видим, большинство понятий креативности так или иначе связаны с одаренностью и творческими способностями, и рассматривается как определенная выраженная характеристика личности.

Повышенный интерес к вопросам влияния семьи на развитие способностей ребенка, степени зависимости творческих проявлений у детей от характера родительско-семейных отношений, связан прежде всего с тем, что на сегодняшний день обществу необходимы люди обладающие такими качествами как активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. способные к самообразованию, саморазвитию, творчеству.

Но также мы все чаще сталкиваемся с проблемой того, что далеко не все дети, подростки имеют возможности и условия для развития своих творческих способностей. Очень многое, в этом вопросе зависит от семьи, близкого окружения, а также от таких институтов как школа, колледж, вуз. Тем не менее бесспорным остается тот факт, что наиболее важная роль в развитии детской креативности отводится семье.

Методы и факторы

Огромное значение для каждого человека в отдельности, особенно ребенка и всего общества в целом имеет семья. Семья, как самостоятельная часть общества, тесно связана с ним. В той или иной мере зависит от самого общества, подвержена влиянию извне. На современную семью влияют как экономические и политические аспекты, так и значительную роль оказывают изменения, которые происходят в духовной и культурной жизни. Чем большую роль на семью оказывает общество, тем больше возрастает ответственность родителей за воспитание своих детей, тем сложнее становится задача воспитания [5, с. 501].

Известный профессор К. Тэкэкс сказал: «Существует немало систем поддержки помимо семьи, которые помогут в развитии ребен-

ка. Но ни одна из них не заменит семьи в развитии психики ребенка, в создании его образа как заслуженно любимой личности, счастливой и целостной в своем окружении» [4, с. 101]. Это высказывание наиболее четко определяет, значимость семейных отношений в развитии творчества, одаренности ребенка.

Анализ

Проводя анализ факторов, которые наиболее влияют на формирование творческих способностей, обнаружим что, в каждом человеке, даже в самом маленьком, заложен креативный, творческий потенциал [1, с. 81]. Ребенок прежде всего нуждается в поддержке, принятии со стороны родителей. Родители, изначально должны понимать и принимать ту мысль, что в его ребенке заложены уникальные, творческие задатки, и задача родителя помочь ребенку их раскрыть и научить применять.

На сегодняшний день тема влияния семейного окружения на способности детей, на развитие их познавательной потребности хорошо изучена.

Виктория Соломоновна Юркевич в своей книге пишет о том, что «потребность в познании является настоящим мотором в развитии способностей» [9, с. 28]. При этом автор выделяет самый важный из факторов, влияющий на познавательную потребность - климат в семье. «Климат в семье - принципиальная основа для развития познавательной потребности» [9, с. 35], - пишет Виктория Соломоновна. Потребность в познании, является некой основой, фундаментом для формирования способностей детей, в том числе и творческих. Благоприятная среда в которой воспитывается ребенок, является необходимым условием для развития таких способностей.

В.С. Юркевич выделяет следующие факторы, снижающие потребность ребенка в познавательной активности: разорванное внимание, принуждение к мыслительной работе, отсутствие интереса к вопросам ребенка, наказание за исследовательскую деятельность [9, с. 41].

По мнению психолога В.Н. Дружинина, «креативность является свойством, которое

6

ЛНшт magister 2022. Т. 22. № 4

I.A. Borisenko. The Role of Family in Developing Creativity of Children and Teenagers

актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда» [4, с. 115]. Д. Сай-монтон рассматривал гипотезу, о том, что благоприятной средой, способствующей развитию креативности, будет та, в которой существуют образцы творческого поведения для подражания, в которой креативное поведение детей стимулируется и поддерживается. Важнейшая роль при этом отводится семейно-ро-дительским отношениям [8, с. 135].

По мнению К. Тэкэкса, родителям для формирования креативности у детей необходимо: «.. .внимательно прислушиваться к вопросам ребенка, отмечать, чем ребенок предпочитает заниматься, следить за его естественными интересами. Нет ничего хуже родительской фразы: "Ты задаешь слишком много вопросов!". Важно развивать у ребенка самые различные интересы» [7, с. 117-130].

Результаты

Изучая работы многих исследователей, мы приходим к выводу о том, что в тех семьях, где родители уделяют больше внимания к развитию ребенка, проявляют интерес к его увлечениям и способностям, выражают яркие и позитивные эмоции по отношению к ребенку, где нестандартное поведение рассматривается родителями как процесс творческого развития. Негармоничное семейное воспитание зачастую рассматривается как тормозящее воздействие на развитие креативности у детей.

Для формирования творческих личностных качеств важно правильно определить степень вмешательства близких людей в жизнь ребенка. Вся последующая жизнь ребенка будет складываться из ситуаций выбора.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе / Ш. А. Амонашвили. - 2-е изд. -М. : Свет, 2017. - 336 с.

2. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

3. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : БРЭ ; СПб. : Норинт, 1998. - 1456 с.

4. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер,1999. -368 с.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд. перераб. и доп. - М. : Юрайт, 2016. - 719 с.

6. Коджаспирова, Г. М. Педагогический терминологический словарь / Г. М. Коджаспирова. -М. : Академия, 2005. - 448 с.

7. Коджаспирова, Г. М. Психология творчества / Г. М. Коджаспирова. - М. : [б. и.], 1990. -С. 117-130.

8. Саймонтон, Д. Психология креативной личности / Д. Саймонтон. - М. : Арт-Прессс, 2007. -218 с.

9. Юркевич, В. С. Одаренный ребенок : Иллюзии и реальность : кн. для учителей и родителей / В. С. Юркевич. - М. : Просвещение : Учеб. лит., 1999. - 136 с.

REFERENCES

1. Amonashvili Sh.A. Osnovy gumannoy pedagogiki. Iskusstvo semeynogo vospitaniya. Pedagogicheskoye esse [Fundamentals of Humane Pedagogy. The Art of Family Education. Pedagogical Essay]. Moscow, Svet Publ., 2017. 336 p.

2. Meshcheryakov B., Zinchenko V., ed. Bolshoy psikhologicheskiy slovar [Big Psychological Dictionary]. Saint Petersburg, Praim-EVROZNAK Publ., 2003. 672 p.

3. Prokhorov A.M., ed. Bolshoy entsiklopedicheskiy slovar [Big Encyclopedic Dictionary]. Moscow, BRE Publ. ; Saint Petersburg, Norint Publ., 1998. 1456 p.

4. Druzhinin V.N. Psikhologiya obshchikh sposobnostey [Psychology of General Abilities]. Saint Petersburg, Piter Publ., 1999. 368 p.

5. Kodzhaspirova G.M. Pedagogika: uchebnik dlya SPO [Pedagogy: A Textbook for Secondary Vocational Education]. Moscow, Yurayt Publ., 2016. 719 p.

6. Kodzhaspirova G.M. Pedagogicheskiy terminologicheskiy slovar [Pedagogical Terminological Dictionary]. Moscow, Akademiya Publ., 2005. 448 p.

7. Kodzhaspirova G.M. Psikhologiya tvorchestva [Psychology of Creativity]. Moscow, [s. l.], 1990, pp. 117-130.

8. Simonton D. Psikhologiya kreativnoy lichnosti [Psychology of Creative Personality]. Moscow, Art-Press Publ., 2007. 218 p.

9. Yurkevich V.S. Odarennyy rebenok: Illyuzii i real 'nost': kn. dlya uchiteley i roditeley [Gifted Child: Illusions and Reality: Book for Teachers and Parents]. Moscow, Prosveshchenie, Ucheb. lit. Publ., 1999. 136 p.

Information About the Author

Irina A. Borisenko, Master's Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, popm-211_682848@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7652-9504

Информация об авторе

Ирина Александровна Борисенко, магистрант кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, popm-211_682848@volsu.ru, https://orcid.org/0000-0002-7652-9504

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.