Научная статья на тему 'Роль семьи в педагогических воззрениях протопопа Аввакума'

Роль семьи в педагогических воззрениях протопопа Аввакума Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
582
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА / ПРОТОПОП АВВАКУМ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Хлистунова Н. В.

В статье впервые выявляются педагогические воззрения протопопа Аввакума на семейное воспитание, определена та роль, которую придавал Аввакум семье в педагогическом процессе, направленном на воспитание личности ребенка, а также значение данных его педагогических взглядов в отечественной педагогике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper is the first to show pedagogical principles of protopope Avvacum with regard to family education, and to define the role attached by Awacum to the family in education process aimed at child personality formation, and importance of his pedagogical principles in Russian pedagogy.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в педагогических воззрениях протопопа Аввакума»

H. В. Хлистунова

РОЛЬ СЕМЬИ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЯХ ПРОТОПОПА АВВАКУМА

Работа представлена кафедрой философии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент Б. В. Кричевский

В статье впервые выявляются педагогические воззрения протопопа Аввакума на семейное воспитание, определена та роль, которую придавал Аввакум семье в педагогическом процессе, направленном на воспитание личности ребенка, а также значение данных его педагогических взглядов в отечественной педагогике.

The paper is the first to show pedagogical principles of protopope Avvacum with regard to family education, and to define the role attached by Avvacum to the family in education process aimed at child personality formation, and importance of his pedagogical principles in Russian pedagogy.

235

С XIX века изучение наследия протопопа Аввакума становится предметом оживленных дискуссий. Однако изучение его работ было ориентировано на критику богословских и эсхатологических идей мыслителя. Типичными предстают работы бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии П. Нильского, церковного историка митрополита Макария (М. П. Булгакого) и профессора Московской духовной академии Н. Ф. Каптерева. Близки к такому пониманию вопроса Н. И. Субботин, М. И. Демкова, Е. Е. Голубинский, С. Князьков, А. А. Кизеветгер1.

В XX веке в советской историографии ряд исследователей обращались к творчеству Аввакума в историческом аспекте: А. Дмитриев, Н. В. Устюгов, Н. С. Чаев, В. Г. Карцев, В. Ф. Милови-дов2. В работе А. Бороздина рассматриваются политические и философские взгляды протопопа Аввакума3. Однако его педагогические воззрения никто из авторов специально не рассматривал, хотя Аввакум много пишет о том, какой должна быть семья, какими должны быть отношения в семье, чтобы ребенок рос нравственным.

Прежде всего выясним, на каких принципах по мнению Аввакума должна строиться семья? Основным фактором является уважение к родителям. Аввакум пишет о том, что дети должны уважать своих родителей, чтить традиции и законы церкви, акцентируя внимание на то, что сын или дочь не может быть счастлив и жить спокойно, если его родители страдают, больны, несчастливы - «несть радоватися чадам, егда видят отца своего любимого страждуща и матерь свою бо-лезну и рыдающу и плачущу... »4. Святой долг детей - заботиться о родителях, при этом отношение к родителям он приравнивает к отношению к церкви - «Тако больно нам и жалостно, что матерь нашу любимую святую церковь, ограбили.»5. Таким образом, Аввакум утверждал, что считать себя достойным, нравственным

человеком может лишь тот, кто следует религиозной и семейной традиции: у человека может быть только один отец, а значит, и одна вера. Мы видим, что уважение родителей и уважение законов церкви Аввакум объединяет в одно целое и призывает не забывать «отцов своих».

Но здесь возникает еще один вопрос: кто важнее для человека - отец родной, кровный или отец духовный? В «Житии.» Аввакум говорит о примерах преданности своему духовному отцу, например, когда Лука, духовный сын Аввакума, принял смерть, защищая истинную веру: «Пилат же повел его в темницу затворите, потом положа петлю на шею, на релях повесил»6. Аввакум в приведенном отрывке акцентирует внимание на том, что вера человека, его духовная целостность заслуживает самой высокой цены - даже жизни! Ведь сама сущность воспитания - это передача накопленного духовного богатства от поколения к поколению. Путь, на который указывает отец духовный, - это путь, который надо пройти даже ценой собственной жизни. Таким образом, можно отметить, что по мнению Аввакума роль отца духовного выше, чем роль отца родного, кровного, но эти роли могут и совпадать. Родной отец и должен стать отцом духовным для своих детей, если он сам является человеком высоконравственным, способным формировать душу ребенка, что и является одной из задач семейного воспитания.

Какие же именно нравственные качества необходимо воспитывать в семье? Аввакум в своих произведениях много говорит о том, какие качества, воспитываемые в семье, необходимы человеку, для того чтобы быть цельной духовной личностью. Прежде всего - это стойкость в тяжелых жизненных ситуациях; преданность Богу, истинной вере; праведность жизни; духовное и физическое терпение и умение прощать; покорность и доброжелательность по отношению

Роль семьи в педагогических воззрениях протопопа Аввакума

к окружающим; умеренность в потреблении земных благ; кротость и смирение. В «Житии...» Аввакум достаточно часто раскрывает значимость всех вышеперечисленных качеств личности7.

К роли семьи в жизни ребенка Аввакум возвращается многократно. По мнению Аввакума, рождение ребенка - это радость. И хотя человек рождается в муках, но радость матери в связи с его рождением позволяет забыть о страданиях. «Жена, егда родить отроча... тому не помнить скорби за радость, яко родился человек в мир»8.

Однако рождение ребенка - это и ответственность его родителей за его воспитание. Вот как говорит об этом Аввакум: «... по обычаю девятомесячно ис-полняшеся, и родился младенец, а не совершен муж, яко 30 лет»9. Таким образом, Аввакум отмечает, что сформировать совершенного человека, т. е. нравственного, уважающего традиции,- это задача, прежде всего, его родителей и никого более. Процесс этот - ежедневный, кропотливый и длительный. По мнению Аввакума, лишь к 30 годам человек становится зрелым и «совершенным мужем», а до этого времени он должен прислушиваться к своим родителям и впитывать семейные традиции. Значит, дети должны быть под опекой родителей довольно долгое время, так как семья являлась определяющим фактором жизни, и ребенок не должен рано становиться самостоятельным, а должен жить в кругу патриархальной семьи. Так, например, описывая в «Житии.» жизнь своей семьи в ссылке, Аввакум так рассказывал о своей старшей дочери Агриппине: «Иногда ребенка прогонят от окна. а иногда и многонько притащит. Тогда невелика была; а ныне ей уже 27 годов, - девицею, бедная моя, перебивается кое-как, плачючи живут»10. Она в полной мере разделяла все тяготы жизни семьи Аввакума.

Итак, на каких же принципах строятся педагогические воззрения Аввакума?

Главный принцип педагогических воззрений Аввакума заключается в воспитании души, которое должно проходить через страдание, преодоление, терпение, покаяние, прощение и веру, что формирует человека нравственного и религиозного.

Эта позиция вписывалась в контекст современного ему образования. В педагогической мысли Руси огромное внимание уделялось нравственным вопросам, преобладал назидательно-наставительный тон.

Православная педагогика считала, что постижение Бога - это главная задача образования, а возможно это - только путем созерцания, нравственного подвига, через религиозное чувство. Основой воспитания являлось духовное самосовершенствование, а главная задача образования - укрепление православной веры.

Однако новым в концепции Аввакума является то, что Аввакум акцентировал внимание в вопросе воспитания на роли семьи. Если во всей литературе того времени главным местом получения знаний является монастырь, то Аввакум основное внимание уделяет семье, отмечая, что именно там сохраняются традиции и закладываются основы нравственности.

Когда в XVII веке начинается сближение России со странами Запада, Аввакум оставался сторонником традиционного отечественного обучения и воспитания, отмечая, что только семья может сохранить эти основы, которые закладывались предыдущими поколениями, основанные на вере, способные формировать человека духовно цельного, нравственного, так как они воспитывают на примере родителей, которые являются духовными наставниками детей; на примере традиций и божественных заповедей - главных образцов для подражания во всем. Его система семейного воспитания существовала в контексте христианской традиции. Аввакум описывает практику современной

ему жизни и собственную практику, которая впитала все традиции патриархальной семьи, и излагает ее доступным языком. В связи с этим его сочинения можно

с полным основанием назвать педагогическими, так как они посвящены семейному воспитанию и роли семьи в педагогическом процессе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Субботин Н. И. Материалы по истории раскола за первое время его существования. Т. 6. М.: 1881; Демкоеа М. И. История русской педагогики. С. 293; Голубинский Е. Е. К нашей полемике с старообрядцами. С. 5, 39, 40, 41; Князьков С. Как начинался раскол русской церкви. С. 4, 7, 13, 14, 43; КизеееттерА. А. Исторические очерки. С. 3.

2 Дмитриев А. Инквизиция в России. С. 49; Устюгов Н. В., Чаев Н. С. Русская церковь в XVII в. // Сб. статей «Русское государство в XVII в.». С. 311, 324-325; Карцов В. Г. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России. С. 3; Милови-дов В. Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. С. 3.

3 Бороздин А. Протопоп Аввакум. С. 52, 105, 142.

4 Памятники старообрядческой письменности. Список I с писем страдальческих священно протопопа Аввакума о изменении благолепоты церковныя и ограблении престола и о снятии святого антимиса и прочая (подготовка текста Н. Ю. Бубнова). С. 296.

5 Там же.

6 Житие протопопа Аввакума, им самим написанное // Русская историческая библиотека (РИБ). Т. 39. С. 62.

7 РИБ. Т. 39. С. 62, 290, 451, 464, 481, 492.

8 РИБ. Т. 39 Памятники истории старообрядчества. Книга первая, вып. I. Книга бесед. Беседа первая. О первых противниках церковных преобразований. С. 254.

9 Книга бесед. Беседа IV об иконном писании. С. 284.

10 Житие протопопа Аввакума и другие его сочинения. С. 28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.