Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
455
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИК / СЕМЬЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЕТОДЫ / ИНТЕРВЬЮ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЧТЕНИЕ И РАССКАЗЫВАНИЕ / ИГРЫ / ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Саадет Бадал Гызы

В статье исследуется роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Эта проблема представлена как в историческом, так и в современном контексте. В то же время объясняется используемые в нравственном воспитании методы. Рассматриваются вопросы влияние таких методов на ребенка как интервью, художественное чтение и рассказывание, игры, поощрение и наказание и т.д. В статье говорится о взглядах различных азербайджанских педагогов на нравственное воспитание. Также подчеркивается, что нравственность - одна из форм общественного сознания и ее значение в жизни человека очень важна. Нравственность - это понятие, которое всегда используется и принимается всеми по-разному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article examines the role of the family in the moral education of preschoolers. This problem is presented in both historical and contemporary contexts. At the same time, the methods used in moral education are explained. The questions of the influence of such methods on the child as interviews, artistic reading and storytelling, games, encouragement and punishment, etc. are considered. The article talks about the views of various Azerbaijani teachers on moral education. It is also emphasized that morality is one of the forms of social consciousness and its importance in human life is very important. Morality is a concept that is always used and accepted by everyone in different ways.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

20 East European Scientific Journal #7(71), 2021 ...2;...,..

Aliyeva S.B.

PhD in Pedagogy, Senior Lecturer, Baku State University (Gazakh Branch)

THE ROLE OF THE FAMILY IN THE MORAL EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

Алиева Саадет Бадал гызы

доктор философии по педагогике, ст.преподаватель, Бакинский государственный университет (Газахский филиал)

РОЛЬ СЕМЬИ В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

DOI: 10.31618/ESSA.2782-1994.2021.3.71.96

Summary. The article examines the role of the family in the moral education of preschoolers. This problem is presented in both historical and contemporary contexts. At the same time, the methods used in moral education are explained. The questions of the influence of such methods on the child as interviews, artistic reading and storytelling, games, encouragement and punishment, etc. are considered.

The article talks about the views of various Azerbaijani teachers on moral education. It is also emphasized that morality is one of the forms of social consciousness and its importance in human life is very important. Morality is a concept that is always used and accepted by everyone in different ways.

Аннотация. В статье исследуется роль семьи в нравственном воспитании дошкольников. Эта проблема представлена как в историческом, так и в современном контексте. В то же время объясняется используемые в нравственном воспитании методы. Рассматриваются вопросы влияние таких методов на ребенка как интервью, художественное чтение и рассказывание, игры, поощрение и наказание и т.д.

В статье говорится о взглядах различных азербайджанских педагогов на нравственное воспитание. Также подчеркивается, что нравственность - одна из форм общественного сознания и ее значение в жизни человека очень важна. Нравственность - это понятие, которое всегда используется и принимается всеми по-разному.

Key words: preschooler, family, moral education, methods, interviews, artistic reading and storytelling, games, encouragement and punishment, patriotism, social environment.

Ключевые слова: дошкольник, семья, нравственное воспитание, методы, интервью, художественное чтение и рассказывание, игры, поощрение и наказание, патриотизм, социальная среда.

Введение. Независимо от того, в какое время живем, мы часто слышим такие выражения как нравственность, мораль, благонравный, воспитанный, вежливый, честный. Каждый понимает выражение нравственность в определенном смысле. Однако было бы целесообразно представить научное содержание выражения.

«Нравственность - это форма общественного сознания, совокупность качеств, принципов и правил, определяющих духовный образ человека, отношение к себе, другим, работе и обществу в целом. Он возник в ходе вековой борьбы человечества за выживание. И во все периоды истории отношения между людьми проявлялись в морали. После возникновения религии она оказала сильное влияние на нравственность и сыграла решающую роль в формировании ряда норм поведения» [2, с.88].

Роль нравственного воспитания во всестороннем развитии подрастающего поколения отличается своеобразием. Существуют также радикальные моменты в вопросах возникновения нравственного воспитания, Проф. А.Аббасов пишет: «Этику называют наукой о морали. Она выражает область ее изучения, но еще не определяет предмет. Предмет этики исторически меняется. Прежде всего, изменению подвергается сам объект изучения - мораль, нравственность. Как известно, содержание и характер нравственности в

разных социально-экономических формациях были разными... Являющаяся формой общественного сознания мораль в связи с изменениями в экономической жизни общества также меняется и приобретает новое значение. Нет морали, которая не изменилась бы, и правила морали, которые могут показаться неизменными, менялись в разное время» [1, с.5-6].

Методы и организация исследования. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Известно, что основы воспитания закладываются в семье. Позже, в детском саду и школе, эта работа продолжается в более совершенной форме. Если посмотреть на любой компонент образования, во всех них можно увидеть эту последовательность. Разумеется, речь идет о привитых в правильной и совершенной форме качествах.

Педагог не может достичь своей цели, не зная методов и средств нравственного воспитания дошкольников, их содержания и способов применения, педагогического воздействия. Особое воздействие на ребенка в этом плане оказывают такие методы как интервью, художественное чтение и рассказывание, игры, поощрение, наказание и т.д.

Интервью. Этот прием используется как метод умственного и нравственного воспитания с целью уточнения знаний дошкольников, развития

ив

ВИЯМ

их мышления и речи. У детей интервью, собеседование можно разделить на два типа по заданию и содержанию: познавательное или когнитивное, и нравоучительное.

Основная задача когнитивных собеседований - проверить, уточнить или обобщить знания детей о других людях и развить их независимое мышление. В основе таких интервью - восприятие детей, предметов и событий окружающего их материального мира.

Хотя целью нравоучительных собеседований в основном является формирование у детей моральных качеств, нет сомнений в том, что эти собеседования заставляют их думать, запоминать, воображать, обобщать свои знания и выражать их в речи, тем самым способствуя умственному развитию» [4, с.58].

В нравственном воспитании дошкольников также отличается своеобразием метод художественного чтения и рассказывания.

Метод художественного чтения и рассказывания является также лучшим выражением детских идей. Воспитатель рассказывает детям историю. В этой истории дети переживают эти события заново и сравнивают их с современностью... Метод художественного чтения и рассказывания помогает детям развивать и совершенствовать свою речь. Художественное чтение и рассказывание требует определенной подготовки, знания текста и умения его интерпретировать. Рассказ должен создавать яркие образы в воображении зрителей и волновать их. Влияние рассказа на детей зависит от качества подготовки воспитателей» [4, с.59].

Конечно, для каждой возрастной группы целесообразно рассказывать подходящие для их возраста сказки. Потому что тогда дети быстрее понимают значение. Сказки, рассказы можно взять из произведений детских писателей, написанных для разных возрастов. Это также может быть продуктом личного мышления педагога.

Роль игры в нравственном воспитании. Детство считается важнейшим периодом становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные представления об окружающем мире. Игра - это реальность, которая окружает ребенка. Именно необходимость быть активным побуждает его играть. Процесс обучения ребенка в игре очень легкий и быстрый. В связи с этим большое значение имеют развивающие игры для детей. Таким образом, развивающие игры развивают у детей речь, внимание, память, логическое мышление, творческое воображение.

Игра влияет на физическое развитие и здоровье ребенка, прививает у него такие положительные качества, как дружба и товарищество, честность и порядочность, коллективизм, дисциплина, делится игрушкой со сверстниками, не причинять вреда сверстникам и так далее. В этом смысле игра практически питает жизнь ребенка, делает ее красочной, интересной и красочной.

East European Scientific Journal # 7(71), 2021 21

Во время игры дети должны быть более честными, верными, аккуратными, мужественными и необходимо создавать условия для формирования у них этих качеств.

«Выдающийся азербайджанский педагог профессор Мардан Мурадханов воспринимал игру в двух смыслах и отмечал, что, во-первых, ребенок занимается игрой с игрушками или без них, а во втором случае - вся жизнь, быт, внешкольная жизнь ребенка организовывается в игровой форме» [4, с.61]. Он делит детство на два периода: 1) дошкольный период; 2) школьный период.

Дошкольники проводят большую часть времени за игрой, иногда выполняя небольшие задания. Даже эти работы они часто делают играя. Он каждый день готовится к школе, участвует в общественно-полезном труде и ответственно подходит к работе. Но в этот период он любит игру и хочет поиграть.

Детские игры проводятся в разном возрасте. Каждая возрастная группа имеет свои особенности. Детские игры имеют большое значение для развития. Чем больше ребенок играет, тем выше его восприятие, зрелость и позитивное отношение к жизни. Конечно, между играми ребенка и реальным миром вокруг него нет «китайской стены», игры, в которые он играет, тесно связаны с окружающим миром, с деятельностью взрослых. Сегодня, несмотря на всевозможные игрушки, дети используют окружающую среду, предметы, воду, грязь, деревья, растения, животных и людей как средство игры. Из сказанного ясно, что характеристики ребенка, проявляющиеся в процессе игры, формируются под влиянием исторического периода, в котором он живет -географической, экономической, микро- и макросреды, культурных условий.

«Детские игры усложняются в 4-5 лет. «Магазин», «Больница», «Школа» и др. У игр есть уникальное преимущество. В таких играх совмещается индивидуальный труд и коллективный труд. Принцип «один за всех - один за всех» реализуется, хотя и очень просто.

Дети 5-6 лет часто сами определяют содержание игры, добавляя к ней свои фантазии. Они показывают недостатки друг друга в игровом процессе. В этом возрасте творческие игры играют важную роль в деятельности детей. Дети думают о правилах игры, которые они устанавливают, и каждый контролирует расширение установленных правил в своей роли [4, с.61; 63].

Поощрение дошкольников. Для детей важно, чтобы их воспитатели правильно оценивали их положительные действия в жизни. Цель наблюдения за положительными действиями детей и их поощрения - помочь им развить в будущем другие положительные моральные нормы поведения. Своевременная оценка правильных действий дает ребенку чувство уверенности в себе и позволяет достичь более совершенной формы в следующем периоде. Хотелось бы также отметить, что слишком большое сочувствие также может

22 East European Scientific Journal # 7(71), 2021 привести к самоудовлетворению и скептицизму у ребенка. Поэтому к этому процессу нужно подходить по мере возможности.

Наказание в нравственном воспитании. «Наблюдения показывают, что в некоторых семьях родители ошибаются в выборе вида наказания за то или иное негативное поведение ребенка. Во многих семьях из-за плохого воспитания с первого дня дети крайне недисциплинированы, не хотят слушать пожилых людей, нарушают правила, грубо обращаются со своими младшими братьями и сестрами и соседями, лгут и т.д., они делают ошибки. Конечно, при необходимости такие дети наказываются родителями. Наказание назначается ребенку для того, чтобы устранить недостатки в его действиях и направить его деятельность в правильное русло. В результате правильного наказания ребенок понимает свой проступок и старается не допустить, чтобы это повторилось в будущем. Однако когда ребенок, особенно дошкольник, видит то или иное негативное поведение, гнев родителей, телесные наказания и побои, все это серьезно сказываются на развитии ребенка, психических процессах и самооценке [4, с.67-68].

В целом, телесные наказания никогда не считались достойным положением. Хотя в начале века, в то же время, в некоторых фильмах это подчеркивалось. Однако его использование никогда не заканчивается положительным результатом. Напротив, трусость заставляет ребенка забыть то, что он знает.

Наказание вызывает чувство стыда и страдания в ответ на неприятное отношение и действия. Правильное и справедливое наказание прививает человеку чувство ответственности, укрепляет волю, укрепляет чувство собственного достоинства, понимать свои ошибки и менять отношение и поведение.

В воспитательной работе используются разные виды наказаний: порицание, устные и письменные выговоры, обсуждение проступков на собрании, лишение человека определенных удовольствий (поход в кино, прогулка, игры и т.д.), смена класса (школы), исключение из школы и т. д. Например, ребенок, который не выполняет свою домашнюю работу, остается после школы и выполняет ее, ребенок, который ломает парту или царапает стену, ремонтирует ее, делает это снова, когда видит плохую работу, ему не разрешают хорошо играть и т.п.

При применении наказания необходимо учитывать характер правонарушения и индивидуальные особенности ребенка.

Наказание и поощрение - очень тонкие методы воспитания. Неправильное их использование может навредить воспитательной работе [5].

Следует отметить, что родители не должны делать вывод о том, что ребенка нельзя наказывать за негативные действия. Проступки ребенка можно довести до его сведения, родитель может сделать ему выговор, в наказание лишить прогулки,

проявить к нему временное безразличие, сообщить наставнику и учителям.

Применяя эти наказания, родитель должен также учитывать, уместно ли наказание за проступок ребенка. Таким образом, родитель должен верить, что ребенок будет воспитан, и смотреть на ребенка с оптимизмом.

Когда говорим о нравственном воспитании, грех не вспоминать о понятиях Родина и патриотизм.

С точки зрения гражданской позиции всех нужно воспитывать в духе патриотизма. Воспитание молодого поколения в духе патриотизма важно с точки зрения национальной безопасности. Патриотизм и государственность -важные основы идеологии азербайджанства. Являющаяся носителем идеологии

азербайджанства позиция патриотизма считается очень важным элементом в процессе государственного строительства. С этой точки зрения восстановление территориальной целостности, что являлось первоочередной проблемой Азербайджана, справедливое урегулирование Нагорно-Карабахского конфликта, освобождение оккупированных земель является одним из основных положений национальной идеологии, общим делом и общей целью азербайджанцев всего мира.

Исследования доказывают, что гражданское воспитание в семье должно организовываться не только спонтанно и вслепую, но и планомерно, систематично и целенаправленно. Гражданское воспитание детей означает приобретение высоких нравственных качеств и развитие как личности. Они должны знать правила поведения, дисциплину, грамотность, историю, географию, культуру, родословную, национальные традиции Родины, любить Родину. Детей нужно воспитывать в идее, у них должен быть сознательный подход к делу, они должны быть ответственными, честными, воинственными и не мириться с плохими намерениями.

Важную роль в патриотическом воспитании также играет социальная и общественная среда. События общественной жизни - это события, которые относятся обществу и происходят в жизни общества. В наше время знакомство дошкольников с событиями общественной жизни, обращаясь к национально-нравственным ценностям, является важной задачей образовательной системы. Под влиянием окружающего мира дети начинают понимать общественные события, приобретают такие нравственные качества, как любовь к людям, сострадание к ним, доброта, уважение к труду пожилых людей, любовь к Родине, родному народу, его обычаям и традиции. Важную роль в воспитании будущих школьников играет знакомство дошкольников с историей, бытом, обычаями, национальными праздниками и религиозными обрядами, современными общественно-политическими событиями страны и народа.

ив

ЕШШ

Экскурсии и прогулки для знакомства с социальной средой повышают мировоззрение детей. Спланированные и хорошо организованные прогулки и экскурсии дают детям полное представление об окружающей среде и социальной среде, и они могут надолго запомнить то, что они здесь видят. Такое знакомство создает у детей условия для развития таких чувств, как заботливое отношение к людям, трудолюбие, уважение к пожилым людям, дружба, товарищество, патриотизм. У них формируется речь, обогащается словарный запас, развиваются мыслительные процессы, увеличивается количество

положительных черт в их личности и чертах характера. В то же время прогулки и экскурсии сильно влияют на художественный вкус и физическое развитие детей. Во время прогулок и экскурсий они узнают, что все создано трудом, без труда жить невозможно. Стоит отметить, что экскурсии и прогулки не только близки друг к другу, но и имеют разные характеристики.

Уважение и любовь к матери - важное нравственное чувство.

Главный вопрос в воспитании - это его правильная организация. От отца и матери требуется правильно организовать семейное воспитание. В этом организаторском деле у отца и матери имеются своеобразные позиции.

Несомненно, в воспитании детей велика роль матери. Н.К. Крупская справедливо называет свою мать «прирожденным педагогом». Всем известна безусловная любовь матери к своему ребенку и ее безграничное самопожертвование ради его благополучия. Мать начинает беспокоится еще до рождения ребенка. Даже после рождения ребенка ответственность за его воспитание, защиту от всех видов болезней, проведение бессонных ночей в постели, когда он болен, а также за его воспитание с большим терпением и настойчивостью лежит в основном на матери. Чувство материнства наполняет жизнь женщины и украшает ее. Женщина своим чувством материнства привносит в семейную жизнь нравственную чистоту и искренность.

Успех семейного воспитания зависит от совместного участия отца и матери в воспитании, от единства всей воспитательной деятельности.

«Даже в младенческом возрасте ребенка отец может и должен помогать матери. Отец должен выводить ребенка на прогулку, рассказывать ему истории, развлекать его и заботиться о нем. По мере взросления ребенка роль отца в воспитании семьи возрастает. Гулять с ребенком в детском саду, разговаривать с ним о разных событиях, вместе фотографироваться, читать книги - это очень поможет отцу правильно воспитать ребенка» [3, 47-48].

Использование национальных и нравственных ценностей в воспитании дошкольников - важный нравственный критерий. Таким образом, роль национальности в образовании, идеи в этом направлении играют важную роль в этом аспекте.

East European Scientific Journal # 7(71), 2021 23

По мнению Антона Семеновича Макаренко, в первую очередь, ребенок должен рождаться в здоровой среде [6]. То есть в семье должны быть свои семейные нормы и семейные роли. Семейные роли определяются как роль родителей, а затем и других членов семьи. Спокойная семейная обстановка оказывает сильное влияние на самооценку ребенка. Это не означает беспроблемную семью. Проблемы могут быть в каждой семье, между каждым родителем и ребенком. Ключ в том, как решить эту проблему. Отношения, основанные на любви и уважении, считаются наиболее точной моделью родительско-детских отношений.

Священная исламская религия рекомендует воспитывать ребенка в утробе матери. В исламе есть конкретные инструкции и рекомендации относительно того, что мать чувствует, что она слышит, как она относится к окружающим, и как то, что она ест, влияет на физиологическое здоровье и духовную чистоту ребенка.

«Хотя роль среды в формировании характера ребенка очень велика, первая система воспитания, с которой он сталкивается, - это семья. Поэтому необходимо учитывать, что с самых первых дней отношение родителей к ребенку, их поведение между собой и другими людьми фиксируется ребенком и закрепляется в его чистом мозгу. Ребенок, который имитирует действия своих родителей, учится всем их путям. Спросите Сократа: «Почему вы часто разговариваете с подростками?» На вопрос он ответил: «Потому что легче сделать тонкие и потные ветки, а дерево

невозможно сделать свежим и сухим» [6].

Заключение. Все это свидетельствует о том, что нравственное воспитание дошкольников требует от персонала дошкольных учреждений и родителей трудолюбия, ответственности, педагогических знаний и умений.

Таким образом, родители должны стараться привить детям коллективизм, патриотизм, дружбу и т.д., привить им такие важные качества и помочь им работать вместе со своими семьями. Велико значение семьи в формировании нравственных качеств у ребёнка дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Abbasov A.N. Milli axlaq va ails etikasi. Baki: Mütarcim, 2010.

2. Badalova O.S. Talim-tarbiya. Baki: ADPU, 2015.

3. Oliyeva N.R. Maktaqadar yaçli uçaqlarin ailada tarbiyasi. Baki: ADPU, 2018.

4. Valiyeva Z.i. Maktabaqadar yaçli uçaqlarin axlaq tarbiyasi. Baki: ADPU, 2012.

5. (https ://aztehsil.com/mel/112-trbiynin-metodlar.html).

6. http ://qadinla. com/hamilelik-analiq/usaqlari-terbiye/37888-usaq-terbiyesi-bir-senetdir.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.