ВОПРОСЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
www.volsu.ru
UDC 37.011.33 Submitted: 23.08.2022
LBC 74.09 Accepted: 23.10.2022
THE ROLE OF INTRA-FAMILY RELATIONSHIP IN FORMING THE LEADERSHIP QUALITIES OF A TEENAGER
Natalia V. Nozdrina
Volgograd State University, Volgograd, Russian Federation
Abstract. The article reflects the results of a conducted in 2021 survey of student volunteers and their parents on the topic "The influence of family on success in life". The issues of intra-family influence on university students as a factor of their success in life are considered, the main factors of success in life, according to students and their parents, the concepts of success in the youth generations Y and Z. The assessment of the importance of intra - family relations and the influence of parents on the choice of life path by university students is also presented.
Key words: motivation, family, success, family values, students, survey.
УДК 37.011.33 Дата поступления статьи: 23.08.2022
ББК 74.09 Дата принятия статьи: 23.10.2022
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКА
Наталия Владимировна Ноздрина
Волгоградский государственный университет, г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. В статье отражены результаты опроса студентов-волонтеров и их родителей на тему «Влияние семьи на успех в жизни», проведенного в 2021 году. Рассматриваются вопросы внутрисемейного влияния на студентов вуза как фактор их успешности в жизни, основные факторы успеха в жизни, по мнению студентов и их родителей, изучены понятия успеха у поколений молодежи Y и Z. Также представлена оценка важности внутрисемейных отношений и влияние родителей на выбор жизненного пути студентами вуза.
Ключевые слова: мотивация, семья, успех, внутрисемейные ценности, студенты, опрос.
Введение
Мотивация на сегодняшний день является одним из основных понятий, используемых для объяснения движущих сил поведения взрослого человека, студента, ребенка. В подсознании человека существуют различные потребности. Эти потребности преобразуются в мотивацию, которая отличается у разных по-о колений молодежи. А именно, поколений Yи Ъ.
, Согласно концепции американских исследова-щ телей Уильяма Штрауса и Нейла Хоува, Ъ («зу-| меры» - 1997-2012 гг. рождения), Y (миллени-& алы - 1982-2004 гг. рождения).
о
^ Успех определяется в толковом слова© ре как «удача в достижении чего-нибудь, об-
щественное признание, хорошие результаты в работе, учебе» [2].
Методы и факторы
В контексте нашего исследования, а именно, в выявлении роли родителей и членов семьи подростка в формировании его лидерских качеств, мы понимаем семью, как «социально-психологическая основа развития и становления личности, обеспечивающая внешнюю среду для внутреннего роста и достижения успеха» [1].
Базой исследования выступает МКУ Центр социальной и досуговой помощи молодежи «Электроник», расположенный в р. п. Свет-
Н.В. Ноздрина. Роль семьи в формировании лидерских качеств подростка
лый Яр Волгоградской области. Количество опрашиваемых - 120 чел., в том числе 83 подростка в возрасте 14-17 лет и 37 родителей.
Анализ
На данный момент мы пришли к выводу, что на мотивацию к достижению успеха у подростков и более старшей молодежи влияют такие сферы, как обработка информации, отношения с родителями, самовосприятие, установки и ценности, фрустрации и страхи, ожидания от будущего. Отношения с родителями, относящимися в основном к поколению X, оказывают значительное влияние.
Анкета разработана специалистами кафедры педагогики, психологии и социальных отношений и позволяет выявить степень влияния семьи на сформированность лидерских качеств подростка. Опросный лист представляет собой 22 вопроса с несколькими вариантами ответов.
Далее представлены обработанные результаты анкет (см. таблицу).
Испытуемые выбирали разные позиции: материальная обеспеченность, полезный творческий труд, семья и дети, состояние душевного покоя, достижение высокого статуса в обществе. Мнения студентов и родителей разделились.
На первом месте респонденты-студенты выделили такой фактор, как «состояние душевного покоя» (38 %), семья и дети отметили 35 % студентов. Третью позицию в рейтинге факторов успеха заняла «материальная обеспеченность» (19 %); далее следует показатель «достижение высокого статуса в обществе», его отметили 6 % респондентов и «полезный творческий труд» высказали 2 % опрошенных. Родители определились с ответами так: первое место занял фактор «Материальная обес-
печенность» (36 %), на втором «достижение высокого статуса в обществе» (30 %).
Согласно исследованию Сбербанка, которое проводилось в конце 2016 г. совместно с агентством Validata, «взрослые теперь не являются абсолютным авторитетом и сами признают, что дети превосходят их во многих навыках. Молодые люди не испытывают пиетета к старшим, общаются с ними свободно и на равных». Родители же жалеют детей, стараются оказывать на них минимальное давление, взваливают на себя все их бытовые обязанности. Больше половины учащихся проживают с родителями и не оплачивают свое обучение сами» [3].
Результаты
Успех для молодого человека, обучающегося в вузе, зависит от наличия крепкой родительской семьи и друзей, престижной работы и материального благополучия, независимости и свободы выбора в жизненных приоритетах [1, с. 10-18]. Таким образом, будущий успех для молодого человека в период студенчества значительно опирается на поддержку родителей, их мировоззрение формируется на основе ценностей, заложенных в периоды детства и юношества.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Михальчи, Е. В. Внутрисемейные отношения как фактор, влияющий на успех в жизни для студента вуза / Е. В. Михальчи // Гуманитарные научные исследования. - 2015. - №> 1-2 (41). - С. 10-18.
2. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : ИТИ Технологии, 1997. - 944 с.
3. Сбербанк опубликовал результаты исследования молодежи // Сайт «Маркетинг для практиков».
Результаты анкетирования
Что для Вас является понятием успеха в жизни? Подростки, % Родители, %
Материальная обеспеченность 19 36
Достижения в творчестве, профессии 2 5
Семья, дети 35 14
Стабильность и состояние уверенности в завтрашнем дне 38 15
Высокий общественный статус, высокая административная должность 6 30
10
ЛНшт magister 2022. Т. 22. № 4
N. V. Nozdrina. The Role of Intra-Family Relationship in Forming the Leadership Qualities of a Teenager
2017. - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://marketing-course.ru/sberbank-opublikoval-rezultaty-iss/ (дата обращения: 15.05.2022). - Загл. с экрана.
REFERENCES
1. Mikhalchi E.V. Vnutrisemeynye otnosheniya kak faktor, vliyayushchiy na uspeh v zhizni dlya studenta vuza [Intra-Family Relations as a Factor Influencing Success in Life for a University Student].
Gumanitarnye nauchnye issledovaniya [Humanitarian Scientific Research], 2015, no. 1-2 (41), pp. 10-18.
2. Ozhegov S.I., Shvedova N.Yu. Tolkovyy slovar russkogo yazyka [Explanatory Dictionary of the Russian Language]. Moscow, ITI Tekhnologii, 1997. 944 p.
3. Sberbank opublikoval rezultaty issledovaniya molodezhi [Sberbank Published the Results of a Youth Study]. Marketing dlya praktikov [Marketing for Practitioners], 2017. URL: https://marketing-course.ru/ sberbank-opublikoval-rezultaty-iss (accessed 15 May 2022).
Information About the Author
Natalia V. Nozdrina, Student, Department of Pedagogy, Psychology and Social Work, Volgograd State University, Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3133-8739
Информация об авторе
Наталия Владимировна Ноздрина, студент кафедры педагогики, психологии и социальной работы, Волгоградский государственный университет, просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-3133-8739