Научная статья на тему 'Роль семьи в формировании человеческого капитала инновационной экономики'

Роль семьи в формировании человеческого капитала инновационной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1390
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИНСТИТУТ СЕМЬИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕМЬИ / ФУНКЦИИ СЕМЬИ / HUMAN CAPITAL / FAMILY INSTITUTION / ECONOMIC THEORY OF FAMILY / FAMILY FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коновалова Екатерина Владимировна

Статья посвящена рассмотрению роли семьи в формировании человеческих ресурсов как основного фактора производства в инновационной экономике. Доказана необходимость развития концептов экономической теории семьи в дискурсе роли человеческого капитала в инновационных процессах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF FAMILY IN THE FORMATION OF HUMAN CAPITAL INNOVATION ECONOMY

The article considers the role of family in developing human resources as the main factor of production in the innovation economy. The need to develop concepts of economic theory in the discourse of the family role of human capital in innovation processes is proved.

Текст научной работы на тему «Роль семьи в формировании человеческого капитала инновационной экономики»

Коновалова Екатерина Владимировна

кандидат экономических наук Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

konowalowacat@yandex.ru

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена рассмотрению роли семьи в формировании человеческих ресурсов как основного фактора производства в инновационной экономике. Доказана необходимость развития концептов экономической теории семьи в дискурсе роли человеческого капитала в инновационных процессах.

Ключевые слова: человеческий капитал, институт семьи, экономическая теория семьи, функции семьи.

С переходом к VI технологическому укладу правительство и общественность многих стран волнует состояние не только «воспроизводящей» функции семьи, как перспективы обеспечения экономики трудовыми ресурсами, но и функции семьи в формировании и развитии человеческого капитала, запасы которого складываются и накапливаются в семье в течение всех этапов её жизненного цикла. Семья определяет развитие личности в единстве всех её аспектов - физического, интеллектуального, духовно-нравственного - и создаёт основу для деятельности других институтов, формирующих человека и человеческий потенциал. Многие социологи и экономисты утверждают, что «семейная социализация» не ограничивается усвоением лишь тех норм и ценностей, которые приняты в данной стране в данное время, но служит важнейшим механизмом передачи основных цивилизационных характеристик. Одной из главных характеристик современной цивилизации является развитие инновационных процессов в экономической сфере общественной жизни.

Отличительной особенностью инновационного общества является определяющая роль человеческих ресурсов, их опережающее развитие. Инвестирование в технику и технологии при явном отставании развития человеческого фактора производства мало что дает. «Вкладывать средства в неэффективную действующую систему -это все равно, что бросать деньги на ветер» [2]. Трансформация роли человеческих ресурсов в основной фактор производства в инновационном обществе повышает значение отдельной человеческой личности, что заставляет при исследовании человеческого фактора всё больше переходить от статистики, оперирующей тысячами и даже миллионами человек, к изучении одного отдельного взятого человека, свойств его личности, его мотивации и других сугубо индивиду-

альных особенностей, начиная с семейного воспитания и ценностных установок, заканчивая способностью воспроизводить новую генерацию трудовых ресурсов [5, с. 13].

Основанием системы человеческих ресурсов служит семья. Воспитание детей, повышение образовательного и в целом культурного уровня всех членов семьи, сохранение здоровья и формирование качеств, повышающих их конкурентоспособность на рынке труда, - эти основные функции семьи одновременно могут рассматриваться и как механизм формирования рабочей силы. Капиталовложения в человека стали в настоящее время несопоставимо больше, чем в советские времена. Это связано прежде всего с изменением качества внутрисемейного труда, который определяется как свободный, нетоварный, добровольный труд родителей, превысивший в 1970-е гг. затраты труда во всех отраслях экономики. Новые качества этого труда преобразили всю культуру быта. Он стал «абсолютно необходимым для развития и каждой семьи, и общества в целом, создал важную, но «невидимую» составную часть дохода нации, скрытую семейную добавленную стоимость, которая, по оценкам, сделанным в 1990-е гг., гигантски превышает промышленную «прибавочную стоимость» - «все виды доходов от капиталов и земель» [1, с. 54]. Новое качество культура быта вырабатывает новые интересы и потребности семьи, тем самым формируя новый спрос, новые рынки, что в свою очередь способствует преодолению кризиса и подъёму экономики.

Семья сегодня оказалась объектом внимания учёных экономистов. Существенный вклад в развитие экономической науки в контексте человеческого капитала принадлежит Г. Беккеру. Беккер исследовал семью как социальный институт, который ранее почти полностью игнорировался экономической теорией. Создатели классической

© Коновалова Е.В., 2011

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

327

теории рыночной экономики выводили институт семьи за рамки рыночных отношений, ибо в то время его жизнедеятельность регулировалась религиозными нормами, традициями. А. Смит в своей работе «Теория нравственных чувств» подчеркивал важность этических отношений, строящихся на понимании личных интересов других людей, и существование в душе каждого индивидуума «внутреннего судьи», ради которого мужественно сдерживаются собственные эгоистические побуждения. Семья, по Смиту, - место наиболее интенсивного проявления нравственного чувства, а не низкоэффективное предприятие, производящее малорентабельный продукт - детей. Беккеровская трактовка семьи расходилась со старой концепцией семьи как единого субъекта потребления. Семья стала рассматриваться как производственная единица, принимающая решения и производящая «совместную полезность» с помощью ресурсов времени, умений и знаний разных членов семьи. Выдающийся теоретик и практик менеджмента П. Друкер приводит примеры эффективного семейного бизнеса в мировом масштабе на примере компании <Юи РоП». Он считает, что в семейном бизнесе существуют серьезные отличия от других форм малого бизнеса, «конечно, между профессионально управляемым и семейным предприятием нет разницы в аспекте всей функциональной работы: исследований или маркетинга, или бухгалтерского учета. Но по отношению к менеджменту семейный бизнес требует собственных и очень особенных правил. Эти правила должны жестко соблюдаться. В противном случае семейный бизнес не сможет выжить, не говоря о том, чтобы процветать» [3, с. 395]. Таким образом, известные ученые Запада выделяют наличие особенностей экономического поведения в семье и в семейном бизнесе. Их подход показывает, что данные идеи должны более глубоко разрабатываться в экономических науках.

Особенности деятельности семьи в качестве первичной экономической единицы общества нуждаются в более глубоком анализе, учитывая их глобальные изменения в условиях формирования инновационной экономики. Экономическая теория семьи переносит узкий неоклассический взгляд с таких экономических субъектов, как фирма и домохозяйство, на семью, что позволяет реализовать те возможности, которые предоставляет новый теоретический подход к семье, не

только как к «воспроизводящей» и потребляющей, но и как производственной единице (за пределами знаний, то есть культурной составляющей качества рабочей силы). Социокультурное развитие семьи, выработка новых потребностей даже при низком уровне доходов образуют динамичные, всё более сложные рынки. Именно динамичное расширение рынков всё более технологически сложной продукции даёт простор количественного и, что ещё важнее, качественного развития экономики. Таким образом, основой и новой формой богатства общества эпохи инноваций является революция в сфере потребностей всей массы населения. Семья становится центром формирования новых потребностей и устремлений, для которого характерна динамичность развития. Формирующий личность добровольный и самоотверженный внутрисемейный труд любящей матери, учёба детей и молодёжи, труд врача, пастора или учителя - всё это деятельность вне товарного производства, вне рыночных отношений, в которой исключительно велик элемент творческого созидания, преображения человека в человека. Это позволило обосновать вывод, что культура - основная составляющая качества рабочей силы, главная производительная сила, несопоставимо более мощная, чем капитал и наука, и главный фактор накопления [1, с. 55].

Семью можно считать начальной формой групповой жизни людей, так как именно здесь закладывается и формируется умение жить в обществе. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. По сравнению с другими социальными группами, семья занимает совершенно особое положение. Все остальные социальные группы с известной степенью допущения можно считать искусственными.

Воспитательно-экономические ресурсы современной семьи, на наш взгляд, мало изучены, а на повестке дня остро стоит вопрос о модернизации всех ресурсов и потенциалов семьи применительно к инновационной экономике. Подготавливать и адаптировать к требованиям инновационной экономики необходимо не только подрастающее поколение, но и взрослых членов семьи. Огромный внутрисемейный труд часто ограничивает саморазвитие домохозяйки, а фетишизм материальных и социальных благ, социального статуса и семейных интересов, действительно, может деформировать жизнь людей, ограни-

328

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

чить их интеллектуальные и духовные силы. Поэтому возрастание роли женщины в производственной сфере, изменение её положения в семье снизили статус традиционной брачно-семейной модели, появились иные новые формы организации частной жизни. В основе разрушения семьи лежат экономические причины. Современная женщина образованна, профессиональна, лучше мужчины приспособлена для рутинного монотонного труда в офисе, являющимся в информационном обществе преобладающим. Доля работающих женщин увеличилась во всех возрастных группах. Рост был практически непрерывным. Некоторое сокращение отмечалось лишь в отдельные периоды в самых старших возрастных группах, что объясняется совершенствованием пенсионного обеспечения по старости и инвалидности и соответственно более раннему уходу с работы. Поэтому коэффициенты трудового участия мужчин и женщин существенно сблизились. Женщины всё чаще зарабатывают гораздо больше мужчин.

Причем домашний неоплачиваемый труд , по статистике, ежедневно занимает (независимо от профессии и рода занятий) примерно 4 часа в сутки. Американские исследователи экономики труда высчитали, что, по расценкам наемного персонала, домашний труд женщины, если бы он был оплачиваемым, оценивается в 80-90 тыс. долларов США в год [5, с. 15]. В результате при сравнении эффективности двух сфер - производственной и семейной - с точки зрения получения личного дохода выясняется, что вложения в собственное образование, здоровье, карьерный рост приносят в денежном эквиваленте гораздо больший доход, являются более выгодными инвестициями, чем затраты времени и средств на семью и детей. Инвесторы-родители оказываются в проигрыше как в краткосрочном, так и долгосрочном аспекте. На определенном этапе развития объективно меняется баланс социальных ролей женщины, соответственно меняется и место семьи в обществе. Семья уже не дает возможности полной самореализации. В этой ситуации женщина делает выбор в пользу производственной карьеры не только по материальным, но и по морально-психологическим соображениям. Согласно опросам, 67% женщин из американских семей, где работают оба супруга, ответили, что продолжили бы трудиться, даже если бы не нуждались в деньгах. В американском обществе окончатель-

но утвердился и преобладает тип женщины, для которой образование и деловая карьера значат не меньше, чем семья и материнство [6, с. 75]. При таком подходе традиционная семья проигрывает другим формам организации частной жизни, которые кажутся более гибкими и более приспособленными к реалиям постиндустриального общества. Эти новые формы организации частной жизни уже вполне приняты и в корпоративном секторе, и в обществе в целом.

В то же время, как уже отмечалось выше, любое общество заинтересовано в том, чтобы семья, даже существенным образом изменившаяся, продолжала выполнять свою основную функцию - формирование и развитие человеческого капитала, главным образом через воспитание. Оптимальные условия для воспитания и образования детей может создать только полноценная семья, где каждый из родителей вносит свой вклад в развитие личности ребенка. Так, А. Карлсон, президент Центра им. Говарда «Семья, религия, общество», в течение 13 лет собиравший и систематизировавший материалы по этой проблематике, приходит к выводу, что дети «здоровее, счастливее, лучше учатся в школе, менее склонны к употреблению алкоголя, наркотиков и к совершению преступлений, если они живут с обоими родителями, состоящими в законном браке. Любые отклонения от этой полной структуры семьи ведут к нежелательным последствиям» [4, с. 46]. Для создания оптимальных условий воспитания у правительств есть бюджетные, кредитные и налоговые рычаги.

В европейских государствах существует комплексная семейная политика, содержащая разнообразные меры. Они могут помочь женщине сделать свободный выбор, дать возможность уделить больше времени семье, освободив от необходимости трудиться ради заработка. Широкое применение системы экономических рычагов позволяет влиять на такие параметры функционирования домашних хозяйств, как уровень и динамика личного потребления. Эти показатели позволяют судить о состоянии трудовых ресурсов, которое зависит от качества потребления. Согласно принятой Всемирным банком методике стоимостного расчета национального богатства и человеческого капитала как одной из его частей, значительная часть потребительских расходов - текущие расходы семей - рассматриваются в качестве капитальных затрат. В целом спрос становится всё

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

329

более наукоёмким: быстрее всего растут затраты на товары длительного пользования. Динамика расходов населения на оплату различного вида услуг подтверждает тенденцию роста «наукоём-кости» потребления, что положительно воздействует на экономику [6, с. 79].

Развивая идеи зарубежных и отечественных ученых об особенностях экономического поведения семьи, невозможно не учитывать определенные нюансы культуры семейных отношений. К важному психолого-экономическому ресурсу семьи следует отнести уровень гордости ее членов по отношению к своей родословной, талантам предков, заслугам членов семьи перед государством и обществом. Все это повышает мотивационные исполнительские и творческие потенциалы семьи, ее вклад в общественное производство, усиливает заботу о качестве своей работы. Именно семья выполняет важнейшую общественную функцию - передачу от поколения к поколению основных культурных кодов, ценностей и установок. «Здесь закладываются те феномены развития социального человека, которые затем реализуются (или не реализуются) в высших достижения мировой культуры, в достижениях наций и человечества, мировой экономики и международных отношений» [1, с. 53].

Итак, можно констатировать необходимость развития концептов экономической теории семьи в дискурсе роли человеческого капитала в инновационных процессах.

Библиографический список

1. ВасильчукЮ.А. Социальное развитие человека. Фактор семьи // Общественные науки и современность. - 2008. - № 3. - С. 53-63.

2. Грёйсон Д. Американский менеджмент на пороге XXI века / Д. Грейсон, К.О' Делл. - М.: Экономика, 1991. - 528 с.

3. Друкер П.Ф. Друкер на каждый день. 366 советов по мотивации и управлению временем. -М.: ООО «И.Д. Вильяме», 2007.

4. Карлсон А. Общество - семья - личность: социальный кризис Америки. - М., 2003.

5. Лопухин В.Ю. Развитие системы человеческих ресурсов как определяющий фактор построения в России инновационного общества // Инновации в социальной сфере. - 2010. - № 1. -С. 11-18.

6. Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества (На примере США) // Мировая экономики и международные отношения. -2006. - №8. - С. 71-80.

УДК 338.24

Муравьев Алексей Александрович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ РЕНТООРИЕНТИРОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ АКТОРА В СЕТИ

В статье рассматривается возможность использования в рамках сетевого похода инструментария теории графов, обосновывается возможность оценки реализации рентоориентированного поведения актора в сети.

Ключевые слова: сетевой подход, теория графов, центральность и престиж актора, рента за центральность актора.

Существуют различные трактовки термина «сеть». Наиболее употребимым является понимание сети как инструмента информационного обмена1, совокупности объектов единой функциональной направленности или организационной принадлежности, организационно-распределительного механизма, целеориентированного хозяйственного объединения, пространства неформальных контактов.

С нашей точки зрения, основным принципом, позволяющим выделить сетевую организацию

экономических взаимодействий, является принцип доверия. Используя этот принцип, под сетью мы будем понимать форму экономических взаимодействий, возникающих в результате отношений доверия2, форму реализации однонаправленных экономических интересов, форму достижения индивидуальной выгоды каждым актором.

Таким образом, мы идентифицируем сетевую организацию экономических взаимодействий (отношенческий подход).

330

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2011

© Муравьев А.А., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.