Научная статья на тему 'РОЛЬ СЕМЬИ И МАХАЛЛИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

РОЛЬ СЕМЬИ И МАХАЛЛИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / школа воспитание / сотрудничество / взаимодействие / духовно-нравственное воспитание / развивающее образование / национальные ценности / духовная культура / детско-родительские отношения / family / school education / cooperation / interaction / spiritual and moral education / developmental education / national values / spiritual culture / parent-child relations

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моҳимбону Обидова

В статье рассматривается роль семейного воспитания в формировании гармонично развитой личности ребенка, а также показана сущность и формы взаимодействия образовательных учреждений , семьи и махалли в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE FAMILY AND MAHALLY IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATION

The article examines the role of family education in the formation of a harmoniously developed personality of a child, and also shows the essence and forms of interaction between educational institutions, families and makhalla in modern conditions

Текст научной работы на тему «РОЛЬ СЕМЬИ И МАХАЛЛИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

РОЛЬ СЕМЬИ И МАХАЛЛИ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Мохимбону Обидова

Магистрант Гулистанского Государственного Университета

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается роль семейного воспитания в формировании гармонично развитой личности ребенка, а также показана сущность и формы взаимодействия образовательных учреждений , семьи и махалли в современных условиях.

Ключевые слова: семья, школа воспитание, , сотрудничество, взаимодействие, духовно-нравственное воспитание, развивающее образование, национальные ценности, духовная культура, детско-родительские отношения.

THE ROLE OF THE FAMILY AND MAHALLY IN THE SPIRITUAL AND

MORAL EDUCATION OF CHILDREN IN PRESCHOOL EDUCATION

ABSTRACT

The article examines the role of family education in the formation of a harmoniously developed personality of a child, and also shows the essence and forms of interaction between educational institutions, families and makhalla in modern conditions.

Keywords: family, school education, cooperation, interaction, spiritual and moral education, developmental education, national values, spiritual culture, parent-child relations.

ВВЕДЕНИЕ

В Узбекистане махалля издревле является мощным очагом культуры, действенным органом самоуправления граждан, самой близкой к народу структурой, уникальным институтом гражданского общества. Роль и значение махалли всегда были неоценимы в бережном сохранении передающихся из поколения в поколение национальных и общечеловеческих ценностей, культуры, образа жизни, мышления и духовности многонационального узбекского народа.

Обычаи и традиции нашего народа - это результат его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему наш народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию. «Сохранение, развитие и верность таким, присущим нашему народу и сохраняющимся на протяжении веков традициям, как постоянное проявление уважения к нашим

дедам и отцам, получение их благословения, забота о наших малышах - долг и обязанность каждого из нас».

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Выдающиеся среднеазиатские мыслители прошлого Абу Наср аль Фараби, Абу Рейхан Бируни, Али Ибн Сина, Юсуф-хас Хаджиб, А.Югнаки, А.Навои и многие другие внесли неоценимый вклад в сокровищницу мировой науки, культуры, просвещения. В их трудах красной нитью проходит мысль о необходимости нравственного воспитания подрастающего поколения. Огромное внимание ученые уделяли таким проблемам нравственности как честь, достоинство, добро и зло, справедливость и совесть и др., при этом отмечая, что формирование разносторонней личности может осуществляться лишь путем обучения и воспитания.

Понимая всю сложность и трудность воспитания детей, они стремились определить содержание воспитания и обучения (Ибн Сина), дать обоснование методам нравственного воспитания, которые в первую очередь должны осуществляться в семье. Воспитание - есть основная обязанность родителей.

Ценной является мысль ученых о том, что надо уважать личность ребенка, изучать его интересы, учитывать их природные возрастные особенности (Ибн Сина, А.Навои).

Характеризуя традиции и обычаи как факторы воспитания семейного воспитания, необходимо отметить, что традиция- это процесс воспроизводства у новых поколений людей социального и культурного наследия народа, которые были выработаны им в течение длительного времени (веками, столетиями). В качестве традиций выступают определенные обществом установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.п. Традиции прямо обращены к духовному миру человека, они выполняют роль средства стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств, требуемых этими отношениями. Обычай же вводит молодое поколение в русло, проложенное старшими поколениями, через отдельную регламентацию действий в конкретных ситуациях.

Обычаи и традиции - это два рядом идущих канала, по которому старшие поколения передают молодым опыт своего социального поведения, свои нравственные убеждения и чувства, способы и приемы общественной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.

Дошкольное детство - важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно.

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой

социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:

• уважение к старшим,

• дружеские отношения со сверстниками,

• умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,

• добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности.

Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем

непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В. Г. Белинский.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Нравственные качества нельзя воспитать, лишь разъясняя ребенку, что хорошо, а что плохо, нельзя научить его быть добрым так же, как научить читать или производить арифметические действия. Малыш может прекрасно знать, что нужно сочувствовать чужой беде, но не сделать даже попытки помочь попавшему в беду, знать, что лгать стыдно, но говорить неправду и т. п. Необходимо, чтобы ребенок с малых лет упражнялся в нравственных поступках в доступной ему деятельности.

Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, общение на интересующие всех темы, совместное выполнение домашней работы.

Умение осуществлять взаимодействие с семьёй в общем деле духовно -нравственного развития детей дошкольного возраста является важной составляющей профессиональной компетентности педагогов.

От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у её старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети. Климат семьи оказывает воздействие на моральный климат всего общества.

В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и общественно значимые функции по отношению к обществу и по отношению к человеку.

Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания детей. На основании взаимной любви супругов рождается родительская любовь, ответная любовь детей к родителям, бабушкам, дедушкам, сёстрам и братьям. Радость и горе в духовно здоровой семье становятся общими: все

события семейной жизни объединяют, усиливают и углубляют чувство взаимной любви.

Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков персонажей художественных произведений. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок, это сказки.

Посредством событий в сказке можно помочь усвоить детьми духовно-нравственные категории (добро-зло, послушание-непослушание, трудолюбие-лень), содействовать обогащению словарного запаса ребёнка, развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, воспитывать послушание, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь, воспитывать трудолюбие, доводить начатое дело до конца, с уважением относится к результатам чужого и своего труда, развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.

В Узбекистане махалля издревле является мощным очагом культуры, действенным органом самоуправления граждан, самой близкой к народу структурой, уникальным институтом гражданского общества. Роль и значение махалли всегда были неоценимы в бережном сохранении передающихся из поколения в поколение национальных и общечеловеческих ценностей, культуры, образа жизни, мышления и духовности многонационального узбекского народа.

В Узбекистане выдвинут и реализуется принцип «За каждого ребенка в ответе вся махалля». Государство и общество мобилизуют все свои силы и возможности для воспитания молодежи в духе национальных и общечеловеческих ценностей. В осуществлении этой задачи органы государственного управления опираются на активистов махаллей, ветеранов, обладающих большим жизненным опытом матерей, женщин, их знания и духовный потенциал. Проводимые в махаллях многочисленные спортивные соревнования активно способствуют росту мальчиков и девочек физически крепкими и здоровыми.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Благодаря махалле в Узбекистане веками формировались и сохранились особые принципы мотивации социального и экономического поведения населения, уважения общественных ценностей, этики взаимоотношений,

гарантирующей безусловное выполнение принятых на себя обязательств и ответственности перед обществом. Все это вкупе с высоким уровнем доверия между гражданами, который наблюдается в махаллях, является необходимым условием формирования гражданского общества.

Общественные советы «Семья — махалля — учебные заведения», «Родительские университеты» в соответствии с призывом «Наш ребенок — нам его беречь!» помогают педагогам в обучении и воспитании детей, повышают роль родителей в процессе формирования личности детей, объединения усилий дошкольных учреждений, школы и семьи. На системной основе родители, работники систем здравоохранения и образования обсуждают проблемы молодежи, вопросы, волнующие юношей и девушек, молодые семьи, по ним вырабатываются коллективные решения.

Нравственное воспитание будет эффективным в том случае, если родители будут знать требования, предъявляемые нашим обществом к семье, к воспитанию подрастающего поколения; в процессе нравственного воспитания старших дошкольников будут использованы национальные узбекские традиции с учетом возрастных особенностей детей; родители будут постоянно повышать свое педагогическое образование с учетом современных достижений педагогики, психологии, с использованием богатого духовного наследия мыслителей Востока и Запада по вопросам семейного воспитания.

«Воспитание наших детей в дошкольном возрасте на основе наших традиций и обычаев, оставшихся в наследство от наших предков, в духе уважения к национальным ценностям, с применением современных методов педагогики, ознакомление их с открывающимися для них чудесами мира - все это, должно быть основной задачей родителей и воспитателей».

REFERENCES

1. Касымова Х.И. Использование национальных традиций в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в семье. Ташкент, 2012. С. 61

2. Ашиков, В.В., Ещё раз о воспитании: Дошкольное воспитание.2015,54с.

3. Б.Давлатова , Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе праздников и народных традиций. -, 2017,-96с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.