Обучение
Lifelong learning
УДК 021
РОЛЬ СЕЛЬСКОЙ БИБЛИОТЕКИ В ОБРАЗОВАНИИ, ВОСПИТАНИИ, СОХРАНЕНИИ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ ЖИТЕЛЕЙ СЕЛА
Марцинюк И.В.
магистрант кафедры библиотечно-информационных ресурсов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
Тамбов, Россия
ORCID: 0009-0004-1690-1126
E-mail: [email protected]
Неверова Т.А.
кандидат педагогических наук, доцент
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Тамбов, Россия
SPIN-код: 3055-4705, AuthorID: 626958 ORCID: 0009-0002-3375-2105 E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматриваются традиции просветительской деятельности сельской библиотеки-филиала, на основе анализа массива статистических и аналитических данных за период с 2018 по 2022 гг. Делается вывод о том, что библиотека в сельской местности является важнейшим просветительским, воспитательным, социокультурным институтом, выполняющим, помимо традиционных функций, функцию содействия образованию, самообразованию, функцию воспроизводства и трансляции культурных традиций жителей села.
Актуальность. Сельская библиотека является важнейшим информационным и просветительским институтом, формирующим комплекс социальных и культурных отношений внутри небольших поселений, оказывающим воздействие на формирование системы ценностей и норм у сельских жителей. Сельские библиотеки являются наиболее доступным учреждением для жителей сельских поселений.
Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что сельская библиотека является образующим институтом, вокруг которого формируется культурно-образовательное пространство современного села. Специфика сельской библиотеки обуславливает необходимость продвижения чтения среди сельских жителей как важнейшего элемента образования, самообразования и воспитания.
Цель работы - выявить роль сельской библиотеки в образовании, воспитании, сохранении культурных традиций жителей села.
Материалы и методы исследования. Материалами исследования являлись материалы статистической отчетности библиотеки за период с 2018 по 2022. Методы исследования анализ, сравнение, обобщение.
Результаты и их обсуждение. В деятельности библиотеки поселка совхоза «Россия» существует достаточно широкий круг проблем, связанных с низкими темпами обновлением библиотечного фонда, слабым материально-техническим обеспечением, подбором квалифици-
рованного персонала и т.д. Услугами библиотеки пользуются все группы населения: дети, юношество, специалисты сельского хозяйства, служащие, учителя, животноводы, предприниматели, а также пенсионеры.
Выводы. Анализ современного состояния библиотеки-филиала поселка совхоза «Россия» Сампурского района Тамбовской области показал, что сельская библиотека является элементом образовательно-просветительской инфраструктуры поселка, центром коммуникации, межпоколенческого общения. Библиотека за время своего существования, прошла большой путь от избы-читальни, до современной библиотеки и не утратила своей популярности, несмотря на значительное уменьшение населения. Все показатели работы библиотеки неразрывно связаны между собой и имеют положительную динамику роста.
Заключение. Сельскую библиотеку филиал посёлка совхоза «Россия», можно назвать важнейшим элементом культурно-образовательного пространства поселка. Библиотека за время своего существования, прошла большой путь от избы-читальни, до современной библиотеки и не утратила своей популярности, несмотря на значительное уменьшение населения.
" Ключевые слова: сельская библиотека, сельские жители, библиотечное обслуживание, воспитание, поселок, культурные традиции
Введение. Сельские библиотеки, составляющие около 80 % библиотечной сети Министерства культуры РФ, максимально приближены к информационным потребностям сельских жителей. Общедоступные сельские библиотеки являются основным источником знаний и информации для сельских жителей, являясь основным элементом информационной и культурно-просветительской инфраструктуры сельских поселений, наиболее доступным учреждением для жителей своих территорий. Сельские библиотеки выполняют функции информационно-просветительских, культурно-досуговых центров, сохраняют историю населенных пунктов, воспроизводят культурные традиции сельских жителей.
Различные аспекты деятельности сельских библиотек, их воспитательные, просветительские, социокультурные функции рассматривали Г. Г. Аристархова, С.И. Головко, Е.С. Боровикова, Н.И. Диская, О.Л. Лаврик, Е.Ю. Мингазеева, Л.А. Орлова, О.М. Уржумова, Э.Р. Хамбекова и др.
f Актуальность. В рамках реализации «Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года» предусмотрено обеспечение равного доступа к достоверной информации, «повышение роли библиотек в научном и образовательном процессах, осуществление библиотеками функций поддержки и продвижения чте-
ния, формирования высокой культуры чтения и информационной культуры человека, сокращение негативного воздействия информационных технологий на его физическое и ментальное здоровье, развитие человеческого потенциала».
Культурную жизнь поселка совхоза «Россия» невозможно представить без библиотеки, она неотъемлемая часть социальной инфраструктуры поселка, обеспечивающая удовлетворение информационных, коммуникационных, досуговых потребностей жителей, способствующая сохранению и популяризации историко-культурного наследия.
Первые упоминания о библиотеке посёлка совхоза Россия, встречаются в губернской газете от 25 ноября 1923 года в статье под заголовком «Из мрака - к свету»: «Ивановская изба-читальня в нынешнем году функционирует с первых чисел октября. Она была открыта ещё в начале 1919 года. В период бандитизма и голодовки этот культурный уголок хоть и работал, но с большими перерывами. В данный момент изба-читальня усовершенствована. Освещается электричеством, проведённым из совхоза. Всегда в ней можно найти несколько свежих номеров «Тамбовской правды», «Бедноты» и «Центральных вестей», кроме того, журнал «Коммунист» и новейшие брошюры по вопросам политики, советского строительства, сельского хозяйства [1 ].
В дальнейшей истории библиотеки-филиала отражаются вехи истории страны [2]. В 1992 году библиотека посёлка совхоза «Россия» присоединена к ЦБС. В настоящее время библиотека посёлка совхоза «Россия» является филиалом Муниципального бюджетного учреждения Сам-пурского района «Центральная библиотека».
Библиотека является центром местного сообщества, расположена в центре поселка, в здании дома культуры. Услугами библиотеки пользуются следующие группы жителей поселка: дети, подростки, семьи с детьми, пенсионеры, специалисты сельского хозяйства, служащие, учителя, животноводы, предприниматели.
Проблема, цель, задачи. Проблема состоит в том, что сельская библиотека является образующим институтом, вокруг которого формируется культурно-просветительное пространство современного села. Специфика и многофункциональность сельской библиотеки, предопределяет необходимость рассмотрения ее как перспективного института в деле возрождения села. Библиотека располагает всеми ресурсами для продвижения книг и чтения, повышения образовательного, культурного уровня сельских жителей. Цель работы -выявить роль сельской библиотеки в образовании, воспитании, сохранении культурных традиций жителей села.
В свою очередь, для достижения установленной цели были также поставлены задачи:
1. раскрыть основные направления работы библиотеки-филиала поселка совхоза «Россия»;
2. выявить основные категории пользователей библиотеки;
3. выявить перспективы продвижения библиотеки и чтения среди сельских жителей.
Материалы и методы исследования.
Материалами исследования являлись материалы статистической отчетности библиотеки за период с 2018 по 2022. Методы исследования анализ, сравнение, обобщение.
В настоящее время миграция населения из глубинки в мегаполисы принимает все большие масштабы, а также период пандемии сказался на смертности населения, что привело к значительному уменьшению количества проживающих на территории села людей. Если в 2018 году было зарегистрировано 2034 жителя, то в 2023 -1610, что на 424 человека меньше, что составляет 20,84 %. Пугающая, но вполне закономерная тенденция по стране. Тем не менее, библиотека всё ещё пользуется популярностью, численность читателей не уменьшается. Динамика показателей, отражающих работу библиотеки представлена на рисунке 1.
юооо
? .и |! |
■ Кол-во читателем □ Книговыдача п Посещение Рис. 1. Динамика основных показателей работы библиотеки
Среди основных образовательных образования, самообразования жителей
функций библиотеки поселка совхоза поселка, информационное просвещение,
«Россия»: поддержка систематического включающее формирование информаци-
онной культуры населения, обучение компьютерной грамотности.
Воспитательные функции библиотеки-филиала реализуются посредством патриотических программ, экологического просвещения, развития творческого потенциала детей и подростков.
Просветительские и культурно-массовые мероприятия проводятся для всех категорий, тщательно подбирается материал и форма подачи. Большое внимание уделяется детям, находящимся в социально опасном положении, и молодежи. Особого подхода требуют сельские пенсионеры.
Из данных, представленных на рисунке 2 следует, что во время пандемии мероприятий было проведено значительно меньше, в связи с изменениями условий работы, но, тем не менее, работа велась. В последующие годы количество мероприятий стабильно увеличивается. В период пандемии библиотека вышла на новый уровень, большая часть работы осуществлялась онлайн. Большая часть мероприятий проводилась дистанционно и доступна на сайте учреждения и в социальных сетях. В течении трёх лет библиотека посёлка совхоза «Россия» является площадкой для проведения Тотального диктанта.
Рис. 2. Количество культурно-просветительских мероприятий за период с 2018 по 2022 гг.
Библиотека ведет активную работу с детьми, находящимися в трудной социальной ситуации. Ребята принимают участие в мероприятиях, беседах, обсуждении прочитанных книг. С этой категорией читателей проведены такие мероприятия, как День профориентации «Профессия - твой выбор», Информационный диспут «Почему он совершил преступление», Беседа по профилактике экстремизма в подростковой среде «Экстремизм - угроза для всего человечества», Ролевая игра «А мы такие разные» и др.
Каждый год библиотека участвует в муниципальных профессиональных конкурсах среди работников библиотек Сампур-ского района, в 2019 году заняла III место.
На протяжении всего времени библиотека работает в тесном контакте с общеоб-
разовательной школой, детским садом, администрацией сельского совета, коллективами сельскохозяйственных предприятий, предпринимателями, приходом Иоано-Предтеченского храма села Ивановка и др. Проводятся совместные крупномасштабные мероприятия. Такие, как «Бессмертный полк», Митинг ко Дню Победы, День села, «Имянаречение», библиотекарь участвует в художественной самодеятельности и является членом Народного коллектива «Смородинка», который принимает участие во многих значимых мероприятиях не только села и района, но и области.
В библиотеке действуют два клуба по интересам «Клуб вежливых наук» и «В кругу друзей». Клубная деятельность позволяет раскрывать творческие возможности жителей поселка, способствует реали-
зации не только коммуникативной функции, но и рекреационной, социализирующей. «Клуб вежливых наук», это клуб для детей, на заседаниях которого, проводятся мероприятия различные по форме и тематике: познавательные часы «Крещение Руси - обретение истории», «Интернет даёт совет», развлекательная программа «Праздник детства», литературный час «Прославлены и венчаны на небесах», день знаний «Полный вперед, в страну знаний», урок вежливости «Через книгу к вежливости» и др.
Библиотека участвует в реализации муниципальных программ Сампурского района: муниципальная программа «Развитие институтов гражданского общества на 2016-2024 годы»; муниципальная программа Сампурского района «Развитие культуры и туризма» на 2014-2024 годы».
Библиотека является активным участником муниципальных акций: межведомственной районной акции по профилактике пьянства и наркомании среди несовершеннолетних «Молодёжь - против наркотиков», акции «Наше будущее в наших руках» и др.
Особое внимание библиотека уделяет детям. Предлагая те или иные услуги для данной категории населения, библиотека строит свою работу на основе анализа их интересов, использует интерактивные формы работы, транслируя детям и подросткам ценность книги. В библиотечном обслуживании детей применяются различные формы информационно-библиографического обслуживания: массовое, групповое и индивидуальное информирование пользователей.
В библиотеке на протяжении многих лет работы сложилась определенная схема взаимодействия с различными образовательными, культурно-просветительскими организациями и учреждениями, основанная на партнерстве и сотрудничестве. Постоянными партнерами библиотеки являются: МБУ «Ивановская СОШ», МБУ «Центр Досуговой деятельности», МБО-УДО «Сатинская детская школа искусств», Летний пришкольный лагерь «Чебурашка». Библиотечные мероприятия, проводи-
мые вместе с партнерами, получаются яркими и зрелищными.
Работа библиотеки освящается на сайте учреждения (http://regionlib.ru/sampur), в аккаунтах и группах в социальных сетях.
Одна из функций библиотеки-филиала поселка традиционно является организация досуговой деятельности в поселке, что позволяет постоянно расширять аудиторию библиотечных мероприятий, популяризировать чтение и библиотеку. Деятельность библиотеки ориентирована на разные возрастные группы, что способствует межпоколенческой коммуникации, трансляции жизненного опыта и традиций.
Результаты и их обсуждение. В деятельности библиотеки поселка совхоза «Россия» существует достаточно широкий круг проблем, связанных с низкими темпами обновлением библиотечного фонда, слабым материально-техническим обеспечением, подбором квалифицированного персонала и т.д.
Информационными ресурсами библиотеки пользуются представители различных возрастных и профессиональных групп жителей поселка: дети, молодежь, семьи с детьми, пенсионеры, специалисты сельского хозяйства, учителя, животноводы, фермеры.
Просветительские и культурно-массовые мероприятия проводятся для всех категорий, тщательно подбирается материал и форма подачи. Особое внимание уделяется детям, молодежи, пенсионерам. Целесообразно организовывать общепоселковые мероприятия, повышающие статус библиотеки и чтения.
Для улучшения библиотечно-информационного обслуживания населения поселка необходимо выявить отношение населения к библиотеке и чтению, изучить информационные потребности и круг интересов различных возрастных и профессиональных групп жителей поселка, определить пути совершенствования работы по привлечению населения к чтению.
Заключение. Сельская библиотека филиал посёлка совхоза «Россия» является важнейшим информационно-просветительским центром местного сообщества,
реализует полноценное обслуживание, обеспечивает пользователей оперативной и актуальной информацией, осуществляет дифференцированное обслуживание различных категорий читателей (детей, молодежи, семей с детьми, лиц с ограниченными возможностями, лиц преклонного возраста) на основе имеющихся ресурсов, а также социального партнерства. Библиотека осуществляет поддержку систематического образования, самообразования жителей поселка, информационное просвещение, включающее формирование информационной культуры населения, обучение
Литература
1. История совхоза «Россия» Сампурского района Тамбовской области. - Сампур, 1980. - 119 с.
2. Летопись села Ивановка Сампурского района: рукопись // Электронная библиотека Тамбовской области. - URL: http://eHbrary.tambovHb.ru/?ebook=8787
3. Стратегия развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573910950
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Марцинюк И.В. Роль сельской библиотеки в образовании, воспитании, сохранении культурных традиций жителей села / И.В. Марцинюк, Т.А. Неверова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2023. Том 4. № 8. С. 36-43.
Сведения об авторах Марцинюк Ирина Владимировна
магистрант кафедры библиотечно-информационных ресурсов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина,
Тамбов, Россия
ORCID: 0009-0004-1690-1126
E-mail: [email protected]
Неверова Татьяна Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина Тамбов, Россия
SPIN-код: 3055-4705, AuthorID: 626958 ORCID: 0009-0002-3375-2105 E-mail: [email protected]
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2023, vol. 4, no. 8, pp. 36-43.
компьютерной грамотности, реализует воспитательные функции посредством патриотических программ, экологического просвещения, развития творческого потенциала детей и подростков. В ходе исследования истории и современного состояния библиотеки, было выяснено, что библиотека-филиал за время своего существования, прошла большой путь от избы-читальни, до современной сельской библиотеки и не утратила своей популярности, несмотря на значительное уменьшение населения поселка.
THE ROLE OF THE RURAL LIBRARY IN THE EDUCATION, UPBRINGING, PRESERVATION OF CULTURAL TRADITIONS OF THE VILLAGERS
Martsinyuk I.V.
Master's student of the Department of Library and Information Resources Tambov State University Derzhavin Tambov, Russia
ORCHID: 0009-0004-1690-1126 E-mail: [email protected]
Neverova T.A.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Tambov State University Derzhavin Tambov, Russia
SPIN code: 3055-4705, author ID: 626958 ORCHID: 0009-0002-3375-2105 E-mail: [email protected]
Abstract. The article examines the traditions of educational activities of the rural branch library, based on the analysis of an array of statistical and analytical data for the period from 2018 to 2022. It is concluded that the library in rural areas is the most important educational, educational, socio-cultural institution that performs, in addition to traditional functions, the function of promoting education, self-education, the function of reproduction and translation of cultural traditions of villagers.
Relevance. The rural Library is the most important information and educational institution that forms a complex of social and cultural relations within small settlements, influencing the formation of a system of values and norms among rural residents. Rural libraries are the most accessible institution for residents of rural settlements.
Problem, goal, tasks. The problem is that the rural library is a formative institution around which the cultural and educational space of the modern village is formed. The specifics of the rural library necessitates the promotion of reading among rural residents as an essential element of education, self-education and upbringing.
The purpose of the work is to identify the role of the rural library in the education, upbringing, preservation of cultural traditions of the villagers.
Materials and methods of research. The materials of the study were the materials of the statistical reports of the library for the period from 2018 to 2022. Research methods analysis, comparison, generalization.
Results and their discussion. In the activities of the library of the village of the state farm "Russia" there is a fairly wide range of problems associated with the slow pace of updating the library fund, poor logistical support, the selection of qualified personnel, etc. The library's services are used by all groups of the population: children, youth, agricultural specialists, employees, teachers, animal breeders, entrepreneurs, as well as pensioners.
Conclusions. The analysis of the current state of the library-branch of the village of the state farm "Russia" of the Sampursky district of the Tambov region showed that the rural library is an element of the educational infrastructure of the village, the center of communication, intergenerational communication. During its existence, the library has come a long way from a reading hut to a modern library and has not lost its popularity, despite a significant decrease in population. All library performance indicators are inextricably linked and have positive growth dynamics. Conclusion. The village library, a branch of the village of the state farm "Russia", can be called the most important element of the cultural and educational space of the village. During its existence, the library has come a long way from a reading hut to a modern library and has not lost its popularity, despite a significant decrease in population.
Keywords: rural library, rural residents, library service, education, village, cultural traditions
Information about the author Martsenyuk Irina Vladimirovna
Master's student of the Department of Library and Information Resources Tambov State University Derzhavin Tambov, Russia
ORCHID: 0009-0004-1690-1126 E-mail: [email protected]
Neverova Tatiana Anatolyevna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Library and Information Resources Tambov State University Derzhavin Tambov, Russia
SPIN code: 3055-4705, author ID: 626958 ORCHID: 0009-0002-3375-2105 E-mail: [email protected]
Поступила в редакцию 24.07.2023. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликова-
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial»
нию 20.08.2023.
(«Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная http s:// creativecommons. org/licenses/by-nc/4. 0/