Научная статья на тему 'Роль самостоятельных занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы'

Роль самостоятельных занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
699
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ВУЗЕ / РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ / HEALTH / PHYSICAL EDUCATION IN UNIVERSITY / IMPORTANCE OF SPECIAL MEDICAL GROUP DEDICATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Эдер Валентина Дмитриевна, Иванов Илья Вячеславович

В этой статье ставится задача рассмотреть роль самостоятельных занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы. Автором были выделены определённые факторы, которые делают самостоятельные занятия актуальными. Был проведён опрос студентов РХТУ им. Менделеева, имеющих ограничения на занятие физическими упражнениями в связи с состоянием здоровья. В результате анализа полученных данных выяснилось, что факторы, перечисленные автором, действительно влияют на потребность студентов заниматься самостоятельно, а большинство студентов занимаются самостоятельно физическими упражнениями и осознают их значение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPORTANCE OF SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS'' DEDICATION TO EXERCISING PHYSICAL CULTURE

The point of this article is to consider the importance of special medical group students' dedication to practicing PE exercises. The composer highlighted several certain things, that emphasize the relevance of this devotion. An opinion poll was conducted among MUCTR students, who had restrictions in doing sports because of their health status. The results say, that factors, mentioned in the opinion poll, indeed have an impact on the students' need in doing exercises by themselves. And moreover, it turns out, that the majority of students do exercise independently and realize their importance.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельных занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы»

УДК:796.015

Эдер В.Д., Иванов ИВ.

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Эдер Валентина Дмитриевна, студент факультета ТНВ и ВМ РХТУ им. Д.И.Менделеева

Иванов Илья Вячеславович, старший преподаватель кафедры физического воспитания РХТУ им.Д.И.

Менделеева

e-mail: ivanov.ilya1982@mail. ru

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская пл., д. 9

Аннотация: в этой статье ставится задача рассмотреть роль самостоятельных занятий физической культурой студентов специальной медицинской группы. Автором были выделены определённые факторы, которые делают самостоятельные занятия актуальными. Был проведён опрос студентов РХТУ им. Менделеева, имеющих ограничения на занятие физическими упражнениями в связи с состоянием здоровья. В результате анализа полученных данных выяснилось, что факторы, перечисленные автором, действительно влияют на потребность студентов заниматься самостоятельно, а большинство студентов занимаются самостоятельно физическими упражнениями и осознают их значение.

Ключевые слова: здоровье, физическая культура в ВУЗе, роль самостоятельных занятий.

IMPORTANCE OF SPECIAL MEDICAL GROUP STUDENTS' DEDICATION TO EXERCISING PHYSICAL CULTURE

Eder Valentina Dmitrievna, Ivanov Ilya Vyacheslavovich

D.Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia

The point of this article is to consider the importance of special medical group students' dedication to practicing PE exercises. The composer highlighted several certain things, that emphasize the relevance of this devotion. An opinion poll was conducted among MUCTR students, who had restrictions in doing sports because of their health status. The results say, that factors, mentioned in the opinion poll, indeed have an impact on the students' need in doing exercises by themselves. And moreover, it turns out, that the majority of students do exercise independently and realize their importance.

Keywords: health, physical education in university, importance of special medical group dedication

Для студента роль самостоятельных занятий физической культурой, несомненно, важна. Это проявляется как в поддержании физического тонуса организма и формирования здорового образа жизни, так и в психофизиологических способностей. Для студентов основной медицинской группы всё предельно просто: нагрузка на занятиях может достигать максимальной отметки без ущерба для здоровья, студенту доступны все виды упражнений, - то есть занятия физической культуре выполняются в полном объеме. Однако в настоящее время довольно внушительная часть учащихся относится к подготовительной или специальной медицинской группе в связи с различными заболеваниями. Из-за разницы в проявлении заболевания и индивидуальных особенностей каждого студента, в специальной медицинской группе выделяют подгруппы. Подгруппа А - в данной подгруппе не предусматривается выполнение общей программы по физическому воспитанию. Используются все виды упражнений. Ограничение по интенсивности нагрузки определяется по результатам медицинского освидетельствования и углубленного обследования. Методика проведения занятий малогрупповая либо индивидуальная. К подгруппе А относятся лица с низким уровнем физического развития без отклонений в состоянии здоровья, а также те, у кого уровень физического развития средний, выше

среднего и высокий со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, но без выраженных нарушений функции со стороны пораженных органов либо систем. Реакция сердечно-сосудистой системы преимущественно нормотоническая, возможны элементы патологической. Подгруппа Б - основная форма проведения занятий - лечебная гимнастика. Используются, главным образом, гимнастические и элементы спортивно-прикладных упражнений. Нагрузка, строго дозированная, подбирается с учетом результатов углубленного обследования и медицинского освидетельствования. Методика проведения занятий - индивидуальная. В данную подгруппу направляются лица со стойкими отклонениями в состоянии здоровья, с выраженными нарушениями функций со стороны пораженных органов либо систем. Тип реакции сердечно-сосудистой системы может быть как нормотонический, так и патологический.[1]

Различия между этими группами очень велики. Если к студентам основной группы здоровья можно применить некий шаблон физических упражнений и это будет вцелом верно, то к студентам подготовительной и специальной групп - нельзя, так как у каждого учащегося индивидуальный набор противопоказаний и рекомендаций на счёт определённых упражнений или даже видов спорта. Зачастую в некоторых учебных заведениях эта

грань, к сожалению, игнорируется, и учащиеся, имеющие заболевания, вынуждены либо превозмогать себя, либо получать

неудовлетворительные оценки от преподавателя. Чаще всего это происходит в школах, так как в них не всегда предусмотрена возможность разделения учащихся по группам здоровья. Если студент получал подобный опыт в прошлом, то роль самостоятельных занятий в высшем учебном заведении имеет первостепенное значение.

Первое, на что следует обратить в данном вопросе - объективность. Выполняя какое-либо упражнение, студент может объективно оценить свои возможности, в то время, как преподаватель может быть субъективен. Например, если у учащегося есть некоторые заболевания сердечнососудистой системы не в обостренной форме, легкий бег не противопоказан. Как только при беге студент замечает какие-то негативные изменения в своем самочувствии, выполнение упражнения

прекращается. Если занятия проходили в большой группе, преподаватель зачастую может думать, что студент ленится или "отлынивает" от выполнения определенного упражнения. Так как на нашем примере эти подозрения будут неверными, у студента может сложиться негативное восприятие занятий физической культуры - из-за подобных разногласий студент сознательно начнет избегать занятий в группе и с преподавателем, что в свою очередь может подорвать и так неидеальное здоровье учащегося ввиду отсутствия даже облегчённых физических нагрузок.

Рисунок 1. Доля студентов, имеющих ограничения по состоянию здоровья для занятия физической культурой.

Во-вторых, немаловажна личная

заинтересованность студента. Учащиеся с нарушением обмена веществ, диабетом и т.д часто имеют повышенную массу тела, что сказывается негативно как на здоровье, так и на эстетической стороне вопроса. Желание привести себя в форму отличная мотивация, но у таких людей встречаются разного рода комплексы, из-за чего им психологически некомфортно заниматься

физической культурой в группе. Также одной из психологических проблем в подобного рода

ситуациях является тот факт, что при различных гормональных нарушениях, которые чаще всего бывают у девушек, контролировать массу тела очень сложно и в особо тяжелых случаях практически невозможно. Из-за этого у студенток может быть негативное отношение к физическим упражнениям ("Мне это все равно не поможет","Я занималась несколько месяцев и изменений не произошло" и т.д.), что в свою очередь отрицательно сказывается на здоровье.

6,0%

5,0% -

-Л"

/ /

Рисунок 2. Изменение доли студентов, освобожденных от практических занятий физической культурой.

В-третьих, не последнее место занимает психологическая обстановка в группе. Далеко не все студенты являются состоявшимися личностями, которые могут тактично промолчать, а не комментировать неудачи своих однокурсников. Если студент воспитан подобным образом, комментируя чужие неудачи он демотивирует другого учащегося и просто самоутверждается за счёт менее подготовленного студента. Это особо отрицательно сказывается на ранимых людях, что очень сильно демотивирует их.

И, наконец, в-четвёртых, если рассматривать студента специальной медицинской группы как уже взрослого человека можно сделать вывод, что он осведомлен о необходимости регулярных физических занятий и как они полезны для организма. Но иногда бывает, что выкроить время для занятий в группе не получается, например, если студент обучается на заочном отделении и параллельно работает, или получает сразу два высших образования. Тогда студент может осознанно выделить для себя определённое время для занятий.

Это основные причины, которые я рассматриваю в анализе роли самостоятельных занятий студентов специальной медицинской группы. Большую их часть условно можно объединить в психологические, то есть в основном личное восприятие студентом окружающей

действительности иллюстрирует роль

самостоятельных занятий физической культурой.

Актуальность роли самостоятельных занятий физической культурой обусловлена значительной долей студентов, имеющих ограничения по

состоянию здоровья. На рисунке 1 представлены данные, полученные за последние 7 лет на основании справок о медицинском осмотре студентов дневного отделения РХТУ им. Д.И.Менделеева. Можно видеть, что в среднем четверть студентов не способна заниматься в основной группе. В то время как доля студентов, освобожденных от практических занятий растет (рисунок 2).

факторами

Рисунок 3. Причины для самостоятельных занятий.

Для анализа заинтересованности студентов специальной медицинской группы в самостоятельных занятиях был проведён опрос на базе кафедры физического воспитания РХТУ им. Д.И.Менделеева. В опросе приняло участие 54 человека, имеющих какие-либо ограничения по состоянию здоровья. Количество студентов подготовительной и специальной медицинской группы в сумме составляют 76%, из чего можно сделать вывод, что для большинства учащихся, имеющих не основную группу здоровья, возможно самостоятельное выполнение физических

упражнений (разумеется, с учётом

противопоказаний).

60 -1 55'6 53,7

Рисунок 4. Причины, мешающие самостоятельно заниматься.

На вопрос "Были ли у Вас проблемы с физической культурой в школе из-за группы здоровья?" 23 человека из 54 ответили "Да". Почти у половины учащихся, имеющих ограничения на физическую нагрузку из-за проблем со здоровьем, возникали проблемы с этим предметом. Это могло влиять как на психологическое отношение к

физической культуре в целом, так и на взаимоотношения с преподователем и одноклассниками в школе. Подобные проблемы могли наложить свой отпечаток и на занятия физической культурой уже в вузе.

59% опрощенных не имели разделения по группам здоровья на уроках физической культуры. Это говорит о том, что в большинстве школ учащиеся с противопоказаниями занимаются вместе с полностью здоровыми детьми. Из-за этого риск получить осложнения или рецидив заболевания резко увеличивается, т.к. чаще всего преподаватель в школе нацелен на выполнение определенных упражнений всеми, без учета индивидуальных особенностей.

Большинство опрошенных (около 70%) сказали, что они занимаются самостоятельно физической культурой. 16 человек из 54 ответили отрицательно, а 6 из 16 высказали желание начать самостоятельные занятия. Это говорит о том, что в целом студенты понимают, что самостоятельные физические занятия очень важны.

На рисунке 3 представлены самые популярные причины для самостоятельных занятий.

Немаловажными являются и психологические факторы: неуверенность в себе, психологическое давление состороны студентов и преподавателя (15%, 2% и 9% соотвественно). Также в причинах студенты указывали неудобное расписание групповых занятий, отстутствие индивидуального подхода к студентам с различными заболеваниями и отсутствие самостоятельных занятий как таковых.

Двумя основными причинами, которые мешают студентам заниматься самостоятельно - лень и нехватка времени из-за учёбы (56% и 54% соответственно). 29% учащихся не занимаются самостоятельно из-за непроставления таких занятий в абонемент. Студенты также отмечали такие причины как нехватка времени из-за работы, удовлетворённость текущим физическим

состоянием организма.

В целом на результатах опроса можно вынести следующее заключение: для студентов специальной медицинской и подготовительной групп очень важны как психологические факторы (обстановка в группе, общее психологическое состояние, грамотный подход со стороны преподавателя и т.д.), так и внешние факторы (наличие свободного времени, сил, места для самостоятельных занятий и т.д.).Нельзя сказать, что из-за системы абонементов количество занимающихся физической культурой падает, скорее наоборот - учащиеся заинтересованы в получении определённого количества посещений, что в свою очередь повыщает посещаемость групповых занятий. Роль самостоятельных занятий особенно важна для тех студентов, для которых важно собственное здоровье и общее самочувствие.

Список литературы

1. Социальная сеть работников образование nsportal.ru - Режим доступа http://nsportal.ru, свободный.- Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.