Научная статья на тему 'Роль саморегулируемых организаций в обеспечении условий технического регулирования разработки и производства наукоемкой продукции'

Роль саморегулируемых организаций в обеспечении условий технического регулирования разработки и производства наукоемкой продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль саморегулируемых организаций в обеспечении условий технического регулирования разработки и производства наукоемкой продукции»

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

Роль саморегулируемых организаций в обеспечении условий технического регулирования разработки и производства наукоемкой продукции

Е. А. Наумов,

к. э. н., профессор, директор государственного Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки

В. В. Поляков,

директор Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (МВТК)

Условия вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО) определили необходимость принятия Федерального закона «О техническом регулировании», который был принят в 2003 году. Новый закон устанавливает единые правила в области стандартизации и сертификации, в которых важная роль придается саморегулированию деятельности организаций, осуществляющих производство товаров и услуг, связанных с принятием и исполнением обязательных требований, общих принципов и характеристик, обеспечивающих качество и заданные потребительские свойства продукции.

Существовавшая ранее система стандартизации в Российской Федерации в настоящее время подвергается преобразованию. На уровне государства будут разрабатываться и применяться технические регламенты (законодательные акты), регулирующие условия обеспечения национальной безопасности, жизни и здоровья населения, национальные стандарты (нормативно-правовые акты), регулирующие системы качества и условия в сфере отраслевого производства,

наконец, стандарты организаций, определяющие требования к качеству продукции и услуг, выпускаемых на уровне отдельных товаропроизводителей. Действующая в настоящее время в экономически развитых странах система стандартизации и сертификации хорошо зарекомендовала себя в условиях рыночной экономики как механизм, регулирующий условия конкурентоспособности производства. Однако исторически она сложилась под влиянием Соединенных Штатов Америки и ориентирована на национальные интересы американских товаропроизводителей. Вступление России и стран Содружества Независимых Государств (СНГ) в ВТО создадут для отечественных производителей ряд проблем, связанных с обеспечением конкурентоспособности отечественной продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынках. В Россию хлынет поток дешевых зарубежных товаров сомнительного качества, усилится выпуск и распространение контрафактной продукции. Политика Правительства Российской Федерации в настоящее время ориентирована на отмену лицензирования отдельных видов деятельности, в том

числе в области строительства, производства медицинской техники, производства алкогольной продукции. Отменяется государственная аккредитация научных организаций, риелторских фирм и других, что в отсутствии четко отработанной системы сертификации продукции и услуг может привести к катастрофическим последствиям для экономики России и развития частного предпринимательства. Вот почему предпринимательские сообщества российских производителей ставят вопрос о необходимости принятия Федерального закона «О саморегулируемых организациях», которые на основе принятия и добровольного исполнения обязательных требований и правил, общих принципов и характеристик будут осуществлять техническое регулирование в области выпуска доброкачественной продукции и услуг, защиту интересов товаропроизводителей и потребителей отечественной продукции. Особое значение приобретает вопрос создания таких организаций в области разработки и производства высокотехнологичной продукции. С этой целью по инициативе Ассоциации делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии (МВТК), при поддержке заинтересованных организаций и лиц, специализирующихся в области разработки и использования наукоемких технологий и высокотехнологичной продукции (товаров, работ и услуг), создано некоммерческое партнерство «НАЦИОНАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПАЛАТА», именуемая в дальнейшем «ПАЛАТА» (Свидетельство о регистрации № 1057746604684 от 07 апреля 2005 г.).

ПАЛАТА является профессиональной, саморегу-лируемой некоммерческой организацией, объединяющей на добровольных началах государственные, коммерческие, некоммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся в области разработки и производства новой техники и технологий, инновационной деятельности, связанной с вовлечением в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности, а также с принятием, применением и исполнением обязательных требований и добровольных правил, общих принципов и характеристик в области технологий (техническое регулирование).

Целями созданной Национальной технологической палаты являются:

★ содействие комплексному развитию инфраструктуры национальной инновационной системы на основе повышения инновационной активности, восприимчивости организаций к нововведениям и прогрессивным технологиям в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики;

★ объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций научнотехнической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических приоритетов и обеспечения технологической и национальной безопасности Российской Федерации;

★ адаптация научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики и создание необходимых условий для развития механизма государственно-частного партнерства, способствующего прогрессу российской науки, техники и технологий, обновлению технологической базы отечественного производства, привлечению инвестиций в развитие наукоемких предприятий и обеспечению выхода отечественных производителей техники и технологий на международные рынки высокотехнологичной продукции (услуг);

★ создание необходимых условий, стимулирующих введение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, коммерциализации и передачи (трансфера) технологий и защиты интеллектуальной собственности;

★ обеспечение условий добросовестной конкуренции, принципов и обязательных требований, добровольных правил и характеристик в отношении наукоемкой продукции и услуг, производства и использования техники и технологий (техническое регулирование).

В целях обеспечения своей деятельности Палата

выполняет следующие задачи:

★ участвует в создании инновационной инфраструктуры, формировании механизмов ее эффективного функционирования;

★ оказывает содействие в оказании на договорных условиях представительских, агентских, инжиниринговых, консалтинговых, информационных, маркетинговых, рекламных услуг, а также иных услуг, связанных с трансфером технологий, оценкой интеллектуальной собственности для заинтересованных лиц и организаций, в том числе для органов государственной власти и местного самоуправления;

★ осуществляет юридическое сопровождение сделок, связанных с передачей технологий, проведением патентной, технологической и финансовой экспертизы инновационных проектов, оказывает содействие по лицензированию, сертификации и страхованию инвестиционных и иных рисков;

★ содействует анализу и обобщению опыта развития малого инновационного предпринимательства в стране и за рубежом;

★ осуществляет формирование и ведение реестра наукоемких технологий;

★ организует в заявительном порядке регистрацию сделок, связанных с передачей технологий, в том числе технологий двойного назначения и технологий, созданных за счет средств федерального бюджета;

★ формирует депозитарий наукоемких технологий и технологических «ноу-хау» с выполнением функции метрологической (контрольной) Палаты наукоемких технологий;

★ содействует развитию всех видов предпринимательства в области коммерциализации результатов научно-технической деятельности, трансфера технологий, в том числе в рамках внешнеэкономической деятельности с учетом экономических интересов Российской Федерации;

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

★ осуществляет мониторинг конкурентоспособных на внутреннем и мировом рынках технологий, соответствующих мировому уровню или превосходящих его, имеющих высокий коммерческий потенциал или способствующих повышению технологической безопасности; формирует предложения о приоритетах коммерциализации новых перспективных технологий;

★ взаимодействует с органами государственной власти и принимает в рамках предоставленных ей полномочий участие в разработке прогнозов развития науки и техники, в разработке и реализации целевых программ, связанных с разработкой и использованием техники и технологий, разработкой и экспертизой инновационных проектов, разработкой предложений по формированию и реализации национальной инновационной политики, по обеспечению технологической безопасности Российской Федерации;

★ осуществляет научно-методическое и информационное обеспечение формирования федеральной унифицированной системы кодификации научно-технических знаний и технологий;

★ осуществляет мониторинг и анализ практики нормативно-правового регулирования научнотехнической и инновационной деятельности и разрабатывает предложение по его совершенствованию;

★ разрабатывает правила и стандарты и принимает меры по обеспечению добросовестной конкуренции и делового сотрудничества;

★ участвует в разработке технических регламентов, национальных стандартов, связанных с производством и использованием техники и технологий;

★ осуществляет координацию деятельности членов Палаты, связанной с добровольной сертификацией, стандартизацией и контролем соблюдения требований к объектам технического регулирования, направленных на повышение конкурентоспособности в области разработки, производства и использования новой техники и технологий и оказания услуг;

★ содействует урегулированию споров, возникающих между организациями, предприятиями и предпринимателями — членами Палаты в рамках их предпринимательской и профессиональной деятельности;

★ участвует в формировании многоуровневой системы подготовки кадров в области технологий и инновационной деятельности.

ПАЛАТА в пределах своих полномочий выполняет:

★ агентские, представительские, научно-организационные и иные функции, связанные с обеспечением деятельности Палаты;

★ функции депозитария технологий, патентов и технологических «ноу-хау», осуществляет их регистрацию и формирует соответствующий реестр;

★ функции технического комитета в области добровольной сертификации, стандартизации и контроля качества товаров и услуг (техническое регулирование);

★ функции организатора технологических экспертиз (технологический аудит);

★ функции арбитража (третейского суда) при разрешении споров, связанных с использованием результатов научно-технической деятельности, новой техники, технологий, объектов интеллектуальной собственности членов Палаты и потребителей производимых ими товаров (работ, услуг);

★ другие функции, необходимые для осуществления уставной деятельности ПАЛАТЫ.

Для обеспечения деятельности в области технического регулирования Палата формирует и ведет негосударственный реестр организаций и лиц, участвующих в процессе добровольной сертификации и стандартизации, создает и поддерживает информационный фонд каталогов, технических регламентов и стандартов и обеспечивает к нему доступ в установленном порядке заинтересованных организаций и лиц.

ПАЛАТА может заключать с уполномоченными государственными органами соглашения о сотрудничестве и оказании услуг. Уполномоченные государственные органы и органы местного самоуправления в установленном порядке могут передавать ПАЛАТЕ часть своих функций и полномочий, связанных с выполнением соглашений о сотрудничестве и оказанием услуг в части проведения независимой технологической экспертизы, организационно-методического обеспечения регистрации технологий и сделок с ними, регулирования хозяйственных споров и др.

ПАЛАТА в соответствии с соглашениями о сотрудничестве может выполнять функции общественного Совета при органах государственной власти и местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию Палаты и указанных органов.

Взаимодействие ПАЛАТЫ с ее членами и иными заинтересованными лицами, в том числе с органами государственной власти и профессиональными самоуправляемыми организациями, строятся на условиях равноправного партнерства на основе договорных отношений.

В число членов ПАЛАТЫ могут быть приняты коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, их общественные объединения и организации (союзы и ассоциации), разделяющие цели и задачи ПАЛАТЫ, принимающие участие в ее деятельности. В деятельности ПАЛАТЫ в установленном порядке могут участвовать представители органов федеральной и муниципальной исполнительной власти, а также иностранные организации и граждане.

Принятие в члены ПАЛАТЫ осуществляется на основе письменного заявления и решения уполномоченного руководящего органа ПАЛАТЫ. Участие в деятельности ПАЛАТЫ заинтересованных организаций и лиц осуществляется на основе соглашения (договора) о некоммерческом партнерстве.

Члены ПАЛАТЫ (участники партнерства) не преследуют в совместной деятельности целей извлечения прибыли. Доходы, полученные от деятельности ПАЛАТЫ, не подлежат распределению между ее членами и направляются на цели, определенные ее

Уставом и законодательством, регулирующим деятельность саморегулируемых некоммерческих организаций.

Права и обязанности членов ПАЛАТЫ определяются ее Уставом.

Члены ПАЛАТЫ могут в добровольном прядке выйти из ПАЛАТЫ.

Порядок принятия и выхода членов ПАЛАТЫ из нее определяются Уставом ПАЛАТЫ.

ПАЛАТА имеет полномочия юридического лица, самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ей имуществом, включая объекты интеллектуальной собственности, и несет ответственность по своим обязательствам перед кредиторами в пределах принадлежащего ей имущества. ПАЛАТА не несет ответственности по обязательствам своих членов. Члены ПАЛАТЫ не несут ответственность по обязательством ПАЛАТЫ, за исключением обязательств, принятых в добровольном порядке и определенных Уставом Палаты или обусловленных договорами о совместной деятельности.

В структуре ПАЛАТЫ могут создаваться территориальные отделения и представительства, отраслевые технические комитеты, лаборатории, центры экспертизы, сертификации и повышения квалификации, действующие в соответствии с Уставом как структурные подразделения Палаты, без образования юридического лица на основании Положений, утверждаемых Коллегией ПАЛАТЫ.

В своих наименованиях структурные образования ПАЛАТЫ в установленном порядке могут использовать наименование (логотип) ПАЛАТЫ, ее символику и другую атрибутику.

Руководящими органами управления ПАЛАТЫ являются общее собрание членов ПАЛАТЫ, Правление ПАЛАТЫ и Исполнительный комитет ПАЛАТЫ.

В структуре ПАЛАТЫ предусмотрено создание функционально-специализированных органов: Наблюдательного совета, Научно-технического совета и Арбитражной коллегии (третейского суда).

Права и полномочия органов управления ПАЛАТОЙ определяются ее Уставом.

Имущество ПАЛАТЫ образуется за счет:

★ вступительных, членских и целевых взносов членов ПАЛАТЫ;

★ добровольных имущественных вкладов членов ПАЛАТЫ, пожертвований организаций и граждан;

★ выручки от реализации услуг в области разработки стандартов организаций, сертификации товаров (работ, услуг), проведения технологической экспертизы, в том числе экспертизы конкурсных работ и проектов, инвестиционных проектов и бизнес-планов, связанных с разработкой и передачей технологий;

★ выручки от реализации услуг по представлению информации, раскрытие которой осуществляется на платной основе;

★ выручки от образовательных услуг, связанных с предпринимательской деятельностью и сферами коммерческого и профессионального интереса членов ПАЛАТЫ;

★ выручки от реализации информационных материалов рекламного характера, связанных с предпринимательской деятельностью и сферами коммерческого или профессионального интереса членов ПАЛАТЫ;

★ доходов, получаемых от собственности ПАЛАТЫ, за исключением доходов, получаемых от размещения (инвестирования) средств компенсационных фондов ПАЛАТЫ, которые могут быть направлены только на увеличение размера компенсационных фондов;

★ доходов от издательской деятельности;

★ доходов от предпринимательской деятельности ПАЛАТЫ, в том числе от доходов, связанных с оказанием информационных, консультационных, юридических, маркетинговых, посреднических, представительских, агентских и других услуг;

★ отчислений от учреждений, организаций, филиалов, представительств, образованных ПАЛАТОЙ;

★ других, не запрещенных законодательством источников доходов.

Порядок внесения участниками партнерства единовременных и периодических взносов определяется внутренними документами ПАЛАТЫ.

Концепция создания и организация деятельности «НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАЛАТЫ», ее учредительные документы (Устав и учредительный договор)разработаны Государственным центром правовой и экономической экспертизы в научнотехнической сфере ФГУ НИИ РИНКЦЭ Роснауки и Ассоциацией делового и научно-технического сотрудничества в области машиностроения, высоких технологий и конверсии МВТК (руководители проекта: к. э. н., профессор Наумов Евгений Артурович, директор Центра правовой и экономической экспертизы ФГУ НИИ РИНКЦЭ, тел. (495) 923-18-19, е-№мИ: naumov@extech.ru и Поляков Вячеслав Владимирович, генеральный директор Ассоциации МВТК, тел. (495) 366-69-69). В разработке концепции участвовали Е. В. Грацианский, М. С. Савин (сотрудники Центра П и ЭЭ НТС ФГУ НИИ РИНКЦЭ), Г. А. Аниканов, Б. И. Волостнов, В. И. Косарев (сотрудники Ассоциации МВТК).

Авторы настоящей концепции исходили из необходимости создания структуры, обеспечивающей реализацию механизма государственно-частного партнерства, консолидирующего усилия корпоративного предпринимательского сообщества и органов государственной власти в развитии инфраструктуры национальной инновационной системы, способствующей вовлечению в хозяйственный оборот интеллектуальной собственности и результатов научно-технической деятельности, необходимых для устойчивого экономического развития и национальной безопасности России.

Предлагается заинтересованным организациям и лицам принять участие в создании и организации деятельности «НАЦИОНАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПАЛАТЫ».

ИННОВАЦИИ № 8 (85), 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.