Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
102
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ / САМОПОЗНАНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ЭПОХА ПОСТМОДЕРНИЗМА / САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ВНУТРЕННИЙ МИР / САМОИДЕНТИЧНОСТЬ / ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ / САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ ЗНАНИЙ / КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / ИДЕАЛ / INDEPENDENT ACTIVITY / SELF-EDUCATION / SPIRITUAL DEVELOPMENT / SELF-KNOWLEDGE / SELF-DEVELOPMENT / DIGITAL SOCIETY / THE ERA OF POSTMODERNISM / SELF-AWARENESS / REFLECTION / INNER WORLD / IDENTITY / GOAL HIERARCHY / INDEPENDENT ACQUISITION OF KNOWLEDGE / COMPETENCE / INDIVIDUALISM / IDEAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татаринов Константин Анатольевич, Музыка Сергей Михайлович

Всегда первым шагом в истинном обучении, чтобы получить необходимые знания, будет самообразование. Помощь наставника будет нужна только тогда, когда ученик не может сам справиться с проблемой или хочет задать вопрос. Самообразование - это потребность человека, рождённая из борьбы его с окружающей действительностью. Человеку нужно самообразование для того, чтобы понять насколько мудрым он может быть сам и чего он может достичь. Для многих богатейших людей самообучение может стать единственным стимулом в жизни. Человека можно считать образованным, если он принимает решение о своём собственном непрерывном интеллектуальном развитии, независимо от образования, полученного в студенческие годы. Преимуществом самообучения является приложение индивидуальных усилий человеком при работе над собой и эта работа не может быть проконтролирована другой стороной. Для самообразования очень важно, чтобы люди держали отчёт перед собой и хотели меняться к лучшему. Большое внимание в статье уделено эмоциональным условиям, которые способствуют созданию потребности в юные годы к саморазвитию и социализации. Автор в статье акцентирует внимание на самопознании как отправной точки в необходимости самообразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN THE LIFE OF STUDENTS

Always the first step in true learning in order to obtain the necessary knowledge will be self-education. The help of a mentor will be needed only when the student cannot cope with the problem himself or wants to ask a question. Self-education is a person’s need born from his struggle with the surrounding reality. A person needs self-education so that he can be wise himself and what he can achieve. For many of the richest people, self-education can be the only incentive to life. A person can be considered educated if he decides on his own continuous intellectual development, regardless of education received in his student years. The advantage of self-learning is the application of individual efforts by a person when working on himself and this work cannot be controlled by the other side. For self-education, it is very important that people keep a report in front of themselves and want to change for the better. Much attention is paid in the article to emotional conditions that contribute to the creation of the need in young years for self-development and socialization. The author in the article focuses on self-knowledge as a starting point in the need for self-education.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ»

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Музыка Сергей Михайлович РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ...

УДК 378.018.43

DOI: 10.26140/bgz3-2020-0902-0034

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

© 2020

AuthorID: 448794

SPIN: 7563-3025

Татаринов Константин Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, маркетинг и сервис»

Байкальский государственный университет (664003, Россия, Иркутск, улица Ленина, 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com)

AuthorID: 389185

SPIN: 2949-4509

Музыка Сергей Михайлович, кандидат биологических наук, доцент кафедры прикладной экологии и туризма института управления природными ресурсами Иркутский аграрный университет им. А.А. Ежевского (664007, Россия, Иркутск, улица Тимирязева, 59, e-mail: ignitmuz@gmail.com)

Аннотация. Всегда первым шагом в истинном обучении, чтобы получить необходимые знания, будет самообразование. Помощь наставника будет нужна только тогда, когда ученик не может сам справиться с проблемой или хочет задать вопрос. Самообразование - это потребность человека, рождённая из борьбы его с окружающей действительностью. Человеку нужно самообразование для того, чтобы понять насколько мудрым он может быть сам и чего он может достичь. Для многих богатейших людей самообучение может стать единственным стимулом в жизни. Человека можно считать образованным, если он принимает решение о своём собственном непрерывном интеллектуальном развитии, независимо от образования, полученного в студенческие годы. Преимуществом самообучения является приложение индивидуальных усилий человеком при работе над собой и эта работа не может быть проконтролирована другой стороной. Для самообразования очень важно, чтобы люди держали отчёт перед собой и хотели меняться к лучшему. Большое внимание в статье уделено эмоциональным условиям, которые способствуют созданию потребности в юные годы к саморазвитию и социализации. Автор в статье акцентирует внимание на самопознании как отправной точки в необходимости самообразования.

Ключевые слова: самостоятельная деятельность, самообучение, самообразование, духовное развитие, самопознание, саморазвитие, цифровое общество, эпоха постмодернизма, самосознание, рефлексия, внутренний мир, самоидентичность, иерархия целей, самостоятельное приобретение знаний, компетенции, индивидуализм, идеал.

THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN THE LIFE OF STUDENTS

© 2020

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management, Marketing and Service Baikal State University (664003, Russia, Irkutsk, street Lenina 11, e-mail: tatarinov723@gmail.com) Music Sergey Mikhailovich, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Department of Applied Ecology and Tourism, Institute of Natural Resources Management

Irkutsk Agricultural University named after A.A. Ezhevsky (664007, Russia, Irkutsk, Timiryazev Street, 59, e-mail: ignitmuz@gmail.com)

Abstract. Always the first step in true learning in order to obtain the necessary knowledge will be self-education. The help of a mentor will be needed only when the student cannot cope with the problem himself or wants to ask a question. Self-education is a person's need born from his struggle with the surrounding reality. A person needs self-education so that he can be wise himself and what he can achieve. For many of the richest people, self-education can be the only incentive to life. A person can be considered educated if he decides on his own continuous intellectual development, regardless of education received in his student years. The advantage of self-learning is the application of individual efforts by a person when working on himself and this work cannot be controlled by the other side. For self-education, it is very important that people keep a report in front of themselves and want to change for the better. Much attention is paid in the article to emotional conditions that contribute to the creation of the need in young years for self-development and socialization. The author in the article focuses on self-knowledge as a starting point in the need for self-education.

Keywords: independent activity, self-education, self-education, spiritual development, self-knowledge, self-development, digital society, the era of postmodernism, self-awareness, reflection, inner world, identity, goal hierarchy, independent acquisition of knowledge, competence, individualism, ideal.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Научно-технический прогресс и интенсивные изменения в реальной жизни, а также процессы модернизации производства, урбанизация и глобализация заставляют человека адаптироваться к требованиям «цифрового» мира [1]. Общество постоянного обучения требует постоянного совершенствования собственных компетенций, чтобы быть востребованным на рынке труда [2]. Поэтому образование на протяжении всей жизни приобрело в современном мире особое значение, а самообразование стало его основой. В цифровом обществе есть потребность в человеке, компетенции которого позволяют самому обрабатывать информацию, создавать новые знания и изменять окружающую действительность [3, 23]. Кроме того, современная личность обладает такими чертами характера как стремление к самореализации, рациональность мышления, креативность и открытость новому и Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

неизведанному. Поэтому автор предполагает, что социально-политические и экономические головокружительные изменения (гибель и создание экономико-политических систем) определяют насущную необходимость непрерывного самообучения, которое даёт индивидууму возможность найти своё место в творческой и повседневной жизни. Эпоха постмодернизма (безразличие к общечеловеческим ценностям, отсутствие общественно полезных личных целей, развлечение в виде единственного проявления культуры) уничтожает в людях человечность. Обозначенные выше области проблем современности формируют необходимость личного участия человека в создании самого себя и переосмыслении индивидуального существования. Без самообразовательных усилий создать самодостаточную личность и раскрыть таланты невозможно. Самообразование также стоит рассматривать как решение задачи по созданию высококачественной материальной, культурной и со-

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Music Sergey Mikhailovich pedagogical

THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN THE LIFE ... sciences

циальной жизни. Человек, который ищет «свой путь» и стремится по нему идти, будет искать и использовать любые инструменты для адекватной самореализации. Самообучение защищает людей от «конвейерного» единообразия городской жизни, где одно десятилетие абсолютно ничем не отличается от другого, и, следовательно, от её негативных последствий (хроническая усталость, мысли о никчёмности, тоска) для внутреннего мира [4]. Альтернатива самообразованию - это дрейф по жизни, приводящий в итоге к жизненному кризису.

Среди учёных бытует несколько подходов к самообразованию: первый основан на самостоятельном приобретении знаний, второй - на признании самообучения как важного фактора создания творческой и богатой духовно личности, третий рассматривает самообразование в виде дополнительного процесса для школьного и вузовского обучения, четвёртый видит в нём искусство выскокачественной жизни [5]. Несмотря на различные позиции к понятию, все авторы признают самообразование как независимый, субъективный, автономный и преднамеренный процесс, в котором человек развивается в соответствии с признанными им ценностями [6]. В этом процессе индивид сам ставит перед собой цели, выбирает способы их достижения, проводит самоконтроль своих действий. Для самообучения очень важно превосходство человека как личности над всеми другими материальными ценностями. Свободный человек - это личность, действующая в отношение построения своего будущего продуманно, ответственно, самоосознанно и саморегулируемо.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Большое число публикаций по самообразованию, саморазвитию и самопознанию говорит о потребностях людей в получении навыков, востребованных в цифровой экономике. Вопросами личностного развития занимались такие учёные, как: И.Н. Ефремкина, А.В. Трухин, Д.Д. Дмитриева, И.Л. Дроздова, Ю.А. Гузь, Н.А. Ронжина.

Ефремкина И.Н. считает, что мотивация является главным фактором готовности к самообразованию, в то время как рефлексивные, поведенческие и когнитивные факторы оказывают не столь явное влияние [7]. Трухин А.В. также отмечает характерную черту самообразования - это наличие внутренней мотивации к приобретению дополнительных знаний и к самостоятельности [8]. Дмитриева Д.Д. считает, что традиционное обучение освобождает студентов от необходимости мыслить и только самостоятельная работа развивает творческий интерес к предметам [9]. Дроздова И.Л. считает, что при самостоятельной работе студент приобретает навыки поиска релевантной информации и управляет своим самообразованием [10]. Гузь Ю.А. предлагает для самообучения студентов широко использовать мобильные устройства, на которых они могут создавать свои мультимедийные продукты [11]. Ронжина Н.А. профессиональное личностное развитие связывает с «осмыслением собственной позиции» («Я-позиция, ценностная ориентация, воля, мораль и целенаправленность) [12].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель статьи заключается в определении роли самообразования в жизни молодого поколения. Для этого необходимо выделить условия, стимулирующие самообразовательную деятельности и важнейшие этапы саморазвития.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Автор выделяет ряд эмоциональных, социальных и культурных условий, способствующих развитию самообразования.

Среди эмоциональных условий самообучения, на первом месте находится семья, которая предопределяет наиболее важные переживания, на которых человек вы-136

страивает картину мира и себя как личности. Близкие и положительно-эмоционально насыщенные отношения с родными создают черты характера и формируют основу для построения личности. Первая стадия социализации происходит путём имитации поведения родных людей, принятия их системы ценностей как своей собственной. Затем ребёнок абстрагируется от установок родителей и принимает их как общепринятые нормы поведения. Под влиянием родителей «маленький» человек приобретает множество навыков, необходимых для самостоятельных действий по преобразованию действительности [13, 23]. Влияние членов семьи на ребёнка продолжается в течение многих лет и является очень значительным, особенно тогда, когда в семье удовлетворяются все потребности человека (от физиологических до самовыражения). Тип эмоциональных отношений выражается в позиции родителей к детям, которая признаёт его место в семье без недооценки или переоценки его роли. Неадекватное отношение (чрезмерная требовательность, отталкивание, избегание) родителей к детям являются причиной психосоциальных потребностей и препятствуют развитию ребёнка. Двойственное отношение к детям разрушительно влияет на развитие личности. В тех семьях, где создаётся благоприятная образовательная среда, поощряются усилия по работе над собой и предоставляется помощь в раскрытии талантов, дети получают максимальное интеллектуальное саморазвитие [14]. На стремление детей к самообразованию большое влияние оказывает уровень образования родственников, а также их материальное положение и социальный статус в обществе.

Социальные условия самообучения выражаются в одобрении коллег по работе и других усилий по самосовершенствованию, изменению своего характера и поведения в сложных ситуациях [15, 23]. Кроме того, например, одногруппники, демонстрируя ценный опыт работы над собой (стал за год из двоечника круглым отличником или самым физически сильным на студенческом потоке) могут вдохновить молодого человека на агрессивное саморазвитие. Социальные аспекты самообразования также связаны с глобализацией и переходом от общества земли, труда и капитала к обществу знаний, где рыночная цена продуктов зависит от знаний, а нет от физического труда и сырьевых материалов [16].

Культурные условия самообразования связаны с саморефлексией во взрослом возрасте, когда человек представляет себе «идеальное я» и планирует действия по его достижению. Саморазвитие взрослых является продолжением подобной деятельности в подростковом возрасте, поэтому очень важно вступить на этот путь ещё в школьные годы.

К основным этапам рационального саморазвития можно отнести следующие:

1. Познавательно-оценочный этап включает в себя психологические процессы и деятельность индивида, в результате которой он сопоставляет собственную ситуацию и отсутствие желательных интеллектуальных навыков. Если человек чувствует необходимость изменений своей личности или поведения, то он рассматривает второй этап.

2. На этапе концептуализации человек конкретизирует свои желании и определяет вероятность их достижения. Если вероятность достаточно высока, то он получает внутреннюю мотивацию достижения своих желаний.

3. Этап практической реализации состоит из постановки задачи, разработки программы изменений в своё поведение, проверки результатов своих действий и повышением их эффективности.

4. На этапе оценки определяются эффекты по отношению к будущим психофизическим нормативам самого себя.

Цикл самообразования завершается тогда, когда человек достигает баланса в структуре самоидентичности и расстояние между начальными данными «я сейчас» и Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Татаринов Константин Анатольевич, Музыка Сергей Михайлович

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В ЖИЗНИ ...

«я хочу стать» незначительно. Если человек считает, что цели его нереалистичны, то он воздерживается от саморазвития и совершает осознанные манипуляции в своём сознании, чтобы снизить расхождение между «идеальным и реальным я». Поэтому самообразование -это планово-рациональный процесс, основанный на осознании своей личности и знании эффективных способов её развития. Представленные выше этапы в саморазвитии идеально описывают рациональные и запланированные действия по изучению иностранных языков, физической подготовки и сдачи вступительных экзаменов в университет, но абсолютно неприменимы к спонтанным самообразовательным мероприятиям в студенческой жизни (волонтёрство, концерты, турслёты и т.д.) [17].

Отправной точкой для самообразовательных действий является наличие идеала, который вдохновляет человека на критическое отношение к себе и побуждает в нём мыли о необходимости начать работать над собой и изменять свою личность к лучшему (приобретение человеком новых черт, которыми обладает идеал и борьба с теми, которые ему не соответствуют). Причиной устремлений к саморазвитию может быть не только личностный идеал, но и другие ценности (власть, социальная позиция, профессиональные навыки и т.д.). Поэтому значимые ценности, идеалы и созданная человеком модель его личности в совокупности становятся отправной точкой для конкретных действий по самообразованию.

Самообразовываясь, человек формирует множество иерархических целей. Цели на каждом этапе подчинены основным целям, неважные цели находятся на более низких позициях, а более важные - занимают вершину пирамиды целей. Цели саморазвития, касающиеся нескольких аспектов жизни, выше в иерархии, чем цели только одной области. Чем больше путей достижения конкретной цели у человека, тем больше стимулов по её достижению и тем выше она будет в иерархии. Утилитарные цели приводят к финансовому благополучию (например, стремительный карьерный рост или кратное увеличение зарплаты на прежней должности), а бескорыстные удовлетворяют собственные субъективные потребности (например, желание помочь нуждающимся).

Особую роль в работе над саморазвитием связывают с самопознанием, которое предопределяет решение о начале самообразования и ориентацией на достижение измеряемых целей. Чтобы действовать рационально -нужно знать самого себя. Если человек не познал себя, то он не сможет изменить свою личность. Благодаря самопознанию человек адекватно реагирует на себя, сравнивает себя с другими, контролирует свои действия и критически себя оценивает. В связи с этим возникает «внутренний рост», социальная и творческая деятельность и нравственный образ жизни [18, 23]. При этом самопознание (собственные интересы, эмоции, защита) может стать самоцелью и создать множество других целей саморазвития. С религиозной точки зрения самопознание - это путь духовного развития личности, потому что только глубокий взгляд в самого себя даёт возможность установить себе ограничения (например, кем я не смогу стать и что я не должен никогда делать). Устанавливая самоограничения, человек выходит за пределы себя и поднимается на более высокую ступень духовного развития личности [19].

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Автор считает, что из-за низкого уровня самообразовательной активности студентов необходимо включить систему знаний об самообучении как о виде человеческой деятельности в ряд предметов в рамках философского или психологического модуля [20]. Преподавателями должны быть созданы условия для интеллектуальной рефлексии, чтобы студент создал свой план личностного развития. Это позволит молодёжи перестать чувствовать себя потерянными в мире хаоса ценностей и этического релятивизма [21,

23]. Проявляться студенческое самообразование может в виде автономного процесса по управлению собственным развитием (постановка жизненных целей и поиск методов их осуществления). Как правило, самообучение связывают с деятельностью, которая приносит радость и моральное удовлетворение. Однако, главная практическая цель самообразования - это ответ на конкретную критическую жизненную ситуацию и преодоление трудностей [22].

Авторы, к сожалению, констатирует, что в университете отношения между преподавателем и студентом редко основаны на диалоге взаимоотношений между мастером и учеником, который очень важен для саморазвития [23, 24]. Использование лектором для обучения проблемных дискуссий вдохновят студентов на саморефлексию и размышление о мире, которые могут обогатить саморазвитие новым содержанием. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Тагаров Б.Ж. Влияние цифровой экономики на занятость населения в условиях экономического неравенства между территориями / Б.Ж. Тагаров // Известия Байкальского государственного университета. - 2019. - Т. 29, № 3. - С. 388-395. - D0I:10.17150/2500-2759.2019.29(3).388-395.

2. Былков В.Г. Предложение на рынке труда: методология, природа формирования /В.Г. Былков //Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8. - № 4. - DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(4)1.

3. Баева О.Н. Выявление востребованных на рынке труда компетенций: опыт эмпирического исследования / О.Н. Баева, Н.П. Шерстянкина // Экономика труда. - 2018. - Т. 5. - № 3. - С. 835-850.

4. Музычук Т.Л. Образовательная мобильность студентов региональных вузов России / Т.Л. Музычук, И.В. Анохов, В.А. Зыкова // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. -

2018. - Т. 28. - № 4. - С. 472-482.

5. Пахомова Т.Г. Самостоятельная работа как средство формирования основ самоорганизации студентов и самообразования / Т.Г. Пахомова //Научный вестник МГИИТ. - 2011. - № 6. - С. 122-125.

6. Рысбекова А.А. Актуальность самообразования в образовании. Пути успеха / А.А. Рысбекова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 11-4. - С. 85-86.

7. Ефремкина И.Н. Психолого-педагогические условия формирования готовности к самообразованию студентов вуза / И.Н. Ефремкина //Азимут научных исследований: педагогика и психология.

- 2016. - Т. 5. - № 3 (16). - С. 50-54.

8. Трухин А.В. Сущность самообразовательной деятельности в военно-педагогическом процессе / А.В. Трухин //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 3 (24). - С. 240-243.

9. Дмитриева Д.Д. Активизация самостоятельной работы иностранных студентов как фактор интенсификации процесса обучения русскому языку/Д.Д. Дмитриева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 1 (26). - С. 105-107.

10. Дроздова И.Л. Самостоятельная работа студентов по ботанике в системе подготовки провизоров /И.Л. Дроздова //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - Т. 8. - № 3 (28). - С. 97-100.

11. Гузь Ю.А. Эффективное использование мобильных приложений и планшетов в обучении иностранному языку /Ю.А. Гузь //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 4 (21). - С. 59-62.

12. Ронжина Н.А. Саморазвитие студентов-медиков / Н.А. Ронжина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. -

2019. - Т. 8. - № 2 (27). - С. 375-3 77.

13. Баева О.Н. Поколение Y: мотивация в работе и обучении /

0.Н. Баева, С.В. Пинайкина // Управление корпоративной культурой.

- 2016. - № 2. - С. 134-139.

14. Балашова М.А. Интеллектуальный капитал: сущность, способы измерения, критика источник / М.А. Балашова // Baikal Research Journal. - 2014. - № 1. - С. 22-22.

15. Гаджиева А.Ш. Психологические технологии по урегулированию эмоционального состояния студентов /А.Ш. Гаджиева //Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2015. - № 4 (13). -С. 112-115.

16. Бабкин А.В., Чистякова О.В. Цифровая экономика и её влияние на конкурентоспособность предпринимательских структур // Российское предпринимательство. - 2017. - Т.18. - № 24 - С. 40874102.

17. Озерникова Т.Г. О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе / Т.Г. Озерникова, О.Н. Пензина //Baikal Research Journal. - 2018. - Т. 9. - №

1. - DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).11.

18. Анохов И.В. Нравственность как инструмент управления / И.В. Анохов // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2019. - № 1. - С. 73-87.

19. Красноярова О.В. Мертвые не молчат, или смерть в фейсбу-ке / О.В. Красноярова // Обсерватория культуры. - 2015. - № 2. - С. 125-129.

20. Гараева Е.А. Исследование мотивации студентов университета к учебно-профессиональной деятельности / Е.А. Гараева // Азимут

Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т. 9. № 2(31)

137

Tatarinov Konstantin Anatolyevich, Music Sergey Mikhailovich

THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN THE LIFE ...

pedagogical sciences

научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — Т. 8. — № 1 (26). — С. 62-65.

21. АсановаН.И. Самообразование как неотъемлемый компонент непрерывного образования: механизмы формирования самообразования /Н.И. Асанова, Л.Ю. Талипова, Т.А. Топеха //Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. — 2014. — № 24. — С. 21-27.

22. Василевская Е.А. Психологическое обоснование субъектной модели гражданского самосознания личности /Е.А. Василевская, А.П. Артюков //Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2018. — Т. 7. — № 4 (25). — С. 289-292.

23. Klinkov G.T. Specificity of training for professional development of teachers in economic specialties based on foreign experience // Научен вектор на Балканите. 2019. Т. 3. № 3 (5). С. 22-25.

24. Rodek V. Stan i uwarunkowania autoedukacji studentow / V. Rodek //Katowice. — 2014. — Wydawnictwo Uniwersytetu Slqskiego. — 382 s.

Статья поступила в редакцию 30.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

138

Baltic Humanitarian Journal. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.