Научная статья на тему 'РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ'

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Арктика и Север
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / САМООБРАЗОВАНИЕ / МИГРАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ / КОМПЛЕКСНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суворова Ирина Михайловн, Скоропадская Анна Александровна

Сохранение человеческого капитала - один из важнейших вопросов, решением которого занимаются разные отрасли гуманитаристики. Экономическая, социальная и культурная сферы в той или иной мере связаны с аспектом саморазвития личности, основным компонентом которого является самообразование как мотиватор трудовой и социальной активности. Для выявления социокультурных факторов, влияющих на уровень и потребность в самообразовании, необходим комплексный междисциплинарный подход, учитывающий региональную специфику. Цель исследования: определить экономические и социокультурные факторы, влияющие на уровень самообразования жителей некоторых районов Республики Карелия. Материалы исследования: результаты полевых исследований, полученных в ходе научной экспедиции в районы карельской Арктики, северного и южного приграничья Карелии. Впервые в научной практике объектом исследования стали возможные источники, каналы и предпочтения населения Карелии в самообразовательной деятельности. Были учтены географический, экономический, демографический, историко-культурный факторы, применены методы исторических, социологических, психологических, экономических исследований. В итоге сделан вывод о том, что определяющим для самообразовательной активности жителей Карелии является синтез экономического и географического факторов, который предоставляет оптимальные возможности для реализации самообразовательных потребностей и, как следствие, сохранения человеческого капитала в условиях глобализирующегося мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SELF-EDUCATION IN PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN THE REPUBLIC OF KARELIA: SOCIO-CULTURAL ASPECT

The problem of preserving human capital in the context of globalization is due to processes in the economic, social and cultural spheres. The search for a solution to this problem in the field of humanities is associated with aspects of personality self-development. Among the most important components of personality self-development, the majority of researchers in the humanities note self-education as a motivator for labor and social activity. Therefore, the identification of socio-cultural factors affecting the level and need for self-education requires a comprehensive interdisciplinary approach with regional specifics taken into account. Objective is to identify the factors influencing the level of self-education of residents in the modern economic and socio-cultural conditions of the Republic of Karelia. The material for cultural analysis was the results of field studies obtained during a scientific expedition to the Karelian Arctic, northern and southern border regions of Karelia. As a research methodology, an integrated cultural approach was used. Among the effective methods were focus groups on thematic cases, standard and non-standard questionnaires, interviews, polls, factor analysis, statistical and normative methods. For the first time in scientific practice possible sources, channels and preferences of the population of Karelia in self-educational activities have been researched. As a result, it was concluded that the combination of economic indicators is the determining socio-cultural factor for self-educational activity of the residents of the investigated areas and geographical indicator, which allows the inhabitants of Karelia to realize their spiritual and material needs at a high level and to preserve human capital as the main value of society in the unstable situation of a globalizing world.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ В СОХРАНЕНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ»

УДК: [316.3:165.12](470.22)(045)

DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.44.201

Роль самообразования в сохранении и развитии человеческого капитала республики Карелия: социокультурный аспект *

© СУВОРОВА Ирина Михайловна, доктор культурологии, доцент, профессор E-mail: suvormih@list.ru

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия © СКОРОПАДСКАЯ Анна Александровна, кандидат филологических наук, доцент E-mail: san19770@mail.ru

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск, Россия

Аннотация. Сохранение человеческого капитала — один из важнейших вопросов, решением которого занимаются разные отрасли гуманитаристики. Экономическая, социальная и культурная сферы в той или иной мере связаны с аспектом саморазвития личности, основным компонентом которого является самообразование как мотиватор трудовой и социальной активности. Для выявления социокультурных факторов, влияющих на уровень и потребность в самообразовании, необходим комплексный междисциплинарный подход, учитывающий региональную специфику. Цель исследования: определить экономические и социокультурные факторы, влияющие на уровень самообразования жителей некоторых районов Республики Карелия. Материалы исследования: результаты полевых исследований, полученных в ходе научной экспедиции в районы карельской Арктики, северного и южного приграничья Карелии. Впервые в научной практике объектом исследования стали возможные источники, каналы и предпочтения населения Карелии в самообразовательной деятельности. Были учтены географический, экономический, демографический, историко-культурный факторы, применены методы исторических, социологических, психологических, экономических исследований. В итоге сделан вывод о том, что определяющим для самообразовательной активности жителей Карелии является синтез экономического и географического факторов, который предоставляет оптимальные возможности для реализации самообразовательных потребностей и, как следствие, сохранения человеческого капитала в условиях глобализирующегося мира.

Ключевые слова: человеческий капитал, самообразование, миграционный процесс, социально-экономическое развитие, образование для взрослых, комплексная экспедиция.

The Role of Self-Education in Preservation and Development of Human Capital in the Republic of Karelia: Socio-Cultural Aspect

© Irina M. SUVOROVA, D.Sc. of Culturology, Associate Professor, Professor E-mail: suvormih@list.ru

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

© Anna A. SKOROPADSKAYA, Ph.D. of Philological Sciences, Associate Professor E-mail: san19770@mail.ru

Petrozavodsk State University, Petrozavodsk, Russia

Abstract. The problem of preserving human capital in the context of globalization is due to processes in the economic, social and cultural spheres. The search for a solution to this problem in the field of humanities is associated with aspects of personality self-development. Among the most important components of personality self-development, the majority of researchers in the humanities note self-education as a motivator

* Для цитирования: Суворова И.М., Скоропадская А.А. Роль самообразования в сохранении и развитии человеческого капитала республики Карелия: социокультурный аспект // Арктика и Север. 2021. № 44. С. 201-211. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.44.201

For citation: Suvorova I.M., Skoropadskaya A.A. The Role of Self-Education in Preservation and Development of Human Capital in the Republic of Karelia: Socio-Cultural Aspect. Arktika i Sever [Arctic and North], 2021, no. 44, pp. 201211. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2021.44.201

for labor and social activity. Therefore, the identification of socio-cultural factors affecting the level and need for self-education requires a comprehensive interdisciplinary approach with regional specifics taken into account. Objective is to identify the factors influencing the level of self-education of residents in the modern economic and socio-cultural conditions of the Republic of Karelia. The material for cultural analysis was the results of field studies obtained during a scientific expedition to the Karelian Arctic, northern and southern border regions of Karelia. As a research methodology, an integrated cultural approach was used. Among the effective methods were focus groups on thematic cases, standard and non-standard questionnaires, interviews, polls, factor analysis, statistical and normative methods. For the first time in scientific practice possible sources, channels and preferences of the population of Karelia in self-educational activities have been researched. As a result, it was concluded that the combination of economic indicators is the determining socio-cultural factor for self-educational activity of the residents of the investigated areas and geographical indicator, which allows the inhabitants of Karelia to realize their spiritual and material needs at a high level and to preserve human capital as the main value of society in the unstable situation of a globalizing world.

Keywords: human capital, self-education, migratory process, socio-economic development, adult education, complex expedition.

Введение

Сохранение человеческого капитала — одна из основных проблем социально-экономического развития Республики Карелия. Согласно статистике 1, миграционная убыль в 2019 г. начала снижаться, но по-прежнему показывает отрицательные значения. В связи с этим ситуация требует комплексного анализа и выявления причин отрицательного сальдо миграции. С общепринятой точки зрения причина миграционной убыли в Карелии связана с экономическими и социальными аспектами. Однако с научной точки зрения такое видение считается односторонним, поскольку только комплексное междисциплинарное исследование способно выявить причинно-следственные связи и, как следствие, определить пути решения проблемы.

Концепция человеческого капитала, укоренившаяся в современной науке ХХ века благодаря Т. Шульцу, Г. Беккеру, Л. Турову, Дж. Кендрику и другим, имеет многофакторную структуру. Позитивистский подход используют экономисты [1, Гвоздева М., Казакова М., Ки-блицкая Т., с. 46] и является удобным средством научной аналитики [2, Бураншина Н.]. Однако «решение проблемы в виде выявления методов сохранения человеческого капитала во многом связано с нематериальной культурой, которая «разнообразна, стихийна, локальна и требует особого подхода» [3, Смирнов А., с. 19].

Аналогичную практику в современной мировой и отечественной науке проводят учёные разных направлений: И.А. Крутий и О.В. Красина в области социологии [4, с. 127-130], Ю.М. Рощина [5], J.B. Avey, F. Luthans, S.M. Jensen [6, с. 678], F. Luthans, J.B. Avey, J.L. Patera [7] в экономической психологии, A.J. Elliot и M.V. Covington [8], И.Н. Семенов 2, А.Л. Журавлев,

1 Общие итоги миграции населения Республики Карелия за январь — август, 2019. URL: https://krl.gks.ru/storage/mediabank/73284_08.pdf (дата обращения: 18.06.2019).

2 Семенов И.Н. Экономическое поведение человека как капитала и развитие его рефлексивно-творческого потенциала в поликультурном бизнес-образовании, 2019. URL: http://fs.nashaucheba.ru/docs/45/mdex-2576108.html (дата обращения: 18.08.2019).

Д.В. Ушаков в психологии, Юрьев А.И., Селезнева А.В., Добрынина Е.П., Бурикова И.С. 3в политической психологии. Но поскольку само понятие человеческого капитала многофакторно [9, Корчагин Ю.А., с. 61], его изучение должно быть не только междисциплинарным, но и комплексным.

Важным аспектом является понимание человеческого капитала как объёма инвестиций в образование и самообразование [10, Армстронг М.], воспитание, здравоохранение [11, Видаль-Салазар М., Хуртардо-Торрес Н., Матиас-Рече Ф.], безопасность [12, Zacharatos A., Barling J., Iverson R.D.], профориентацию, культуру, а также в потребительские потребности населения.

Региональные проблемы сохранения человеческого капитала активно изучаются в современной российской науке [13, Грачев С., Доничев О., Малкова Т., с. 68]. Между тем Карелия лишь однажды стала объектом социокультурного научного исследования [14, Социокультурный портрет ...].

В современном мире самообразованию уделяется первоочередное внимание. «Залогом профессионального успеха уже не могут быть знания, приобретённые раз в жизни. На первый план выходят умение людей ориентироваться в огромном информационном поле,

4

умение самостоятельно находить решения и успешно их реализовывать» .

Суть самообразования сводится к возможной самореализации человека в разных сферах с учётом его индивидуальных особенностей и способностей. В современном информационном обществе свободный и широкий выбор интерактивных курсов, проектов и программ самообразования может удовлетворить любые познавательные интересы как профессиональной, так и непрофессиональной направленности.

Познающий субъект самообразования формирует все эти навыки и умения в процессе и под влиянием социокультурной ситуации, к которой он принадлежит.

Анализ реальной социокультурной ситуации позволяет выявить главный фактор, определяющий востребованность самообразовательной деятельности наших современников.

Цель работы — выявить факторы, влияющие на уровень самообразования в современных экономических и социокультурных условиях. Среди задач — анализ факторов, влияющих на самообразование жителей Приладожья, Карельской Арктики и жителей северного приграничья.

Теоретическая значимость исследования заключается в возможности выявления ведущих факторов современной социокультурной ситуации, влияющих на уровень и потреб-

3 Бурикова И., Коноваловa M., Пушкина M., Юрьев A. Опыт психологического измерения человеческого капитала. URL: https://gtmarket.ru/laboratory/expertize/3251 (дата обращения: 22.08.2019).

4 Коноводова Ю.А. Самообразование — это важнейший признак качества образовательного процесса // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 204-206. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4555/ (дата обращения: 22.08.2019).

ность в самообразовании жителей региона, с использованием междисциплинарного гуманитарного подхода. Практическая значимость исследования заключается в возможности апробации различных гуманитарных методик, в том числе анкетирования по самообразованию.

Материалы и методы

г"» */ */

В статье представлены результаты комплексной научно-исследовательской экспедиции «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии», проведённой в 2019 г. в некоторых регионах Республики Карелия.

Эмпирические данные были получены в результате применения комплексной методологии культурных исследований, социологии, экономики, истории, лингвистики, психологии и аксиологии. При работе со взрослым населением Карельской Арктики (Кемский и Ло-ухский районы), северной окраины (Костомукшский городской округ) и Карельского Прила-дожья (Сортавальский, Лахденпохский и Питкярантский районы) использовались следующие методы:

• фокус-группы по тематическим кейсам (история и социологические исследования),

• стандартные и нестандартные анкеты (социологические, психологические и экономические исследования);

• описание и интерпретация идей, реакций и оценок человека по проблемной теме (лингвистика и психологические исследования);

• интервью (исторические и социологические исследования);

• опросы (социологические и экономические исследования);

• факторный анализ, статистические и нормативные методы (экономические исследования).

В ходе обработки полученных эмпирических данных оказалось возможным проверить предложенную гипотезу об основном факторе, определяющем уровень самообразования жителей республики.

Результаты

Возможности для самообразования, несомненно, наиболее полно представлены в городах. И чем больше город, тем больше таких возможностей. Итак, столица Карелии, город Петрозаводск, сконцентрировал большую часть предложений на рынке карельских образовательных услуг. По данным Интернет-портала «Kareljob.ru» 5, предложения по дополнительному образованию для взрослых поступают из 27 образовательных учреждений и центров, и все они расположены в Петрозаводске. Подавляющее большинство предложений о дополнительном обучении относится к профессиональным областям: бухгалтерский учёт,

5 Kareljob.ru: Интернет-портал. Курсы для взрослых. URL: https://www.kareljob.ru/education/index.php?id_rub=1 (дата обращения: 22.02.2020).

владение компьютером, IT-обучение, менеджмент. Всегда популярны курсы иностранных языков (в основном английского и финского). Примечательно, что все эти предложения носят коммерческий и практический характер, являясь своего рода курсами повышения квалификации или профессиональной переподготовки.

Однако есть некоммерческие предложения, которые в первую очередь представляют некоммерческие общественные организации и государственные бюджетные учреждения (музеи, библиотеки, культурные центры), которые проводят различного рода образовательные мероприятия и курсы общей культуры.

Следует отметить, что по данным Карелиястата 6, в 2019 г. системы образования и культуры занимают третье место (после услуг транспорта и связи и жилищно-коммунального хозяйства) в структуре платных услуг населению, составляя 8,6%. Один из выводов, который можно сделать из статистики, заключается в том, что платёжеспособная часть населения готова вкладывать средства в образование.

Петрозаводский государственный университет занимает особое место на рынке образовательных услуг Карелии. В 2017 г. он стал опорным университетом региона и поэтому взял на себя ряд обязательств, важнейшим из которых стала подготовка социально-экономической стратегии региона 7. Стратегия развития направлена не только на внедрение новых технологий во все сферы развития (Интернет, агропромышленный комплекс, туристический кластер, машиностроение, высокие медицинские технологии и др.), но и на развитие человеческого потенциала как в профессиональном, так и в общекультурном аспектах. Университет вносит свой вклад в реализацию множества проектов, популяризирующих науку и знакомящих с мировой и традиционной культурой. Целевая аудитория проектов — это в первую очередь школьники, которые являются потенциальными абитуриентами. Однако существует ряд образовательных проектов, адресованных взрослым, два примера которых приведены ниже.

С 2010 г. социальный сервис «Открытый университет» входит в структуру Петрозаводского университета. За более чем 10 лет существования разработано и внедрено около 30 курсов, многие из них продолжаются из года в год. Темы разнообразны: мировая и местная история, мировая и традиционная культура, психология, медицина, растениеводство, компьютерная грамотность и так далее. Лекторами и преподавателями курсов являются ведущие учёные Петрозаводского университета и Академии наук. Пример Открытого универси-

V V V _ 8

тета интересен, прежде всего, своей пожилой аудиторией. Так, по данным опроса , проведённого в 2016 г., процент учащихся следующий: до 25 лет — 6,3%, 25-40 лет — 14,9%, 40-55

6 Республика Карелия в цифрах'2019: краткий статистический сборник. Петрозаводск: Карелиястат, 2019. 65 с. URL: https://krl.gks.ru/storage/mediabank/02471(1).pdf (дата обращения: 22.02.2020).

7 Опорный вуз: 10 плюсов // Информационное агентство «Республика», 2017. URL: http://rk.karelia.ru/social/opornyj-vuz-10-plyusov/ (дата обращения: 22.02.2020).

8 Бабакова Т.А., Левина О.Р. Открытый университет как феномен образования взрослых // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 2 (14). C. 26-38. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otkrytyy-universitet-kak-fenomen-obrazovaniya-vzroslyh (дата обращения: 28.02.2020).

лет — 23,1%, старше 55 лет — 53,5%. Что касается социального статуса студентов, то он оценивается в 41% неработающих, 24% работающих пенсионеров, 28,6% взрослых работающих, 6,4% студентов. Примечательно, что 44,8% респондентов ранее не были связаны с Петрозаводским государственным университетом (то есть не учились и не работали в нём). Этот параметр указывает на привлекательность научно-образовательной атмосферы вуза, который открыт для всех, желающих получить знания. Об этом свидетельствует постоянно растущая аудитория Открытого университета, которая в 2019 г. составила более 3 000 человек.

Ещё один уникальный пример создания научного и культурного пространства — Гуманитарный инновационный парк, который начал функционировать в конце 2018 г. Система инновационных парков, заявленная в программе опорного университета 9, включала в себя не только апробированные многими университетами направления IT и инженерии, но и гуманитарные. Так, впервые в России создан Гуманитарный инновационный парк (ГИП), который объединяет учёных из разных гуманитарных областей: историков, философов, филологов, культурологов, социологов, политологов, юристов и экономистов. Цель объединения — выявление метапредметных связей в гуманитарных науках и проведение комплексных научных исследований в гуманитарной сфере Республики Карелия. Парк также выполняет научную и просветительскую функцию. Пространственно ГИП воплотился на нескольких площадках, на которых реализуются научные, образовательные и просветительские проекты. В 2019 г. количество этих проектов составило 14 и привлекло несколько сотен участников разных возрастных категорий (школьники, студенты, учёные, взрослые волонтёры). Тематические проекты ГИП касаются основ генеалогии (построение генеалогического древа, поиски предков, работа с архивами), изучения иностранных языков (греческий или шведский), философии и культурологии (сущность философских знаний и их применение во всех типах человеческой деятельности), краеведение (изучение нематериальной культуры Русского Севера, работа с данными полевых исследований, работа с архивами). Самый амбициозный образовательный проект «Карелия до наших дней», реализованный совместно с Государственной телерадиокомпанией «Карелия», воплотился в серию телепрограмм, посвящённых истории, культуре и природе республики. Телепередачи транслируются на федеральном канале (Россия24) в прайм-тайм и имеют хорошие рейтинги 10. Интерес публики можно объяснить потребностью карелов узнавать больше о своём регионе от учёных, что, в свою очередь, можно назвать элементом самообразования.

Как отмечалось выше, в функции ГИП включены научные исследования. Практической их реализацией стала комплексная исследовательская экспедиция «Способы сохранения человеческого капитала как актуальная проблема Карелии». Одним из объектов исследования

9 Программа развития опорного университета ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет» на 2017-2021 гг. // Официальный сайт: «Петрозаводский государственный университет». URL: https://petrsu.ru/docs/counter/6328 (дата обращения: 18.08.2019).

10 Карелия до наших дней // Государственная телевизионная и радиовещательная компания Карелия: Официальный сайт. URL: http://tv-karelia.ru/category/karelia-do-nashih-dney/ (дата oбращения 25.02.2020).

стала социокультурная ситуация и её влияние на самообразование жителей республики. Исследование проводилось по трём территориальным направлениям, всего в нём принял участие 661 респондент. Анализ социокультурной ситуации в исследуемых территориях проводился с учётом географических, демографических, экономических, историко-культурных факторов.

Географический фактор

Географическое положение Карелии уникально. Во-первых, республика имеет самую протяжённую границу в Российской Федерации с Европейским союзом (Финляндией), а во-вторых — она расположена в относительной близости к федеральным центрам: прежде всего Москве и Санкт-Петербургу. Оба эти фактора особенно актуальны для Приладожья. Кроме того, этот район находится ближе всего к столице Карелии — городу Петрозаводску (220 км). Северные регионы наиболее удалены от Санкт-Петербурга и Петрозаводска, но в то же время западные (Костомукша, Лоухи) граничат с Финляндией.

Экономический фактор

Исследуемые территории различаются по уровню развития производства, по направлениям экономической деятельности, а также по уровню заработной платы. Данные по последнему показателю за 2019 г.: 37 810 рублей в Сортавальском муниципальном районе, 36 567 рублей в Питкярантском муниципальном районе и 52 641 рубль в Кемском муниципальном районе.

Демографический фактор

Демографический фактор в некоторой степени связан с географическим, так как близость Приладожья к Санкт-Петербургу влияет на отток населения по причинам трудовой миграции. Статистические данные за 5 лет (по состоянию на январь 2019 г.), собранные у местных властей в ходе экспедиции, следующие: Сортавальский район — 30 914 жителей, выехало 1 286 человек, Питкярантский муниципальный район — 17 390 жителей, выехало 1 498 человек. Положительная динамика отмечается в Костомукшском городском округе: всего 29 871 житель, из них — 295 приехавших.

Историко-культурный фактор

Все районные центры имеют на своей территории многочисленные объекты культурного наследия, отражающие многовековую историю сосуществования карелов, финнов, русских и саамов. При общем количестве таких объектов (1 023) наибольшее их количество находится в Сортавальском районе (548) 11. Неравномерное размещение культурных объектов сочетается с их типичным разнообразием. Так, в Приладожье и Кемском районе основные достопримечательности, привлекающие большой поток туристов (Валаам и Соловецкий

11 Статистические сведения по дислокации объектов культурного наследия Республики Карелия // Официальный сайт Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия». URL: http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/statisticheskie-svedenija-po-dislokacii-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-respubliki-karelija/ (дата обращения: 18.06.2019).

монастырь), носят историко-культурный характер и отражают вехи российской истории. Между тем в Костомукше отсутствие древних исторических памятников компенсируется популяризацией этнокультурного наследия карелов и финнов (карельский язык, карело-финский эпос, традиционные ремёсла) и самой Костомукши (самый молодой город Карелии, которому 41 год), являющейся образцом городской архитектуры, созданной по передовым финским технологиям.

Важно отметить, что социально-культурные учреждения (музеи, библиотеки, культурные центры и др.) активно работают по всем изучаемым направлениям. Их деятельность направлена не только на сохранение исторической памяти, но и на стимулирование познавательных потребностей населения. Всего на территории Карелии действует 450 учреждений культуры 12, при этом в их работе занято около 4 тыс. человек. Оптимальное функционирование этих учреждений обеспечивается Государственной программой Республики Карелия «Развитие культуры», в которой учтена одна из приоритетных задач государственной политики по сохранению историко-культурного наследия и его использования для воспитания и образования 13.

Можно предположить, что основным условием самообразования является развитая культурная инфраструктура. Это предположение было проверено в ходе исследовательской экспедиции путём опроса жителей всех этих районов, работающих в госсекторе, промышленности, управлении и сельском хозяйстве. В качестве возможного варианта была предложена анкета по самообразованию взрослых, разработанная кафедрой психологии личности СПбГУ. В анкете 3 вопроса были направлены на выяснение биографических фактов, а 17 — на выявление активности респондентов в разных формах самообразования: чтения разного рода литературы, посещения библиотек и лекториев, просмотра научно-популярных и документальных фильмов, посещения выставок и музеев, участия в культурных мероприятиях местных центров, повышения профессиональной квалификации, просмотра театральных спектаклей и концертов, участия в художественной самодеятельности, посещения онлайн-курсов.

В соответствии с инструкцией, за каждый ответ начислялись баллы, затем баллы суммировались, и подсчитывался общий балл. Чем выше он был, тем большая предполагалась включенность участников исследования в самообразовательную и саморазвивающую деятельность. Далее результаты анкетирования подвергались статистической обработке, на основе которой была применена уровневая градация оценок. Высокий уровень самообразовательной активности — от 17 до 23 баллов — свидетельствовал о том, что субъект ведёт активную самообразовательную деятельность и в значительной степени включён в процесс саморазвития. Средний уровень самообразовательной деятельности — от 11 до 16 баллов

12 Республика Карелия в цифрах'2019: краткий статистический сборник. Петрозаводск: Карелиястат, 2019. 65 с. URL: https://krl.gks.ru/storage/mediabank/02471(1).pdf (дата обращения: 22.02.2020).

13 Об утверждении государственной программы Республики Карелия «Развитие культуры». URL: http://docs.cntd.ru/document/919511963 (дата обращения: 22.02.2020).

— свидетельствовал о том, что включённость субъекта в процесс саморазвития и самообразования находится на среднем уровне, необходимом для осуществления процесса. Низкий уровень самообразовательной деятельности — ниже 10 баллов — свидетельствует о низкой степени включённости в процесс саморазвития.

В анкетировании участвовал 661 респондент в возрасте от 18 до 72 лет, из них 70% — женщины, 30% — мужчины. Из числа респондентов имеют высшее образование: в Косто-мукше 72%, в Арктике — 67%, в Приладожье — 66%. Позитивным фактом является 100% охваченность опрошенных респондентов той или иной формой самообразования, что свидетельствует о такой черте, как постоянное стремление к новым знаниям, умениям и навыкам в совершенно разных сферах человеческой деятельности.

По результатам анкеты можно сделать вывод, что наибольшее количество взрослых с высоким уровнем самообразования в Костомукше (19% от общего числа опрошенных), что в два раза больше, чем количество респондентов с высоким уровнем самообразования по двум другим направлениям (9% в Арктике и 10% в Приладожье). Если выявить взаимосвязь между уровнем формального образования и самообразования, данные указывают на то, что подавляющее большинство респондентов с высоким уровнем самообразования имеют высшее образование. Из чего можно сделать вывод, что люди с более высоким уровнем высшего образования имеют большую мотивацию к самообразованию и саморазвитию. Исследование показало, что в Костомукше подавляющее большинство респондентов имели высшее образование, то есть общий уровень формального образования был достаточно высоким (72%).

Также в Костомукше, по сравнению с другими районами, преобладает количество респондентов со средним уровнем самообразования (52% от общего количества). В Приладожье количество респондентов со средним уровнем самообразования составляет около половины (49%), большинство из них имеют высшее образование (84%). В Карельской Арктике и Приладожье выявлен такой же показатель (40%) респондентов с низким уровнем самообразования, а количество людей с высшим образованием там не превышает 36%.

Обсуждение и выводы

Результаты проведённого опроса показывают, что в исследуемых районах самый высокий уровень самообразования и формального образования отмечен среди жителей Ко-стомукшского городского округа. Связывая социокультурные факторы этого района с результатами исследования, можно сделать вывод, что:

1) место рождения не определяет сохранение человеческого капитала на территории и не является определяющим фактором демографической ситуации (самая низкая рождаемость в Карелии относится к Костомукшскому городскому округу, где, в отличие от других районов, было зарегистрировано демографическое увеличение рабочей силы);

2) самый высокий уровень заработной платы в Карелии предоставляет костомукша-нам достаточные возможности для самообразовательной деятельности через участие в отечественных и зарубежных программах, курсах и проектах;

3) близость к границе обеспечивает костомукшанам высокий уровень международной мобильности, что также расширяет возможности самообразования;

4) культурно-исторические факторы не являются решающими факторами мотивации жителей к самообразованию на изучаемых территориях.

Таким образом, основным фактором, определяющим высокий уровень самообразования жителей исследуемых районов Карелии, является сочетание экономического и географического показателей, позволяющих карелам на высоком уровне реализовывать свои духовные и материальные потребности и поддерживать рост человеческого капитала.

Основные направления исследований в будущем связаны с возможностью расширения научно-исследовательской деятельности учёных опорного университета через экспедиционную деятельность по всей территории Республики Карелии.

Литература

1. Гвоздева М.А., Казакова М.В., Киблицкая Т.Р. Понятие человеческого капитала и его эволюция в истории экономической мысли. Москва, 2017. 50 с.

2. Бураншина Н.А. Многосторонний лик человека: человеческий капитал в современных междисциплинарных исследованиях // Креативная экономика. 2011. № 10. С. 74-79.

3. Смирнов А.К. Быть или не быть русской традиционной культуре // Проблемы сохранения нематериального культурного наследия в современных условиях: Сб. докл. междунар. семинара. Казань: Ихлас, 2012. С. 17-22.

4. Крутий И.А., Красина О.В. Человеческий капитал: эволюция представлений // Социс. 2007. № 8. С. 127-130.

5. Рощина Я.М. Психологические составляющие человеческого капитала как фактор экономического поведения. Москва: ГУ ВШЭ, 2008. 56 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. Psychological capital: a positive resource for combating stress and turnover // Human Resource Management. 2009. Vol. 48. No. 5. Pp. 677-693. DOI: 10.1002/hrm

7. Luthans F., Avey J.B., Patera J.L. Experimental analysis of a web-based training intervention to develop positive psychological capital // Academy of Management Learning and Education. 2008. Vol. 7. No. 2. Pp. 209-221. DOI: 10.5465 / AMLE.2008.32712618

8. Elliot A.J., Covington M.V. Approach and avoidance motivation // Educational Psychology Review. 2001. Vol. 13. No 2. Pp. 73-92. DOI:

9. Корчагин Ю.А. Три основные проблемы России, ее регионов и механизмы их решения. Воронеж: ЦИРЭ, 2007. 144 с.

10. Armstrong M. Armstrong's handbook of performance management: an evidence-based guide to delivering high perfomance. London: Kogan Page, 2014. 880 p.

11. Vidal-Salazar M., Hurtardo-Torres N., Matias-Reche F. Training as a generator of employee capabilities // International Journal of Human Resource Management. 2013. Vol. 23. No. 13. Pp. 26802697. DOI: 10.1080 / 09585192.2011.610971

12. Zacharatos A., Barling J., Iverson, R.D. High-performance work systems and occupational safety // Journal of Applied Psychology. 2005. Vol. 90. No. 1. Pp. 77-93. DOI: 10.1037/0021-9010.90.1.77

13. Грачев С.А., Доничев О.А., Малкова Т.Б. Человеческий капитал как ресурс инновационного развития региона // Экономический анализ: теория и практика. 2016. № 5. С. 64-77.

14. Социокультурный портрет Республики Карелия: по результатам социологического исследования / В.М. Пивоев, В.Н. Бирин, Л.П. Швец, Н.В. Ижикова. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2007. 155 с.

15. Суворова И.М. Влияние социокультурной ситуации на самообразование жителей карельских районов как фактор сохранения человеческого капитала // Studia humanitatis borealis. 2019. № 1. С. 30-36.

References

1. Gvozdeva M.A., Kazakova M.V., Kiblitskaya T.R. Ponyatie chelovecheskogo kapitala i ego evolyutsiya v istorii ekonomicheskoy mysli [The Concept of Human Capital and Its Evolution in the History of Economic Thought]. Moscow, 2017, 50 p. (In Russ.)

2. Buranshina N.A. Mnogostoronniy lik cheloveka: chelovecheskiy kapital v sovremennykh mezhdistsiplinarnykh issledovaniyakh [Human Capital in Modern Interdisciplinary Researches]. Kre-ativnaya ekonomika [Creative Economy], 2011, no. 5(10), pp. 74-79.

3. Smirnov A.K. Byt' ili ne byt' russkoy traditsionnoy kul'ture [To Be or not to Be Russian Traditional Culture]. Problemy sokhraneniya nematerial'nogo kul'turnogo naslediya v sovremennykh usloviyakh [Problems of Preserving Intangible Cultural Heritage in Modern Conditions], 2012, pp. 17-22.

4. Krutiy I.A., Krasina O.V. Chelovecheskiy kapital: evolyutsiya predstavleniy [Human Capital: Evolution of Ideas]. Sotsiologicheskie Issledovaniya [Sociological Studies], 2007, no. 8, pp. 127-130.

5. Roshchina Ya.M. Psikhologicheskie sostavlyayushchie chelovecheskogo kapitala kak faktor ekonomicheskogo povedeniya [Psychological Components of Human Capital as a Factor of Economic Behavior]. Moscow, SU HSE Publ., 2008, 56 p. (In Russ.)

6. Avey J.B., Luthans F., Jensen S.M. Psychological Capital: a Positive Resource for Combating Stress and Turnover. Human Resource Management, 2009, vol. 48, no. 5, pp. 677-693. DOI: 10.1002/hrm

7. Luthans F., Avey J.B., Patera J.L. Experimental Analysis of a Web-Based Training Intervention to Develop Positive Psychological Capital. Academy of Management Learning and Education, 2008, vol. 7, no. 2, pp. 209-221. DOI: 10.5465 / AMLE.2008.32712618

8. Elliot A.J., Covington M.V. Approach and Avoidance Motivation. Educational Psychology Review, 2001, vol. 13, no 2, pp. 73-92.

9. Korchagin Yu.A. Tri osnovnye problemy Rossii, ee regionov i mekhanizmy ikh resheniya [Three Main Problems of Russia, Its Regions and Mechanisms for Their Solution]. Voronezh, Center for Regional Economics Research Publ., 2007, 144 p. (In Russ.)

10. Armstrong M. Armstrong's Handbook of Performance Management: an Evidence-Based Guide to Delivering High Perfomance. London, Kogan Page, 2014, 880 p.

11. Vidal-Salazar M., Hurtardo-Torres N., Matias-Reche F. Training as a Generator of Employee Capabilities. International Journal of Human Resource Management, 2013, vol. 23, no. 13, pp. 2680-2697. DOI: 10.1080 / 09585192.2011.610971

12. Zacharatos A., Barling J., Iverson R.D. High-Performance Work Systems and Occupational Safety. Journal of Applied Psychology, 2005, vol. 90, no. 1, pp. 77-93. DOI: 10.1037/0021-9010.90.1.77

13. Grachev S.A., Donichev O.A., Malkova T.B. Chelovecheskiy kapital kak resurs innovatsionnogo razvitiya regiona [Human Capital as a Resource of Region's Innovative Development]. Ekonomich-eskiy analiz: teoriya ipraktika [Economic Analysis: Theory and Practice], 2016, no. 5, pp. 64-77.

14. Pivoev V.M., Birin V.N., Shvets L.P., Izhikova N.V. Sotsiokul'turnyy portret Respubliki Kareliya: po re-zul'tatam sotsiologicheskogo issledovaniya [Socio-Cultural Portrait of the Republic of Karelia: Based on the Results of Sociological Research]. Petrozavodsk, PetrSU Publishing House, 2007, 155 p. (In Russ.)

15. Suvorova I.M. Vliyanie sotsiokul'turnoy situatsii na samoobrazovanie zhiteley karel'skikh rayonov kak faktor sokhraneniya chelovecheskogo kapitala [Impact of Sociocultural Situation on Self-Education of Residents of Karelian Districts as a Factor of Human Capital Preservation]. Studia humanitatis borealis, 2019, no. 1, pp. 30-36.

Статья принята 18.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.