Научная статья на тему 'Роль самообразования учителя при подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов в рамках диалога культур'

Роль самообразования учителя при подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов в рамках диалога культур Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ / ПОДГОТОВКА / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / SELF-EDUCATION / THE INTERNATIONAL EXAMINATIONS / PREPARATION / DIALOGUE OF CULTURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Юлия Леонидовна

В статье рассматривается роль самообразования учителя при подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов в рамках диалога культур.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article the role of self-education of the teacher is considered by preparation of pupils for delivery of the international examinations within the limits of dialogue of cultures.

Текст научной работы на тему «Роль самообразования учителя при подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов в рамках диалога культур»

РОЛЬ САМООБРАЗОВАНИЯ УЧИТЕЛЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ К СДАЧЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКЗАМЕНОВ В РАМКАХ ДИАЛОГА КУЛЬТУР

СЕМЕНОВА Ю.А.

В статье рассматривается роль самообразования учителя при подготовке учащихся к сдаче международных экзаменов в рамках диалога культур.

In article the role of self-education of the teacher is considered by preparation of pupils for delivery of the international examinations within the limits of dialogue of cultures.

В последнее время все чаще говорится о европейском стандарте образования, обсуждаются проблемы единого мирового образовательного пространства. Учитывая образовательные потребности современного общества, необходимо на практике готовить учащихся к обучению в рамках Болонской конвенции, поэтому проблема подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов по стандартам Совета Европы приобретает особую важность. Развитие продуктивной самостоятельной учебной деятельности у учащихся требует, чтобы и преподаватель сам был способным к самообразованию, профессиональной адаптивности и постоянному творческому поиску. Еще А. Дистерверг подчеркивал ведущую роль самообразовательной деятельности учителя в формировании у учащихся стремлений к самообразованию, так как «учитель не может дать учащимся того, чего не имеет сам», имея в виду способность учителя организовывать свою самостоятельную деятельность.

Формирование познавательной самостоятельности выступает в наши дни одним из перспективных направлений повышения качества подготовки специалистов в рамках профессионального образования, что создает почву для становления и готовности к управлению своей профессиональной самообразовательной деятельности, что является особо актуально в современный век развития информационных технологий.

Познавательная самостоятельность представляет собой ядро самообразовательной компетенции, и, следовательно, ее можно рассматривать как неотъемлемую часть профессиональной компетентности будущего преподавателя, включающей помимо самообразовательной коммуни-кативно-лингвокультуро-логическую, общенаучную, психолого-педагогическую и личностную компетенции.

Такое качество личности как «готовность к самообразованию» исследовалось многими учеными (А.К.Громцева, А.Я.Айзенберг, Г.Н.Сериков и др.). В современных социальных условиях, когда специалист должен быть конкурентоспособным, оно особенно ему необходимо. Готовность личности к самообразованию, являясь составной частью образованности специалиста, может стать важным адаптационным механизмом.

Готовность к самообразованию имеет две составляющие:

1. психологическая составляющая - мотивация, интеллектуальные способности, волевой потенциал и саморегуляция;

2. методологическая составляющая - умение самостоятельно работать с материалом: вычленять главное, обобщать, систематизировать и структурировать. А также знать рациональные приемы организации работы.

Официально признанный во всем мире международный сертификат является подтверждением высокого уровня владения английским языком и хорошим стимулом для дальнейшей работы по совершенствованию своих знаний. Эффективное владение английским языком предполагает умение самостоятельно работать над изучением языка, поддерживать и пополнять свои знания и умения, развивать свою коммуникативную и информационную культуру.

В настоящее время существуют разные виды международных экзаменов. Самыми популярными являются Кембриджские экзамены (YLE, PET, FCE, САЕ, СРЕ, ВЕС Vantage, ВЕС Higher,

IELTS) и Американские экзамены (TOEFL, SAT, GMAT, Stanford). Прежде чем рекомендовать учащимся сдачу того или иного экзамена, учителю сначала необходимо самому ознакомиться с форматом экзамена, проанализировать его содержательную часть, соотнести его с возможностями и потребностями учащихся. На данном этапе учителю рекомендуется выполнить пробный тест, чтобы определить те «подводные камни», которые могут вызвать особую сложность у учащихся, особенно если это касается подготовки студентов с продвинутым знанием языка. Среди таких «подводных камней» становится знание смежных дисциплин, таких как математика (SAT, GMAT), физика, биология, история (TOEFL, Stanford), знание бизнеса и экономики (ВЕС Vantage, ВЕС Higher). Чтобы успешно решить эти проблемы, учителю необходимо ознакомиться со специализированной лексикой в этих областях и продумать наиболее оптимальные пути ее введения (как, например, составление глоссария по наиболее часто встречающимся терминам), а также владеть базисным содержательным материалом. Предполагается серьезная работа учителя со справочной литературой, специализированными словарями, энциклопедиями. Рекомендуется ознакомиться и с кратким курсом математики (физики, географии, экономики) на английском языке, одобренные Советом Европы или Американским Советом по образованию.

Следующим аспектом, требующим от учителя серьезного изучения, является письменная речь. Согласно многочисленным опросам, письменная речь представляет особую сложность для изучения даже на родном языке. Поэтому учитель английского языка сталкивается с проблемой как содержательного, так и организационного характера. Недостаточно просто научить учащихся выражать свои мысли на бумаге, необходимо научить их логически структурировать свое письменное высказывание и оформлять его согласно общепринятым европейским стандартам. Для этого сам учитель должен владеть всеми видами письменной речи, включая написание делового письма, письма- запроса, письма-жалобы, официального отчета, резюме, рецензии на прочитанную книгу или просмотренный фильм, статьи в журнал, заявление на работу, характеристики, эссе. Возможно создание базы информации с примерами всех видов письма из аутентичных газет и журналов, а также собрание лучших работ учащихся.

Особую сложность для студентов, готовящихся к сдаче международных экзаменов на продвинутом уровне, представляет не грамматика и не отсутствие коммуникативных навыков, а лексический запас слов. Именно недостаточное знание лексики, а точнее сочетаемости слов, и является главной причиной ошибок в чтении и аудировании. Поэтому одним из ключевых вопросов на продвинутом уровне обучения становится проблема эффективного преподавания лексики, и одним из самых результативных методов является метод лексического подхода (the lexical approach), предложенный М. Льюисом. На сегодняшний день становится актуальным не только овладение коммуникативной компетенцией (communicative competence), но и компетенции сочетаемости слов (collocational competence). На интересующем нас лексическом уровне функционируют такие единицы, как слова, идиомы, клише, фразеологические и другие устойчивые сочетания. Владение лексикой английского языка в плане семантической точности, синонимического богатства, адекватности и уместности ее использования является неотъемлемой предпосылкой реализации этой цели.

И на продвинутых этапах новое слово следует вводить с обязательными сочетаниями, выделение которых должно являться первоочередной задачей. Учителю необходимо освоить самому и обучить учащихся разнообразным методам усвоения и организации лексики. Чтобы выбрать наиболее оптимальные способы организации лексического материала, от учителя требуется серьезная работа по отбору лексики и ее толкования, что предполагает работу не только с англорусским словарем, но и с англо-английскими словарями разных изданий для уточнения лексической окраски слов. На данном этапе является обязательным использование фразеологических словарей, словарей идиом и фразовых глаголов, словарей синонимов, омонимов и специализированных словарей для подготовки к экзаменам Особое внимание необходимо уделить изучению функций приставок, суффиксов и корней: с одной стороны, их знание развивает языковую догадку, что облегчает понимание текста при выполнении задания на чтение, а с другой

стороны, обогащает словарный запас путем словообразования.

При подготовке к сдаче Кембриджских экзаменов наиболее оптимальным для учителя является тематическая организация лексики с выделением следующих подразделов:

- словосочетания глагол + существительное (to stifle a desire\laughter\anger\a yawn);

- словосочетания с get, take, have, do, make, give;

- словосочетания прилагательное + существительное (wild guess, tall order, close call, rude awakening);

- предлоги в словосочетаниях (on a par, below par, up to par, I feel up to par);

- идиомы и пословицы. Например, идиомы, связанные с частями тела: See eye to eye, have long / itching ears, fingers are all thumbs, put one's foot in one's mouth, take things on the chin;

Например, организация лексики по теме «Опасности и риски» с учетом функциональных особенностей лексических единиц:

Mortal causing death (dread/fear/terror/ enemy/danger/threat/ sin) смертельный

a mortal injury (illness) смертельное ранение

Lethal able to cause or causing death; extremely dangerous (cocktail, dose, weapon, neutron bomb) летальный; смертоносный, вызывающий смерть

lethal dose смертельная доза

Noxious (air, plants) describes something, especially a gas or other substance, that is poisonous or very harmful a noxious smell/influence вредный, вредоносный, нездоровый, пагубный, гибельный, ядовитый

noxious substance токсичное вещество

noxious gas вредный газ

Virulent describes a dangerous disease or poison which very quickly spreads or has an effect опасный, смертельный (о болезни, яде), злобный, озлобленный; жестокий, ожесточенный

virulent wrath яростный гнев

Пример организации лексики по синонимическому принципу для подготовки к сдаче экзамена SAT, где сочетаемость слов не имеет такого большого значения, как в Кембриджских экзаменах.

Positive Negative

ABUNDANT OR RICH SCARCE OR POOR

Affluent богатый; изобильный Dearth нехватка, недостаток

Bounteous щедрый; обильный Deficit дефицит, недочёт

Copious обильный Destitute нуждающийся, обездоленный; лишенный

Luxuriant обильный; богатый; пышный Exiguous скудный, незначительный

Multifarious разнообразный Impecunious бедный, бедствующий, безденежный, нуждающийся

Myriad Несчетный, бесчисленный, неисчислимый Impoverished истощенный; доведенный до бедности, нищеты

Opulent Неисчислимый Indigent бедный, нищий

Plenteous обильный; урожайный Meager скудный

Plethoric бьющий через край; раздутый Paltry ничтожный; мелкий

Profuse бьющий через край; раздутый Paucity нехватка, недостаточность

Prosperous процветающий, зажиточный Penurious нехватка, недостаточность

Superabundant изобильный; избыточный Scanty скудный

Teeming плодородный Scarcity недостаток, нехватка, дефицит

Владение современными технологиями преподавания помогает учителю целенаправлен-

но отбирать лексические единицы и организовывать самостоятельную работу учащихся для формирования их лексических навыков и предупреждения семантических и стилистических ошибок при сдаче экзамена.

Повышение профессиональной компетенции учителя является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. На сегодняшний день существует достаточно широкий выбор программ, которые предоставляют учителям возможность выбора требуемого курса повышения квалификации. В Екатеринбурге были успешно проведены семинары по подготовке к PET, ВЕС, FCE, а также планируются проведение семинаров по САЕ и СРЕ и ознакомление с новым международным экзаменом для юристов. Новая информация публикуется на официальном сайте Кембриджских экзаменов www, cambridqeesol.org. На сайте Кембриджских экзаменов представлена постоянно обновляющаяся методическая копилка по всем экзаменам по подготовке к каждому виду деятельности. Также у учителей есть возможность обсудить все интересующие их вопросы по данной теме на форуме, организованном на этом сайте. Хорошие советы можно найти на сайте www.flo-ioe.co.uk, который специализируется на методически рекомендациях и дает практические советы по подготовке к экзаменам. Более того, возможно подписаться на еженедельную рассылку по каждому из представленных там экзаменов. Этот сайт представляет интерес и для студентов, предоставляя им возможность ознакомиться с лучшими письменными работами и получить консультацию в системе on-line.

Одним из немаловажных факторов эффективности процесса подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов является владение учителем предметом и технологией обучения на достаточно высоком уровне. Поэтому учителя, осуществляющую такую подготовку, не только систематически проходят подготовку и повышают квалификацию на различных курсах, проводят и участвуют в различных семинарах и тренингах, но и сами успешно сдают международные экзамены для учителей английского языка, что свидетельствует об их высоком профессионализме. Наличие Кембриджского сертификата у учителей английского языка является весомым доказательством не только их владения языком, но и знакомства с основными формами тестирования, что является важным условием успешной сдачи учащимися международных экзаменов.

Таким образом, на современном этапе, когда иностранный язык становится не только целью, но и средством познавательной деятельности учащихся, к учителю иностранного языка предъявляются новые требования. Учитель должен не только владеть английским языком на очень высоком уровне, но и иметь достаточно широкий кругозор в других областях, уметь брать на себя ответственность за свою последующую образовательную деятельность, что предполагает серьезную самообразовательную работу по повышению профессионального уровня. Более того, владение учителем компьютерными технологиями и современными методиками преподавания английского языка является обязательным условием для успешной подготовки учащихся к сдаче международных экзаменов.

Библиографический список:

1. Маркулис С.Р.Информационная компетентность педагога // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 3. С. 28-29.

2. Корчагина М.И. Формирование компетентной личности педагога // Профессиональное образование. Столица. 2008. № 5. С. 32-33.

Ключевые слова: самообразование, международные экзамены, подготовка, диалог культур.

Keywords: self-education, the international examinations, preparation, dialogue of cultures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.