Научная статья на тему 'Роль С. И. Танеева в профессиональном музыкальном образовании С. С. Прокофьева'

Роль С. И. Танеева в профессиональном музыкальном образовании С. С. Прокофьева Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
460
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЕРГЕЙ ПРОКОФЬЕВ / SERGEY PROKOFIEV / СЕРГЕЙ ТАНЕЕВ / SERGEY TANEYEV / ПЕТЕРБУРГСКАЯ КОНСЕРВАТОРИЯ / ST. PETERSBURG CONSERVATORY / ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ / THEORY OF COMPOSITION / ПЕДАГОГИКА / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ахонен Александра Николаевна

Статья посвящена периоду обучения Сергея Прокофьева в Петербургской консерватории, и значительной роли Сергея Танеева в композиторском становлении Прокофьева. На материале мемуаров и дневников Прокофьева и Танеева рассматриваются идеи Танеева, повлиявшие на молодого композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sergey Taneyev’s role in Sergey Prokofiev’s musical education

The article considers the period of Sergey Prokofiev’s education at the St. Petersburg Conservatory and the significant role played by Sergey Taneyev in his creative formation. Based on the two composers’ diaries and memoirs, the author investigates Taneyev’s ideas that influenced the young Prokofiev the most.

Текст научной работы на тему «Роль С. И. Танеева в профессиональном музыкальном образовании С. С. Прокофьева»

Александра Ахонен

Роль С. И. Танеева

в профессиональном музыкальном образовании С. С. Прокофьева

Данная публикация продолжает серию статей, подготовленных для издания «Музыкальный Петербург. Энциклопедический словарь. 1801-1861» Российского института истории искусств. В статье представлена биография Фердинандо Антонолини — итальянского композитора и вокального педагога, состоявшего в должности придворного капельмейстера итальянской труппы.

Ключевые слова: Музыкальный Петербург XIX века, Фердинандо Антонолини, итальянская труппа, биография, Российский институт истории искусств.

Творческим становлением С. С. Прокофьева в Петербургской консерватории руководили такие выдающиеся музыканты, как А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, А. Н. Есипова, Н. Н. Черепнин, И. И. Витоль; внимательно следил за развитием молодого композитора директор консерватории А. К. Глазунов.

Чрезвычайно важным для Прокофьева оказалось также соприкосновение с кругом московских музыкантов, огромный авторитет среди которых имел профессор Московской консерватории Сергей Иванович Танеев. Прокофьев не был прямым учеником Танеева, но в его творческой биографии великий педагог сыграл весьма значительную роль. Именно благодаря участию Танеева десятилетний Прокофьев сделал решающий шаг от сочинения детских «песенок» к профессиональной композиции.

Встреча двух композиторов — уже состоявшегося и будущего — произошла в январе 1902 года. Подробности этой и последующих встреч мы знаем из «Автобиографии» Прокофьева: «В январе 1902 года мы из Петербурга приехали в Москву, и это пребывание открыло новый этап в моем развитии: я соприкоснулся с профессиональной композиторской средой. В Москве жило семейство Померанцевых, с которым у родителей

были дружеские отношения» 1 По счастливой случайности, в этой семье оказался ученик С. И. Танеева, Юрий Николаевич Померанцев. Проверив музыкальные способности Прокофьева, он отвел его к своему учителю.

С первого визита к знаменитому композитору мальчик полюбил его, прежде всего за внимательное отношение, доброту и искреннюю заботу. В дальнейшие годы, упоминая Танеева в письмах и в «Автобиографии», Прокофьев нередко прибавлял эпитеты «добрый, милый», что, при известной резкости и прямолинейности его характера, обнаруживает особые чувства юноши к старшему наставнику.

На первую встречу юный композитор принес Танееву две свои оперы: «Великан» и «На пустынных островах». Мы не знаем, давал ли Танеев рекомендации по этим сочинениям, но он смог сделать главное — настроить Прокофьева и его мать Марию Григорьевну на серьезные занятия музыкой под руководством педагога-профессионала. Способности мальчика восхитили Сергея Ивановича. В этот день в его дневнике появилась следующая запись:

Обедал (во 2-м часу) Юша 2. Он привел мальчика 10 лет — Сережу Прокофьева, имеющего выдающиеся способности. Он играл свои сочинения — абсолютный слух, узнает интервалы, аккорды. 2 голоса из баховской кантаты гармонизовал так, что видно, что он ясно представляет себе гармонию. Юша будет ему давать уроки и раз в неделю его ко мне приводить. С ним была его мать — они живут в деревне около Екатеринославля. Собираются переезжать в Москву. Приехали пока на месяц 3.

Первыми учителями Прокофьева по теории музыки и композиции стали ученики Сергея Ивановича Танеева. Это Юрий Померанцев, с которым мальчик занимался в Москве, и Рейнгольд Морицевич Глиэр, приезжавший к Прокофьевым в Сонцовку два лета — в 1902 и 1903 годах.

Один из советов Танеева Прокофьеву относился к авторской подписи юного композитора и настраивал его на серьезное отношение к своему творчеству. В «Автобиографии» приводится диалог Танеева и Марии Григорьевны Прокофьевой:

— Почему же сочинения Сереженьки Прокофьева? — засмеялся Сергей Иванович, увидя золотые буквы на переплете «Великана».

1 Прокофьев С. С. Автобиография. М., 1973. С. 93.

2 Юрий Николаевич Померанцев.

3 Танеев С. И. Дневники. Кн. 2 : 1899-1902 гг. / Ред. Л. З. Корабельникова. М., 1982. С. 300.

— Но ведь он маленький, и, кроме того, тетушка, которая души не чает...— оправдывалась мать.

— Сергея, Сергея, ну в крайнем случае Сережи,— сказал Танеев 4.

Посоветовавшись с отцом, юный Прокофьев впредь стал подписываться «как взрослый»: «Сергей Прокофьев».

Этот эпизод запомнился, видимо, и Сергею Ивановичу. В дневниках Танеева за последующие после этой встречи полгода Сергей Прокофьев упоминается шесть раз и каждый раз с добавлением «маленький» или с указанием на его небольшой возраст. Вот некоторые из упоминаний:

1902 февраль, 3. Воскресенье.

Поехал к Юше сказать, чтобы он написал маленькому Сереже Прокофьеву, что я могу его провести на репетицию 5.

1902 март, 7. Четверг.

Оттуда к Юше, проэкзаменовал маленького Прокофьева по гармонии 6.

В дальнейшем Прокофьевы нередко выезжали в Москву и общение Сережи с Сергеем Ивановичем Танеевым продолжалось. Танеев приглашал мальчика домой для знакомства с музыкой, предоставлял ему ноты из своей библиотеки, проводил его на концерты и репетиции, разъяснял подробности партитуры и, конечно, просматривал его сочинения и давал советы.

Встречи с Танеевым, из-за своей нерегулярности, не могли заменить систематического образования, но для юного композитора они имели исключительное значение. В этом можно не сомневаться, потому что взрослый Прокофьев, «собственный биограф» и аналитик своего творчества, описывая события 1902 года, прямо говорит об этом:

В ноябре я показал симфонию Танееву: мы сыграли ее по четырехручному переложению, Танеев скромно исполнял вторую партию. Похвалив за контрапункты, которые в разработке вписал мне Глиэр, Танеев заметил, что больно уж простовата гармония: все больше I, IV и V ступени. И тут же засмеялся. Это меня задело.

4 Прокофьев С. С. Автобиография. С. 95.

5 Танеев С. И. Дневники. Кн. 2. С. 303.

6 Там же.

Не то чтобы я разревелся или провел бессонную ночь, но где-то в глубине засела мысль, что гармония простовата. Микроб проник в организм и потребовал длительного инкубационного периода. Лишь через четыре года мои гармонические поиски обратили на себя внимание окружающих, а когда через восемь лет я сыграл Танееву этюды ор. 2, он невольно проговорил: «Что-то уж очень много фальшивых нот...» 7. Напомнил ему старый разговор, и С. И., не без юмора взявшись за голову, воскликнул: «Неужто это я толкнул вас на такую скользкую дорогу!» 8.

Как ни странно выглядит заявление, что Танеев причастен к созданию острых прокофьевских диссонансов, но, как мы видим, в какой-то степени это действительно так. Мысль о необходимости обогащения гармонии на самом деле высказал Танеев, а Прокофьев осмыслил ее в неожиданном для учителя ракурсе, начав активные поиски нового гармонического языка.

Весьма продуктивно Прокофьев воспринял и другую идею Танеева, поданную им в 1910 году. В «Автобиографии» Прокофьев рассказывает, как спросил у Танеева совета, что из Баха ему сыграть на экзамене в консерватории:

А знаете что,— ответил Сергей Иванович,— Баха-то всегда играют. Вы же сыграйте кого-нибудь постарше, например Букстеху-де, которого Бах бегал слушать в соседний город, когда сам был юношей. Для иных эта музыка окажется новостью, даже в Петербургской консерватории 9.

Именно новизна старинного произведения, подчеркнутая Танеевым, убедила юного Прокофьева, который всегда стремился к оригинальности.

К сожалению, до сих пор ноты прокофьевского переложения Органной фуги ля минор Д. Букстехуде не обнаружены, мы знаем о нем только по «Автобиографии». Зато более позднее переложение музыки Буксте-худе, выполненное Прокофьевым, издавалось несколько раз, начиная с 1923 года. Это фортепианное переложение Органной прелюдии и фуги ре минор, сделанное на несколько лет позже.

7 В «Дневнике» этот вопрос записан так: «И откуда это у вас, Сергей Сергеевич, явилось такое стремление к диссонансам?!» (Прокофьев С. С. Дневник: 1907-1933: [в 2-х ч.]. Ч. 1: 1907-1918. Париж, 2002. С. 173).

8 Прокофьев С. С. Автобиография. С. 124. В «Дневнике» реплика Танеева передана несколько мягче: «Вот как! Я и не знал, что это я толкнул вас на этот путь!...» (Прокофьев С. С. Дневник. Ч. 1. С. 173).

9 Там же. С. 491.

Интересный экземпляр прокофьевского переложения Органной прелюдии и фуги ре минор Букстехуде находится в научно-исследовательском отделе рукописей Научной музыкальной библиотеки Петербургской консерватории. Это издание Гутхейля 1923 года, напечатанное в Германии, с автографом Прокофьева — дарственной надписью Н. Н. Позняковской, известной пианистке, выпускнице класса А. Н. Есиповой 1913 года, впоследствии профессору консерватории: «Наталье Николаевне Позняков-ской от автора. 1924» (Ил. 1) 10.

Переложение было сделано в 1918 году, во время зарубежных гастролей Прокофьева. Как и в годы учебы, Прокофьеву понадобилось классическое, но «незаигранное» произведение, и он вторично воспользовался советом Танеева: «Тогда я просто вспомнил автора, рекомендованного Танеевым и о котором у меня осталось приятное воспоминание»,— пояснял Прокофьев в «Автобиографии» ". Так зерна, брошенные Танеевым, прорастали в творчестве Прокофьева.

Из дневника Прокофьева известно и о других встречах с Танеевым, произошедших после окончания Прокофьевым курса теории композиции. Пятого февраля 1910 года Танеев познакомил Прокофьева с Николаем Карловичем Метнером. В этот день Метнер давал фортепианный концерт в Петербурге, после которого Танеев провел Сергея за кулисы.

Танеев приехал в Петербург на исполнение своего Трио (концерт состоялся 9 февраля 1910 года), в котором сам играл партию фортепиано. Прокофьев фиксирует в дневнике: «Встретил Танеева, который приехал играть свое Трио. Со мной на редкость мил, заставил переворачивать ему страницы во время Трио и много справлялся о моей поездке в Москву. И познакомил с Метнером»

С помощью Танеева Прокофьев осуществил еще одно важное музыкальное знакомство. В 1910 году юный композитор переживал увлечение музыкой А. Н. Скрябина, особенно его «Божественной поэмой». Прокофьев сделал двухручное фортепианное переложение первой части поэмы и мечтал показать его автору. Танеев дал Прокофьеву рекомендательное письмо. Знакомство со Скрябиным состоялось, хотя показать свое переложение Прокофьеву не удалось

ю НИОР СПбГК. Ед. хр. 7378. Напомним: в 1924 году Прокофьев жил в Париже. На обложке, кроме автографа Прокофьева, есть печать: «Из книг и нот Н. и Р. ГРУБЕР № [4952] » (номер вписан карандашом) — свидетельствующая о том, что экземпляр находился какое-то время во владении известного музыковеда Романа Ильича Грубера.

11 Прокофьев С. С. Автобиография. С. 491.

12 Прокофьев С. С. Дневник: 1907-1933. Ч. 1. С. 114-115.

13 См.: Там же. С. 114-117.

ТаЯ .

ОРГАННАЯ щ г

ИШЕпШ

ПРЕПЮД1Я и 4УГА ш ОКбиЕ

^ о - моьь 1 ЕИ Е5Е

Д.БУКСТЕГУЛЕ ИвШИТОЕ

11637 -17071 [ 1637 ■ 1707 |

Т1ЕРЕЛ0ЖШЕ ДПЯ ФП ШШГОМ ЮШ Р1АН0 РАЯ

СЕРГЬЯ ПРОКОФЬЕВА 5Е№Е ИЮНШ Гг 1.Й

д. еитиЕ|ь (Г А тасщ чт: ВИЯИШ «ИГР

Ц>г1.п адтвЩиАВГЦ |грод ^ мк^пв р ЧАЛЯ тррр

Ил. 1. Органная прелюдия и фуга ре минор Букстехуде в переложении Прокофьева с дарственной надписью Наталье Николаевне Позняковской.

Научно-исследовательский отдел рукописей Научной музыкальной библиотеки СПбГК.

В феврале 1910 Прокофьеву посчастливилось находиться в обществе Танеева всю дорогу от Петербурга до Москвы. К 1909/1910 учебном году Прокофьев уже закончил консерваторию как композитор и учился в классе фортепиано у Анны Николаевны Есиповой. Он приобрел известность как молодой композитор «левого» направления и как пианист, исполнитель своих сочинений. В Москву он отправился 9 февраля 14 по приглашению М. А. Дейша-Сионицкой для выступления на «13-й музыкальной выставке». В тот же день в Москву, после упомянутого выше концерта, возвращался Танеев. В дневнике Прокофьев рассказывает:

Случилось так, что я ехал в Москву в одном поезде с С. И. Танеевым. И скандал: я ехал во втором классе, а он в третьем. Было очень стыдно. Я, положим, все время сидел у него и он был так любезен, что удерживал меня до половины первого. И нельзя себе представить, сколько полезных сведений он мне дал за эти пять часов. Под конец он сам увлекся и прочел мне целую лекцию по теории композиции и о регистровке, и о рисунке музыкальном, и о приеме писать вариации, словом, в несколько часов дал мне в десять раз больше, чем Витоль и Лядов в полтора года 15. Вот у кого бы учиться! 16

За время пребывания в Москве Прокофьев два раза был в гостях у Танеева и показывал ему свои произведения, в том числе Сонату £-шо11 и Этюды ор. 2, которые предстояло играть в концерте: «В Москве я успел побывать у него еще два раза. Соната и „Лебедь" " понравились весьма, Этюды меньше, к Симфоньетте он отнесся довольно холодно. И опять дал кучу полезных сведений по теории композиции». Концерт состоялся 21 февраля 1910 года. Прокофьев впервые представил широкой публике Сонату и три этюда из ор. 2: Первый, Второй и Четвертый. Танеев присутствовал на концерте и удостоил Прокофьева похвалы.

Энтузиазм Прокофьева по поводу Танеева особенно примечателен на фоне того, что отношения Прокофьева с профессорами Петербург-

14 См.: Там же. С. 115.

15 Прокофьев учился у А. К. Лядова четыре года (по классам сольфеджио, гармонии, контрапункта, фуги), у И. И. Витоля — один год (по классу форм). Об обучении Прокофьева у Лядова см.: Ахонен А. Н. Сергей Прокофьев в классе А. К. Лядова // Непознанный А. К. Лядов : Сб. ст. / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. Челябинск, 2009. С. 278-291. О преподавании И. И. Витолем курса форм см.: Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). М., 1992. С. 133-134.

16 Прокофьев С. С. Дневник: 1907-1933. Ч. 1. С. 115.

17 Юношеский хор Сергея Прокофьева «Белый лебедь» на слова К. Бальмонта.

ской консерватории, в том числе Лядовым и Витолем, никак не складывались. В 1918 году Прокофьев рассказывал в интервью американской газете: «У меня были постоянные столкновения с моими профессорами в консерватории, поскольку я никогда не хотел что-либо делать только потому, что этого требуют правила» 1®. Однако именно усвоение правил академической школы способствовало становлению яркой и многогранной творческой личности Прокофьева. Исследователь прокофьевского стиля М. Е. Тараканов писал:

Одним из неоспоримых свидетельств органичности творчества Прокофьева в период утверждения его как самобытного художника стала связь его завоеваний с традицией, в частности — со школой, где он почерпнул основы композиторского профес-

19

сионализма1 .

Несомненную роль в становлении прокофьевского профессионализма сыграл Сергей Иванович Танеев.

В 1915 году Танеева не стало. Июньская запись Прокофьева в дневнике полна благодарности к его «неформальному» учителю:

Скончался милый, славный Сергей Иванович Танеев. Давно ли мы гуляли, пели один другому темы, а другой должен был узнавать, откуда эта тема. Он меня донимал «Русланом», которого я не так хорошо знал, а я его симфониями Глазунова. Сергей Иванович был первый человек, который толкнул меня на серьезные занятия музыкой и заставил меня брать уроки сначала у Померанцева, потом у Глиэра. Он все время называл меня «Сереженькой». И только, кажется, последний год Сергей Сергеевич

Теплое благодарное чувство к музыканту и человеку, принимавшему участие в творческом становлении молодого композитора в течение тринадцати лет со времени их знакомства и до смерти Танеева, Прокофьев со-1

хранил на всю жизнь .

1® С. С. Прокофьев: Материалы. Документы. Воспоминания. М., 1956. С. 206-207.

19 Тараканов М. Е. Прокофьев: многообразие художественного сознания // Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М., 1997. С. 186.

20 Прокофьев С. С. Дневник: 1907-1933. Ч. 1. С. 566.

21 18 июня 1940 года в Клину состоялось торжественное заседание, посвященное 25-летию со дня смерти Танеева. С. С. Прокофьев выступил с воспоминаниями о встречах с С. И. Танеевым.

Литература

1. Ахонен А. Н. Сергей Прокофьев в классе А. К. Лядова // Непознанный А. К. Лядов : Сб. ст. / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. Челябинск : Издательство MPI, 2009. С. 278-291.

2. Бобылев Л. Б. История и принципы композиторского образования в первых русских консерваториях (1862-1917). М. : Московская консерватория, 1992. 164 с.

3. Прокофьев С. С. Автобиография. М. : Советский композитор, 1973. 704 с.

4. Прокофьев С. С. Дневник: 1907-1933 : [в 2-х ч.]. Ч. 1: 1907-1918. Paris : sprkfv, 2002. 813 с.

5. Глиэр Р. Воспоминания о С. С. Прокофьеве // С. С. Прокофьев: Материалы. Документы. Воспоминания. М. : Гос. муз. изд-во, 1956. С. 189-208.

6. Танеев С. И. Дневники. Кн. 2: 1899-1902 гг. / Ред. Л. З. Корабельникова. М. : Музыка, 1982. 429 с.

7. Тараканов М. Е. Прокофьев: многообразие художественного сознания // Русская музыка и ХХ век. Русское музыкальное искусство в истории художественной культуры ХХ века / Ред.-сост. М. Г. Арановский. М. : Государственный институт искусствознания, 1997. С. 185-211.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.