Научная статья на тему 'Роль русской православной церкви в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В России'

Роль русской православной церкви в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2472
276
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА / КРЕПОСТНОЕ ПРАВО / РОССИЯ / ДУХОВЕНСТВО / МИТРОПОЛИТ / СИНОД / КАНОНИЗАЦИЯ / МАНИФЕСТ / КРЕСТЬЯНСКИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ / INSTITUTIONS OF LOCAL GOVERNMENT / PUBLIC POWER / GOVERNMENT POWERS / CLOTHE OF GOVERNMENT POWERS / ABATEMENT OF POWERS / PRACTICABILITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мокшина Елена Николаевна

в статье рассматривается положение Русской православной церкви в середине XIX в., ее роль в подготовке, а затем проведении крестьянской реформы 1861 г. в России, оказании помощи структурам государственной власти во время массовых крестьянских выступлений недовольных реформой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE PREPARATION AND CONDUCTION OF THE PEASANT REFORM OF 1861 IN RUSSIA

on present article concerns certain questions regard regulation content federal law, law of subject of Russian Federation, provide clothe institutions of local government of separate government powers. At present time on federal level don't regulation concrete process abatement realization passed separate government powers. On article also affect question of practicability assignment administration separate government powers on institutions of local government.

Текст научной работы на тему «Роль русской православной церкви в подготовке и проведении крестьянской реформы 1861 г. В России»

6. РЕЛИГИЯ

6.1. РОЛЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1861 Г. В РОССИИ

Мокшина Елена Николаевна, доктор исторических наук, профессор кафедры дореволюционной отечественной истории, археологии и этнографии. Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева.

e-mail: kaf_dor@mail.ru

Аннотация: в статье рассматривается положение Русской православной церкви в середине XIX в., ее роль в подготовке, а затем проведении крестьянской реформы 1861 г. в России, оказании помощи структурам государственной власти во время массовых крестьянских выступлений недовольных реформой.

Ключевые слова: русская православная церковь, крестьянская реформа, крепостное право, Россия, духовенство, митрополит, Синод, канонизация, манифест, крестьянские выступления.

ROLE OF THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH IN THE PREPARATION AND CONDUCTION OF THE PEASANT REFORM OF 1861 IN RUSSIA

Mokshina E. N.

e-mail: kaf_dor@mail.ru

Annotation: on present article concerns certain questions regard regulation content federal law, law of subject of Russian Federation, provide clothe institutions of local government of separate government powers. At present time on federal level don’t regulation concrete process abatement realization passed separate government powers. On article also affect question of practicability assignment administration separate government powers on institutions of local government.

Keywords: institutions of local government, public power, government powers, clothe of government powers, abatement of powers, practicability

На протяжении XIX в. положение Русской православной церкви определялось законами, принятыми при Петре I. Как известно, в 1721 г. было отменено патриаршество, при Екатерине II в 1764 г. проведена секуляризация церковных земель, что уменьшило ее богатства и влияние, усилив зависимость от государственной власти. Но все равно позиции РПЦ в стране, возможности духовного и психологического воздействия на население оставались большими. Важнейшие статьи Духовного регламента были включены в Свод законов Российской империи. В нем содержалось религиозное обоснование царской власти и закреплялся союз православной церкви и государства. Закон объявлял православие «первенствующей и господствующей» в России верой, разрешая исповедовать и другие религии, не противоречащие законам. Но православие имело ряд важных привилегий. Император провозглашался «верховным защитником и хранителем догматов господствующей церкви и блюстителем правоверия и всякого в церкви благочиния».

В начале 60-х гг. XIX в. в России было 37 428 церквей, 12 392 часовни и 614 монастырей. Численность православного духовенства доходила до 60 тыс. человек, в том числе черного (7 тыс. чел.) и белого (53 тыс.)1. Высшим органом церковного управления являлся Святейший Синод. Его члены назначались царем из видных архиереев. Большую роль в церковном управлении играл синодальный обер-прокурор - светский чиновник, представитель царя в Синоде. Со времен Петра I произошло тесное сращивание православной церкви и государства. Но полного слияния не произошло. Церковь сохраняла

1 «Обзор деятельности духовного ведомства православного исповедания во время царствования Александра III». - СПб., 1901.

обособленность, тяготясь постоянного надзора и вмешательства в ее дела со стороны чиновничества. Трения между Синодом и обер-прокурором не прекращались никогда.

Основным звеном местного церковного управления были епархии, возглавляемые архиереями, территориально обычно совпадавшие с губерниями. Среди православных архиереев встречалось немало истинных радетелей веры, стремившихся быть ближе к рядовым верующим, знать их нужды. Но многие были далеки от народа, иронически их нередко называли «духовными губернаторами». Положение духовенства, особенно сельского, было трудным. Священники и низший клир в основном «питались от алтаря», т.е. за счет платы за крещение, венчание и другие обряды. Сельское духовенство имело небольшие земельные наделы. Образ жизни деревенского священника мало отличался от крестьянского. Многие священники сами пахали землю, терпели унижения и обиды от помещиков и чиновников.

Монастыри, особенно некоторые, почитаемые особо, являлись центрами православия, привлекая многочисленных богомольцев. Среди них преобладал простой народ, особенно женщины. Монастыри устраивали для богомольцев бесплатные обеды, по возможности размещали на ночлег. При некоторых обителях существовали небольшие больницы, богадельни для убогих и престарелых, школы. Средства на их содержание поступали от богатых жертвователей (помещиков, купцов, фабрикантов). Таким образом, церковь, получая деньги от богатых и передавая их бедным, отчасти смягчала общественные противоречия.

Православное духовенство в миссионерско-пастырской деятельности основное внимание уделяло проведению обрядов. Учительная сторона духовного служения проявлялась слабее. Потому народ за

Е. Н. Мокшина

наставлениями, советами нередко обращался к праведным старцам. Традиции старчества в дореволюционной России чтились издавна. В XIX в. особо почитались среди праведников монах Саровской пустыни Серафим (Прохор Мошнин, 17591833) - Серафим Саровский и старец Амвросий из Оптиной пустыни (Александр Михайлович Гренков, 1812-1891, уроженец Тамбовской губернии)2.

Подготовка крестьянской реформы проходила в обстановке острой борьбы. Не было единства в обществе, не было его и в церковных кругах. Так, в спорах об условиях освобождения крестьян из крепостной зависимости многие представители духовенства, особенно высшего, нередко поддерживали наиболее консервативно настроенных помещиков. Более того, среди священнослужителей было немало вообще противников реформы, утверждавших, что христианская религия не отрицает права обладания крепостными крестьянами, и всегда внушала им повиновение своим владельцам. Так, незадолго до реформы, выступая перед дворянами Казанской губернии, архиепископ Афанасий утверждал, что крепостное состояние не противно духу христианской веры, потому «церковь не находит причин действовать своим влиянием к освобождению крестьян». Против освобождения крестьян непримиримо выступал на Кавказе епископ Игнатий Брянчанинов3.

Более осторожную позицию по крестьянскому вопросу занимал московский митрополит Филарет, управлявший епархией почти полвека и являвшийся в то время самым авторитетным церковным деятелем России, к мнению которого прислушивались многие, в том числе царь Александр II.

Несколько слов о личности самого Филарета. Это был человек даровитый и образованный. Еще в начале века обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын обратил внимание на ученого монаха Филарета, профессора Петербургской духовной академии. Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов, 17821867) родился в Коломне, в семье диакона, в 1808 г. постригся в монахи. Он был талантливым оратором, произносил яркие, запоминающиеся проповеди, в которых нередко осуждал роскошь, богатство, за что не раз бывал в опале. Но его церковная карьера продвигалась в целом успешно. В 1826 г. Филарет был возведен в сан митрополита и стал членом Синода. Являясь убежденным монархистом, Филарет не был чужд либеральных взглядов. Даже А.И. Герцен говорил о нем с симпатией. Однако долгое николаевское царствование наложило отпечаток и на Филарета. Его либерализм постепенно сходил на нет. Главная проблема, по его мнению, заключалась во внутреннем возрождении человека, а не во внешних реформах. Такой подход вел Филарета к отрицанию перемен. Он предостерегал против женского образования, отмены телесных наказаний. В своей епархии Филарет был склонен к суровым, порой деспотическим методам управления.

Некоторые помещики обращались к Филарету с просьбой отговорить Александра II от реформ.

2 Путь к спасению / Сост. И.М. Косов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 544 с.

3 «Обзор деятельности духовного ведомства православного исповедания во время царствования Александра III». - СПб., 1901.

Митрополит отвечал, что это вне круга его обязанностей. Он был, конечно, в душе противником освобождения крестьян, считая, что вопрос о крестьянах - дело «темное, спорное», а помещикам лучше заключать с крестьянами «обдуманные соглашения». Когда же реформа стала неизбежной, он поддерживал тех помещиков, которые готовы были согласиться на освобождение крестьян без земли. Пытаясь задержать реформу, Филарет, ссылаясь на авторитет «святого» Сергия Радонежского, который, по его словам, дважды являлся Александру II и убеждал его не торопиться с реформой, организовал в Троице-Сергиевой лавре моления у раки Сергия о «предотвращении освобождения крестьян». Опасаясь крестьянских волнений, Филарет встал на сторону тех, кто ратовал за «постепенное» введение нового порядка. В целом православная церковь занимала по крестьянскому вопросу гибкую, уклончиво-выжидательную позицию. Хотя отдельные ее служители высказывались в пользу реформы. Так, Калужский епископ Григорий в речи перед дворянским собранием заявил, что «улучшить быт крестьян - дело богоугодное».

Но как ни сторонился Филарет крестьянской реформы, в круговорот событий был вовлечен и он. В частности, власти обратились к нему с просьбой написать текст манифеста, в котором объявлялось об отмене крепостного права в России и разъяснялись главные положения реформы. Филарет сначала отказывался, ссылаясь на недостаточное знакомство с «предметом поручения». Согласившись же исполнить поручение царя, действовал быстро. Работа была сделана им за день, 4 февраля 1861 года. В письме председателю Редакционных комиссий В.Н. Панину митрополит подчеркивал, что он «исполнил только долг повиновения». Манифест об освобождении крестьян был обнародован в филаретовском варианте с незначительными поправками.

Понимая серьезную опасность со стороны крестьян, недовольных реформой, В.Н. Панин осознавал пользу церкви в их успокоении. Он предложил Синоду разработать особую инструкцию для священников, в которой были бы указаны их обязанности во время проведения реформы. Составление такой инструкции было возложено на митрополита Филарета, который быстро справился с поручением и представил подробную записку «Об обязанностях священников в предстоящие тревожные дни». Как писал Филарет, священники должны были поучать прихожан-крестьян о необходимости исполнять повинности в пользу государства и помещиков. Предвидя, что реформа может вызвать протесты крестьян, Филарет обязывал священников способствовать подавлению

«возмущения» в самом начале, убеждать крестьян, чтобы они искали «облегчение» законным путем, «не распространяя беспокойствие в обществе», не выходя из повиновения начальству и помещикам.

Соображения Филарета встретили полную поддержку со стороны помещиков и правительства; они были включены в изданную Синодом и одобренную правительством инструкцию для священников «О мерах сохранения народного спокойствия». Не дожидаясь обнародования манифеста, церковные власти стали обращаться к крестьянам с особыми воззваниями, в которых призывали их терпеливо ждать объявления манифеста, угрожали царским гневом и отлучением от церкви. К помощи духовенства прибегали и гражданские власти. Так,

Саратовский губернатор Игнатьев, опасаясь крестьянских волнений, просил епископа издать особое наставление для духовенства, которое должно было убедить крестьян в необходимости повиновения и послушания. Обещая награды священникам тех приходов, в которых не будет волнений, Игнатьев грозил наказанием тем служителям церкви, кто не сумеет удержать крестьян от выступлений4.

Опасаясь взрыва народного недовольства, правительство не торопилось с опубликованием манифеста. Он был подписан 19 февраля, а объявлен на местах в период от 5 марта (Москва и Петербург) до 2 апреля (Кишинев). В ожидании массового крестьянского возмущения правительство мобилизовало все силы, в том числе и церковь. Синод весьма положительно оценил помощь, оказанную духовенством.

Обнародование манифеста происходило в церквах в торжественной обстановке, в присутствии чиновников, помещиков и духовенства. К церквам, где происходило чтение манифеста, были стянуты усиленные наряды полиции. После чтения совершались молебны о царском здравии. Во многих местах устраивались крестные ходы с перенесением особо чтимых икон; с крестьян тут же собирались деньги на сооружение церквей, приделов и часовен в память «освобождения», на покупку икон и царских портретов. В официальной печати широко публиковались сообщения о встрече крестьянами манифеста «благоговейно, со слезами умиления и с радостью». На самом же деле крестьяне нередко высказывали свое возмущение. Так было, к примеру, в церквах Владимирской и Саратовской губерний, где крестьяне открыто ругали священников, обвиняя их в сговоре с помещиками и скрытии подлинной «воли». В широко распространявшихся подложных манифестах, наряду с призывом не повиноваться помещикам, крестьянам предлагалось не слушать также попов, которые обманывают народ.

Перепуганные священники, донося о событиях, связанных с обнародованием манифеста, писали, что перед ними были не люди, а «клокочущая подземная лава, рвущаяся наружу и готова затопить собой и уничтожить все». Были случаи, когда после прочтения манифеста крестьяне тут же в церкви расправлялись со священниками, ругали их и избивали, обвиняя в защите интересов помещиков. Часто крестьяне отказывались принимать участие в организованных духовенством молебнах и изъявлениях благодарности богу, царю и помещикам. Как сообщали официальные источники, крестьяне «невыразимо дерзко» отвечали

священникам, что им благодарить бога и царя не за что.

Ответом крестьянства на опубликование

«Манифеста» стал массовый взрыв недовольства весной 1861 года. Крестьяне протестовали против

сохранения барщины и уплаты оброков, отрезки земли. Особенно большой размах крестьянское

движение приобрело в Поволжье, на Украине и в центрально-черноземных губерниях. На территории современной Мордовии особенно активно, открыто против реформы протестовали крестьяне селений Токмово, Нагаево, Высокое, Хитрово и Буды Инсарского, Ивановка и Уришки Саранского, Княжуха Ардатовского, Веденяпино Темниковского и др. Волнения крестьян были подавлены полицейскими мерами или воинской силой.

4 Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1967. - 336 с.

Российское общество было потрясено событиями в селах Бездна (Казанской губ.) и Кандеевка (Пензенской губ.), происходившими в апреле 1863 года. Возмущенные реформой крестьяне были расстреляны там воинскими командами. Всего в 1861 г. произошло свыше 1100 крестьянских волнений. Только вооруженным путем правительство сумело сбить накал борьбы. Разобщенный, стихийный и лишенный политической сознательности протест крестьян был обречен на неудачу. Уже в 1862-1863 гг. размах движения существенно сократился. В следующие годы он резко пошел на убыль (в 1864 г. было менее 100 выступлений).

Крупные волнения крестьян произошли в деревнях Керенского и Чембарского уездов Пензенской губернии, в которых участвовало свыше 6 тыс. человек. В селе Троицком крестьяне отправились в церковь к священнику Петру Сперанскому «выбивать волю», которая, по их словам, лежала в алтаре, на престоле. Перепуганный священник уверял, что у него такой воли нет, но крестьяне, не поверив ему, произвели в церкви тщательный обыск, не считаясь со «святостью» места, а самого священника пригрозили повесить «вверх ногами». Крестьяне были окружены солдатами под командой генерала А.М. Дренякина. По его приказу священник вышел к ним «с полным причтом и крестом» и стал уговаривать их покориться и приступить к исполнению барщины. Крестьяне, однако, не захотели слушать его увещеваний.

Большое восстание произошло в селе Бездна Казанской губернии. Руководивший карательной экспедицией граф Апраксин приказал сельскому священнику увещевать крестьян. Тот усиленно призывал их не верить стоявшему во главе восстания Антону Петрову и выдать его царским властям. Восстание охватило большой район. Крестьяне всюду отказывались выполнять барщину, грозились перебить священников и помещиков. При подавлении были убиты и умерли от ран 91 участник восстания; Антон Петров был казнен.

Эта кровавая расправа вызвала в стране широкое возмущение. Студенты Казанского университета и Казанской духовной академии во главе с известным прогрессивным деятелем профессором А.П. Щаповым организовали демонстрацию протеста и сбор денег для помощи семьям расстрелянных крестьян. Расследование этой политической демонстрации было поручено московскому митрополиту Филарету. Он послал в Казань своего представителя, архимандрита московского Данилова монастыря Иакова, туда же был направлен и обер-секретарь Синода Олферьев. Следствие проводилось под непосредственным наблюдением Филарета, который обвинил Щапова в том, что он в своем выступлении исказил учение Христа и сделал его «из духовного, нравственного, душеспасительного -политическим и демократическим». Филарет настаивал на суровом наказании Щапова. Однако правительство, опасаясь взрыва общественного недовольства, прекратило дело. Щапова исключили из Казанской духовной академии, наложив значительное денежное взыскание. Участник демонстрации студент Яхонтов попал в Соловецкую тюрьму, где находился под строгим надзором в течение нескольких лет.

В борьбе с крестьянскими восстаниями применялось такое средство, как особая молитва об избавлении России от «затруднительного положения», под которым понимались крестьянские волнения. Автором этой молитвы был тот же митрополит Филарет; по его

Е. Н. Мокшина

инициативе молитва читалась во всех церквах. Цель ее, как объяснял Филарет, заключалась в том, чтобы «возбудить в народе сознание своей греховности во избежание гнева божьего».

Для воздействия на крестьян церковью была использована канонизация «святых». В августе 1861 г., в разгар крестьянских волнений в черноземной полосе, был признан святым воронежский епископ Тихон, умерший в Задонском монастыре в 1783 году. Канонизацию Тихона провели по прямому указу царя очень быстро.

В церковной литературе можно встретить указания, что во время проведения реформы пострадали и некоторые священники. Действительно, в этот период по настоянию помещиков и местных властей было подвергнуто репрессиям 25 священников, два дьякона и 16 причетников. Их обвиняли в том, что те не сумели, как требовалось, растолковать положения манифеста крестьянам. В свою очередь Синод, при первых жалобах на неправильное разъяснение священниками манифеста, запрещал им, под угрозой строжайшей ответственности, вообще заниматься этим делом и указывал на обязанность священников быть «миротворцами», т.е. добиваться примирения крестьян с реформой5.

В начале XX в. в поисках средств борьбы с надвигавшейся революцией самодержавие пыталось использовать и память о крестьянской реформе. По предложению Министерства внутренних дел Синод издал в 1903 г. постановление о ежегодном праздновании дня крестьянской реформы во всех церковных приходах.

В связи с ростом в стране революционного движения правительство не жалело средств на строительство церквей и монастырей, рассматривая их как важное средство воздействия на народные массы. Особенно много строилось церквей и монастырей в годы после убийства Александра II. В 1894 г. число церквей увеличилось до 56 900, а священников и причетников -до 109 900 человек .

Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Филарет опасался, как бы реформы не коснулись и церкви. Он писал, что ее внутреннее устройство «особенно нужно охранить от потрясения, когда многое потрясено». До конца своих дней он сохранял настороженное отношение к преобразованиям, в том числе и в самой церкви. Филарет был личностью выдающейся, хотя и противоречивой. На Архиерейском Соборе РПЦ 2 декабря 1994 г. святитель Филарет был причислен к лику святых, его мощи были перенесены в Москву в кафедральный соборный Храм Христа Спасителя. В целом, деятельность митрополита Филарета не поддается однозначной оценке. С одной стороны, он всегда старался охранить церковь от вмешательства светских властей. Принимал деятельное участие в крестьянской реформе. Но, с другой стороны, был мало восприимчив ко всему новому, особенно в последние годы жизни, хотя среди высшего духовенства он занимал отнюдь не самые консервативные позиции. Не один Филарет, а почти вся иерархия противилась преобразованиям. И потому

реформы 1860-х гг. лишь в небольшой степени затронули церковь.

Русская православная церковь хранила в себе большой запас нравственных сил. Но эти силы использовались не в полной мере. Церковь слишком близко стояла к государству, которое мешало ей свободно действовать. Многие служители церкви, особенно высокопоставленные, пользовались

близостью к государству, чтобы получать почести и награды, забыв о подлинном своем призвании. Иные вовлекались в накопительство, биржевой ажиотаж, не замечая, что обстановка в стране становится все более и более взрывоопасной.

Церковь занимала пассивную позицию в аграрном вопросе, слабо воздействовала на пролетарское население больших городов. На рабочих окраинах было мало церквей. Среди рабочих росло равнодушие к религии, доходившее до атеизма. Так церковь теряла влияние и в городе, и в деревне. И это было опасное явление. Ибо только влиятельная, авторитетная церковь может примирять враждующие стороны и оказывать на общество умиротворяющее воздействие.

Огромная армия духовенства была во многом изолирована от других сословий. Она пополнялась за счет священников, выпускаемых семинариями и духовными академиями, где учились преимущественно дети духовенства. Как правило, они были послушны и лояльны по отношению к власти. Хотя в 1869 г. наследственная преемственность духовенства была отменена, но фактически все оставалось по-старому, так как в конце 70-х гг. XIX в. были введены ограничения для поступления семинаристов в

университеты. Духовенство постепенно утрачивало уважение народа, осуждавшего его за то, что

церковное служение обращено им в доходное

ремесло. Демократическая печать того времени часто писала на тему алчности духовенства, эксплуатации им народного невежества и бедности.

С 1862 г. по 1869 г. правительство проводило реформу самой РПЦ. Она прошла почти незаметно для общества, коснувшись некоторого улучшения материального обеспечения служителей церкви, ликвидации их сословной замкнутости, реформировав духовные учебные заведения, внеся некоторое

оживление в жизнь приходской общины, расширив права духовенства и др.

Список литературы:

1. История Мордовской АССР: в 2-х т. Т. 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1979. - 320 с.

2. Мокшина Е.Н. Религиозная жизнь мордвы во второй половине XIX - начале XXI века / Е.Н. Мокшина. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - Саранск: Тип. «Красн. Октябрь», 2006. - 308 с.

3. «Обзор деятельности духовного ведомства православного исповедания во время царствования Александра III». - СПб., 1901.

4. Очерки истории Мордовской АССР. Т. 1. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1955. - 576 с.

5. Путь к спасению / Сост. И.М. Косов. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1994. - 544 с.

6. Святитель Филарет, митрополит Московский. Меч духовный. - М.: Институт русской цивилизации, 2010. - 720 с.

7. Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1967. - 336 с.

5 Церковь в истории России (IX в. - 1917 г.). - М.: Наука, 1967. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.