DOI: 10.24411/2618-6888-2020-10024
В.Г. Шаронова
РОЛЬ РУССКОЙ ЭМИГРАЦИИ
В ПОДГОТОВКЕ КИТАЙСКИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ ХАРБИНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА) (1920—1932 гг.)
Аннотация. В статье рассказывается об истории основания и деятельности ведущего высшего технического учебного заведения современного Китая — Харбинского политехнического института (университета), отмечающего в этом году столетний юбилей. Его открытию способствовало развитие промышленности на Северо-востоке Китая и строительство Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), нуждавшихся в высококвалифицированных кадрах. В 1920 г. по инициативе группы российских инженеров и профессоров императорских университетов из среды «белой эмиграции» было создано «Общество по учреждению Русско-Китайского техникума в городе Харбине», которое и провело всю необходимую организационно-подготовительную работу. И в октябре 1920 г. Русско-Китайский политехникум принял своих первых учащихся — молодых русских и китайцев.
В руководство Техникума (впоследствии преобразованного в Институт) вошел ряд ведущих деятелей русской науки и высокие чины администрации Харбина. Ими были приняты на вооружение самые передовые методики обучения техническим наукам, соответствующие мировым стандартам высшего образования.
В работе освещаются вопросы организации и ведения учебных процессов, описывается жизнь и работа студентов и преподавателей Института. Большую роль в деле становления Института сыграло правление КВЖД. Так, за счет предоставлявшихся им субсидий для Института приобреталось самое современное оборудование, предназначенное для оснащения учебных аудиторий и научных лабораторий. Принцип совместного управления Харбинским политехническим институтом русскими (потом советскими) и китайскими гражданами стал важным фактором, благоприятно сказавшимся на эффективности работы вуза. Харбинский политех внес большой вклад в развитие системы высшего образования в Китае, будучи авторитетным учебным заведением и служа примером для других технических вузов Китая, готовящих национальные кадры.
С момента своего открытия, Институт несколько раз менял свою структуру и название, что было обусловлено как потребностями развития экономики, так и политическими изменениями, однако история его деятельности проходит красной нитью в истории всей Маньчжурии. Время показало, что заложенная русскими учеными-эмигрантами система высшего образования была наилучшей. В наши дни отмечающий свое столетие Харбинский политехнический университет продолжает оставаться одним из самых престижных и востребованных вузов Китая.
Ключевые слова: Харбинский политехнический институт (университет), дорожно-строительный факультет, электро-механиче-ский факультет, Китайская Восточная железная дорога (КВЖД), Китай, СССР, Россия, высшее образование, подготовка национальных кадров.
Автор: Шаронова Виктория Геннадьевна, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра изучения новейшей истории Китае и его отношений с Россией Института Дальнего Востока РАН. E-mail: [email protected]
V.G. Sharonova
The Role of Russian Emigration in the Training of Chinese National Staff (on the Example of Harbin Polytechnic Institute (1920-1932)
Abstract. The article tells about the history of foundation and activities of the leading higher technical institution (university) in modern China — Harbin Polytechnic University, which is celebrating its cente-
nary this year. Its establishment was due to the development of industry in the North-East of China and the construction of the Chinese Eastern railway, which needed highly qualified personnel. In 1920 at the initiative of a group of Russian engineers and professors of Imperial universities belonging to the "white emigration", the "Society for the establishment of a Russian-Chinese technical college in Harbin" was created. The Society carried out all the necessary organizational and preparatory work. And in October 1920 The Russo-Chinese Polytechnic College welcomed its first students — young Russians and Chinese.
The administration of the Technical College (later transformed into an Institute) included a number of celebrated Russian scientists as well as high municipal officials of Harbin. They adopted the most advanced methods of teaching technical sciences that met the world standards of higher education.
The paper highlights organization and management of educational processes, describes life and work of students and teachers of the Institute. The Board of the Chinese Eastern railway played a major role in the development of the Institute. For example, the Institute received most advanced equipment for classrooms and research laboratories. The principle of joint management of Harbin Polytechnic Institute by Russian (later on — Soviet) and Chinese citizens became an important factor that had a positive impact on the efficiency of the Institute. Harbin Polytechnic Institute has made a great contribution to the development of higher education in China, being an authoritative educational institution that serves as an example for other Chinese technical universities that train national staff.
Since its opening, the Institute has changed its structure and name several times due to the needs of economic development and political changes as well, but the history of its activities has been an important page in the history of entire North-East China. Time has shown that the system of higher education established by Russian emigrant scientists was one of the best. Today, celebrating its centenary, Harbin Polytechnic University remains to be one of the most prestigious and popular universities in China.
Keywords: Harbin Polytechnic Institute (University), faculty of road construction, electro-mechanical faculty, Chinese Eastern railway (CER), China, USSR, Russia, higher education, training of national staff.
Author: Victoria G. SHARONOVA, Ph.D. (History), Senior Research Fellow, Institute of Far Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences. E-mail: [email protected]
В начале ХХ века, с развитием промышленности и железных дорог в Северной Маньчжурии встал вопрос об открытии «местного» учебного заведения по подготовке технических кадров, способных отвечать требованиям развивающейся экономики региона. Подрастала местная русская и китайская молодежь, желавшая работать в разных хозяйственных сферах Северо-Востока Китая. А поездки на учебу в Россию были малодоступными для большинства молодых людей.
Само время сделало необходимым открытие специализированного учебного заведения, тем более, что в Харбине и по линиям Китайской Восточной железной дороги (КВЖД), при наличии целой сети средних учебных заведений, выпускающих ежегодно около пятисот человек [Щелков, с. 242], не было ни одной образовательной структуры высшего технического звена. В этой обстановке руководство КВЖД приняло решение о создании техникума для подготовки инженерно-технического персонала.
5 августа 1920 г. состоялось первое собрание членов Общества по учреждению Русско-Китайского техникума в городе Харбине. Почетным председателем Общества был избран председатель правления Общества КВЖД генерал Сунь Сяолян, председателем Общества — генерал Д.Л. Хорват, товарищем председателя — товарищ председателя правления КВЖД В.Д. Лачинов. В число членов Общества по учреждению Русско-Китайского техникума в городе Харбине вошли и другие представители КВЖД, а также члены городского самоуправления Харбина, Биржевого комитета и др. Новое общество выбрало правление будущего учебного заведения, которому поручило разработать и осуществить проект создания высшего технического учебного заведения в г. Харбине с тем, чтобы оно было открыто уже осенью 1920 г. В состав Правления вошли следующие авторитетные в Харбине люди: Н.Л. Гондатти1 (председатель), ин-
1 Гондатти Николай Львович (Людвигович) (21.11.1860 г., Москва — 5.04.1946 г. Харбин, Китай). Государственный деятель: губернатор Томской губернии (1906), в 1908 — губернатор Тобольской губернии. Приамурский генерал-губернатор (1911), этнограф, исследователь Сибири и Дальнего Востока. Шталмейстер (1910). Член Императорского Русского Географического общества (с 1887). Начальник земельного отдела Китайско-Восточной железной дороги (1918—1924).
женер В.К. Калабановский (казначей), инженер П.Ф. Козловский1, инженер А.А. Щелков2.
Как писал в своих воспоминаниях А.А. Щелков, «дружный состав Правления, его творческий порыв, трудоспособность и технические специальные познания — дали место только плодотворной работе, а не теоретическим и всеобъемлющим рассуждениям. Важно было определить надлежащий масштаб, в котором начать дело, и как его постепенно расширять; важно было организовать личный штат Института, который горел бы идеей творчества и всю энергию свою тратил бы на плодотворную работу; важно было здоровое начинание финансировать и поставить его на материально скромных, но твердых основаниях» [Щелков, с. 242].
Правление разработало Устав Русско-Китайского техникума и назначило А.А. Щелкова директором создаваемого учебного заведения. Осенью 1920 г. состоялось открытие Русско-Китайского политехникума, которому предшествовало первое заседание Педагогического совета (28 сентября). А уже 5 октября прошел первый вступительный экзамен. Регулярные занятия Политех начал через две недели — 18 октября.
В Техникуме были открыты два отделения — дорожно-строительное (специальность — инженер путей сообщения) и электро-механи-ческое по специальностям инженер-механик и инженер-электрик.
Срок обучения в Политехникуме был определен в 3 года.
В октябре 1920 г. начали работу и одногодичные курсы русского языка для китайских студентов, поскольку преподавание в Техникуме велось на русском языке.
1 Козловский Павел Фадеевич (3.03.1887 г., Екатеринослав — 11/24.01.1949 г., Япония). Инженер путей сообщения. В эмиграции в Харбине с 1920 г. Работал на КВЖД, декан дорожно-строительного отделения ХПИ (1920—1928), зав. кафедрой строительного искусства, профессор.
2 Щелков Алексей Алексеевич (23.04.1876 г., Ярославль — 28.11.1942, Шанхай). Инженер путей сообщения. Участвовал в строительстве железной дороги между Ижевском и Воткинским заводом и ж/д линии «Казань—Екатеринбург». В эмиграции в Китае: директор Харбинского политехнического техникума/института в 1920— 1924 гг., преподаватель геодезии; после переезда в Шанхай — профессор геодезии в Русском Техническом центре.
В число преподавателей учебного заведения в разные годы входили известные ученые, выпускники русских столичных и ведущих провинциальных вузов, совершенствовавшие свои знания в крупнейших европейских университетах и имевшие огромный опыт теоретической и практической работы. Среди них можно назвать профессоров: В.А. Барри, В.А. Белобродского, А.А. Боголюбского, Ф.Ф. Ильина, Ф.Н. Индриксона, В.А. Кулябко-Корецкого, Н.К. Паф-нутьева, А.А. Щелкова и др.; инженеров: Д.А. Борейко, Н.А. Гей-кинга, М.П. Извекова, В.Я. Кирпатовского, М.Ф. Кочержинского, В.Н. Флерова; преподавателей китайских подготовительных классов: С.Н. Усова, Цзунь Жэня, Чжан Айтана, В.В. Болгарского, Хуан Гуйфу, Чэнь Ланьсуна, П.А. Шосса и др.
В деле создания Техникума (впоследствии — Института) руководство Китайской Восточной железной дороги сыграло главную роль, поскольку именно оно предоставило для нужд учебного процесса современные здания, закупило большую часть необходимого оборудования. Руководство КВЖД ежегодно выделяло Техникуму (затем — Институту) субсидию в размере 75 тыс. руб.
И 2 апреля 1922 г. Техникум был преобразован в высшее техническое учебное заведение (втуз) — Русско-Китайский политехнический институт.
Китайское правительство высоко оценило успехи Политехнического института и, начиная с лета 1923 г., объявляло по всем китайским провинциям, что лица, окончившие средние учебные заведения Китая, приглашаются в Пекин и Харбин держать конкурсные экзамены для поступления в данный втуз, а также ежегодно выделяло китайским студентам, наиболее успешно выдержавшим экзамен, по двадцать стипендий, каждая из которых — в сумме от 600 до 100 долл. Среди студентов были и стипендиаты центрального правительства.
Приходная и расходная смета Института на 1925 г., утвержденная его Правлением, составила 165 тыс. золотых рублей. Ежегодная плата за обучение равнялась 200 руб. (для семей железнодорожников) и 300 руб. (для обычных семей). Для семей тех китайцев, которые обучались на подготовительных отделениях — 100 руб. и 150 руб. соответственно.
Все это свидетельствовало о важности созданного по инициативе русских эмигрантов Русско-Китайского политехнического института не только для русской, но и для китайской молодежи и в целом — для всей системы образования Китая. Как отмечал в 1924 г. ректор Института А.А. Щелков, — «Прошло свыше четырех лет со дня основания Института, и на пятый год его существования лица, создавшие Институт, могут с чувством глубокого удовлетворения оглянуться на прошлое и констатировать, как положительные результаты, достигнутые дружной, совместной работой административного и учебного персонала Института, так и укрепление того авторитета и веса, каким должно пользоваться среди русского и китайского населения единственное Высшее Техническое Учебное заведение в Маньчжурии» [Щелков, с. 243].
В первые годы во втузе учились только юноши, девушки-студентки стали появляться только в 1923/24 учебном году.
В октябре 1924 г. и в январе 1925 г. состоялись первый и второй выпуски инженеров путей сообщения, окончивших полный курс Русско-Китайского политехнического института. Выпускники сдавали экзамены по инженерным дисциплинам и защищали дипломные проекты перед Особой экзаменационной комиссией. В ее состав входили представители Союза инженеров Маньчжурии и Китайской Восточной железной дороги, а также профессора и экзаменаторы Академического совета института.
В числе первых выпускников было много талантливых инженеров, которые внесли большой вклад в развитие промышленности Китая и тех стран, в которые они в дальнейшем уехали.
1-й выпуск (12 октября 1924 г.): Е.П. Топорнин (с занесением на золотую доску), К.И. Погодин, Б.С. Фалькенштейн, Н.П. Калугин, Д.Н. Долматов, М.В. Карбышев.
2-й выпуск (20 января 1925 г.): П.А. Щелков (с занесением на золотую доску), М.Н. Покровский, Ю.М. Грабовский, С.Н. Покровский, В.В. Корягин, В.Г. Мелихов, В.В. Яценко-Хмелевский, В.Н. Агуров, В.В. Дистерло, Л.С. Будагианц, С.К. Иваницкий, И.С. Скоблин, Н.А. Воскресенский, С.В. Шешуков, А.Н. Бабаев, И.К. Богданов [Щелков, с. 247].
С 1924 по 1931 г., согласно подписанным советско-китайским соглашениям, Китайская Восточная железная дорога находилась под совместным управлением СССР и Китая. Переходу к совместному управлению предшествовала определенная подготовительная работа, одним из важных этапов которой было принятие гражданства (советского или китайского) железнодорожными рабочими и служащими в соответствии со ст. V Соглашения по КВЖД: «Назначение служащих в различных управлениях дороги производится на основе равного представительства граждан СССР и Китайской Республики». Окончательной датой определения гражданства было назначено 1 октября 1924 г. [Аблова, с. 157]. Вопросами перехода жителей в советское гражданство занималось Генеральное консульство СССР в Харбине.
Всем русским сотрудникам было предложено принять или советское, или китайское гражданство. Такие же требования предъявлялись и к русским студентам. Лицам, которые оставались в статусе
Таблица 1. Количество студентов института с разбивкой по гражданству (на 1.10.1931 г.)
Фак-т Год обучения Граждане СССР Граждане Китая (китайцы) Граждане Китая (русские) Итого китайских граждан Лица вне гражданства Всего
Инженерно- I 42 32 4 36 — 78
строительным II 34 9 9 18 — 52
III 29 24 9 33 — 62
IV 30 8 13 21 — 51
V 31 6 10 16 — 47
Выше V 40 10 17 27 — 67
Итого 206 89 62 151 — 357
Электромеха- I 52 27 8 35 — 87
ническим II 46 22 22 44 — 90
III 59 16 24 40 — 99
IV 50 9 12 21 — 71
V 48 7 15 22 2 72
Выше V 50 16 26 42 4 96
305 97 107 204 6 515
Источник: [РГИА. Ф.323. 1931. Оп.5. Д.1257. Л.12].
эмигранта и не имели гражданства, было позволено завершить свое образование, но новый набор для таких лиц был закрыт.
Новым ректором Института был назначен Л.А. Устругов1. Расширившаяся к тому времени структура Института включала: подготовительные трехгодичные курсы для китайских юношей, не знавших русского языка; факультеты: Дорожно-строительный и Элек-тро-механический c пятилетним сроком обучения.
В подчинении Института находилось еще несколько учебных заведений: младшее и старшее Отделение подготовительных классов для китайцев, желающих поступить в Русско-Китайский политехнический институт; вечерние курсы для китайских студентов, окончивших Харбинское коммерческое училище, и служащих КВЖД; курсы по подготовке к экзаменам на звание «техник путей сообщения»; Техническое железнодорожное училище.
Научной жизнью Института руководил Академический совет. На каждом факультете проводились совещания по разработке программ обучения, учебного плана, порядка сдачи зачетов и т. д. В состав Академического совета входили заведующие кафедрами и лекторы вне кафедральных предметов во главе с председателем (ректором) [Новая жизнь. Л. 83].
Динамика роста количества преподавателей и студентов (включая китайских) представлена в табл. 2.
Пятилетний курс обучения включал в себя 4 года теоретической, научно-практической работы в лабораториях и кабинетах и подготовку курсовых проектов, а также 1 год для дипломной работы в лабораториях и написания дипломных проектов. Программы обучения были разработаны по базовым программам, принятым в технических вузах Российской империи.
1 Устругов Леонид Александрович (23.11.1877 г., Москва — 15.02.1938 г., Москва). Инженер путей сообщения. В 1902—1916 гг. работал на различных железных дорогах Российской империи. С 1 ноября 1916 г. — помощник начальника управления железных дорог Министерства путей сообщения России. С февраля по октябрь 1917 г. — товарищ министра путей сообщения при Временном правительстве. Министр путей сообщения в правительстве адмирала А.В. Колчака (1918—1920 гг.). В 1920 г. эмигрировал в Китай. Ректор Харбинского политехнического института. С 1935 г. — в СССР, работал в Народном комиссариате путей сообщения.
Таблица 2. Общая численность студентов и преподавателей
№ п/п Учебный год Кол-во студентов и преподавателей Из них: кит. студенты
1 1920/21 98 8
2 1921/22 174 28
3 1922/23 268 48
4 1923/24 278 45
5 1924/25 374 57
6 1925/26 420 62
7 1926/27 549 62
Научная жизнь Института постоянно совершенствовалась. С 1 января 1926 г. по 1 января 1927 г. состоялось 16 заседаний Академического совета, 45 заседаний академического комитета и 37 факультетских заседаний и комиссий.
В учебном процессе уделялось самое серьезное внимание теоретической подготовке, сочетавшейся с систематическими практическими работами студентов. Большую роль в этом играла обязательная летняя практика на Китайско-Восточной железной дороге и местных железных дорогах в службах тяги, путей и сооружений, эксплуатации, телеграфа и на заводско-промышленных предприятиях края.
В докладной записке «О студентах, практикующихся в Харбинском политехническом институте», подготовленной ректором Политеха для руководства КВЖД, сообщалось, что для прохождения летней практики «В 1929 году было назначено 93 человека из них 70 европейской и 23 китайской национальности. В 1930 году было назначено 81 человек, из них 43 европейской и 38 китайской национальности с окладами содержания по 30 рублей в месяц» [РГИА. 1931-Ф. 323. Оп. 5. Д. 1257. Л. 6].
Практика проходила как в Харбине, так и на линии КВЖД. Студенты находились там под наблюдением специальных кураторов,
отвечающих за эффективность стажировки. Все проведенные студентами работы регистрировались в особых журналах, которые предоставлялись в Институт по окончании практики.
Пополнение числа учебно-вспомогательных учреждений требовало расширения институтских площадей. Поэтому помещения служб КВЖД последовательно освобождались и предоставлялись Институту. С 1920 по 1926 гг. общая площадь всех помещений Института увеличилась в 5 раз и составила 1508 кв. м.
Для печати научных пособий Институт имел свою литографию. Почти по всем предметам, читаемым во втузе, были изданы литографированные лекции (60 изданий). Благодаря этому пособию, студенты имели возможность хорошо подготовиться к зачетам и экзаменам.
Студенческая жизнь Института была очень насыщенной. Администрация этому всячески способствовала. Активно работал Совет курсовых старост (Старостат), который материально помогал малообеспеченным студентам, особенно старших курсов, внося за них часть платы за обучение, предоставляя им оплачиваемые работы по переписке лекций, по изготовлению чертежей, а также возможность вести частные уроки. Ежегодно устраивался благотворительный студенческий бал, который собирал на нужды студентов от 3 до 5 тыс. руб. При институте был открыт студенческий технический кружок. Ежегодно студенты выпускали журнал «День политехника».
В 1928 г. Институт перешел в ведение Особого района восточных провинций, после чего средства для содержания Института начали поступать от руководства ОРВП1. В ноябре 1928 г., на основании достигнутого между советской и китайской сторонами соглашения,
1 ОРВП — Особый район Восточных провинций: особая административно-территориальная единица провинциального уровня, существовавшая в составе Китайской Республики в 1921—1932 гг. 23 сентября 1920 г. декретом президента Китайской Республики Сюй Шичана «О прекращении признания полномочий российских посланников и консулов в Китае» было отменено право экстерриториальности для подданных Российской империи, а 5 февраля 1921 г. зона отчуждения КВЖД была преобразована в «Особый район Восточных провинций», во главе которого стоял главнона-чальствующий, подчинённый генерал-инспектору Трех восточных провинций Чжан Цзолиню. В 1922 г. было установлено, что под юрисдикцией главноначальствующего
была произведена реорганизация втуза, утвержден состав его Правления и ревизионного комитета. На должность ректора был назначен китаец, а проректором — русский. С этого времени Институт начал именоваться Харбинским политехническим институтом (ХПИ).
В 1931 г. в ХПИ произошли изменения: был открыт новый, Транспортно-коммерческий факультет с двумя отделениями, готовящий специалистов по ведению коммерческих сделок на железнодорожном транспорте. Делами академического характера занимался Совет профессоров.
В 1931 — 1932 учебном году на службе в Институте состояло 178 преподавателей, из которых 72 имели китайское гражданство, 83 — советское, 9 — поданных Японской империи и 14 лиц — «без подданства». В 1931 г. произошла «чистка» профессорско-преподавательского состава. Некоторые профессора лишились своих мест и часть из них перешла на работу в другие вузы, в том числе в Институт Св. Владимира. Среди перешедших были инженер В.А. Куляб-ко-Корецкий, инженер М.П. Извеков, инженер В.В. Калошин, инженер В.Н. Флеров, инженер С.И. Масловский, инженер П.А. Иванов и др. [ГАХК.1935—1941.Ф. Р830. Оп. 3. Д. 3697. Л. 49].
В 1931 г. в числе преподавателей ХПИ состояли: В.В. Белоконев, Л.А. Витман, И.А. Георгов, М.Н. Горвиц, А.Н. Губарев, Б.А. Зели-ковский, В.С. Иванов, П.Н. Карасев, Г.Б. Кибель, В.В. Малеванный, П.К. Порженинский, В.В. Невский, И.З. Пейсах и др. [РГИА. 1.05.1931—12.1931 г. Ф. 323. Оп. 5. Д. 1257. Л. 48.].
О приоритетах в выборе специальности студентов ХПИ можно судить по данным табл. 3 и 4, составленных по архивным материалам [РГИА. 1931. Ф. 323. Оп. 5. Д. 1257. Л. 21—22].
Из данных табл. 3 следует, что как у русских, так и у китайских студентов самой популярной на Инженерно-строительном факультете была специальность по Отделению городского строительства. На
находилась примыкающая к КВЖД полоса шириной 10—15 км. В мае 1924 г. постановлением центрального правительства Китайской Республики «Особый район Восточных провинций» был признан отдельной административно-территориальной единицей провинциального уровня, не входящей в состав провинций Хэйлунцзян и Ги-рин. 1 сентября 1926 г. место размещения администрации главноначальствующего было выделено в отдельную административную единицу — «Особый город Харбин».
Таблица 3. Инженерно-строительный факультет (распределение по специализации) (на 15.07.1932 г.)
Отделение Год обучения Граждане СССР Китайские граждане китайцы Китайские граждане русские Без гражданства Всего
Городского строительства III IV V VI и выше 8 11 13 4 14 5 1 1 4 8 1 4 0000 26 24 15 9
Итого по Отделению 36 21 17 0 74
путей сообщения III IV V VI и выше 11 6 3 8 2 2 0 2 0 0000 19 10 0 5
Итого по Отделению 20 12 2 0 34
инженерных сооружений III IV V VI и выше 4 6 5 0 2 0 1 0 2 0 0 1 0000 8 6 6 1
Итого по Отделению 15 3 3 0 21
по старому плану* III IV V VI и выше — — — — —
8 16 1 2 2 3 0 0 11 21
Итого по Отделению 24 3 5 0 32
Не определившиеся III IV V VI и выше 3 2 3 6 0 0 1 2 1 1 4 2 0000 4 3 8 10
Итого по Отделению 14 3 8 0 25
Всего 109 42 35 0 186
Таблица 4. Электро-механический факультет (распределение по специализации) (на 15 июля 1932 г.)
Отделение Год обучения Граждане СССР Китайские граждане китайцы Китайские граждане русские Без гражданства Всего
Электротехническое III IV V VI и выше 26 24 2 3 8 4 2 3 11 7 3 4 0 0 1 1 45 35 8 11
Итого по Отделению 55 17 25 2 99
Теплотехническое III IV V VI и выше 19 20 8 1 5 4 3 2 5 4 0 2 0000 29 28 11 5
Итого по Отделению 48 14 11 0 73
Технологическое III IV 7 3 0 0 10
V VI и выше — — — — —
Итого по Отделению 7 3 0 0 10
по старому плану* III IV V VI и выше — — — — —
16 13 1 1 5 3 1 1 23 18
Итого по Отделению 29 2 8 2 41
Неопределившиеся III IV V VI и выше 0 2 8 2 0 0 3 3 5 1 3 2 0000 5 3 14 7
Итого по Отделению 12 6 11 0 29
Всего: 151 42 55 4 252
втором месте — обучение на Отделении путей сообщения. Третье место — специальность по Отделению инженерных сооружений. 25 студентов из 186 свою специальность не выбрали. Как видно из Таблицы, лица, не имевшие гражданства, к середине 1932 г. на Инженерно-строительном факультете в ХПИуже не обучались.
По данным, приведенным в табл. 4, видно, что наиболее популярным на Электро-механическом факультете было Электро-техническое отделение. На втором месте — Тепло-техническое. И совсем малое количество студентов обучалось на Технологическом отделении. Что касается обучения лиц, не имеющих гражданства, то данные Таблицы свидетельствуют о том, что они учились только на выпускных курсах.
С каждым годом количество студентов увеличивалось. Институт стал главным, ключевым техническим вузом по подготовке кадров для облуживания различных линий Китайско-Восточной железной дороги. Выпускники, в том числе китайцы, получали хорошо оплачиваемую и престижную работу.
В 1935 г. в Харбинский политехнический институт пришла японская администрация. Русский преподаватели были уволены. Но они нашли себе новую работу в Северо-Маньчжурском Политехническом университете, в котором продолжили обучение и русские студенты.
В том же 1935 г. бывший ректор ХПИ Л.А. Устругов, получивший приглашение Советского правительства работать в Народном комиссариате путей сообщения в Москве, вернулся в СССР вместе с сотрудниками КВЖД, имевшими советское гражданство. В числе вернувшихся были и выпускники Политехнического института. 7 октября 1937 г. Леонид Александрович был арестован, а 15 февраля 1938 г. расстрелян по обвинению в шпионаже1. Та же трагическая участь ожидала и большинство выпускников Харбинского политехнического института, работавших на железных дорогах СССР.
После образования КНР в 1949 г. в жизни Харбинского Политехнического института вновь произошли изменения. С 1950 г. в нем вместе стали обучаться советские и китайские студенты.
1 Реабилитирован в мае 1989 г. Пленумом Верховного Суда СССР.
В настоящее время ХПИ имеет статус университета и пользуется огромным авторитетом в КНР. Среди его преподавателей можно часто встретить педагогов из России. В созданном несколько лет назад Музее истории Института целый зал отведен экспозиции, рассказывающей об истории создания вуза, которому в этом году исполняется 100 лет. Среди самых ценных экспонатов музея — фотографии первых преподавателей — русских профессоров и инженеров, основавших первый на Северо-Востоке Китая Политехнический институт, сыгравший большую роль в становлении технического образования в Китае.
Библиографический список
Аблова Н.Е. КВЖД и российская эмиграция в Китае: международные и политические аспекты истории (первая половина ХХ в.). М.: НП ИД «Русская панорама», 2004. 432 с.
Газета «Новая Жизнь». Харбин. Юбилейный выпуск (1907—1927).
Государственный Архив Хабаровского Края (ГАХК). Ф. Р830. БРЭМ. 1935— 1941 гг. Оп.3. Д. 3697. Белобородский В.А.
Российский Государственный Исторический Архив (РГИА). Правление Общества Китайской Восточной Железной Дороги. 1931 г. Материалы о Харбинском политехническом институте. Ф. 323. Оп. 5. Д. 1257.
Щелков А. Русско-Китайский Политехнический Институт к началу 1925 года // Известия Юридического факультета / Высшая Школа в Харбине. Харбин, 1925. Том I.
References
Ablova, N.E. KVZhD i rossiyskaya emigratsiya v Kitaye: mezhdunarodnyye i politicheskiye aspekty istorii (pervaya polovina KhKh v.) [Chinese Eastern railway and Russian emigration in China: international and political aspects of history (first half of the 20th century)]. M.: Russkaya panorama PH, 2004, 432 p. (In Russian).
Rossiyskiy Gosudarstvennyy Istoricheskiy Arkhiv (RGIA) [Russian State historical archive], Pravleniye Obshchestva Kitayskoy Vostochnoy Zheleznoy Dorogi [Board of the East China road Society]; Materialy o Kharbinskom politekhnicheskom institute
[Documents about Harbin Polytechnic Institute], 1.05.1931—12.1931, Fund 323, Inventory 5, File 1257.
Gosudarstvennyy Arkhiv Khabarovskogo Kraya (GAKhK) [State archive of the Khabarovsk territory], Fund R830. BREM. 1935—1941, Inventory 3, File 3697. Belobo-rodskiy V.A.
Gazetta «Novaya Zhizn» ["New Life" Gazette]. Yubileynyy vypusk [Anniversary issue] (1907-1927).
Shchelkov, A. Russko-Kitayskiy Politekhnicheskiy Institut k nachalu 1925 goda [Russian-Chinese Polytechnic by the beginning of 1925], Izyestiya Yuridicheskogo fakulteta [News of the faculty of Law], Higher school in Kharbin, 1925, Vol. I. (In Russian).