Научная статья на тему 'Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности'

Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1859
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ) / ОХРАНА РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ГОСУДАРСТВЕННОГО / ОСМЫСЛЕНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / LANGUAGE POLICY IN THE SAKHA REPUBLIC / PRESERVING RUSSIAN LANGUAGE AS A NATIONAL LANGUAGE / COMPREHENSION OF THE RUSSIAN LANGUAGE FUNCTIONING AS A MEANS OF INTERNATIONAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисова Лена Павловна, Шадрина Софья Николаевна

В последнее время в задачу распространения представлений о русском языке как средстве межнационального общения сменяется на задачу осмысления его функционирования в этом качестве. Это подразумевает распространение и утверждение в сознании россиян и мирового сообщества представлений о русском языке как общенациональном достоянии народов РФ, средстве формирования и укрепления общероссийской идентичности. Русский язык является важнейшей частью духовной культуры всех народов России, способствующей взаимному обогащению национальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL IDENTITY

Recently the task of expansion of the Russian language image as a means of the international communication is changing into a task of comprehension of its functions in this role. It supposes dissemination and strengthening of the Russian language image as a national heritage of the Russian Federation peoples and a means of the Russian identity consolidation. The Russian language is the most important part of the culture of all the nations of Russia, promoting improvement of all the national cultures.

Текст научной работы на тему «Роль русского языка в формировании общероссийской идентичности»

УДК 37.014.5 Борисова Лена Павловна

кандидат филологических наук, доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета dom-hors@mail.ru

Шадрина Софья Николаевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета dom-hors@mail.ru

РОЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Borisova Lena Pavlovna

PhD in the Humanities, Assistant Professor of the Elementary Education Department, Teachers’ Training Institute, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

Shadrina Sofia Nikolaevna

PhD in Education Science, Assistant Professor of the Elementary Education Department, Teachers’ Training Institute, North Eastern Federal University dom-hors@mail.ru

ROLE OF RUSSIAN LANGUAGE IN THE DEVELOPMENT OF NATIONAL IDENTITY

Аннотация:

В последнее время в задачу распространения представлений о русском языке как средстве межнационального общения сменяется на задачу осмысления его функционирования в этом качестве. Это подразумевает распространение и утверждение в сознании россиян и мирового сообщества представлений о русском языке как общенациональном достоянии народов РФ, средстве формирования и укрепления общероссийской идентичности. Русский язык является важнейшей частью духовной культуры всех народов России, способствующей взаимному обогащению национальных культур.

Ключевые слова:

языковая политика в Республике Саха (Якутия), охрана русского языка как государственного, осмысление функционирования русского языка как средства межнационального общения.

Summary:

Recently the task of expansion of the Russian language image as a means of the international communication is changing into a task of comprehension of its functions in this role. It supposes dissemination and strengthening of the Russian language image as a national heritage of the Russian Federation peoples and a means of the Russian identity consolidation. The Russian language is the most important part of the culture of all the nations of Russia, promoting improvement of all the national cultures.

Keywords:

language policy in the Sakha Republic, preserving Russian language as a national language, comprehension of the Russian language functioning as a means of international communication.

Русский язык сегодня - четвертый по распространенности в мире. Он является родным для 288миллионов человек на земле. Десятки миллионов говорящих на русском языке живут сейчас за рубежом, около 180 миллионов - изучают его. Русский язык является одним из самых развитых языков мира, на котором написана богатейшая литература, отражен исторический опыт русского народа, достижения всего человечества. Роль русского языка в развитии мировой цивилизации неоднократно отмечали писатели и деятели культуры разных стран и народов.

В современном мире он выполняет четыре важнейшие функции, являясь национальным языком русского народа, языком межнационального общения народов России, государственным языком Российской Федерации, одним из шести официальных языков ООН, рабочим языком государств - членов СНГ, одним из рабочих языков Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.

Всякая историческая эпоха имеет свой идеал языка как самого ценного достояния народа. Не случайно национальное самосознание народов, населяющих бывший СССР и Россию, в конце ХХ в. наиболее ярко проявилось в стремлении сохранять и развивать национальные языки. В условиях многонационального населения, многообразия этнолингвистических интересов и сложного национально-государственного устройства сохранение единства языкового пространства как залога сохранения единства страны представляется возможным через охрану русского языка со стороны государства и общества как государственного языка. В Законе Российской Федерации «О языках» определены основные сферы функционирования русского языка как государственного: высшие органы государственной власти и управления; опубликование законов и других правовых актов субъектов Российской Федерации; проведение выборов; в дея-

тельности государственных органов; в официальной переписке и делопроизводстве; в российских средствах массовой информации.

Языковая политика в Республике Саха (Якутия), включая политику в области образования, является составной частью государственной политики и направлена на:

- участие в формировании и реализации государственной политики по защите государственного языка РФ,

- создание условий для сбалансированного якутско-русского и русско-якутского двуязычия,

- усиление социальной роли языков малочисленных народов Севера, объявленных официальными в местах компактного проживания их носителей,

- повышение внимания к языковым проблемам народов Республики Саха (Якутия) в контексте формирования новой этнополитической ситуации в республике.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Саха (Якутия) на 1 января 2010 г., численность населения республики составила 949,4 тыс. человек. По переписи 2002 г., в Якутии проживают представители 120 национальностей, в том числе коренные малочисленные народы Севера - эвены, эвенки, юкагиры, долганы, чукчи и другие. В соответствии с Законом «О языках в Республике Саха (Якутия)» государственными языками являются русский и якутский. Эвенский, эвенкийский, юкагирский, долганский и чукотский языки имеют статус местных официальных языков в местах компактного проживания этих народов. Представителям национальностей предоставляется право на создание национальных культурных обществ, центров, землячеств, клубов и ассоциаций, призванных удовлетворить культурно-образовательные потребности граждан на их родном языке.

Кроме того, на территории республики свыше десяти языков имеют более ограниченные социальные и коммуникативные функции - татарский, башкирский, киргизский, украинский, тувинский, бурятский, азербайджанский, армянский и др. Это только фиксация языкового состояния полиэтнического общества республики, и она свидетельствует не об ассимиляции нерусских народов по признаку «язык», а перераспределении функций языков в разных сферах жизнедеятельности, о развитии реального билингвизма и полилингвизма.

Таким образом, русский язык способствует консолидации многоязычных народов Якутии, взаимообогащению национальных языков и культур, их сближению и созданию в республике атмосферы взаимного доверия и согласия.

По данным последней переписи русским языком свободно владеют 93,3 % населения, то есть 885,5 тыс. человек. Если взять показатели владения русским языком представителями коренных народов Севера, то данные следующие:

- 376,4 тыс. якутов (87,1 % от общей численности - 432, тыс. чел.);

- 10,4 тыс. эвенов (89,5 % от общей численности - 11,7 % тыс. чел.);

- 16,2 тыс. эвенков (89,1 % от общей численности - 18,2 тыс. чел.);

- 1,0 тыс. юкагиров (95,4 % от общей численности - 1,1 тыс. чел.);

- 0,6 тыс. чукчей (98,3 % от общей численности - 0,61 тыс. чел.).

В учебных планах общеобразовательных школ республики русский язык и литература представлены тремя учебными предметами: русский язык как родной, русский язык как государственный, русская литература. На русском языке изучаются и другие предметы, то есть русский язык является не только предметом изучения, но и средством познания основ других наук.

В школах с родным (нерусским) языком обучения (свыше 70 % от общего количества школ) русский язык преподается как государственный. В этих школах существует три различные ситуации:

- обучение на родном (нерусском) языке с 1 по 11 класс;

- обучение на родном (нерусском) языке ведется только в начальных классах, в 5-7 классах предметы изучаются на русском языке, родной язык и литература сохраняются как предмет;

- обучение ведется на русском языке, а родной язык и литература изучаются с 1 по 11 класс как учебный предмет (так называемые экспериментальные классы).

Бесспорно, в каждой из этих ситуаций объем и уровень изучения родного языка различен и оказывает определенное влияние на уровень владения русским языком.

В условиях единого образовательного пространства России система образования Республики Саха (Якутия) является практически билингвальной. Изучение русского языка как государственного начинается с дошкольного возраста. К формированию единых условий для подготовки ребенка к школе способствует введение с 1997 г. обязательного посещения детьми дошкольного образовательного учреждения с 5 лет. В настоящее время в республике 98 % пятилетних детей посещают детские сады. Во всех дошкольных образовательных учреждениях республики введен обязательный начальный курс русского языка. В учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования языками обучения являются русский и якутский языки.

Показателем качества подготовки обучающихся общеобразовательных школ республики являются результаты Единого государственного экзамена. В 2012 г. ЕГЭ по русскому языку проводился в 36 районах (улусах) и городах республики. Всего ЕГЭ сдавало 13 145 выпускников. Средний балл по республике составил 52,4 (в РФ - 61,1 балл). Более высокие показатели у выпускников Оленекского улуса (98,9 % преодолели «нижний порог» баллов), г. Якутска (98,8 %), г. Мирный (98,6 %), г. Алдан (98,2 %), Горного улуса (97,9 %).

Если в 2009 г. 90 и более баллов по республике набрали 9 выпускников, в 2010 - 5, то в 2012 г. 1 выпускник набрал 100 баллов, от 90 до 100 баллов - 88 выпускников.

В современной лингводидактике утвердились новые подходы в обучении русскому языку: личностно-ориентированный и сознательно-коммуникативный. Обучение общению сопрягается с сознательным познанием системы сведений о языке, развитием познавательных способностей школьников. Цели обучения определяются через языковую, лингвистическую и коммуникативную компетенции, развитие личности школьника, его интеллектуальных и творческих способностей.

По результатам 2012 г. формирование языковой компетенции, которая включает практическое владение русским языком, его словарем и грамматическим строем, соблюдение языковых норм, составляет 63,4 %. Однако остается низким уровень пунктуационной грамотности (56,4 %) выпускников.

Анализ состояния коммуникативной компетентности (69,4 %) показывает, что выпускники владеют разными видами речевой деятельности, понимают чужую речь и создают собственные высказывания, формулируют проблемы. Сложности вызывает умение определять средства связи предложений в тексте (53,7 %) и отражение позиции автора исходного текста (54,2 %).

Выпускники показывают недостаточный уровень лингвистической компетенции (52,8 %), умения проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений. Стабильно низкими остаются результаты выполнения заданий по синтаксису (41,5 %).

В целом при наметившейся тенденции к сокращению количества часов на предмет «Русский язык» в школах совокупность учащихся, справившихся с выполнением экзаменационной работы, практически не изменилась. Наметилось некоторое увеличение среднего балла за экзамен (+0,2 балла) (2011 г. - 52,2). Школы с якутским языком обучения получили по русскому языку выше минимального количества баллов на 2,4 % выше, чем школы с русским языком обучения.

Таким образом, результаты ЕГЭ позволяют дать объективную оценку состояния преподавания русского языка в республике, определить слабые места в подготовке выпускников и задачи для повышения качества обучения.

В республике продолжается активная работа учителей-словесников по совершенствованию действующих учебных программ, созданию дополнительных учебно-методических пособий, ориентированных на форсирование и развитие коммуникативно-культурологической компетенции обучающихся. В обучении русскому языку как государственному широко используются принципы и идеи Европейского языкового портфеля. Авторские группы, в которые входят известные методисты и опытные учителя республики, в настоящее время занимаются разработкой программ и совершенствованием учебников по русскому языку, а также вариативных учебно-методических комплектов для профильных классов. По их мнению, региональные учебники нового поколения должны следовать идее диалога культур, коммуникативного подхода, вариативности, опоры на родной язык. Идея диалога культур становится основной линией в преподавании русского языка.

Для создания оптимальных условий развития и взаимодействия государственных и официальных языков Республики Саха (Якутия), законодательной защиты и гарантии социальных, экономических и юридических прав личности в использовании языков в 2002 г. был создан Совет по языковой политике при Президенте Республики Саха (Якутия). Основное направление деятельности данного Совета - работа по совершенствованию нормативной правовой базы функционирования языков, научному и методическому обеспечению, функционированию языков в различных сферах деятельности. Результаты работы Совета показывают, что языковая политика, и, в частности, функционирование русского языка, находятся под пристальным контролем и вниманием руководства республики.

В рамках скоординированного плана совместных действий по проведению мероприятий в области русского языка заинтересованными министерствами, ведомствами и СевероВосточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова проводятся круглые столы, конференции по проблемам функционирования русского языка.

В последнее время в задачу распространения представлений о русском языке как средстве межнационального общения сменяется на задачу осмысления его функционирования в этом качестве. Это подразумевает распространение и утверждение в сознании россиян и мирового сообщества представлений о русском языке как общенациональном достоянии народов

РФ, средстве формирования и укрепления общероссийской идентичности. Русский язык является важнейшей частью духовной культуры всех народов России, способствующей взаимному обогащению национальных культур.

В целях закрепления позиций русского языка в 2001 г. был издан Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О подготовке к 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова», согласно которому 19 ноября, день рождения М.В. Ломоносова, автора первой Российской грамматики, объявлен в республике Днем русского языка. Учреждение этого дня, ставшего в нашей республике доброй традицией, отражает понимание возросшего значения культуры как важного фактора духовного развития и укрепления мира и взаимопонимания между народами, свидетельствует о внимании, уделяемом вопросам языковой политики и языкового планирования в Республике Саха (Якутия).

Надо отметить, что с 2004 г. проведение мероприятий по пропаганде и поддержке русского языка и литературы стало более организованным и целенаправленным. В республике традиционно проводятся День русского языка (19 ноября, в день рождения М.В. Ломоносова), День славянской письменности и культуры, День рождения создателя русского литературного языка, великого русского поэта А.С. Пушкина. В эти дни проводятся культурно-массовые мероприятия в образовательных учреждениях различного уровня (школы, учреждения дополнительного образования, ссузы, вузы), публикуются статьи по проблемам русского языка, культуры речи.

Стало традицией проведение тематических циклов радио- и телепередач, публикаций по проблемам русского языка, организация вечеров русской классической прозы, массовых мероприятий, посвященных русской словесности, не только в театрах, но и в сельских клубах. Пропаганде русского языка способствует тот факт, что основную часть репертуара Государственного академического русского драматического театра имени А.С. Пушкина, 50 % оперного репертуара Государственного театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева - Суоруна Омоллоо-на составляют произведения русских классиков. На сцене Саха академического театра имени П.А. Ойунского ставятся спектакли по произведениям А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.В. Вампилова, что составляет 15 % репертуара театра.

Впервые в отечественной истории 6 июня 2012 г. отмечается День русского языка, государственного языка многонациональной России. В Концепции празднования Дня русского языка в Российской Федерации [1] изложены его принципы, определяющие идеологию, содержание и организационные формы общероссийских и региональных мероприятий.

Принцип учета традиций лингвокультурного взаимодействия языков народов РФ включает в содержание мероприятий сведений об истории взаимодействия русского языка и иных народов России, о роли русского языка в появлении национальной письменности того или иного народа, об истории преподавания родного и русского языков в национальных регионах, о роли русского языка в становлении национальных литератур, ассоциаций народов России, о создании национальных грамматик, двуязычных словарей и под.

Принцип учета культуроформирующей роли русского языка предполагает внимание к истории культуры народа, к установлению связей с русским народом, к истории создания национальных театров, национальных СМИ, к роли русского языка в их развитии.

Роль духовно-культурной консолидации - важнейшая, но не единственная социальнокультурная функция русского языка. Он является и тем инструментом, который объединяет всех граждан страны экономически и политически, способствует освоению и мирового культурно-экономического опыта. Овладение русским языком - одно из важнейших условий повышения конкурентоспособности личности, расширения пространства ее жизненного успеха.

В наше время, когда само существование человечества зависит от возможностей найти общий язык, подлинный диалог, русский язык как язык межнационального общения, приобретает поистине решающее значение.

Ссылки:

1. Концепция празднования Дня русского языка в Российской Федерации. URL: http://mggu-pokrov.3dn.ru/nauka/ festival/koncepcija-drja.docx (дата обращения: 17.07.12).

References (transliterated):

1. Kontseptsiya prazdnovaniya Dnya russkogo yazyka v Rossiyskoy Federatsii. URL: http://mggu-pokrov.3dn.ru/nauka/ festi-val/koncepcija-drja.docx (date of access: 17.07.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.