Научная статья на тему 'РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ'

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
296
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РУКОВОДИТЕЛЬ / ЛИДЕР / ЗАКОНЫ ЛИДЕРСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Брилль В.Е., Гилёва И.С.

В статье рассмотрены особенности роли руководителя в организации на каждом этапе стратегического менеджмента. Раскрываются отличия управляющего от руководителя-лидера. Приведены законы лидерства и наиболее яркие примеры из практики одних из самых успешных компаний.This article describes the features of manager's function in organization at every step of strategic management. Disclosed differences between two definitions: manager and leader-manager. Cited rules of leadership and the most striking examples from the practice of the most successful companies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ»

УДК 316.36

Брилль В.Е. студент РАНХиГС Уральский институт управления - филиал

Россия, г. Екатеринбург Гилёва И.С.

доцент, кафедра теории и социологии управления Уральский институт управления - филиал

Россия, г. Екатеринбург РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

Аннотация: в статье рассмотрены особенности роли руководителя в организации на каждом этапе стратегического менеджмента. Раскрываются отличия управляющего от руководителя-лидера. Приведены законы лидерства и наиболее яркие примеры из практики одних из самых успешных компаний.

Ключевые слова: стратегический менеджмент; основные этапы стратегического менеджмента; руководитель; лидер; законы лидерства.

Abstract: This article describes the features of manager's function in organization at every step of strategic management. Disclosed differences between two definitions: manager and leader-manager. Cited rules of leadership and the most striking examples from the practice of the most successful companies.

Key words: strategic management; basic steps of strategic management; manager; leader; rules of leadership.

В наше время, когда миру диктует условия рыночная экономика, а конкуренция настолько высока, что без каких-либо выдающихся особенностей невозможно достигнуть чего-то глобального, организациям, которые хотят развиваться и получать хорошую прибыль, требуется уникальный лидер, обладающий незаурядными способностями.

Главным стратегом любой организации (например, по критерию принятия решений), конечно же, всегда является ее руководитель. Именно поэтому наиважнейшим этапом в стратегическом менеджменте при организации процесса стратегического планирования является получение подтверждения в том, что реальное первое лицо организации осознает необходимость, владеет соответствующей информацией и готов работать в этом направлении, осознавая все возможные результаты и последствия.

Достаточно распространенным в теории и практике управления является определение и разграничение таких понятий как "руководитель" и "лидер". В этой связи классическое соотношение этих категорий находится в области того, что руководитель не должен быть просто управляющим, он обязан быть руководителем-лидером. В этой связи важно уточнить, что понимается под руководителем и лидером.

Руководитель - это лицо в организации, официально наделенное правом принимать и реализовывать обязательные для исполнения управленческие решения1.

Руководитель, как капитан корабля, отвечает за выбор курса, а также играет незаменимую роль при реализации стратегии организации. На нем лежит большая ответственность: руководитель должен разрабатывать и принимать различные управленческие решения для достижения поставленных целей организации, он распоряжается всеми ресурсами потенциалами организации, а также он должен уметь грамотно управлять сотрудниками для эффективной работы организации. Хотя не стоит забывать и о топ-менеджерах, которые также играют в данных процессах немаловажную роль, способствуя руководителю в исполнении вышеперечисленных задач.

Лидер - это лицо в неформальной или формальной организации, обладающее влиянием, необходимым для реализации принимаемых им решений2.

К сожалению, в практике бывают такие случаи, когда человек, являясь по должности руководителем организации, не является ее лидером. Это значит, что данный человек не обладает достаточным влиянием и авторитетом для своих подчиненных. Сотрудники должны подчиняться руководителю, в организации у всех должна быть одна четкая цель, и все должны работать на ее достижение. Если данные условия не будут соблюдаться, компания никогда не сможет постичь успеха. Соответственно, в современной компании руководитель и лидер - это два неразрывных понятия.

В таблице 1 для еще более детального разграничения понятий управляющего и руководителя-лидера приведено сравнение, произведенное на основе работ экспертов в области руководства и лидерства3.

Таблица 1

Отличия управляющих от руководителей-лидеров_

Управляющие Руководители-лидеры

Направляют дела в правильное русло Делают правильные дела

Заинтересованы в производительности Заинтересованы в эффективности

Администрируют Внедряют новшества

Поддерживают обычный порядок Развивают организацию

Сосредотачивают внимание на системах Сосредотачивают внимание на людях и структуре

Полагаются на контроль Полагаются на доверие

Организуют и рекрутируют персонал Сплачивают людей, работающих над общей

1 Цит. по: Глоссарий по стратегическому менеджменту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://splanet.ru/referat6/textbook-27027.php (дата обращения: 18.01.2017)

2 См. Глоссарий по стратегическому менеджменту. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://splanet.ru/referat6/textbook-27027.php (дата обращения: 18.01.2017)

3 См. Роли и обязанности лидера. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/rol.htm (дата обращения: 18.01.2017)

задачей

Акцентируют важности тактики, структуры, систем Акцентируют важность философии, фундаментальных ценностей, общих целей

Видят краткосрочную перспективу Видят долгосрочную перспективу

Задают вопросы "как?" и "когда?" Задают вопросы "что?" и "как?"

Принимают статус-кво Бросают вызов статус-кво

Сосредоточены на настоящем Сосредоточены на будущем

Подводят итоги Смотрят вперед, за горизонт

Подробно разрабатывают порядок, поэтапность действий и сроки Разрабатывают концепции и стратегии их выполнения

Стремятся к предсказуемости и порядку Стремятся к переменам

Избегают рисков Идут на риск

Побуждают персонал к соблюдению принятых стандартов Вдохновляют людей на свершение перемен

Используют формальное, обусловленное служебным положением влияние (вышестоящего на подчиненного) Используют личностное влияние

Требуют от других подчинения Побуждают других следовать за собой

Действуют в рамках принятых в организации правил, регламентов, стратегий, процедур Действуют за пределами принятых в организации стратегий, процедур

Имеют определенную должность Берут на себя руководство

Руководитель всегда играет незаменимую роль в жизни организации. В каких-то случаях он занимает более активную позицию, в каких-то менее, когда работу можно делегировать его подчиненным. Следовательно, можно проследить взаимосвязь степени участия руководителя в зависимости от этапа стратегического менеджмента.

Основные этапы стратегического менеджмента можно соотнести со следующими взаимосвязанными процессами:

1. Определение миссии, видения и целей организации;

2. Анализ среды, включающий определение сферы деятельности организации, а также анализ ее внутренней и внешней среды;

3. Анализ и выбор стратегии;

4. Реализация стратегии организации;

5. Оценка эффективности стратегии по результатам деятельности организации и введение корректирующих воздействий.

Чтобы начать разрабатывать стратегию организации и работать с ней, руководителю и топ-менеджерам компании следует подумать, какой будет компания через 5-10 лет, какое положение на рынке она будет занимать, каково будет ее предназначение, как компания будет развиваться. Для ответа на эти вопросы составляется видение компании.

Стратегическое видение - маршрут движения компании в будущее; определяет технологии, целевые аудитории, географические и товарные

рынки, перспективные возможности и образ компании, какой она должна стать в будущем4.

С помощью определения видения компании мы можем примерно представить, какой будет компания по прошествии нескольких лет, а с помощью миссии можно узнать основную деятельность компании на сегодняшний день, какие товары или услуги она производит, кто является клиентами организации и т.д.

То есть миссия обычно описывает бизнес компании, который существует у нее на сегодняшний день; в миссии содержится общая характеристика сегодняшних возможностей организации, ее целевой аудитории, видов деятельности и структуры бизнеса5.

Также на первом этапе стратегического менеджмента помимо видения и миссии формируются и цели организации.

Цель - управленческая конструкция, определяющая положение объекта управления, к достижению которого стремится субъект управления6.

Цели в стратегическом менеджменте должны определяться по принципу SMART. Данный принцип предполагает, что цели должны быть:

а) конкретными (Specific);

б) измеримыми (Measurable);

в) согласованными (Agreeable, Accordant);

г) достижимыми (Realistic);

д) определенными во времени (Timebounded).

Построение целей именно по принципу SMART дает стопроцентную гарантию, что цели будут понятны всем сотрудникам организации, а значит их достижение не заставит себя ждать.

Таким образом, можно сделать вывод, что разработка стратегии компании невозможна без трех важных составляющих: видения, миссии и целей. Стратегическое видение отражает будущее компании, то, чем компания планирует стать в ближайшем будущем, миссия компании - это ее настоящее, ее структура, деятельность, клиенты на сегодняшний день, а посредством целей будет достигаться тот результат, который заложен стратегией компании, реализовать которую стремится каждая организация.

Стоит отметить, что роль руководителя на данном этапе высока. На данном этапе он руководит всеми процессами, принимает важные решения, а также формирует видение, миссию и цели организации. Он должен дать понять всем сотрудникам компании, в каком направлении они должны двигаться для достижения главной цели. Естественно, руководителю могут помогать и топ-менеджеры, но основная ответственность на данном этапе лежит на нем.

4 Цит. по: Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / 12-е изд., пер. с англ. - М., 2006. С. 36.

5 Там же. с. 38.

6 Цит. по: Глоссарий по стратегическому менеджменту. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://splanet.ru/referat6/textbook-27027.php (дата обращения: 18.01.2017)_

При переходе ко второму этапу, организация должна проанализировать свою внутреннюю и внешнюю среду, непосредственное окружение, а также определить сферу деятельности, в которой она будет работать.

Внутренняя среда — это внутренние составляющие организации, способные оказать влияние на ее деятельность. К внутренней среде относятся основные функциональные ресурсы, производство, технологии, персонал, организационная культура, традиции и т.д7.

Внешняя среда — это внешнее окружение организации, способное оказать влияние на ее деятельность8. К внешней среде организации можно отнести влияние политической ситуации в мире, экономики, социальных процессов, научно-технического прогресса и т.д.

Непосредственное окружение организации по другому называют "деловой средой". К деловой среде относится все, что, находясь за пределами организации, непосредственно взаимодействует с ней, оказывая прямое влияние как на организацию в целом, так и на отдельные ее элементы9.

На данном этапе, несомненно, руководитель остается незаменимой фигурой, но в процессе сбора и анализа информации он может делегировать полномочия своим подчиненным и, возможно, внешним консультантам. Сотрудники подготавливают данные о непосредственном окружении организации, а также о состоянии ее внутренней и внешней среды, чтобы руководитель мог приступать к этапу анализа и выбора стратегии, имея полную информацию на руках.

Стратегия - это комплексный план управления, который должен укрепить положение компании на рынке и обеспечить привлечение и удовлетворение потребителей, успешную конкуренцию и достижение глобальных целей10.

Стратегия определяет четкую закономерность действий, с помощью которых будет достигнут результат. Процесс выработки стратегии означает рассмотрение всех возможных вариантов развития событий. Требуется тщательный анализ сегментов рынка, куда планирует внедряться компания, необходимо собрать информацию и об участниках-конкурентах, которые существуют на рынке в данной области, а также изучить внутреннюю и внешнюю среду компании. Стратегию организации должен знать каждый ее сотрудник, чтобы иметь четкое представление, ради чего он работает, какая цель должна быть достигнута.

7 Цит. по: Глоссарий по стратегическому менеджменту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://splanet.ru/referat6/textbook-27027.php (дата обращения: 18.01.2017)

8 Там же.

9 Цит. по: Economican.ru. Экономика и финансы. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://economican.ru/v_man.php?id=7 (дата обращения: 18.01.2017)

10 Цит. по: Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа... С. 32.

Этап анализа и выбора стратегии характеризуется тем, что руководитель может делегировать свои полномочия по анализу и выбору стратегии кросс-функциональным командам, то есть компетентным подчиненным или рабочим/проектным группам. Они могут совершать работу и предоставлять обоснование выбора той или иной стратегии руководителю, но последнее слово все равно остается за высшим лицом организации.

Следующий этап - реализация стратегии организации. В данный процесс включаются все сотрудники организации. Большую роль здесь играют кросс-функциональные команды - на них лежит обязанность по реализации стратегии. Но это совершенно не значит, что руководитель никак не участвует в данном этапе. На нем лежит функция координатора, он контролирует все процессы, происходящие на этом этапе, а также управляет кризисными ситуациями и улаживает разногласия между менеджментом различных подразделений организации.

И, наконец, на этапе оценки эффективности стратегии по результатам деятельности организации и введении корректирующих воздействий важную роль играют аналитики компании. Они проводят анализ на сколько стратегия была реализована, ее эффективность, что явилось препятствием ее полной реализации, если окончательно она не была осуществлена. Далее отчет об анализе они предоставляют руководителю, а он уже совместно с компетентными в данной области подчиненными предлагает пути решения возникших проблем.

Таким образом, руководитель является незаменимой фигурой на каждом этапе стратегического менеджмента. При реализации каждого этапа он принимает участие, и, даже когда он делегирует свои полномочия, контролирует все процессы, происходящие в компании.

Стратегическое управление в наше время в том или ином виде присутствует в каждой компании. Во многих существуют даже специальные отделы, которые занимаются всеми вопросами, касающимися эффективной реализации стратегии организации.

Многолетняя практика, теоретические и практические исследования позволили экспертам выявить особые закономерности, которые оформились в своеобразные "законы лидерства". Все они успешным образом проиллюстрированы в практике управленческой и стратегической деятельности во многих успешных компаниях на протяжении достаточно долгого времени11.

Приведем некоторые примеры из практики одних из самых успешных компаний.

1. Закон амбициозных целей: если не ставить амбициозных целей - нет шанса насладиться экстраординарными результатами.

11 Нежданов Д.В. Стратегический менеджмент: 10 законов успеха лидерских компаний списка Forbes и не только. - Hamburg: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. С. 176._

Так, например, Эльдар Кабиров - совладелец ресторана Red Steak&Wine и пиццерии «22 сантиметра» - в одном из своих интервью12 сказал, что работал он с 21 года, из них в найме - два раза по очень короткому сроку, потому что ему очень хотелось работать самому и на себя. Поэтому он всегда ставил перед собой цели, связанные с личными амбициями, решить которые можно лишь тогда, когда делаешь что-то свое. Основываясь на этом Эльдар Кабиров из простого работника сети ресторанов быстрого обслуживания "KFC" превратился в крупного бизнесмена только благодаря своим амбициям и целеустремленности.

2. Закон синергии: искренние устремления многих людей кратно усиливают возможность материализации целей.

Ярким примером является работа компании Apple - признанного всемирного лидера в инновациях в области высоких технологий. "В Apple 25,000 работников. Около 10,000 из них - работают в магазинах. Просто некоторые из них являются ключевыми участниками. И когда появляется хорошая идея, моя работа состоит в том, чтобы продвинуть её, рассмотреть различные точки зрения, дать людям пищу для размышлений, спорить с ними, распространить эту идею среди этой «верхушки», и объединить их усилия ради общей цели"13, - так Стив Джобс в одном из своих интервью дал понять, как работает закон синергии, ведь посредством всеобщей работы многих людей компания Apple смогла создать iPhone, а также и другие ключевые продукты данной компании, которые изменили весь мир!

3. Закон единства (замыслов, слов и действий): будь честен перед самим собой и концентрируйся в мыслях, словах и делах на подлинно важном.

Ярким примером этого закона можно назвать работу российского бизнесмена Вадима Дымова, который своими ответами на вопросы корреспонденту иллюстрирует проявление закона единства: "Нужно уметь прощать людей. И не требовать от них слишком многого. Я не сетую на персонал, а сетую на себя и на управленцев"14. Бизнесмен считает, что для того, чтобы начинать какую-либо работу, сотрудникам компании нужно создать все условия, чтобы они были уверены в своих силах, ощущали уверенность в компании и в завтрашнем дне. Также Вадим Дымов считает, что успех не зависит ни от каких внешних факторов. В любой ситуации стоит полагаться только на самого себя. Только трудолюбие и целеустремленность может привести к действительно стоящим результатам. "И не стоит сетовать на мир. Стоит сетовать только на себя лично. <...> Я

12 Интервью Э. Кабирова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://busface.ru/articles/274478 (дата обращения: 18.01.2017)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13 Интервью С. Джобса. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://steven-jobs.ru/govorit-stiv-dzhobs-intervyu-stiva-dzhobsa-s-betsi-morris-7-marta-2008-goda (дата обращения: 18.01.2017)

14 Интервью В. Дымова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://career.ru/article/10131

(дата обращения: 18.01.2017)_

верю в то, что судьба выбрасывает кости, а Бог дает талант. И задача человека, высшее предназначение — это быть полезным людям и раскрывать себя. Мне посчастливилось, мне кажется, что у меня это получается"15.

4. Закон превосходства целей над ресурсами: мысли шире, чем твои возможности, и вскоре твои возможности обретут широту твоих замыслов.

Иллюстрацией данного закона может послужить история создания социальной сети Facebook. Марк Цукерберг был обычным парнем, единственное, что выделяло его среди своих сверстников - выдающиеся способности в области программирования. У него не было материальной базы, с помощью которой можно было начать создавать свой бизнес и разработать всемирно известную социальную сеть. Но его не остановило отсутствие финансовой составляющей, он просто шел к своей цели, и в итоге у него появились все возможности, с помощью которых он смог создать Facebook и стать знаменитым!

5. Закон гибкости целей: будь гибок в целях, ведь ни одна цель не стоит, чтобы быть реализованной любой ценой.

"Нельзя достигать благородных целей любыми средствами"16, - такое мнение высказал президент Владимир Путин, комментируя ситуацию с задержанием экологов Greenpeace, которые пытались провести акцию протеста против добычи нефти в Арктике в рамках программы «Защитим Арктику», проникнув на нефтяную платформу "Приразломная" в Печорском море. Путин считает, что, делая благородное дело, активисты международной экологической организации поступили неправильно, пытаясь забраться на нефтяную платформу. "Когда на платформу лезут, создают чрезвычайную ситуацию, там не одна могла быть ошибка у оператора, а сколько угодно"17, - отметил Путин. Он рассказал, что в момент проведения акции Greenpeace под водой находились водолазы и их жизнь подвергалась опасности.

Данная ситуация наглядно показывает, что цель привлечения внимания, поставленная активистами организации Greenpeace, могла привести к неизгладимым последствиям, что могло повлечь за собой гибель людей.

6. Закон первенства, превосходства, уникальности: опережай воображение партнеров клиентов и конкурентов.

Компания "АльфаСтрахование" может похвастаться значительным преимуществом перед своими конкурентами: у компании есть приложение "АльфаСтрахование mobile", позволяющее урегулировать убытки по

15 Там же.

16 Активисты Greenpeace добивались благородной цели неправильными методами: Владимир Путин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1735626.html

(дата обращения: 18.01.2017)

17 Там же.

автокаско и осаго на месте дтп, обратиться за помощью из любой точки мира, что важно для путешествующих. Данное приложение увеличивает шансы компании оставаться на лидирующих позициях на рынке страхования, так как клиентам удобно и комфортно пользоваться услугами именно данной фирмы. "Мы создаем для наших клиентов решения, которые позволяют им жить легко и уверенно. <...> Мы делаем это каждый день и развиваем не только бизнес нашей компании, но и индустрию в целом"18, -сказал в одном из своих интервью Кирилла Лукьянов, директора Краснодарского филиала "АльфаСтрахование".

7. Закон лидерства: лидерство - это не фундамент амбиций, но фундамент безграничных возможностей и ответственности во власти лидера. Лидер - это не тот, кто ведет за собой, а тот, по чьей воле все происходит.

"Основа лидера - не разум, а сердце. Вы можете любить людей и не быть для них лидером, но быть лидером и не любить людей вы не можете"19, - это один из бизнес-принципов Мэри Кэй Эш, американской предпринимательницы и основательницы компании Mary Kay Cosmetics. Мэри Кэй создала компанию, продукция которой имеет огромную популярность среди женщин всего мира! Результаты компании в цифрах показывают, что Mary Kay Cosmetics приносит счастье не только ее потребителям, но и сотрудникам. Вот "история успеха" одного из Национальных Лидеров фирмы Ангелины Антипенко, опубликованная на сайте Мэри Кэй: "Оглядываясь на пройденный путь, я чувствую в себе и в окружающем меня мире огромное позитивное изменение. Я научилась в Компании дарению и служению. Я открыла сердце и впустила в него всю любовь, всю красоту, всю энергию, которую вложила Мэри Кэй в созданную ею Компанию-мечту"20. Данная история показывает, что Мэри Кэй была, есть и останется навсегда несомненным лидером для всех сотрудников, последователей и клиентов компании Mary Kay.

8. Закон азарта: создавай вызов самому себе, будь независим от оценок и суждений и помни: прерогатива лидера ставить себе цели и отвечать перед самим собой через ответственность за других.

Бизнесмен Роки Пател, основатель компании Rocky Patel, производящей сигары, в одном из своих интервью поделился, что, когда он начал строить свой сигарный бизнес, он тогда ничего не знал про табак. Ему пришлось объехать более 600 стран, чтобы узнать все о табаке и стать лидером в данной области. " Я наблюдал за тем, что делают успешные люди

18 Интервью К. Лукьянова. [Электронный ресурс].

Режим доступа: http://rostov.rbcplus.ru/news/5853e6a37a8aa9437bd0670d (дата обращения: 18.01.2017)

19 Женское дело: 10 успешных бизнес-леди в истории. [Электронный ресурс].

Режим доступа: https://ria.ru/entertainment/20130701/830060216.html (дата обращения: 18.01.2017)

20 История успеха Ангелины Антипенко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.marykay.ru/ru-RU/BeABeautyConsultant/SuccessStories/Pages/Profiles/ExecutiveNSD/Ангелина-Антипенко.aspx

(дата обращения: 18.01.2017)_

в этой индустрии, пытался подражать им. Я также наблюдал за чужими ошибками и пытался на них учиться. Так постепенно я вывел свою формулу успешного бизнеса. <...> Я действительно работал с гораздо большим рвением, чем все мои конкуренты. <...> Думаю, именно благодаря своему упорству и энергии, которую я отдавал работе, я в итоге заслужил уважение поставщиков сырья"21.

Несомненно, Роки Пател совершил невероятное: он смог создать успешный бизнес, изначально совершенно не зная о нем ничего! Он создал вызов самому себе, поставил цель и достиг ее, став успешным бизнесменом.

9. Закон независимости и самодостаточности: помни - главное это то, во что ты веришь. Только границы твоей веры реальны - все остальное это иллюзия, которая им соответствует.

Коко Шанель, французский модельер, основавшая модный дом Chanel, никогда не считала, что черный цвет - бедный и траурный, когда весь мир считал так. Она была первой женщиной-модельером, предложившей женской половине наряды, которые были совершенно непривычны для того времени. Она смогла разрушить стереотип про черный цвет одежды: в течение пяти лет Коко Шанель выпускала коллекции только в черном цвете, и все вещи до единой разлетались с полок магазинов! Шанель творила моду, не обращая внимания на традиции, не считаясь с тем, что принято, а что -нет.

10.Закон вклада: создавай новое, создавай то, чего не было до тебя, создавай каждый день и поощряй созидательность в окружающих - в этом основа роста и развития всего, что нас окружает сейчас и будет окружать завтра.

В 2011 году Йоаким Грёнваль и Матиас Эклеф совершили революцию для компании "Жёлтые страницы". Данная компания обладала огромной базой телефонов российских компаний и организаций, но к тому времени ее востребованность стремительно снижалась, так как никто уже практически не пользовался бумажными справочниками. Тогда шведы поняли, что настало время выходить в интернет. За несколько лет сайт Yell.ru наполнился отзывами посетителей о работе разных фирм.

"Сразу было понятно, что стоит делать ставку на интернет. Мы проанализировали рынок и поняли, что в России нет сайтов с честными отзывами об услугах, вроде популярного в США сервиса Yelp. Одни сайты составляли чёрные списки компаний, другие публиковали только позитивные отзывы. У нас уже был сайт с адресами и телефонами компаний"22, - Йоаким Грёнваль.

21 Интервью Р. Патела. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nobiz.ru/intervju-s-biznesmenami/1043-intervju-s-biznesmenom-roki-patel.html (дата обращения: 18.01.2017)

22 Как два шведа превратили телефонный справочник в сайт отзывов Yell. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/sdelal/170045-sayt-s-rekomendatsiyami-yell (дата обращения: 18.01.2017)_

Йоаким Грёнваль и Матиас Эклеф создали очень удобный ресурс, которого не было ранее в России, что, несомненно, стало большим открытием и привело к высокой популярности данного сайта.

Проанализировав все вышесказанное, можно сделать вывод, что роль руководителя в стратегическом менеджменте очень велика. Абсолютно на всех этапах руководитель является незаменимой фигурой: он определяет миссию, видение, цели организации, выбирает определенную стратегию, по которой будет двигаться компания, способствует ее реализации, решает ключевые вопросы, а также предлагает пути решения возникающих проблем. Даже если руководитель не занимает активную позицию на каком -то определенном этапе, его главной функцией на протяжении всего жизненного цикла компании остается функция контроля. Руководитель должен всегда знать о всех процессах, происходящих в коллективе, ведь эффективная работа компании невозможна без слаженной работы ее "частиц". Также руководитель должен и сам осознавать свою значимость, следовательно, он должен понимать, что его работа не просто управлять, а грамотно управлять, а это значит быть лидером для своих подчиненных. Они должны не просто выполнять поручения, потому что им так сказал человек, занимающий руководящую должность, а именно следовать за своим руководителем, зная, что он - авторитет, что он - глава, что он - пример для подражания! Только в этом случае компания сможет достичь успеха и занять свое заслуженное место на пьедестале.

Использованные источники

1.Economican.ru. Экономика и финансы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economican.ru/v_man.php?id=7 (дата обращения: 18.01.2017);

2.Активисты Greenpeace добивались благородной цели неправильными методами: Владимир Путин. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://regnum.ru/news/polit/1735626.html (дата обращения: 18.01.2017);

3.Глоссарий по стратегическому менеджменту. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://splanet.ru/referat6/textbook-27027.php (дата обращения: 18.01.2017);

4.Женское дело: 10 успешных бизнес-леди в истории. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/entertainment/20130701/830060216.html (дата обращения: 18.01.2017);

5.Интервью В. Дымова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://career.ru/article/10131 (дата обращения: 18.01.2017);

6.Интервью К. Лукьянова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rostov.rbcplus.ru/news/5853e6a37a8aa9437bd0670d (дата обращения: 18.01.2017);

7.Интервью Р. Патела. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nobiz.ru/intervju-s-biznesmenami/1043-interyju-s-biznesmenom-roki-patel.html (дата обращения: 18.01.2017);

8.Интервью С. Джобса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://steven-jobs.ru/govorit-stiv-dzhobs-intervyu-stiva-dzhobsa-s-betsi-morris-7-marta-2008-goda (дата обращения: 18.01.2017);

9.Интервью Э. Кабирова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://busface.ru/articles/274478 (дата обращения: 18.01.2017);

10.История успеха Ангелины Антипенко. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.marykay.ru/ru-RU/BeABeautyConsultant/SuccessStories/Pages/Profiles/ExecutiveNSD/Ангелин а-Антипенко. aspx (дата обращения: 18.01.2017);

11.Как два шведа превратили телефонный справочник в сайт отзывов Yell. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.the-village.ru/village/business/sdelal/170045-sayt-s-rekomendatsiyami-yell (дата обращения: 18.01.2017);

12.Нежданов Д.В. Стратегический менеджмент: 10 законов успеха лидерских компаний списка Forbes и не только. - Hamburg: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. 204 c.;

13.Роли и обязанности лидера. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://quality.eup.ru/MATERIALY7/rol.htm (дата обращения: 18.01.2017);

14.Томпсон-мл. А.А., Стрикленд III Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / 12-е изд., пер. с англ. - М., 2006.

УДК 658.336

Букина Т.Н. магистрант 3 курса кафедра менеджмента, государственного и муниципального управления Научный руководитель: БатарчукД.С., кандидат педагогических наук, доцент

Брянский филиал РАНХиГС Россия, г. Брянск НАСТАВНИЧЕСТВО КАК МЕТОД ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА В статье рассмотрены причины упадка «Наставничества», преимущества и недостатки его применения, разобрана основная модель обучения «Расскажи - Покажи - Сделай», затронут вопрос мотивации наставника, его плюсы и минусы.

Ключевые слова: профессиональное развитие, наставничество.

Bukina T.N.

a third year undergraduate, department of management, state and

municipal management Scientific Leader: Batarchuk D.S., candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor The Bryansk Branch of RANEPA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.