Научная статья на тему 'Роль Российской Федерации как «Стержневого государства» в интеграции славянских стран'

Роль Российской Федерации как «Стержневого государства» в интеграции славянских стран Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
274
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ПАНСЛАВИЗМ / ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / СЛАВЯНСКИЕ СТРАНЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хряков Сергей Сергеевич

В современном геополитическом пространстве Российская Федерация играет значимую роль, активно наращивая свой экономический, военный, культурный потенциал, приобретая союзников и улучшая с ними отношения. Наиболее крепкими могут быть отношения между народами, имеющими общую историю, культуру религию, поэтому, одной из приоритетных задач сегодняшней России является интеграция со славянскими странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Russian Federation plays an important role in the modern geopolitical space, actively expanding its economic, military, cultural potential, acquiring allies and improving relations with them. The strongest relations can be seen between peoples having common history, culture, religion. Therefore, one of the priorities of today's Russia is integration with the Slavic countries.

Текст научной работы на тему «Роль Российской Федерации как «Стержневого государства» в интеграции славянских стран»

ХРЯКОВ С. С.

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК «СТЕРЖНЕВОГО ГОСУДАРСТВА» В ИНТЕГРАЦИИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН

Аннотация. В современном геополитическом пространстве Российская Федерация играет значимую роль, активно наращивая свой экономический, военный, культурный потенциал, приобретая союзников и улучшая с ними отношения. Наиболее крепкими могут быть отношения между народами, имеющими общую историю, культуру религию, поэтому, одной из приоритетных задач сегодняшней России является интеграция со славянскими странами.

Ключевые слова: панславизм, Российская Федерация, славянские страны, политика, интеграция.

KHRYAKOV S. S. RUSSIAN FEDERATION AS "CORE STATE" IN INTEGRATION OF SLAVIC COUNTRIES

Abstract. The Russian Federation plays an important role in the modern geopolitical space, actively expanding its economic, military, cultural potential, acquiring allies and improving relations with them. The strongest relations can be seen between peoples having common history, culture, religion. Therefore, one of the priorities of today's Russia is integration with the Slavic countries.

Keywords: pan-Slavism, Russian Federation, Slavic countries, politics, integration.

Идея панславизма - политического течения, которое стремилось объединить все славянские страны на этноконфессиональной основе - зародилась в Российской империи в конце XVIII - начале XIX веков. [1]. Она эволюционировала из внутриполитического движения славянофилов во внешнеполитическую доктрину, определившую действия царской России на мировой арене на протяжении десятков лет. Высшей точки внешне- и внутриполитической активности России панславизм достигает в эпоху правления Александра II. Именно тогда одерживаются знаменательные победы на Балканах, где Российская империя защищает угнетенных турками православных христиан, а плеяда теоретиков идеологии пополняется такими выдающимися умами как Н. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев, М. П. Погодин [2; 3].

В 1869 году выходит в свет работа Н. Я. Данилевского «Россия и Европа», в которой ученый старательно обосновывает существование определенных групп родственных этносов

в истории. Являясь приверженцем панславизма, автор к числу приведенных им культурно-историческим типов добавил славянскую цивилизацию как молодую, но перспективную [2]. Достигнув точки наивысшего развития, идеология панславизма постепенно пошла на спад и к началу XX века уже перешла в разряд второстепенных внешнеполитических задач. После Октябрьской революции приоритеты полностью сменились, и идея попросту оказалась неудобной для дальнейшего развития государства.

После распада Советского союза в 1991 году страна оказалась в катастрофическом положении. В условиях политического и экономического кризиса правительство Российской Федерации должно было пожертвовать своими внешнеполитическими целями ради стабилизации внутренней ситуации в государстве. Осознавая угрозу расширения западных блоков на восток, 23 апреля 1993 года Российская Федерация представила свою первую внешнеполитическую доктрину. Именно с этого момента Россия постепенно выходит на мировой уровень и начинает играть роль регионального лидера, контактируя со своими соседями не как равноправный партнер, а как великая держава со странами, находящимися в орбите ее влияния.

После смены идеологии в России сменились и политические задачи, а также инструменты их реализации. Правящая элита снова обратилась к трудам Данилевского и Леонтьева, а также прониклась идеями, подчерпнутыми из «Столкновения цивилизаций» -работы, написанной известным американским политологом Самюэлем Хантингтоном. В этой книге обосновывается схема многополярного мира с региональными лидерами на определенных территориях - «стержневыми государствами», которые должны консолидировать народы, принадлежащие к одной культуре [5].

В Российской Федерации развернулась масштабная деятельность по продвижению образа независимого государства, ведущего самостоятельную политику со своими культурными, этническими и историческими особенностями. Наиболее оптимальным шагом во время популяризации особого российского пути было бы заручиться союзниками, которые поддержали бы действия России на мировой арене и при этом сами этнически, культурно и исторически были тесно связаны с Российской Федерацией. Наиболее перспективными в этом отношении остаются славянские государства-страны, в которых преобладает славянское население: всего их в настоящее время насчитывается 12 (не считая самой России).

Для удобства рассмотрения роли России в популяризации славянской культуры в этнически родственных государствах, разделим страны на три блока: Восточная Европа

(Чехия, Словакия, Польша), Балканы (Словения, Сербия, Босния и Герцеговина, Македония, Черногория, Болгария, Хорватия) и страны ближнего зарубежья (Белоруссия, Украина).

Отношения со славянскими государствами, некогда входившими в состав СССР на правах союзных республик, у России довольно неоднозначны. Страны постсоветского пространства на момент обретения суверенитета не имели опыта взаимодействий на мировом рынке и в первые годы испытывали большие экономические проблемы. Провозгласив независимость, правящая элита Белоруссии первостепенной целью внешнеполитического курса избрала интеграцию с Россией как с самым близким и перспективным государством. Одним из первых шагов в отношениях двух государств было подписание договора о таможенном союзе 6 января 1995 года, который усилил экономическое взаимодействие стран, а 2 апреля 1996 года был заключен договор о создании Сообщества России и Белоруссии. Несомненно, Российская Федерация задавала темп в формировании интеграционных процессов на этнокультурном уровне. Каждый год в России проходят дни культуры Республики Беларусь, мероприятия аналогичной тематики проходят и в союзном государстве. Немалую роль играет сотрудничество в сфере образования, позволяющее постепенно вовлекать подрастающее поколение в процесс строительства союзного государства. Со времени официального оформления взаимодействия между Россией и Белоруссией было реализовано более пятидесяти проектов. Ежегодно в вузах России обучается более 20 тысяч белорусских студентов. Все это положительно сказывается на культурной интеграции. Стоит заметить, что законодательная база в сфере образования постоянно совершенствуется, ведется работа по созданию на базе вузов кафедр и центров русистики. В Белоруссии с 2004 года действует Российский центр культуры и науки, ежегодно проводящий около 500 мероприятий, большая часть которых затрагивает историческую и культурную тематику.

В корне отличается от Белоруссии ситуация, сложившаяся в Украине, чья правящая элита изначально была настроена на интеграцию с Европой. Испытывая нехватку энергетических ресурсов, в 1992-2004 годы Украина проводила сближение с Российской Федерацией, получая по выгодным ценам энергоресурсы и сбывая экспортные продукты на российских рынках. В этот период были сделаны крупные шаги по интеграции двух славянских государств. 26 июля 1995 года было подписано соглашение между правительством Российской Федерации и кабинетом министров Украины о сотрудничестве в области культуры, образования, а 31 мая 1997 года был подписан договор о дружбе и сотрудничестве. В 2007 году в Киеве начал работу Российский центр науки и культуры. По официальным данным доля украинцев, владеющих русским языком составляет около 67%:

в этом немалая заслуга российского культурного проникновения. После событий, произошедших в Украине в 2014 году культурная интеграция застопорилась, а образовавшаяся пропасть между двумя государствами увеличивается с каждым годом.

Специфические отношения у Российской Федерации складываются с Польшей, Словакией и Чехией. Еще до прекращения существования Советского союза Чехословакия в 1989 году в результате «бархатной революции» перешла к полному пересмотру геополитической ориентации и разделилась на Чехию и Словакию. Обе страны, как и Польша, взяли курс на интеграцию с Европейским сообществом. Несмотря на возражения России, все страны вступили в Европейский Союз в 2004 году, а во время войны в Югославии эти государства приняли сторону противоположную позиции Российской Федерации.

Характеризуя двусторонние отношения между восточноевропейскими славянскими странами и Россией, можно отметить, что политический курс Чехии с 1993 года был явно прозападным, но с приходом к власти Вацлава Клауса сотрудничество с Россией оживилось и наметился прогресс. На протяжении периода с 2003 по 2013 годы развивался культурный обмен между странами, в 2012 году была подписана программа взаимного сотрудничества министерств культуры, а также министерств образования. Была создана необходимая база для студенческих обменов. Россия стимулировала в Чехии интерес к изучению русского языка, который преподается более чем в 200 чешских гимназиях и 43 вузах.

Отношения с Польшей строились во многом по похожему на Чешскую республику сценарию. Начало им положила декларация о дружбе и добрососедстве между РСФСР и Республикой Польшей, подписанная 10 октября 1990 года. После распада СССР в надежде на сотрудничество и равноправие во взаимодействии славянских государств, Российская Федерация выводит войска из Польши к 1993 году. Примерно с этого времени польская правящая элита взяла активный курс на интеграцию с евроатлантическими структурами, а вывод российского воинского контингента начал трактоваться как желанное освобождение от ненавистного оккупанта. Вплоть до настоящего времени сотрудничество двух государств носит лишь вынужденный характер, а об интеграции на этнокультурном уровне не может быть и речи. В 2013 году глава Русской православной церкви патриарх Кирилл прибыл в республику с официальным визитом. Во время его пребывания было подписано послание народам России и Польши с призывом к миру и сотрудничеству, но оно никакого действия не возымело.

Путь интеграции Российской Федерацией со Словакией сложен и тернист. С момента обретения независимости словаки считали свою страну своеобразным мостом между

востоком и западом, стараясь лавировать между НАТО и Россией. Исполняющий обязанности президента Словацкой Социалистической республики Владимир Мечьяр поддерживал отношения с Российской Федерацией. В результате развития добрососедских отношений между государствами было подписано более 70 соглашений о сотрудничестве и совместном развитии науки, культуры, экономики. В сентябре 1998 года в стране прошли очередные парламентские выборы, в результате которых к власти пришла прозападная демократическая коалиция во главе с Микулашем Дзуриндой. В 1999 году Словакия открывает свое воздушное пространство для самолетов НАТО, воюющих в Югославии, демонстрируя свою лояльность альянсу, а 29 марта 2004 года страна примкнула к Североатлантическому договору, фактически отказавшись от интеграции с Россией. Потепление отношений между государствами начало проявляться лишь к 2015 году. Почвой для него послужило экономическое и культурное взаимодействие. В октябре 2016 года в семи крупных городах Словакии прошли Дни российской культуры. В крупных вузах республики преподается русский язык, а Ассоциация Русистов Словакии проводит активную работу по популяризации идей славянской интеграции. Прослеживается активный интерес к Российской Федерации со стороны словацкого населения: около 25% словаков владеют русским языком и верят в потенциал российско-словацких отношений.

Отношения со странами Восточной Европы были сильно испорчены после событий в Украине в 2014 году: все три рассматриваемых государства осудили действия России и присоединились к числу государств, наложивших санкции на Российскую Федерацию.

В силу большого количества славянских стран, находящихся в регионе Балканского полуострова или же в непосредственной близости к нему, Российской Федераций достаточно сложно выстраивать отношения со всеми по одному сценарию и с одинаковой интенсивностью. При этом после окончания холодной войны США объявили Балканы зоной своих интересов, что затрудняет распространение российского влияния в данном регионе. Поэтому сложилась такая ситуация, когда часть государств больше ориентирована на сотрудничество с Россией, а другая часть проводит проевропейскую политику, не отвергая культурную интеграцию на этноконфессиональном уровне.

К странам, у которых с Российской Федерации сложились преимущественно хорошие отношения, относятся Македония, Сербия, Босния и Герцеговина, при этом все они входили в некогда единое государство - Югославия, которое после военного вмешательства сил НАТО потеряло часть территорий и прекратило свое существование в 2003 году.

Социалистическая Республика Югославия была единственным сильным союзником России на Балканах. Именно в Югославии идеи панславизма нашли свое применение на

практике. Во время вооруженного конфликта Российская Федерация приняла сторону своего славянского союзника и активно помогала сербскому населению. После провозглашения независимости, республика Сербия взяла пророссийский внешнеполитический курс, усиливая интеграцию между двумя государствами. Примеру Сербии последовала соседняя Македония, начавшая свои дипломатические отношения с Российской Федерацией 31 января 1994 года. С этого момента началось активное экономическое и культурное сотрудничество двух стран, которое продолжается вплоть до настоящего времени. В Македонии сильны пророссийские настроения, ежегодно проходят дни русской культуры, а также тематические мероприятия, посвященные русской поэзии и литературе. Еще одна из бывших частей Югославии - Босния и Герцеговина - установила дипломатические отношения с Россией 26 декабря 1996 года. Культурное сотрудничество государств перешло в фазу активного развития к началу 2000-ых годов. Тогда были подписаны соглашения о сотрудничестве между министерствами культуры. В Боснии и Герцеговине проходят дни российского кино. 17 августа традиционно празднуется день русско-сербской дружбы в крупных боснийских городах. В 2012 году открыт центр фонда «Русский мир» в Баня-Луке, главной целью которого является популяризация российской культуры.

Определенным показателем теплых отношений между бывшими югославскими республиками и Россией является их неприсоединение к Североатлантическому альянсу по тем или иным причинам. В перечисленных славянских странах активно изучается русский язык, в Македонии действует информационный портал «Руска реч», рассказывающий гражданам о событиях, происходящих в России на македонском языке. В Сербии более 20% населения страны владеют русским языком, что приводит к выводу о неугасающем интересе славянских народов к судьбе и культуре друг друга.

Среди балканских государств, которые состоят в менее теплых отношениях с Российской Федерацией необходимо отметить Черногорию, Болгарию, Хорватию и Словению. Три последних страны являются членами Евросоюза, а Черногория с 2010 года приобрела официальный статус кандидата на принятие в Европейский союз и в 2017 году вступила в НАТО.

Черногория, Словения, Хорватия, Сербия, Македония, Босния и Герцеговина некогда составляли единое государство. Хорватия, Черногория и Словения связали свой внешнеполитический курс с европейским сообществом. Лидеры этих стран осуждали российскую политику, при этом продолжая сотрудничать со стержневым государством славянской цивилизации в сфере культурных, экономических и научных разработок. Так, после более чем двадцати лет теплых отношений с Российской Федерацией Хорватия

вступает в Евросоюз и присоединяется к странам, наложившим антироссийские санкции. В 2016 году власти Загреба выдворили российского посла из страны по подозрению в шпионаже. Правящая элита Черногории не раз осуждала действия Российской Федерации в конфликте с Грузией и Украиной, а Словения - одна из первых балканских стран, вступивших в Европейское сообщество - во всех своих действиях ориентировалась на западного союзника. Болгария, же, получившая членство в Европейском Союзе в 2007 году, также рассматривает Россию как потенциальную угрозу своей безопасности: об этом в 2014 году заявил болгарский президент Росен Плевнелиев. Болгария, Черногория, Хорватия и Словения поддержали санкции, наложенные на Россию.

Тем не менее, несмотря на возрастающую напряженность между правительствами государств, славянские народы испытывают симпатию друг к другу. Поэтому сотрудничество, развивающееся между Российской Федерацией и балканскими государствами в культурной сфере активно поддерживается снизу. В Болгарии, Черногории, Словении и Хорватии ежегодно проводятся дни российской культуры, недели российского кино, осуществляется популяризация русского языка среди молодежи. Большую заслугу в интеграцию славянских народов внесло общество «Словения - Россия», а также российские центры науки и культуры, основанные в крупных городах каждого из перечисленных государств.

Завершая обзор роли Российской Федерации в интеграции со славянскими государствами, стоит заметить, что курс, выбранный Россией во внешней политике, отличается чрезмерной многозадачностью и слабо защищен от стрессовых ситуаций, часто происходящих в мировом сообществе. Поэтому за более чем двадцать лет налаживания отношений с братскими народами существенных успехов Российская Федерация добилась лишь в Белоруссии, Сербии и Македонии. В рамках подхода Самюэля Хантингтона и Николая Данилевского Россия как стержневое государство славянской культуры должна играть главную роль в консолидации народов на этноконфессиональной основе, а русский язык должен быть системообразующим элементом для дальнейшего объединения стран.

Несмотря ни на что, наше государство активно способствует диалогу между братскими народами и стремится укреплять отношения со странами, близкими по культуре и истории, о чем не раз заявляла правящая элита Российской Федерации. Проводится масштабная популяризация русского языка, практикуется обучение специалистов по обмену. Во всех славянских странах проявляется настоящий интерес ко всему российскому, что, вероятно, связано с увеличением роли Российской Федерации на мировой арене, а также с расширением активного культурного взаимодействия между государствами. Постепенная

интеграция без принуждения и агрессии, похожая на осуществление «мягкой силы», может привести к положительной динамике и долгосрочному улучшению отношений между народами. Россия привносит в жизнь славянских государств великое общее прошлое, культуру и искусство, а последние, в свою очередь, служат своеобразным мостом, соединяющим Российскую Федерацию на востоке и Европу на западе, способствуя стабилизации отношений на континенте.

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьева А. А. Панславизм: идеология и политика: 40-е годы XIX - начало XX

века. - Иркутск.: Аспринт, 2013. - 200 с.

2. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. - М.: Рипол Классик, 2015. - 768 с.

3. Леонтьев К. Н. Византизм и славянство. - М.: АСТ. 2007. - 576 с.

4. Протопопов А. С. История международных отношений и внешней политики

России (1648-2010). - М.: Аспект Пресс. 2012. - 385 с.

5. Торкунов А. В. Современные международные отношения. - М.: РОССПЭН, 1999. -

584 с.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: АСТ, 2016. - 640 с.

7. Цыганков П. А. Теория международных отношений. - М.: Гардарики, 2005. - 590 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.