Научная статья на тему 'Роль российско-армянского партнерства в сфере обеспечения энергетической безопасности Республики Армения'

Роль российско-армянского партнерства в сфере обеспечения энергетической безопасности Республики Армения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / РОССИЯ / ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ЭНЕРГЕТИКА / БЕЗОПАСНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гаспарян Давид Мкртичевич

В статье рассматривается российско-армянское двустороннее сотрудничество в сфере энергетики и его роль в деле обеспечения энергетической безопасности Республики Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is dedicated to consideration of the Russian-Armenian bilateral cooperation in the energy sector and its function in maintaining the energetic security of the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Роль российско-армянского партнерства в сфере обеспечения энергетической безопасности Республики Армения»

Д. М. Гаспарян

РОЛЬ РОССИЙСКО-АРМЯНСКОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ

Работа представлена кафедрой мировой политики СПбГУ.

Научный руководитель — кандидат исторических наук, доцент А. А. Алимов

В статье рассматривается российско-армянское двустороннее сотрудничество в сфере энергетики и его роль в деле обеспечения энергетической безопасности Республики Армения.

Ключевые слова: Армения, Россия, Южный Кавказ, энергетика, безопасность, инфраструктура.

D. Gasparyan

ROLE OF THE RUSSIAN-ARMENIAN COOPERATION IN MAINTAINING THE ENERGETIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF ARMENIA

The article is dedicated to consideration of the Russian-Armenian bilateral cooperation in the energy sector and its function in maintaining the energetic security of the Republic of Armenia.

Key words: Armenia, Russia, Southern Caucasus, energetics, security, infrastructure.

Южный Кавказ имеет важное геополитическое и геоэкономическое значение. Он расположен на границе общеевропейского пространства безопасности. Это важный транспортный коридор и место обширных неразработанных природных ресурсов. В связи с этим достижение стабильности на Юге Кавказа и его инкорпорирование в мировое сообщество и мировую экономику — важная задача для всех участников международного политического процесса. Однако каждый из них (США, Россия, Турция, Иран, страны Евросоюза) понимает эту задачу по-разному [3].

Августовские события на Южном Кавказе еще раз продемонстрировали нестабильность этого региона и показали, что проблемы, кото-

рые были характерны для Южного Кавказа в течение последних лет, не только актуальны сегодня, но и имеют потенциал, позволяющий дестабилизировать ситуацию в регионе и поставить под удар достижения в сфере обеспечения безопасности. Одновременно конфликт в Грузии показал, что интересы глобальных и региональных акторов сталкиваются на Южном Кавказе.

Сегодня Армения продолжает играть роль основного партнера России в Закавказье, и взаимоотношения двух стран характеризуются как союзнические и основываются на двусторонних документах, регулирующих весь комплекс межгосударственных связей. В Армении также находится единственная в регионе российская военная база. Одновременно

Роль российско-армянского партнерства в сфере обеспечения энергетической безопасности Республики Армения

хотя взаимоотношения двух стран стабильно развиваются, уровень экономических отношений все же уступает политическим. Важную роль в отношениях играет сотрудничество в сфере обеспечения безопасности. Это касается как жестких, так и мягких аспектов, и одним из важнейших для Армении является сотрудничество в области обеспечения своей энергетической безопасности.

Хотя в сфере транзита углеводородов значение Закавказья очевидно, и благодаря своему положению регион может играть роль транспортного коридора для стран Средней Азии и Европы через Каспий и Турцию, Армения изначально оказалась исключенной из процесса выстраивания новых энергокоридоров ввиду нерешенности карабахской проблемы. В результате пока на роль транзитных государств могут претендовать только Азербайджан и Грузия. Учитывая двустороннюю блокаду Армении со стороны Азербайджана и Турции и нестабильность российско-грузинской границы, по которой проходят основные газовые артерии, снабжающие Армению, республика сталкивается с серьезными проблемами в энергетической сфере. В начале 1990-х гг. страна испытывала серьезнейший энергетический кризис, который имел тяжелые социально-экономические последствия. Сегодня в Армении есть необходимость в построении новой энергосистемы, которая будет в состоянии обеспечить растущие потребности государства. Как следует из «Стратегии национальной безопасности Республики Армения», энергетическая безопасность является одной из важнейших аспектов определяющих жизнеспособность и обороноспособность страны [4, с. 65].

Россия, в свою очередь, стремится усилить свои позиции на Южном Кавказе и использует разные методы своего внешнеполитического арсенала, и в частности вкладывает в энергетические проекты.

Развитие энергетических проектов на юге Кавказа полностью отражает конфликтный характер в отношениях Запада и России в регионе. Россия не принимает участия в строительстве и эксплуатации Каспийских трубопроводов, проходящих по территории Азер-

байджана и Грузии, и в данном случае это является не целью, а средством устранения России от Закавказья. Западная политическая доктрина давно исходит из того, что для обеспечения энергетической безопасности Европы необходимо исключить российский контроль над странами Закавказья и Азербайджаном в частности [1; 5]. Уже действующие в регионе трубопроводы Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзурум предназначены для обеспечения потребностей европейских и западных рынков и реализованы без участия России. Осуществление транспортных программ ТЯЛСБСЛ и №Ъикко тоже направлено на снижение зависимости Европы от российских поставок. В свою очередь, непосредственной угрозой для Республики Армения являются усилия Азербайджанской Республики по вытеснению страны из региональных инфраструктурных программ. Поэтому руководство страны придает важное значение своему вовлечению в них. В данном аспекте особенно важны программы Европейского союза ТКЛСБСЛ и ИНОГЕЙТ.

Однако, несмотря на явное желание Армении и России участвовать в региональных проектах, реально сотрудничество в сфере энергетики реализуется на двусторонней основе, и это сотрудничество имеет ключевое значение в обеспечении энергетической безопасности Армении.

Сегодня сотрудничество реализуется в основном в сфере газовой и атомной энергетики.

В 1998 г. было создано совместное предприятие ЗАО «АрмРосгазпром», основной долей уставного капитала которой обладает «Газпром». Ему принадлежит 72,16% акций, правительству Армении — 22,78% и компании «Итера» — 5,06%. Основной целью создания общества является поставка и реализация природного газа на внутреннем рынке Республики Армения, транзит природного газа через территорию Республики Армения в третьи страны, реализация программ по проектированию, финансированию, строительству и эксплуатации вновь создаваемых транзитных газопроводов и подземных хранилищ газа, а также эксплуатация, расширение и реконструкция действующих газопроводных систем. На сегодняшний день уставный капитал компании

ИСТОРИЯ, СОЦИОЛОГИЯ, ПОЛИТОЛОГИЯ

составляет порядка 580,8 млн долларов [6]. Газотранспортная система Армении располагает значительным резервом пропускной способности. Согласно ТЭО, выполненному институтами «Гипрогазцентр» и «Армгазпроект», со строительством 150 км газопровода и двух одноце-ховых компрессорных станций в городах Айрум и Гюмри, объем экспорта через территорию Армении можно довести до 9 млрд куб./м в год [5]. Таким образом, ускоренное решение ряда вопросов, связанных с поставкой в Армению необходимых объемов природного газа, будет играть значительную роль в дальнейшем укреплении энергетической безопасности страны.

С этой точки зрения важное значения имеет также газопровод Иран — Армения, по которому уже зимой 2008 г. Армения получит 3 млн кубометров газа из Ирана. «Газпром» принимал участие в строительстве газопровода, и он же владеет 45 % акций. Еще 45% принадлежат правительству Армении, и 10% — компании «Итера» [7]. Поступающий по трубопроводам газ обеспечивает работу Разданской ТЭЦ, которая была передана России в счет государственного долга РА. В свою очередь, ЗАО «Ар-мРосгазпром» намеревается выкупить у РФ четыре блока Разданской ТЭЦ.

В сентябре 2003 г. Армянская АЭС передана в доверительное управление сроком на пять лет ЗАО «ИНТЕР РАО ЕЭС», дочерней структуре РАО «ЕЭС России» и концерна «Росэнергоатом».

Поступление российских энергоносителей — природного газа и ядерного топлива — обеспечивает работу крупнейших ТЭЦ и Армянской АЭС, производящих до 80% электроэнергии в республике.

Созданное в мае 2002 г. ЗАО «Электрические сети Армении», имеющее эксклюзивную лицензию на трансмиссию и распределение электроэнергии на территории Республики Армения по гарантированным тарифам, также является дочерним обществом ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» [8].

Таким образом, российские компании на данный момент контролируют основную часть энергетической системы Республики Армения. Такое положение дел позволяет некото-

рым аналитикам утверждать, что этот контроль может превратиться в серьезный инструмент политического давления на страну. Одновременно, учитывая серьезные внешнеполитические проблемы и наличие препятствий транспортного характера, руководство Армении выбрало такую модель сотрудничества. Надо заметить, что для реализации энергетических программ и восстановления энергетической инфраструктуры Армении необходимы были инвестиции, которые государство не в состоянии было обеспечить своими силами. Российские компании, которые имеют опыт работы на рынках государств бывшего СССР, явились самыми подходящими партнерами для правительства РА с учетом уровня внешнеполитического взаимодействия.

Уже сегодня Армения импортирует производимую в стране электроэнергию в соседние государства, однако по соображениям безопасности Евросоюз настаивает на консервации АЭС и готов выделить на это 200 млн евро. Станцию планируется закрыть в 2016 г., однако Армения уже имеет договоренность с российским Минатомом о строительстве новой современной атомной станции. Этап строительства нового атомного блока может начаться с 2011 г. Сдача новой АЭС в эксплуатацию намечена на 2017 г. Одновременно российские компании будут вести в Армении разработку урановых месторождений.

Таким образом, эффективная реализация проектов, направленных на развитие энергетической отрасли республики, может серьезно повлиять на геополитическое соотношение сил в регионе и в конечном итоге создать условия для развития социально-экономического сектора Армении. Она может стать поставщиком электроэнергии для Турции и Грузии, и эти страны будут в известной мере зависеть от Армении. Однако важнейшим достижением станет снижение зависимости от внешних факторов, что послужит гарантией стабильного развития экономики страны. Тем не менее для полноценного обеспечения энергетической безопасности Армении все же необходимо гарантировать свое участие в региональных инфраструктурных программах.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 1997. С. 46.

2. Карапетян К.. Армения формирует новую энергетическую политику // Голос Армении. 2008. № 88. 6 сентября.

3. Маркедонов С. Южный Кавказ: многоугольник интересов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.apn.ru/publications/article1406.htm

4. Стратегия Национальной безопасности Республики Армения // Специальный выпуск военно-научного журнала «Айкакан Банк» института национальных стратегических исследований им. Д. Кананяна. Ереван, 2007. 132 с.

5. Lenka Kovacovska. European Union's Energy (In) security — Dependence on Russia. Accessible at: http:// www.defenceandstrategy.eu/cs/aktualni-cislo-2-2007/clanky/european-union-8217-s-energy-in-security-8211-dependence-on-russia.html

6. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.armrusgasprom.am/page.php?al=alias8644

7. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.yerevan.ru/news/?task=detailed&id=7032

8. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ena.am/AboutUs.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.