Научная статья на тему 'РОЛЬ РОССИЙСКИХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГРУППЫ БРИКС НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ'

РОЛЬ РОССИЙСКИХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГРУППЫ БРИКС НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
191
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Сервис plus
ВАК
Ключевые слова
БРИКС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР / КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курумчина Анна Эдхемовна

Группа БРИКС была сформирована в 2006 году на полях Петербургского экономического форума с целью развития экономических отношений между ее участниками и образования некоего экономического блока по типу Евросоюза что знаменовало собой закат глобализации или переход в ее новую форму - регионализацию. Цель исследования - изучить роль негосударственных некоммерческих организаций группы БРИКС в продвижении культурной политики альянса. При исследовании нами были использованы культурологический и управленческий подходы, а также мы рассматриваем тему с позиции международных отношений. Наиболее ярко выраженной характеристикой стран группы в сфере культуры можно назвать неотрадиционализм как реакцию на модернизацию, подразумевающую обязательную вестернизацию социокультурной жизни. Практически все страны БРИКС прошли через колониальный опыт, что существенно подорвало традиционные основы жизни и культуры в них. Для России развитие сети некоммерческих неправительственных организаций имеет стратегическое значение, особенно в свете выявленных угроз, отмеченных в Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 № 302-р. Тем не менее, в нашей стране крайне недостаточно негосударственных организаций, которые бы продвигали нашу культуру на мировом уровне, их мало, они разобщены, в штате работает очень малое количество сотрудников, а бюджеты оставляют желать лучшего. Проведенное исследование показало, что в России всего 4 некоммерческие организаций, 3 из которых учреждены при поддержке правительства и бизнеса и находятся в столице, недостаточно для формирования единой культурной политики группы. Полученные результаты могут быть использованы для развития негосударственного сектора международных культурных связей в целом, и для разработки единой культурной политики БРИКС, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Курумчина Анна Эдхемовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF NON-GOVERNMENTAL NON-PROFIT ORGANIZATIONSIN PROMOTING THE CULTURAL POLICY OF BRICS AT THE INTERNATIONAL LEVEL

The BRICS group was formed in 2006 on the sidelines of the St. Petersburg Economic Forum with the aim of developing economic relations between its members and the designing of a certain economic bloc similar to the European Union, which marked the decline of globalization or the transition to its new form - regionalization. The purpose of the research is to study the role of Russian non-governmental non-profit organizations of the BRICS group in promoting the cultural policy of the alliance. In our research, we used cultural and managerial approaches, and we also consider the topic from the perspective of international relations. The most pronounced characteristic of the countries of the group in the sphere of culture can be called neo-traditionalism as a reaction to modernization, which implies the obligatory westernization of socio-cultural life. Almost all BRICS countries have gone through the colonial experience, which significantly undermined the traditional foundations of life and culture in them. For Russia, the development of a network of non-profit nongovernmental organizations is of strategic importance, especially in the light of the identified threats noted in the Order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 302-r. Nevertheless, in our country there are extremely few non-governmental organizations that would promote our culture at the global level, there are few of them, they are disunited, the staff has a very small number of employees, and the budgets leave much to be desired. The study showed that in Russia only 4 non-profit organizations, 3 of which were established with the support of the government and business and are located in the capital, are not enough to form a common cultural policy of the group. The results obtained can be used for the development of the non-state sector of international cultural relations in general, and for the development of a common cultural policy of the BRICS, in particular.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОССИЙСКИХ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРОДВИЖЕНИИ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГРУППЫ БРИКС НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ»

Курумчина А.Э. | 2021 Т.15 №4 с. 125-135

Роль российских негосударственных некоммерческихорганизаций в продвижениикультурной политики

группы БРИКС на международном уровне

КУЛЬТУРА И ЦИВИЛИЗАЦИЯ / CULTURE AND CIVILIZATION

УДК 304.4

DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-125-135

Роль российских негосударственных некоммерческих организаций в продвижении культурной политики группы БРИКС

на международном уровне

КУРУМЧИНА Анна Эдхемовна

Уральский федеральный университет им. первого Президента РФ Б.Н. Ельцина (Екатеринбург, РФ) кандидат философских наук; e-mail: a.e.kurumchina@urfu.ru

Аннотация. Группа БРИКС была сформирована в 2006 году на полях Петербургского экономического форума с целью развития экономических отношений между ее участниками и образования некоего экономического блока по типу Евросоюза что знаменовало собой закат глобализации или переход в ее новую форму - регионализацию. Цель исследования - изучить роль негосударственных некоммерческих организаций группы БрИКС в продвижении культурной политики альянса. При исследовании нами были использованы культурологический и управленческий подходы, а также мы рассматриваем тему с позиции международных отношений. Наиболее ярко выраженной характеристикой стран группы в сфере культуры можно назвать неотрадиционализм как реакцию на модернизацию, подразумевающую обязательную вестернизацию социокультурной жизни. Практически все страны БРИКС прошли через колониальный опыт, что существенно подорвало традиционные основы жизни и культуры в них. Для России развитие сети некоммерческих неправительственных организаций имеет стратегическое значение, особенно в свете выявленных угроз, отмеченных в Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 № 302-р. Тем не менее, в нашей стране крайне недостаточно негосударственных организаций, которые бы продвигали нашу культуру на мировом уровне, их мало, они разобщены, в штате работает очень малое количество сотрудников, а бюджеты оставляют желать лучшего. Проведенное исследование показало, что в России всего 4 некоммерческие организаций, 3 из которых учреждены при поддержке правительства и бизнеса и находятся в столице, недостаточно для формирования единой культурной политики группы. Полученные результаты могут быть использованы для развития негосударственного сектора международных культурных связей в целом, и для разработки единой культурной политики БРИКС, в частности.

Ключевые слова: БРИКС, глобализация, некоммерческие неправительственные организации, некоммерческий сектор, культурная политика, международные культурное сотрудничество.

Для цитирования: Курумчина А.Э. Роль российских негосударственных некоммерческих организаций в продвижении культурной политики группы БРИКС на международном уровне // Сервис plus. 2021. Т.15. №4. С. 125-135. DOI: 10.24412/2413-693X-2021-4-125-135.

Статья поступила в редакцию: 19.07.2021.

Статья принята к публикации: 10.12.2021.

125 ■■

СЕРВИС plus 2021 Том 15 №4

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2021, 15 (4), 125-135 Kurumchina A. E.

The role of non-governmental non-profit organizationsin promoting the cultural policy of BRICS at the!

international level

The role of non-governmental non-profit organizationsin promoting the cultural policy of BRICS at the international level

Kurumchina A. E.

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation; Cand. Sc. (Philosophy); a.e.kurumchina@urfu.ru

Abstract. The BRICS group was formed in 2006 on the sidelines of the St. Petersburg Economic Forum with the aim of developing economic relations between its members and the designing of a certain economic bloc similar to the European Union, which marked the decline of globalization or the transition to its new form - regionalization. The purpose of the research is to study the role of Russian non-governmental non-profit organizations of the BRICS group in promoting the cultural policy of the alliance. In our research, we used cultural and managerial approaches, and we also consider the topic from the perspective of international relations. The most pronounced characteristic of the countries of the group in the sphere of culture can be called neo-traditionalism as a reaction to modernization, which implies the obligatory westernization of socio-cultural life. Almost all BRICS countries have gone through the colonial experience, which significantly undermined the traditional foundations of life and culture in them. For Russia, the development of a network of non-profit nongovernmental organizations is of strategic importance, especially in the light of the identified threats noted in the Order of the Government of the Russian Federation of February 29, 2016 No. 302-r. Nevertheless, in our country there are extremely few non-governmental organizations that would promote our culture at the global level, there are few of them, they are disunited, the staff has a very small number of employees, and the budgets leave much to be desired. The study showed that in Russia only 4 non-profit organizations, 3 of which were established with the support of the government and business and are located in the capital, are not enough to form a common cultural policy of the group. The results obtained can be used for the development of the non-state sector of international cultural relations in general, and for the development of a common cultural policy of the BRICS, in particular.

Key words: BRICS, globalization, non-profit non-governmental organizations, non-profit sector, cultural policy, international cultural cooperation.

For citation: Kurumchina, A.E. (2021). The role of non-governmental non-profit organizations in promoting the cultural policy of BRICS at the international level. Service plus, 15(4), C. 125-135. DOI: 10.24412/2413-693X-2021 -4-125-135. (In Russ.).

Submitted: 2021/07/19.

Accepted: 2021/12/10.

126

2021 Vol. 15 Iss. 4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

Как организация, группа БРИКС была сформирована в 2006 году на полях Петербургского экономического форума с целью развития экономических отношений между ее участниками и образования некоего экономического блока по типу Евросоюза и знаменовала собой закат глобализации или переход в ее новую форму - регионализацию. Название группы является акронимом и происходит от первых букв названий стран, входящий в нее: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка (в латинской транскрипции). Постепенно группа БРИКС перешла к укреплению политических, а затем и культурных связей.

Цель исследования - изучить роль негосударственных некоммерческих организаций группы БРИКС в продвижении культурной политики альянса.

Гипотеза научного исследования базируется на представлении о том, что некоммерческие организации являются важным компонентом продвижения культурной политики альянса на международном уровне, что требует проработанной системы поддержки некоммерческого сектора стран БРИКС в сфере культурной политики и дипломатии: создание единых политик, грантодающих институций, Союза НКО стран БРИКС, увеличения числа организаций, работающих в этой сфере.

Объектом исследования является культурная политика стран БРИКС в контексте альянса, предмет исследования - деятельность негосударственных некоммерческих организаций, способствующих развитию культурных связей объединения.

В названии статьи звучит термин «культурная политика группы БРИКС». На первый взгляд может показаться, что это в определенном смысле забегание вперед, поскольку официального документа на подобие «Основ культурной политики БРИКС», который бы фиксировал положения единой культурной политики альянса на момент написания статьи не существует. Тем не менее, на Саммитах БРИКС всегда обсуждаются вопросы культуры, подписываются соглашения о сотрудничестве и инициируются совместные проекты.

Первый раздел данного исследования будет посвящен анализу теоретических основ культурной политики как таковой.

Во втором разделе будет рассмотрена и проанализирована деятельность российских неправи-

тельственных некоммерческих организаций, которые работают в русле развития культурной политики группы БРИКС и вносят вклад в сближение стран-участниц.

Третий раздел анализирует работу некоммерческих организаций России, работающих в сфере культурной дипломатии, в том числе с фокусом на БРИКС, описывает проблемы и перспективы сектора.

При исследовании нами были использованы следующие теоретические подходы: культурологический, управленческий, а также мы рассматриваем тему с позиции международных отношений. В рамках культурологического подхода мы используем такие понятия как культурная политика, национальные культуры, межкультурное взаимодействие и ряд других. Управленческий подход позволяет нам рассмотреть альянс БРИКС как систему, состоящую из сложных элементов, некоммерческие негосударственные организации этих стран, работающие в сфере культуры, выявить их общие и отличительные особенности и предложить пути дальнейшего сближения; знания в сфере международных отношений способствуют анализу взаимодействия БРИКС в сфере культурной дипломатии с другими странами мира, трансляции единых культурных идей на иностранных партнеров.

В основе лежат теоретические, главным образом, кабинетные методы исследования.

Теория Основы культурной политики

Как известно, кризис глобализации начался примерно с 2008 года (экономический кризис), закрепился в 2014 году, и, наконец, 2020 год окончательно всех разобщил1. Примерно в это же время, 2006 году, начался процесс формирования БРИКС, как ответ на конец глобализации и начало регионализации, или одного из альтернативных проектов глобализации. С тех пор группа БРИКС активно развивается, формируя самостоятельные структуры, такие как Новый банк развития БРИКС, ТВ БРИКС, поддерживая позиции друг друга в ООН и т.д. По мере развития группы и решения экономических и политических задач, очередь дошла до культуры, культурной политики, куль-

1Бояркова Г. В известной мере все кончено // Фонтанка. ру [Электронный ресурс]. Дата обращения: 29.03.2021. URL:

https://www.fontanka. ru/2021 /01 /07/69670446/

турной дипломатии и неправительственных некоммерческих организаций, как непосредственных реализаторов будущего единого видения альянса.

Культура — это то, что может объединять и разъединять участников любой группы. Согласно аксиологическому подходу, культура — это система ценностей, норм, традиций, как говорил Риккерт «культура - это бытие фактов, в которых запечатлены ценности» [6]. Факты исторической действительности важны для нас тогда, когда они имеют культурную значимость, то есть обладают культурной ценностью. Разнообразие культурного ландшафта связано с тем, что мы по-разному отвечаем на вопросы о том, что такое красота, счастье, добро или зло. В ответах на эти общечеловеческие вопросы страны группы БРИКС ближе друг к другу, чем к англосаксонскому миру, и в этом, по нашему мнению, одна из причин, почему данное объединение продолжает свое развитие. Близость культурных ценностей объединяет эти народы, а задача политиков и деятелей публичной, в частности, культурной, дипломатии состоит в том числе в том, чтобы донести эту мысль до как можно большего количества представителей стран БРИКС, поскольку пока этими вопросами заняты преимущественно интеллектуалы, ученые и политики, а широкие слои населения порой даже не задумываются над такими вопросами, многие просто не знают, что такое БРИКС. Задача культурной политики как раз и состоит в том, чтобы выработать общие положения и донести их посредством проектов в рамках культурной дипломатии, с одной стороны, до населения стран БРИКС, а с другой, до всех остальных стран, как это делает Евросоюз, несмотря на то, что в него входят всего 25 европейских стран из 652, единообразное продвижения культурных ценностей этих стран настолько сильно, что порой возникает ощущение, что это вся Европа. Но БРИКС заключает в себе 42% населения нашей планеты, поэтому выработка единой культурной политики объединения может дать значительный рост влияния альянса.

2Список стран, которые входят в состав Евросоюза. [Электронный ресурс]. Дата обращения: 19.04.2021. URL: https://www.xn—stbghbmigp.xn--p1ai/dogovory/cpisok-stran-kotorye-vhodyat-v-sostav-evrosoyuza-v-2021-godu.html .

В эпоху глобализации и размывания национальной идентичности культура, с одной стороны, подвергается серьезному давлению и даже слому, глобализированные культурные объекты теряют национальную специфику, а с другой именно она служит гарантом национальной идентичности. Трансформация культурных ценностей приводит к изменениям в практической жизнедеятельности. Как указывает Астафьева О.Н., «культура - это не только система ценностей, регулирующая всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования - в целом образ жизни, а также целостная, многоуровневая система представлений о мире и его взаимосвязях, особый склад художественно-образного мировосприятия мира и проч., передаваемая от одного поколения к другому и сохраняющая одновременно устойчивость в больших исторических масштабах, но и допускающая изменчивость «картины мира» [1]. Астафьева О.Н. подмечает очень важный аспект, связанный с управлением культурой, а именно акцент на отраслевую составляющую культуры, что неизбежно приводит к потере ценностно-смыслового основания культурной политики. Об этом же говорит Курумчина А.Э., когда рассуждает о проблемах экспертизы культурных проектов стран БРИКС [12]. При разработке культурной политики БРИКС нам представляется важным сделать акцент именно на тенденции социокультурного развития, поскольку национальные культуры альянса все же существенно отличаются друг от друга, и задача культурной гомогенизации перед ним не стоит, как раз наоборот.

Наиболее ярко выраженной характеристикой стран группы в сфере культуры можно назвать неотрадиционализм как реакцию на модернизацию, подразумевающую обязательную вестернизацию социокультурной жизни [3]. Теоретики неотрадиционализма утверждают, что он проявляется во всех сферах: от политики до культуры и религии [5] и включает в себя сознательное обращение к прошлому, возрождение в том числе этнической культуры. Неотрадиционализм позволяет сохранить свою социокультурную и конфессиональную идентичность, защитить свои политические интересны и при этом использовать

традиционные практики как источник инноваций и модернизации. Форм проявления неотрадиционализма много, есть крупные национальные проекты, которые подразделяются внутри на региональные, а поскольку в БРИКС входят одни их самых больших стран мира, то внутри каждого из этих обществ формы неотрадиционализма весьма разнообразны. «Неотрадиционализм - это социокультурный феномен переходного общества, а неотрадиционализация - процесс социального конструирования будущего общества с использованием традиций» [5]. «Традиционное общество передает социальный опыт от поколения к поколению на основе традиции, оно воспроизводит схемы человеческой деятельности, формы общения, организацию быта, культурные образцы. Здесь личность подчинена интересам общества, развитие индивида согласуется с традицией, все, что выходит за ее рамки, изгоняется из традиционного общества. В «традиционном обществе», опирающемся на мифологическое или религиозное мышление, время мыслится циклически, каждый поступок должен повторять эталон действия, когда-то в мифическом времени совершенный предками. Будущее в «традиционном» обществе - это соотнесение мирской жизни с космическим «двойником». То, что не подобно этому двойнику, относится к зоне Хаоса» [5].

Западное общество построило рациональный мир, с опорой на индивидуальную личность; это стало возможным благодаря последовательному разрушению табу, на которых зиждется любое традиционное общество. Именно это разрушение и стало причиной жесткого сопротивления восточных стран вестернизации, насаждению западных культурных практик. «Падение очередного табу, стало главным маркером человеческого прогресса. В результате рухнула власть старших (старейшин), которая некогда определила выживание первичного социума. «Авторитет житейской мудрости» был замещен «авторитетом таланта», а молодежные ценности заняли в социуме центральное место. Теперь западному законодателю приходится юридически противостоять дискриминации старших (эйджизму), т.е. защищать тех, которые прежде обожествлялись» [5]. Западное общество держится на двух основных

опорах: праве и корпоративных ценностях глобальных, преимущественно западных, корпораций.

Практически все страны БРИКС прошли через колониальный опыт, что существенно подорвало традиционные основы жизни и культуры в них. «Сознание среднестатистического представителя Востока можно сравнить с лоскутным одеялом, состоящим из разного рода обрывочных концептов моделей жизни, количественное соотношение которых зависит от возраста, места жительства (город, деревня), образования, рода занятий и т.д. При этом нарастающая разобщенность людей вследствие деградации механизмов, обеспечивавших прежнюю солидарность, не сопровождается самопроизвольным нарождением новых форм позитивной коллективности» [5].

На современном этапе трансформации глобализации и фактической изоляции стран под предлогом распространения коронавирусной инфекции у стран БРИКС появился шанс разработать единую культурную политику, опирающуюся на документы, закрепившие традиционные ценности на уровне законов этих стран.

Уникальность альянса БРИКС состоит в том, что в нее входят страны с самыми древними культурами в мире. В России найдена самая древняя в мире деревянная скульптура - Шигир-ский идол (11000 лет), в Южной Африке находится «колыбель человечества» - музейный комплекс Маропенг и пещеры Стеркфонтейн со всемирно известными окаменелостями миссис Плес и Литтл Фут, которые датируются тремя миллионами лет; Индия и Китай - самые ранние древние цивилизации в мире, при определенной трансформации, выдерживая колоссальное давление со стороны Запада, несомненно сохранившие свою культурную идентичность, язык. С позиции международных отношений эти страны взяли за основу поддержание культурного разнообразия друг друга [11]. Единая культурная политика альянса БРИКС, задающая тенденции ценностно-смыслового развития альянса, так актуальна в период экономического кризиса, трансформации и закрытия мира.

Культурная политика сегодня находится под пристальным вниманием государственных деяте-

лей разных стран и групп. Как указывает Ханна-нова А.С., «культурная политика появилась в Европе в конце XVIII в. и сформировалась как сложное явление, включающее и национальные приоритеты, языковую политику, концептуальное обеспечение организации культурно-просветительных и культурно-досуговых учреждений» [8]. Согласно докладу «Политика в сфере культуры - предварительные соображения», согласованному на круглом столе в Монако 18-22 декабря 1967 года, организованном секретариатом ЮНЕСКО, культурная политика - комплекс операциональных принципов, административных и финансовых видов деятельности и процедур, которые обеспечивают основу действий государства в области культуры3. Флиер А.Я. указывает, что культурная политика это: «направление политики государства, связанное с планированием, проектированием, реализацией и обеспечением культурной жизни государства и общества» [7].

Исходя из этих определений ясно, что культурная политика регулируется на мировом уровне, а государствам отдается право самим дополнять генеральные международные принципы управления культурной согласно традициям и государственным приоритетам при соблюдении прав человека. Реализуют эту политику прежде всего государственные органы и структуры. Однако, в современном мире большое значение в продвижении государственных интересов или интересов альянса приобретают и некоммерческие организации как правительственные, так и неправительственные.

Роль российских некоммерческих организаций в формировании и реализации культурной политики группы БРИКС

Особенность неправительственных организаций в том, что их учредителем может выступать частное лицо, организация или общественный институт. Существуют такие структуры на основании устава на членские взносы, пожертвования, гранты или собственные заработанные средства. Фокус каждой НКО индивидуален, но главное, что их объединяет, - они помогают государству ре-

3Cultural policy a preliminary study. Retrieved on 9 July 2021 from https://unesdoc.unesco.Org/ark:/48223/pf0000001173

шать те или иные социальные, культурные, политические задачи на локальном региональном или международном уровне. Среди международных организаций самыми известными являются Greenpeace, ЮНЕСКО, Фонд дикой природы (WWF), «Врачи без границ», Римский клуб и др. В России и Европе выпускаются специальные справочники международных НПО, в которых дается краткий обзор их деятельности4 [4,9].

Для России развитие сети некоммерческих неправительственных организаций имеет стратегическое значение, особенно в свете выявленных угроз, отмеченных в Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 № 302-р: «К угрозам национальной безопасности в области культуры отнесены размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей и ослабление единства многонационального народа Российской Федерации путем внешней культурной и информационной экспансии (включая распространение низкокачественной продукции массовой культуры), пропаганды вседозволенности и насилия, расовой, национальной и религиозной нетерпимости, а также снижение роли русского языка в мире, качества его преподавания в Российской Федерации и за рубежом, попытки фальсификации российской и мировой истории, противоправные посягательства на объекты культуры»5.

В рамках данного исследования мы задались вопросом, сколько в нашей стране негосударственных некоммерческих организаций, которые работают на международном уровне в сфере культуры и способствуют продвижению интересов России и/или альянса БРИКС на мировом уровне, оказывают ли они влияние на целевые аудитории?

Для ответа на этот вопрос мы обратились к нескольким источникам. Первый - портал www.culture.ru, где во вкладке «Атлас России»6 26320 государственных организаций, в числе ко-

4Справочник неправительственных организаций, занимающихся вопросами недобровольного перемещения населения в странах Содружества Независимых Государств. - Изд-во: United Nations High Commissioner for Refugees, Regional Bureau for Europe, CIS Unit. - Geneva, 2000. - 649 p. Распоряжении Правительства РФ от 29.02.2016 № 302-р. [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.07.2020.URL:

http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm .pdf

6Культура. РФ [Электронный ресурс]. Дата обращения 15.07.2020. URL: https://www.culture.ru/atlas/russia/cultural

торых музеи, образовательные и религиозные учреждения, театры, концертные площадки, дома культуры и т.д. Негосударственных некоммерческих организаций на портале нет. Далее мы обратились к порталу Министерства Юстиции России и в реестре некоммерческих организаций - исполнителей общественно-полезных услуг Минюста России нашли 29 организаций, которые оказывают услуги, направленные на развитие межнационального сотрудничества, сохранения и защиту самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации7, но ни одна из них не нацелена на развитие международного культурного сотрудничества. Даже если этими организациями и проводятся международные мероприятия, то это не цель, ради которой они были созданы. Также мы обратились к каталогу НКО, раздел «Статистика»8.

По данным этого портала в Российской Федерации насчитывается 1697 НКО, (данные представлены на портале за 2018 год). Из них только 269 (4,9%) работают в творческой сфере деятельности, 207 (3,8%) - в национально-культурной, 118 (2,1%) - в научной, 113 (2,1%) - в краеведческой деятельности, 85 (1,5%) - в музей-но-выставочной сфере. У 666 (9,6%) НКО клиентами является молодежь, 594 (8,6%) работают с детьми, 100 (1,4%) работают с национальными группами, 49 (0,7%) негосударственных организаций работают с мигрантами внутри России. Со странами дальнего зарубежья работает 7 НКО, 3 негосударственных институции работает со странами бывшего СССР, а в сфере межнационального сотрудничества работает 2 организации. В разделе «Поиск НКО» на том же портале по видам деятельности «международная деятельность» находится 5 организаций: АНО «Международный культурный проект ТЭВИ Арт Груп», АНО по содействию в развитии сотрудничества стран СНГ «Содружество народов Евразии», Всероссийская общественная организация «Молодая Гвардия Единой России», Представительство междуна-

7Сведения реестра некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг Минюста России. URL: http://unro.minjust.ru/NKOPerfServ.aspx (дата обращения: 15 июля 2021)

8Каталог НКО [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13.07.2020. URL:

http://so-nko.ru/statistika-nko

родного фонда Шодиева в РФ (Лихтенштейн) и АНО «Агентство культурной и научной дипломатии».

Таким образом, опираясь на данные портала СО НКО, мы можем сделать вывод, что в нашей стране крайне недостаточно негосударственных организаций, которые бы продвигали нашу культуру на мировом уровне, их мало, они разобщены, в штате работает очень малое количество сотрудников, а бюджеты оставляют желать лучшего. В такой ситуации им крайне сложно конкурировать с такими мастодонтами международной культурной деятельности, как, например, Британский совет, у которого только в штате работает более 7000 человек, а представительства находятся в более чем 100 странах мира. Кроме того, в Европе еще в 2013 году создана целая платформа культурной дипломатии, основная цель которой работать со странами вне Европы, преимущественно третьими странами. В эту структуру входят: Институт им. Гете, Британский совет, Центр изящных искусств г. Брюсселя, Европейский культурный фонд, онлайн-платформа ЕиМС^оЬа!, и французский институт. Бюджет платформы культурной дипломатии только в 2015 году составлял почти 2 млн евро. Доход, например, Европейского культурного фонда, согласно годовому отчету, составил 6 707 063 евро9.

Внутри России довольно ярким международным событием является Санкт-Петербургский культурный форум. Но он работает раз в год как площадка для дискуссий, а в течение года его мероприятия нацелены на внутрироссийскую аудиторию. В то же время перечисленные европейские НКО занимаются продвижением своих культур на повседневной основе на международном уровне.

Из перечисленных организаций ни одна не работает целенаправленно со странами БРИКС. Тем не менее, нам удалось найти три негосударственных некоммерческих организации, целью деятельности которых является работа в сфере продвижения культуры на международном уровне

'European Cultural Foundation [Электронный ресурс]. Дата обращения: 13 июля 2020. URL:

https://static1.squarespace.cOm/static/526e5978e4b0b83086a1fede/t/5f0ebeea5

b73ca54965ddf56/1594801911183/ECF_ANNUALREP0RT_FINAL+%281%29

_compressed.pdf

с фокусом на указанный Альянс.

Первая - «БРИКС. Мир традиций» — это «региональная общественная организация сохранения и популяризации культурного достояния, творческого наследия, национальных культурных традиций, поддержки и реализации многосторонних культурных проектов стран-членов»10. Учредителями этой организации являются 5 человек, в том числе бывший начальник службы делопроизводства Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, бывший чрезвычайный и уполномоченный посол России в Ливане, художник и скульптор. Эта организация работает в тесном сотрудничестве с органами государственной исполнительной власти - Министерством культуры и Министерством иностранных дел, а также с Россотрудничеством. Как следует из названия, эта организация узкоспециализированная и ориентирована на развитие отношений в группе БРИКС.

Вторая организация — Автономная некоммерческая организация «Агентство культурной и научной дипломатии». Ее учредителем и директором является ученый и профессиональный культуролог. Несмотря на то, что организация существует более одного года, у нее на счету интересные проекты в сфере развития и продвижения региональной культуры, искусства и науки на международный уровень. Целью деятельности «Агентства культурной и научной дипломатии» «является предоставление услуг в области: Разработки и реализации проектов и программ в сфере науки и культуры, нацеленные на развитие сотрудничества между народами, взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями, научными, просветительскими, образовательными учреждениями, бизнесом и некоммерческими организациями»11.

Первая из перечисленных организаций еще

10Устав региональной общественной организации сохранения и популяризации культурного достояния, творческого наследия, национальных культурных традиций, поддержки и реализации многосторонних культурных проектов стран-членов БРИКС «БРИКС. Мир традиций». URL: http://bricsmt.ru/index.php/o-nas/ustav (дата обращения: 16.010.2020). "Устав Автономной некоммерческой организации «Агентство культурной и научной дипломатии». URL: http://cda.ekb.tilda.ws(дата обращения: 10. 05.2021).

ни разу не выигрывала Президентские гранты, и, соответственно, не имеет статуса исполнителя общественно-полезных услуг. Вторая -«Агентство культурной дипломатии» стала победителем первого конкурса Президентского фонда культурных инициатив с проектом «Встречайте искусство стран БРИКС» и приступает к его реализации.

Третья российская организация, которая работает в сфере культурной дипломатии - Автономная некоммерческая организация содействия развитию международных связей в рамках группы БРИКС «Международный альянс стратегических проектов БРИКС» (МАСП БРИКС). По составу учредителей эта организация самая крупная - ее основали 8 юридических лиц и 14 физических. Из всех трех организаций она единственная, кто выигрывал Президентский грант в 2017 году с проектом «Симфонический оркестр БРИКС».

Также стоит упомянуть крупную по масштабам деятельности организацию Некоммерческое партнерство «Национальный комитет по исследованию БРИКС». Руководит этой ею Председатель Комитета по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации, Председатель Правления фонда «Русский мир», декан факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, президент фондов «Политика» и «Единство во имя России» Вячеслав Алексеевич Никонов, генеральным директором является Толорая Георгий Давидович, а заместителем исполнительного директора - Виктория Владимировна Панова - проректор по международным отношениям Дальневосточного федерального университета. Учредители организации - Российская академия наук и фонд «Русский мир». Согласно открытым данным за 2019 год сумма поступлений от текущих операций на 2019 год — 8 791 000 рублей12. Из сведений, полученных на сайте организации следует, что структура Комитета довольно масштабна по меркам некоммерческих организаций, в нее входят оба учредителя - РАН РФ и фонд «Русский мир», научный комитет состоит из Президиума, включающего 7

12НП «Национальный комитет по исследованию БРИКС. URL: https://www.rbc.ru/companies/id/1117799027136- np- np-natsionalny ij-kom itet-po-issledovaniyu-briks/ (дата обращения: 17.07.2021).

человек, в том числе шерпу России в БРИКС, заместителя Министра иностранных дел РФ Ряб-кова Сергея Алексеевича, Правления из 5 человек и Аппарата из 6 человек13. Некоторые позиции в разных структурах занимают одни и те же люди, Например, Г.Д. Толорая является заместителем председателя Правления и исполнительным директором; В.А. Никонов представляет фонд «Русский мир», занимает должность Председателя Правления НКИ БРИКС, и входит в Президиум этой организации.

По понятным причинам проекты этой организации наиболее заметны и масштабны по сравнению с другими НКО, работающими по тематике БРИКС со стороны России, мероприятия также весьма масштабны и охватывают разные сферы - от экономки до развития молодежных связей внутри группы: летние школы, развитие межуниверситетских и научных связей, различные форумы и прочее.

Как показывают результаты исследований, в России существует 4 негосударственные некоммерческие организации, работающие в интересах развития культурной политики альянса БРИКС. Две из них - НКИ БРИКС и «МАСП БРИКС» - самые крупные и имеют хорошие бюджеты, а также поддержку бизнеса и правительства. НКИ БРИКС из них работает наиболее системно. «МАСП БРИКС» больше ориентирована на бизнес и сопровождение бизнес-проектов за рубежом, развитие гражданского общества и информационные технологии. В сфере культуры организация фокусируется главным образом на фольклоре и классической культуре. НКИ БРИКС сделала фокус на научном взаимодействии: Взаимодействие с гражданским обществом и молодёжными организациями: организацию и проведение конкурсов и международных стажировок для студентов; участие в работе Совета экспертных центров БРИКС; поддержку молодых исследователей и содействие в подготовке кадрового резерва; участие в международных организациях и мероприятиях по вопросам БРИКС; экспертное обеспечение внешней и внешнеэкономической политики России в БРИКС; формиро-

13Национальный комитет по исследованию БРИКС, Россия. URL: http://www.nkibrics.ru/pages/commitee-structure (дата обращения: 17.07.2021).

вание интегрированного научно-информационного пространства; издательскую деятельность; проведение и координацию исследований роли стран БРИКС в мировой политике и экономике; продвижении российской позиции и оценок по вопросам БРИКС в международном экспертном сообществе; создании экспертно-политических каналов консультаций со странами БРИКС, а также другими странами и международными организациями; поддержке исследовательской работы в области БРИКС российских ученых и научных организаций; реализации многосторонних и двусторонних научно-исследовательских обменов со странами объединения. «БРИКС. Мир традиций» сфокусирована на продвижении традиций стран БРИКС. Об этом ярко говорят названия их проектов: «Возрождение традиций гостеприимства стран БРИКС», «Народы БРИКС: Героям войн посвящается» и другие. Эта организация вносит большой вклад в формирование гражданского общества содружества пяти стран, принимая активное участие в организации секции Международного культурного сотрудничества в рамках Гражданского форума БРИКС. Кроме того, «БРИКС. Мир традиций» консолидируется с региональными некоммерческими организациями (например, АНО «Агентством культурной и научной дипломатии») для развития идей сообщества в сфере культуры. Стоит подчеркнуть, что аббревиатуру БРИКС они добавили в свое название не так давно, в 2016 году, до этого, с 2005 года она называлась Некоммерческое партнерство «Мир традиций».

«Агентство культурной и научной дипломатии» - самая молодая, но подающая большие надежды организация.

В заключении хотим отметить, что 4 организаций, 3 из которых учреждены при поддержке правительства и бизнеса и находятся в столице, недостаточно для формирования единой культурной политики группы. Более того, ее развитием и исследованиями в небольшой доле занимается только НКИ БРИКС и АНО «Агентство культурной и научной дипломатии». Остальные организации в значительной степени реализуют прикладные проекты - мероприятия в культурной и деловой сфере. Мы полагаем, что нашей стране необходимо серьезно продумать работу в сфере развития культурной дипломатии, поддерживать не только столичные, но и региональные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

некоммерческие негосударственные организации, определиться с критериями проектов в сфере публичной дипломатии, которые будут поддерживаться Фондом Президентских грантов, потому что из трех НКО грант выиграла одна в 2017 году, но проекты двух других организаций также были в сфере культурного сотрудничества, но не получили финансирования, что приводит к непониманию критериев по отбору проектов.

Рекомендуем доверить НПО подготовку необ-

ходимых специалистов для работы в сфере культурной дипломатии, проводить больше совместных встреч для того, чтобы региональные организации также понимали цели и задачи работы альянса и могли вносить свой вклад в его развитие. Мы не рассматривали вузы, работающие с БРИКС, потому что несмотря на их некоммерческий характер, это государственные организации, учредителем которых является Министерство образования РФ.

Список источников

1. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность: лекции / О.Н. Астафьева. М.: Изд-во РАГС, 2010. 70 с.

2. Курумчина А.Э. Конструирование будущего как реальности (на материале всемирных универсальных выставок): автореф. дисс. кан. филос. наук. Омск.: 2008. 15 с.

3. Курумчина А.Э. Неотрадиционализм как основа конструирования политико-культурной идентичности группы БРИКС // XIV Конгресс антропологов и этнологов России: сб. материалов. Томск, Ч54 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. - Москва; Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. с.281

4. Международные неправительственные организации и учреждения: Справочник / Отв. ред. В.С. Шапошников. - М.: Междунар. отношения, 1982. 373 с.

5. Неотрадиционализм: архаический синдром и конструирование новой социальности в контексте процессов глобализации / Ответственные редакторы В.В. Бочаров, В.А. Попов. СПб.: Центр информатизации образования «КИО», 2019. 320 с.

6. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре: Пер. с нем. / Общ. ред. и предисл. А. Ф. Зотова; Сост. А. П. Полякова, М. М. Беляева; Подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1998. 413 с.

7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов: Учебное пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. — М.: Академический Проект, 2000. 496 с.

8. Ханнанова А.С. Культурная политика как функция государства // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015, том 15, № 4, С. 62—66. DOI: 10.14529/hum150411

9. Энциклопедия международных организаций в 3-х томах. Том 2: Международные неправительственные организации, обладающие консультативным статусом при Экономическом и Социальном Совете ООН. / Бахин, С.В.; Галенская, Л.Н.; Зажигалкин, А.В.; Зуев, А.Е.; Иваненко, В.С.; Ложкина, Е.В.; Марусин, И.С.; Маслова, С.В.; Орлова, И.А.; Осипов, Д.Б.; Тилимончик, В.П.; Чеботарева, И.А.; Щербина, М.В. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2006.

10. Henry, Laura H., Sundstrom Lisa Macintosh Brining Global Governance Home: NGO Mediation in the BRICS states. Oxford University Press, 2021

11. Kurumchina A. Digital diplomacy of the BRICS in the sphere of culture // 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: from Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). [Electronic resource]. Retrieved on March, 29, 2021 from https://www.atlantis-press.com/proceedings/mtde-19/125908935?fbclid=IwAR3LWj7994-tcqeUBuitQdRROi7YIDslO7Kznc7GX_9e-Y9rdbN0IooHt6U DOI: 10.2991/mtde-19.2019.155

12. Kurumchina A. The Challenges of Assessment: The Projects of BRICS Cultural Diplomacy // KnE Social Sciences / Questions of Expertise in Culture, Arts and Design / Pages 113-119. Retrieved on April 20, 2021 from https://knepublishing.com/index.php/KnE-Social/article/view/7537 DOI:10.18502/kss.v4i 11.7537

134

2021 Vol. 15 Iss. 4

SERVICE plus

SCIENTIFIC JOURNAL

References

1. Astav'eva, O. N. (2010). Kul'turnaya politika: Teoreticheskoe ponyatie i upravlencheskaya deyatel'nost': Lekcii [Cultural policy: Theoretical notion and management: Lectures]. Moscow: RAGS. (In Russ.).

2. Kurumchina, A. E. (2008). Konstruirovanie budushchego kak real'nosti (na materiale vsemirnyh universal'nyh vystavok) [Design of the future (on materials of EXPOs)]: Candidate of Philosophy's thesis. Omsk. (In Russ.).

3. Kurumchina, A. E. (2021) Neotradicionalizm kak osnova konstruirovaniya politiko-kul'turnoj identichnosti gruppy BRIKS in XIV [Neo-traditionalism like a fundament of designing of political-cultural identity of the BRICS group]. Kongress antropologov i etnologov Rossii [XIV Congress of anthropologists and ethnologists of Russia]. Tomsk: Tomsk State University. (In Russ.).

4. Shaposhnikov, V. S. (1982). Mezhdunarodnye nepravitel'stvennye organizacii i uchrezhdeniya [International nongovernmental organizations and institutions]: Manual. Moscow: International relations. (In Russ.).

5. Bocharov, V. V. & Popov, V. A. (2019).Neotradicionalizm: arhaicheskij sindrom i konstruirovanie novoj social'nosti v kontekste processov globalizacii [Neo-traditionalism: An archaic syndrome and the construction of a new sociality in the context of globalization processes]. Saint-Petersburg: Center for informatization of education "KIO".(In Russ.).

6. Rickert G. (1998). Nature sciences and culture sciences. Moscow: Republic. (In Russ.).

7. Flier, A. Y. (2000). Culturology for Culturologists: A textbook for undergraduates and postgraduates, doctoral students and applicants, as well as teachers of cultural studies. Moscow: Academic Project. (In Russ.).

8. Hannanova, A. S. (2015). Cultural policy as a function of the state. Vestnik YUUrGU. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki» [Bulletin of SUSU. Series "Social Sciences and Humanities"], 15(4), 62-66. doi: 10.14529/hum150411 (In Russ.).

9. Bakhin, S. V., Galenskaya, L. N., Zazhigalkin, A. V., Zuev, A. E., Ivanenko, V. S., Lozhkina, E. V., & Marusin, I. S. (2006). Tom 2: Mezhdunarodnye nepravitel'stvennye organizacii, obladayushchie konsul'tativnym statusom pri Ekonomicheskom i Social'nom Sovete OON (Enciklopediya mezhdunarodnyh organizacij v 3-h tomah). [International Non-Governmental Organizations in Consultative Status with the United Nations Economic and Social Council (3 vols., Encyclopedia of international organizations)]. St. Petersburg: University Press. (In Russ.).

10. Henry, L. H., & Sundstrom, L. M. (2021). Brining Global Governance Home: NGO Mediation in the BRICS states. Oxford University Press.

11. Kurumchina, A. E. (2019). Digital diplomacy of the BRICS in the sphere of culture. In 1st International Scientific Conference "Modern Management Trends and the Digital Economy: From Regional Development to Global Economic Growth" (MTDE 2019). Retrieved March 29, 2021, from https://www.atlantis-press.com/proceedings/mtde-19/125908935?fbclid=IwAR3LWj7994-tcqeUBuitQdRROi7YIDslO7Kznc7GX_9e-Y9rdbN0IooHt6U doi:10.2991/mtde-19.2019.155

12. Kurumchina, A. E. (2020, August 25). The Challenges of Assessment: The Projects of BRICS Cultural Diplomacy. In Questions of Expertise in Culture, Arts and Design. Retrieved April 20, 2021, from https://knepublishing.com/index.php/KnE-Social/article/view/7537 doi:10.18502/kss.v4i11.7537

СЕРВИС plus

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

2021 Том 15 №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.