Научная статья на тему 'Роль России во внешней торговле провинции Цзилинь в ковидный и постковидный периоды'

Роль России во внешней торговле провинции Цзилинь в ковидный и постковидный периоды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Китай / Цзилинь / Россия / экономико-географическое положение / торгово-экономические отношения / валовой региональный продукт / автомобилестроение / Хуньчунь / воднобиологическая продукция. / China / Russia / Jilin / economic-geographical position (EGP) (economic-geographical location) / trade and economic relations / gross regional product / automotive industry / Hunchun / aquatic biological products.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александрова М.В.

Особенности экономико-географического положения во многом являются определяющим фактором для внешней торговли отдельных административных единиц государства. Ярким тому примером служит северо-восточная провинция КНР – Цзилинь. Отсутствие выхода к морю и граница всего с двумя странами стали «камнем преткновения» в деле наращивания внешнеторгового оборота провинции. Проведение специальной военной операции и введения санкций против РФ непосредственно отразились на росте темпов экспорта Цзилиня, ротации его торговых партнеров и увеличении доли товаров с высокой добавленной стоимостью в его экспорте. В статье проанализированы основные изменения, произошедшие за последние 5 лет во внешней торговле Цзилиня как на уровне статистики суммарных экспортно-импортных операций, географии торговли, так и наполнения экспорта. Россия стала вторым по значению торговым партнером Цзилиня после Германии. Ассортимент экспортно-импортных потоков между Цзилинем и Россией включает широкую номенклатуру товаров, но, как и прежде, наша страна поставляет в основном сырьевую линейку продукции, а Цзилинь наращивает экспорт продукции машиностроения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Russia in foreign trade of Jilin during the COVID and post-COVID periods

The economic-geographical position (EGP) (or economic-geographical location) is largely a determining factor in the development of foreign trade relations of individual administrative units of a State. A striking example of this is the Northeastern province of ChinaJilin. The lack of access to the sea and common border with only two countries have become a “stumbling block” in increasing the province’s foreign trade turnover. The implementation of the Special military operation and the introduction of sanctions against the Russian Federation directly influenced the growth of Jilin's export rates, the rotation of the province's trading partners and the increase in the share of high value-added goods in the province's exports. The article analyzes the main changes that have occurred over the past 5 years in Jilin's foreign trade, both at the level of statistics of total export-import operations, geography of trade, and features of export content as well. Russia has become trading partner No. 2 of the province after Germany. The export-import flows between Jilin and Russia include a wide range of goods, but, as before, our country supplies mainly raw materials, and Jining is increasing the export of mechanical engineering products.

Текст научной работы на тему «Роль России во внешней торговле провинции Цзилинь в ковидный и постковидный периоды»

Б01: 10.48647/1ССА.2024.13.55.024

М.В. Александрова

РОЛЬ РОССИИ ВО ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ ПРОВИНЦИИ ЦЗИЛИНЬ В КОВИДНЫЙ И ПОСТКОВИДНЫЙ ПЕРИОДЫ

Аннотация. Особенности экономико-географического положения во многом являются определяющим фактором для внешней торговли отдельных административных единиц государства. Ярким тому примером служит северо-восточная провинция КНР — Цзилинь. Отсутствие выхода к морю и граница всего с двумя странами стали «камнем преткновения» в деле наращивания внешнеторгового оборота провинции.

Проведение Россией специальной военной операции на Украине и введение санкций против РФ непосредственно отразились на росте темпов экспорта Цзилиня, ротации его торговых партнеров и увеличении доли товаров с высокой добавленной стоимостью в его экспорте.

В статье проанализированы основные изменения, произошедшие за последние пять лет во внешней торговле Цзилиня как на уровне статистики суммарных экспортно-импортных операций, географии торговли, так и наполнения экспорта.

Россия стала вторым по значению торговым партнером Цзилиня после Германии. Ассортимент экспортно-импортных потоков между Цзилинем и Россией включает широкую номенклатуру товаров, но, как и прежде, наша страна поставляет в основном сырьевую линейку продукции, а Цзилинь наращивает экспорт продукции машиностроения.

Ключевые слова: Китай, Цзилинь, Россия, экономико-географическое положение, торгово-экономические отношения, валовой региональный продукт, автомобилестроение, Хуньчунь, воднобиоло-гическая продукция.

Автор: Александрова Мария Викторовна, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра «Россия, Китай, мир», Институт Китая и современной Азии РАН (адрес: 117997, Москва, Нахимовский пр-т, 32). ORCID: 0000-0001-7257-5573. E-mail: alexandrova@@iccaras.ru

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в Институте Китая и современной Азии РАН.

M.V. Alexandrova

Role of Russia in foreign trade of Jilin during the COVID and post-COVID periods

Abstract. The economic-geographical position (EGP) (or economic-geographical location) is largely a determining factor in the development of foreign trade relations of individual administrative units of a State. A striking example of this is the Northeastern province of China — Jilin. The lack of access to the sea and common border with only two countries have become a "stumbling block" in increasing the province's foreign trade turnover.

The implementation of the Special military operation and the introduction of sanctions against the Russian Federation directly influenced the growth of Jilin's export rates, the rotation of the province's trading partners and the increase in the share of high value-added goods in the province's exports.

The article analyzes the main changes that have occurred over the past 5 years in Jilin's foreign trade, both at the level of statistics of total export-import operations, geography of trade, and features of export content as well.

Russia has become trading partner No. 2 of the province after Germany. The export-import flows between Jilin and Russia include a wide range of goods, but, as before, our country supplies mainly raw materials, and Ji-ning is increasing the export of mechanical engineering products.

Keywords: China, Russia, Jilin, economic-geographical position (EGP) (economic-geographical location), trade and economic relations, gross regional product, automotive industry, Hunchun, aquatic biological products.

Author: Maria V. ALEXANDROVA, Ph.D (Economics), Leading Research Fellow, Institute of China and Contemporary Asia of the Russian Academy of Sciences (address: 32, Nakhimovsky Ave., Moscow, 117997, Russian Federation). ORCID: 0000-0001-7257-5573. E-mail: alexandrova@@iccaras.ru

Conflict of interests. The author declares the absence of the conflict of interests.

Support. The article was prepared at the Institute of China and Contemporary Asia of the RAS within the framework of the State assignment of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

Китайское руководство, начиная с Дэн Сяопина, с той или иной степенью активности продвигает идею повышения всесторонней внешней открытости Северо-Востока Китая (СВК, Дунбэй). Однако зачастую это крайне непростая задача. Экономико-географическое положение Цзилиня — одной из провинций Дунбэя, крайне неблагоприятно для ведения внешнеторговой деятельности, поскольку оно характеризуется отсутствием выхода к морю, соседством всего с двумя странами (РФ и КНДР), необходимостью решать вопрос доступа к морским побережьям за счет портов соседних государств (провал Ту-манганской инициативы1, сложность сооружения международного транспортного коридора — МТК — «Приморье-2»).

Однако несмотря на наличие вышеуказанных проблем, товарооборот провинции пусть медленно, но рос даже в короновирусные годы. Структура экспортных поставок «облагородилась» за счёт увеличения доли продукции машинотехнической группы; география внешней торговли изменила вектор, прежде всего, благодаря углублению и расширению сотрудничества с Россией. За последние два года наша страна превратилась в крупнейшего импортера цзилиньской продукции.

Внешнеторговый оборот Цзилиня достиг исторического максимума в 2014 г., составив 26,37 млрд долл. Далее — с 2015 по 2020 г. — все шло по нисходящему тренду; минимум товарооборота был достигнут в 2016 г. — 18,44 млрд долл., но и в дальнейшем показатели варьировали в диапазоне 18,5 — 20,6 млрд долл. При этом следует отметить, что для провинции характерно устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса, которое быстро увеличивалось вплоть до конца 2021 г., поскольку импорт Цзилиня рос достаточно быстро, а экспорт из-за особенности его структуры2 несколько отставал. Новая страни-

1 Каждая из стран — участниц Туманганской инициативы по-разному видела её цели и потенциальные результаты. Подробнее см: [Бейдина Т.Е., Литовченко А.П.].

2 Эти особенности таковы: преобладание продукции агропромышленного комплекса и лёгкой промышленности невысокого качества, а также длительная неспособность продукции машинотехнической группы занять достойное место на мировом рынке в основном из-за претензий к качеству.

ца во внешней торговле Цзилиня открылась после начала СВО: экспорт провинции стал стремительно расти, что привело к быстрому сокращению отрицательных значений сальдо (табл. 1).

Таблица 1. Сальдо торгового баланса пров. Цзилинь (2019—2023), млрд долл.*

Год 2019 2020 2021 2022 2023

Сальдо торгового баланса -9,483 -10,126 -12,349 -8,237 -6,033

* Рассчитано на основе Цзилинь тунцзи няньцзянь 2020—2023 [Статистический ежегодник Цзилиня 2020—2023].

Несмотря на вышеуказанные оптимистические тенденции, неуклонно растет разрыв между показателем внешнеторгового оборота (ВТО) Цзилиня и усредненного показателя внешней торговли по КНР. Место Цзилиня в рейтинге провинций КНР по ВТО ежегодно сдвигается на все более низкие позиции. Так, если в 2009 г. провинция занимала 19-е место, то в 2023 г. переместилась уже на 26-е место (из 31) (табл. 2). Анализ вышеприведенных показателей свидетельствует, что внешняя торговля пров. Цзилинь ныне находится на спаде.

Таблица 2. Место пров. Цзилинь во внешней торговле КНР, млрд долл.*

Год Товарооборот Цзилиня Товарооборот КНР Средний показатель по стране Место Цзилиня Отклонение от среднего показателя по стране

2009 11,74 2207 71,21 19 -59,46

2010 16,84 2974 95,93 19 -79,08

2011 22,04 3641 117,47 20 -95,43

2012 24,57 3867 124,74 20 -100,17

2013 25,85 4158 134,16 20 -108,30

2014 26,37 4301 138,75 23 -112,38

2015 18,93 3953 127,51 23 -108,58

2016 18,44 3685 118,88 22 -100,44

2017 18,52 4107 132,48 23 -113,95

2018 20,67 4622 149,11 24 -128,43

Окончание табл. 2

Год Товарооборот Цзилиня Товарооборот КНР Средний показатель по стране Место Цзилиня Отклонение от среднего показателя по стране

2019 18,89 4577 147,67 24 -128,77

2020 18,52 4655 149,87 25 -131,35

2021 23,23 5995 193,38 25 -170,15

2022 23,38 6270 202,25 25 -178,87

2023 23,50 5976 196,12 26 -172,62

* Рассчитано на основе данных сайта Госстата КНР. URL: https://www.stats. gov.cn (дата обращения: 05.05.2024).

За последние 14 лет валовый региональный продукт (ВРП) провинции продемонстрировал стремительный рост, увеличившись более чем в два раза — с 79,56 млрд до 193,3 млрд долл. за период 2009— 2023 гг. В 2023 г. Цзилинь по показателю ВРП поднялся на 7-е место по сравнению с 22-м местом в 2009 г. При этом в период 2010— 2014 гг. доля внешней торговли в ВРП провинции достигала пиковых значений, после чего произошел резкий спад. В целом с 2009 г. данный показатель снизился на 2,6 %: по состоянию на 2023 г. доля внешней торговли в ВРП Цзилиня составляет 12,16 % (табл. 3).

Таблица 3. Доля внешней торговли в ВРП пров. Цзилинь, млрд долл.*

Год Товарооборот ВРП Индекс открытости экономики (%)

2009 11,747 79,56 14,76

2010 16,846 94,69 17,79

2011 22,047 119,75 18,41

2012 24,572 137,47 17,87

2013 25,853 152,23 16,98

2014 26,378 162,24 16,26

2015 18,938 160,84 11,77

2016 18,442 156,97 11,75

2017 18,53 161,76 11,45

Окончание табл. 3

Год Товарооборот ВРП Индекс открытости экономики (%)

2018 20,67 170,06 12,16

2019 18,89 169,99 11,12

2020 18,52 183,84 10,07

2021 23,23 197,46 11,76

2022 23,38 182,98 12,78

2023 23,5 193,30 12,16

* Рассчитано по данным сайта Госстата КНР. URL: https://www.stats.gov.cn/ (дата обращения: 05.05.2024).

Таким образом, в контексте внешнеторговой деятельности, пров. Цзилинь медленно открывается для внешнего мира, а роль внешней торговли в экономическом росте провинции планомерно снижается.

На сегодняшний день можно выделить следующие проблемы, существующие во внешней торговле провинции:

1. Небольшие масштабы внешней торговли и постоянно увеличивающийся разрыв с усредненным показателем по стране.

Несмотря на увеличение суммарного ВТО Цзилиня в последнее десятилетие, разрыв с усредненным показателем по стране постоянно растет (табл. 2). Экспортная продукция провинции не обладает международной конкурентоспособностью, даже при относительно высоких объемах производства. На внешнем рынке Цзилинь по-прежнему долгое время рассматривается как экспортер ресурсо- и трудоемкой продукции с высокой себестоимостью и низкой доходностью.

2. Нехватка крупных предприятий, занимающихся внешнеторговой деятельностью.

Как известно, Северо-Восток Китая является старой промышленной базой, где государственным предприятиям трудно проводить реформы, поскольку нелегко преодолеть унаследованную от прошлого «неповоротливость» и отставание.

Большинство государственных предприятий убыточны и мало жизнеспособны; они отличаются небольшими масштабами и нерациональностью отраслевого планирования. Более того, отсутствие крупных жизнеспособных предприятий приводит к утечке кадров, препятствует инновациям и модернизации их системы управления.

Таким предприятиям крайне сложно выходить на внешний рынок, поэтому большинство внешнеторговых предприятий в провинции — частные с невысокими показателями внешнеторгового оборота.

Важно отметить, что в пров. Цзилинь не хватает высокотехнологичных предприятий, что не только ограничивает возможность инноваций, но и сдерживает накопление экспортного потенциала1.

3. Невыгодное экономико-географическое положение и удаленность от основных точек маршрута «Один пояс, один путь».

Для сообщения с регионами КНР пров. Цзилинь использует транспортный коридор Ляоси, который берет свое начало в г. Цзинь-чжоу пров. Ляонин и проходит до г. Циньхуан в пров. Хэбэй2. Для морских перевозок используется порт в г. Далянь. Из-за отдаленности основных транспортных коридоров логистические издержки у Цзилиня высоки, что сдерживает внешнеэкономическое развитие провинции.

И даже несмотря на вышеперечисленные проблемы и узкие места во внешней торговле, у Цзилиня широкая география торговли, и притом крайне неожиданная (табл. 4).

Абсолютным лидером по совокупному товарообороту являются страны ЕС. Пик торгового сотрудничества провинции с регионом пришелся на 2011—2014 гг. С 2019 по 2023 г. доля ЕС в ВТО Цзилиня снизилась с 52,54 до 41,31 %. При этом, как и в предыдущие десятилетия, основным торговым партнером Цзилиня была Германия. Сальдо торгового баланса Цзилиня с ЕС стабильно отрицательное: так, в 2019 г. оно составляло (-) 7, 649 млрд долл., а в 2023 г. снизилось до (-) 6,698 млрд долл., при этом порядка 50 % ВТО с ЕС приходится на ФРГ. Помимо Германии, провинция активно импортирует продукцию из Словакии, Португалии, Чехии. И большая часть этого импорта связана напрямую или косвенно с автомобилестроением.

1 Высокотехнологичное предприятие относится к предприятию-резиденту, зарегистрированному в Китае (за исключением Гонконга, Макао и Тайваня), которое проводит исследования и разработки и приносит технологические достижения для формирования основных независимых прав интеллектуальной собственности предприятия и осуществления предпринимательской деятельности (Gaoxin jishu que rending changjian de 22 ge wenti. 2022 nian 11 yue 28 ri: [22 вопроса по определению высокотехнологичных предприятий]) // Chengdu Hi-tech Industrial Development Zone (CDHT). 28.11.2022. URL: https://www.cdht.gov.cn/cdht/c139592/2022-11/28/content_bd4f763a6fb44b09abaab927f317 f7a3.shtml (дата обращения: 23.02.2024).

2 Zhongguo de sanda zhoulang [Три самых крупных транспортных коридора Китая] // Isenlin.cn. URL: http://www.isenlin.cn/sf_53F4B4FD7AE34197BBBD9C76DB7C1F3E_209_ A952252C215.htm (дата обращения: 23.03.2024).

Таблица 4. Экспортно-импортные операции пров. Цзилинь с крупнейшими странами — торговыми партнерами, 2023 г.

№ Страна Доля страны в суммарном ВТО Цзилиня(%) Доля страны в суммарном экспорте Цзилиня (%) Доля страны в суммарном импорте Цзилиня (%) Сальдо торгового баланса (млн долл.)

1 ФРГ 17,97 3,85 26,39 -3 597 805

2 Россия 17,70 32,49 8,90 +1 563 049

3 Мексика 5,89 2,44 7,94 -968 823

4 Словакия 4,26 0,14 6,65 -980 568

5 РК 3,57 5,90 2,17 +199 958

6 Япония 3,42 4,41 2,83 -29 359

7 Португалия 3,40 0,14 5,34 -784 037

8 США 3,32 4,30 2,74 -26121

9 Венгрия 2,59 0,28 3,97 -566 982

10 Чехия 2,56 0,49 3,79 -521 786

Итого 64,68 % 54,44 70,72 -5 712 474

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Рассчитано на основе Цзилинь тунцзи няньцзянь 2020—2023 [Статистический ежегодник Цзилиня 2020—2023].

Долгие годы важным торговым партнером Цзилиня в Северо-Восточной Азии (СВА) была Япония. В отдельные годы суммарный объем ВТО с Японией составлял порядка 2/3 торговли Цзилиня со странами СВА в целом. Так, в 2018 г. товарооборот Цзилиня с Японией достиг 1,8 млрд долл. при отрицательном сальдо для провинции в более 1 млрд долл., но далее наблюдается падение импорта из Японии на фоне обострения политических противоречий между двумя странами [Chen Xiuping, Sun Mingyi, 2022] (график 1).

Далее, на фоне политических и ковидных сюжетов Япония, которая долгое время была вторым по товарообороту партнером Цзилиня, в 2023 г. плавно «скатывается» на 6-е место. А 2-е место занимает Россия, о сотрудничестве с которой речь пойдет ниже.

Крайне неожиданно выглядит торговый партнер Цзилиня № 3 — Мексика, но это лишь на первый взгляд. Если рассмотреть структуру суммарного импорта КНР из Мексики, то, к примеру, в 2022 г. поряд-

График 1. ВТО Цзилиня со странами СВА, млн долл. Составлен на основании данных Statistic bureau of Jilin. URL: http://tjjjl.gov.cn/tjsj/ tjnj/ (дата обращения: 05.05.2024).

ка 30 % приходится на интегральные схемы, 12 % — узлы и детали для автомобилей, т. е. продукцию, которая непосредственно относится к машиностроению1. И это не случайно, поскольку за последние десятилетия Мексика превратилась в одну из крупнейших автомобилестроительных стран мира. В ней более 50 автомобильных заводов: Ford, GM и Stellantis из США, Audi, BMW, Mercedes и Volkswagen из Европы и др. Производство автозапчастей является не менее важной отраслью, и здесь Мексика в настоящее время является 4-м по величине производителем автозапчастей в мире с годовым оборотом в 94 млрд долл. В стране более 600 предприятий-производителей запчастей2.

Следует отметить особенности современной товарной структуры экспорта Цзилиня (табл. 5).

Долгие годы Цзилинь на мировом рынке выступал как экспортер аграрной продукции, поставки которой осуществлялись в более чем 100 стран. При этом 50 % экспорта приходилось на Японию и Республику Корея, а порядка 30 % — на страны ЕС. Структура сельскохозяйственного экспорта претерпела значительные изменения: ранее он

1 Moxige maoyi zhinan (2023 man) [Торговый справочник Мексики (2023 г.)] // Trade development bureau of the Ministry of commerce of the PRC. URL: https://www.tdb.org.cn/uZ cms/www/202309/28153940d1eu.pdf (дата обращения: 05.05.2024).

2 Мексика как одна из ключевых стран мирового автопрома // Gotomexico.today. URL: https://gotomexico.today/news/country/973.html (дата обращения: 07.05.2024).

Таблица 5. Основные экспортные позиции пров. Цзилинь, млн долл.*

Товарная позиция 2019 2020 2021 2022 2023

Продукция автомобилестроения, в том числе автомобили и автозапчасти 432,08 465,4 828,28 1499,84 3192,43

Продукция сельского хозяйства, в том числе фрукты, сухофрукты и орехи; морепродукты; зерновые; пиломатериалы1 676,71 674,5 747,59 792,73 609,15

Продукция легкой промышленности, в том числе текстиль и изделия из него; одежда и швейная фурнитура 313,98 312,77 327,76 404,56 361,63

Фармацевтические препараты 204,61 223,38 228,88 137,09 142,81

* Источник: Statistic bureau of Jilin. URL: http://tjj.jl.gov.cn/tjsj/tjnj/ (дата обращения: 05.05.2024).

был представлен кукурузой и соевыми бобами [Zhang Lei Shao Nuo, 2021]. Если в 2009—2012 гг. Цзилинь входил в пятерку провинций КНР по экспорту зерна, то в последующие годы, в связи с проведением реформы сельского хозяйства и ростом внутренних цен на кукурузу, экспорт показал тенденцию к количественному снижению [Zhang Lei, Pang Jing, Yang Cai, 2021]. В дальнейшем провинция переключилась на экспорт масличных семян, фруктов, овощей, мяса, лекарственного сырья и водно-биологической продукции. В 2019—2020 гг. объем экспорта сельхозпродукции превышал в 1,4 раза объем экспорта продукции автомобилестроения.

До 2020 г. включительно экспорт продукции автомобилестроения не имел ключевого значения во внешнеэкономической деятельности пров. Цзилинь. На сельское хозяйство приходилась заметно большая доля в экспорте провинции в 2019—2020 гг. Однако в 2021 г. ситуация изменилась: экспорт продукции автомобилестроения увеличился на 77 % по сравнению с 2020 г. Далее темпы его роста продолжали стремительно расти: в 2022 г. экспорт продукции автомобилестроения увеличился на 81 %, а в 2023 г. — уже на 112 %. В 2023 г. экспорт автозапчастей и автомобилей составил более 3 млрд долл., или 36 % суммарного экспорта Цзилиня.

Автомобилестроение в Цзилине является ведущей отраслью уже давно, начиная с первой пятилетки. Провинция лидировала в КНР по

1 Согласно китайской статистике, лес, кругляк и пиломатериалы относятся к сельхозпродукции.

выпуску автомобилей вплоть до 2021 г., когда по валовому выпуску она заняла 2-е место в стране после Шанхая. В 2019 г. на Цзилинь приходилось более 11 % всекитайского выпуска автомобилей, в основной своей массе данная техника была оснащена двигателями внутреннего сгорания (ДВС).

2020 г. стал рубежным для китайского и в том числе цзилиньского автопрома. Тогда был взят курс на активное развитие автомобилей на нетрадиционных источниках энергии, в результате чего только за один 2020 г. падение выпуска автомобилей на ДВС в Цзилине составило (-) 8,12 %. В результате подобных тенденций провинция сместилась в 2023 г. на 8-е общекитайское место с долей рынка чуть более 5 %.

Несмотря на некоторые негативные тенденции внутри самого Китая, позиции автомобилестроения провинции укрепились на внешнем рынке, а стоимостные объемы экспорта с 2019 по 2023 г. выросли более чем в семь раз. Начиная с 2022 г., во многом в связи с началом проведения СВО, экспорт автомобилей из Цзилиня начал резко расти Ju, Zhu Ruixue, Би Zhaoning, 2023]. К примеру, в 2022 г. провинция экспортировала 38 440 единиц автомобилей, а в 2023 г. — уже 99 293 единицы. В 2023 г. экспорт легковых автомобилей увеличился на 205,7 %, а экспорт запчастей и комплектующих — на 18,3 %1.

При этом в 2023 г. из 99 293 машин, экспортированных провинцией, 21 700 единиц приходилось на подержанные машины общей стоимостью 206 млн долл., что в 24 раза больше, чем в 2022 г.

В последние годы Цзилинь стал активно развивать такое направление экспорта, как поставки подержанных автомобилей. По экспорту подержанных автомобилей, в количественном выражении провинция заняла 5-е место в стране, а в денежном выражении — 7-е место. В 2023 г. экспорт легковых автомобилей на ДВС составил 81,3 % от общего экспорта подержанных автомобилей, а экспорт подержанных легковых автомобилей на альтернативных источниках энергии — 15,1 %2.

1 Rongru «yi lu yi dai» Jilin shuiwu zuo hao «dian xian mian» [Интегрируясь в «Один пояс, один путь», налоговая служба провинции Цзилинь хорошо справляется с «Точками, линиями и областями»] // Xinhua wang. URL: http://jl.news.cn/2023-11/29/c_ 1129998827.htm ( дата обращения: 07.02.2024).

2 2023 nian Jilin sheng ershou che chukou zonge 30,5 yi yuan zengzhang 23 bei. 2024 nian 2 yue 1 ri [Экспорт подержанных автомобилей из провинции Цзилинь составил 3,05 млрд юаней в 2023 году, увеличившись примерно в 24 раза. 01.02.2024] // Zhongguo wang. Shidai Jilin. URL: http://jilin.china.com.cn/2024-02/01/content_42689625.html (дата обращения: 25.03.2024).

Хотя для Цзилиня наша страна стала одним из важных рынков сбыта продукции машиностроения, но двустороннее торгово-экономическое сотрудничество значительно шире по номенклатуре и отличается немалым разнообразием, включая как сырьевые товары, так и готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью. Разберем особенности современного торгового взаимодействия наших сторон.

Цзилинь — северо-восточная провинция КНР с некогда минимальными показателями торговли с нашей страной. Провинция граничит с Приморским краем Российской Федерации. В последние годы Цзилинь активно участвует в китайско-российском приграничном торговом сотрудничестве, став важным окном для КНР, открывающимся на север.

Хуньчунь — единственный город пров. Цзилинь, примыкающий к Дальнему Востоку России, на территории которого расположено два погранперехода (автомобильный и железнодорожный). Впервые заметный рост товарооборота Цзилиня с Россией был отмечен в 2018 г., когда его годовой прирост составил 61,9 %. 2019 г. не принес новых достижений. Далее наступил 2020-й, и, несмотря на все ограничения, вводимые со стороны КНР в приграничье, показатели взаимной торговли Цзилиня с РФ не снизились, а экспорт и импорт остались на уровне 2019 г. Это стало единственным примером стабильности в нашем трансграничье в ковидный период.

В 2021 г. товарооборот Цзилиня с Россией увеличился в два раза, что было связано с резким увеличением импорта провинцией из Приморья элитной водно-биологической продукции — прежде всего, живых (!) крабов — через погранпереход Хуньчунь.

2022 г. внес новые коррективы в экспортно-импортные операции Цзилиня с Россией. На фоне обострения отношений с Западом российские импортеры нарастили закупки автозапчастей, а затем и готовых автомобилей.

Цзилинь, как уже упоминалось, является одним из крупнейших центров автомобилестроения КНР. Если в период с 2019 по 2022 г. у российской стороны было положительное сальдо торгового баланса с Цзилинем, то из-за резкого роста импорта машинотехнической продукции в 2023 г. оно впервые стало отрицательным и составило (-)1,56 млрд долл. Заметно увеличилась доля России во внешнеторговом обороте Цзилиня: так, если в 2019 г. на нашу стране приходилось 4,44 % внешнеторгового оборота провинции, то в 2023 г. этот показатель вырос до 17,72 %. При этом на Россию пришлось 32,51 % экспорта провинции и 8,91 % импорта. С 2022 г. наша страна является вторым по значению торговым партнером Цзилиня после ФРГ.

В суммарном российско-китайском товарообороте торговля с Цзили-нем малозаметна, хотя и наметился незначительный рост: так, если в 2019 г. она составляла 0,76 %, то к 2023 г. выросла на 1 п. п.

В Цзилине традиционно значительным спросом пользуется российское минеральное топливо (уголь, а в последние годы и сжиженный природный газ — СПГ), а также железная руда, рыба и морепродукты, древесина, орехи и прочие экологически чистые продукты питания. В частности, на закупки из нашей страны приходится примерно 87 % приобретаемого провинцией иностранного угля, и РФ также является единственным поставщиком в регион рыбной про-дукции1.

С 2022 г. Россия начала активно переориентировать поставки энергоресурсов с европейского рынка на азиатский, что отразилось и на межрегиональных отношениях с Китаем. С января 2022 г. начались поставки СПГ из Приморского края в пров. Цзилинь. Импорт природного газа в провинцию за год составил 528 т на общую сумму в 2,86 млн юаней. В 2023 г. произошел рост как в количественном выражении — на 178,5 %, так и в денежном — на 112,3 %; импорт СПГ составил уже 1470 т, или 6,06 млн юаней2.

Экспорт российской железной руды в пров. Цзилинь за 2022 г. вырос на 61 % и достиг 520 тыс. т, а импорт угля сократился на 15,2 %, составив 5,89 млн т. В денежном выражении эти изменения произошли на 43,1 и 35,6 % соответственно. Сокращение объемов импорта Китаем можно объяснить сильным удорожанием угля на мировом рынке в 2022 г.3

Россия долгие годы была главным поставщиком древесины в провинцию , где происходит переработка сырья и реэкспорт готовой продукции в третьи страны. На фоне введения в январе 2022 г. российскими властями фактического запрета на экспорт леса-кругляка его закупки Китаем, и в том числе провинцией Цзилинь, стали резко снижаться, о чем наглядно свидетельствует статистика:

• экспорт необработанной древесины из России в пров. Цзилинь за 2022 г. составил 140 291 т, что на 31,3 % меньше, чем в 2021 г.;

1 Генконсул рассказал о торговле российских регионов с провинцией Цзилинь // РИА Новости. 28.08.2023. URL: https://ria.ru/20230828/torgovlya-1892596210.html (дата обращения: 01.03.2024).

2 Товарооборот провинции Цзилинь с РФ за 2023 год вырос на 71,5 % // Сайт Biang.ru. 20.01.2024. URL: https://biang.ru/ru/economics/tovarooborot-provinczii-czzilin-s-rf-za-2023-god-vyiros-na-71,5.html (дата обращения: 24.01.2024).

3 World Bank Blogs. «Energy Market Developments: Coal and Natural Gas Prices Reach Record Highs». 19.07.2022. URL:https://blogs.worldbank.org/en/opendata/energy-market-de velopments-coal-and-natural-gas-prices-reach-record-highs (accessed: 02.03.2024).

• импорт Китаем пиломатериалов за 2022 г. составил 62,53 млн кубометров, что на 35,8 % меньше, чем годом ранее;

• импорт целлюлозы пров. Цзилинь за 2022 г. составил 66 502 т, что на 44,9 % меньше, чем годом ранее1.

Особой статьей импорта из России является водно-биологическая продукция; с 2009 г. в пров. Цзилинь осуществляется ее глубокая переработка. Так, в 2015 г. мощности по переработке морепродуктов в Хуньчуне достигали 170 тыс. т, а стоимость отрасли составила 5,8 млрд юаней (892 млн долл.), что в 290 раз превысило показатель 2010 г. Продукцию отрасли в основном экспортировали в страны Юго-Восточной Азии, США, Испанию, Италию, ОАЭ и на Украину2.

В 2016 г. два сухих порта Хуньчуня были утверждены в качестве пунктов импорта морепродуктов. Благодаря открытию постоянного грузового маршрута, связавшего город с Камчаткой и портом Заруби-но в Приморье, была снижена стоимость перевозки добытых в российской акватории уловов.

До открытия этого маршрута краб из РФ поступал в КНР через РК или Японию, что было весьма затратно и негативно сказывалось на качестве продукции. С 2016 г. камчатский краб, добытый в российских водах, стал напрямую транспортироваться в Хуньчунь буквально на следующий день после вылова3. В 2022 г. Цзилинь импортировал 162 тыс.т водно-биологической продукции из России, что на 30 % больше, чем в 2021 году4.

В 2021 г. объем производства морепродуктов в Хуньчуне достиг 1 млрд юаней, увеличившись на 50,6 % в годовом исчислении5. Тор-

1 Импорт железной руды из РФ в провинцию Цзилинь за 2022 год вырос на 61 %, угля — сократился на 15,2 % // Сайт Biang.ru. 30.01.2023. URL: https://biang.ru/ru/ economics/import-zheleznoj-rudyi-iz-rf-v-provincziyu-czzilin-za-2022-god-vyiros-na-61,-ug lya-%E2%80%93-sokratilsya-na-15,2.html (дата обращения: 18.02.2024).

2 В китайском городе Хуньчунь, который граничит с РФ и КНДР, бурно развивается отрасль переработки морепродуктов // Синьхуа. 10.01.2016. URL: https://russian.news. cn/2016-01/10/c_134995371.htm (дата обращения: 17.02.2024).

3 «Синьхуа» рассказало о «крабовой дороге» в Хуньчунь // Fishnews. 28.09.2021. URL: https://fishnews.ru/news/42789 (дата обращения: 07.02.2024).

4 Цзилинь дуй э маои гуймо чуансинь гао цянцзин цзэнши чисюй баочи. 2023 нянь 2 юэ 1 жи. [Торговля Цзилиня с Россией достигла рекордного уровня, сохраняется высокий темп роста] // Ministry of commerce of the PRC. 01.02.2023. URL: http://tradeinservi ces.mofcom.gov.cn/article/news/gnxw/202303/147307.html (дата обращения: 15.02.2024).

5 Чжуляо гао чжилян фачжань чжи цзи — Хуньчунь ши гунъе цзинцзи цзуншу. 2022 нянь 7 юэ 12 жи. [Создание фундамента высококачественного развития — обзор развития промышленной экономики в городе Хуньчунь] // Tumenjiang xinwen wang. 12.07.2022. URL: http://www.tmjnews.net/paper.asp?Aid=14485&Fid=1827 (дата обращения: 07.02.2024).

говля морепродуктами играет особо важную роль в экономике Хунь-чуня: только за 2022 г. в городе было открыто 29 предприятий по торговле и переработке морепродуктов из РФ1.

«Морскому» сотрудничеству между пров. Цзилинь и Россией способствует упрощение китайского таможенного законодательства в отношении российской пищевой продукции. Так, в первом полугодии 2023 г. Чанчуньской таможней было предпринято 18 мер по упрощению ввоза ряда торговых наименований из России, стимулирующих импортно-экспортные операции через пункт пропуска Хуньчунь. Также было разрешено ввозить грузы с российской стороны сначала на таможенные площадки, а потом их тестировать, что позволяет ускорить проверку и избежать скопления грузов на въезде2. Это особенно важно, учитывая то, что свежая продукция ограничена в сроках и условиях хранения.

Из пров. Цзилинь на российский рынок поступает широкая номенклатура товаров: электротехническое и механическое оборудование, транспортные средства и их комплектующие, мебель, товары широкого потребления3. Исходя из тенденций последних лет, необходимо рассмотреть наиболее актуальную статью экспорта Цзилиня в РФ, а именно автозапчасти и автомобили. Продукция, выпускаемая автопромом Цзилиня, в последние годы стала актуальна для российского рынка по следующим причинам:

• российский рынок обладает высокой привлекательностью для импорта автозапчастей из Цзилиня. Рынок автозапчастей в России зависит от внешних поставок примерно на 65 %4. Долгое время ключевыми экспортерами автозапчастей в Россию являлись компании из Южной Кореи, Японии и Германии. Однако с 2022 г. западные брен-

1 Цзилинь дуй э маои гуймо чуансинь гао цянцзин цзэнши чисюй баочи. 2023 нянь

2 юэ 1 жи. [Торговля Цзилиня с Россией достигла рекордного уровня, сохраняется высокий темп роста] // Ministry of commerce of the PRC. 01.02.2023. URL: http://tradeinserv ices.mofcom.gov.cn/article/news/gnxw/202303/147307.html (дата обращения: 15.02.2024).

2 Импорт морепродуктов из России через бондовую зону Хуньчуня в первом полугодии 2023 г. составил 22000 тонн // Сайт Biang.ru. 17.07.2023. URL: https://biang.ru/ru/ economics/import-moreproduktov-iz-rossii-cherez-bondovuyu-zonu-xunchunya-v-pervom-p olugodii-sostavil-22.000-tonn.html (дата обращения: 23.01.2024).

3 Генконсул рассказал о торговле российских регионов с провинцией Цзилинь // РИА Новости. 28.08.2023. URL: https://ria.ru/20230828/torgovlya-1892596210.html (дата обращения: 01.03.2024).

4 Рынок автозапчастей в России: рейтинг крупнейших продавцов и производителей автозапчастей // Деловой профиль. 26.01.2021. URL: https://delprof.ru/press-center/ope n-analytics/rynok-avtozapchastey-v-rossii-analiz-struktury-i-klyuchevykh-pokazateley-otrasl i-/ (дата обращения: 25.01.2024).

ды покидают российский рынок и освободившуюся нишу охотно занимают китайские компании, в том числе из Цзилиня. Провинция в 2022 г. экспортировала в Россию более 8000 автомобилей на 2,63 млрд юаней, что на 306 % больше, чем в 2021 г.1;

• российский рынок показывает высокий спрос на запчасти и комплектующие, предназначенные для проведения послепродажного ремонта и техобслуживания. Спрос на техобслуживание за первые девять месяцев 2023 г. вырос на 25 % по сравнению с аналогичным периодом 2022 г.2 В связи с ограниченным выбором автомобилей на российском рынке в условиях западных санкций, автовладельцы стремятся продлить срок эксплуатации уже имеющихся автомобилей. Более того, автозапчасти из КНР, из пров. Цзилинь в частности, способны выступить в качестве альтернативы западным автозапчастям, которые значительно выросли в цене. Так, в 2023 г. доля китайских комплектующих в особо дефицитных категориях автозапчастей составила 60 %3;

• Россия обладает уникальным географическим положением и выступает в роли центра притяжения для продукции зарубежных производителей и их последующего экспорта в страны СНГ. Таким образом, экспорт автозапчастей в РФ позволяет пров. Цзилинь выходить на рынки других государств через «окно» в виде российских дальневосточных регионов;

• в последние годы конкурентоспособность индустрии производства автозапчастей в пров. Цзилинь продолжает повышаться за счет их относительно невысокой цены и приемлемого качества. Для России это надежный вариант с точки зрения постоянства поставок и закрытия дефицита на рынке автозапчастей.

В заключение следует отметить следующие тенденции и особенности внешнеэкономической деятельности пров. Цзилинь и ее сотрудничества с Россией.

1 Цзилинь дуй э маои гуймо чуансинь гао цянцзин цзэнши чисюй баочи. 2023 нянь

2 юэ 1 жи. [Торговля Цзилиня с Россией достигла рекордного уровня, сохраняется высокий темп роста] // Ministry of commerce of the PRC. 01.02.2023. URL: http://tradeinserv ices.mofcom.gov.cn/article/news/gnxw/202303/147307.html (дата обращения: 15.02.2024).

2 СТОп машина: спрос на услуги автосервисов увеличился на четверть // Известия. ru. 14.11.2023. URL: https://iz.ru/1595608/roman-soldatov/stop-mashina-spros-na-uslugi-avtoservisov-uvelichilsia-na-chetvert (дата обращения: 26.01.2024).

3 В 2023 г. обслуживание автомобилей в России подорожало на 23 % // Российская газета. 27.10.2023. URL: https://rg.ru/2023/10/06/v-2023-godu-obsluzhivanie-avtomobilej-v-rossii-podorozhalo-na-23.html (дата обращения: 27.01.2024).

Для провинции характерен нисходящий тренд во внешней торговле: разрыв между показателями товарооборота Цзилиня и средним показателем по всему Китаю ежегодно увеличивается, а место пров. Цзилинь в рейтинге провинций КНР по показателю внешней торговли снижается.

При этом экспорт провинции становится более высокотехнологичным. Так, в 2019 г. его ключевой статьей была сельскохозяйственная продукция, а в 2023 г. лидирующие позиции заняла продукция автомобилестроения.

Импорт провинции из России представлен в основном необработанным сырьем, морепродуктами, древесиной, улем и т. д., в то время как экспорт включает электротехническое и механическое оборудование, в особенности — продукцию автомобилестроения.

Экономическое и торговое сотрудничество России и пров. Цзилинь может расшириться за счет улучшения логистической инфраструктуры (например, строительства высокоскоростной дороги Хунь-чунь—Владивосток) и создания межрегионального пространства с упрощенным таможенным оформлением.

Библиографический список

Бейдина Т.Е., Литовченко А.П. «Расширенная Туманганская инициатива»: тенденции и перспективы // Вестник Забайкальского государственного университета. 2021. № 9. С. 45—24. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-45-54.

References

Beydina, T.; Litovchenko A. (2021). "Rasshirennaya Tumanganskaya iniciativa": tendencii i perspektivy [«The Greater Tumen Initiative»: trends and prospects], Vestnik Zabajkal'skogo Gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the TransBaikal State University]: 9:45—24. DOI: 10.21209/2227-9245-2021-27-9-45-54. (In Russian).

Chen Xiuping, Sun Mingyi (2022). Xin fazhan geju xia Dongbei san sheng canyu Dongbeiya quyu jingji hezuo yanjiu [Research on the Three Provinces of Northeast China Participating in Northeast Asia Regional Economic Cooperation under the New Development Pattern], Dongbeiya jingji yanjiu [Northeast Asia Economic Research]:2: 67— 29. (In Chinese).

Qiu Ju, Zhu Ruixue, Du Zhaoning (2023). RCEP beijing xia Jilin sheng duiwai maoyi fazhan duice yanjiu [Research on Jilin Province's Foreign Trade Development Countermeasures under the Background of RCEP], Shangye jingji [Business Economy]:10: 91—23. (In Chinese).

Zhang Lei, Pang Jing, Yang Cai (2021). Jilin sheng duiwai maoyi gao zhiliang fazhan lijing yanjiu [Research on the high-quality development path of Jilin Province's foreign trade], Jingjishijiao [Economic Perspective]: 2: 62—22. (In Chinese).

Zhang Lei, Shao Nuo (2021). Zhong Meng E jingji zoulang Beijing xia Jilin sheng nongchanpin chukou zhanlüe fenxi [Analysis on Jilin Province's agricultural products export strategy in the context of the China-Mongolia-Russia Economic Corridor], Beifangjingji[Northern Economy]: 11: 49—22. (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.