Научная статья на тему 'Роль России в туристической сфере Чехии'

Роль России в туристической сфере Чехии Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
335
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА / ЧЕХИЯ / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ / ПРИБЫТИЯ / РОЛЬ РОССИИ / ФАКТОРЫ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Четверикова Анна Сергеевна

Статья посвящена анализу туристического сектора Чехии и российской ро-ли в нём. Автором оценивается значимость туризма для чешской экономики и приводятся прогнозы его дальнейшего развития. Отдельное внимание уделено трансформации позиций России в туристической сфере Чехии, особенно в связи с изменившимися после 2014 г. политико-экономическими условиями. Отмечается резкое сокращение туристического потока из России и связанные с ним финансовые потери чешской стороны. Автором указываются фак-торы важности чешского направления для российских туристов. Также выделяется сохраняющаяся тенденция усиления значимости развивающихся рынков для туристической сферы Чехии, к которым чешская сторона относит не только Россию, но и Китай и Южную Корею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль России в туристической сфере Чехии»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №6

УДК 338.4

Анна ЧЕТВЕРИКОВА

РОЛЬ РОССИИ В ТУРИСТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ЧЕХИИ

Аннотация. Статья посвящена анализу туристического сектора Чехии и российской роли в нём. Автором оценивается значимость туризма для чешской экономики и приводятся прогнозы его дальнейшего развития. Отдельное внимание уделено трансформации позиций России в туристической сфере Чехии, особенно в связи с изменившимися после 2014 г. политико-экономическими условиями. Отмечается резкое сокращение туристического потока из России и связанные с ним финансовые потери чешской стороны. Автором указываются факторы важности чешского направления для российских туристов. Также выделяется сохраняющаяся тенденция усиления значимости развивающихся рынков для туристической сферы Чехии, к которым чешская сторона относит не только Россию, но и Китай и Южную Корею.

Ключевые слова: туристическая сфера, Чехия, тенденции развития, прибытия, роль России, факторы трансформации.

Согласно индексу конкурентоспособности путешествий и туризма, составляемому каждые два года экспертами Всемирного экономического форума, в 2017 г. Чехия, став лучшей среди стран Вишеградской четвёрки, заняла 39 место среди 136 стран, Россия - 43-е, набрав одинаковое с Чехией число баллов1. Хотя за последние 10 лет Чехия потеряла по оценкам экспертов 4 позиции, страна остаётся туристически значимым направлением. Как и РФ, Чехия отличается плохой бизнес-средой и отсутствием приоритетности туристической отрасли в рамках государственной политики, а также проигрывает многим странам в ценовой конкуренции и природно-ресурсном потенциале. Однако это не мешает ей получать значительный доход в этой сфере: в 2017 г. в Чехию поступило 6,1 млрд долл. при 11,2 млн прибытий.

Чешская туристическая сфера не играет ведущей роли в экономике страны: её доля в ВВП составляет, по разным оценкам, 2,6-2,9%, что является относительно скромными цифрами на фоне общемирового показателя в 10,4% глобального ВВП в 2017 г. Хотя в Чехии этот показатель и демонстрировал нестабильную динамику (в начале 2000-х гг. доля туристической отрасли в ВВП Чехии превышала 3%), по прогнозам2 роль туристической сферы в её ВВП продолжит незначительный рост в ближайшие годы, а в 2028 г. составит 2,6% ВВП Чехии.

При этом туризм играет значимую роль в обеспечении занятости в Чехии: более 10% по данным Международной организации труда, что практически вдвое превышает данные десятилетней давности. Если же оценивать стандартную статистику, то роль туристической от-

© Четверикова Анна Сергеевна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра европейских исследований НИ ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН. Адрес: 117997, Россия, Москва, ул. Профсоюзная, д. 23. E-mail: chetverikova@imemo.ru. DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran620185

1 World Economic Forum. Travel and Tourism competitiveness report 2017. URL: http://reports.weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/ranking/ (дата обращения: 15.11.2018).

2 World travel & tourism council. Travel & tourism economic impact 2018. Czech Republic. Р. 1. URL: https://www. wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/countries-2018/czechrepublic2018.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

расли в обеспечении занятости намного скромнее: в Чехии за последнее десятилетие этот показатель находился в пределах 3-4%, что несравнимо с мировым 9,9% от общей занятости1. При этом в Чехии преобладают небольшие, зачастую семейные компании с так называемой «серой» занятостью. По прогнозам, роль туристической сферы в обеспечении занятости будет демонстрировать незначительное увеличение: в 2028 г. в Чехии туристический сектор будет обеспечивать 4,5% от общей занятости (в 2017 г. - 4,4%).

С точки зрения государственного управления туризм в Чехии относится к ведению министерства регионального развития. В настоящее время в стране действует Концепция государственной политики в области туризма на 2014-2020 гг. , основной целью которой является повышение конкурентоспособности туристической сферы на национальном и региональных уровнях. Для этого предполагается уделять внимание развитию таких приоритетных направлений, как улучшение предложения в туристической сфере, в т.ч. за счёт строительства и модернизации инфраструктуры, помощи компаниям, развития маркетинговой деятельности, развития туризма как части экономической политики. Продвижением туристического продукта Чехии занимается агентство С2вскТож15т, подконтрольное Министерству регионального развития и имеющее разветвлённую сеть представительств не только в странах Европы, но и в США, Канаде, Мексике, Бразилии, Китае, Южной Корее, Австралии и России. При этом в Китае и РФ агентство имеет по два офиса. Несмотря на то что Россия относится к традиционным туристическим рынкам для Чехии, С2вскТож15т продолжает совершенствовать свою деятельность здесь за счёт презентаций, ознакомительных поездок туроператоров и турагентств, выпуска новых интернет-продуктов.

Ещё в 2000-е гг. поток российских туристов в Чехию демонстрировал значительный рост, не характерный для других стран, чьи граждане также посещали Чехию с туристическими целями. Политико-экономические условия 2014 г. сильно повлияли на взаимные туристические потоки Чехии и России, особенно это коснулось российских туристов, падение доходов которых выразилось в резком сокращении выездов за рубеж, включая и чешское направление. По оценкам чешской стороны, её потери от сокращения турпотока из РФ составили около 108 млн евро . Уже в 2014 г. численность россиян в Чехии сократилась почти на 19%, в 2015 г. - почти на 37%: в итоге сокращение за три года стало почти двукратным по сравнению с 2013 г. (табл. 1). Первый восстановительный рост отмечался уже в 2017 г., однако даже его значительные темпы (около 35%) пока не могут компенсировать последствия кризисных условий 2014 г.

Таблица 1

Российские туристы в Чехии_

Показатель 2010 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

Количество гостей в Чехии из РФ, тыс. чел. 414,7 803,2 691,2 434,9 407,5 548,3

Доля гостей из РФ от иностранных гостей в Чехии, % 6,5 10,2 8,5 4,9 4,5 5,4

Доля гостей из РФ в г. Праге от гостей из РФ в целом, % - 67,5 68,5 7,9 68,9 70,9

Составлено по: данным Czech Statistical Office (https://www.czso.cz/csu/czso/cru_ts).

Стоит отметить, что первоначальные чешские опасения по поводу сокращения числа туристов из России уже через год практически исчезли вследствие компенсации этого провала

1 Там же.

2 Ко nc epc е statni politiky се stovniho rue hu v Се ske Repub lie e na obdobi 2014-2020. URL: http://www.mmr.cz/ MMR/media/MMR_MediaLib/Podpora%20regonü%20a%20cestovn%C3%AD%20rach/Cestovn%C3%AD%20raeh/ Koncepce%202014-2020/Koncepce-statni-politiky-cestovniho-ruchu-v-CR-na-obdobi-2014-2020.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

3 Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2014-2015 гг. Отв. ред. И.И. Орлик. М., Институт экономики РАН, 2016. С. 361.

со стороны туристов из европейских стран, в первую очередь Германии, количество туристов из которой увеличивалось ежегодно почти на 100 тыс. человек, а также из азиатских государств. Определённую озабоченность властей Чехии вызывал вопрос расходов новых туристов, т.к. россияне традиционно отличались повышенными тратами. Так, граждане РФ в день тратили около 148 евро, немцы - 70 евро, словаки - около 37 евро, китайцы - 130-148 евро и корейцы - 148-185 евро1. Пока, как показала практика, поступления от туристической отрасли в стране продолжают сокращаться на фоне увеличения численности иностранных туристов.

Традиционно в Чехию направлялись туристы из крупных европейских стран и стран-соседей из Вишеградской группы, а также из США. Так, в 2013 г. по количеству гостей из других стран мира РФ занимала второе место, уступив только Германии и почти вдвое обгоняя следующую за ней Словакию. Большое количество туристов приезжало также из Польши, США, Великобритании, Италии, Франции. Однако в 2016г., когда отмечалось наименьшее число гостей из РФ в Чехии (табл. 1), Россия сместилась на пятую позицию по количеству иностранных гостей. Кроме того, в эти годы изменились и приоритеты чешской политики в области туризма - всё большее предпочтение стало отдаваться азиатскому направлению, что начало проявляться и в туристических потоках в саму Чехию. Уже в 2016 г. по числу туристов в Чехии Китай и Южная Корея прочно занимали позиции в первой десятке, обогнав традиционные европейские страны, такие, например, как Франция.

Результаты 2017 г. только подтвердили наметившиеся тенденции. Благодаря «восстановительному» росту, Россия переместилась на 4-е место, однако её отрыв от США с 540 тыс. гостей практически минимален. Кроме того, открытие регулярных рейсов в Китай обеспечили двузначные темпы роста численности туристов в Чехию - Китай стал шестой страной по количеству иностранных гостей в Чехии. Усиление «восточного» направления происходило и за счёт Южной Кореи, что постепенно вытесняет европейские страны, несмотря на положительную динамику туристических потоков из этих стран. Однако стоит отметить, что увеличение доли развивающихся рынков, к которым чешская сторона относит РФ, Китай, Южную Корею, на фоне сокращения традиционных, европейских направлений не является феноменом последних нескольких лет: перестройка потоков началась уже в 2000-е гг.

Позиции России в чешском туристическом секторе определяются не только его трансформацией в последние годы, но и сохранением определенных тенденций в российском. В частности, несмотря на все внешние политические и экономические факторы, включая закрытие части туристических направлений для россиян, Чехия стабильно в 2013-2017 гг. занимала 13-е место по наиболее предпочтительным направлениям туристических поездок среди россиян . Исключение составлял 2014 г., когда Чехия заняла 12-е место. Подобная «стабильность» чешских позиций вызвана видом туризма, развитым в данной стране и привлекательным для россиян. Как известно, Чехия притягательна познавательным и лечебно-оздоровительным туризмом, в стране развит также деловой туризм, зимний и речной круизный , в то время как для россиян наиболее массовым видом туризма является «пляжный», что в свою очередь предопределяет основные туристические направления выездного туризма в РФ - южные страны Европы (Греция, Испания, Италия, Кипр), а также Таиланд, Тунис, фактически

1 Mini sterstvo pro mi stni ro zvoj ю Zprava o plnë ni Koncepce statni po litiky ce stovniho rue hu CR 2014-2020 za ob dob i 1.1.2014 - 31.12.2015. P. 7-8. URL: http://www.mmr.cz/MMR/media/MMR_MediaLib/Podpora%20regionû%20a%20 cestovn%C3%AD%20ruch/Cestovn%C3%AD%20ruch/Zprava-o-plneni-Koncepce-CR-2014-2015.pdf (дата обращения: 15.11.2018).

2 Vosta M., Abrham J. Glob alni ce stovni ruch a implikace pro Ce skou repub liku. Acta oeconomica pragensia. Vol. 23, № 4, 2015. Р. 74.

3 Государственная статистика ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/38480 (дата обращения: 15.11.2018).

4 European Commission. Tourism industry sub-sectors. Country report. Czech Republic. 2014. P. 3.

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2018, №6

заменивший Египет после его закрытия для туристов из РФ, Вьетнам, ОАЭ, Турция. Только Германия, как одна из «непляжных» стран, обгоняет Чехию по числу выездов с туристическими целями. Подобная картина в предпочтениях россиян в отношении Чехии в целом сохранялась и в конце 2000-х гг., когда Чехия также была за пределами первой десятки (2010 г. - 11-е место).

Особенностью российских туристических потоков в Чехию является их территориальная узость. Подавляющее большинство российских туристов останавливается в г. Праге, ещё 15-17% приходится на Карловарский край. В то время как многие туристы из европейских стран, а также из Китая проявляют заинтересованность и к другим районам Чехии, хотя и с естественной преимущественной концентрацией в столичном регионе.

В целом туристическая сфера продолжает оставаться за пределами приоритетных направлений развития российско-чешских отношений, хотя российский «фактор» играет важную роль в туристической сфере Чехии, несмотря на усиление азиатского направления и проблемы российской экономики, ослабившие позиции РФ.

Список литературы

Государственная статистика ЕМИСС. URL: https://www.fed stat.ru/i ndi cator/38480 (дата обращения: 15.11.2018).

Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в 2014-2015 гг. Отв. ред. И.И. Орлик. М., Институт экономики РАН, 2016. 378 c.

References

Gosudarstvennaya statistika EMISS. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/38480 (Accessed 15.11.2018).

Rossiya i Central'no-Vostochnaya Evropa: vzaimootnosheniya v 2014-2015 gg. Otv. red. I.I. Orlik. M., Institut ehkonomiki RAN, 2016. 378 s.

European Commission. Tourism industry sub-sectors. Country report. Czech Republic. 2014. 9

p.

Koncepce stâtni politiky cestovniho ruchu v Ce ské Republi ce na ob dobi 2014-2020. URL: http://www.mmr.ez/MMR/m edi a/MMR_MediaLib/P odp ora%20regi onu%20 a%20 ce stovn%C3%A D%20mch/Cestovn%C3%AD%20mch/Koncepce%202014-2020/Koncepce-statni-politiky-cestovniho-ruchu-v-CR-na-obdobi-2014-2020.pdf (Accessed 15.11.2018).

Mi ni sterstvo pro mi stni rozvoj ю Zp râva o plneni Koncep ce stâtni p ol iti ky ce stovni ho ruchu Cr 2014-2020 za obdobi 1.1.2014-31.12.2015. 60 p. URL: http://www.mmr.cz/MMR/media/ MMR_Medi aLib/P odp ora%20regi onu%20 a%20ce stovn%C3%AD%20ruch/C e stovn%C3%AD%20 ruch/Zprava-o-plneni-Koncepce-CR-2014-2015.pdf (Accessed 15.11.2018).

Vosta M., Abrham J. Gl ob âlni cestovni ruch a implikace pro C eskou republiku. Acta oeconomica pragensia. Vol. 23, №4, 2015. Р. 63-77.

World Economic Forum. Travel and Tourism competitiveness report 2017. URL: http://reports. weforum.org/travel-and-tourism-competitiveness-report-2017/ranking/ (Accessed 15.11.2018).

World travel & tourism council. Travel & touri sm economi c impact 2018. Czech Republic. Р. 1. URL: https://www.wttc.org/-/media/files/reports/economic-impact-research/countries-2018/czechre public2018.pdf (Accessed 15.11.2018).

The role of Russia in the tourism sector of the Czech Republic

Author. Anna Chetverikova, Candidate of Sciences (Economics), Senior Researcher, Centre for European Studies, Primakov Institute of World Economy and International Relations, Russian Academy of Sciences (IMEMO RAN). Address: 23, Profsoyuznaya Str., Moscow, Krbibim$6 117997. E-mail: chetverikova@imemo.ru.

Abstract. The article is devoted to the analysis of the tourism sector of the Czech Republic and the role of Russia. The author evaluates the importance of tourism for the Czech economy and provides forecasts for its further development. Special attention is paid to the transformation of the Russian positions in the tourism sector of the Czech Republic, especially in the connection with the changed political and economic conditions after 2014. There was a sharp decline in tourist flow from Russia and the financial losses of the Czech side associated with it. The author points out the factors determining importance of the Czech destination for Russian tourists. It also highlights the continuing trend of increasing importance of developing markets for the tourism sector of the Czech Republic, to which the Czech side refers not only Russia, but also China and South Korea.

Key words: tourism sector, the Czech Republic, development trends, arrivals, role of Russia, transformati on's factor s.

DOI : http://dx .doi.org/10.15211/vestnikieran620185

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.