Научная статья на тему 'Роль России в стратегии Евразийской экономической интеграции'

Роль России в стратегии Евразийской экономической интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
113
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийская экономическая интеграция / Евразийский экономический союз / Россия / международные экономические отношения / международная интеграция / интеграционные процессы / Стратегия Евразийской экономической интеграции / Eurasian economic integration / Eurasian Economic Union / Russia / international economic relations / international integration / integration processes / Strategy for Eurasian Economic Integration

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Артём Вадимович Николаев

В научной статье представлены результаты исследования практической роли и места России в системе международных экономических отношений при реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции. Проблематика связана с современными реалиями геополитической нестабильности в международном обществе, которые приводят к формированию новых вызовов в организации внешнеэкономической деятельности стран Евразийского региона. Актуальность исследования обусловлена продолжением реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, которая была разработана в целях развития Евразийского экономического союза; а также принятием международных экономических и политических санкций в отношении России, что вынуждает проводить корректировку внешнеэкономической стратегии развития международных экономических отношений в сторону Евразийского континента и Евразийского экономического союза. Для России, как и ряда других стран данного региона, существует высокая степень заинтересованности в создании устойчивых условий развития международных форм экономического сотрудничества, которые стимулируют экономический рост и товарооборот. Определены и решены следующие задачи научной работы: рассмотрена характеристика концепции Стратегии Евразийской экономической интеграции и цели ее реализации; проанализирована практическая роль внешних торговых и экономических отношений России с другими странами в рамках реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции. В заключение статьи автором сделан вывод о том, что Россия создает фундамент реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции через формирование устойчивых международных экономических отношений и торговых связей с другими странами Евразийского региона, благодаря чему формируются стимулы экономического роста, увеличения масштабов внешней торговли и реализации крупных инфраструктурных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Russia in the Eurasian Economic Integration Strategy

The paper presents the study’s results on Russia’s role in international economic relations and its implementation of the Eurasian Economic Integration Strategy. Geopolitical instability in international society leads to challenges in organizing foreign economic activity in Eurasia. The study is relevant due to the ongoing implementation of the Eurasian Economic Integration Strategy by 2025. For Russia, like several other countries in the region, there is an acute interest in creating sustainable conditions for the growth of international forms in economic cooperation that stimulates economic development and trade turnover. The research examined the Strategy for Eurasian Economic Integration and its implementation goals in the scientific work. According to the author, Russia is setting the stage for the Eurasian Economic Integration Strategy by fostering stable economic relations and trade connections with other Eurasian countries, stimulating economic growth, enhancing foreign trade, and executing large-scale infrastructure projects.

Текст научной работы на тему «Роль России в стратегии Евразийской экономической интеграции»

УДК 316.4.063.3(045) © Николаев А. В., 2023

Роль России в стратегии Евразийской экономической интеграции

Артём Вадимович Николаев, студент факультета «Институт онлайн-

образования», Финансовый университет, Москва, Россия

Artyom V. Nikolaev, student, Faculty"Institute of Online Education", Financial

University, Moscow, Russia

artemv. nikolaev@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В научной статье представлены результаты исследования практической роли и места России в системе международных экономических отношений при реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции. Проблематика связана с современными реалиями геополитической нестабильности в международном обществе, которые приводят к формированию новых вызовов в организации внешнеэкономической деятельности стран Евразийского региона. Актуальность исследования обусловлена продолжением реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, которая была разработана в целях развития Евразийского экономического союза; а также принятием международных экономических и политических санкций в отношении России, что вынуждает проводить корректировку внешнеэкономической стратегии развития международных экономических отношений в сторону Евразийского континента и Евразийского экономического союза. Для России, как и ряда других стран данного региона, существует высокая степень заинтересованности в создании устойчивых условий развития международных форм экономического сотрудничества, которые стимулируют экономический рост и товарооборот. Определены и решены следующие задачи научной работы: рассмотрена характеристика концепции Стратегии Евразийской экономической интеграции и цели ее реализации; проанализирована практическая роль внешних торговых и экономических отношений России с другими странами в рамках реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции. В заключение статьи автором сделан вывод о том, что Россия создает фундамент реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции через формирование устойчивых международных экономических отношений и торговых связей с другими странами Евразийского региона, благодаря чему формируются стимулы экономического роста, увеличения масштабов внешней торговли и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Ключевые слова: Евразийская экономическая интеграция; Евразийский экономический союз; Россия; международные экономические отношения; международная интеграция; интеграционные процессы; Стратегия Евразийской экономической интеграции

Для цитирования: Николаев А. В. Роль России в стратегии Евразийской экономической интеграции. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(5):5-13.

ORIGINAL PAPER

The Role of Russia in the Eurasian Economic Integration Strategy

ABSTRACT

The paper presents the study's results on Russia's role in international economic relations and its implementation of the Eurasian Economic Integration Strategy. Geopolitical instability in international society leads to challenges in organizing foreign economic activity in Eurasia. The study is relevant due to the ongoing implementation of the Eurasian Economic Integration Strategy by 2025. For Russia, like several other countries in the region, there is an acute interest in creating sustainable conditions for the growth of international forms in economic cooperation that stimulates economic development and trade turnover. The research examined the Strategy for Eurasian Economic Integration and its implementation goals in the scientific work. According to the author, Russia is setting the stage for the Eurasian Economic Integration Strategy by fostering stable economic relations and trade connections with other Eurasian countries, stimulating economic growth, enhancing foreign trade, and executing large-scale infrastructure projects.

Keywords: Eurasian economic integration; Eurasian Economic Union; Russia; international economic relations; international integration; integration processes; Strategy for Eurasian Economic Integration

For citation: Nikolaev A. V. The role of Russia in the Eurasian economic integration strategy. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(5):5-13.

Введение

Период 2022 г. для экономики Российской Федерации наиболее необычный и нестабильный, что обусловлено принятием кардинальных санкци-онных ограничений, препятствующих развитию субъектов предпринимательства и реализации ранее организованных внешнеэкономических и внешнеторговых связей.

Дополнительная проблематика влияния санкций 2022 г. на внешнеэкономические связи российских компаний обусловлена и тем, что реализация регуляторной и стимулирующей функции Всемирной торговой организации ставится под вопросы, поскольку современная мировая экономика характеризуется наблюдением процессов деглобализации, в особенности из-за принятых экономических и торговых санкций в отношении Российской Федерации.

По моему мнению, они имеют негативное влияние, в первую очередь на развитие международных экономических отношений, участниками которых выступают субъекты бизнеса. Соответственно, компании, которые имеют форму транснациональных организаций или принимают участие в экспорте/импорте товаров и услуг,

сталкиваются со сложностями развития своего бизнеса, поскольку деглобализация приводит к разрыву прежних внешнеэкономических и внешнеторговых связей, а многие глобальные цепи поставок становятся неактуальными.

Для России встает вопрос развития своих внешнеэкономических и внешнеторговых связей со странами, которые сохраняют актуальные отношения, теплые дипломатические связи и конструктив между властями. К таким государствам относятся страны Евразийского экономического союза, с которыми у России много общего, начиная с общей границы и истории, заканчивая участием в реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции.

Актуальность научного исследования на выбранную проблематику обусловлена влиянием сразу нескольких факторов:

• во-первых, продолжением реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции на период до 2025 года, которая была разработана в целях развития Евразийского экономического союза;

• во-вторых, принятием международных экономических и политических санкций в отношении

России, что вынуждает проводить корректировку внешнеэкономической стратегии развития международных экономических отношений в сторону Евразийского континента и Евразийского экономического союза.

Соответственно, целью научной статьи выступает проведение исследовательского анализа практической роли и места России в системе международных экономических отношений при реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции.

Для достижения поставленной цели были определены и решены следующие задачи:

• Рассмотрена характеристика концепции Стратегии Евразийской экономической интеграции и цели ее реализации.

• Проанализирована практическая роль внешних торговых и экономических отношений России с другими странами в рамках реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции.

Концепция Стратегии Евразийской экономической интеграции

Полномасштабная реализация Стратегии Евразийской экономической интеграции с участием в ней России предполагает выстраивание новых форм совместной работы органов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), с национальными правительствами государств -членов ЕАЭС, развертывание системы стратегического планирования, развитие новых сфер интеграции, повышение эффективности технического и таможенно-тарифного регулирования и т.д. [1, 2].

Стратегия Евразийской экономической интеграции направлена на решение задач по следующим основным направлениям1:

1. Экономическое развитие (через принятие гибких механизмов стимулирования экономической деятельности субъектов).

2. Научно-техническое сотрудничество (через объединение знаний и принятие совместных усилий).

3. Цифровое пространство (через создание цифровых платформ, экосистем и инфраструктурной поддержки цифровизации).

1 Стратегия-2025. Презентация. ЕЭК. URL: https://eec. eaeunion.org/upload/medialibrary/d3b/prezentatsiya_t6.pdf (дата обращения: 09.04.2023).

4. Техническое регулирование (через организацию механизма защиты качества и безопасности перемещающих товаров через границы стран).

5. Совместные кооперационные проекты (через организацию и реализацию инвестиционных проектов высокотехнологического производства гражданской продукции).

6. Формирование ЕАЭС (через повышение роли международной организации в системе международных экономических и политических отношений).

7. Таможенное регулирование (через совершенствование механизма таможенного контроля и снижение тарифного барьера при внешней торговле).

Реализация Стратегии Евразийской экономической интеграции для государств - членов ЕАЭС должна иметь положительные экономические эффекты, среди которых: рост промышленного производства на 8%, рост производительности труда на 3%, рост внутренних инвестиций на 18%, рост иностранных инвестиций на 5%, ежегодный прирост ВВП на 4,5%. Главное, что к 2030 г. государства - члены ЕАЭС должны увеличить свое значение в структуре мировой экономики по таким показателям, как увеличение доли торговли с 2,4 до 3,3% и увеличение доли ВВП с 3,7 до 4%2.

Целевым сценарием развития в Основных направлениях экономического развития ЕАЭС до 2030 года государствами-членами уже определены: дополнительный рост экономики ЕАЭС к 2030 г. на 210 млрд долл. и эффект от участия в ЕАЭС государств-членов - до 13% дополнительного прироста ВВП. Потенциал привлечения инвестиций из третьих стран за счет масштабов рынка и привлекательности интеграционных проектов может составить 90 млрд долл., роста объемов нефтегазового экспорта ЕАЭС - 72 млрд долл. (прирост 12%). За счет создания условий для роста деловой активности объем взаимной торговли по обрабатывающей промышленности (без нефтепродуктов) может вырасти на 80% [3].

Говоря о перспективах дальнейшего развития ЕАЭС в современных условиях, следует

2 Стратегия-2025: что это и зачем? ЕЭК. URL: https:// eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/386/3329_EEK_ Infografika-2020_12_21.pdf (дата обращения: 09.04.2023).

выделить факторы, непосредственно влияющие на процессы интеграции на постсоветском пространстве, такие как: внешнеполитический, экономический и социальный. Например, особую роль имеют экономические факторы, к которым относятся [4]:

• разработка и реализация совместных проектов, повышающих межстрановое взаимодействие при развитии рыночной и транспортной инфраструктуры;

• разный уровень экономического потенциала роста между странами - членами ЕАЭС;

• наличие между странами противоречий при организации единой зоны торговли с другими странами, не входящих в Евразийский экономический союз.

Однако важно не исключать степень высокого влияния политических факторов на перспективы реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции [5]:

• интерес стран к дальнейшей интеграции во всем Евразийском регионе;

• расширение политического, экономического и торгового влияния ЕАЭС на международные отношения;

• конкуренция со стороны других государств и международных организаций и партнерств.

Роль внешнеторговых и внешнеэкономических отношений России с другими странами в рамках реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции

Чтобы провести анализ роли внешнеэкономических связей России при реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции, стоит сперва обратиться к официальным данным по динамике экспорта и импорта товаров и услуг за период последних лет (рис. 1)3.

Таким образом, в периоде с 2021 по 2022 г. экспорт российских товаров на зарубежные рынки, несмотря на принятые торговые санкции, продемонстрировал рекордный рост до 591,5 млрд долл. При этом в 2021 г. был зафиксирован предыдущий рекордный год со вторым лучшим

3 О внешней торговле России. URL: https://rosstat.gov.ru/ storage/mediabank/26_23-02-2022.html (дата обращения: 24.04.2023).

историческим результатом экспорта продукции российских компаний.

Главной причиной рекордного роста экспорта из России является стремительное подорожание стоимости традиционных углеводородов. Именно минеральное сырье, включая нефть и природный газ, является ключевой статьей экспорта страны на зарубежные рынки. Однако, по данным экспертов, в 2023 г. ситуация может кардинально измениться, что обусловлено:

• во-первых, снижением нефтяных котировок и введением эмбарго и ценового потолка на российскую нефть марки Urals;

• во-вторых, рекордным сокращением объема экспорта природного газа на европейский рынок.

Особый интерес стратегии Евразийской экономической интеграции проявляется к процессу создания зоны свободной торговли ЕАЭС с Вьетнамом. Сама идея зародилась еще до формального создания ЕАЭС, во время визита министра промышленности и торговли Вьетнама в Москву в 2009 г. [6].

В 2022-2023 гг. актуальность торгово-экономического сотрудничества между Вьетнамом и ЕАЭС обусловлена тем, что, несмотря на активное применение странами мероприятий и подходов к таможенно-тарифному регулированию, которые реализовывают их политику торгового протекционизма, Вьетнам - это одна из стран, которая демонстрирует обратную открытость к совместному развитию международных форм бизнеса [7].

Евразийский экономический союз - один из приоритетных торгово-экономических партнеров для экономического развития Вьетнама. При этом как Россия стала первой из стран, с которой Вьетнам установил внешнеполитические отношения стратегического партнерства, так и Вьетнам для России первый торговый партнер в Юго-Восточной Азии. В 2012 г. уровень взаимоотношений государств повышен до всеобъемлющего стратегического партнерства [8].

После установленных специальных условий ведения торгово-экономического сотрудничества между ЕАЭС и Вьетнамом объемы внешней торговли начали увеличиваться с 4,3 млрд долл. США в 2016 г. до 6,7 млрд долл. США в 2018 г. Однако с общего товарооборота стран ЕАЭС доля Вьетнама составляет лишь 0,89%. Это 23-е место

■ Импорт ■ Экспорт

591,5

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

Рис. 1. Динамика экспорта и импорта продукции в экономике России за период 2015-2022 гг., в млрд долл. США

Источник: составлено на основе данных о внешней торговле России. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/26_23-02-2022.html

в списке всех торговых партнеров Евразийского экономического союза, что свидетельствует о неполной реализации потенциала их торгово-экономического сотрудничества [9].

В дальнейшем внешнеторговые отношения между ЕАЭС и Вьетнамом укрепились еще больше и объем товарооборота увеличился (рис. 2) [10].

Таким образом, в 2021 г. товарооборот внешней торговли между ЕАЭС и Вьетнамом составил 7,682 млрд долл. США. Основную долю внешней торговли (более 95%) занимает именно Россия. СРВ и Россия продолжают развивать сотрудничество, традиционно дружественное по своему характеру, основанное на многолетнем опыте тесного сотрудничества в широком спектре областей [11].

Евразийский экономический союз - один из приоритетных торгово-экономических партнеров для экономического развития Вьетнама. Дальнейшее развитие их торгово-экономических отно-

шений будет зависеть от реализации следующих приоритетных задач [12]:

• применение существующих технических регламентов ЕАЭС;

• создание электронной системы проверки и сертификации происхождения экспортируемых и импортируемых товаров;

• совместное строительство объектов инфраструктуры международной транспортной логистики;

• совместное создание промышленных и финансовых компаний.

Китайский взгляд на евразийскую интеграцию в качестве российской внешнеполитической стратегии шире из-за усилий по установлению многополярности и заметно отличается от западной точки зрения. Для Китая роль России в Стратегии Евразийской экономической интеграции заключается в создании надежных и устойчивых внешнеторговых отношений,

Рис. 2. Динамика внешнеторгового оборота ЕАЭС и Вьетнама в периоде 2015-2021 гг., в млрд долл. США

Источник: составлено автором на основе данных Клочкова О. В., Агаркова Н. В. Развитие сотрудничества Вьетнама со странами ЕАЭС на основе зоны свободной торговли. Устойчивое развитие национальных экономик, регионов, территориально-производственных комплексов, предприятий в условиях глобализации. 2022:32-38.

способствующих удовлетворению взаимных интересов стран в рамках Евразийского экономического союза [13].

На графике рис. 3 изображены основные данные по внешней торговле между Китаем и Россией4.

Развитие международных торговых отношений между странами начиналось еще с давнего периода. Этому предшествует географическое расположение стран, важность транспортных маршрутов в организации глобальных цепей поставок товаров в другие страны, а также совместная реализация крупных инфраструктурных проектов. Однако в периоде последних лет данные международные отношения достигли нового этапа своего развития, что обусловлено современными реалиями, связанными с принятием экономических и политических санкций в отношении России [14].

4 Обзоры внешней торговли России с Китаем. URL: https:// russian-trade.com/countries/china/ (дата обращения: 24.04.2023).

Объем товарооборота России и Китая в 2022 г. увеличился на 29,3%, что позволило зафиксировать новый рекорд в объеме 190,3 млрд долл. США. Главным направлением товарооборота между данными странами является экспорт российских товаров, который составляет 114,2 млрд долл., что на 38,1 млрд долл. больше, чем импорт китайских товаров. Таким образом, во внешнеторговом сотрудничества России и Китая передовые позиции занимает именно российская сторона.

Ключевой областью формирования тенденции роста внешнеторговой деятельности между Россией и Китаем в рамках реализации стратегии Евразийской экономической интеграции является их таможенное взаимодействие и сотрудничество [15]. В основе обеспечения национальных интересов, экономической безопасности государства и финансовой устойчивости ее бюджетной политики находятся отношения, управляемые органами таможенного администрирования. В их задачи входит таможенно-тарифное регулирование, где осуществляется взимание таможенных

Рис. 3. Товарооборот между Россией и Китаем в 2017-2022 гг., в млрд долл.

Источник: составлено на основе данных Обзоры внешней торговли России с Китаем. URL: https://russian-trade.com/ countries/china/

платежей при осуществлении внешнеэкономических и внешнеторговых операций [16].

Выводы

Таким образом, Стратегия Евразийской экономической интеграции направлена на реализацию взаимных интересов стран - членов ЕАЭС, которые заинтересованы в создании стимула экономического роста на основе развития внешнеторговых и внешнеэкономических отношений в рамках региона Евразии. При этом можно заключить следующее: что Россия создает фундамент реализации Стратегии Евразийской экономической интеграции через формирование устойчивых международных экономических отношений и торговых связей с другими

странами Евразийского региона, благодаря чему создаются стимулы экономического роста, увеличения масштабов внешней торговли и реализации крупных инфраструктурных проектов.

Россия - это страна с крупнейшей экономикой в ЕАЭС, поэтому неудивительно, что именно ее активность на международных рынках создает устойчивые связи с другими государствами, способствуя достижению целей, указанных в Стратегии Евразийской экономической интеграции. Примеры внешнеэкономических отношений России с Вьетнамом и Китаем подтверждают лишь роль увеличения данной связи, которая имеет положительное воздействие на экономическую безопасность всех стран - членов ЕАЭС.

Список источников

1. Данилова Е. В. Стратегия развития интеграции до 2025 года: новое видение перспектив Евразийского экономического союза. Проблемы современной экономики. 2021;4(80):12-16.

2. Yongquan L. The Greater Eurasian Partnership and the Belt and Road Initiative: Can the Two be Linked? Journal of Eurasian Studies. 2018;9(2):94-99.

3. Глазьев С. Ю. Проблемы развития Евразийской экономической интеграции: как их разрешить? Евразийская интеграция: экономика, право, политика. 2022;3(41):11-23.

4. Белащенко Д. А., Толкачев В. В., Шоджонов И. Ф. Евразийский экономический союз: перспективы и проблемы интеграции на постсоветском пространстве. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020;20(3):543-559.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ferguson R. J. China's Eurasian Dilemmas: Roads and Risks for a Sustainable Global Power. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2018.

6. Базавлук С. В., Курылев К. П., Савин Л. В. Евразийство, ЕАЭС и многополярность: оценки зарубежных экспертов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2022;22(1):30-42.

7. Урунов А. А., Морозова И. М. Кооперация и субконтрактация предприятий как форма углубления процесса интеграции стран в рамках Евразийского экономического союза. Управление. 2021;9(1):49-60.

8. Витюк В. В. Тарифно-преференциальный режим свободной торговли между ЕАЭС и социалистической Республикой Вьетнам и его содержание. Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020;1(90):49-67.

9. Чан Т. Ф.Х. Развитие внешнеторговых отношений между Вьетнамом и ЕАЭС (таможенный аспект). XXXV Международные плехановские чтения. 2022:358-363.

10. Клочкова О. В., Агаркова Н. В. Развитие сотрудничества Вьетнама со странами ЕАЭС на основе зоны свободной торговли. Устойчивое развитие национальных экономик, регионов, территориально-производственных комплексов, предприятий в условиях глобализации. 2022:32-38.

11. Динь М. Т. Вьетнамо-российские торговые отношения после подписания ССТ между Вьетнамом и ЕАЭС: преимущества и трудности. Российско-вьетнамские отношения сегодня: сферы совпадения интересов. 2020:132-142.

12. Laruelle М. Accusing Russia of Fascism. Russia in Global Affairs. 2020;(4):100-123.

13. Абрамова М. А., Гончарова Г. С., Костюк В. Г. Отношение российской власти к евразийству: эволюция подходов, итоги и перспективы. Евразийский Союз: вопросы международных отношений. 2022;11(3):231-240.

14. Libman A., Obydenkova A. Global Governance and Eurasian International Organisations: Lessons Learned and Future Agenda. Post-Communist Economies. 2020;33(2-3):359-377.

15. Pirker B., Entin K. The Free Movement of Persons in the Eurasian Economic Union - between Civis Eurasiaticus and Homo Oeconomicus. European Citizenship under Stress. Social Justice, Brexit and Other Challenges. Cambien N., Kochenov D., Muir E., eds. Leiden: Brill; 2020:508-532.

16. Tsvyk A. V. 'Greater Europe or 'Greater Eurasia'? In Search of New Ideas for the Eurasian Integration. RUDN Journal of Sociology. 2018;18(2):262-270.

References

1. Danilova E. V. Integration development strategy until 2025: a new vision of the prospects of the Eurasian Economic Union. Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of modern economics. 2021;4(80):12-16. (In Russ.).

2. Yongquan L. The Greater Eurasian Partnership and the Belt and Road Initiative: Can the Two be Linked? Journal of Eurasian Studies. 2018;9(2):94-99.

3. Glazyev S. Yu. Problems of development of Eurasian economic integration: How to solve them? Evrazijskaya integraciya: ekonomika, pravo, politika = Eurasian integration: Economics, law, politics. 2022;3(41):11-23. (In Russ.).

4. Belashchenko D. A., Tolkachev V. V., Shodzhonov I. F. Eurasian Economic Union: Prospects and problems of integration in the post-Soviet space. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2020;20(3):543-559. (In Russ.).

5. Ferguson R. J. China's Eurasian Dilemmas: Roads and Risks for a Sustainable Global Power. Cheltenham: Edward Elgar Publishing; 2018.

6. Bazavluk S. V., Kurylev K. P., Savin L. V. Eurasianism, the EAEU and multipolarity: Assessments of foreign experts. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Mezhdunarodnye otnosheniya = Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: International relations. 2022; 22(1):30-42. (In Russ.).

7. Urunov A. A., Morozova I. M. Cooperation and subcontracting of enterprises as a form of deepening the process of integration of countries within the framework of the Eurasian Economic Union. Upravlenie = Management. 2021;9(1):49-60. (In Russ.).

8. Vityuk V. V. Tariff-preferential free trade regime between the EAEU and the socialist Republic of Vietnam and its content. Tamozhennaya politika Rossii na Dal'nem Vostoke = Customs policy of Russia in the Far East. 2020;1(90):49-67. (In Russ.).

9. Chan T. F.H. Development of foreign trade relations between Vietnam and the EAEU (customs aspect). XXXV International Plekhanov Readings. 2022:358-363. (In Russ.).

10. Klochkova O.V., Agarkova N.V. Development of cooperation between Vietnam and the EAEU countries on the basis of a free trade zone. Sustainable development of national economies, regions, territorial production complexes, enterprises in the context of globalization. 2022:32-38. (In Russ.).

11. Dinh M. T. Vietnamese-Russian trade relations after the signing of the FTA between Vietnam and the EAEU: Advantages and difficulties. Russian-Vietnamese relations today: Areas of convergence of interests. 2020:132-142. (In Russ.).

12. Laruelle M. Accusing Russia of Fascism. Russia in Global Affairs. 2020;(4):100-123.

13. Abramova M.A., Goncharova G. S., Kostyuk V. G. The attitude of the Russian authorities towards Eurasianism: the evolution of approaches, results and prospects. Evrazijskij Soyuz: voprosy mezhdunarodnyh otnoshenij = Eurasian Union: Issues of international relations. 2022;11(3):231-240. (In Russ.).

14. Libman A., Obydenkova A. Global Governance and Eurasian International Organizations: Lessons Learned and Future Agenda. Post-Communist Economies. 2020;33(2-3):359-377.

15. Pirker B., Entin K. The Free Movement of Persons in the Eurasian Economic Union: From Civis Eurasiaticus and Homo Oeconomicus. European Citizenship under Stress. Social Justice, Brexit and Other Challenges. Cambien N., Kochenov D., Muir E., eds. Leiden: Brill Nijhoff. 2020:508-531. DOI: 10.1163/9789004433076

16. Tsvyk A. V. 'Greater Europe or 'Greater Eurasia'? In Search of New Ideas for the Eurasian Integration. RUDN Journal of Sociology. 2018;18(2):262-270.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.