Научная статья на тему 'РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ С. ХАНТИНГТОНА'

РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ С. ХАНТИНГТОНА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1521
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
РОССИЯ / ЦИВИЛИЗАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ / С. ХАНТИНГТОН / СТОЛКНОВЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИЙ / СТЕРЖНЕВОЕ ГОСУДАРСТВО / РАСКОЛОТАЯ СТРАНА / ПРАВОСЛАВНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЗАПАД

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мухаметдинова Алия Валиевна, Бадретдинова Светлана Анатольевна

Концепция Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций получила широкую известность. По мнению исследователя, в современном мире конфликты будут происходить не между классами, а между группой стран, примыкающих к определенным цивилизациям, другие страны, имеющие культурное сходство, будут сотрудничать. В связи с этим, в данной статье делается попытка анализа роли России во взаимоотношениях мировых цивилизаций, а также становится необходимым определить какими цивилизационными особенностями обладает российское государство.Samuel Huntington's concept of the clash of civilizations has become widely known. According to the researcher, in the modern world, conflicts will not occur between classes, but between a group of countries adjacent to certain civilizations, other countries with cultural similarities will cooperate. In this regard, this article attempts to analyze the role of Russia in the relationship of world civilizations, and it also becomes necessary to determine what civilizational features the Russian state has.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ С. ХАНТИНГТОНА»

УДК 94:327

Исторические и политические науки

Мухаметдинова Алия Валиевна, студент 1 курса исторического факультета

Стерлитамакского филиала БашГУ Бадретдинова Светлана Анатольевна, доцент, кандидат исторических наук

Стерлитамакский филиал БашГУ

РОЛЬ РОССИИ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ, СОГЛАСНО ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ КОНЦЕПЦИИ С. ХАНТИНГТОНА

Аннотация: концепция Самюэля Хантингтона о столкновении цивилизаций получила широкую известность. По мнению исследователя, в современном мире конфликты будут происходить не между классами, а между группой стран, примыкающих к определенным цивилизациям, другие страны, имеющие культурное сходство, будут сотрудничать. В связи с этим, в данной статье делается попытка анализа роли России во взаимоотношениях мировых цивилизаций, а также становится необходимым определить какими цивилизационными особенностями обладает российское государство.

Ключевые слова: Россия, цивилизационная концепция, С. Хантингтон, столкновение цивилизаций, стержневое государство, расколотая страна, православная цивилизация, Запад.

Annotation: Samuel Huntington's concept of the clash of civilizations has become widely known. According to the researcher, in the modern world, conflicts will not occur between classes, but between a group of countries adjacent to certain civilizations, other countries with cultural similarities will cooperate. In this regard, this article attempts to analyze the role of Russia in the relationship of world civilizations, and it also becomes necessary to determine what civilizational features the Russian state has.

Key words: Russia, civilizational concept, S. Huntington, clash of

civilizations, core state, divided country, Orthodox civilization, West.

Актуальность выбранной темы определяется возросшим интересом к цивилизационной теории, в общем, и, в частности, к роли России в мировом сообществе. В современном мире Российская Федерация - одна из ключевых фигур в мировой шахматной доске [1, с. 76], в связи с этим Самюэль Хантингтон довольно подробно рассматривает позицию и будущее развитие данного государства.

Вначале стоит определить, что С. Хантингтон в своей работе «Столкновение цивилизаций» выделил всего восемь цивилизаций и Россию отнес к православной или православно-славянской цивилизации. По взглядам Самюэля Хантингтона, Российская Федерация - это стержневое государство, то есть государство, вокруг которого объединяются другие представители этой цивилизации. На самом деле роль стержневого государства очень высока: она должна объединять и сплачивать другие более малые, слабые государства из своей цивилизации, а также заботиться о них, как «старший брат» [7, с. 25].

Однако исследователь называет Россию не только стержневым государством, но и разорванной страной [7, с. 227], обращая внимание на историческое развитие государства.

Всю историю российского государства Самюэль Хантингтон рассматривает через призму отношений России с Западным миром, в связи с чем, делит эти отношения на четыре фазы.

Первая фаза длилась со времен Древней Руси до правления Петра Великого. За эти века Россия имела слабые связи с западными государствами, развивалась как продолжение византийской цивилизации, а позже была в сюзеренно-вассальных отношениях с Великой Монгольской империей. Так как до правления Петра I Российское государство имело слабые связи с Западом, то она не испытала на себе влияние таких процессов, как Возрождение, Реформация, колонизация и т.д. [7, с. 228]

Вторую фазу в истории России исследователь связывает именно с

правлением Петра Великого и его преобразованиями. Самюэль Хантингтон пишет о том, что после того, как Петр I побывал за границей, он понял необходимость модернизирования страны, так как к тому периоду Россия довольно сильно отставала от западных стран. По возвращению в Россию, Петр начинает модернизацию, вестернизацию (в понимании Хантингтона понятия модернизация и вестернизация синонимичные). Петром Великим было сделано многое для того, чтобы Российское государство в своем развитии достигло западного: создание флота, модернизация армии, строительство новой столицы, война со Швецией и т.д. Однако при этом усилилась азиатская черта -деспотизм. Политический и общественный плюрализм был искоренен, дворянство, крестьянство и церковь сильно ущемлены в правах и свободах [7, с. 230].

Самюэль Хантингтон отмечает, что Петром I был создан модель реформирования, модернизации России или «петровская модель», сочетающая в себе черты западной цивилизации и азиатской цивилизации. Позже данную, петровскую модель, для модернизации государства попытались использовать Екатерина II, Александр II, Ленин и Сталин [5, с. 208]. И в данном случае, хотя и не явно, Хантингтон определяет одну из важнейших особенностей России: она - евразийское государство, как бы она не стремилась модернизироваться и вестернезироваться, Россия все равно сохранит некоторые черты азиатского государства (деспотизм, который позже перерастет в автократическую власть). Не смотря даже на данную особенность, данное государство было принято в европейскую международную систему как легитимный участник. Однако стремление Петра сделать Российскую империю европейским, западным привели к тому, что она стала разорванной страной [7, с. 231].

Третья фаза в российской истории наступила с революцией большевиков. Новое государство, созданное большевиками, Советская Россия, отличалась от монархической России в отношениях с Западом. Если рассмотреть временной промежуток с правления Петра Великого до революции, то Российская империя безгранично стремиться вестернезироваться. Однако большевики нашли иной

путь для развития государства - пролетарская революция и коммунистическая идеология выдвинула на первый план особенность России - ее несхожесть с Западом, но и отсталым азиатским государством она не являлась, ведь ее ожидало «прогрессивное советское будущее» [7, с. 232]. Советская Россия хотела отгородиться от Запада, но, как заметил Хантингтон: «Приняв западную идеологию и использовав ее, чтобы бросить Западу вызов, русские в каком-то смысле получили более тесные и прочные связи с Западом, чем в любой иной период своей истории...» С данным утверждением можно согласиться в том плане, что в XX веке в мире произошло множество событий (события Второй мировой войны и холодной войны), которые привели к тесному контакту Советского Союза и Западных государств. Например, можно выделить противостояние общему врагу - фашистскому режиму или урегулирование некоторых экстремальных ситуаций, таких как Берлинский кризис или Карибский кризис, для недопущения следующей мировой войны.

Наступление четвертой фазы в истории России связаны с крахом Советского Союза и возникновением Российской Федерации, когда ценностные ориентиры и взгляды российского народа снова перетерпели изменения. И в данном случае, Самюэль Хантингтон пишет о расколе в российском обществе. С началом 1990-х гг. в России усилились дискуссии о ее пути развития, словно спор славянофилов и западников, который прекратился с революцией, с установлением советской власти, вновь приобрел актуальность. Политическая и интеллектуальная элита вновь спорила о том, что стоит ли России принимать западные ценности, следовать за Западом, или - это самобытное государство с уникальной судьбой, являющееся связующей средой между Европой и Азией. Данный спор ввелся с желанием определить курс внешней политики, экономических преобразований и реформировать структуру государства. И все-таки при четвертой фазе взаимоотношений Запада и России, последняя стремилась построить более тесные контакты с Западным миром, и при этом С. Хантингтон выделяет именно стремления президента Российской Федерации Б. Ельцина.

И как итог оценки четырех фаз взаимоотношений России и Запада, Самюэль Хантингтон делает следующий вывод, что к 1990-м годам Россия остается разорванной страной с дуалистической философией «западников-славянофилов».

Взгляд на прошлое помог определить особенности, присущие для России (в целом и для православной цивилизации в некоторой степени), и которые были выделены С. Хантингтоном на настоящий период времени, то есть вторая половина 1990-х гг.

Итак, Самюэль Хантингтон выделяет у России следующие особенности: она - стержневая и разорванная страна (данные особенности были отмечены выше), для нее характерен исток культурных особенностей от византийской цивилизации, влияние двухсотлетнего татарского ига на формирование государства, особый бюрократический деспотизм и слабое влияние западных процессов (Ренессанс, Реформация, колонизация и т.д.).

Также Россия, как ядро православной цивилизации, берет на себя ответственность помогать и поддерживать православные страны (Белоруссию, Сербию, Болгарию, Румынию и т.д.). Именно по данной причине, Россия активно поддерживала сербов, когда в Югославии начались военные столкновения, и как выразился С. Хантингтон: «Запад соглашается с ролью России как государства, несущего ответственность за поддержание безопасности среди православных стран и в тех районах, где доминирует православие» [7, с. 424]. Исследователь рассматривает роль России как стержневого государства - прямым и в некотором отношении неоспоримым правом в поддержке православных государств.

Стоит остановиться на схеме взаимоотношений между мировыми цивилизациями, составленной С. Хантингтоном (Рис. 1). Особый интерес представляют связи или союзы, которые могут сложиться (или сложились) между цивилизациями: более конфликтная и менее конфликтная. У Православной (Русской) цивилизации складываются более конфликтные связи с Японской, Исламской (и возможно с Китайской), менее конфликтные с

Индуистской (Индия), Запад, а связи России с Африканской и Латиноамериканской цивилизациями у Хантингтона не прослеживаются.

более конфликтная менее конфликтная Рис. 1. Глобальная политика цивилизаций: складывающиеся союзы

В своей книге «Столкновение цивилизаций» Самюэль Хантингтон дает прогнозы насчет будущего России. Первые прогнозы связаны с экономикой: к 2010-м годам Россия будет в семерке стран с наиболее развитой экономикой. Второй прогноз касается отношений России и Украины, возможны три пути их развития: 1) между Россией и Украиной будет конфликт по вопросам ядерного оружия, Крыма, права русских на Украине и т.д., однако С. Хантингтон считает конфликт маловероятным, так как русские и украинцы родственные народы; 2) раскол Украины по линии разлома, то есть на униатскую и православную, и тогда православная часть Украины будет тянуться к России, а униатская к Западу; 3) наиболее вероятный вариант, по мнению С. Хантингтона, это, когда «Украина останется единой, останется расколотой, останется независимой и в целом будет тесно сотрудничать с Россией» [7, с. 281]. Также С. Хантингтон дал прогноз отношений между Россией и Америкой, которая сложится, по мнению исследователя, таким образом, что маловероятно тесное

межцивилизационное сотрудничество, скорее отношения сохранятся более холодные.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что Россия на современном этапе развития истории, по цивилизационной концепции Самюэля Хантингтона, играет роль одной из ключевых стран в мировом масштабе, а также является стержневым государством православной цивилизации. Тем не менее Россия имеет и «слабые места» в виде того, что она разорванная страна с дуалистическим представлением ее роли и будущего в мире, и, конечно же, одна из важнейших ее целей на будущее - это превратиться из разорванной страны в единое и сильное государство.

Библиографический список:

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска / Збигнев Бжезинский; [пер. с англ. О. Уральской]. М.: Издательство АСТ, 2021. 384 с.

2. Гвоздев А. В. Православно-славянская цивилизация в геополитических учениях Новейшего времени: Монография. М.: МШ У, 2014. 116 с.

3. Ильин В. В., Ахиезер А. С. Российская цивилизация: содержание, границы, возможности / Под ред. Ильина В.В. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. 301 с.

4. Ланцова Л. А. Цивилизационная природа России: прогнозы С. Хантингтона и реалии начала XXI века // Исторический путь России: из прошлого в будущее / В 3-х томах. Под ред. С.И. Бугашева, А.С. Минина. СПб, 2021. С. 252-257.

5. Осипова П. А. Российская цивилизация в концепциях С. Хантингтона: проблемы исторического анализа // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2009. №5. С. 207-212.

6. Панарин А. С. Православная цивилизация / Сост., предисл. В. Н. Расторгуев / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. 1248 с.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Самюэль Хантингтон; [пер. с англ. Т. Велимеева]. М.: Издательство АСТ, 2020. 640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.