Научная статья на тему 'Роль России на мировом рынке нефти'

Роль России на мировом рынке нефти Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1947
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль России на мировом рынке нефти»

9 (12» - ЯК

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

РОЛЬ РОССИИ НА МИР000М РЫНКЕ НЕФТИ

Н.В. ВОРОНИНА, кандидат экономических наук,

главный специалист отдела методологического обеспечения налогообложении ОАО «Лукойл»

Как известно, Россия обладает одним из самых больших в мире потенциалов топливно-энергетических ресурсов. В стране, где проживает менее 3% населения мира, на 13% территории Земли сосредоточено около 13% всех мировых разведанных запасов нефти и 34% запасов природного газа.

По состоянию на середину 2005 г. производство первичных энергоресурсов в России составляет более 12% от их производства в мире в целом. Сегодня топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является важнейшим, устойчиво функционирующим и динамично развивающимся производственным комплексом российского народного хозяйства. На его долю приходится около 25% российского валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, налоговые отчисления предприятий данного комплекса формируют около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений государства.

Подобная статистика подчас служит основанием для критики со стороны ряда российских и зарубежных ученых-экономистов, по утверждениям которых такая доля ТЭК в экономике страны свидетельствует о сильной зависимости народного хозяйства от добычи нефти и газа и о том, что наша страна превращается в так называемый «сырьевой придаток» промышленно развитых государств.

Наличие богатейших природных ресурсов нефти и газа — это, в первую очередь, естественное преимущество, а не недостаток. Задача государства — рационально и грамотно ими распорядиться. В качестве положительного примера достаточно привести опыт Великобритании, США и Норвегии, где при разумном и рачительном использовании, как показывает практика вышеуказанных государств, нефтегазовая отрасль не только не является «тормозом», «придатком» экономики, но и стимулирует экономическое развитие и способствует повышению благосостояния населения и государства. Именно поэтому, по мнению автора, российский ТЭК для национальной России - это не «игла», а «локомотив».

Следовательно, логично предположить, что государственное регулирование ТЭК распадается

Таблица 1

Обеспеченность российских ВИНК разведанными

нефтяными запасами (по состоянию на конец 2002 г.):

Компания Период

времени

ЛУКОЙЛ 27 лет

в том числе:

ЛУКОЙЛ-Пермнефть 53 года

КомиТЭК 49 лет

ЛУКОЙЛ-Пермь 28 лет

ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть 25 лет

ЮКОС (Самаранефтегаз) 32 года

Сибнефть 36 лет

в том числе ОНАКО 36 лет

Роснефть (Пурнефтегаз) 71 год

Башнефть 25 лет

В среднем по России: 31 год

Источник: Караганов В. В. Итоги работы государственной геологической службы России в развитии минерально-сырьевой базы России и ее континентального шельфа в 2002 г.// Минеральные ресурсы России.Экономика и управление, № 1-2, 2002.

на две основные группы задач. Первая — это обеспечение его стабильного развития на всех этапах производственной цепочки: от изучения ресурсного потенциала углеводородного сырья, поиска и разведки природных ископаемых до переработки, транспортировки, сбыта. Вторая - эффективное и грамотное с макроэкономической точки зрения использование потенциала ТЭК и получаемых огромных доходов бюджета для диверсифицированного развития российского народного хозяйства.

Мировой рынок нефти: состояние и перспективы развития. За последние 4 года мировой рынок нефти претерпел существенные структурные изменения, это оказало влияние на всю мировую экономику в целом и на экономику России в частности. Спрос на нефть увеличивается каждый год, и альтернативной замены нефти как основному энергоносителю в ближайшие годы найдено, скорее всего, не будет. Для 2004 г. характерен рекордный рост потребления нефти, который стал одной из причин бурного роста цен на нефть в этом году.

дл1дшт-»т1ш

13

ТОШВЮ-ЭВЕРГЕТНЧЕСКНЙ КОМПЛЕКС

В целом за пять лет, начиная с 2000 г., потребление нефти в мире выросло на 7,5%. Лидером роста стал Азиатско-Тихоокеанский регион, а именно — новые индустриальные страны этого региона и Китай. Потребление нефти в странах Европы и СНГ по темпам роста Существенно отстает и от рынка Азиатско-Тихоокеанского региона, и от рынка Северной Америки. 'Вместе с тем Европа — главный рынок сбыта российской нефти и, следовательно, необходимо реально оценить возможность роста сбыта российской нефти на этом рынке.

На сегодняшний день более 70% прироста потребления нефти в мире обеспечивают именно развивающиеся страны. Среди них лидирующее положение, бесспорно, занимает Китай, который за пять лет увеличил потребление нефти на 94 млн т в год и обеспечил 31 % роста мирового потребления нефти.

В то же время промышленно развитые страны за этот же период обеспечили 29% прироста потребления нефти. Лидером по приросту потребления среди развитых стран являются США, тогда как Япония, Германия и Италия вообще сократили потребление нефти. По сути, в Европе рост потребления нефти обеспечивали Испания, Австрия, Польша и Нидерланды.

Что касается добычи нефти в мире, то она с 2000 по 2004 гг. выросла на 7,1 %. Таким образом, ее ее рост был даже несколько ниже роста мирового

9 (129) - 21105

Таблица 2

Показатели основных рынков сбыта в 2000-2004 гг.

Рынок 2004 г., млн т в год 2000-2004 гг., млн т в год 2004/2000 %

АТР 1 178,4 125,2 111,9

Северна Америка 1 268,7 62,9 105,2

Европа и СНГ 1 036,2 47,7 104,8

Мир, всего 4147,8 289,3 107,5

Источник: В. Христенко, «Россия на мировых рынках нефти и газа», // Экономика России XXI век, № 18, 2004.

потребления нефти. В 2001-2002 гг. потребление нефти увеличивалось незначительно, и страны ОПЕК снижали добычу нефти, пытаясь сохранить ценовой уровень на мировом рынке нефти.

С 2003 г. страны ОПЕК фактически сняли ограничения на добычу и экспорт нефти, для того чтобы удовлетворить быстро растущий спрос. Рост добычи нефти в России, Саудовской Аравии и ряде других государств был частично скомпенсирован падением добычи в Северном море, США (вследствие истощения недр), а также в Венесуэле, Ираке и в Индонезии, которое было вызвано в первую очередь политическими, подчас военно-политическими и технологическими причинами.

По оценкам ведущих экспертов, стабилизация политической обстановки в ряде стран ОПЕК позволит увеличить нефтедобычу примерно на 73 млн т

Таблица 3

Динамика экспорта и импорта нефти по основным странам мира (млн т)

СТРАНЫ 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. (оценка)

Импорт

США 390 442 555 581 605 611

Европа 509 522 554 577 564 567

Япония 246 279 266 260 246 260

Прочие 473 578 746 770 747 752

ВСЕГО: 1617 1821 2120 2188 2162 2190

Экспорт

США 50 47 45 46 47 47

Канада 56 70 85 90 91 92

Мексика 73 71 91 94 94 94

Центральная и Южная Америка 118 140 154 157 139 140

Венесуэла 108 100 100 98 78 79

Европа 192 211 235 235 245 257

Норвегия 123 135 145 149 156 157

Великобритания 68 73 87 82 87 87

Бывший СССР, в том числе 93 137 214 234 276 180

Россия - • 140 153 155 158 170

Ближний Восток, в том числе 691 833 947 955 870 920

Иран 120 125 125 122 117 120

Ирак 25 34 102 86 76 64

Саудовская Аравия 252 303 313 302 266 286

ОАЭ 61 88 91 89 81 84

Африка 139 135 137 136 127 132

Азиатско-Тихоокеанский регион ИЗ 129 138 144 147 150

ВСЕГО: 1617 1821 2120 2188 2117 2190

Источник: OPEC annual bulletin, 2001, 2002.

14

ДАЙДЖЕСМШАНСЫ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

в год. В определенной мере это может компенсировать падение добычи в США и других странах, где оно обусловлено технологическими причинами. Однако для удовлетворения стремительно растущего спроса на нефть на мировом рынке необходим рост экспорта нефти и из других стран, в том числе и в значительной степени из России.

За последние 5 лет Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Фактически прирост добычи нефти в России был в три раза выше, чем средний уровень прироста добычи по странам ОПЕК. Таким образом, на сегодняшний день Россия может стать одним из главных факторов стабилизации мирового рынка нефти, и ее роль в мировом ТЭК трудно недооценить.

Проводя ретроспективный обзор, следует отметить, что в 1987 г. РСФСР (без других республик СССР) добыла 571 млн. т нефти. Фактически это был абсолютный максимум по добыче нефти в одной стране за всю историю нефтедобывающей промышленности мира. После начала экономических реформ последовал период резкого сокращения добычи нефти, и этот период закончился только несколько лет назад. С 1999-2000 гг. добыча нефти в России начала стремительно увеличиваться.

По мнению некоторых экспертов, благодаря сложившейся на тот момент конъюнктуре рынка и стабилизации российской экономики рост добычи фактически должен превзойти прогноз, который заложен в «Энергетической стратегии России до 2020 года».

В вышеупомянутый прогноз были заложены цифры, говорящие о том, что при средних ценах на нефть с российских месторождений на мировом рынке в диапазоне 25-35 дол. за баррель добыча нефти в нашей стране может достигнуть к 2020 г. 550-590 млн т в год, в первую очередь, за счет ввода в разработку новых месторождений.

По состоянию на середину 2005 г. в России открыто и разведано более трех тысяч месторождений углеводородного сырья, разрабатывается примерно только половина из них. В основном эти ресурсы расположены на суше, более половины российской нефтедобычи и более 90% добычи газа сосредоточены в районе Урала и Западной Сибири. Большинство месторождений этого района отличаются высокой степенью выработки и истощенностью, поэтому продолжая его активную разработку и использование в качестве главной углеводородной базы, необходимо развивать и альтернативные регионы добычи, в которых по результатам поиска полезных ископаемых были найдены крупные месторождения нефти и газа.

В долгосрочной перспективе такими приоритетными регионами добычи нефти и газа являются, несомненно, Восточная Сибирь и Дальний Восток.

9 (129)- 2005

Их развитие представляется особо важным исходя из стратегических интересов России в Азиатско-Ти-хоокеанском регионе, поскольку, как было сказано выше, основной прирост потребления нефти осуществлялся именно в Китае и новых индустриальных странах Юго-Восточной Азии, которые могут стать весьма перспективными покупателями российской нефти. Немаловажную роль играет и социально-экономический аспект развития данных регионов.

Огромное значение имеет развитие и таких центров нефте- и газодобычи, как шельф острова Сахалин (добыча нефти на котором уже успешно ведется в рамках СРП), Баренцева, Балтийского и Каспийского морей.

Не следует забывать, что экспорт нефти из России зависит не только от добычи нефти, о росте которой сказано выше, но и от ее потребления на внутреннем рынке, а также от наличия необходимой транспортной инфраструктуры. Согласно оценкам Министерства энергетики России до 2010 г. темпы роста добычи нефти в России будут выше темпов роста объемов переработки нефти на российских нефтеперерабатывающих заводов. Как следствие этого, до 2010 г. экспорт нефти из России будет расти по мере роста ее добычи.

Проблемы транспортной инфраструктуры.

Развитие топливно-энергетического комплекса России во многом определяется огромными размерами страны и ее географическим положением. Так, Россия географически связана со всеми тремя главными рынками сбыта нефти: Европой, США и Азиатско-Тихоокеанским регионом. В «Энергетической стратегии России» в этой связи указано на необходимость развития системы магистральных нефтепроводов и морских терминалов для поставки нефти в государства этих регионов. Для расширения поставок в Европу созданы Балтийская трубопроводная система (БТС) и порт Приморск мощностью до 62 млн т в год. Сегодня заканчивается подготовка всех необходимых формальных решений для завершающей фазы этого проекта, и к концу следующего года, по заверениям представителей Минэнерго России, Приморск и БТС выйдут на свою максимальную проектную мощность.

В 2000 г., когда только начиналась первая фаза, пропускная способность БТС составляла 12 млн т, на сегодняшний день ее мощность составляет 50 млн т. Планируется, что в следующем году БТС выйдет на финальную мощность до 62 млн. т.

Для выхода на перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона запланированы система нефтепроводов Тайшет - Тихий океан и терминал для налива танкеров дедвейтом 300 тыс. т в бухте Перевозная. На сегодняшний день общая

дд№сь*ишы

15

ТОШВННЕРГЕТНЕСККЙ ШМОШС

мощность системы достигает 80 млн т в год, однако сейчас идет активная фаза экспертизы технико-экономического обоснования этого проекта. С учетом сроков, отпущенных законодательством на этот процесс, можно надеяться, что до конца года все формальные решения правительства по структуре, этапам, объемам реализации восточного проекта Тайшет - Тихий океан уже будут приняты. Вместе с тем представляется очевидным, что строительство такой системы - весьма длительный процесс, который займет не менее 5 лет.

Для более эффективного выхода на рынки США в долгосрочной перспективе планируется строительство системы нефтепроводов Западная Сибирь - побережье Баренцева моря. Мощность этой системы к 2020 г. может также составить до 80 млн т в год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Указанные параметры и мощности транспортных систем связаны как с перспективами добычи российской нефти, так и с теми экономическими и политическими процессами, которые проходят на постсоветском пространстве. В первую очередь имеется в виду ЕЭП, по которому осуществляется работа по перспективным балансам топливно-энергетических ресурсов России и Казахстана как основной ресурсной базы, с Украиной и Белоруссией как со странами, через которые осуществляется транзит нефти.

Кроме того, по оценкам экспертов можно ожидать рост транзита нефти из Республики Казахстан через Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) до 67 млн т в год (1,3 млн баррелей в сутки).

Подсчитано, что в результате реализации всех проектов пропускная способность экспортных магистральных нефтепроводов и морских терминалов России к 2010 г. должна вырасти до 303 млн т в год, что эквивалентно 6,1 млн баррелей в сутки.

Крупнейшие нефтяные компании России реализуют собственные проекты увеличения экспорта нефти. Например, «ЛУКОЙЛ» черезтерминал в Астрахани по Каспийскому морю поставляет нефть в Иран по схеме замещения. «Роснефть» организует поставки нефти в Мурманск танкерами по Северному морскому пути, растет экспорт нефти с острова Сахалин.

Четкая и поэтапная реализация всех проектов дальнейшего развития транспортной инфраструк-

Мощность магистральных нефтепроводов и морскк

за пределы С

туры в России позволит обеспечить стабильный рост поставок нефти на мировые рынки.

Рынки сбыта российской нефти. Главным рынком сбыта российской нефти остаются страны Западной Европы. На сегодняшний день в Европу направляется 93% всего количества экспортных поставок нефти из России. Вместе с тем, чледует отметить, что в эту оценку включены как рынки стран Северо-Западной Европы, Средиземного моря, так и некоторых стран СНГ.

Что касается поставок российской нефти на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона, следует отметить их постепенный рост. На этом направлении преобладают поставки нефти в Китай, за счет них же обеспечивается основной прирост поставок на этом направлении. На американском напралвении основным потребителем российской нефти являются США, однако на настоящий момент эти поставки не играют заметной роли в общем экспорте страны.

Очевидно, что в ближайшем будущем главным рынком сбыта нефти для России останутся европейские страны. В среднесрочной перспективе Россия будет продолжать обеспечивать необходимый рост поставок нефти в Европу, но при этом за счет достаточно интенсивного роста добычи нефти планируется и укрепление позиций России на рынках Азиатско-тихоокеанского региона и США.

Поставки нефти на внутреннем рынке России.

Очевидно, что помимо поставок на внешний рынок российские нефтяные компании полностью удовлетворяют внутренние потребности экономики и населения, которые сегодня составляют около трети от совокупной добычи углеводородов.

Однако, несмотря на отсутствие дефицита энергетического сырья и продуктов переработки, цены на внутреннем рынке растут вслед за мировыми. Поскольку цены на нефть в течение последних двух лет продолжали расти, естественно, такая тенденция вызывает серьезное беспокойство у российских потребителей нефтепродуктов.

Проблема роста цен на бензин, на топливные ресурсы имеет, безусловно, комплексный характер.

Таблица 4

?рминалов для экспорта и транзита нефти из России в млн т/год

Т^анспртная система 2003 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г. 2020 г.

БТС-Приморск 30 62 62 62 62

Прочие порты Северо-Западного направления 6 15 15 15 15

МНП «Дружба» 63 66 66 66 66

МНП АК «Транснефть» с выходом к портам Черного моря 63 63 63 63 63

КТК 20 28 67 67 67

Тайшет — Тихий океан - - 30 50 80

Западная Сибирь — Тимано — Печера — Мурманск - - - 50 80

Всего: 182 234 303 373 433

Источник: В. Христенко. Россия на мировых рынках нефти и газа// Экономика России XXI век, № 18, 2004.

Т1ШВВВЭ В ЕРГЕТ1ЧЕСШ КОМВЛЕКС

9 (129) - 2005

Динамика мировых цен на нефть

(дол. за барр.)

1П N О) т- СО (О (О (О NN Г»» О) О) О) О) О) О)

NN00000000000)0)0) 0)0)0)0)0)0)0)0)0)0)

N О) Т- СО Ш

О) О) о о о

О) О) о о о

т- ч- СМ см см

Годы

При ее решении возникает вопрос: должны ли внутрироссийские цены следовать за мировыми и постепейцо приближаться к ним или внутреннее ценообразование должно происходить по своей внутренней логике с учетом интересов страны -нетто-экспортера топливных ресурсов?

Ошибочно полагать, что рост цен на нефтепродукты является исключительно следствием монопольного сговора нефтяных компаний на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением эффективности своей работы на внутреннем рынке. В нынешней ситуации такие меры, как внутренние интервенции, биржевые инструменты и даже ужесточение антимонопольного законодательства, могут иметь только ограниченный эффект. Прямое же вмешательство государства и установление жестких цен вообще может иметь очень негативные последствия, в чем можно убедиться на примере последних событий на рынке нефтепродуктов Украины. На сегодня основной баланс определяется двумя инструментами государственного регулирования: рентными платежами и фискальными экспортными платежами (экспортными пошлинами). Сегодняшние внутренние рентные платежи (налог на добычу полезных ископаемых) привязаны российским законодательством к ценам мирового рынка и во многом обусловливают действующую динамику внутренних цен, при этом минимизируя регулятивное воздействие экспортных пошлин. Также следует отметить, что нынешняя система создавалась в принципиально иных ценовых условиях на мировых рынках, а сегодня, когда цены на мировом рынке нефти намного выше, чем несколько лет назад, возможно, органам государственного управления и законодателям следует вновь вернуться к этому вопросу и разработать какой-либо иной механизм, более подходящий для существующих условий.

Таблица 5 Правовые вопросы. Справед-

ливости ради следует отметить, что вопрос об изменении принципов определения налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), то есть внутренних рентных платежей, поднимался уже неоднократно, однако каких-либо изменений это не принесло. В настоящий момент происходит очередной виток работ по дифференциации ставок НДПИ на основе комплексного изучения всех факторов, влияющих на величину горной ренты с точки зрения экономической теории.

По мнению автора, не менее важным вопросом для существования и перспектив развития российского ТЭК, кроме сферы регулирования налогообложения, является и совершенствование законодательства о недрах. Одной из сложнейших проблем ТЭК России является воспроизводство минерально-сырьевой базы. В настоящий момент инвестиции в воспроизводство явно недостаточны, и, по сути, два года наблюдается тенденция отставания прироста запасов углеводородов от прироста их добычи. Без принятия соответствующих решений в данной сфере запасы просто будут продолжать истощаться. Если же какая-либо компания обладает исключительно большими запасами нефти и направлять средства на разведку и поиск полезных ископаемых представляется в данном конкретном случае нерациональным, то такие средства можно направлять, например на развитие транспортной инфраструктуры.

По словам Министра промышленности и энергетики РФ Виктора Христенко, на сегодняшний день в разработке находится новая редакция Закона «О недрах». Основная цель этого закона — обеспечение рационального использования всего комплекса ресурсов отечественной минерально-сырьевой базы и создание условий по ее воспроизводству путем формирования стабильных взаимовыгодных отношений государства и недропользователей, повышения ответственности недропользователей за выполнение взятых на себя обязательств, стимулирования инвестиций в воспроизводство минерально-сырьевой базы и освоение месторождений.

Следует отметить, что при подготовке новой редакции законопроекта «О недрах» широко используется зарубежный опыт регулирования недропользования,-при котором взаимоотношения между государством и недропользователями из административных, каковые сегодня являются доминирующими в сфере недропользования России, становятся гражданско-правовыми. Это

ДАЙДЖЕСТ-аКНАВШ

17

ТОПДНВЮ-ЭЯЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

потребует серьезной перестройки, в том числе и административной машины, готовой работать в условиях гражданско-правовых взаимоотношений недропользователей.

Вся эта деятельность направлена на повышение прозрачности отношений между государством и бизнесом, на привлечение отечественных и иностранных инвестиций в российскую нефтегазовую отрасль, а также смежные с ней отрасли.

Слияния и поглощения в отрасли. Начавшаяся в России в конце 1992 г. реструктуризация нефтяной промышленности привела к созданию 13 вертикально-интегрированных нефтяных компаний. В их состав вошли почти 300 бывших государственных производственных объединений, которые начали функционировать в форме акционерных обществ или товариществ с хозяйственным подключением к ним соответствующих предприятий транспорта и нефтепродуктообеспечения.

Так, в частности, были созданы ВИНК «ЛУКОЙЛ», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Сиданко», «Татнефть», «Тюменская нефтяная компания» (ТНК), «Сибнефть», «Башнефгь», «Роснефть», «Славнефть», «Восточная нефтяная компания» (ВНК), «ОНАКО», «КомиТЭК». С 1995 по 2003 г. фирменная структура российского нефтяного рынка существенно изменилась, так как сама специфика нефтяного бизнеса требует укрупнения компаний: «ЛУКОЙЛ» поглотил «КомиТЭК», а«ЮКОС» - «ВНК», «ТНК» - «ОНАКО», «Сибнефть» и «ТНК» совместно приобрели в результате аукциона «Славнефть». Можно с уверенностью сказать, что процесс укрупнения нефтяных компаний будет продолжаться, так как у крупных компаний больше возможности для привлечения масштабных инвестиций, необходимых для освоения проектов нефтедобычи. Следует отметить, что тенденции слияний и поглощений наблюдаются не только среди российских компаний, крупнейшие частные нефтекомпании зарубежных стран также осуществляли аналогичные проекты: например, объединение British Petroleum и Amoco, Royal Dutch и Shell, Exxon и Mobil, Conoco и Philips и многие другие. Таким образом, можно утверждать, что процесс укрупнения нефтяных компаний путем их слияний и поглощений обусловлен объективной необходимостью, компании, не участвующие в этом процессе, рано или поздно обречены на потерю конкурентных преимуществ из-за появления более крупных и сильных компаниям и вымирание. Также наблюдается и процесс слияний и поглощений российских компаний с международными. Ярчайшим примером данного явления может служить сделка по слиянию ТНК и British Petroleum.

В связи с вышеизложенным нельзя не остановиться на двух крупнейших событиях в российской

нефтегазовой отрасли осени 2004 г. Здесь имеется в виду продажа последнего госпакета акций НК «ЛУКОЙЛ» компании СопосоРЫШрз и объявление о слиянии «Газпрома» и «Роснефти». Приходится слышать о том, что это чуть ли не два противоположных по смыслу действия государства. Вместе с тем обе эти сделки отражают одну тенденцию.

Что касается возможного слияния «Газпрома» и «Роснефти», то сегодня эти компании ведут активную совместную деятельность по освоению новых, наиболее перспективных месторождений России. Речь идет о Штокмановском газоконденсатном и При-разломном нефтегазовом месторождении на шельфе Баренцева моря, Харампурском нефтегазовом месторождении в Ямало-Ненецком автономном округе, а также ряде месторождений на других территориях. Поэтому объединение «Газпрома» с «Роснефтью» с этой точки зрения позволит, безусловно, снизить издержки, упростит обмен технологиями, повысит эффективность управления обеими компаниями. Такое решение оформляет владение контрольным пакетом акций объединенной компании за государством. При этом нужно понимать, что государство не собирается утрачивать контрольный пакет акций «Газпрома» и размывать единый экспортный газовый канал.

Стратегическое соглашение между Сопосо-РЫШрв и «ЛУКОЙЛом» является завершением приватизации крупнейшей российской нефтекомпании. В результате ряд важнейших проектов перейдет под операционный контроль совместного предприятия, совместной структуры. И мы ждем от этого соглашения, от этой работы нового качества. Фактически это и есть те самые инвестиции, о необходимости которых для развития ТЭК России столько говорилось.

Кроме того, надо сказать, что за летне-осенний период этого года количество контактов с руководством крупнейших мировых компаний («Шев-ронТэксако», «Марафон Ойл», «Би-Эйч-Пи-Бил-литон», «Тоталь», «Французский институт нефти») было чрезвычайно высоко и большинство из них проявляли неподдельный интерес к расширению своего присутствия, к расширению инвестиций в российскую нефтегазовую промышленность.

Российский экспорт нефти играет исключительно высокую роль в ценообразовании на мировом рынке. В решающей степени эта роль прямо пропорциональна размеру доли данной страны в мировом экспорте и фактическими издержками на добычу 1 барреля нефти в данной стране.

Как следует из приведенных выше данных, сегодня на мировом нефтяном рынке можно выделить три основные группы стран-экспотеров:

1) страны с большой долей в мировом экспорте и при этом с очень низкой себестоимостью

18

ДЯЙДКЕСТ-МЯМСЫ

иностранных инвестиций в эту отрасль российской экономики. Как объект иностранного инвестирования российская нефтедобывающая промышленность в последние годы привлекательна еще и потому, что в стране наблюдается все большая экономическая и политическая стабильность, а также вполне очевидные признаки уверенного оживления экономики страны в целом.

Характерно, однако, что большая часть разведанных российских запасов нефти находится в труднодоступных малоосвоенных районах с плохими климатическими условиями. Кроме того, почти все основные месторождения значительно удалены от основных рынков сбыта, а следовательно, их освоение и последующая эксплуатация требуют значительных капиталовложений, которых зачастую у российских нефтяных компаний нет.

Для дополнительного стимулирования интереса и активности иностранных инвесторов представляется целесообразным в рамках масштабных инвестиционных проектов расширить им предложения геологических запасов с высокой степенью геологической разведанности и обеспеченности на достаточно продолжительную перспективу. В том числе даже путем законодательного выкупа и перераспределения у российских компаний явно избыточных и не предполагаемых к скорому освоению ими нефтяных месторождений, или же обязать российские компании — обладателей соответствующих лицензий, начать вести промышленную разработку данных участков уже в обозримой перспективе.

Уже сложившаяся в стране корпоративная структура нефтяной промышленности, где сегодня 10 крупнейших вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) добывают более 87% нефти и владеют лицензиями на разработку более чем 90% всех разведанных запасов нефти, развивается в рамках процесса дальнейшего укрупнения субъектов российского нефтяного бизнеса путем продолжающихся слияний и поглощений уже действующих компаний.

После общеэкономического кризиса начала 1990-х г. добыча нефти в России сократилась почти вдвое. Начиная с 1994-1995 гг. начался постепенный рост объемов добычи нефти, и к концу 2002 г. она лишь приблизилась к докризисному уровню. Также следует отметить, что финансовый кризис 1998 г. оказал неблагоприятное воздействие на российскую нефтедобывающую отрасль, так как наблюдалось падение темпов роста добычи и резкое снижение объемов разведочного и эксплуатационного бурения.

Россия уже многие годы уверенно занимает второе место по добыче нефти, а по некоторым сведениям, даже делит первое место с Саудовской Аравией, при этом примерно половина всей до-

20

бываемой нефти идет на экспорт, что делает нашу страну одним из крупнейших поставщиков «черного золота» на мировой рынок. Учитывая относительно высокую себестоимость нефти, добываемой в РФ, которая вызвана залеганием нефти в отдаленных, труднодоступных, малоосвоенных районах, больших глубинах ее залегания и сложностью горногеологических условий наравне с высокозатратными шельфовыми месторождениями Норвегии и Великобритании, Россия и эти страны играют ключевую роль в общем ценообразовании на мировом рынке нефти, формируя нижний предел долгосрочной динамики цен на мировом рынке.

Вместе с тем сегодня российские ВИНК имеют крайне ограниченные возможности для дальнейшего серьезного увеличения добычи нефти не только в силу нехватки необходимых капиталовложений для начала разработки новых месторождений, но и опять же капиталовложений в развитие инфраструктуры и, в частности, в строительство трубопроводного транспорта, учитывая, что последний остается государственной монополией, тогда как частный бизнес, располагающий соответствующими возможностями и готовностью для инвестиций, использовать их в этих целях не может.

Нефтедобывающая отрасль России представляется исключительно выгодным объектом для иностранного капитала еще и в свете новейших мировых событий политического характера, поскольку промышленно развитые страны, особенно США и страны Западной Европы в самое последнее время были вынуждены взять курс на серьезную диверсификацию своих импортных поставок в направлении значительного сокращения импорта нефти из политически нестабильных стран ближневосточного региона.

Глобальный характер энергетических проблем и все большая их политизация, а также влиятельное положение ТЭК России в системе мировой энергетики выдвинули энергетический фактор в число базовых элементов нашего сотрудничества с международными энергетическими организациями.

Россия, являясь одновременно одним из крупнейших в мире производителей, экспортеров и потребителей энергоресурсов, осуществляет и будет осуществлять активный диалог в области энергетики со всеми странами, международными энергетическими организациями и различными транснациональными корпорациями.

Расширение и углубление взаимодействия и сотрудничества России с международными энергетическими организациями будет, несомненно, способствовать*развитию мировых рынков топливно-энергетических ресурсов и повышению экономической и энергетической безопасности в мире.

Дй1ДЖЕСТ-ЫМ1СЫ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.