Научная статья на тему 'Роль России и ООН в совершенствовании политических инструментов решения афганской наркоугрозы в XXI в'

Роль России и ООН в совершенствовании политических инструментов решения афганской наркоугрозы в XXI в Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
464
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИНАРКОТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / НЕЗАКОННЫЙ ОБОРОТ НАРКОТИКОВ / МИРОВОЙ НАРКОБИЗНЕС / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПАРТНЕРСТВО / НАРКОТРАФИК / НАРКОПРОИЗВОДСТВО / ANTI-DRUG POLITICS / ILLEGAL DRUG TRAFFICKING / WORLD DRUG BUSINESS / DRUG TRAFFIC / DRUG PRODUCTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Батурин Евгений Владимирович

Внимание в статье посвящено потенциалу России и Организации Объединенных Наций в модернизации политических инструментов решения афганской наркоугрозы в XXI в. Отмечено значение развивающихся программ международного антинаркотического партнерства государств как в регионах глобального наркопроизводства, так и транзитных странах, и результатах такого сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF RUSSIA AND UNO IN IMPROVING OF POLITICAL INSTRUMENTS OF AFGHANISTAN DRUG THREAT DECISION IN 21ST CENTURY

The attention in the article is devoted to the potential of Russia and United Nations Organization in improving of political instruments of Afghanistan drug threat decision in 21st century. The meaning of developing programs of international anti-drug partnership of states both in regions of global drug production and in transit countries and results of such collaboration is stated.

Текст научной работы на тему «Роль России и ООН в совершенствовании политических инструментов решения афганской наркоугрозы в XXI в»

УДК 327

РОЛЬ РОССИИ И ООН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ РЕШЕНИЯ АФГАНСКОЙ НАРКОУГРОЗЫ В XXI в.

© Евгений Владимирович Батурин

Российская академия государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Россия, кандидат медицинских наук, докторант кафедры национальных и федеративных отношений, e-mail: saavt@mail333.com

Внимание в статье посвящено потенциалу России и Организации Объединенных Наций в модернизации политических инструментов решения афганской наркоугрозы в XXI в. Отмечено значение развивающихся программ международного антинаркотического партнерства государств как в регионах глобального наркопроизводства, так и транзитных странах, и результатах такого сотрудничества.

Ключевые слова: антинаркотическая политика; незаконный оборот наркотиков; мировой наркобизнес; политическая обстановка; международное партнерство; наркотрафик; наркопроизводство.

Во время холодной войны стабильность на международной арене обеспечивалась взаимным сдерживанием двух сверхдержав, возглавлявших два противоположных идеологических лагеря. Иными словами, базировалась на конфронтации с четко очерченными пределами. Теперь предотвращение новых угроз возможно лишь совместными целенаправленными усилиями всех основных центров складывающегося многополярного мира. Одним из универсальных и уникальных таких центров является Организация Объединенных Наций как универсальный

международный форум, призванный решать глобальные проблемы человечества. Именно на ООН все больше возлагаются те надежды, которые связывали с ней в минуты рождения Всемирной организации. Избавить человечество от войн, решить проблемы социального и экономического характера, обеспечить уважение прав человека, стать центром для принятия коллективных действий в достижении общих целей - все это возможно при консолидирующей роли ООН в современном мире.

Во время своего выступления в сентябре 2009 г. на Генассамблее ООН Президент России Д.А. Медведев особо подчеркнул, что без участия и вне рамок ООН невозможно в одиночку эффективное решение проблем, которые встали перед международным сообществом [1]. Востребованность ООН обусловлена рядом важных преимуществ этой организации перед другими межгосударственными объединениями. К ним относится неоспоримая легитимность ООН, вытекающая из универсальности ее состава (на сегодня ее членами является 192 государства). Государства-члены наделили органы ООН широкими полномочиями. Наиболее важным из них является главная ответственность Совета Безопасности ООН за поддержание международного мира и безопасности. Кроме того, ООН - организация с универсальной компетенцией. Государства имеют возможность включать в ее повестку дня практически любые вопросы, относящиеся к военнополитической, социально-экономической,

гуманитарной и другим областям.

В XXI в. к существующим глобальным проблемам добавились трансконтинентальные вызовы и угрозы (наркопроизводство, терроризм, экстремизм). В сложившихся условиях эффективное им противодействие должно быть только коллективным, когда необходимо укрепление партнерских начал в мировой политике, безальтернативное решение имеющихся проблем на путях многосторонней дипломатии.

Философия односторонней политики, особенно в ее силовой ипостаси, доказала свою зыбкость и несостоятельность. Она только ужесточает ситуацию, делает ее менее поддающейся урегулированию, что сопровождается большими потерями, и не только политическими. В конечном же счете, и последний исторический опыт это доказывает, государства вынуждены обращаться к коллективному разуму и воле ООН.

В конце XX - начале XXI в. военно-политические процессы, рост наркопроизводства в Афганистане, события 11 сентября 2001 г. сделали Азиатский регион новым очагом международной напряженности.

По данным ООН, ежегодный объем наркопроизводства в Афганистане составляет порядка 3400 тонн опия-сырца (эквивалент 340 тоннам героина). Внутренние доходы аф-

ганской наркоиндустрии (около 1 млрд долл. в 2002 г.) составляют основной источник финансовой подпитки экстремистских структур в Афганистане и за его пределами [2].

Нынешняя ситуация в Афганистане -один из основных результатов внешнеполитического курса прошлой администрации США. После террористической атаки на американские города 11 сентября 2001 г., организованной, по американским данным, с территории Афганистана, тогда контролировавшимся Талибаном, США, заручившись поддержкой союзников по НАТО и некоторых других государств, быстро оккупировали эту страну и ликвидировали основные базы террористов. Такой ответ, в принципе, понятен, однако односторонний характер действий США, недоучет сложности внутренней ситуации в Афганистане, его истории, в частности истории прошлых попыток навязать его народу чуждые режимы, постепенно привели к множеству проблем [3]. Несмотря на предпринимаемые международным сообществом усилия, пока не удается снизить остроту конфронтации, захлестнувшую эту страну, где находят себе приют террористические организации и где наркобизнес сделал Афганистан страной с мононаркоэкономикой.

Причины создавшейся ситуации в Афганистане носят комплексный характер. Это коррупция, отсутствие лидирующей партии или отсутствие единства в политической элите, слабость национальных силовых структур - армии, полиции и органов безопасности Афганистана, низкая эффективность девятилетнего военного присутствия Международных сил содействия безопасности в Афганистане (МССБ) и резкий рост наркопроизводства (более чем в 40 раз) в Афганистане с приходом США с ее операцией «Несокрушимая свобода». По оценкам Управления ООН по наркотикам и преступности, ежегодный общемировой доход только от незаконного оборота афганских наркотиков составляет порядка 25 млрд долл. [4]. Существенной политической проблемой происходящих процессов в Афганистане остается нежелание по понятным причинам США и международных сил содействия безопасности (МССБ) НАТО брать на себя мандат на борьбу с наркотиками в Афганистане. Более того, под давлением США Аф-

ганистан тормозит программу подготовки специалистов для силовых структур по линии ОДКБ [3, с. 27]. Однобокая политика сил НАТО и ООН в борьбе с терроризмом демонстрирует в последние годы миру рост как террористической активности, так и производства наркотиков. Террористические организации, выходящие на самофинансирование из средств наркобизнеса, демонстрируют политико-экономическую самодостаточность.

Депрессивный фон внутри политической ситуации в Афганистане характеризуется хозяйственной разрухой, кабульское правительство фактически не контролирует положение в провинциях, в центре и на местах сохраняются трения по этническому, региональному и политическому признакам, медленно и противоречиво идет создание новой афганской армии. К этому следует добавить острые социальные проблемы и ухудшение криминогенной обстановки, вызванные не-обустроенностью нескольких миллионов репатриированных беженцев, высоким уровнем безработицы.

Бурное недовольство местного населения страны вызывает также пренебрежительное отношение американских военнослужащих к национальным традициям и религиозным чувствам людей в ходе периодических войсковых операций, облав и «зачисток» населенных пунктов. Протест против таких действий подталкивает часть жителей, в первую очередь пуштунов, к поддержке антиправительственных сил. Война в Ираке придала дополнительный импульс к усилению среди афганцев антиамериканских настроений и расширению социально-политической опоры исламских экстремистов в Афганистане. Особенно напряженная обстановка в этом плане сложилась на востоке и юге страны, а также в ряде центральных районов.

В настоящее время в Афганистане отсутствуют единые национальные вооруженные силы страны в традиционном понимании. Обилие военизированных подразделений и отрядов самообороны под руководством губернаторов, вождей и командиров исключают при отсутствии дипломатического диалога перспективу в ближайшее время прийти к религиозно-духовному единению Исламской Республики Афганистан. Достижение внутриполитического консенсуса по вопросам роли, соотношения ислама и месте светских

норм среди различных ветвей власти в стране ставит развитие реформ в лист ожидания мира и согласия. Афганистан, являясь многонациональной страной, нуждается в мирном и добрососедском развитии своего народа.

Для того чтобы выполнить свою миссию в сложившихся условиях по Афганистану, ООН нуждается не только в адаптации к современным условиям, переналадке механизмов и методов работы в соответствии с решениями Конвенции и протоколов по наркотикам и психотропным веществам 1961, 1971 и 1988 гг. Как показывает жизнь, факт присоединения большинства государств к ним не гарантирует последовательное объединение государств и международных организаций в решении региональных очагов наркоугрозы, не выполнение их положений делает низкоэффективной систему контроля над наркотиками во всем мире. Более того, в последние годы Управление ООН по наркотикам и преступности (УНПООН) стремится представить ситуацию в Афганистане в радужном свете, пытаясь убедить всех в том, что площади посевов и производство наркотиков начали сокращаться [5].

Решение афганского «вопроса» не может лежать в плоскости инерционных подходов, расчетов, что ситуация нормализуется сама собой. Здесь нужны дополнительные совместные усилия международного сообщества, в первую очередь стран соседей и России. В данной ситуации, казалось бы, России необходимо проявить инициативу и вместе со странами Центральной Азии принять решение, взяв на себя миссию ООН по уничтожению афганских наркотиков.

Россия неизменно выступает за укрепление роли ООН в решении глобальной наркоугрозы, за налаживание в этой стране подлинного политического процесса, развитие социальной инфраструктуры, создание совместных промышленных предприятий в области энергетики, горно-обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Выступая на пресс-конференции в Кабуле 16 марта 2009 г., Сергей Лавров подчеркнул, что на фоне расширения сотрудничества с афганским правительством вкладом России в решение афганской проблемы можно считать ее усилия по расширению торгово-экономического сотрудничества с этой страной, в т. ч. и программ помощи, в частности, в

области подготовки специалистов. Так, при содействии СССР в Афганистане сооружено более 140 объектов промышленности, энергетики, здравоохранения, образования. В августе 2007 г. Россия списала Афганистану долг в размере более 10 млрд долл. Чтобы справиться с нехваткой продовольствия ведется транспортное и энергетическое строительство, восстановление объектов образования, подготовка афганских специалистов [6]. Россия выступает за скорейшее создание новых афганских вооруженных сил. Она оказывает Афганистану техническую, методологическую, военно-имущественную помощь, поставки ГСМ и др.

В новых условиях в борьбе с афганским наркобизнесом необходим комплексный подход, сочетающий силовые методы подавления терроризма и наркотрафика с содействием социально-экономическому восстановлению этой страны.

Выявление и эффективное блокирование каналов финансовой поддержки террористических групп и организаций - одна из самых важных и одновременно самых сложных задач, стоящих перед нашей страной и перед мировым сообществом в рамках предпринимаемых совместных усилий по обеспечению надежного противодействия глобальной наркоугрозе и терроризму. Перекрытие криминальных каналов финансовой подпитки терроризма возможно только усилиями максимально широкого круга государств, международных валютно-кредитных институтов и национальных финансовых, банковских и страховых структур. Необходимую основу для такого взаимодействия создает Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999 г.), а также международные стандарты и правила по борьбе с финансированием терроризма и отмыванием денег, разрабатываемые и проверяемые Международной группой мер по противодействию отмыванию преступных доходов (ФАГФ), членом которой Россия является с июня 2003 г. С целью усиления координирующей роли ООН и наращивания ее антинаркотических структур Россия регулярно вносит взносы в Фонд управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) [4, с. 10].

Без этого обстановка в Афганистане и впредь будет развиваться по замкнутому кругу наркоэкономики.

Главная проблема, которую предстоит решать, сводится к тому, как обеспечить функции России и соседних стран в рамках ШОС, ОДКБ как координаторов в работе с уже действующими страновыми программами, существующими планами и инициативами по линии ООН и международных доноров. Основная задача сейчас состоит в налаживании практической работы по решению афганской наркоугрозы, преодолении процедурных и иных трудностей, созданию системы международного мониторинга, контроля и отчетности за целевым расходованием Афганистаном средств, ежегодно предоставляемых международным сообществом на развитие инфраструктурных проектов страны, связанных как с решением политических, социально-экономических, так и инвестиционных задач, способствованию создания институтов демократии и гражданского общества в Афганистане. Важным вопросом в реформировании Афганистана является проблема разоружения военизированных отрядов. По данным экспертов ООН, на руках населения имеется от 700 тыс. до 1 млн единиц стрелкового оружия [2, с. 121].

Непрекращающееся высокое производство опия, героина в большинстве провинций Афганистана и ассоциированная с наркобизнесом активность террористических групп -свидетельство того, что мир все еще далек от решения задачи снижения наркоэкспансии со стороны Афганистана. Борьба с этим злом должна осуществляться всем миром и выстраиваться в сочетании с усилиями по урегулированию региональных конфликтов, налаживанию межцивилизационного диалога. При этом нельзя забывать и о необходимости всемерного учета политической, культурной, религиозной специфики Афганистана. Как показывает жизнь, силовое навязывание моделей развития извне приводит к их отторжению, в т. ч. в виде таких форм политического протеста, как терроризм.

Огромное значение имеет развитие деятельности структур ООН, налаживание и поддержание регулярного обмена информацией и координации между Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности и Комитетом СБ ООН по санкциям в отношении талибов, «Аль-Каиды» и связанных с ними лиц и организаций, подпадающих под

действие резолюций СБ ООН 1267 (1999 г.), 1390 (2002 г.), 1455 (2003 г.).

Важно, чтобы государства выполняли решения Совета Безопасности ООН по конвенциям по борьбе с терроризмом, которые напрямую связаны с наркобизнесом. Именно антитеррористические задачи во многом решает международное сообщество через ООН посредством активного участия Организации в усилиях по стабилизации и восстановлению Афганистана, включая нейтрализацию исходящей с его территории наркоугрозы. Другой важный аспект работы ООН на этих направлениях - вклад в укрепление мира и стабильности в этом стратегически важном регионе.

Устав ООН, обязательства по которому имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами государств, наделил Организацию арсеналом эффективных средств. Это включает и такое грозное «оружие», как полномочия Совета Безопасности ООН от имени международного сообщества санкционировать применение силы в целях устранения угрозы международному миру.

До настоящего времени не разработана эффективная антинаркотическая стратегия ООН, которую необходимо согласовать и принять в ближайшее время со всеми странами и международными организациями, присутствующими на территории Афганистана. Мандат, выданный международным силам на уничтожение наркоплантаций, позволил бы реализовать положения этой стратегии, укрепить многосторонний характер антинаркотических действий государств, центральную координирующую роль ООН в противодействии афганскому наркопроизводству.

Организованная по инициативе России в марте 2009 г. международная конференция по Афганистану показала разнообразие механизмов достижения этой цели, наличие политического и творческого потенциала ООН, ШОС, ОДКБ [5, с. 118].

Урегулирование афганских проблем возможно исключительно в политико-дипло-магических рамках при уважении права Афганистана на самоопределение мирного развития своей страны. Благодаря накопленному опыту и разнообразному арсеналу средств ООН под силу совмещать политическую,

миротворческую и антикризисную деятельность в сочетании с усилиями социальноэкономического и гуманитарного плана. Используя это преимущество, ООН могла бы на комплексной основе более эффективно заниматься решением сложных проблем, которые сейчас происходят в Афганистане и в целом Азиатском регионе.

Поиск эффективных методов противодействия этой угрозе является ответственностью не только членов Совета Безопасности ООН, но и всего мирового сообщества. Вести его надо на коллективной основе, укрепляя существующие режимы и механизмы контроля за незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров. В тех случаях, когда существующих правовых инструментов недостаточно, необходимо создавать новые или дополнять уже действующие. Оптимальными возможностями для такой работы обладает ООН.

Важнейшим направлением работы ООН, от которого также зависят стабильность и мир, является развитие и укрепление международного сотрудничества в области контроля за незаконным оборотом наркотиков, психотропных веществ и их прекурсоров. До сих пор перед Организацией вставали проблемы, решение которых вполне достижимо на основе норм международного права и в рамках опыта, арсенала практических средств, накопленных ООН.

Одной из основных мер международного диалога по Афганской проблеме должно стать принятие Конвенции ООН по Афганистану. В нее необходимо включить следующие вопросы:

- соблюдение прав человека и норм международного гуманитарного права;

- соблюдение норм национального законодательства стран, осуществляющих коммерческую или любую иную деятельность на территории Афганистана, в которых компании зарегистрированы, развитие системы страхования инвестиций по ценным бумагам, например, ФРС США, Международного валютного фонда и других финансовых организаций;

- соблюдение принципов суверенитета, сохранение международно признанных границ Афганистана и прав народа на самоопределение;

- отказ от участия в деятельности, направленной на свержение законно избранного правительства, насильственное изменение международно признанных границ;

- гарантия законности приобретения, экспортирования, импортирования, владения и использования оружия, с последующей программой разоружения военизированных отрядов самообороны в провинциях;

- адекватное, пропорциональное и осуществляемое на основе мандата МССБ применение силы, ограничение иммунитета состава МССБ и расширение полномочий международного трибунала по аресту личного состава МССБ за уголовные или дисциплинарные правонарушения на территории Афганистана;

- отказ от чрезмерного применения оружия, тотальный запрет на использование оружия массового поражения или оружия, способного привести к массовым потерям и чрезмерным разрушениям;

- подотчетность правительственных структур Афганистана перед компаниями, национальными правительствами стран доноров и ООН за целевое использование направляемых на восстановление Афганистана денежных средств. Возможность проведения финансового аудита с допуском компаний в страну и обеспечения их сотрудникам гарантий безопасности;

- общественная подотчетность (гражданский контроль);

- развитие механизма международного мониторинга уничтожения наркоплантаций, рассмотрение сезонных (4 раза в год по числу урожаев опия в течение 1-2 месяцев) результатов в рабочих комитетах и на заседаниях ООН;

- развитие Программы ООН по инфраструктурным инвестициям в экономику Афганистана со стороны мирового сообщества,

Данные принципы должны быть заложены в проект Конвенции ООН по Афганистану, регулированию деятельности частных предприятий в военной сфере и сфере безопасности, разработанных с участием российских экспертов и представленных на региональных консультациях ООН в Москве в октябре 2008 г. и в Бангкоке в октябре 2009 г.

В формате государственно-частного партнерства назрела необходимость выработки под эгидой ООН кодекса поведения

для химической промышленности в целях упорядочения обращения прекурсоров (химических веществ, необходимых для получения конечного наркопродукта). Претворение в жизнь положений такого кодекса могло бы серьезно снизить порог наркоопасности в мире, в первую очередь снизить наркопоток из Афганистана [7].

На повестке дня задача мобилизовать коллективную политическую волю международного сообщества и направить потенциал ООН на нейтрализацию афганской наркоугрозы. Роль России - продолжать всемерно содействовать достижению этой цели.

Как подчеркнул В. В. Путин на 58 сессии Генеральной Ассамблеи ООН: «Инструменты ООН не только востребованы, но просто не заменимы. Другой такой универсальной организации у нас нет. Именно через ООН можно успешно и эффективно согласовывать действия в интересах мира, безопасности и прогресса» [8]. В этой связи роль международных организаций и, прежде всего, ООН должна быть центральной и служить площадкой для координации коллективных действий государств в борьбе с афганской наркоугрозой с целью нахождения взаимоуст-раивающих результатов, основой которых должна стать программа «Новый Афганистан без наркотиков».

1. Гатилов Г.М. Итоги «большого слета» на Генассамблее ООН // Международная жизнь. 2009. № 10. С. 83.

2. Кабулов З. Афганистан полтора года спустя. // Международная жизнь. 2003. № 6. С. 117.

3. Лукин А. ШОС: Итоги российского председательства // Международная жизнь. 2009. № 9. С. 24.

4. Трубников В. Новая философия отторжения терроризма // Международная жизнь. 2003. № 9-10. С. 25.

5. Гончаров П. Афганистан на авансцене мировой политики // Международная жизнь. 2009. № 4. С. 124.

6. Стенограмма выступления министра иностранных дел России С.В. Лаврова на открытой специальной конференции по Афганистану под эгидой ШОС, Москва, 27 марта 2009 г. иКЬ: http://www.mid.ru/ns-rasia.nsf/ Загл. с экрана.

7. Змеевский А. Венские международные организации... // Международная жизнь. 2010. № 8. С. 67.

8. Федотов Ю. ООН - гарант международного

мира и стабильности // Международная Поступила в редакцию 22.01.2011 г.

жизнь. 2003. № 11. С. 36.

UDC 327

ROLE OF RUSSIA AND UNO IN IMPROVING OF POLITICAL INSTRUMENTS OF AFGHANISTAN DRUG THREAT DECISION IN 21st CENTURY

Yevgeniy Vladimirovich Baturin, Russian Academy of Public Administration under the president of the Russian Federation, Moscow, Russia, Candidate of Medicine, Candidate for Doctoral Degree of National and Federative Relations Department, e-mail: saavt@mail333.com

The attention in the article is devoted to the potential of Russia and United Nations Organization in improving of political instruments of Afghanistan drug threat decision in 21st century. The meaning of developing programs of international anti-drug partnership of states both in regions of global drug production and in transit countries and results of such collaboration is stated.

Key words: anti-drug politics; illegal drug trafficking; world drug business; drug traffic; drug production.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.