УДК 159 Басова М.П., Антопольская Т.А.
Басова М.П.
студент
Курский государственный университет (г. Курск, Россия)
Научный руководитель: Антопольская Т.А.
д.пед.н., профессор Курский государственный университет (г. Курск, Россия)
РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОФИЛАКТИКЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация: в статье исследуется специфика подросткового возраста. Рассматриваются позитивные и негативные аспекты влияния компьютерных технологий на формирование и развитие личности подростка. Обозначается роль родителей в профилактике компьютерной зависимости.
Ключевые слова: подростки, особенности возраста, компьютерная зависимость.
Говоря об особенностях подросткового периода невозможно рассуждать о них в отрыве от времени, в век информационных технологий, когда мы не можем отменить влияние компьютера и онлайн игр на формирование и развитие личности подростка. Выделяют негативные и позитивные аспекты использования информационных технологий подростками.
Среди негативных аспектов выделяют: проблемы со здоровьем, такие как нарушение осанки и зрения, у некоторых детей развиваются интернет-зависимость, сетевая зависимость, виртуальная зависимость, зависимость от интернет-поведения, патологическое использование интернета.
Компьютерная зависимость - это поведенческое расстройство, при котором люди играют в компьютерные игры, пользуются Интернетом и социальными сетями, проводят время в бесцельном поиске ненужной информации, чтобы защитить себя от повседневных проблем, избежать депрессии и тревоги [3]. Интернет-зависимость относится к категории нехимических зависимостей, где объектом зависимости является не психоактивное вещество, а поведенческий образ.
В качестве симптомов компьютерной зависимости называют следующие: Ежедневное подключение к Интернету без учета количества времени, проведенного за компьютером,
Потребность проводить все больше и больше времени в Интернете, Создание большого количества адресов электронной почты и других контактных данных,
Потребность использовать интернет для виртуального общения, Потеря интереса к чему-либо, кроме компьютера,
Снижение социальной активности и потеря контактов с друзьями, родственниками и одноклассниками,
Постоянная усталость и недосыпание, Большое количество покупок в интернете,
Ложь членам семьи и учителям о времени, проведенном в Интернете, Симптомы абстиненции, вызывающие тревогу, когда подростки перестают пользоваться Интернетом.
Кроме того, было обнаружено, что интернет-зависимые люди чаще страдают алкогольной и наркотической зависимостью. Это свидетельствует о наличии общих психологических характеристик у молодых людей с аддиктивным поведением, характеризующимся различными формами химической и нехимической зависимости. У интернет-зависимых проявляются и другие скрытые формы зависимости.
В основе всех зависимостей, в том числе и интернет-зависимости, лежат личностные проблемы и дефицит в психике зависимого (дефицит самооценки,
уверенности, успеха, любви, понимания, контроля, свободы и т. д.). Подросток пытается компенсировать эти недостатки с помощью уникального механизма психологической защиты, который называется аддиктивным поведением. Кроме того, компьютерная зависимость имеет ярко выраженные гендерные характеристики. Большинство игроков - мальчики, подростки и мужчины. Лишь небольшое количество девочек страдает компьютерной зависимостью, и они, как правило, менее успешны, чем мальчики. Исследования выявили несколько причин этих гендерных различий, как в области психофизиологических характеристик, так и в области ценностных ориентаций. Одно из объяснений связано с различиями в развитии пространственного восприятия у мальчиков и девочек, которые сохраняются и во взрослом возрасте.
Другое объяснение связано с содержанием компьютерных игр, где основными темами являются насилие, героизм и борьба добра со злом. Традиционно такие темы отвечают желанию идентифицировать себя с сильными личностями и найти себя в новых социальных контекстах. Мальчики чаще идентифицируют себя с главными героями видеоигр, в то время как девочки склонны взаимодействовать с протагонистом и воспринимают свое участие как косвенное [1].
Однако главная угроза, которую несут в себе компьютерные игры, - это их отрыв от традиций, истории и духовных основ общества. Разработка компьютерных игр, финансируемая рынком, практически не заинтересована в формировании здорового социального опыта детей и подростков. Культурные продукты, предлагаемые рынком, мотивированы не развитием и социализацией новых поколений, а экономическими соображениями прибыли и потребления.
Одной из причин компьютерной зависимости является то, что родители поощряют своих детей к компьютерным играм на начальных этапах их пристрастия. Иногда родители видят, как их дети подолгу сидят перед монитором, надеясь, что если они будут так делать, то, возможно, станут родителями нового компьютерного гения. Это происходит потому, что сидение перед компьютером оказывает большее влияние на развивающийся детский
организм, чем на взрослый. Взрослые начинают «осознавать» эту проблему только тогда, когда ребенок перестает подчиняться просьбам выключить компьютер, у него падает успеваемость в школе, ухудшается зрение, он становится раздражительным, портится осанка. В силу возрастных особенностей дети часто не осознают масштабов игры. В результате они подвержены компьютерному синдрому больше, чем старшие. Детские органы еще могут выдерживать физические нагрузки, не осознавая перегрузки, поэтому усталость глаз, рук и позвоночника замечается только после выключения компьютера [5].
Исследователи отмечают, что 85 % родителей не ограничивают время подростка, проведенное за компьютером, 74 % родителей разрешают своим детям смотреть жестокие фильмы или играть в игры, которые они предпочитают. Эти данные свидетельствуют о разрушении глубоких связей между взрослым обществом и детьми и отчуждении детей от мира взрослых. Ребенок стал чужим, нежеланным для множества равнодушных к нему взрослых. Именно взрослые стали авторами «нового мира» - мира искусственного, мертвого, не подвластного воображению ребенка [2].
Так, в рамках нашей работы был проведён опрос среди родителей детей подросткового возраста (12-13 лет), где им были предложены следующие вопросы:
Подросток проводит за компьютером более четырех часов в сутки?
Не начал ли он пренебрегать учебой и прежними увлечениями после покупки компьютера?
Крик и агрессивная реакция обычны для подростка, когда вы пытаетесь отвлечь его от Интернета?
Как часто подросток жертвует сном ради ночных подключений к Интернету?
Как часто вам кажется, что ваш ребенок говорит и думает об Интернете даже тогда, когда он отключен от него?
Уходит ли подросток от ответа на вопрос, что его так привлекает во Всемирной паутине?
Отказывается ли ваш ребенок от встреч с друзьями или от свидания с любимым человеком ради подключения к Сети?
Подросток, приходя домой, первым делом проверяет электронную почту? Вы уплачиваете довольно значительные суммы по телефонным счетам из-за подключений вашего ребенка к Интернету?
В результате данного опроса нами были сделаны следующие выводы:
40
10-20 21-35 36-50
Диаграмма 1.
Среди обучающихся средней школы проблема компьютерной зависимости не выражена ярко, однако родители 10 подростков отмечают, что у их детей-подростков, возможно начинается компьютерная зависимость. Кроме того, 3 родителей, в результате опроса выявили, что у детей-подростков присутствует компьютерная зависимость и, это требует повышенного внимания со стороны родителей и принятия мер по решению данной проблемы (это может быть: отключение интернета, установление родительского контроля на телефон и компьютер, привидение подростка в кружок и другие).
Так как родители, по нашему мнению, играют ключевую роль в профилактике компьютерной зависимости у детей, мы составили следующие рекомендации:
В первую очередь, гаджеты не могут заменить форму досуга для ребенка. Следует строго ограничивать время, проведенное за компьютером,
Подавайте положительный пример. Важно, чтобы слова и действия не противоречили друг другу. Если отец разрешает сыну играть только один час в день, сам он не должен играть три или четыре часа,
Составьте список дел, которыми дети могут заниматься, когда взрослых нет рядом, например, когда они приходят домой из школы.
Объясните ребенку, что, если его что-то беспокоит в Интернете, он должен не скрывать это, а поделиться с вами. Не забывайте спрашивать ребенка о том, что он видит в Интернете,
Важно также, чтобы ребенок знал, что информация в интернете может быть неправдивая. Расскажите ему, что такое ложная информация («фейк» или «вброс»),
Научите ребенка искать информацию с помощью различных поисковых систем. Интернет очень полезен, но они должны понимать, что его нужно использовать как инструмент для образования, а не для досуга,
Будьте внимательны к играм, в которые играют дети, поскольку некоторые из них могут вызывать бессонницу, раздражительность, агрессию и определенные страхи. Необходим строгий и жесткий контроль. Очень важно научить детей критически относиться к компьютерным играм и социальным сетям и показать им, что это лишь малая часть доступных развлечений,
Необходимо также установить на телефон и компьютер родительский контроль, который позволяет отслеживать и контролировать нахождение ребенка в интернете, когда родителей нет рядом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста: учеб. пособ. для студ. учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. -240 с;
2. Куртышева М. Как сохранить психологическое здоровье детей. СПб., 2005;
3. Маслова Ю. В. Позитивные и негативные аспекты использования компьютерных технологий у детей и подростков // ОТО. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pozitivnye-i-negativnye-aspekty-ispolzovaniya-kompyuternyh-tehnologiy-u-detey-i-podrostkov;
4. Мельникова М. В. Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков? // Школа жизни. 2009. N° 2. URL: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22951;
5. Русинова М. М. Роль семьи в профилактике компьютерной зависимости учащихся // НАУ. 2015. №5-3 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-semi-v-profilaktike-kompyuternoy-zavisimosti-uchaschihsya
Basova M.P., Antopolskaya T.A.
Basova M.P.
Kursk State University (Kursk, Russia)
Scientific advisor: Antopolskaya T.A.
Kursk State University (Kursk, Russia)
ROLE OF PARENTS IN PREVENTION OF COMPUTER ADDICTION IN ADOLESCENTS
Abstract: article examines the specifics of adolescence. The positive and negative aspects of the influence of computer technology on the formation and development of a teenager's personality are considered. The role of parents in the prevention of computer addiction is indicated.
Keywords: adolescents, age characteristics, computer addiction.