Заключение. Проведенные исследования показали высокий
антгельминтный эффект от применения фаскоцида гранул при трематодозах крупного рогатого скота.
Литература: 1. Горчаков В.В., Зайцев В.В., Разгулин С.Е., Романова В.Н. // Сб. научн. конф. «Теория и практика борьбы с паразитарными болезнями» 2001. 2. Лабораторные методы исследований в ветеринарии. М., 1953. 3. Филиппов В.В. Эпизоотология гельминтозов сельскохозяйственных
животных - М.: Агропромиздат, 1988.
Therapeutic efficacy of the agent fascocide at trematodoses of ruminants.
Nedereva O.N., Haibrachmanova S.Sh., Engasheva E.S. Nizhegorodsk State Agricultural Academy. All-Russian Scientific Research Institute of Veterinary Sanitary, Hygiene and Ecology.
Summary. Fascocide showed 84,2 and 100% efficacy against Fasciola in cattle given at dose levels of 1 g/10 kg and 1,25 g/10 kg of body weight respectively.
РОЛЬ РЕЗЕРВУАРНЫХ ХОЗЯЕВ В ЭКОЛОГИИ PARAGONIMUS WESTERMANIICHUNENSIS
Нивин Е.А
Лаборатория теоретической и экспериментальной паразитологии
ПГСХА, г. Уссурийск
Трематоды рода Paragonimus имеют сложный биологический цикл. В этом цикле несколько последовательно сменяющих друг друга паразито-хозяинных систем, в каждой из которых паразит проходит часть своего морфогенеза. И только эволюционно сложившаяся экологически адаптированная система паразито-хозяинных взаимоотношений позволяет парагонимусу полностью реализовать свой онтогенез.
В 1976 году I.Miyazaki, S.Habe и I.Miyazaki, H.Hirosa, экспериментально установили, что в организме домашних и диких свиней, а также белых крыс трематоды P. westermani локализуются не в легких, а в мышечных тканях, где они не развиваются, но сохраняют свою жизнеспособность. В 1978 году этот факт подтвердили Ю.В.Курочкин и Г.И.Суханова, указав на возможность существования ранее неизвестной лярвальной формы парагонимоза у человека. Это дает основание для утверждения, что трематоды рода Paragonimus могут иметь не только основной триксенный биологический цикл [1], а и тетраксенный цикл с дополнительным участием резервуарного (паратенического) хозяина.
320
По всей видимости, роль резервуарных хозяев в экологии парагонима достаточно велика, так как позволяет паразиту циркулировать по пищевым цепям и достигать облигатного окончательного хозяина. Этот вывод можно сделать на основании наших исследований в экспериментах с P.w.ichunensis. В организме собак и кошек формирование мариты в легких завершается за 70 дней. В организме несвойственных хозяев (мы использовали кроликов, морских свинок, белых крыс, джунгарских хомячков и белых мышей) этого не происходит и за 25 месяцев культивирования. Личинки, выделенные из мышц, достигают средних размеров 1,25 х 0,37 мм и останавливаются в росте и развитии. При дальнейшем пассаже 70-дневных мышечных личинок от морской свинки к кошке отмечали появление яиц в кале через 92 дня. При пассаже 500-дневных мышечных личинок от белой крысы в организм щенка, яйца в кале появились на 83 день. Двойной пассаж через резервуарных хозяев при свежем материале удается всегда. При первом пассаже приживается от 20 до 46% личинок от заданного количества метацеркариев. При втором пассаже от 10 до 19% от заданного количества мышечных личинок. В наших опытах максимальное время двойного пассажирования в крысах равнялось трем годам. Выжившие личинки второго пассажа, выделенные из резервуарного хозяина, обладают высокой инвазионностью для дефинитивных хозяев. Процент приживаемости у кошек достигает 70, и личинки завершают свой морфогенез в легких до половозрелых особей. Пассаж от кошки к кошке удается личинками на ранних стадиях их развития (не более 3-х недель), задержавшихся в мышечной ткани. Личинки, мигрировавшие в грудную полость, и даже находящиеся в брюшной полости у дифинитивных хозяев имеют к этому времени размер в 2-3 раза превышающий величину мышечных личинок, что, по-видимому, затрудняет трансэнтеропульмональную миграцию. Это еще раз указывает на то, что паразит физиологически зависит от своего хозяина и тех биохимических процессов, которые протекают в нем.
Обитание в условиях, отличающихся от количественных и качественных характеристик элементов питания от облигатной трофической нормы, ведет к остановке темпов морфогенеза парагонима, но сохраняет ему жизнеспособность и инвазионность. Вероятно, личиночные стадии парагонима обладают слабой хозяинной специфичностью (среди резервуарных хозяев), так как заражение белых крыс, мышей, морских свинок, кроликов, хомячков метацеркариями P.w.ichunensis идет достаточно успешно, но линейные размеры личинок в процессе культивирования в этих организмах и не совершивших трансэнтеропульмональную миграцию почти не изменяются. Репродуктивные органы мышечных личинок остаются в зачаточном состоянии, как у только что эксцистированных метацеркариев. Учитывая, что в резервуарном хозяине личиночная стадия P.w.ishunensis живет достаточно долго (в наших опытах в мышах, крысах, хомячках всю их жизнь), а окончательными хозяевами, как правило, являются хищники, то участие личинок в завершении биологического цикла вполне вероятно. Это можно предположить и на основании данных В.Г.Юдина [4] - специалиста по
321
хищным млекопитающим Дальнего Востока. По его мнению, вероятность поедания хищниками раков, инвазированных метацеркариями, и прямого заражения их парагонимозом ничтожно. И в то же время по сведениям П.С.Посохова и др. [3] эти трематоды найдены у 45% лисиц и 11% волков в пойме реки Уссури. При исследовании 12 собак и 10 кошек в верховьях Уссури трематоды выделены от 3 собак (25%) и 8 кошек (80%), что указывает на высокий уровень инвазии в природных и синантропных очагах парагонимоза на юге Дальнего Востока.
Влияние гостальной среды, её физиологических и биохимических особенностей, степень взаимной адаптации паразита и хозяина как компонентов паразитарной системы, играют важную роль в экологии парагонимид. Паратенический паразитизм занимает важное место в экологии парагонимусов, позволяя им при благоприятных условиях вернуться в цепь правильного биологического цикла и дать начало новой генерации гельминта, что в целом повышает надежность этой паразитарной системы.
Литература: 1. Галактионов К.В., Добровольский А.А. Происхождение и эволюция жизненных циклов трематод. СПб: Наука, 1998. 404 с. 2. Курочкин Ю.В., Суханова Г.И. // Медицинская паразитология - 1978.-т.47.- №6 - С. 3639. 3. Посохов П.С., Довгалев А.С., Синович Л.И., Шибанова Л.В.// Медицинская паразитология и паразитарные болезни. - 1981. - №2. - С. 9-14. 4. Юдин В.Г. Волк Дальнего Востока России. Благовещенск: ДВО РАН, 1992.-С.163-179. 5. Miyazaki I., Habe S. // J. Parasitol., 1976.- V. 62 (4 ).- P.646-648. 6. Miyazaki I., Hirosa H. // J.Parasitol., 1976. - V. 62 (5).- P. 836-837.
Role of reservoir hosts in ecology of Paragonimus westermani ichinensis
Nivin E.A. Laboratory of Theoretical and Experimental Parasitology of PSAA, Ussuriisk.
Summary. Reservoir hosts play the significant role in ecology of P. westermani ichiensis as they allow a parasite to circulate in food chains and to achieve the definitive host. The latter provide the appearance of new helminth generation what increases the reliability of parasitic system at whole.
322