Научная статья на тему 'Роль ревизионной деятельности в обеспечении финансовой безопасности Украины'

Роль ревизионной деятельности в обеспечении финансовой безопасности Украины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / STATE FINANCIAL CONTROL / FINANCIAL SECURITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Червяков И. М., Дудин Н. Н.

Показана связь между функциями государственного финансового контроля и уровнем финансовой безопасности. На конкретных примерах доказано, что государственная контрольно-ревизионная служба является одним из важнейших контролирующих органов в государстве, от работы которого в значительной степени зависит финансовая безопасность государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of auditing activity in maintenance of financial safety of Ukraine

The connection between the functions of state financial control and the level of financial security. With specific examples proved that the State Audit office is one of the most important regulatory bodies in the state, from whose work depends largely on the financial security of the state.

Текст научной работы на тему «Роль ревизионной деятельности в обеспечении финансовой безопасности Украины»

Державн£^егулювання^коном1ки

Аннотация. В статье рассмотрены проблемные вопросы формирования доходной базы местных бюджетов в условиях финансово-экономического кризиса, а также влияние бюджетно-налогового реформирования на обеспечение их финансовой достаточности.

Ключевые слова: местные бюджеты, доходы местных бюджетов, бюджетная реформа, финансовая достаточность местных бюджетов.

Summary. In article problem questions of formation of profitable base of local budgets in the conditions of financial and economic crisis, and as influence of budgetary-tax reforming on strengthening of their financial self-sufficiency are considered.

Keywords: Local budgets, Incomes of local budgets, Budgetary reform, Financial self-sufficiency of local budgets.

Рецензент к.е.н,доцент УкрДАЗТПрохороваВ.В. Експерт редакцшног колегй' к.е.н., доцент УкрДАЗТ Полякова О.М.

УДК 343.37

РОЛЬ РЕВИЗИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ УКРАИНЫ

Червяков И.М., к.э.н., доцент (КРУ Харьковской обл.), Дудин Н.Н., преподаватель (ХНУВД)

Показано зв'язок м1ж функцгями державного фтансового контролю та ргвнем фтансово'1 безпеки. На конкретних прикладах доведено, що державна контрольно-ревЫйна служба е одним з найважливших контролюючих оргатв в державi, вгд роботи якого в .значнШ м1р1 залежить фтансова безпека держави.

Ключовi слова: державний фшансовий контроль, фтансова безпека.

Постановка проблемы и ее связь с научными и практическими задачами.

Важнейшей функцией государственного финансового контроля является и впредь останется обслуживание процесса формирования и использования фондов финансовых ресурсов, среди которых главным инструментом реализации государственной политики в любой стране является бюджет. Обеспечение в Украине контроля в части эффективного и целевого использования бюджетных средств возложено на государственную контрольно-ревизионную службу (ГКРС).

ГКРС является одним из важнейших контролирующих органов в государстве, от работы которого в значительной степени зависит финансовая безопасность государства. Поэтому исследование проблем, связанных с ролью, функциями, задачами ГКРС, развитием службы является актуальным на сегодня.

В последние годы основное внимание финансистов было в большей мере направлено на разработку проблем формирования и развития независимого аудиторского финансового контроля.

Существующая проблема состоит в том, что недостаточно внимания уделяется

государственному финансовому контролю [1].

Объяснить это можно тем, что процессы разгосударствления, приватизации, возрождение отношений частной собственности, конечно, требуют развития такой формы контроля. А поскольку значение государственных финансов в странах с развитой рыночной экономикой растет и дальше, то вместе с этим развивается и совершенствуется механизм управления государственными средствами и контроль над их использованием.

Анализ последних исследований и публикаций. Раскрытию проблем развития государственного финансового контроля и отдельным вопросам безопасности финансово-бюджетной сферы посвящены публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Теоретические и методологические основы системы государственного финансового контроля отражены в работах таких зарубежных авторов как: А. Аренс, Ш. Бланкарт, Дж.Ваттс, Р.де

© Червяков И.М., Дудин Н.Н.

BiciiiiK' економжи транспорту i промисловост1 № 34, 2011

Державн£^егулювання^коном1ки

Конинг, Дж.Лоббек, Л. Олофссон, К. Стэнтон, и других.

Различными аспектами проблем государственного финансового контроля и экономической безопасности занимались отечественные специалисты: А. Барановский, С. Варналий, А. Василик, М. Ермошенко, Я. Жалило, Е. Калюга, В. Кравченко, А. Максюта, В. Мельничук, В. Мунтиян, Г.Пастернак-Таранушенко, В. Савченко, И. Стефанюк, В. Федосов и др.

Нерешенная часть проблемы -выяснение связи между государственным финансовым контролем и финансовой безопасностью. В этом состоит цель статьи.

Изложение основного материала. Финансовую безопасность любого государства определяет, прежде всего, ее финансовая независимость. При этом, по А. Барановскому, уровень финансовой безопасности обусловлен не менее чем 12 факторами, главное место среди которых занимают бюджетная безопасность и борьба с финансовыми преступлениями [1].

Такие факторы как: спад производства, увеличение дефицита государственного бюджета, игнорирование интересов собственных

товаропроизводителей, рост инфляции, тенизация, криминализация экономики и др. могут привести к нарушению финансовой безопасности государства, а, в конечном итоге, к росту зависимости государства от воздействия внешних и внутренних детерминантов, действия которых не всегда направлены в интересах большинства ее населения.

Длительное проявление финансовой безопасности создает предпосылки для нарушения экономической и даже национальной безопасности государства.

Для нормального функционирования государственного устройства весьма важно, чтобы органы управления государством своевременно и полно выявляли проблемы общественной жизни, что может иметь решающее значение для совершенствования законодательных актов, а за их реализацию - для гарантирования финансовой безопасности страны.

Таким образом, неотъемлемой частью управления государством является контроль, который позволяет не только обнаруживать, но и предотвращать ошибки и оплошности в работе, искать новые резервы и возможности.

Методологически сущность финансового контроля, как понятие, сводится к процессу изучения, сравнения, выявления, фиксации проблемы, содержания и отражения в учете хозяйственных операций и принятия мер по их решению, устранению нарушений и предупреждению их в дальнейшем.

Также очень важным является управленческий аспект, согласно которому контроль можно рассматривать как функцию, подсистему и элемент процесса менеджмента в финансовом секторе народного хозяйства. Такой подход должен предусматривать рассмотрение контроля как системы, какой являются контролирующие субъекты, подконтрольные объекты и контрольные действия.

Учитывая актуальность государственного управления, вызванную необеспеченностью экономики достаточным объемом финансовых ресурсов, ведущая роль в регулировании их потоков, рациональном и эффективном использовании принадлежит системе

государственного финансового контроля, к которой относятся кроме государственной контрольно-ревизионной службы, органы государственного казначейства, государственной налоговой службы, государственной инспекции по контролю за ценами, парламентского контроля и некоторые другие.

Государственная контрольно-ревизионная служба - является важным органом государственного финансового контроля, который осуществляет контроль бюджетных учреждений в селах вплоть до министерств и ведомств. Ее важнейшими функциями являются [2]:

1) организация работы контрольно-ревизионных подразделений в Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе по проведению государственного финансового контроля, обобщение результатов ревизий и проверок в случаях, предусмотренных законодательством, сообщение о них органам законодательной и исполнительной власти;

2) проведение в подконтрольных учреждениях ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых ресурсов, необоротных и прочих активов, проверка правильности определения потребности в бюджетных средствах и взятия обязательств, состояния и достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

3) осуществление государственного финансового аудита выполнения государственных (бюджетных) программ, деятельности бюджетных учреждений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, а также других субъектов хозяйствования, получающих (получавших в проверяемом периоде) средства из бюджетов всех уровней и государственных фондов или использующих (использовавших в проверяемом периоде) государственное или коммунальное имущество.

4) осуществление контроля над устранением недостатков и нарушений, выявленных во время проведения государственного финансового контроля;

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

де£жавне-регулюванняеконом1Ки

5) разработка нормативно-правовых актов и методических документов по вопросам своей деятельности;

6) осуществление методологического руководства и контроля за деятельностью подчиненных контрольно-ревизионных подразделений, обобщение опыта проведения государственного финансового контроля и его распространение среди контрольно-ревизионных служб, разработка предложений по совершенствованию государственного финансового контроля.

7) проведение проверок государственных закупок и осуществление прочих функций в соответствии с Законом Украины «О закупке товаров, работ услуг за государственные средства».

Успешная реализация указанных функций предполагает постоянный контроль за использованием бюджетных средств, в том числе государственного бюджета на местах силами ГКРС. Это целесообразно как с точки зрения профилактики финансовых нарушений, так и с точки зрения объективной оценки величины экономического эффекта такого контроля.

Осуществляя по собственной инициативе ревизии и проверки за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранностью, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах, ведомствах, государственных комитетах, государственных фондах, а также на предприятиях и организациях, получающих средства из бюджетов всех уровней и

государственных валютных фондов а по поручению правоохранительных органов - и в остальных субъектов хозяйствования, разрабатывая предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и предупреждению их в дальнейшем, ГКРС тем самым способствует сокращению потребности в бюджетных средствах, наполнению доходной части бюджетов и государственных фондов и предупреждает финансовые нарушения и преступления. Свою специфическую роль ГКРС играет также в раскрытии и предотвращении возникновения "теневой" экономики, которая определяется как экономическая деятельность субъектов

хозяйствования, не учитывается, не контролируется и не облагается государством, и направлена на получение дохода путем нарушения действующего законодательства.

Основываясь на выполненных выше теоретических выкладках, рассмотрим и проанализируем ряд характерных примеров оценки управленческо - хозяйственной деятельности ряда предприятий Харьковской области, взятых из практической деятельности КРУ Харьковской области [4].

В таблице 1 представлена оценка деятельности некоторых предприятий Харьковской области. Анализ результативности деятельности представлен тремя параметрами: эффективность управленческих решений; правильность ведения бухгалтерского учета; финансовый параметр, отражающий размер финансовых нарушений.

Таблица 1

Оценка управленческо-хозяйственной деятельности некоторых предприятий Харьковской области

Наименование Управленческие решения (действия) Правильность ведения бухгалтерского учета Суммы финансовых нарушений, грн.

ФБУ "Укрбургаз" Эффективные Правильно 2866020,0

Укргазпромгеофизика Эффективные Правильно

«Харьковтрансгаз» ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины» Неэффективные Неправильно 4590734,00

«Укргазспецстроймонтаж» Неэффективные Неправильно 32302812,39

ГПУ «Харьковгаздобыча» Неэффективные Неправильно 49026827,07

Имел место ряд

ГП "ХЗШВ" неэффективных финансово-хозяйственных операций Неправильно 1622111,72

ГПУ «Шебелинкагаздобыча» Филиалы убыточны Правильно 10054560,00

Филиал «Научно- Неэффективные

исследовательский и проектный институт транспорта газа» ДК «Укртрансгаз» НАК «Нафтогаз Украины» управленческие действия Правильно 280869,40

КП «Надежда-2» Неэффективные Неправильно 123551,00

КП "Флора-сервис" Неэффективные Неправильно 588363,88

Разработано авторами на основе данных КРУ Харьковской области

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 34, 2011

державне-ретулюванняеконом^и

Данные, обобщенные в аналитической таблице 1, - это результат плановых проверок областным контрольно-ревизионным управлением в Харьковской области за 2010 год [4].

Анализ табл. 1 позволяет сделать следующие выводы.

1. На подавляющем большинстве государственных предприятий слаб уровень менеджмента (на 8 из 10).

2. При осуществлении операций бухгалтерского учета допускаются грубые ошибки.

3. Результатами предыдущих действий явились финансовые нарушения, приведшие к нерациональному использованию денег.

Представленные результаты с большой долей достоверности говорят о возможности наличия на большинстве проверенных предприятий действия коррупционных схем, теневой экономики.

Перспективы дальнейших исследований. Таким образом, актуальными являются проблемы

предотвращения проявлений коррупции и теневой экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барановський О.1. Фшансова безпека в Укра1ш (методолопя оцшки та мехашзми забезпечення) / Автореф. дис... д-ра екон. наук: 08.04.01 / О.1. Барановський; НАН Украши. 1н-т екон. прогнозування. — К., 2000. — 36 с. — укр.

2. Закон Украши «Про державну контрольно-ревiзiйну службу в УкрашЬ» // Вiдомостi Верховно! Ради Украши (ВВР), 1993, N 13, ст. 110

3. http://www.pravoved.in.ua/section-

law/ 122-zuokrsu/996-glava02. html [Электронный документ] - назв. с экрана.

4. kru@kharkov.com [Электронный документ] - назв. с экрана.

Аннотация. Показана связь между функциями государственного финансового контроля и уровнем финансовой безопасности. На конкретных примерах доказано, что государственная контрольно-ревизионная служба является одним из важнейших контролирующих органов в государстве, от работы которого в значительной степени зависит финансовая безопасность государства.

Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансовая безопасность.

Summary.. The connection between the functions of state financial control and the level of financial security. With specific examples proved that the State Audit office is one of the most important regulatory bodies in the state, from whose work depends largely on the financial security of the state.

Keywords: state financial control, financial security.

Рецензент д.э.н., профессор ХНУ им. Каразина Задорожный Г.В.

Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Назаренко И.Л.

Вкник економжи транспорту i промисловост № 34, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.