Научная статья на тему 'РОЛЬ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ'

РОЛЬ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ресторанная критика / ресторанная журналистика / социальные коммуникации / restaurant criticism / restaurant journalism / social communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Силкин Владимир Владимирович, Леонтьева Елизавета Александровна

Настоящая статья посвящена анализу современных типов критики, актуальных для медиадискурса. Акцентируются особенности реализации ресторанной критики в современной системе журнальных периодических СМИ. На основе изучения предшествующего научного опыта теоретическому осмыслению подвергаются явления ресторанной критики применительно к медиадискурсу, определяется влияние типологических характеристик издания на воплощение ресторанной критики. В статье рассматриваются основные жанры медиатекстов ресторанной критики, характерные для каждого из типов журнальных СМИ. Данная работа опирается на фундаментальные исследования в области лингвистики, культурологии, психологии, социологии, труды по теории журналистики и массовых коммуникаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RESTAURANT CRITICISM IN THE SOCIAL COMMUNICATION SYSTEM

This article is devoted to the analysis of modern types of criticism relevant to the media discourse. The features of the implementation of restaurant criticism in the modern system of magazine periodicals are emphasized. Based on the study of previous scientific experience, the phenomena of restaurant criticism in relation to media discourse are subjected to theoretical understanding, the influence of typological characteristics of the publication on the embodiment of restaurant criticism is determined. The article examines the main genres of media texts of restaurant criticism, characteristic of each type of magazine media. This work is based on fundamental research in the field of linguistics, cultural studies, psychology, sociology, works on the theory of journalism and mass communications.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ»

■ ■ ■ РОЛЬ РЕСТОРАННОЙ КРИТИКИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ

Силкин В.В., Леонтьева Е.А.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Аннотация. Настоящая статья посвящена анализу современных типов критики, актуальных для медиадискурса. Акцентируются особенности реализации ресторанной критики в современной системе журнальных периодических СМИ. На основе изучения предшествующего научного опыта теоретическому осмыслению подвергаются явления ресторанной критики применительно к медиадискурсу, определяется влияние типологических характеристик издания на воплощение ресторанной критики. В статье рассматриваются основные жанры медиатекстов ресторанной критики, характерные для каждого из типов журнальных СМИ. Данная работа опирается на фундаментальные исследования в области лингвистики, культурологии, психологии, социологии, труды по теории журналистики и массовых коммуникаций.

Ключевые слова: ресторанная критика, ресторанная журналистика, социальные коммуникации.

Для цитирования: Силкин В.В., Леонтьева Е.А. Роль ресторанной критики в системе социальных коммуникаций // Коммуникология: Электронный научный журнал. Том 8. N4. 2023. C. 28-34.

Сведения об авторах: Силкин Владимир Владимирович, доктор политических наук, профессор, декан факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС; Леонтьева Елизавета Александровна, студент факультета журналистики ИГСУ РАНХиГС. Адрес: 119571, Россия, г. Москва, проспект Вернадского, 84. E-mail: leonteva.pr@gmail. com

Статья поступила в редакцию: 28.09.2023. Принята к печати 24.12.2023.

Введение

С теоретической точки зрения критика рассматривается как самопознание культуры, дополняемое изучением отношений между культурой и обществом. Благодаря своему присутствию критика характеризуется как фактор, способствующий продуктивному отбору знаний и исторического опыта. Критика предполагает сочетание когнитивной и социальной ориентации, что соответствует тенденции общественного развития. В связи с этим в современном мире, помимо традиционной критики искусств (литературы, музыки, театра, кино и т. д.), получили развитие архитектурная критика, критика дизайна, кулинарная критика, то есть критическая оценка презентаций в различных кулинарных школах и ресторанах. По мнению Е.Д. Добряковой, журналиста и публициста: «Ресторанная критика является важным элементом социальной коммуникации, поскольку она не только оценивает кулинарные заведения, но

и формирует общественное мнение о качестве сервиса, атмосфере и кулинарных тенденциях» [Добрякова: 139-146].

Медиакритика как профессиональная рефлексия и журналистская самокритика

Медиатизация общества, выражающаяся в повсеместном распространении и влиянии СМИ на общественно-политическую жизнь и культурные процессы, привела к возникновению новой области критического творчества - медиакритики, которая приобрела большое значение. По мнению Ю.В. Маркиной: «Медиакритика - это «оценочное понимание социальной функции СМИ» [Маркина: 114-118]. Ю.В. Маркина, вслед за

А.П. Колоченским, утверждает, что медиакритика относится к «творческому полю оценки и анализа медиапродукции». Объектом медиакритики являются форма и содержание информационных продуктов, их смысл, воздействие на аудиторию и взаимодействие. Первичным материалом, анализируемым, интерпретируемым и оцениваемым в медиакритике, является медиапродукт. Медиакритика тесно связана с другими областями критики и творческой журналистики, такими как кинокритика, литературная критика, театральная критика и музыкальная критика. Медиакритика позволяет выявить степень достоверности и полноты медиарепрезентаций социальных явлений и процессов, соотнести формируемую СМИ картину и образ действительности с объективной реальностью. В настоящее время А.П. Колоченский

делит медиакритику на три типа. Академическая медиакритика направлена на исследования ученых и журналистов, оценивает процессы в СМИ и опирается на использование научных методов и приемов. Корпоративная медиакритика - профессиональная рефлексия и журналистская самокритика, которая помогает повысить квалификацию работников СМИ и осмыслить профессиональные нормы и ценности. Масс-медийная критика обращена к широкой аудитории и может рассматриваться как часть социального медиаобразования.

Ресторанная критика: определение, сущность

В исследованиях, посвященных месту ресторанной критики в современных СМИ, термин «ресторанная критика» сформулирован недостаточно четко. Три исследователя предложили понятие «ресторанная критика», но не вполне согласны с ним; в работе Е.К. Ревы сделана попытка определить ресторанную критику как разновидность критики сервиса, но это не совсем точно связано с мотивами потребления ресторанных услуг [Рева: 6875]. Т. С. Сараева обращает внимание на рассмотрение ресторанной критики в коммерческих СМИ и в связи с этим ограничивает определение ресторанной критики такими периодическими изданиями [Сарычева: 95-99], Е.Д. Добрякова считает ресторанную критику разновидностью искусствоведения и рассматривает ресторан как произведение искусства, где шеф-повар -художник, а турист - читатель и т.д. Он использует такие метафоры, как шеф-повар - художник, а турист - читатель. Такой подход противоречит реальной

жизни, где рестораны работают с очень специфическими характеристиками, не имеющими ничего общего с художественными текстами. На основе научных исследований ресторанов с критической точки зрения социологии, экономики, психологии и лингвистики мы пытаемся определить понятие «ресторанная критика». Ресторанная критика оценивает, с одной стороны, как представлена цель посещения ресторана, а с другой - насколько хорошо представлены составляющие ресторанной концепции (ресторанные блюда, фирменные блюда, винная карта, дизайн интерьера, культура обслуживания, музыкальное сопровождение, транспортное сообщение, парковка, цены). Оценка основывается на том, насколько полно представлены эти элементы. Важно отметить, что репрезентация ресторанных обзоров в медиатекстах носит документально-публицистический характер. А.Н. Тепляшина писала: «Ресторанная критика влияет на выбор потребителей, создает тренды в гастрономической индустрии и способствует развитию культуры питания в обществе».

В зависимости от типа издания журналисты будут смотреть на ресторанную концепцию с разных точек зрения. Обратите внимание на корреляцию между выбором ресторана для повышения или подтверждения своего социального статуса и престижа и выбором соответствующего издания. Журналистам не чужда эта взаимосвязь, которая позволяет рассматривать рестораны в свете целей их читателей. Таким образом, работа ресторанного критика заключается в том, чтобы увидеть ресторан глазами клиента. Ресторан можно рассматривать глазами поставщика услуг только в том случае, если он удовлетворяет культурную потребность путешественников в знакомстве с местным фольклором, музыкой, искусством, танцами, живописью или природными богатствами. Кроме того, рестораны часто выполняют несколько функций и являются чем-то большим, чем просто местом, где можно поесть и выпить. Как отмечают Л.А. Любимова и С.Н. Молева, «это сочетание ранее несовместимых видов бизнеса - клубов и кафе, галерей и ресторанов, салонов красоты и кафе, - среди которых интеллектуальные развлечения выходят на лидирующие позиции. Поэтому важно учитывать, что ресторанная критика -это не искусствоведение в чистом виде, а искусствоведение с элементами сервисной критики».

Ресторанные обзоры и критика

Изучение содержания журналов и изданий показывает, что ресторанные обзоры получили развитие в таких областях, как бизнес, литература, география, путешествия и гастрономия.

Причины той или иной роли ресторанных обзоров во всех типах СМИ кроются в предпочтениях целевой аудитории и целях издания. Так, для целевой аудитории качественной журналистики рестораны - это места отдыха и общения. В географических изданиях рестораны рассматриваются как носители культуры, причем не только кулинарной, но и культуры страны в целом. Деловые новости фокусируются на ресторанной индустрии, подчеркивая, что рестораны являются частью коммерческой ткани общества.

Гастрономические новости, напротив, рассматривают рестораны как центры высокой кухни и вкусной кулинарии, которую можно адаптировать в рамках домашней кухни.

Деловые новости («Эксперт», «Newsweek», «РБК», «Профиль»), напротив, рассматривают рестораны как функциональные средства передвижения и специализируются на статьях о них. В целом, функциональный характер деловой прессы зависит от характера целевой аудитории и характера обрабатываемой информации. Основная функция деловой прессы - быть надежным источником информации о важнейших процессах общественного производства и социальной жизни. Основными характеристиками информации в деловой прессе являются ее практичность и сжатые сроки ее потребления, обусловленные занятостью целевой аудитории и точным знанием требуемой информации.

Ресторанные обзоры в деловых изданиях представлены аналитическими жанрами, такими как комментарии и тематические статьи. Обзоры в деловых журналах рассматривают рестораны как механизм бизнеса, о чем свидетельствует их специализированная лексика. Медиа-статьи, публикуемые в деловых журналах, по признакам жанра относятся к проблемным статьям. Этот тип статьи требует глубокого исследования, хорошей компетенции, сильной позиции в защиту точки зрения журналиста и убедительных доказательств по выбранному вопросу. Тематические статьи в деловых журналах часто носят противоречивый характер и содержат несколько точек зрения на исследуемый вопрос. Автор тематической статьи фокусируется не на одной, а на группе организаций, чтобы проиллюстрировать тему, описанную в подзаголовке, а также на мнении шефа или владельца, который становится экспертом по исследуемому вопросу, что также отражается в тематической статье. И.В. Показаньева в своем исследовании пишет: «Ресторанная критика может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на ресторанный бизнес, поэтому важно осуществлять ее объективно и профессионально» [Показаньева].

По мнению О.В. Овсянниковой, журналиста и писателя: «Журналисты, занимающиеся ресторанной критикой, выполняют важную функцию информирования общественности о новых ресторанах, кулинарных трендах и культуре питания, что способствует повышению кулинарной осведомленности в обществе» [Овсянникова, Насонова: 91-94].

Выводы. Можно подытожить, что помимо традиционных видов критики, появляется современная сервисная и художественная критика. К ним относится и ресторанная критика, однако на данном этапе развития лингвистических и журналистских исследований ресторанная критика не имеет точного определения. В данном исследовании предпринята попытка дать определение ресторанной критике. Цель - рассмотреть рестораны как носителей компонентов популярных мест питания с объективной точки зрения и как проводников мотивов, побуждающих целевых читателей СМИ стать ресторанными туристами, с субъективной точки зрения. Ресторанная критика

находит отражение в деловых, глянцевых, географических, туристических и гастрономических газетах, каждая из которых имеет свой специфический жанр и целевую аудиторию для выражения ресторанной критики.

Источники

Добрякова Е.Д. (2017). Трансформация русской критики: от литературно-художественной до ресторанной / Медиапространство многополярного мира. Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН). 234 с.

Маркина Ю.В. (2016). Медиакритика и кинокритика: аспекты медиаобразования и коммуникационной культуры / Научные ведомости. Серия Гуманитарные науки. No 21 (242). Вып. 31. 189 с.

Овсянникова Е.К. Насонова М.В. Овсянникова Л.В. (2019). Проблема формирования гендерных стереотипов в дискурсе глянцевых журналов: социологический аспект /Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 128 с.

Рева Е.К. (2017). Гастрономический дискурс в контексте конструирования межэтнических отношений / Гуманитарный вектор. Т. 12. No 5. 92 с.

Сарычева Т.С. (2017). Гастрономический контент СМИ: типологический и географический подходы изучения /Труды Ростовского Государственного университета путей сообщения: Ростовский государственный университет путей сообщения. No1 (38). 175 с.

Тепляшина А. Н. (2015). Профессиональная критика ресторанов в деловой прессе как фактор жанровой модификации рецензии / Вестник Томского государственного университета. Филология. No 2 (34). 258 с.

Показаньева И.В. (2019). Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства / Электронный научный журнал «Медиаскоп».: http://www.mediascope.ru/node/1385

Daniel Martha. Inside the Weird World of Restaurant Critics/ https://getpocket.com/explore/item/inside-the-weird-world-of-restaurant-critics

Durack Terry. The role of a restaurant critic in the digital age. https://web.archive.org/web/20171207010656/http://www.smh.com.au/good-weekend/the-role-of-a-restaurant-critic-in-the-digital-age-20161201 -gt1ndf.html

Escarcega Patricia I. (2021). U.S. restaurant criticism was evolving well before Covid-19. The pandemic revealed why critics need to keep embracing change. https://thecounter.org/covid-19-restaurant-criticism-evolving-changes-food-medi a/

O'Mahony Claire. The Development of Newspaper Restaurant Criticism in Ireland, 1988— 2008. Technological University Dublin.

https://arrow.tudublin.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1015&context=tfschcafdis

Schroeder, J.J. (1985). 'Restaurant critics respond: We're doing our job'. Cornell Hotel & Restaurant Administration Quarterly, 25, pp.57-63.

■ ■ ■ THE ROLE OF RESTAURANT CRITICISM IN THE SOCIAL COMMUNICATION SYSTEM

Silkin V.V., Leontieva E.A.

Abstract. This article is devoted to the analysis of modern types of criticism relevant to

the media discourse. The features of the implementation of restaurant criticism in the

modern system of magazine periodicals are emphasized. Based on the study of previous scientific experience, the phenomena of restaurant criticism in relation to media discourse are subjected to theoretical understanding, the influence of typological characteristics of the publication on the embodiment of restaurant criticism is determined. The article examines the main genres of media texts of restaurant criticism, characteristic of each type of magazine media. This work is based on fundamental research in the field of linguistics, cultural studies, psychology, sociology, works on the theory of journalism and mass communications.

Keywords: restaurant criticism, restaurant journalism, social communications.

For citation: Silkin V.V., Leontieva E.A. The role of restaurant criticism in the system of social communications // Communicology: Electronic Scientific Journal. Vol. 8. N4. 2023, pp.28-34.

Inf. about the authors: Silkin Vladimir Vladimirovich, Dr. Sc. (Pol.), professor, dean of the Faculty of journalism, Institute of Public Administration and Civil Service, RANEPA; Leonteva Elizaveta Aleksandrovna, student of the Faculty of journalism, RANEPA Address: 119571, Russia, Moscow, Vernadsky av., 84. E-mail: leonteva.pr@gmail.com

Received: 28.09. Accepted: 24.12.2023. References

Daniel Martha. Inside the Weird World of Restaurant Critics/ https://getpocket.com/explore/item/inside-the-weird-world-of-restaurant-critics

Dobryakova E.D. (2017). The Transformation of Russian Criticism: from literary and artistic to restaurant / Media Space of a multipolar world. Moscow: Peoples' Friendship University of Russia (RUDN). 234 p .(In Rus).

Durack Terry. The role of a restaurant critic in the digital age. https://web.archive.org/web/20171207010656/http://www.smh.com.au/good-weekend/the-role-of-a-restaurant-critic-in-the-digital-age-20161201 -gt1ndf.html

Escarcega Patricia I. (2021). U.S. restaurant criticism was evolving well before Covid-19. The pandemic revealed why critics need to keep embracing change. https://thecounter.org/covid-19-restaurant-criticism-evolving-changes-food-medi a/

Ivaneva I.V. (2019). The problematic field of travel journalism as a phenomenon of modern media space / Electronic scientific journal "Mediascope".: http://www.mediascope.ru/node/1385 (In Rus.).

Markina Yu.V. (2016). Media criticism and film criticism: aspects of media education and communication culture / Scientific Bulletin. The Humanities series. No. 21 (242). Issue 31. 189 p. (In Rus.).

O'Mahony Claire. The Development of Newspaper Restaurant Criticism in Ireland, 1988— 2008. Technological University Dublin.

https://arrow.tudublin.ie/cgi/viewcontent.cgi?article=1015&context=tfschcafdis

Ovsyannikova E.K. Nasonova M.V. Ovsyannikova L.V. (2019). The problem of the formation of gender stereotypes in the discourse of glossy magazines: a sociological aspect /Humanities, socio-economic and social Sciences. 128 pages .(In Rus.).

Reva E.K. (2017). Gastronomic discourse in the context of the construction of interethnic relations / Humanitarian vector. Vol. 12. No. 5. 92 p. (In Rus.).

Sarycheva T.S. (2017). Gastronomic media content: typological and geographical approaches of study /Proceedings of the Rostov State University of Railway Engineering: Rostov State University of Railway Engineering. No. 1 (38). 175 p. (In Rus.)

Schroeder, J.J. (1985). 'Restaurant critics respond: We're doing our job'. Cornell Hotel & Restaurant Administration Quarterly, 25, pp.57-63.

Teplyashina A. N. (2015). Professional criticism of restaurants in the business press as a factor of genre modification of the review / Bulletin of Tomsk State University. Philology. No. 2 (34). 258 p. (In Rus).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.