Научная статья на тему 'Роль религиозных объединений как института гражданского общества в современной России'

Роль религиозных объединений как института гражданского общества в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4424
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ИСЛАМ / НКО / ПРАВОСЛАВИЕ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Екатерина Олеговна

В статье анализируется проблема формирования и развития гражданского общества в современной России. Автор делает попытку выделить причины низкой гражданской активности религиозных объединений. Делается вывод о недостаточном внимании государства к данной проблематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the formation and development of civil society in modern Russia. The author attempts at revealing the causes of low civic activity of religious organizations. A conclusion is made on a lack of government attention to the problem regarded.

Текст научной работы на тему «Роль религиозных объединений как института гражданского общества в современной России»

БОНДАРЕНКО Е. О.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Аннотация. В статье анализируется проблема формирования и развития гражданского общества в современной России. Автор делает попытку выявить причины низкой гражданской активности религиозных объединений. Делается вывод о недостаточном внимании государства к данной проблематике.

Ключевые слова: гражданское общество, гражданская активность, религиозные объединения, православие, ислам, НКО.

BONDARENKO E. O.

THE ROLE OF RELIGIOUS ORGANIZATIONS AS AN INSTITUTE OF CIVIL SOCIETY IN MODERN RUSSIA Abstract. The article considers the formation and development of civil society in modern Russia. The author attempts at revealing the causes of low civic activity of religious organizations. A conclusion is made on a lack of government attention to the problem regarded.

Keywords: civil society, civic activity, religious organization, Orthodoxy, Islam, non-profit organization.

Сегодня в России развитию гражданского общества уделяется большое внимание. Это следует из послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию в 2014 году: «Главное сейчас - дать гражданам возможность раскрыть себя. Свобода для развития в экономике, социальной сфере, в гражданских инициативах - это лучший ответ как на внешние ограничения, так и на наши внутренние проблемы. И чем активнее граждане участвуют в обустройстве своей жизни, чем более они самостоятельны как экономически, так и политически, тем выше потенциал России», - сказал Владимир Путин [1].

Гражданское общество можно охарактеризовать как сложную структуру, которая включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и иные отношения. Главное отличие гражданского общества от государственных структур в том, что в нем в значительной степени преобладают горизонтальные отношения, основанные на конкуренции и взаимодействии между равноправными и юридически свободными субъектами. Одно из преимуществ гражданского общества заключается в способствовании укреплению и развитию демократических институтов путем передачи государством своих властных полномочий определенным общественным организациям и органам самоуправления.

Формирование и развитие правового государства во многом зависит от уровня развития гражданского общества, которое, в свою очередь, является объективным социальным базисом демократического государства. Степень развитости гражданского общества в значительной мере предопределяется наличием автономных, добровольных объединений, объединяющих общество и гарантирующие его эффективное взаимодействие с государством.

Религиозные объединения являются одними из первых общественно значимых форм объединения людей на основе мировоззренческих ценностей. Данные институциональные формы создаются и действуют для удовлетворения религиозных потребностей людей, зачастую занимаются благотворительной, образовательной и иными видами деятельности, при этом оказывая значительное влияние на все общество в целом. Однако стоит отметить тот факт, что наравне с консолидирующей функцией, религиозный фактор способен оказывать дезинтегрирующее воздействие на гражданское общество, являясь источником социальных конфликтов внутри отдельных конфессий, между конфессиями с различной религиозной догматикой, между религиозными объединениями и государством. Кроме того, религиозные конфликты зачастую переплетаются с национально-этническими противоречиями, что придает им еще большую остроту и напряженность. При этом религиозная идеология может быть использована различными субъектами политического действия (в том числе и экстремистскими организациями) в своих интересах [2, с. 99].

В современной России достоинства религиозных объединений как института гражданского общества необходимо использовать с особой эффективностью. Учитывая тот факт, что в нашей стране имеется значительный опыт взаимодействия с данными институтами гражданского общества, а за последние годы сложились необходимые предпосылки, способствующие их развитию. При этом стоит принять во внимание, что в России слабы демократические традиции, традиции идеологического плюрализма и свободы совести, незначителен опыт свободного существования общественных и религиозных объединений.

В соответствии с Конституцией, Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом [3, с. 5].

Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками. Под данными признаками подразумевается вероисповедание, совершение

богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. По своей форме религиозные объединения могут быть религиозными группами или религиозными организациями. В зависимости от территориальной сферы деятельности религиозные организации делятся на местные и централизованные.

Стоит отметить, что в истории российского государства сфера государственно-конфессиональных отношений всегда носила проблемный характер. В современном обществе данные проблемы относятся к числу дискуссионных и общественно-значимых. Процесс религиозного возрождения в России, начавшийся после празднования 1000-летия Крещения Руси, носит противоречивый характер [4, с. 36]. С одной стороны, с принятием новых законов, введением весной 1991 г. нового (заявительного) порядка регистрации религиозных организаций органами юстиции РСФСР их количество стало быстро увеличиваться. Особенно это нашло отражение в динамике зарегистрированных православных и мусульманских религиозных объединений. Если в 1990 г. православных религиозных объединений было 4450, то по данным Росстата на 27 апреля 2015 г. - уже 16076. Соответственно, мусульманских религиозных объединений 870 и 4988 [5]. По данным последних социальных опросов, в целом россияне стало терпимее к атеистам: 79% никогда не вступали с ними в споры, а 15% делают это очень редко. При этом число верующих за последние 6 лет в России выросло на 7% и составляет 77% населения. Подавляющие число населения, 68% относят себя к православию, еще 7% - к исламу, около 20% не считают себя верующим человеком. За последние десятилетия россияне стали намного серьезнее относиться к религиозным, церковным предписаниям: их стараются соблюдать 82% опрошенных.

Всплеск религиозности затронул не только русское население, которое, в основном, идентифицирует себя с православием, но и другие народы Поволжья, Урала, Сибири, Севера и Дальнего Востока. Это привело к тому, что отличительной чертой современной религиозной ситуации является конфессиональный плюрализм. Современные религиозные отношения в России характеризуются очень сложными межконфессиональными и внутриконфессиональными процессами, на которые оказывают влияние социально-экономические, политические, духовные и иные особенности российского общества, а также проблемы, связанные с организацией религиозных объединений и разностью взглядов на основы вероучений и культовые предписания. Осложняется религиозная ситуация еще и тем, что свобода религиозной деятельности привела к активизации иностранных миссионеров, способствующих появлению новых религиозных движений в России, чуждых традиционному российскому обществу, нацеленных на подрыв его духовного единства.

Очень часто деятельность таких новообразований носит чисто коммерческий характер, а иногда связана с прямым нарушением прав и свобод российских граждан. Так, отношение к новым религиозным движениям (НРД) чаще всего вызывают отрицательные эмоции: «пошлость, безобразие», «алчность, деньги, вранье», «аферисты, мошенники, безнравственные». Около 64% россиян уверены, что от представителей НРД стоит держаться подальше, плохо относятся к НРД 58% респондентов. При этом широко распространено мнение, что представителей НРД с годами становится все больше: сегодня уверены в этом 72% наших сограждан [6].

Крайним проявлением негативных сторон современных религиозных отношений является религиозный экстремизм. Религиозно-политический экстремизм, выступающий под лозунгами ислама, стал серьезной реальностью для российского общества в конце XX -начале XXI в. По мнению исследователей, социальную базу религиозного экстремизма представляют маргинальные слои населения, представители националистических религиозных движений и недовольная существующим порядком часть интеллигенции и студенчества. Для России, имеющей исламские регионы на Кавказе и в Поволжье, а также значительное количество исповедующих ислам граждан в других городах европейской части, при условии наблюдающегося стремительного роста мусульманской общины, решение проблемы религиозного экстремизма имеет жизненно важное значение. Несмотря на то, что в 2014 году ислам исповедовало всего 7% россиян, именно данная религия, по результатам опросов, чаще всего воспринимается как наиболее чуждая. Примерно 32% опрошенных считает, что ислам сыграл отрицательную роль в истории нашего государства, еще 39% уверены, что негативную роль ислам играет в России и мире на сегодняшний день. Около трети россиян отнеслись бы отрицательно, если бы узнали, что их знакомый принял ислам. Чаще других выражали свое негативное отношение к этому респонденты с доходом ниже среднего, электорат Владимира Жириновского, а также жители Южного и СевероКавказского федерального округа [7].

Однако на сегодняшний день в обществе не до конца определен тип возможной системы государственно-конфессиональных отношений. Историческая практика дает нам самые различные типы таких систем. Например, классификация, предложенная американским ученым К. Дьюрэмом, в которой, в качестве критерия предлагается использовать степень религиозной свободы или ее отсутствие. Выделяются различные типы церковно-государственных систем: от абсолютной теократии и государственной церкви до бюрократического безразличия и неприкрытого преследования. Основой для определения модели взаимоотношений государства с конфессиями также может стать их социальное партнерство. Желание и потребность в социальном партнерстве исходят и со стороны

государственных органов власти, и со стороны религиозных организаций. Под социальным партнерством понимается, прежде всего, система взаимодействия органов государственной власти с религиозными организациями, которая направлена на выполнение и реализацию уставных целей, и решение наиболее важных социальных проблем.

Многие исследователи считают, что государство должно стимулировать и поощрять такого рода деятельность религиозных организаций не только определением статуса социальных партнеров, но и предоставлением различных льгот. Среди наиболее распространенных видов социально значимой деятельности религиозных организаций можно назвать: работу с детьми, с молодежью; помощь малообеспеченным; реабилитацию наркоманов и алкоголиков; культурные программы; помощь детским домам; программы по укреплению семьи и т.д.

В мире накоплен значительный опыт регулирования взаимоотношений государственных органов и религиозных организаций в области социального партнерства на основе специальных нормативных актов. В Российской Федерации применяются только такие формы взаимоотношений: статус традиционной религии (только на региональном уровне), договор / соглашение, регулярные субсидии, разовые субсидии, разовые совместные акции, неформальное сотрудничество. Для того чтобы социальное партнерство стало наиболее оптимальным, от региональной власти требуется полная осведомленность и учет религиозной ситуации, выбор эффективного механизма и форм партнерства, опора общественные институты, учет интересов всего населения. Очень привлекательной для государственных органов становится идея о деятельности религиозных организаций на основе самофинансирования.

Среди проблемных вопросов, которые требуют разрешения, остается вопрос об упрощении процесса приобретения религиозными организациями статуса юридического лица. В связи с этим предлагается ввести единый порядок регистрации всех некоммерческих организаций. В последующем некоторые из них могут приобрести религиозный статус.

Тем не менее, в государственной политике по отношению к религиозным объединениям в современной России соответствует непоследовательность. Так, например, в ноябре 2010 г. был издан федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной и муниципальной собственности», а в 2011 г. ряд постановлений Правительства РФ, регламентирующих этот процесс (перечень документов, обосновывающих право религиозной организации на получение имущества; порядок рассмотрения возникающих спорных вопросов). Хотя передача культового имущества религиозным организациям в целом не вызывает сомнений, но в отдельных случаях, по-видимому, стоит прислушаться к мнению работников культуры,

когда речь идет об особо значимых памятниках российской истории. Кроме того, расширяется поле предпринимательской деятельности среди религиозных организаций, государство и церковь активно взаимодействуют друг с другом, демонстрируя взаимное уважение. С 1 июля 2013 г. вступил в силу ФЗ «Об оскорблении чувств верующих», которые нашел отклик и поддержку у 55 % россиян [8]. Внимание федеральной власти к рассматриваемым проблемам проявилось во введении в школах нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики». Более десятка тысяч учителей со всех регионов России прошли курсы повышения квалификации.

Несмотря на подобное «плотное» сотрудничество с религиозными организациями, государство не спешит предоставлять им значительную свободу. В ближайшее время планируется внести поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которыми у Министерства юстиции будет право проверять религиозные организации, если они получили «иностранное финансирование» или же в их деятельности обнаружились «признаки экстремизма (терроризма) [9]. Несомненно, данная мера соответствует современным реалиям внутренней политики России, но неизвестно, как эти поправки могут отразиться на развитии религиозных объединений и формировании гражданского общества.

Непродуманное построение системы государственно-конфессиональных отношений, отсутствие позитивных тенденций в религиозной сфере может вызвать негативные последствия. В опубликованном 19 декабря 2012 г. указе Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» среди важнейших целей государственной национальной политики провозглашается обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 04.12.2014 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171774.

2. Тарханова Е. Г. История развития некоммерческих организаций // Актуальные вопросы современной сферы услуг. Сборник научных трудов. Под научной редакцией Т. Д. Бурменко. - Иркутск, 2012. - С. 98-103.

3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. - М.: Юристъ, 2011. - 44 с.

4. Левченко И. В. Некоторые вопросы государственно-конфессиональных отношений в России // Проблемы организации органов государственной власти и

местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы. Сборник научных трудов / отв. ред. Н. В. Кешикова. - Иркутск, 2013. - С. 36-41.

5. Число религиозных организаций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/state.

6. Отношение к новым религиозным движениям [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/11418.

7. Ислам - «соседняя дружественная религия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/TSennosti/12121.

8. Отношение к законопроекту о чувствах верующих [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fom.ru/Bezopasnost-i-pravo/10782.

9. Минюст получит право контролировать религиозные объединения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://deita.ru/news/politics/30.04.2015/4888052-minyust-poluchit-pravo-kontrolirovat-religioznye-obedineniya.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.