Научная статья на тему 'Роль религиозного образования и воспитания в формировании картины мира человека XXI века'

Роль религиозного образования и воспитания в формировании картины мира человека XXI века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
260
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СВЯТООТЕЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КАРТИНА МИРА ЧЕЛОВЕКА / THE SPIRITUALLY-FOCUSED PSYCHOLOGY / A PICTURE OF THE WORLD OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соколовская И. Э.

В современном российском обществе дальнейшее формирование картины мира Человека XXI века требует соединения научной и практической психологии с традициями и опытом христианства, и в частности, православного. Необходима опора на заповеди Божии и на тысячелетний святоотеческий опыт. Эта задача, в первую очередь, должна проявляться в сфере образования. Духовно-ориентированное образование отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам жизни и пытается подготовить людей нового склада, с высокими нравственными навыками и понятиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF RELIGIOUS FORMATION AND EDUCATION IN FORMATION OF THE PICTURE OF THE WORLD OF THE PERSON OF THE XXI-ST CENTURY

In a society there is a lot of people with enough high level of knowledge, but insufficiently high level of morals: after all, unfortunately, the concept «an educated person» not always coincides with concept «the highly cultured person». Therefore formation of culture and awakening of morals of the person through development of its spiritual world remains an actual problem of process of formation of a picture of the world of the person of the XXI-st century

Текст научной работы на тему «Роль религиозного образования и воспитания в формировании картины мира человека XXI века»

УДК 378

И.Э. Соколовская, канд. психол. наук, доц. АНО ВПО «Православный институт св. Иоанна Богослова», г. Москва, E-mail: iren3d@yandex.ru

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ КАРТИНЫ МИРА ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА

В современном российском обществе дальнейшее формирование картины мира Человека XXI века требует соединения научной и практической психологии с традициями и опытом христианства, и в частности, православного. Необходима опора на заповеди Божии и на тысячелетний святоотеческий опыт. Эта задача, в первую очередь, должна проявляться в сфере образования. Духовно-ориентированное образование отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам жизни и пытается подготовить людей нового склада, с высокими нравственными навыками и понятиями.

Ключевые слова: духовно-ориентированная психология, святоотеческая психология, картина мира человека.

В обществе немало людей с достаточно высоким уровнем знаний, но недостаточно высоким уровнем нравственности: ведь, к сожалению, понятие «образованный человек» не всегда совпадает с понятием «высококультурная личность». Поэтому формирование культуры и пробуждения нравственности личности через развитие её духовного мира остаётся актуальной задачей процесса формирования картины мира человека XXI века. Постоянно приходится сталкиваться с тем, что Личность и существование Человека невозможно описать и цельно понять, опираясь на светскую психологию. Да она и сама отказалась от этой задачи, обратив своё внимание целиком на проявления человеческого Духа, и забыв о нём самом, из-за чего подчас правильным и метким наблюдениям и выводам не хватает той глубины и завершённости, которые привели бы Человека к пониманию подлинной реальности. Протоиерей Василий Зеньковский, в своей книге «Психология детства» сумел соединить Дух с психикой и телом так последовательно и гармонично, что получающаяся картина поражает своей цельностью. Можно сказать, что он одухотворил психику. И хотя психология не может вместить Дух, однако, без этого самого одухотворения она становится мертва и дисфункциональна, то есть не может приблизить Человека к его истинному бытию.

Около трёх тысячелетий назад перед наукой была поставлена проблема: "Познай себя, Человек", но Человек, как сущность, до сих пор так и остаётся непознанным. Главное, что он до сих пор не знает своего предназначения в этом мире. Картину К. Малевича "Черный квадрат" называют магической именно потому, что он изобразил в ней часть стены преткновения, отделяющей материальный мир от духовного, стены, в которую уткнулись материалисты. Именно за ней находятся полностью неизученные два главных, живых мира: духовный мир и мир разума.

Мир в XX веке жил и вошел в XXI век с мифами: что мозг мыслит; что существуют силы добра и зла; что есть некая сущность - дьявол, сатана; что человек произошёл от обезьяны, а труд превратил его в человека; что живой мир развивался эволюционно; что стихийные преобразования и катастрофы происходят случайно; что запись мыслей возможна только с помощью буквы и слова; что невидимый духовный мир можно пощупать и измерить материальными приборами. Удивительно, но электротехника не знает, из какого источника черпаются миллиарды киловатт электроэнергии, а психология не знает, что такое душа; физика - наука о природе, но изучает только неживую часть природы и явления, происходящие также в ее неживой части; математика - наука о величинах и качествах, ограничилась измерением также только материального мира; антропология - человековедение, изучает не живого человека, а его останки, извлеченные из земли во время раскопок; филология - наука о любви, даже не сформулировала, что такое любовь, а занялась словесностью, причем мертвой, на основе мертвой буквы; педагогика - наука о воспитании детей и молодежи, не изучает виды способностей, талантов, суть предназначения человека в жизни, обучая всех непо-

нятно каким образом сформированному пакету общеобразовательных знаний, который в основной своей части в жизни оказывается бесполезным; метафизика - наука о мире невещественном, неземном, о духе, имеет статус отверженной; мистика - учение о таинственном, загадочном, сверхъестественном, вообще гонима.

Актуальность появления в российском обществе таких дисциплин как православная психология, основы православной культуры созрела вместе с изменением мировоззрения и психолого-педагогов и священников. Однако внедрение религиозных образовательных программ в школы едва ли сможет стать гарантией морального здоровья всего общества, поскольку невозможно сравнить влияние школьных уроков по «Основам православной культуры» с воздействием на детское сознание современных средств медиа. В то же время, по мнению современных христианских педагогов и теологов о. Константина (Зелинского), диакона Андрея (Кураева), о. Евгения (Шестуна) введение в общеобразовательную государственную систему религиозно-нравственных дисциплин может приостановить тенденцию нравственного самоуничтожения, реально существующую в нашем обществе. Противники религиозного воспитания основывают свои возражения на принципе светскости нашего государства. В связи с этим необходимо определить значение данного понятия, которое, являясь культурно - историческим и юридическим, появилось в Западной Европе в результате политической и философской революции с целью упразднения власти духовенства над обществом. Иного смысла в этом понятии нет. Светский характер государства предполагает отсутствие всякого клерикального вмешательства в политику, свободу граждан от какой бы то ни было юридической власти религиозных организаций. История свидетельствует, что такой порядок не влечет за собой запрета религии как таковой и веры людей в Бога. В современной России школа отделена от Церкви, но данное положение не означает, что в школьных программах не может присутствовать религиозная тематика, поскольку она отражает исторические корни жизни общества и ориентирована на духовнонравственное воспитание детей. Русскую культуру, основанную на православии, невозможно понять без обращения к наследию христианства. Исключение из воспитания и образования этих основ приводит к тому, что молодое поколение оказывается вне мировой культуры и истории. За последние 15 лет в Российском государстве в связи с кризисом переходного этапа, обострились социальные болезни общества: алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, преступность, безнравственность. В связи с этим государство принимает ряд программ, практических и законодательных мер. В решении этих проблем задействованы практически все общественные институты, в том числе и Русская Православная Церковь. Свыше 20 тысяч священнослужителей помогают духовнонравственному возрождению нашего общества. В Социальной концепции РПЦ прописаны областями соработничества Церкви и государства: забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое

образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных заведений, их духовно-нравственное воспитание; работа церковных и светских средств массовой информации; поддержка института семьи, материнства и детства; противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества и многие другие. Воспитание и образование являются социальными институтами передачи опыта от одного поколения к другому, отсюда следует, что на переломных этапах развития общества обнажаются вопросы исторических корней и культурных традиций. История отечественного образования базируется на ортодоксальных идеях христианства, которые были искусственно выведены за рамки социальной жизни в советский период развития педагогики. Изменения современной социокультурной ситуации заставляют искать более действенные подходы к воспитанию в средней и высшей школе.

Исследуя философско-педагогические представления о развитии духовного мира, мы сочли целесообразным обратиться к трудам психолога и педагога русского зарубежья В.В. Зеньковского, который показал недостаточность и поверхностность традиционного педагогического натурализма. Возврат к обоснованию педагогики в целостном христианском мировоззрении, привлечение идей христианской антропологии, преодоление секуляризации педагогики, ее отделения от веры он считал основной задачей, в разрешении которой - ключ к плодотворному творчеству в сфере воспитания. Важнейшей темой психологии, по мнению В.В. Зеньковского, является духовная жизнь в детстве. «...Детство есть определённая фаза в духовном созревании ребёнка, которое идёт уже в течение детства». Он полагал, что «если на духовной жизни в детстве неизбежно сказываются общие черты детства, то всё это духовное содержание детства не может быть охарактеризовано, как низшая, предварительная фаза духовного развития. Дитя не только не стоит ниже нас, но, по словам Христа, мы не можем достигнуть идеала, если не станем, как дети, и это значит что детская духовная жизнь, духовная организация, как тип, ближе стоит к идеалу, чем наша. Из этого, конечно, совсем нельзя сделать того вывода, что хорошо было бы, если бы дитя всегда оставалось ребёнком: развитие детской души, несущее с собой неизбежное разрушение начальной целостности духа, необходимо, чтобы от наивной духовной жизни, через страдания и грехи, дойти до сознательной духовной жизни». Проблему воспитания добра В.В. Зеньковский считает главной и основной в педагогике. В таком аспекте социализация личности, приспособление ее к жизни имеет чисто инструментальный характер, а цель воспитания должна составлять развитие в душе ребенка, подростка, юноши сил добра. Данная проблема по-разному рассматривается в рамках религиозного и светского воспитания.

Одним из главнейших принципов в психологии детства В.В. Зеньковский признает три основных моральных чувства, а именно: - любовь к людям (альтруизм), стыд и «чувство совести». Как считает автор - Эти чувства вносят в нашу душу моральный опыт, создают в нас непосредственное моральное ориентирование, дают моральную оценку в отношении трёх основных объектов моральной жизни: в отношении к самой личности; в отношении к другим людям; в отношении к культуре, как системе жизни, как к продукту активности. Надо признать, говорит автор, что условия морального созревания наших детей очень тяжелы . низкий моральный уровень социальной среды создаёт величайшее препятствие для индивидуального морального процесса. Этот процесс связан с непрерывным взаимодействием с окружающей средой - и пока наше общество полно глубоких моральных и социальных противоречий, для наших детей необычайно труден путь цельного этического развития». И по сей день, эти высказывания автора звучат весьма актуально.

Протоиерей Василий Зеньковский раскрыл смысл христианского воспитания, его влияние на нравственное состояние общества, представляется, очевидным, что необходимо внедрять не только в школьную программу религиозные дисциплины, но и в Высшие учебные заведения. Правильное сочленение религиозного компонента и светского компонентов может обеспечить должный уровень нравственного, культурного и социального воспитания. Главным в педагогической концепции ученого были уважение и любовь к ребёнку, признание в нем личности, потенцией его духовных возможностей и интеллекта, а также требование бережного обращения к «делу воспитания человека в ребёнке». Ното Бріпіа^ еі viva-(лат. - Человек Духовный есть живой человек); Ното Брігі-1а^ есть мера жизни. Такой подход может позволить педагогам совместно с воспитанниками решать не только ежедневные проблемы, но наполнять жизнь подлинным смыслом человеческого бытия.

В работе В.В. Зеньковского «Психология детства» (1924), сформулированы основные принципы православного воспитания и педагогики, предложены схемы построения системы педагогики, в которой необходимо использовать все богатство педагогических идей, выработанных как религиозной, так и логической педагогикой Западной Европы и Америки. Однако введение курса духовно-ориентированной психологии в Высших православных учебных заведениях встречает ряд объективных трудностей, замедляющих процесс ведения психологической подготовки будущих педагогов: отсутствие учебных программ, различие мировоззренческих позиций преподавателя психологии и студентов, преподавание психологии без учета содержания богословских дисциплин.

Большую роль в преподавании, как вы знаете, играет личность учителя. Для преподавания духовноориентированных дисциплин при подготовке психологов - это должен быть духовно-нравственный человек с широким кругозором знаний в философии, богословии, педагогике и психологии, опирающийся на святоотеческий опыт предшественников. Но это ещё не всё эта личность должна быть воцерков-лённой, вести подвижнический образ жизни, всё-время духовно развиваясь. Это, конечно в идеале, но реально всё не так. На нашем опыте мы убедились, что важной проблемой является сформированность компетентности личного духовнонравственного уровня и профессионально-педагогического уровня преподавателя.

Но также не менее важно и личное духовно-нравственное развитие студентов, которые в последствии станут детскими психологами и педагогами. Студенческий возраст (17 - 30 лет) функционально расположен между юностью и зрелостью. Это чрезвычайно значимый в становлении духовности этап, итогом которого является целостность поведения, внутреннее единство, понимание связи внутренних и внешних событий, солидаризирование с социальными нормативами и групповыми стремлениями. Проблемы студенческого периода жизни связаны с неопытностью, недостаточной ответственностью, тягой к простым ответам на сложные вопросы. Психология студенчества во многом носит культовый, групповой характер. Поэтому только всестороннее информирование сумеет уберечь студентов от негативных последствий оккультного, сектантского влияния, предупредит вовлечение молодёжи в религиозные деструктивные объединения и культы.

Воспитать ребенка - это значит раскрыть его личность, "но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке". Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, сексуальное, имеющие, однако "инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни" [1, с. 153 ].

"Тема религиозного воспитания есть основная тема педагогики, все остальное - развитие интеллекта, накопление знаний, усвоение технических и социальных навыков, развитие

характера - является лишь частью этой общей и основной педагогической задачи... Следить за ростом и ритмом внутренней жизни в детях, видеть во всем внешнем воспитательном и образовательном материале лишь средства раскрытия и укрепления духовных сил в ребенке - таков путь школы" [2, с. 38-39] и таков педагогический завет нам, ищущим сегодня новые пути образования и воспитания.

В своём труде «Психология детства» о.Василий показывает, что ребёнок это существо изначально духовное, что это существо несет в себе Дух, и именно он является центром Человека. Он говорит о том, что существует не только личность, не только эмпирический опыт, но что существует и духовные реалии, действия которых в человеке, начиная с самого детства, являются фундаментальными и определяющими для становления Личности. Психология обычно рассматривает взаимодействие биологического и социокультурного развития. А у святых отцов на первом месте - духовное становление, которое влияет и на биологическое и на социальное. Оно пронизывает душевное и телесное в природе человека.

Таким образом, человек не знает, что ему необходимо достичь совершенства, не знает, каким образом он сможет этого достичь. Как сказано в Нагорной проповеди Иисуса Христа: "Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный".

Настало время вновь вернуться к требованию, которое произнёс Архимед: "Дайте мне точку опоры, и я переверну мир". Сегодня мы можем уточнить эту просьбу: "Науке вновь нужна точка опоры на духовно-интеллектуальное ядро человечества и тогда можно будет перевернуть мир во многом ложных или необоснованных мировоззрений неживого материального мира, человек сможет стать Георгием Победоносцем, в борьбе со злом действующим по указующему Персту Господа", не зря этот образ помещен в российском гербе - в сердце двуглавого орла.

В заключении, следует сказать, что в современном обществе, и в российском в частности, есть позиция, согласно которой дальнейшее формирование картины мира Человека XXI века требует соединения научной и практической психологии с традициями и опытом христианства, и в частности, православного. Здесь должна быть и опора на заповеди Божии и на тысячелетний святоотеческий опыт. Естественно, что эта задача, в первую очередь должна появляться в сфере образования, так как квалифицированных специалистов - духовноориентированных психологов пока ещё очень мало, если отметить их количество с психологами светскими. Духовноориентированное образование отвечает на запросы времени, идет навстречу нуждам жизни и пытается подготовить людей нового склада, с высокими нравственными навыками и понятиями.

Bibliography

1. Zenkovskiy, V.V. Parenting issues in the light of Christian anthropology. - Paris, 1934.

2. Zenkovskiy, V.V. Russian pedagogy in the XX century. - Paris, 1960.

Article Submitted 19.12.10

УДК 612

В.К. Макуха, проф. НГТУ; О.Г. Фетисова, фониатор; С. С. Дериглазов, магистрант НГТУ; М.Г. Чухрова, проф. НГПУ, г. Новосибирск, E-mail: mba3@sibmail.ru

ОБЪЕКТИВИЗАЦИЯ ГОЛОСОРЕЧЕОБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Своевременное выявление и коррекция нарушений голосоречеобразования у детей способствует профилактике психосоматической патологии, и обеспечивает контроль за здоровьем подрастающего поколения.

Ключевые слова: голосоречеобразование, ритмические, темпоритмические, ритмоинтонационные составляющие речи.

В основных направлениях модернизации Российского образования говорится о том, что «от уровня коммуникативной культуры человека зависит процесс развития личности». Авторитетные отечественные специалисты в области фониатрии и фоно-логопедии (Василенко Ю.С., Орлова О.С., Рудин Л.Б., Иванченко Г.Ф. и др.), говоря о недостаточном внедрении в клиническую практику методов объективной оценки клиникофункционального состояния голосоречевого аппарата (в то же время, осознавая актуальность проблемы, начали в 2010 года издание междисциплинарного научно-практического журнала «Голос и речь» под редакцией Л. Б. Рудина), подчёркивают, что в настоящее время в России нет современных акустических программ для оценки качества голоса. Вместе с тем, создание адекватных акустических программ необходимо для экспертной оценки голосоречеобразования. Отсутствие подобных программных средств затрудняет диагностику и правильную интерпретацию голосоречевой информации [1 - 6].

У современных детей школьного возраста голосоречевые нарушения проявляются в дисбалансе ритмической, темпоритмической, ритмоинтонационной составляющей речи, а также в дикционных нарушениях и выраженных нарушениях индивидуального тембра голоса. Коммуникативные расстройства речи, голоса, языкового общения создают серьёзные трудности при обучении в школе, создают проблемы социаль-

ной адаптации и ограничения в выборе профессии. Как показали наши собственные исследования, нарушения соматического здоровья и психоэмоциональный дисбаланс всегда сочетаются с определенными изменениями/нарушениями голосо-речеобразования.

В Российской Федерации известны работы научной школы профессора В.П. Морозова, направленные на выявление вокальной одарённости певцов с помощью спектрального анализа голоса. Однако, поскольку вокал является строго формализованным видом звукоизвлечения (звук должен производиться на строго определённых частотах — нотах), то по методу В.П. Морозова производится анализ относительной мощности звука в определённом частотном интервале (так называемая «высокая певческая форманта», находящаяся в частотном диапазоне 2500 — 3000 Гц). В то время как при обычном разговоре у человека спектральное распределение голоса не привязано к абсолютным значениям частот, а является его индивидуальной характеристикой. Наши эксперименты подтвердили это положение — пользуясь только выявлением относительной интенсивности в частотном диапазоне 2500 — 3000 Гц, нам не удалось классифицировать детские голоса на: «с нарушением голосоречеобразования» и «без нарушений голосоречеобразования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.